Семья Шериман
Семья Шериман , также называемая Шахреманиан , Шахреманан , Шахриманян , Шериманян , Шариман или Сериман. [а] была богатой Семья Сефевидов купеческой семьей армянского происхождения. Католическая семья, они уходят корнями в Новую Джульфу начала 17-го века (армянский квартал Исфахана , Иран) и относительно быстро стали возглавлять филиалы по всему миру, простирающиеся от Италии (в основном Венеции ) на западе до Пегу (Бирма) на востоке. Помимо того, что некоторые сцериманы были известны как семьи торговцев, они были высокопоставленными людьми в государстве Сефевидов, в том числе в его военной, религиозной и бюрократической системе. Позже аналогичные должности были получены за рубежом, например, в различных итальянских городах-государствах и Австро-Венгерской империи . Особенно они прославились в Венецианской республике , где хорошо интегрировались в ее правящий класс. Тем не менее, до своего упадка в конце 1790-х годов и последующего бездействия в 19 веке они оставались привязанными к своей первоначальной базе в Иране.
Несмотря на свой успех, Шериманы способствовали расколу в армянской общине Ирана . Из-за их видного положения в обществе, их поддержка католической веры создала сильное чувство враждебности между большинством григорианских армян и армянским католическим меньшинством .
История
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Предки скериманов были выходцами с армянонаселенных территорий империи Сефевидов , в частности из города Джуга («Старая Джульфа»), и были среди тех, кто был депортирован во время правления шаха Аббаса I ( годы правления 1588–1629). массовое переселение этнических армянских жителей его империи в 1604 году. [2] [3] Историк Себух Асланян говорит, что некоторые армянские источники периода после депортации заявляют о благородном статусе семьи, заявляя, что семья принадлежала к древнему роду дворян ( нахараров ), возможно, корни которого уходят в исторический армянский город Ани . . [3] После того, как они поселились в начале 17 века в новом армянском квартале Новая Джульфа в пределах города Исфахан в центральном Иране , они стали ключевым фактором во внутренней и внешней торговле Империи Сефевидов. Они добились этого, широко используя свои контакты как внутри, так и за пределами Сефевидского царства. [2]
Скериманы по общему мнению были самыми влиятельными и самыми богатыми среди всех армянских католических семей Новой Джульфы. [2] [4] Первый патриарх семьи Ага Морад был родом из Джуги. Ни о его жизни в Старой Джульфе, ни о карьере в Новой Джульфе ничего не известно. [4] Один из его сыновей, Шахриман, продолжил эту линию. Семья названа в его честь. [2] Именно в середине 17 века при сыне Шахримана, Хвадже Сархате, богатство, престиж и влияние семьи выросли. [2] В отличие от других армянских купцов из Джульфы, скериманы по происхождению и специализации ориентировались в первую очередь на алмазы и драгоценные камни, тогда как большинство других армян из Джульфы специализировались на торговле шелком с Европой. [2] Как семейная фирма, Шериманы следовали принципу, согласно которому старший мужчина отвечает за бизнес и предприятия, а также имеет «патриархальную и управленческую власть» над своими братьями и сестрами и своими семьями. [5] В 1646 году Сархат, исполнявший обязанности главного патриарха семьи, отрекся от Армянской Апостольской церкви (т.е. григорианства) и обратился в католицизм . Остальные члены официально последуют позже. [2] На протяжении многих лет Шериманы играли важную роль в создании раскола в армянской общине Ирана . [6] Благодаря своему видному положению в обществе они, как глашатаи католической веры, создали сильное чувство враждебности между большинством григорианских армян и армянским католическим меньшинством . [6]
Консолидация
[ редактировать ]Старший сын Сархата, Захария, работал королевским торговцем от имени шаха Сулеймана I ( годы правления 1666–1694) и великого визиря шейха Али Хана Зангане (1669–1689). [2] [7] Захария сыграл решающую роль в ратификации указа царя Алексея ( годы правления 1645–1676), который предоставлял купцам из Новой Джульфы особые торговые привилегии для использования российского пути для экспорта сефевидского шелка в Европу. [8] В этот же период скериманы начали искать пути расширения своего влияния. [2] Еще в 1613 году Шериманы владели недвижимостью (домом) в Венеции. Они использовали его для членов своей семьи и агентов, когда это было необходимо. После 1650-х годов другие сыновья Сархата увеличили владения семьи в Италии. [2] В 1650-х и 1660-х годах четвертый сын Сархата, Гаспар, подолгу жил в различных итальянских городах, включая Венецию, Ливорно и Рим. В 1690-х годах Назар и Шахриман, сыновья Морада ди Шеримана, [б] вложил около 720 000 дукатов в различные банки Венеции. [2] [7] Это было сделано путем открытия многочисленных «процентных счетов» и предоставления «существенных» займов Венецианской республике, которая нуждалась в них для своих войн против Османской империи . [2] Эти инвестиции в дальнейшем принесут значительную прибыль. Примерно в то же время в фиксации скериманов на итальянских городах-государствах отмечается и определенная «культурная составляющая» . [2]
В 1684 году еще одиннадцать членов семьи из Новой Джульфы обратились в католицизм. [2] После этого скериманы стали глашатаями католической веры в Новой Джульфе и были известны как «большие сторонники» Ватикана . [2] Обращение, конечно, не было лишено интересов; Поскольку Ватикан получал прибыль от Сцериманов в течение 1680-х годов (а семья все еще проживала в Новой Джульфе), в 1696 году была издана папская булла , которая предоставила Сцериманам полное римское гражданство и торговые привилегии во многих итальянских городах, включая Рим. . [2] Вскоре после 1684 года тогдашний великий визирь шейх Али Хан Зангане нанял сына Захарии в качестве своего частного торговца. [9] В 1691 году часовня, построенная иезуитами в Исфахане в 1662 году, была расширена при финансовой помощи семьи Шериман. [10]
Дальнейший успех
[ редактировать ]Дальнейший успех пришел на рубеже 18 века. В 1699 году по рекомендации папства Леопольд I ( годы правления 1658–1705), тогдашний правитель Австро-Венгерской империи , пожаловал Сцериманам графские титулы в Венгрии. [2] В том же году на основании отчета, отправленного в Конгрегацию по распространению веры (Propaganda Fide) в Риме, стало очевидно, что только в королевской столице Исфахане у скериманов было около 50 слуг и до 100 агентов. [11] Примерно в то же время в результате кредита, предоставленного несколькими годами ранее, Скериманы получили многочисленные привилегии от Сената Венецианской республики. [2] Кульминационная точка была достигнута в середине 18 века, когда члены семьи были возведены в дворянский класс во многих итальянских городах-государствах. Несмотря на то, что их попытки присоединиться к Венецианскому патрициату , начатые ими в начале 18 века, не увенчались успехом, они были хорошо интегрированы в правящий класс Венецианской республики посредством брачных союзов с несколькими благородными венецианскими семьями. [2] Их престиж как иностранцев в венецианском государстве был также повышен за счет хорошей интеграции в иерархию католической церкви. Например, Базилио, сын Гаспара Шеримана, получил, по словам Д. Максвелла Уайта, должность монсеньора, а позже даже стал губернатором нескольких административных областей. [2] Другой член семьи, Доменико Шериман, после своего избрания стал епископом. [2] Примерно в то время член семьи Давид Шериман был, вероятно, самым богатым армянином в Ливорно. [12] В 1760-х годах другой Шериман в Венеции, Заккария ди Сериман (чья мать была венецианской дворянкой), стал известным писателем и сатириком . [2] [3]
Упадок, бездействие и оценка
[ редактировать ]Штаб-квартира Шеримана продолжала функционировать до конца 1790-х годов в Венеции и Ливорно. Впоследствии их деловые успехи уменьшились. В первые несколько лет после переезда штаб-квартиры в Венецию офис часто поддерживал контакты со своим филиалом в Новой Джульфе, поскольку последний был неотъемлемой частью семейных предприятий. [2]
Несмотря на то, что Скериманы добились успеха за рубежом, он достался им дорогой ценой. [2] Их тесная связь с католиками оттолкнула семью от иерархии Армянской церкви в Новой Джульфе. [13] Грегорианские армяне считали армян-католиков чужаками и называли их франгами (то есть «франками»). [13] Продолжающиеся расходы на вопросы, связанные с католической верой, вызвали у чиновников Сефевидов сомнения в лояльности армян-католиков в империи. [14] В то же время григорианские армяне лоббировали внутри и за пределами суда призыв к принятию мер против армян-католиков. [14] В 1694 году, когда антикатолические настроения в Новой Джульфе достигли апогея, подогреваемые шахом Султаном Хусейном ( годы правления 1694–1722), наибольшее влияние оказала семья. [2] В 1698 году, обремененный собратьями-армянами и растущими налогами, Хваже Гаспар и его семья решили поселиться в Венеции. [15] [16] Вскоре после этого последовал его старший брат Хвадже Маркара со своей семьей. [16] Тем не менее, скериманы сохраняли постоянное присутствие в своей исконной Новой Джульфе, поскольку там продолжали жить другие ветви сцериманов. [2] Однако штаб-квартира была перенесена в Венецию и Ливорно, где обосновались несколько членов Sceriman. [2]
Несмотря на то, что шериманы в основном известны своими тесными отношениями с Сефевидами, а затем с итальянскими городами-государствами и Австро-Венгрией, они также были представлены (особенно через младших членов), когда это было необходимо, в России, Индии, Нидерландах, Бирме, Испания и Малакка. [2]
Себух Асланян называет две причины, по которым сохранение Джульфинского филиала после переезда имело огромное значение для семьи. Первая причина заключалась в том, что традиционно наиболее прибыльные рынки капитала для семьи находились в Юго-Восточной Азии и Индии. [2] Таким образом, удачно расположенный региональный офис в Новой Джульфе сыграл решающую роль в объединении средиземноморских предприятий семьи с предприятиями рынка драгоценных камней вокруг Индийского океана. [2] Вторая причина заключалась в том, что, хотя скериманы стремились интегрироваться и ассимилироваться в Италии, они по-прежнему были джульфанскими армянами по происхождению, «по крайней мере, в том, что касается их торговых привычек». [2] Скериманы представляли собой расчетливую и разрабатывающую стратегию группу людей, которые не только думали о своих будущих предприятиях, но и в равной степени были обеспокоены своим положением в чужих землях. Несмотря на то, что они путешествовали повсюду, они оставались привязанными к своему первоначальному дому в Новой Джульфе «языком, личными отношениями или иным образом». [2]
См. также
[ редактировать ]- Список иранских армян
- Армяне в Италии
- Палаццо Контарини-Счериман, Венеция
- Вилла Видманн-Реццонико-Фоскари
- Сефевидско-венецианские отношения
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Асланян 2011 , с. 283.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Асланян и Бербериан 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б с Асланян 2011 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Асланян 2011 , с. 149.
- ^ Асланян 2011 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 2012 , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Асланян 2011 , с. 150.
- ^ Мэтью 2012 , с. 190.
- ^ Мэтью 2015 .
- ^ Мэти 2008 , стр. 634–638.
- ^ Асланян 2011 , с. 158.
- ^ Тривеллато 2011 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Kostikyan 2012 , p. 374.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 2012 , с. 194.
- ^ Мэтью 2012 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б Асланян 2011 , с. 151.
Источники
[ редактировать ]- Асланян, Себух; Бербериан, Хури (2009). «СЕМЬЯ СЕРИМАН» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Асланян, Себух (2011). От Индийского океана до Средиземноморья: глобальные торговые сети армянских купцов из Новой Джульфы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 149–154. ISBN 978-0520947573 .
- Костикян, Кристина (2012). «Европейско-католическая миссионерская пропаганда среди армянского населения Сефевидского Ирана». Ин Флор, Уильям ; Херциг, Эдмунд (ред.). Иран и мир в эпоху Сефевидов . ИБТаурис. ISBN 978-1780769905 .
- Матти, Руди (2008). «ИЕЗУИТЫ В СЕФАВИДСКОЙ ПЕРСИИ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XIV/6: Япония IV. Иранцы в Японии – Джоббаи . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 634–638. ISBN 978-1-934283-07-3 .
- Мэтти, Руди (2012). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . ИБТаурис. ISBN 978-1845117450 .
- Матти, Руди (2015). «ШАЙО-АЛИ ХАН ЗАНГАНА» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Тривеллато, Франческа (2011). «Брак, коммерческий капитал и деловое агентство: трансрегиональные сефардские (и армянские) семьи в Средиземноморье семнадцатого и восемнадцатого веков». В Джонсоне, Кристофер Х.; Сабин, Дэвид Уоррен; Тойшер, Саймон; Тривеллато, Франческа (ред.). Трансрегиональные и транснациональные семьи в Европе и за ее пределами: опыт средневековья . Книги Бергана. ISBN 978-0857451842 .