Фундаментальная структура
В шенкеровском анализе фундаментальная структура ( нем . Ursatz ) описывает структуру тонального произведения , как она возникает на самом отдаленном (или « фоновом ») уровне и в самой абстрактной форме. Базовая разработка тонического трезвучия , состоит из основной линии, сопровождаемой басовым арпеджио . Отсюда основная структура, как и сама основная линия, принимает одну из трёх форм, в зависимости от того, какая высота тонического трезвучия является основным тоном . Настоящий пример показывает фундаментальную структуру до мажор , где основная линия нисходит от ступени гаммы. :
Urlinie предлагает развертывание ( Auswicklung ) основного трезвучия, представляет тональность на горизонтальных путях. В них также вливается тональная система, система, призванная внести целенаправленный порядок в мир аккордов посредством выбора гармонических ступеней. Посредником между горизонтальной формулировкой тональности, представленной Урлинием, и вертикальной формулировкой, представленной гармоническими степенями, является голосовое ведение . [1]
Верхний голос фундаментальной структуры, то есть фундаментальной линии, использует нисходящее направление; нижний голос, представляющий собой басовое арпеджио до квинты, принимает восходящее направление (рис. 1). [...] Сочетание основной линии и басового арпеджио составляет единство . [...] Ни основная линия, ни басовое арпеджио не могут существовать отдельно. Только действуя вместе, объединенные в контрапунктическую структуру, они создают искусство. [2]
Основная линия
[ редактировать ]Основная линия ( нем . Urlinie ) — это мелодический аспект Фундаментальной структуры ( Ursatz ), « ступенчатый спуск от одной из трезвучных нот к тонике » с басовым арпеджио, являющимся гармоническим аспектом. [3] Основная линия заполняет пробелы, созданные нисходящим арпеджио тонического трезвучия. Его первый тон ( основной тон , головной тон) может быть , или .
Нет никаких тональных пространств, кроме тех, что — , — , и — . Не существует другого источника развития переходных тонов или мелодии. [4]
Строки из редки; некоторые шенкерианцы считают их невозможными. В современных шенкеровских анализах, похоже, существует тенденция отдавать предпочтение строкам из .
Басовое арпеджио и делитель верхней пятой части
[ редактировать ]Верхнюю [...] квинту аккорда, возникающую в результате прыжка во время проходящего движения или соседней ноты, я называю разделителем верхней квинты. [6]
В случае с Урзацем верхний пятый делитель находится на службе у в Урлинии. Вместе они могут образовать зародыш доминантного аккорда на более позднем уровне. См. шенкеровский анализ .
Терминология
[ редактировать ]Термин Ursatz не распространен в немецком языке, но он не был создан Шенкером. Его значение близко к значению «аксиомы»; [7] его использует, среди прочего, Шопенгауэр. [8] Перевод Ursatz как «фундаментальной структуры» и Urlinie как «фундаментальной линии» был поставлен под сомнение. Переводчики Das Meisterwerk in der Musik [9] и Тонвилл [10] и проекты Schenker Documents Online. [11] решили сохранить в своих переводах оригинальные немецкие термины.
Адель Т. Кац , один из первых комментаторов Шенкера в США, может быть ответственна за выбор «структуры» в качестве перевода для Саца . В 1935 году она определила Урзац как «элементарную структуру, из которой развивается композиция». [12] В 1945 году она противопоставила « гармонические и структурные аккорды» « контрапунктическим и удлиняющим аккордам». [13] и она перевела Урлини как «структурный главный голос». [14] Эти выражения были переняты Феликсом Зальцером, который, по-видимому, был первым, кто заговорил о «фундаментальной структуре». [15]
Хотя слово «структура» может показаться приемлемым в качестве перевода Саца в этом контексте, из-за отсутствия чего-то лучшего, перевод Ур- как «фундаментального» гораздо меньше. Как говорит Стивен Пелес:
Мы кое-что потеряли, когда приняли «фундаментальную линию» в качестве стандартного перевода Urlinie ; «первичная линия» отражает больший резонанс, который это слово могло бы иметь для читателей Шенкера, которые сразу же установили бы ассоциацию с Ursprache и другими Ur- thises и Ur -thats, которые были конечными филологическими целями соответствующих исторических дисциплин. [16]
В других дисциплинах Ur- обычно переводится как «первоначальное», как в «Urpflanze » Гете , «первичное растение». [17] или в Урденкен («первичное мышление»), [18] Urbild , «первообраз» (Гете) или Urform , «первичная форма», «архетип» (Шеллинг) и т. д.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шенкер, Генрих, The Tonwille , Oxford University Press, 2004, том. я, с. 53, перевод Р. Снарренберга.
- ^ Шенкер, Генрих, Свободная композиция , перевод Эрнста Остера, Нью-Йорк, Лонгман, 1979, стр. 10-11.
- ^ Миддлтон, Ричард (1990/2002). Изучение популярной музыки , стр.193. Филадельфия: Издательство Открытого университета. ISBN 0-335-15275-9 .
- ^ Шенкер, Генрих, Der Tonwille , Oxford University Press, 2004, том. II, с. 117, перевод И. Бента. Следует отметить, что тональные пространства представлены здесь в порядке возрастания: это потому, что Шенкер в 1924 году еще не считал основную линию обязательно нисходящей.
- ^ Освальд Йонас, Введение в учение Генриха Шенкера , Вена, Universal, исправленное издание, 1972, стр. 38, пример 62. Введение в теорию Генриха Шенкера , изд. Дж. Ротгеба и перевод, 2-е издание, Ann Arbor, Musicalia Press, стр. 38, пример 62. 49, пример 62.
- ^ Шенкер, Генрих, Der Tonwille , Oxford University Press, 2004, том. я, с. 176, перевод Ж. Дубьеля, измененный.
- ^ К. Э. Жорж, Малый немецко-латинский краткий словарь , Ганновер, Лейпциг, 1910, кол. 318.
- ^ А. Шопенгауэр, Мир как воля и представление ( Дополнения к первой книге ), Сочинения в десяти томах , Том 3, Цюрих, 1977, с. 22: С другой стороны, субъективная отправная точка и принцип «мир — это моя идея» также имеет свою неадекватность и т. д.
- ^ Шенкер, Генрих, Шедевр музыки , английский перевод, изд. В. Драбкина, перевод И. Бент и др., Cambridge University Press, 3 тома, 1994–1997.
- ^ Шенкер, Генрих, The Tonwille , английский перевод, изд. В. Драбкина, перевод И. Бент и др., Oxford University Press, 2 тома, 2004.
- ^ «Шенкер – Дом» . Архивировано из оригинала 07.11.2014 . Проверено 11 октября 2013 г.
- ^ Кац, Адель Т. (1935). «Метод анализа Генриха Шенкера», The Musical Quarterly 21/3, стр. 314.
- ^ Кац, Адель Т. (1945). Вызов музыкальной традиции. Новая концепция тональности , Нью-Йорк, Альфред А. Кнопф, с. 15.
- ^ Кац (1945), с. 18.
- ^ Зальцер, Феликс (1952). Структурное слушание. Тональная согласованность в музыке , Нью-Йорк, Чарльз Бони, с. 12.
- ^ Пелеш, Стивен (2001). Обзор аргумента Шенкера и утверждений теории музыки Лесли Д. Блазиус, Журнал теории музыки 45/1, стр. 185. См. также Снарренберг, Роберт (1997). «Конкурирующие мифы: американский отказ от органицизма Шенкера», Теория, анализ и значение в музыке , под ред. А. Попла, Cambridge University Press, стр. 29–56.
- ^ Иоганн Вольфганг Гете, Письмо Фридриху Константину фон Штейну, 1787: Первоначальное растение становится самым чудесным существом в мире, которому должна позавидовать сама природа . [1] .
- ^ Артур Шопенгауэр, Мир как воля и представление , Берлин, 2014, с. 433: Все первичное мышление происходит в образах и т. д.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кадвалладер, Аллен и Ганье, Дэвид. Анализ тональной музыки: шенкеровский подход . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1998.
- Шенкер, Генрих. Бесплатная композиция . Эрнст Остер, тр. и изд. Нью-Йорк: Лонгман, 1979.