Jump to content

Том Эйен

Том Айен, 1986 год.

Том Эйен (14 августа 1940 — 26 мая 1991) — американский драматург, автор текстов, телесценарист и режиссёр . В 1981 году он получил премию «Тони» за лучшую книгу мюзикла «Девушки мечты» .

Айен наиболее известен своими работами на противоположных концах театрального спектра. Мейнстримные любители театра познакомились с ним в 1981 году, когда он в партнерстве с композитором Генри Кригером и режиссером Майклом Беннеттом написал книгу и тексты для популярного бродвейского мюзикла « Девушки мечты » об афроамериканском женском певческом трио. Однако карьера Эйена началась с экспериментального театра , который он написал и поставил на Бродвее в 1960-х годах. Это привело к его за пределами Бродвея успеху «Самое грязное шоу в городе» с музыкальным ревю с обнаженной натурой (1970) и «Женщины за решеткой» (1975), лагерной женщин в тюрьмах пародией на фильмы об эксплуатации . [ 1 ] [ 2 ] Айен умер от осложнений, связанных со СПИДом , в Палм-Бич, Флорида, в возрасте 50 лет.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Айен родился в Кембридже, штат Огайо , и был самым младшим из семи детей. Его родители, Авраам и Джулия Айен, владели и управляли семейным рестораном. [ 3 ] Он учился в Университете штата Огайо, но ушел, не закончив учебу. Айен переехала в Нью-Йорк в 1960 году, чтобы изучать актерское мастерство в Американской академии драматических искусств . [ 4 ]

1960-1970 годы

[ редактировать ]

Айен безуспешно искал актерские роли и некоторое время работал пресс-агентом, прежде чем начал писать для театра. 1960-х годов за пределами Бродвея Он нашел творческий дом на сцене экспериментального театра , основанной в Caffe Cino и экспериментальной театральной труппе La MaMa . [ 5 ] Он дал Бетт Мидлер ее первые профессиональные актерские роли в фильмах «Мисс Нефертити: Сожаления» и «Возвращение к Золушке». Оба были поставлены в 1965 году: детский спектакль днем ​​и шоу для взрослых ночью. [ 6 ] На грант Фонда Рокфеллера в 1964 году Айен сформировал собственную театральную труппу «Театр репертуара глаз». Труппа выступала в течение десяти лет и взяла пьесу Айена о Саре Бернар « Сара Б. Дивайн!». на фестивале в Сполето в Италии в 1967 году. [ 3 ] Работы Айена сыграли центральную роль в неоэкспрессионистском внебродвейском движении 1960-х годов. Газета «Нью-Йорк Таймс» писала в 1984 году: «Его пьесы известны эмоционально гротескным материалом в сочетании с острой сатирой». [ 7 ]

Айен был плодовитым, написал и обычно поставил 35 пьес только в «Ла МаМа» в 1960-х и 1970-х годах. [ 3 ] Его ранние пьесы вне Бродвея, помимо отмеченных выше, включали:

  • Происходящее в кафе (1964; La MaMa; сценарий Рут Ландсхофф , режиссер Айен) [ 8 ]
  • Мой следующий муж будет красоткой! (1964; La MaMa; автор сценария и режиссер Айен) [ 9 ]
  • Фрустрата (1964; La MaMa; автор сценария и режиссер Айен) [ 10 ]
  • Белая шлюха и бит-игрок (1964; La MaMa; сценарий и режиссер Айен) [ 11 ]
  • Почему юбка Ханны не опускается (1964)
  • Фрустата, грязная маленькая девочка с застрявшей в голове бумажной розой, сошла с ума! (1965)
  • Разве ты не видишь принца? (1965)
  • Последняя великая коктейльная вечеринка (1965)
  • Безумный мир Тома Эйена (1965)
  • Почему юбка Ханны не опускается; Или, Admission 10c (1965; La MaMa; автор сценария и режиссер Айен) [ 12 ]
  • Мисс Нефертити сожалеет (1965; La MaMa; сценарий и режиссер Айен) [ 13 ]
  • Передайте привет Off-Off Broadway (1966; La MaMa; сценарий Айен, режиссер Рон Линк ) [ 14 ]
  • Суд (1967)
  • Сара Би Дивайн! (1967)
  • Большой дом / 22 ноября (1967 г.)
  • (Органическое событие) (1968)
  • Кто убил мою лысую сестру Софи? Или «Слава Богу за маленькие милости!» (1968)
  • Когда Джонни снова приходит танцевать домой (1968)
  • Алиса сквозь стекло слегка (1968)
  • 4 пьесы Но Тома Айена (1969)
  • Осторожно: история любви (1969)
  • Камасутра (дата неизвестна)

Главный герой книги « Почему юбка Ханны не останется опущенной» описывается как представитель грубости, изобилия, декаданса и глубины движения и того периода. [ 15 ]

1970-1980 годы

[ редактировать ]

В 1970 году Эйен добился своего самого большого коммерческого успеха на сегодняшний день с «Самым грязным шоу в городе» , сатирическим ответом и примером пьес того периода, изображающих наготу и сексуальные ситуации. «Самое грязное шоу в городе» первоначально проходило в театре Астор Плейс в течение двух сезонов, а затем проходило как за пределами Бродвея в Нью-Йорке, так и в лондонском Вест-Энде . [ 15 ] Он также написал песню «Ода к винту» с Питером Корнеллом для Милоша Формана фильма 1971 года « Взлет» . Другие выступления Эйена в начале 1970-х включали:

  • Самое грязное шоу в городе (1970; La MaMa, до перевода в Astor Place Theater; автор сценария и режиссер Айен) [ 16 ]
  • Ареата в Ледовом дворце; Или, полностью гарантированная кукла для траха меня (1970)
  • Гертруда Стайн и другие великие люди (1970)
  • Лану трахнули в Ливане (1970)
  • Что делает Джильду такой серой?; Или это просто зависит от того, кого вы получите (1970; La MaMa; сценарий Айен, режиссер Нил Фланаган ) [ 17 ]
  • Белая шлюха и бит-плеер (1971)
  • Три трансвестита из Дейтоны (1973; La MaMa; сценарий Айен, режиссер Нил Фланаган ) [ 18 ]
  • Белая шлюха и бит-плеер / La Estrella y La Monja (1973; многоязычная постановка)
  • 2008: A Spaced Oddity (1974; La MaMa; автор сценария Айен, музыка Гэри Уильяма Фридмана ) [ 19 ]

По данным The New York Times Эйена называли Нилом Саймоном Off-Off-Broadway, когда у него одновременно шли четыре пьесы». , « Однажды [ 3 ] В 1973 году Айен стал соавтором книги и поставил один из самых громких провалов Бродвея, Пола Джабары диско -мюзикл «Рэйчел Лили Розенблум» («И ты никогда этого не забудешь») , который закрылся после семи предварительных просмотров. Главный герой, яркий артист, был вдохновлен Мидлером, которому, очевидно, предложили роль, но он отказался. [ нужна ссылка ] После этой неудачи Айен начал ездить в Лос-Анджелес, чтобы писать для телевидения и кино. В 1974 году он стал одним из первых известных писателей, написавших жесткий порнографический фильм. [ 20 ] Он участвовал в написании сатирической мыльной оперы 1976/1977 годов «Мэри Хартман, Мэри Хартман» , продюсера Нормана Лира . [ нужна ссылка ] В 1978 году Айен был номинирован на премию «Эмми» Мидлера за написание сценария для первого телешоу « Ol' Red Hair is Back» . [ нужна ссылка ]

Манерная и тревожная пародия Эйена на фильмы 1950-х годов об эксплуатации женщин в тюрьмах «Женщины за решеткой » стала главным внебродвейским хитом в 1975 году. Пэт Аст сначала сыграла главную роль садистской надзирательницы в дрэг-шоу , а затем Дивайн . Газета New York Times назвала это «чрезвычайно интересным произведением одного из самых новаторских и разносторонних драматургов Америки». [ 7 ] За этим успехом Айен последовала «Неоновая женщина» с Дивайн в главной роли в 1978 году. еще одна внебродвейская пьеса [ 21 ] Газета New York Times писала: «Его пьесы известны эмоционально гротескным материалом в сочетании с острой сатирой». [ 7 ] киноверсию « Самого грязного шоу в городе» В 1980 году Айен снял для Showtime , сделав ее первым фильмом, снятым для кабельного телевидения . В фильме снялся Джон Уэсли Шипп . [ 22 ]

В 1976 году он появился в документальном фильме Розы фон Праунхайм о нью-йоркском театре Сохо и художественной сцене 1970-х годов «Метро и эмигранты» . [ 23 ]

Девушки мечты и более поздние работы

[ редактировать ]

Айен и Генри Кригер впервые работали вместе над музыкальной версией « Самого грязного шоу в городе» 1975 года , названной «Самый грязный мюзикл в городе» . [ 24 ] Выступление Нелл Картер в этом мюзикле вдохновило Айена и Кригера на создание мюзикла о чернокожем певческом трио, который они подготовили для Джо Паппа вместе с Картером, Шерил Ли Ральф и Лореттой Дивайн . Проект был отложен в 1978 году, когда Картер получил роль в мыльной опере. [ 25 ] Год спустя проект заинтересовал бродвейского режиссера-продюсера Майкла Беннета , который попросил Айена руководить мастерской постановки « Больших мечтаний », как тогда назывался мюзикл, с участием Ральфа, Лоретты Дивайн и певицы госпел Дженнифер Холлидей в качестве замены Картера. . Однако Холлидей покинула проект, недовольная тем, что ее персонаж умер в конце первого акта. После нескольких семинаров и многочисленных переписываний Беннетт решил, что для производства нужен Холлидей, и команда переписала второй акт, чтобы создать характер Холлидея. [ 25 ] [ 26 ]

поставленный на Бродвее в 1981 году, Спектакль «Девушки мечты», имел самый большой коммерческий успех в карьере Айен. Он был номинирован на тринадцать премий «Тони» , в том числе две на премию «Айен»: лучшая книга и лучший оригинальный саундтрек. Шоу выиграло шесть премий «Тони», в том числе за лучшую книгу. Он также принес Эйену номинацию на премию Drama Desk Award за выдающийся текст. Оригинальный альбом актеров получил премию Грэмми как автор текстов, а одна из песен шоу « And I Am Telling You I’m Not Going » в исполнении Холлидея стала хитом. [ нужна ссылка ] В 1984 году Айен стремился повторить свой в группе «Девушки мечты» успех с помощью Kicks: The Showgirl Musical , совместной работы с композитором Аланом Менкеном о группе Rockettes во время Второй мировой войны . Шоу так и не вышло за пределы мастер-класса, хотя отдельные номера из шоу исполнялись на концертах. [ 27 ]

Экранизация «Девушек мечты» , сценарий и режиссер Билл Кондон , была выпущена в 2006 году компаниями DreamWorks и Paramount Pictures . Две песни Айена из саундтрека, «And I Am Telling You I'm Not Going» в исполнении Дженнифер Хадсон и « One Night Only » в исполнении Бейонсе Ноулз , стали хитами. Чтобы способствовать выпуску фильма, DreamWorks и лицензиат мюзикла The Tams-Witmark Music Library оплатили лицензионные сборы за все непрофессиональные сценические выступления « Девушек мечты» в 2006 году. В результате более пятидесяти средних школ, колледжей и В том же году общественные театры поставили спектакли « Девушки мечты» . [ 28 ]

Айен умер от осложнений, вызванных СПИДом , в 1991 году в возрасте пятидесяти лет в Палм-Бич, Флорида . Поминальная служба прошла в театре Сент-Джеймс в Нью-Йорке 23 сентября 1991 года. В 1993 году Айен посмертно получил Джерома Лоуренса и Роберта Ли премию Института театральных исследований от Университета штата Огайо , где хранятся его документы. [ 29 ]

  1. ^ Обзор: Женщины за решеткой , The New York Times , 1984 г.
  2. ^ Обзор: Женщины за решеткой в ​​Сан-Франциско, TalkinBroadway.com
  3. ^ Jump up to: а б с д Холден, Стивен. «Том Айен, 50 лет, плодовитый драматург, специализирующийся на внебродвейских произведениях» , The New York Times , 28 мая 1991 года.
  4. ^ Клемесруд, Джуди. «Грязность — это состояние души». Нью-Йорк Таймс , 16 августа 1970 г.
  5. ^ Стюарт, Эллен. «60-е» , Блог Эллен: История Ла Мамы, по состоянию на 20 марта 2018 г.
  6. ^ Корлисс, Ричард. «Это старое чувство: лучший вариант» , журнал Time , 17 марта 2004 г., по состоянию на 20 марта 2018 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Фрэнк, Лия Д. «Тюремная сатира с горьким смехом» , 27 мая 1984 г., с. L-11, по состоянию на 20 марта 2018 г.
  8. ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Происходит в кафе (1964)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  9. Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Мой следующий муж будет красавицей! (1964)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  10. Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Фрустата (1964)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  11. ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Белая шлюха и бит-плеер (1964)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  12. Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Почему юбка Ханны не останется внизу (1965)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  13. ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Сожаления мисс Нефертити (1965)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  14. ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: передайте привет вне Бродвея (1966)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  15. ^ Jump up to: а б Почему юбка Ханны не опускается , LaMaMa.org (2005)
  16. Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Самое грязное шоу в городе, The (1970)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  17. ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Что делает Джильду такой серой? (1970)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  18. ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: Три трансвестита из Дайтоны (1973)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  19. ^ Цифровые коллекции архива La MaMa, «Производство: 2008 1/2 (Космическая одиссея) (1973)» , по состоянию на 21 марта 2018 г.
  20. ^ «Является ли Том Айен первым «имя» порнописца?». Разнообразие . 13 ноября 1974 г. с. 26.
  21. ^ Неоновая женщина в базе данных Internet Off-Broadway
  22. ^ Бродвей на Showtime: самое грязное шоу в городе , база данных Британского института кино.
  23. ^ « Подполье и эмигранты : титры» , Turner Classic Movies , по состоянию на 13 марта 2022 г.
  24. ^ Талмер, Джерри. «Мечты об Оскаре» , TheVillager.com, Vol. 76, № 38, 14–20 февраля 2007 г., по состоянию на 20 марта 2018 г.
  25. ^ Jump up to: а б Ауфдерхайде, Джереми. Девушки мечты: Ваша виртуальная настольная книга мюзикла . По состоянию на 16 июля 2010 г.
  26. ^ Хилл, Джереми. «До Бродвея. Девушки мечты: ваш виртуальный журнальный столик, книга мюзикла» .
  27. ^ Остроу, Стюарт (2005). Присутствуют при творении, прыгают во тьму и идут против течения , стр. 117–188.
  28. Олсен, Марк (12 декабря 2006 г.). «Один этап маркетинга фильма происходит на сцене» , Los Angeles Times . Проверено 15 декабря 2006 г.
  29. ^ «Коллекция Тома Айена» , Университет штата Огайо, по состоянию на 20 марта 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28dca388da926cbd6f6b42ce94e9c8ab__1718123340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/ab/28dca388da926cbd6f6b42ce94e9c8ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tom Eyen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)