Физическое лицо во французском праве
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Во французском законодательстве personne sisque (букв. физическое лицо, английский: физическое лицо) — это человеческое существо , обладающее дееспособностью юридического лица ( personnalité juridique ). [1]
признается Телосложение человека субъектом права, а не объектом права, например вещью. [2] Таким образом, человек с personnalité juridique (личностью) является обладателем законных прав и обязанностей по отношению к другим лицам и обществу в целом.
Физическое лицо можно сравнить с моральным лицом , в котором группе людей при определенных обстоятельствах предоставляется более или менее полная судебная дееспособность ( personnalité juridique ). Тем не менее, концепция морального духа человека построена на основе концепции телосложения человека и подчиняется аналогичным правилам.
Понятие телосложения человека является чисто юридической абстракцией, судебной фикцией . Многие авторы [3] Обратите внимание, что понятие человека необходимо отличать от понятия физического лица. Хотя эти два понятия часто пересекаются, они разделены. В судебном порядке лицо может быть объявлено юридически умершим добровольно ( гражданская смерть ) или принудительно, когда лицо объявлено отсутствующим или исчезнувшим . Впоследствии человека можно законно «воскресить». [4]
Правила, касающиеся осуществления прав и обязанностей, которые наделяет юридическое лицо , вытекают из юридической дееспособности физического лица. Обладание этими правами – это не то же самое, что их осуществление. Современный закон требует очень серьезной причины, прежде чем лишить человека права, а тем более всей его судебной дееспособности. Однако в определенных сценариях может показаться целесообразным ограничить осуществление этих прав временно или окончательно. [5] Это усиливает чувство безопасности [6] человека.
Право физических лиц охватывает всю совокупность судебных действий, касающихся их существования, индивидуализации и свойств. Правовые нормы регулируют вопросы рождения, смерти и клонирования . При этом она должна также отвечать на сложные и зачастую трудные этические вопросы, на которые каждая цивилизация и культура отвечает по-своему, в соответствии со своим представлением о человеке и месте человека в обществе.
Физическое лицо в истории
[ редактировать ]Юридическое лицо — это фундаментальная правовая концепция, унаследованная из римского права и канонического права . В прошлом, без сомнения, это была концепция, которая отделяла одного человека от другого, а не объединяла их под единым статусом. Правовой статус личности ( personnalité ) также позволяет людям быть исключенными из этого статуса.
Рабство в римском праве
[ редактировать ]Согласно римскому праву рабы не имели правосубъектности; согласно закону они были объектами, а не субъектами. Однако их правовой статус отличался от статуса вещи. Хотя у них не было правосубъектности, они могли иметь правоспособность в зависимости от воли своего хозяина.

Книга «Институты» в « Сборниках императора Юстиниана I» провозгласила фундаментальный принцип: главное различие в личном праве состоит в том, что все люди либо свободны, либо рабы . [7] Таким образом, закон лиц должен учитывать рабов, даже если им не предоставлена правосубъектность. Но они не менее человечны, хотя и не являются свободными людьми. Этот парадокс можно объяснить сильной концептуализацией римского права. [8]
Таким образом, рабство имело двойное правовое измерение. [ нужна ссылка ] :
- Тело раба — это вещь. Раб не имел правосубъектности и мог рассматриваться как товар. Раб не мог иметь имущество, обращаться за помощью к правосудию или давать показания. Он не мог жениться или узаконить своих детей. Его хозяин мог свободно распоряжаться им (продавать, сдавать в аренду, использовать) и имел над ним власть над жизнью и смертью. [9]
- Дух раба человечен. Несмотря на отсутствие у него правосубъектности, раб мог иметь определенные права по усмотрению своего хозяина. Раб имел право взять наложницу с разрешения своего хозяина и мог свободно распоряжаться любыми деньгами, данными ему.
Эта двойственность подкреплялась и экономической практикой. Теоретически раб мог подвергаться экстремальным условиям, поскольку его хозяин имел власть над жизнью и смертью раба. Однако раб был активом и представлял собой человеческий капитал . Хотя хозяин мог свободно распоряжаться им, он был заинтересован в содержании своего раба и обеспечении ему удовлетворительных условий труда, чтобы он был продуктивным. [ нужна ссылка ]
Увечье и смерть применялись только в крайнем случае: смерть раба была материальной потерей. Это окончательное наказание в первую очередь использовалось, чтобы служить примером другим рабам, особенно во время Спартака Третьей рабской войны (от -73 до -71 до н.э.), в которой было распято 6000 рабов. [10]
Крепостное право в феодальном праве
[ редактировать ]Рабство Античности постепенно исчезло, и на смену ему пришло крепостничество , признававшееся различными местными обычаями . Крепостной господин имел установленную правосубъектность и являлся носителем прав и обязанностей. Однако правоспособность крепостного крестьянина оставалась весьма ограниченной. [11] В отличие от раба, крепостной не мог сам быть продан, но когда земля, на которой он жил, переходила из рук в руки, то же самое делал и он.
Кодификация прав человека распространилась и на другие европейские страны в результате военных кампаний Наполеона. Например, Конституция Варшавского герцогства отменила крепостное право как отражение идеалов Французской революции , но не способствовала земельной реформе . [12]
Рабы 17 века и Кодекс Нуар
[ редактировать ]

В 1685 году Людовик XIV , король Франции, обнародовал первый Кодекс Нуар , регулирующий обращение с рабами и маронами на Французских Антильских островах .
В Кодексе Нуара, в частности, говорилось, что рабы — это мебель. [13] [14] Рабы были лишены правосубъектности, хотя некоторые положения были направлены на пользу рабам, например, обязательное христианское крещение и запрет на работу по воскресеньям и религиозным праздникам. [15] Закон также предусматривал формулу свободы при определенных обстоятельствах.
Кодекс Нуар регулировал наказания и установил шкалу в зависимости от тяжести проступка. Статья 42 запрещала хозяевам калечить или пытать своих рабов, ограничиваясь приковыванием рабов цепями и избиением их. Беглых рабов подвергали клеймению, ампутации уха [16] или подколенное сухожилие , или смерть. [17] Кодекс прямо подтверждал, что ребенок рабыни родился рабыней. [18]
4 февраля 1794 года Национальная конвенция постановила отменить рабство на архипелаге Гваделупа , но не на Мартинике , тогда оккупированной британцами, или Реюньоне или Маврикии , из-за отказа местных властей.
30 цветочного года X (1802 г.) декреты об отмене рабства были отменены Наполеоном Бонапартом , что вернуло в силу Кодекс Нуар. Лишь 4 марта 1848 года рабство было окончательно отменено во Франции.
Гражданская смерть до начала 1900-х годов
[ редактировать ]Гражданская смерть была «прекращением всякого участия в гражданских правах». [19] Оно заключалось в юридически выраженной ликвидации правосубъектности, что влекло за собой полную утрату прав. Эта концепция распространилась по всей Европе через страны, которые либо приняли Кодекс Наполеона , либо были вдохновлены им .
Гражданская смерть также может быть уголовным наказанием во Франции. До середины XIX века физиологически живые люди могли считаться «мертвыми для мира» и обращаться с ними по закону так, как если бы они были мертвыми. В частности, это касается приговоренных к peine afflictive et infamante :
- Приговоренные к смертной казни заочно или ожидающие казни,
- Приговоренные к принудительным работам , пожизненным
- Депортированные.
Гражданская смерть также могла быть юридическим фактом для представителей духовенства, оправданным их отстранением от светского общества. [ нужна ссылка ] Прокаженных, которых особенно боялись, также считали умершими в гражданском порядке с того дня, как они попали в лепрозорий . [20]
Последствия гражданской смерти обсуждались в статье 25 Кодекса Наполеона. Лицо, объявленное юридически умершим, утрачивало право наследования, а его активы были конфискованы и переданы его детям. Любое завещание, которое он мог иметь, было аннулировано, даже если оно было написано, когда он обладал дееспособностью в соответствии с французским законодательством, и он сразу же лишился завещания. Поскольку его считали умершим, его брак был расторгнут, а его супруга получила право снова выйти замуж. Супруги, которые продолжали жить с официально умершими, делали это как наложницы, и любые будущие дети, которые могли родиться у пары, были незаконнорожденными.
Хотя в статье 25 об этом не упоминается, любой человек, умерший в гражданском порядке, не может быть избирателем, кандидатом, должностным лицом, членом присяжных, экспертом или свидетелем.
Те, кто был объявлен юридически умершим, сохраняли право заключать контракты, которые позволяли им зарабатывать деньги, покупать, продавать, давать взаймы или брать взаймы, но когда они умерли, любые активы, которые они могли накопить с момента их юридической смерти, были конфискованы государством.
Королевство Бельгия , в котором тогда действовал Кодекс Наполеона, было первым, кто отменил гражданскую смерть в 1831 году. Во Франции закон от 8 июня 1850 года отменил гражданскую смерть только для политических заключенных, приговоренных к депортации. Закон от 31 мая 1854 г. отменил его вообще. Квебек отменил его еще позже, в 1906 году.
Признание человека и естественных прав
[ редактировать ]американское изобретение
[ редактировать ]Тринадцать британских колоний в Северной Америке, когда они провозгласили свою независимость от Великобритании, чтобы оправдать свое отделение, подтвердили универсальность прав и свобод человека. [21] В июне 1776 года Вирджиния создала для себя конституцию , которая придала ей структуру штата :
Что все люди по своей природе одинаково свободны и независимы и обладают определенными неотъемлемыми правами, которых, вступая в состояние общества, они не могут никаким договором лишить или лишить свое потомство; а именно, наслаждение жизнью и свободой со средствами приобретения и владения собственностью, а также стремление к счастью и безопасности и их обретение.

Не довольствуясь утверждением, что все люди обладают этой «новой правосубъектностью», эта Конституция также провозгласила связанные с ней субъективные права, не разграничивая их точно. Оно просто относится к « основным и естественным правам , от которых люди не могут отказаться». В частности, оно признает право на жизнь, свободу, безопасность и, следовательно, на защиту личности, право на собственность и на счастье. [22]
Декларация независимости Соединенных Штатов от 4 июля 1776 года, в которой тринадцать колоний стали штатами, подтверждает те же ценности:
Мы считаем эти истины самоочевидными, что все люди созданы равными , что их Создатель наделил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть Жизнь, Свобода и стремление к Счастью .
Десять поправок к Конституции 1787 года гарантировали права человека: свободу выражения мнений и вероисповедания, ношение оружия, безопасность личности, независимую судебную систему ( присяжные заседатели ), свободу от самообвинения в уголовном процессе, требование вынесения единственного приговора только за одно и то же преступление ( non bis in idem ), требование законности процедуры ( законодательного процесса ) в случае любой угрозы свободе или имуществу.
Учитывая относительную свободу толкования, судебная власть, когда она стала защитником индивидуальных свобод, смогла дополнить список этих «фундаментальных прав», аналогичных правам современной юридической личности. Верховный суд США , который решением 1803 года ( Марбери против Мэдисона ) наделил себя полномочиями по проверке конституционности законодательства, имел своей задачей защиту индивидуальных свобод от органов государственной власти.
Расширение во Францию
[ редактировать ]Декларация 1789 ( прав человека и гражданина г.) на заре Французской революции 26 августа 1789 г. [23] был более или менее современником американской Декларации независимости. Оно также было основано на идее о том, что люди рождаются и остаются свободными с теми же правами, и подтверждает основные права человека: [24] [25] личная свобода, безопасность, свобода мнений и их выражения, согласие на налогообложение и равенство перед законом , а также владение собственностью как неприкосновенное и священное право. [26]
Первоначально разработанный маркизом де Лафайетом под влиянием доктрины естественных прав , [27] [28] он утверждает, что права человека универсальны, действительны во все времена и во всех местах. Он включен в преамбулу конституций как Французской Четвертой республики (1946 г.), так и Пятой республики (1958 г.) как основной конституционный закон Франции.
Физическое лицо в позитивном праве
[ редактировать ]Сегодня в современных правовых системах все люди обладают правосубъектностью, которая в принципе приобретается при рождении и утрачивается после смерти. Тем не менее точная граница между человеком и вещью имеет тенденцию стираться. Эмбрион собственностью все больше рассматривается как «потенциальная человеческая личность», наделенная определенными правами, которую нельзя считать даже того, кто его зачал. [29] Кроме того, мертвецы сохраняют определенную защиту.
Иногда возникали трудности с точным, юридическим и абстрактным определением рождения или смерти, что требовало вмешательства законодательной или судебной власти для уточнения этих определений.
Приобретение личности
[ редактировать ]Проблема, которая уже давно вызывает юридические и этические вопросы. [30] [31] это приобретение личности.
Критерии
[ редактировать ]В принципе правосубъектность начинается с момента рождения ребенка, живого и дееспособного. Эти принципы были провозглашены Всемирной организацией здравоохранения . [ нужна ссылка ] с возможностью для государств-членов Организации Объединенных Наций включать их в свое собственное позитивное право , принимая во внимание местные особенности и этические точки зрения, которые могут расходиться.
См. также
[ редактировать ]- Юридическое лицо
- История крепостного права
- Мулатское одиночество
- Юридическое лицо
- Юриспруденция католического канонического права
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Insee , Физическое лицо , в Определениях и методах , [1] , по состоянию на 5 ноября 2012 г.
- ^ Субъект и объект права , Лоуренс Джозеф . Brooklyn Law Review, том 67, выпуск 4, с. 1023, Бруклинская юридическая школа, на СИМПОЗИУМЕ: Когнитивно-правовые исследования: категоризация и воображение в сознании права. Конференция, посвященная публикации книги Стивена Л. Уинтера «Полянка в лесу: закон, жизнь и разум»
- ^ А. Миркович (режиссер Франсуа Терре), «Понятие человеческой личности», Парижский университет II (докторская диссертация по гражданскому праву, 2001 г., Париж, 2001 г.)
- ^ И именно этот термин используется в правовых нормах, если не в судебной доктрине гражданского права.
- ^ Например, это очень серьёзно например окончательно лишить свободы передвижения человека , как в рабстве. С другой стороны, свобода осужденного может быть ограничена, но при этом не лишает его возможности пользоваться всей полнотой свободы после отбытия наказания.
- ^ это художественный термин, означающий безопасность от произвольного осуществления государственной власти.
- ^ Средневековый справочник: Институты, 535 г. н. э. , Книга 1, Глава III, Проект справочников по истории Интернета, Редактор: Пол Холсолл, Фордхэмский университет
- ^ Право собственности и владение , Эндрю Риггсби, 2012, в «Римском праве и правовом мире римлян» , стр. 135–142. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511780813.014 [Открывается в новом окне], Cambridge University Press. Год печатной публикации: 2010.
- ^ Концепция римского права доминирования и идея абсолютной собственности , Hein Online, 1985 Acta Juridica 1 (1985)
- ^ Аппиан, Гражданские войны , 1:120.
- ^ О'Рурк, Шейн; orcid.org/0000-0003-1610-101X (2017) [ https://eprints.whiterose.ac.uk/124853/ Освобождение крепостных в Европе]. В: Элтис, Дэвид, (ред.) Кембриджская всемирная история рабства, том 4: 1804 г. н.э. – 2016 г. н.э. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, стр. 422-440.
- ^ Gierowski 1986b , стр. 130–147. .
- ^ Статья 44
- ^ Le Code Noir , WR Riddell, Журнал истории негров. Том. 10, № 3, июль 1925 г., через JStor
- ^ Рабство во французских колониях: Le Code Noir (Черный кодекс) 1685 года , 13 января 2011 года, Келли Бьюкенен. В Custodia Legis, Библиотека Конгресса США.
- ^ Код Нуар Луизианы , Майкл Т. Паскье, 64 прихода
- ^ Статья 38
- ^ Статья 9
- ^ Словарь Французской академии , 8-е издание (1932-1935). См. также Викисловарь.
- ^ Витальс, Жан (15 января 2020 г.). История проказы: что я знаю? № 4187 (на французском языке). Что я знаю. ISBN 978-2-7154-0182-2 . Проверено 26 января 2020 г.
- ^ Мишель Левине (2010). «Металегальные основы». Основные права и свободы . Что я знаю? (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. п. 17-32, §7. ISBN 978-2-13-057971-7 .
- ↑ Признание этого права на счастье, кстати, является специфически американским элементом, поскольку ни одна другая Конституция его не включила.
- ^ Декларация прав человека и гражданина , Британская библиотека.
- ^ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА , Елисейский, (английский)
- ^ Стригель, Сандра (12 января 2013 г.). «О правах человека и гражданина» . Университет Ньюкасла, Просвещение.
- ^ Французская революция и организация правосудия: Декларация прав человека и гражданина: 1791 г. (английский перевод полного текста), Правительство Канады)
- ^ Либерализм естественных прав от Локка до Нозика , Опубликовано онлайн издательством Cambridge University Press: 6 июля 2010 г., Под редакцией Эллен Франкель Пол, Фреда Д. Миллера и Джеффри Пола, стр. vii–xv; doi : 10.1017/CBO9780511599712.001 , издательство Кембриджского университета, 2004 г.
- ^ 3.4 Субъект права, субъективные права, юридические полномочия , Лоуренс Дайвер, «Счет как человеческое существо в эпоху вычислительного права» (COHUBICOL), Европейский исследовательский совет (ERC), Программа «Превосходство науки» HORIZON2020 ERC-2017-ADG № 788734. Юридические науки, технологии и исследования общества (LSTS), Свободный университет Брюсселя , Институт компьютерных и информационных наук (iCIS) и Университет Радбауд в Неймегене . Глава 3: Основополагающие концепции современного позитивного права , Лоуренс Дайвер, Татьяна Дуарте, Джанмарко Гори, Мирей Хильдебрандт и Эмили ван ден Ховен, 15 июля 2021 г.
- ^ См., например, Уведомление № 40 Национального консультативного комитета по этике , замечания Пьера Ларока : Уведомление № 40 о переносе эмбрионов после смерти супруги или гражданского партнера. Отчет. Архивировано 13 ноября 2008 г. в Wayback Machine , 17 декабря 1993 г.
- ^ Доминик Пеляк, администратор больницы, Правовой статус мертворожденных детей , URL.
- ^ Фредерик Дрейфус-Неттер, профессор факультета права Парижа 5 Рене Декарт (английский: Юридическая школа Рене Декарта, Париж 5), Статус эмбриона и плода. Архивировано 27 апреля 2006 г. в Wayback Machine (Состояние эмбриона). и плода)