Мухаммед I Тапар
Мухаммед I Тапар Мухаммед первый Тапар | |
---|---|
Султан Шаханшах | |
Султан империи Сельджуков | |
Царствование | 13 февраля 1105 г. - 18 апреля 1118 г. |
Предшественник | Малик-Шах II |
Преемник | Махмуд II (в Ираке и западном Иране ) Ахмад Санджар (в Хорасане и Трансоксиане ) |
Рожденный | 20 января 1082 г. |
Умер | 18 апреля 1118 г. Багдад | (36 лет)
Супруг |
|
Проблема |
|
Дом | Дом Сельджуков |
Отец | Малик-Шах I |
Мать | Тадж ад-Дин Хатун Сафария |
Религия | Суннитский ислам |
Мухаммад I Тапар ( персидский : محمد ال تامار ; 20 января 1082 - 18 апреля 1118) был султаном Империи Сельджуков с 1105 по 1118 год. Он был сыном Малик-Шаха I ( годы правления 1072–1092 ) и Таджала. -День Хатун Сафари. [ 1 ]
Царствование
[ редактировать ]Мухаммед родился 20 января 1082 года. [ 2 ] [ 3 ] Он сменил своего племянника Малик-шаха II на посту сельджук-султана в Багдаде и, таким образом, теоретически был главой династии, хотя его брат Ахмад Санджар в Хорасане обладал большей практической властью. вероятно, объединился с Радваном Алеппо Мухаммад I , в битве на реке Хабур против Кылыч-Арслана I , султана Рума , в 1107 году, в которой последний потерпел поражение и был убит. [ 4 ] После междоусобного конфликта со своим сводным братом Баркияруком ему был присвоен титул малика и провинции Армении и Азербайджана. Неудовлетворенный этим, он снова восстал, но был вынужден бежать обратно в Армению. К 1104 году Баркиярук, больной и уставший от войны, согласился разделить султанат с Мухаммедом. [ 5 ] Мухаммед стал единоличным султаном после смерти Баркиярука в 1105 году.
В 1106 году Мухаммед завоевал исмаилитскую крепость Шахдиз и приказал Бавандидов правителю Шахрияру IV участвовать в его кампании против исмаилитов . Шахрияр, сильно разгневанный посланием Мухаммеда, отказался помочь ему в борьбе с исмаилитами. [ 6 ] Вскоре после этого Мухаммед послал армию во главе с Амиром Чавли, которая попыталась захватить Сари , но была неожиданно разбита армией под командованием Шахрияра и его сына Карина III . Затем Мухаммед отправил письмо, в котором просил Шахрияра отправить одного из своих сыновей ко двору сельджуков в Исфахане . [ 7 ] Он послал своего сына Али I , который настолько впечатлил Мухаммеда, что он предложил ему замуж свою дочь, но Али отказался и велел ему оказать честь своему брату и наследнику династии Бавандов Карину III. Затем Карин III отправился в суд Исфахана и женился на ней.
В 1106/1107 году Ахмад ибн Низам аль-Мульк , сын знаменитого визиря Низама аль-Мулька , обратился ко двору Мухаммеда I, чтобы подать жалобу на раиса (главу) Хамадана . Когда Ахмад прибыл ко двору, Мухаммед I назначил его своим визирем, заменив Саада аль-Мулька Абу'л-Махасена Аби, который недавно был казнен по подозрению в ереси. Это назначение было обусловлено главным образом репутацией отца Ахмада. Затем ему были присвоены различные титулы, которые носил его отец (Кевам ад-Дин, Садр аль-Ислам и Низам аль-Мульк).
Мухаммед I вместе со своим визирем Ахмадом позже провел кампанию в Ираке , где они победили и убили мазьядидского правителя Сайфа ад-Даулу Садаку ибн Мансура, носившего титул «короля арабов». В 1109 году Мухаммед I послал Ахмада и Чавли Сакаву захватить исмаилитские крепости Аламут и Оставанд, но они не смогли добиться сколько-нибудь решительного результата и отступили. [ 8 ] Вскоре Ахмада на посту визиря Империи Сейлук сменил Хатир аль-Мульк Абу Мансур Майбуди. По словам Али ибн аль-Асира (историка, жившего примерно на сто лет позже), Ахмад затем ушел в частную жизнь в Багдаде , но, по словам современного биографа Ануширвана ибн Халида , Мухаммед I заключил Ахмада в тюрьму на десять лет. [ 9 ]
Мухаммед I умер 18 апреля 1118 г. [ 2 ] и ему наследовал Махмуд II , хотя после смерти Мухаммеда I Санджар явно был главной властью в королевствах Сельджуков.
Семья
[ редактировать ]Одной из жен Мухаммеда была Гаухар Хатун, дочь Исмаила, сына Якути. [ 10 ] Она была убита в 1118 году по приказу Мухаммеда после его смерти, чтобы помешать его брату Санджару жениться на ней. [ 11 ] Другой женой была Кутлуг-хатун. [ 12 ] Другой женой была Шах Хатун Сафия. Она была матерью Салджук-шаха. [ 13 ] Другой женой была Нисандар Джахан. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] также известный как Сарджахан Хатун. [ 17 ] Она была матерью султана Гияс ад-Дина Масуда. [ 18 ] и Фатима Хатун . [ 10 ] После смерти Мухаммеда на ней женился Менгубарс, губернатор Ирака. [ 19 ] [ 20 ] Их дочь Фатима вышла замуж за Аббасидского халифа Аль-Муктафи в 1137 году. [ 21 ] и умер в сентябре 1147 г. [ 22 ] Другая из его дочерей вышла замуж за Арслана Шаха I , сына Кирман Шаха и внука Кавурта. [ 10 ]
Наследие и оценка
[ редактировать ]Мухаммед был последним сельджукским правителем, имевшим сильную власть в западной части султаната. [ 23 ] , после смерти Мухаммеда царство Сельджуков находилось в тяжелом состоянии; По словам бюрократа и писателя Ануширвана ибн Халида (умер в 1137/1139 г.) «Во время правления Мухаммеда царство было единым и защищенным от всех нападок зависти; но когда оно перешло к его сыну Махмуду, они раскололи это единство и разрушили его сплоченность. ." [ 23 ] Современные историки изображают Мухаммеда в основном в положительном свете. По словам историка Имада ад-Дина аль-Исфахани (умер в 1201 году), Мухаммед был «идеальным человеком династии Сельджуков и их сильнейшим скакуном». [ 24 ]
Непрерывные походы Мухаммеда вдохновили одного из его поэтов, Ираншаха , на сочинение персидской эпической поэмы «Бахман -нама» , иранской мифологической истории о постоянных битвах между Кеем Бахманом и Ростама семьей . Это означает, что работа также была написана как совет для решения общественно-политических проблем того времени. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сафи 2006 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Хоутсма, Монтана; Брилл, Э.Дж.; Хоутсма, Монтана; ван Донзель, Э. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла: 1913–1936. Марокко – Руззик . Первая энциклопедия ислама 1913-1936 гг. Брилл. п. 673. ИСБН 978-90-04-09796-4 .
- ^ Босворт 1993 , с. 408.
- ^ Анатолия в период Сельджуков и Бейликов , Осман Туран, Кембриджская история ислама , Ред. Питер Малкольм Холт, Энн К.С. Лэмбтон и Бернард Льюис (издательство Кембриджского университета, 1970), 239.
- ^ Баркьярук , Кл. Каэн, Энциклопедия ислама , под ред. ХАРГибб, Дж.Х.Крамерс, Э. Леви-Провансаль и Дж.Шахт (EJBrill, 1986), 1052.
- ^ Босворт 1968 , с. 28.
- ^ Маделунг 1984 , стр. 747–753.
- ^ Босворт 1968 , с. 118.
- ^ Босворт 1984 , стр. 642–643.
- ^ Jump up to: а б с Ламбтон, AX (1988). Преемственность и изменения в средневековой Персии . Персидская библиотека. Персидская библиотека. стр. 100-1 35, 260, 268 н. 71. ИСБН 978-0-88706-133-2 .
- ^ Басан, ОА (2010). Великие сельджуки: история . Исследования Рутледжа по истории Ирана и Турции. Тейлор и Фрэнсис. п. 185. ИСБН 978-1-136-95393-4 .
- ^ Босворт, Э. (2013). История турок-сельджуков: Сельджук-нама Захира ад-Дина Нишпури Тейлор и Фрэнсис. п. 78. ИСБН 978-1-136-75258-2 .
- ^ Тетли, GE (2008). Газневиды и турки-сельджуки: поэзия как источник иранской истории . Исследования Рутледжа по истории Ирана и Турции. Тейлор и Фрэнсис. п. 292. ИСБН 978-1-134-08438-8 .
- ^ Фонд исследований тюркского мира (2008). Тюркское мироведение - Выпуск 173 . Фонд исследований тюркского мира. п. 123.
- ^ Эгейский университет. Факультет писем; Эгейский университет. Исторический факультет (2013). Журнал исторических исследований - Том 28 . Факультет литературы Эгейского университета. п. 197.
- ^ Лугаль, Н.; Икбал, М. (1943). Ахбар уд-девлет ис-Сельчукийе . Из изданий Турецкого исторического общества. Типография Турецкого исторического общества. п. 74.
- ^ Гюней, Алиме Окумуш (29 декабря 2020 г.). «Браки и брачные традиции в тюрко-исламских государствах Центральной Азии» . Институт социальных наук. п. 44 . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Фонд исследований тюркского мира (2008). Тюркское мироведение - Выпуск 173 . Фонд исследований тюркского мира. п. 123.
- ^ Эгейский университет. Факультет писем; Эгейский университет. Исторический факультет (2013). Журнал исторических исследований - Том 28 . Факультет литературы Эгейского университета. п. 197.
- ^ Лугаль, Н.; Икбал, М. (1943). Ахбар уд-девлет ис-Сельчукийе . Из изданий Турецкого исторического общества. Типография Турецкого исторического общества. п. 74.
- ^ Ханне, Эрик Дж. (2007). Поставить халифа на место: власть, авторитет и поздний халифат Аббасидов . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. п. 170. ИСБН 978-0-8386-4113-2 .
- ^ аль-Асир, Изз ад-Дин Ибн; Ричардс, Донаод Сидни (2006). Хроника Ибн аль-Асира периода крестовых походов от Аль-Камиля Фил-Тахриха: 541–589 годы . Тексты Крестового похода в переводе. Эшгейт. п. 16. ISBN 978-0-7546-4078-3 .
- ^ Jump up to: а б Босворт 2010 , с. 61.
- ^ Павлин 2015 , с. 80.
- ^ Аскари 2016 , с. 33.
Источники
[ редактировать ]- Аскари, Насрин (2016). Средневековый прием Шахнамы как зеркала для принцев . Брилл. ISBN 978-90-04-30790-2 .
- Мьюир, Уильям. «Династия Бувейхидов, Багдад под властью сельджуков, Тогрил-бек, Аль-Муктади и четыре последующих халифа, крестовые походы, захват Иерусалима, конец Фатимидов». Халифат, его расцвет, упадок и падение .
- Маделунг, В. (1984). «АЛ-Е БЕВАНД (БАВАНДИДС)». Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 7 . Лондон ua: Рутледж и Кеган Пол. стр. 747–753. ISBN 90-04-08114-3 .
- Босворт, CE (1993). «Мухаммад б. Малик-Суха» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 408. ИСБН 978-90-04-09419-2 .
- Босворт, К. Эдмунд (1984). «АХМАД Б. НЕАМ-АЛЬ-МОЛК». Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 6 . Лондон и др.: К. Эдмунд Босворт. стр. 642–643.
- Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира (1000–1217 гг. Н.э.)». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–202. ISBN 0-521-06936-Х .
- Босворт, CE (2010). «Степные народы в исламском мире». В Моргане, Дэвид О.; Рид, Энтони (ред.). Новая Кембриджская история ислама (Том 3) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 21–78. ISBN 978-0521850315 .
- Павлин, САУ (2015). Великая империя Сельджуков . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–378. ISBN 978-0-7486-3826-0 .
- Сафи, Омид (2006). Политика знаний в досовременном исламе: идеология переговоров и религиозные исследования . Издательство Университета Северной Каролины.