Jump to content

Мария Мартинес

(Перенаправлен из Сантана Мартинеса )
Мария Монтойя Мартинес
Po've'ka
Martinez c
Рожденный
Мария Повека Монтойя

что. 1887 ( 1887 )
Умер 1980 ( 1981 ) (в возрасте 92-93)
Сан -Ильдефонсо Пуэбло, Нью -Мексико
Национальность Сан -Ильдефонсо Пуэбло , американец
Известен для Керамика , керамика
Движение SAN ILDEFONSO SCHOOL
Супруг Джулиан Мартинес
Внешние видео
видео значок Мария Мартинес Индийская керамика Сан -Ильдефонсо Пуэбло , документальное видео, 1972.

Мария Повека Монтойя Мартинес ( ок. 1887 - 20 июля 1980 года) была художником из пуэблоана , создавшим международную керамику . [ 1 ] [ 2 ] Мартинес (родившаяся Мария Повека Монтойя ), ее муж Джулиан и другие члены семьи, в том числе ее сын Попови да , изучили традиционные керамики в пуэбло стили и методы , чтобы создать произведения, которые отражают наследие людей в Пуэбло в создании изобразительных произведений и ремесел. Работы Марии Мартинес, особенно ее керамика черной посуды, находятся в коллекциях многих музеев, включая Смитсоновский институт , Метрополитен -музей искусств , Художественный музей Денвера и многое другое. Музей Пенн в Филадельфии держит восемь судов - три тарелки и пять банок - подписали «Мари» или «Мари и Джулиан». [ 3 ]

Мария Мартинес была из Сан -Ильдефонсо Пуэбло , сообщества, расположенного в 20 милях к северо -западу от Санта -Фе, штат Нью -Мексико . В раннем возрасте она выучила навыки керамики от своей тети [ 4 ] и вспоминает это «обучение, увидев», начиная с одиннадцати лет, когда она наблюдала, как ее тетя, бабушка и двоюродный брат отца работают над своей керамикой в ​​1890 -х годах. [ 5 ] В течение этого времени испанская оловянная и англо -эмалиация стали легко доступными на юго -западе Соединенных Штатов , что сделало создание традиционных кулинарных и портовых горшков менее необходимыми. [ 6 ] Традиционные методы изготовления керамики стали менее распространенными, но Мартинес и ее семья экспериментировали с различными методами и помогли сохранить культурное искусство. [ 1 ] : 62–63 

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мария Повека Монтойя родилась в. 1886 [ 7 ] [ 8 ] или 1887. [ 9 ] Родился в Сан -Ильдефонсо Пуэбло , Нью -Мексико, в Томасе и Рейес Пена Монтойя, у Марии было четыре сестры: Максимилиана (Ана), Хуанита, Дезидерия и Клара. Мария была средним ребенком. Ее тетя, Николаса, преподавала свою глиняную работу. Мартинес и все четыре ее сестры сделали керамику, и некоторые примеры керамики ее сестер можно увидеть в экспонатах. Она сказала людям, что видела инопланетян на горе в восьми. [ 1 ] Ее имя Po've'ka на языке Tewa означает пруд или водную лилию . [ 10 ] : 17 

Пример ранней работы Марии Мартинес, C1925
Черно -черный шарик для Марии Мартинес, C.1945, в музее де Янг

Во время раскопок в 1908 году во главе с Эдгаром Ли Хьюеттом , профессором археологии и основателем и директором музея Нью-Мексико примеры керамики бисквитной посуды в Санта-Фе были обнаружены . Во время поиска сквозь песчаную грязь и красную глину в пустынной местности Нью -Мексико, были обнаружены разбитые куски печенья.

Распространено заблуждение, что «в конце 18 -го века использование пигментов растений и мелкодушных минеральных веществ стало предпочтительной техникой живописи и медленно вызвало вымирание застекленной керамики». [ 11 ] : 8  На самом деле, близлежащие жители Санта -Клары Пуэбло произвели высоко полированную черную керамику с 17 -го века. [ 12 ]

Хьюитт искал квалифицированного Поттера Пуэбло, который мог бы воссоздать бисквитную посуду. Его намерение состояло в том, чтобы разместить воссозданные горшки в музеи и, таким образом, сохранить древнюю форму искусства. Мария Мартинес была известна в Tewa Pueblo из Сан -Ильдефонсо, штат Нью -Мексико, за то, что он быстро создал тонкие горшки; Поэтому Хьюетт увидел ее как идеального Пуэбло Поттера, чтобы воплотить свою идею в жизнь. [ 13 ] : 90  Эта работа отличалась от, но неизменно путалась с (в популярном повествовании) матового черного на полированном черном посуде, с которой Мария и ее муж экспериментировали и усовершенствовали самостоятельно и для которого не было предварительного прецедента, [ 14 ] Вопреки популярному мифу. [ 15 ]

Проблемы и эксперименты

[ редактировать ]
Полихромная тарелка Avanyu от Maria и Popovi Da , 1969

черном посуде потребовалось длительный процесс экспериментов и преодоления проблем, чтобы успешно воссоздать стиль керамики черного на черном Для успешного воссоздания стиля керамики чернокожих на . "Как почти вся глина, найденная на холмах, не является струйным черным, одной конкретной проблемой было выяснить способ заставить глину повернуть желаемый цвет. Мария обнаружила, наблюдая за семью Тафойей Санта -Клары Пуэбло , которая до сих пор практиковала традиционную гончарку Методы, которые задушивают огонь, окружающий керамику во время процесса стрельбы на открытом воздухе, вызвали ловушку дыма и осаждаются в глину, создавая различные оттенки черного до цвета Gunmetal ». [ 16 ] Она экспериментировала с идеей, что «неполированное полированный красной сосуд, который был окрашен красным скольжением на верхней части лака, а затем выстрелил в промазанном огне при относительно прохладной температуре, приведет к глубокому глянцевому черному фону с тусклым черным украшением». [ 11 ] : 36  Шеры, овцы и лошадь навоз, расположенные вокруг снаружи и внутри открытой кивы духовки в стиле адобиной , придали бы горшку мягкий матовый вид. [ 17 ] : 20  После долгих испытаний и ошибок Мария успешно произвела черную боковую горшок. Первые горшки для музея были уволены примерно в 1913 году. Эти горшки были нежества, без подписи и в целом грубого качества. [ 16 ] Самый ранний рекорд этой керамики состоялся на выставке в июле 1920 года, состоявшейся в Музее искусств Нью -Мексико . [ 10 ] : 33 

Смутив, что она не может создать высококачественные черные горшки в стиле древних народов Пуэбло, Мартинес спрятала свои горшки от мира. [ 13 ] : 90  Несколько лет спустя Хьюитт и его гости посетили Tewa Pueblo. Эти гости попросили купить керамику черной посуды, похожие на горшки Мартинеса, размещенные в музее. Она была очень воодушевлена ​​этим интересом и решительно начала пытаться усовершенствовать искусство керамики черной посуды. Ее навык продвинулся с каждым горшком, и ее искусство стало создавать довольно многожие среди коллекционеров и превратилось в бизнес для керамики черной посуды. Кроме того, Мартинес начал экспериментировать с различными методами для производства других форм и красочных форм керамики. [ 12 ] [ 18 ]

Описание керамики черной посуды

[ редактировать ]
Мария и Джулиан Мартинес, матовая на глянцевая свадебная ваза, Калифорния. 1929, Коллекция музея искусств Фреда Джонса -младшего

Барка Olla имеет слегка сплющенный обод и отмеченный угол на плече. Тот, созданный Марией и Джулианом Мартинесом, характерен для этого типа, который «украшен только на ободах, то есть над углом плеча». [ 19 ] Свет отражается от блестящей гладкой поверхности. Конечная отделка реактивного черного керамического продукта кажется бездельнитной. Группа более легкого черного украшения выделяется на сплошном черном матовом фоне. Этот тип горшка «зависит от декоративного воздействия на манипуляции только с поверхностной отделкой», чтобы выглядеть так, как будто украшения царапаются на поверхность горшка. [ 19 ] Группа оборачивается непосредственно под узкой шеей горшка. с широко раскрытыми глазами Аваня , или рогатый змей , окружает горшок и скользит внутри группы. Язык змея почти касается кончика его хвоста. Движения тела змеи кажутся живыми; Дань благодарности, которую народы Пуэбло имеют за природу и жизнь. Украшения на горшке придают горшку личность и уникальный индивидуальный вид.

Создание керамики черной посуды - это длинный процесс, который состоит из многих шагов, требующих терпения и навыков. Шесть отдельных процессов происходят до того, как горшок будет закончен. По словам Сьюзен Петерсон в живой традиции Марии Мартинес , эти шаги включают в себя: «поиск и сбор глины, формирование горшка, соскабливание и шлифование горшка, чтобы удалить неровности поверхности, нанесение железного несущего скольжение и сожгать его на высокий блеск с гладким камнем, украшая горшок с другим скольжением и стреляя в кастрюлю ». [ 13 ] : 164 

Первый шаг - собирать глину, которая выполняется раз в год, обычно в октябре, когда она сухая. Затем глина хранится в садовой структуре, где температура остается постоянной. [ 13 ] : 164  Следующий шаг - начать формование глины, чтобы сформировать горшок; Правильное количество глины вносится в дом из структуры хранения. Глина помещается на стол, покрытый тканью. В глине изготовлено отверстие размером с кулак, а в депрессии помещаются равное количество серого розового, а синий песок. Меньшее отверстие изготавливается в синем песке, а вода выливается в отверстие. Затем вещества замесиваются вместе. Затем смесь обертывается в ткань, промывается и покрыта полотенцем, чтобы убедиться в влаге. Глина разрешена на день или два, чтобы немного высохнуть и стабилизироваться. Pukis или «поддерживающая плесень, сухая или выпущенная форма глины, где можно сформировать круглую дно нового кусочка», позволяет гонку встроить основание кастрюли в блинную форму. [ 13 ] : 167  После сжимания глины вместе с пальцами 1-дюймовая высокая стена выжимают от основания, похожих на блин. В тыквенном ребра используется в движениях кросса, чтобы сгладить стену, делая ее толстым и равномерным. Длинные катушки глины проложены на вершине глиняной стены. [ 13 ] : 167 

После высыхания горшок царапают, отшлифовали и полируют с помощью камней. Это самая трудоемкая часть процесса. Небольшой круглый камень наносится на сторону горшка в последовательных, горизонтальных, ритмичных движениях. Горшок спонирован путем потирания каменной параллели с боковой горшка, чтобы получить блестящую, равномерно полированную поверхность. [ 13 ] : 173  Затем горшок готов к стрельбе после применения вторичного скольжения. Слип окрашен на полированную поверхность в различных традиционных дизайнах. [ 16 ]

Увольнение

[ редактировать ]

Мартинес использовал технику стрельбы под названием «Ужигание сокращения». возникает Рядовая атмосфера , когда воздух, окружающий горшки, не содержит достаточно кислорода, чтобы питать пламя. Это вызывает химическую реакцию, которая темнеет глиняное тело. [ 20 ] Процесс стрельбы займет много часов в дополнение к неделям подготовки заранее. Ей часто помогали ее муж или дети. Увольнение произошло рано утром в чистый, спокойный день, когда ветер не помешал бы процессу.

Во -первых, горшки были помещены в яму для стрельбы и осторожно покрыты сломанными кусками керамики и алюминиевых листов или металлолома. Чтобы вентиляция поддержала сжигание огня, были оставлены небольшие места открытыми. Сборка ямы была окружена чипсами коровы - очень сухой коровьей навозом - как топливо. Чипсы были осторожно размещены, чтобы оставить вентиляционные отверстия свободными. Цель состояла в том, чтобы не допустить, чтобы любое пламя фактически касалось горшков, отсюда и защитные металлические листы. После покрытия печи большим количеством чипсов коровы, они зажигают разжигание со всех сторон, чтобы обеспечить равномерное распределение тепла. Они продолжали кормить огонь сухим кедром дерева, пока не достигли желаемой температуры от 1200 до 1400 градусов по Фаренгейту, в зависимости от желаемого вида, который они предназначались для партии горшков. Если огонь продолжит гореть, керамика достигнет красно-коричневого цвета. Но чтобы сделать глиняную посуду черной посуды, которой была известна Мария, огонь был задушен сухим, порошкообразным навозом. Делая это, количество кислорода в печи было значительно уменьшено, что создало атмосферу восстановления, которая заставила цвет горшков становиться черным. Через несколько часов Мартинес сместил лошадь навоз, чтобы потушить огонь и похоронить горшки, чтобы они могли медленно остыть. После того, как печь для ямы была достаточно прохладной, чтобы разгрузить, они тщательно сняли горшки, используя палку, если горшки все еще были горячими, или вручную, если горшки были достаточно прохладными, чтобы прикоснуться. [ 21 ]

Украшения

[ редактировать ]

Джулиан Мартинес, муж Марии, начал [ когда? ] украшение горшков Марии после многих испытаний и ошибок. «Чтобы создать свои дизайны, создается суспендием глины и воды, известной как скольжение и применяется к уже полированной, но все же невысокой . " [ 16 ] Он обнаружил, что рисунок с соком гуако и глиняной смесью обеспечивает матовый декоративный эффект. Процесс включал полировку фона, затем матово раскрасьте проекты перед стрельбой.

В 1918 году Джулиан закончил первый из горшков Марии с матовым фоном и полированным дизайном Avanyu . [ 13 ] : 91  Многие украшения Джулиана были узорами, принятыми из древних сосудов пуэбло. Эти узоры включали птицы, дорожные пути, дождь, перья, облака, горы и зигзаги или кивы ступеньки .

Мария Мартинес использовала вариации своей подписи на своих горшках на протяжении всей своей жизни. Эти подписи помогают датировать произведения искусства. Самые старые работы Марии и Джулиана были без подписи. Они понятия не имели, что их искусство станет популярным, и не считалось необходимым претендовать на авторство их работы. Скорее всего, безписанные произведения были сделаны в период с 1918 и 1923 годов. Как только Мария добилась успеха с ее керамикой, она начала подписывать свою работу как «Мари». Она подумала, что имя «Мари» было более популярным среди неиндийской общественности, чем название «Мария», и будет влиять на покупателей больше. [ 22 ] Произведения, подписанные как «Мари», были сделаны между 1923 и 1925 годами. [ 1 ] : 64  Несмотря на то, что Джулиан украсил горшки, только Мария заявила, что работа, поскольку керамика все еще считалась работой женщины в Пуэбло. [ 17 ] : 4  Мария оставила подписание Джулиана от произведений, чтобы уважать культуру Пуэбло до 1925 года. После этого «Мари + Джулиан» оставалась официальной подписью во всей керамике до смерти Джулиана в 1943 году. Семья Марии начала помогать с гончарным бизнесом после смерти Джулиана. С 1943 по 1954 год сын Марии, Адам и его жена Сантана, собрали глину, свернутую, полированную, украшенную и стреляли в гончарную посуду с Марией. Адам взял на себя работу своего отца по сбору глины и рисованию украшений. «Мари + Сантана» стала новой подписью на горшках. Около тридцати лет Мария подписала свое имя как «Мари». [ Проверка необходима ] Как только ее сын, Попови да , начал работать вместе со своей матерью, Мария начала называть себя «Марией» на керамике. Они начали совместно подписывать свои произведения около 1956 года как «Мария+Повека» и «Мария/Попови». [ 23 ]

Она получила много наград и вручила свою керамику на нескольких мировых ярмарках и получила первоначальный грант на национальный фонд для искусства для финансирования гончарной мастерской Мартинес в 1973 году. [ 13 ] : 81  Мартинес передала свои знания и мастерство многим другим, включая ее семью, других женщин в Пуэбло и студентов во внешнем мире. Когда она была молодой девушкой, она научилась стать гончаром, наблюдая, как ее тетя Николаса делает керамику. В то время, когда она разработала то, что мы теперь знаем, как стиль традиционной керамики Сан -Ильдефонсо, она многому научилась у Сарафины Тафоя, гончарного матриарха соседнего Санта -Клары Пуэбло. Когда в 1932 году ее попросили преподавать в правительственной индийской школе в Санта -Фе, Мартинес отказался сделать это: «Я приезжаю и работаю, и они могут смотреть», - заявила она. Члены ее семьи не научили ее, и она сама не сделала это - «никто не учит». [ 5 ]

Керамика процесса изготовления

[ редактировать ]

Мартинес получила почетные докторские степени в течение своей жизни в Университете Колорадо и в Университете Нью -Мексико . [ 24 ] Ее портрет был создан Мальвиной Хоффман , известным американским скульптором. [ 25 ] В 1978 году у Мартинеса была крупная сольная выставка в Ренвика галерее Смитсоновского института . [ 26 ] В 2022 году Мартинес был включен в книгу о женской работе, отмечая переход от женского искусства на феминистское искусство Феррена Гипсона. [ 27 ]

Коллекции

[ редактировать ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Петерсон, Сьюзен (1997). Керамика женщин -американских индейцев: наследие поколений . Национальный музей женщин в искусстве (США), слышал музей. (1 -е изд.). Нью -Йорк: Abbeville Press. С. 62–68. ISBN  0-7892-0353-7 Полем OCLC   36648903 .
  2. ^ Сандо, Джо С. (1998). Нации Пуэбло: восемь веков истории Индии Пуэбло (2 -е изд.). Санта -Фе, Нью -Мексико: издатели Clear Light. П. 176 из 297. ISBN  0-940666-17-0 .
  3. ^ «Каталог онлайн -коллекций музея Пенн» . Музей Пенн . 26 марта 2020 года.
  4. ^ Getlein, Mark (2010). Жизнь с искусством . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. С. 262–263.
  5. ^ Jump up to: а беременный Киркхэм, Пэт, изд. (2000). Женщины-дизайнеры в США, 1900-2000 гг.: Разнообразие и разница . БАРД Нью -Хейвен, CT: Издательство Йельского университета. п. 59. ISBN  0300093314 Полем OCLC   45486311 .
  6. ^ Сублетт, Дж. Марк. «Мария Мартинес и Сан -Ильдефонсо Керамика» . Галерея Медицина. Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 года . Получено 15 октября 2012 года .
  7. ^ «Художник: Мария Мартинес» . Смитсоновское американское искусство Mujseum . Получено 2 июля 2023 года .
  8. ^ «Мария Мартинес» . Художественный институт Чикаго . 1886 . Получено 2 июля 2023 года .
  9. ^ "Банка" . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Получено 2 июля 2023 года .
  10. ^ Jump up to: а беременный Spivey, Richard L. (2003). Наследие Марии Повека Мартинес . Санта -Фе, Нью -Мексико: Музей Нью -Мексико Пресс. ISBN  0890134197 .
  11. ^ Jump up to: а беременный Фрэнк, Ларри; Харлоу, Фрэнсис Х. (1974). Историческая керамика индейцев Пуэбло 1600-1880 . Бостон: Нью -Йорк Графическое общество ООО
  12. ^ Jump up to: а беременный Берчелл, Донна Блейк (5 апреля 2021 года). Миссионерские церкви Нью -Мексико . Arcadia Publishing. п. 107. ISBN  978-1-4671-4493-3 Полем Получено 29 декабря 2021 года .
  13. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Петерсон, Сьюзен (1977). Живая традиция Марии Мартинес . Токио: Kodansha International Ltd.
  14. ^ Spivey, Richard L. (1979). Мария . Флагстафф: Northland Press.
  15. ^ Киддер, Альфред Винсент (1915). Керамика плато пижарито и некоторых прилегающих регионов в Нью -Мексико . Американская антропологическая ассоциация. Мемуары, № 12. Ланкастер, Пенсильвания: Новая эра печатная компания.
  16. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Роллер, Райан А. - Санта -Клара Пуэбло. Правнук Маргарет Тафоя. Седьмое поколение традиционное Поттер.
  17. ^ Jump up to: а беременный Хайд, Хейзел (1973). Мария делает керамику . Albuquerque: Starline.
  18. ^ «Пуэбло Клэй, первая керамика Америки» . Традиционная организация изобразительных искусств (TFAO) . Получено 29 декабря 2021 года .
  19. ^ Jump up to: а беременный Bunzel, Ruth L. (1929). Пуэбло Поттер . Нью -Йорк: издательство Колумбийского университета. п. 44 ​Получено 15 апреля 2020 года .
  20. ^ Фрейзер, Гарри (17 ноября 2000 г.). Электрическая печь . Филадельфия: Университет Пенсильвании Пресс. п. 102. ISBN  0812217586 Полем Получено 15 апреля 2020 года .
  21. ^ «Мария Мартинес Индийская керамика Сан -Ильдефонсо Пуэбло (документальное видео)» . YouTube . 1972 . Получено 15 апреля 2020 года .
  22. ^ «Прикоснулся огнем: искусство, жизнь и наследие Марии Мартинес» . Музей индийского искусства и культуры . Получено 12 сентября 2018 года .
  23. ^ «Мария Мартинес: хронологическое краткое изложение ее различных подписей по времени» . Пальмисская торговая компания . 12 июля 2019 года . Получено 30 декабря 2021 года .
  24. ^ «Мария Повека Мартинес - (1887-1980)» (PDF) . АСУ Художественный музей . Получено 29 декабря 2021 года .
  25. ^ Хеллер, Нэнси (2000). Женщины -художники: Работает из Национального музея женщин в искусстве . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей женщин в искусстве. ISBN  9780847822904 .
  26. ^ Конгдон, Кристин Г.; Hallmark, Kara Kelley (2012). Американское народное искусство: региональная ссылка . ABC-Clio. п. 518. ISBN  978-0-313-34936-2 Полем Получено 29 декабря 2021 года .
  27. ^ Гипсон, Феррен (2022). Женская работа: от женского искусства до феминистского искусства . Лондон: Фрэнсис Линкольн. ISBN  978-0-7112-6465-6 .
  28. ^ «Бирмингемский музей искусств» . www.artsbma.org .
  29. ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Получено 2021-01-12 .
  30. ^ «Мария Мартинес» . Цинциннати Художественный музей . Получено 6 января 2021 года .
  31. ^ «Мария Мартинес» . Кливлендский музей искусств . Получено 6 января 2021 года .
  32. ^ "Банка" . Крокер Художественный музей . Получено 2021-01-12 .
  33. ^ «Мария Мартинес» . Денверский художественный музей . Получено 6 января 2021 года .
  34. ^ «Музей Эверсона :: Объект недели: тарелка Марии Мартинес» . www.everson.org . Архивировано из оригинала 2021-01-14 . Получено 2021-01-12 .
  35. ^ «Мария Мартинес» . Музей Гилкриза . Получено 6 января 2021 года .
  36. ^ "Объект: Jar" . Институт техасских культур UTSA . 2018-10-01. Архивировано из оригинала 2021-01-13 . Получено 2021-01-12 .
  37. ^ «Юго -запад | Мультикультурный музей Джесси Питер» . Музей.santarosa.edu . Получено 2021-01-12 .
  38. ^ Леа С. МакЧесни (2022-06-22). «Празднование месяца гордости в Музее антропологии Максвелла: 3. Нампейо, Мария Мартинес и Арро-а-Ох: пол и инновации в гончарной посуде Пуэбло» . Музей антропологии Максвелла . Получено 22 июня 2023 года .
  39. ^ «Коллекция гончарной посуды Марии Мартинес» . Миллисент Роджерс Музей . Получено 6 января 2021 года .
  40. ^ «Мария Мартинес» . Миннеаполис Институт искусств . Получено 6 января 2021 года .
  41. ^ "Чаша" . Collections.mfa.org . Получено 2021-01-12 .
  42. ^ «Большое блюдо с Roadrunner» . Музей изобразительных искусств . Получено 2021-01-12 .
  43. ^ «Мария Мартинес, Попови да. Jar. 1960 | Moma» . Музей современного искусства . Получено 2021-01-12 .
  44. ^ «Мария Мартинес» . Национальный музей американских индейцев . Получено 6 января 2021 года .
  45. ^ «Мария Мартинес | Профиль художника» . NMWA . Получено 2021-01-12 .
  46. ^ «Мария Мартинес» .
  47. ^ «Мария Мартинес» . Смитсоновский американский художественный музей . Получено 6 января 2021 года .
  48. ^ «23 марта, искусство минута: Мария Мартинес, Blackware Pottery Jark» . Музей искусств Толедо . 2020-03-23 . Получено 2021-01-12 .
  49. ^ "Exchange: Pot" . Exchange.umma.umich.edu . Получено 2021-01-12 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фаррис, Фиби (1999). Женщины цветных художников: биоритическая книга источников для художников 20-го века в Северной и Южной Америке . Westport, Conn.: Greenwood Press. п. 40. ISBN  0-313-30374-6 Полем OCLC   40193578 .
  • Петерсон, Сьюзен (1977). Живая традиция Марии Мартинес, Kadansha International Ltd. ISBN   0-87011-319-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2cf7aa2bbfe0c73f14e5e58596e3277__1723897020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/77/b2cf7aa2bbfe0c73f14e5e58596e3277.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maria Martinez - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)