Кикуо Сайто

Кикуо Сайто ( 斉藤規矩夫 , Сайто Кикуо , 1939–2016) — американский художник-абстракционист японского происхождения , связанный с движением «Цветовое поле» и лирической абстракцией . бывший помощник Хелен Франкенталер , Кеннета Ноланда и Ларри Пунса Сайто, , наполняет насыщенные цветовые пейзажи изящно нарисованными линиями. Сайто был создателем уникальных театральных и танцевальных мероприятий, сотрудничая с новаторскими режиссерами и хореографами Робертом Уилсоном , Питером Бруком , Джеромом Роббинсом , а также танцовщицей и хореографом Евой Майер, на которой он был женат несколько десятилетий. Его постановки сочетали бессловесную драму в поэтических рамках света, костюмов, музыки и танца, большую часть которых он придумал и поставил сам.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Кикуо Сайто родился в Токио в 1939 году. [ 1 ] Он начал рисовать, когда ему было 17 лет, и в течение 3 лет проработал проктором и техником студии в мастерской сэнсэя Ито, известного японского художника. За это время Сайто приобрел понимание как традиционного искусства Японии, так и современных движений, таких как Группа Гутай . Он также интересовался растущим миром искусства Нью-Йорка и такими движениями, как абстрактный экспрессионизм , минимализм , цветовое поле и поп-арт . [ 2 ]
Сайто переехал в Нью-Йорк в 1966 году в возрасте 27 лет. Путешествие через Соединенные Штаты в Нью-Йорк предоставило ему случайную встречу с Эллен Стюарт , основательницей экспериментального театрального клуба La MaMa , которую он позже назовет своей американской матерью. Оказавшись в Нью-Йорке, Сайто работал со Стюартом в La MaMa и сыграл важную роль в привлечении японского драматурга-авангардиста Сюдзи Тераямы в La MaMa в 1980 году. В первые годы своего пребывания в Нью-Йорке Сайто балансировал живопись с театром, зарабатывая плотничеством и работой. в лофтовых постройках в Сохо .
Карьера
[ редактировать ]Рисование
[ редактировать ]
Композиция многих картин Сайто находилась под значительным влиянием географии его театральных постановок и находилась в диалоге с ней. Дуалистическая натура Сайто приняла материальную форму во взаимодействии коллективного театра и частной сферы живописной студии. Искусствовед Карен Уилкин писала: «Если мы будем внимательны, мы обнаружим, что персонажи его сценических пьес перевоплотились в абстрактные конфигурации в его картинах, возродились как записи анимированных жестов, сохраняющих индивидуальность своих источников». [ 3 ]
Общность всех работ Сайто, как на сцене, так и на холсте, сосредоточена на письменных знаках. Неоднократные исследования алфавита в творчестве Сайто, как реальные, так и вымышленные, разборчивые и неясные, говорят о моментах его личной истории. [ 4 ] Будучи молодым иммигрантом в стране, на языке которой он не говорил, Сайто писал для себя пространство в уже устоявшейся традиции Цветового поля , создавая свой собственный живописный лексикон. Противоположные мотивы свободных жестовых мазков и элегантного упорядоченного письма снова намекают на его двойную практику художника и архитектора поэтических представлений. Абстракция в творчестве Сайто указывает на размышления о нестабильности и непостоянстве языка и изменчивости смысла. систем трансмутирующих знаков, открывается пространство Отходя от структурных , и Сайто наполняет это пространство ярким цветом.
Театр
[ редактировать ]
Сайто работал с актерами и танцорами, придумывая, направляя и создавая декорации и костюмы для сценических представлений, иногда сотрудничая с Уилсоном, Бруком и Майером. Он черпал вдохновение из японских театральных традиций пьес Кабуки и Но и был новатором в использовании воды и других нетрадиционных материалов на сцене. Он разработал декорации для многочисленных постановок в La MaMa и для Фестиваля двух миров в Сполето, Италия . Он сотрудничал с Уилсоном в проектах в Ширазе, Иран , и в Париже создал декорации для «Конференции птиц Брука» .
В 1996 году он был постоянным художником в Университете Дьюка , где в сотрудничестве с Майером создал концептуальный бессловесный перформанс « Сад игрушек» , который позже будет показан в La MaMa. [ 5 ] Сайто сказал, что «Сад игрушек» был похож на то, что он представлял в недостающей половине Витторе Карпаччо картины « Две венецианские дамы », работы с отсутствующей левой стороной. [ 6 ]
Выставки
[ редактировать ]
Свою первую персональную выставку Сайто провел в галерее Deitcher O'Reilly на 67-й улице в 1976 году. В дальнейшем он выставлял как персональные, так и групповые выставки в США, Европе и Японии. Он представлен в коллекциях Музея современного искусства , Музея американского искусства Уитни , Музея современного искусства Олдрича , а также многочисленных частных коллекциях. Выставка под названием «Последние годы», на которой представлены работы, созданные за год до смерти Сайто, открылась в галерее изящных искусств Лесли Фили на Восточной 68-й улице в Нью-Йорке с 15 сентября по 14 октября 2016 года. [ 7 ]
В 2014 году Сайто и его партнер Микико Ино приобрели здание бывшей школы Святого Патрика в Верпланке, штат Нью-Йорк, и повторно сдали его в эксплуатацию под название KinoSaito, многопрофильного некоммерческого музея и художественного пространства, которое планируется открыть для публики в 2020 году. [ 8 ]
Избранные музейные коллекции
[ редактировать ]- Современное искусство | Музей изящных искусств , Хьюстон
- Музей современного искусства Олдрича , Риджфилд, Коннектикут.
- Художественный музей Нэшера , Университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина
- Художественная галерея Альберты , Альберта, Канада
- Художественная галерея Китченер-Ватерлоо, Онтарио, Канада
- Музей современного искусства , Нью-Йорк, Нью-Йорк
- Музей искусств, Форт-Лодердейл , Новый Юго-Восточный университет , Форт-Лодердейл, Флорида
- Университет Куинс , Онтарио, Канада
- Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг , Сарасота, Флорида
- Фонд Питера Стуйвесанта, Нидерланды
- Ольстерский музей , Северная Ирландия
- Университет Летбриджа , Альберта, Канада
Театральные постановки
[ редактировать ]- 1965 год, декорация для современного танца, раннее сотрудничество с художником по свету Тосиро Огавой из Университета Васэда , Токио.
- 1966 год, постановка современного танца с Л.Д. Тосиро Огавой, Иино Холл, Токио.
- Набор 1967 года, созданный для Тома Айена оперы « Сара Б. Дивайн» , фестиваль в Сполето , Сполето, Италия.
- Набор 1967 года для Тома Пейна , режиссер Том О'Хорган , Клуб экспериментального театра La MaMa, Нью-Йорк, Нью-Йорк
- 1967, набор для Рошель Оуэнс « Футц», режиссер Том О'Хорган, Клуб экспериментального театра La MaMa, Нью-Йорк, Нью-Йорк
- 1972 работал над декорациями к театральной пьесе Роберта Уилсона на 6-м Фестивале искусств, Шираз, Иран.
- 1972 Работа над декорациями для Роберта Уилсона, Комическая опера , Париж.
- 1972 написал и снял фильм для Национального телевидения Ирана.
- 1973 Хафтан , театральная постановка Фонда Берда Хоффмана, Нью-Йорк (репетиция/семинар в клубе экспериментального театра La MaMa) [ 9 ]
- 1976 Water Play , театральная постановка в клубе экспериментального театра La MaMa, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
- Питера Брука 1979 год, набор для конференции птиц , Париж.
- 1996 Сад игрушек , Ковчег (Университет Дьюка) , Дарем, Северная Каролина
- 1996 Сад игрушек , Клуб экспериментального театра La MaMa, Нью-Йорк, Нью-Йорк
- 2001 Эш Гарден , Средняя школа Ла Гуардия , Нью-Йорк, Нью-Йорк
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кикуо Сайто, биография» . Галерея Бейкера Спондера .
- ^ Уолш, Джим (2016). «Резание воды». Золотая галерея Сэма и Адель, Нью-Берлин, Нью-Йорк.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Уилкин, Карен (2015). «Кикуо Сайто: Беспокойный дух». МПресс .
- ^ Глисон, Бриджит (23 сентября 2016 г.). «В «Последних годах посмотрите последние работы знаменитого японского художника и сценографа» . Artsy .
- ^ МаМа (16 февраля 2016 г.). «Кикуо Сайто (1939-2016) » Материнские блоги
- ^ Уилкин, Карен. «В двух мирах: Кикуо Сайто, 1939-2016» . искусствокритический .
- ^ «Кикуо Сайто» . Лесли Фили .
- ^ » .КиноСайто « КиноСайто .
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Видеоработа: Документация Хафтана (1973)». По состоянию на 13 июня 2018 г.