Том Эйен

Том Эйен (14 августа 1940 — 26 мая 1991) — американский драматург, автор текстов, телесценарист и режиссёр . В 1981 году он получил премию «Тони» за лучшую книгу мюзикла «Девушки мечты» .
Айен наиболее известен своими работами на противоположных концах театрального спектра. Мейнстримные любители театра познакомились с ним в 1981 году, когда он в партнерстве с композитором Генри Кригером и режиссером Майклом Беннеттом написал книгу и тексты для популярного бродвейского мюзикла « Девушки мечты » об афроамериканском женском певческом трио. Однако карьера Эйена началась с экспериментального театра , который он написал и поставил на Бродвее в 1960-х годах. Это привело к его за пределами Бродвея успеху «Самое грязное шоу в городе» с музыкальным ревю с обнаженной натурой (1970) и «Женщины за решеткой» (1975), лагерной женщин в тюрьмах пародией на фильмы об эксплуатации . [ 1 ] [ 2 ] Айен умер от осложнений, связанных со СПИДом , в Палм-Бич, Флорида, в возрасте 50 лет.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Айен родился в Кембридже, штат Огайо , и был самым младшим из семи детей. Его родители, Авраам и Джулия Айен, владели и управляли семейным рестораном. [ 3 ] Он учился в Университете штата Огайо, но ушел, не закончив учебу. Айен переехала в Нью-Йорк в 1960 году, чтобы изучать актерское мастерство в Американской академии драматических искусств . [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]1960-1970 годы
[ редактировать ]Айен безуспешно искал актерские роли и некоторое время работал пресс-агентом, прежде чем начал писать для театра. 1960-х годов за пределами Бродвея Он нашел творческий дом на сцене экспериментального театра , основанной в Caffe Cino и экспериментальной театральной труппе La MaMa . [ 5 ] Он дал Бетт Мидлер ее первые профессиональные актерские роли в фильмах «Мисс Нефертити: Сожаления» и «Возвращение к Золушке». Оба были поставлены в 1965 году: детский спектакль днем и шоу для взрослых ночью. [ 6 ] На грант Фонда Рокфеллера в 1964 году Айен сформировал собственную театральную труппу «Театр репертуара глаз». Труппа выступала в течение десяти лет и взяла пьесу Айена о Саре Бернар « Сара Б. Дивайн!». на фестивале в Сполето в Италии в 1967 году. [ 3 ] Работы Айена сыграли центральную роль в неоэкспрессионистском внебродвейском движении 1960-х годов. Газета «Нью-Йорк Таймс» писала в 1984 году: «Его пьесы известны эмоционально гротескным материалом в сочетании с острой сатирой». [ 7 ]
Айен был плодовитым, написал и обычно поставил 35 пьес только в «Ла МаМа» в 1960-х и 1970-х годах. [ 3 ] Его ранние пьесы вне Бродвея, помимо отмеченных выше, включали:
- Происходящее в кафе (1964; La MaMa; сценарий Рут Ландсхофф , режиссер Айен) [ 8 ]
- Мой следующий муж будет красоткой! (1964; La MaMa; автор сценария и режиссер Айен) [ 9 ]
- Фрустрата (1964; La MaMa; автор сценария и режиссер Айен) [ 10 ]
- Белая шлюха и бит-игрок (1964; La MaMa; сценарий и режиссер Айен) [ 11 ]
- Почему юбка Ханны не опускается (1964)
- Фрустата, грязная маленькая девочка с застрявшей в голове бумажной розой, сошла с ума! (1965)
- Разве ты не видишь принца? (1965)
- Последняя великая коктейльная вечеринка (1965)
- Безумный мир Тома Эйена (1965)
- Почему юбка Ханны не опускается; Или, Admission 10c (1965; La MaMa; автор сценария и режиссер Айен) [ 12 ]
- Мисс Нефертити сожалеет (1965; La MaMa; сценарий и режиссер Айен) [ 13 ]
- Передайте привет Off-Off Broadway (1966; La MaMa; сценарий Айен, режиссер Рон Линк ) [ 14 ]
- Суд (1967)
- Сара Би Дивайн! (1967)
- Большой дом / 22 ноября (1967 г.)
- (Органическое событие) (1968)
- Кто убил мою лысую сестру Софи? Или «Слава Богу за маленькие милости!» (1968)
- Когда Джонни снова приходит танцевать домой (1968)
- Алиса сквозь стекло слегка (1968)
- 4 пьесы Но Тома Айена (1969)
- Осторожно: история любви (1969)
- Камасутра (дата неизвестна)
Главный герой книги « Почему юбка Ханны не останется опущенной» описывается как представитель грубости, изобилия, декаданса и глубины движения и того периода. [ 15 ]
1970-1980 годы
[ редактировать ]В 1970 году Эйен добился своего самого большого коммерческого успеха на сегодняшний день с «Самым грязным шоу в городе» , сатирическим ответом и примером пьес того периода, изображающих наготу и сексуальные ситуации. «Самое грязное шоу в городе» первоначально проходило в театре Астор Плейс в течение двух сезонов, а затем проходило как за пределами Бродвея в Нью-Йорке, так и в лондонском Вест-Энде . [ 15 ] Он также написал песню «Ода к винту» с Питером Корнеллом для Милоша Формана фильма 1971 года « Взлет» . Другие выступления Эйена в начале 1970-х включали:
- Самое грязное шоу в городе (1970; La MaMa, до перевода в Astor Place Theater; автор сценария и режиссер Айен) [ 16 ]
- Ареата в Ледовом дворце; Или, полностью гарантированная кукла для траха меня (1970)
- Гертруда Стайн и другие великие люди (1970)
- Лану трахнули в Ливане (1970)
- Что делает Джильду такой серой?; Или это просто зависит от того, кого вы получите (1970; La MaMa; сценарий Айен, режиссер Нил Фланаган ) [ 17 ]
- Белая шлюха и бит-плеер (1971)
- Три трансвестита из Дейтоны (1973; La MaMa; сценарий Айен, режиссер Нил Фланаган ) [ 18 ]
- Белая шлюха и бит-плеер / La Estrella y La Monja (1973; многоязычная постановка)
- 2008: A Spaced Oddity (1974; La MaMa; автор сценария Айен, музыка Гэри Уильяма Фридмана ) [ 19 ]
По данным The New York Times Эйена называли Нилом Саймоном Off-Off-Broadway, когда у него одновременно шли четыре пьесы». , « Однажды [ 3 ] В 1973 году Айен стал соавтором книги и поставил один из самых громких провалов Бродвея, Пола Джабары диско -мюзикл «Рэйчел Лили Розенблум» («И ты никогда этого не забудешь») , который закрылся после семи предварительных просмотров. Главный герой, яркий артист, был вдохновлен Мидлером, которому, очевидно, предложили роль, но он отказался. [ нужна ссылка ] После этой неудачи Айен начал ездить в Лос-Анджелес, чтобы писать для телевидения и кино. В 1974 году он стал одним из первых известных писателей, написавших жесткий порнографический фильм. [ 20 ] Он участвовал в написании сатирической мыльной оперы 1976/1977 годов «Мэри Хартман, Мэри Хартман» , продюсера Нормана Лира . [ нужна ссылка ] В 1978 году Айен был номинирован на премию «Эмми» Мидлера за написание сценария для первого телешоу « Ol' Red Hair is Back» . [ нужна ссылка ]
Манерная и тревожная пародия Эйена на фильмы 1950-х годов об эксплуатации женщин в тюрьмах «Женщины за решеткой » стала главным внебродвейским хитом в 1975 году. Пэт Аст сначала сыграла главную роль садистской надзирательницы в дрэг-шоу , а затем Дивайн . Газета New York Times назвала это «чрезвычайно интересным произведением одного из самых новаторских и разносторонних драматургов Америки». [ 7 ] За этим успехом Айен последовала «Неоновая женщина» с Дивайн в главной роли в 1978 году. еще одна внебродвейская пьеса [ 21 ] Газета New York Times писала: «Его пьесы известны эмоционально гротескным материалом в сочетании с острой сатирой». [ 7 ] киноверсию « Самого грязного шоу в городе» В 1980 году Айен снял для Showtime , сделав ее первым фильмом, снятым для кабельного телевидения . В фильме снялся Джон Уэсли Шипп . [ 22 ]
В 1976 году он появился в документальном фильме Розы фон Праунхайм о нью-йоркском театре Сохо и художественной сцене 1970-х годов «Метро и эмигранты» . [ 23 ]
Девушки мечты и более поздние работы
[ редактировать ]Айен и Генри Кригер впервые работали вместе над музыкальной версией « Самого грязного шоу в городе» 1975 года , названной «Самый грязный мюзикл в городе» . [ 24 ] Выступление Нелл Картер в этом мюзикле вдохновило Айена и Кригера на создание мюзикла о чернокожем певческом трио, который они подготовили для Джо Паппа вместе с Картером, Шерил Ли Ральф и Лореттой Дивайн . Проект был отложен в 1978 году, когда Картер получил роль в мыльной опере. [ 25 ] Год спустя проект заинтересовал бродвейского режиссера-продюсера Майкла Беннета , который попросил Айена руководить мастерской постановки « Больших мечтаний », как тогда назывался мюзикл, с участием Ральфа, Лоретты Дивайн и певицы госпел Дженнифер Холлидей в качестве замены Картера. . Однако Холлидей покинула проект, недовольная тем, что ее персонаж умер в конце первого акта. После нескольких семинаров и многочисленных переписываний Беннетт решил, что для производства нужен Холлидей, и команда переписала второй акт, чтобы создать характер Холлидея. [ 25 ] [ 26 ]
поставленный на Бродвее в 1981 году, Спектакль «Девушки мечты», имел самый большой коммерческий успех в карьере Айен. Он был номинирован на тринадцать премий «Тони» , в том числе две на премию «Айен»: лучшая книга и лучший оригинальный саундтрек. Шоу выиграло шесть премий «Тони», в том числе за лучшую книгу. Он также принес Эйену номинацию на премию Drama Desk Award за выдающийся текст. Оригинальный альбом актеров получил премию Грэмми как автор текстов, а одна из песен шоу « And I Am Telling You I’m Not Going » в исполнении Холлидея стала хитом. [ нужна ссылка ] В 1984 году Айен стремился повторить свой в группе «Девушки мечты» успех с помощью Kicks: The Showgirl Musical , совместной работы с композитором Аланом Менкеном о группе Rockettes во время Второй мировой войны . Шоу так и не вышло за пределы мастер-класса, хотя отдельные номера из шоу исполнялись на концертах. [ 27 ]
Экранизация «Девушек мечты» , сценарий и режиссер Билл Кондон , была выпущена в 2006 году компаниями DreamWorks и Paramount Pictures . Две песни Айена из саундтрека, «And I Am Telling You I'm Not Going» в исполнении Дженнифер Хадсон и « One Night Only » в исполнении Бейонсе Ноулз , стали хитами. Чтобы способствовать выпуску фильма, DreamWorks и лицензиат мюзикла The Tams-Witmark Music Library оплатили лицензионные сборы за все непрофессиональные сценические выступления « Девушек мечты» в 2006 году. В результате более пятидесяти средних школ, колледжей и В том же году общественные театры поставили спектакли « Девушки мечты» . [ 28 ]
Смерть
[ редактировать ]Айен умер от осложнений, вызванных СПИДом , в 1991 году в возрасте пятидесяти лет в Палм-Бич, Флорида . Поминальная служба прошла в театре Сент-Джеймс в Нью-Йорке 23 сентября 1991 года. В 1993 году Айен посмертно получил Джерома Лоуренса и Роберта Ли премию Института театральных исследований от Университета штата Огайо , где хранятся его документы. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обзор: Женщины за решеткой , The New York Times , 1984 г.
- ^ Обзор: Женщины за решеткой в Сан-Франциско, TalkinBroadway.com
- ^ Jump up to: а б с д Холден, Стивен. «Том Айен, 50 лет, плодовитый драматург, специализирующийся на внебродвейских произведениях» , The New York Times , 28 мая 1991 года.
- ^ Клемесруд, Джуди. «Грязность — это состояние души». Нью-Йорк Таймс , 16 августа 1970 г.
- ^ Стюарт, Эллен. «60-е» , Блог Эллен: История Ла Мамы, по состоянию на 20 марта 2018 г.
- ^ Корлисс, Ричард. «Это старое чувство: лучший вариант» , журнал Time , 17 марта 2004 г., по состоянию на 20 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Фрэнк, Лия Д. «Тюремная сатира с горьким смехом» , 27 мая 1984 г., с. L-11, по состоянию на 20 марта 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Происходит в кафе (1964)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ↑ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Мой следующий муж будет красавицей! (1964)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ↑ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Фрустата (1964)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Белая шлюха и бит-плеер (1964)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ↑ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Почему юбка Ханны не останется внизу (1965)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Сожаления мисс Нефертити (1965)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: передайте привет вне Бродвея (1966)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Почему юбка Ханны не опускается , LaMaMa.org (2005)
- ↑ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Самое грязное шоу в городе, The (1970)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Что делает Джильду такой серой? (1970)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Три трансвестита из Дайтоны (1973)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: 2008 1/2 (Космическая одиссея) (1973)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
- ^ «Является ли Том Айен первым «имя» порнописца?». Разнообразие . 13 ноября 1974 г. с. 26.
- ^ Неоновая женщина в базе данных Internet Off-Broadway
- ^ Бродвей на Showtime: самое грязное шоу в городе , база данных Британского института кино.
- ^ « Подполье и эмигранты : титры» , Turner Classic Movies , по состоянию на 13 марта 2022 г.
- ^ Талмер, Джерри. «Мечты об Оскаре» , TheVillager.com, Vol. 76, № 38, 14–20 февраля 2007 г., по состоянию на 20 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ауфдерхайде, Джереми. Девушки мечты: Ваша виртуальная настольная книга мюзикла . По состоянию на 16 июля 2010 г.
- ^ Хилл, Джереми. «До Бродвея. Девушки мечты: ваш виртуальный журнальный столик, книга мюзикла» .
- ^ Остроу, Стюарт (2005). Присутствуют при творении, прыгают во тьму и идут против течения , стр. 117–188.
- ↑ Олсен, Марк (12 декабря 2006 г.). «Один этап маркетинга фильма происходит на сцене» , Los Angeles Times . Проверено 15 декабря 2006 г.
- ^ «Коллекция Тома Айена» , Университет штата Огайо, по состоянию на 20 марта 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стоун, Венделл (2002). Имитация представлений: использование Томом Айеном кинематографических приемов .
- Стоун, Венделл (2005). Caffe Cino: родина внебродвейского стиля .
- Некролог: Chicago Tribune , 28 мая 1991 г.
- Некролог: Los Angeles Times , 28 мая 1991 г.
- Некролог: Variety , 3 июня 1991 года.
- Коллекция Тома Айена в Университете штата Огайо
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1940 рождений
- 1991 смертей
- Американские авторы текстов
- Бродвейские композиторы и авторы текстов
- Американские музыканты-геи
- Американские писатели-геи
- Авторы песен-геи
- Драматурги и драматурги-геи
- Люди из Кембриджа, штат Огайо
- Американские театральные режиссеры
- Лауреаты премии Тони
- Лауреаты премии Грэмми
- Режиссеры ЛГБТ-театров
- Смертность от СПИДа во Флориде
- Американские драматурги и драматурги XX века.
- Американские авторы песен ЛГБТ
- Американские драматурги и драматурги ЛГБТ
- Американские авторы песен-мужчины
- Американские драматурги и драматурги-мужчины
- Авторы песен из Огайо
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские ЛГБТ 20-го века
- Американские авторы песен 20-го века