скромность
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2021 г. ) |
Модисты Модисты ( лат. ) Франции , также известные как спекулятивные грамматисты , были членами школы грамматической философии, известной как модизм или спекулятивная грамматика , действовавшей в северной , Германии , Англии и Дании в 13 и 14 веках. Гораздо меньше их влияние ощущалось в южной части Европы, где несколько противоположная традиция так называемой «педагогической грамматики» никогда не теряла своего перевеса.
История
[ редактировать ]Вильгельм Конш , Питер Гелиас и Ральф Бове , также называемые умозрительными грамматистами, появились еще до появления собственно модистского движения.
Философия модистов была впервые разработана Мартином Дакиим (умер в 1304 г.) и его коллегами в середине 13 века, хотя она приобрела известность только после того, как ее систематизировал Фома Эрфуртский несколько десятилетий спустя в его трактате «De modissignificandi seu grammatica speculativa». , написанный, вероятно, в первом десятилетии XIV века. До начала двадцатого века считалось, что автором этой работы является Джон Дунс Скот . Широко воспроизводимый и комментируемый в средние века , он остается наиболее полным учебником модистской спекулятивной грамматики. Ошибочное авторство возникло из-за естественного родства спекулятивной грамматики Эрфурта с метафизикой Скота.
Теория режимов
[ редактировать ]Философия модистов, как видно из их названия, была основана на теории «модусов» значения в языке, которая была трехчастной: способы бытия ( modi essendi ), способы понимания ( modi intelligendi ) и способы обозначения (modi essendi). моди значимые ). Для модистов различные части речи рассматривались как представляющие реальность с точки зрения этих модусов. Modi essendi — это объективно существующие качества в объекте понимания, modi intelligendi — это средства понимания, представляющие modi essendi , а modisignificandi — грамматические средства представления modi intelligendi в языке. Это соответствует трехчастной семантической теории Аристотеля о словах, представляющих понятия , которые представляют объекты .
Выступая против номинализма , они полагали, что анализ грамматики обычного языка является ключом к метафизике . Для модистов грамматические формы, modisignificandi глаголов, существительных и прилагательных составляют глубокую онтологическую структуру языка, объективно отражающую действительность. Их работа предсказала концепцию универсальной грамматики , предполагая, что универсальные грамматические правила могут быть извлечены из всех живых языков. Роджер Бэкон, возможно, вдохновил это движение своим наблюдением о том, что все языки построены на общей грамматике, общем фундаменте онтологически закрепленных лингвистических структур. Он утверждал, что грамматика практически одинакова на всех языках, даже несмотря на то, что в разных языках она может случайно изменяться.
Наследие
[ редактировать ]Существуют параллели между спекулятивной грамматикой и феноменологией , факт, который рано заметил Мартин Хайдеггер , написавший свою первую книгу Die Kategorien- und Bedeutungslehre des Duns Scotus ( «Доктрина Дунса Скота о категориях и значении» , 1916), о Фоме Трактат Эрфурта (в то время еще ошибочно приписываемый Дунсу Скоту). [1]
Модисты
[ редактировать ]- Мартин Дакийский , De modissignificandi (после 1255 г.)
- Боэций Дакийский , De modissignificandi или Quaestiones super Priscianus majorem (ок. 1270 г.)
- Иоанн Дакийский , Summa Grammatica ( ок. 1280 )
- Симон Дакийский , Грамматический Дом (1255–1270)
- Ральф Брито , Quaestiones super Priscianum majore ( ок. 1300 г. )
- Мишель де Марбе (ок . 1300 г. )
- Фома Эрфуртский , Tractatus de Modes Signifique или умозрительная грамматика (до 1310 г.)
- Сигер Куртрейский , Summa modorum Significati (1320 г.).
- Йоханнес Жоссе де Марвилла , Экспозиция способов обозначения
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Томас Эрфуртский" Запись Джека Зупко в Стэнфордской энциклопедии философии.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Радульфус Брито, Quaestiones super Priscianum majore , изд. Яна Пингорга и К.В. Эндерса, Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг, 1980.
- Томас Эрфуртский, Grammatica speculativa , перевод Г.Л. Берсилл-Холла, Лондон: Longmans, 1972.
- Сигер из Кортрейка, значение Summa modus; Софисматы изд. Ян Пинборг, Филадельфия: Джон Бенджаминс, 1977.
- Собрание датских философов средневековья:
- I, 1-2: Опера Йоханниса Дачи, 1955 г.
- II: Опера Мартини де Дачия, 1961 г.
- 3: Работы Симона Дачи, 1963 г.
- IV: Дакийский способ значения Боэция, 1969.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Берсилл-Холл, Г.Л. Спекулятивная грамматика средневековья: Доктрина partes orationis модистов , Подходы к семантике, 11, Мутон: Гаага, 1971.
- Фредборг, Карин Маргарета. Универсальная грамматика по мнению некоторых грамматистов XII века , в «Исследованиях средневековой лингвистической мысли», под ред. Конрад Кернер и др., Historiographia Linguistica, VII.1/2, Джон Бенджаминс, Амстердам, 1980, 69–84.
- Фредборг, Карин Маргарета. Спекулятивная грамматика , в «Истории философии двенадцатого века», изд. Питер Дронке, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1988, 177–195.
- Келли, Луис Г. Зеркало Гаммара. Теология, философия и модисты , Филадельфия: Дж. Бенджаминс, 2002.
- Мармо, Константино. Прагматический подход к языку в модизме , в теориях языка в поздней античности и средневековье , изд. Стен Эббесен, Тюбинген: Гюнтер Нарр Верлаг, 1995, 169–183.
- Пинборг, Январь. Спекулятивная грамматика , в Кембриджской истории философии позднего средневековья , Норман Крецманн, Энтони Кенни и Ян Пинборг (ред.), Кембридж: Cambridge University Press, 1982, 254–69.
- Пинборг, Ян. Логика и семантика в средние века. Обзор , Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг, 1972.
- Пинборг, Софизм января Радульфа Брито о вторых намерениях , Виварий, 13, 1975, 119–152,
- Розье, Ирен. Спекулятивная грамматика модистов , Лилль: Presses universitaire de Lille, 1983.