Хуан Кан
Хуан Кан | |
---|---|
Рожденный | Цяонай (乔鼐), Цяосинь (乔馨) Чэнду, Сычуань, |
Умер | 8 октября 1935 г. Нанкин, Цзянсу | ( 49 лет
Национальность | Китайская Республика |
Другие имена | Любезно предоставлено имя «Цзизи» и художественное название «Ляншоу Джуши». |
Годы активности | Поздняя династия Цин - Китайская Республика (начало 20 века) |
Супруг (а) | Ван Цайхэн, Хуан Шаолань, Хуан Цзюйин и другие. |
Академическое образование | |
Влияния | Чжан Тайянь (Zhang Taiyan), Лю Шипей (Liu Shipei), Цянь Сюаньтун (Qian Xuantong) |
Академическая работа | |
Дисциплина | Китайская филология, фонетика |
Хуан Кан ( китайский : 黃侃; 1886 – 8 октября 1935), любезное имя Цзиган (季剛), родился в семье хубэйского происхождения в Чэнду , провинция Сычуань , был китайским фонологом , филологом и революционером. [1]
Подростком он поступил в школу Учан, престижную среднюю школу, но затем был исключен за распространение антицинских настроений . Затем он поехал учиться в Японию и стал учеником китайского учёного и филолога Чжан Тайяна . [ нужна ссылка ] Хуан считался самым важным фонологом со времен правления династии Цин (1644–1912) и получил признание сначала благодаря своей литературной критике шестого века. [2] Позже он преподавал в ряде университетов материкового Китая.
Основной вклад Хуана заключается в его исследованиях древнекитайской фонологии. Он был первым, кто поставил под сомнение устоявшиеся теории схем рифм (образцов звуков в конце строк в поэзии) в древней литературе. Хуан предложил двадцать восемь вариаций вместо старой версии из двадцати шести вариаций, установленной его учителем Чжаном. [3] Он также предложил новую категоризацию древней системы согласных, которая отделила девятнадцать древнейших звуков от существующей теории сорока одного звука. [ нужна ссылка ]
Как педагог Хуан был известен своими новаторскими методами преподавания. Его студенты особенно восхищались его честностью и смелостью в случаях политических разногласий с администрацией университета. [2] Его личная жизнь за пределами академических кругов также была очень драматичной, включая многочисленные конфликты с властями и предположительно девять браков. [ нужна ссылка ] В конце концов он умер от чрезмерного употребления алкоголя. [ нужна ссылка ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Хуан Кань родился в многодетной семье и был десятым ребенком Хуан Юньху (黄云鹄) и Чжоу Ружэня (周孺人). [1] Хуан Юньху был высокопоставленным государственным чиновником в конце династии Цин. Хотя коррупция в то время была обычным явлением среди государственных чиновников, он не принимал участия в такой практике. В результате его семья была бережливой, несмотря на политическое влияние и академические достижения Хуана. [ нужна ссылка ] Будучи вторым выжившим сыном в семье, Хуан Кан проявлял большой интерес к литературе и книгам в целом с самого раннего возраста и, как сообщается, мог запоминать тексты дословно после первого прочтения. [1] Когда ему было четыре года, его семья наняла Цзян Шухая, государственного чиновника на пенсии и друга семьи, в качестве наставника Хуан Каня. Хуан Кань, который не только читал, но и запоминал многие прочитанные им книги, быстро стал известен как гений в этой области. [1]
Раннее образование
[ редактировать ]В 1903 году, в возрасте восемнадцати лет, Хуан Кань поступил в Хубэйскую либеральную школу Учан Сюэтанг. [1] Династия Цин , последнее живое китайское имперское государство, в это время находилась на грани распада. [4] В течение трех лет, проведенных Хуан Канем в этой школе, он находился под сильным влиянием окружающих его прогрессивных ученых и мыслителей, и его особенно воодушевляла идея революции и восстания против монархии. [1] Хуан Кань не боялся бросать вызов авторитетным фигурам или ставить их в неловкое положение. Многочисленные «инциденты» с коррумпированным администратором в конечном итоге привели к тому, что его исключили из школы. [1] Отец Хуан Каня был старым другом Чжан Чжидуна (张之洞), вице-короля Хугуана (очень высокопоставленная должность в правительстве Цин). Признавая талант Хуан Каня и желая оказать услугу своему старому другу, Чжан потянул за ниточки, чтобы спонсировать Хуан Каня для обучения в Японии. [1]
Хуан Кан начал учиться в Университете Васэда в 1903 году, в период, предшествовавший Синьхайской революции , революции, которая в конечном итоге свергла монархию Цин. [1] Он присоединился к Тунмэнхуэй («Объединенная китайская лига»), крупной группе сопротивления династии Цин. Чжан Чжидун, будучи чиновником в правительстве Цин, впоследствии отменил стипендию Хуана для обучения в Японии. Затем Хуан Кан продолжил жить в Японии как политический беженец. Там он стал Чжан Тайяна учеником , изучая филологию и фонетику. Вместе с Чжаном и Лю Шипэем эти трое позже были названы «國學大師 (магистры китайской науки, китаеведения )». [ нужна ссылка ] Помимо научных вкладов, они также помогали революции удаленно, создав влиятельную политическую газету The People Journal («民报»), а также публикуя различные отдельные политические статьи. [1]
Профессиональная жизнь
[ редактировать ]Как лингвист
[ редактировать ]Хуан Кань и Чжан Тайянь были последними великими мастерами китайской филологической традиции и помогли заложить основы современной китайской лингвистики. [5] Хуан был первым, кто предложил убедительную начальную систему древнекитайского языка .
В 1911 году Хуан Кань переехал в Шанхай после смерти своей матери в Хубэе. А с 1911 по 1914 год он сосредоточил свои исследования на трех основных работах: [1]
- Эрья (尔雅), старейший из ныне живущих китайских словарь и энциклопедия; III век до нашей эры, до династии Цинь ;
- Шуовэнь (说文), первый словарь для анализа структуры китайских иероглифов; начало 2 века во времена династии Хань
- и Гуангюнь (广韵), словарь рифм, который классифицирует персонажей по звукам, а не по написанию; 1007-1008 годы во времена династии Сун .
Хотя письменная традиция китайского языка сохраняла обширные записи на протяжении веков, фонетика остается темой многочисленных споров. Хуан сбросил параметры фонетического развития китайского языка (« 汉语音韵学 ») до девятнадцати согласных и двадцати восьми гласных. [1] Чжан Тайянь однажды сказал, что ни одна другая работа в истории китайской лингвистики « Сяосюэ » (« 小学 », дисциплина, изучающая древний китайский язык), никогда не достигала глубины Хуан Каня. [6] Хуан развил Чжана и Цянь Сюаньтуна предварительные выводы и в 1924 году опубликовал одну из своих самых известных работ «Девятнадцать звуков древней фонологии » 《古音十九纽》. В книге он разбил звуки по определенным способам артикуляции:
- три вида звуков, связанных с горлом (喉音)
- три вида звуков, в которых участвуют зубы (牙音)
- пять видов звуков, в которых задействован язык (舌音)
- четыре вида звуков, в которых участвуют зубы (齿音)
- четыре вида звуков, в которых задействованы губы (唇音) [5]
(Примечание: «зубы» в современном китайском языке — это двусложное слово «牙齿», но Хуан различает «牙» и «齿» с точки зрения способа артикуляции, как показано выше)
Хуан принял научную модель категоризации и анализа. Он также обрисовал и привел примеры того, как эти древние звуки превратились в современную фонетику. Он назвал их «исходным звуком» (本声) и «измененным звуком» (变声). [5] Это имело очень важное значение для истории китайской лингвистики, поскольку Сяосюэ начала превращаться из изучения древней китайской лексикографии или литературы в лингвистическую дисциплину, какой мы ее знаем сегодня. [1] [3] Хотя это была широко распространенная теория, такие ученые, как Линь Ютан и Ци Пейжун, открыто не соглашались с Хуаном. Линь Ютан в своей публикации «Согласные, исчезнувшие из древней фонологии» (古音中已经遗失的声母) указал на неспособность Хуана включить анализ гласных в свою теорию и на то, что его логическая линия представляет собой замкнутый круг, а значит, ошибочный аргумент. . Линь также поставил под сомнение общепринятые стандарты категоризации в целом. [5]
Несмотря на свою политическую прогрессивность, Хуан Кан был среди ученых-классиков в республиканском Китае , которые использовали «строгий историзм» в качестве метода анализа в филологии, уделяя большое внимание старым текстам и данным. [2] Ученые-классики очень мало придавали значения индивидуальному авторству. Вместо этого они сделали акцент на создании наследия «эмпирической точности» на фрагментах и фактических деталях. Таким образом, многие классические проекты в филологии можно рассматривать как «коллективные предприятия научных линий, охватывающих несколько поколений». [2] Ученики и дети учёных обычно заканчивали то, что начали их предки. Многие важные выводы часто не приписывают отдельному человеку, а поддерживаются всей его родословной. [2] Хуан Кань, в данном случае, как ученик Чжан Тайяна, происходил из престижной стипендии вместе с другими учениками Чжана. Вместе они тогда практически доминировали в области фонологии. [2] Маргинализированные ученые, в том числе Ван Ли и Чжан Шилу, практиковали сравнительный и исторический подход в фонологии, а их ученики продолжали оставаться соперниками до недавнего времени. [2]
Хуан сказал: «Я буду писать книги только тогда, когда мне исполнится пятьдесят лет» («年五十,当著书»). [ нужна ссылка ] К сожалению, Хуан умер примерно в возрасте пятидесяти лет, поэтому большинство его работ было опубликовано только после его кончины. [7] Сборник его основных работ, включая девятнадцать его сочинений, был опубликован как специальное издание произведений покойного г-на Хуан Цзигана 《黄季刚先生遗著专号》 после его смерти. [8] В частности, он включал «Общие замечания об Эрье (Эрья Луэ Шуо, 尔雅略说), которые определяли и объясняли важность Эрии и включали в себя его всеобъемлющее изложение прошлых анализов Эрии, включая анализ Го Пу (одного из первых писателей). о китайских древних текстах первого века); «Общие замечания о Шуовэне» (Shuowen Lue Shuo, 说文略说), в которых изучалась этимология китайских иероглифов и анализировалось обоснование китайской орфографии; Лю Шуо, 声韵略说), в котором подробно рассматривается важность фонетики и исторические изменения китайской фонетики посредством многочисленных версий и изданий Гуанъюнь, распространявшихся между династиями. [8]
Как педагог
[ редактировать ]Вернувшись в Китай после политического изгнания в Японии, Хуан постепенно отказался от прямого политического участия и сосредоточился на исследованиях и преподавании. Он преподавал в Пекинском университете , Национальном центральном университете , Университете Цзиньлин , Университете Шаньси и некоторых других в течение более двадцати лет. [ нужна ссылка ] После краха империи Цин многие интеллектуалы присоединились к Движению за новую культуру, начатому Чэнь Дусю , Ху Ши и другими (в основном ученые, получившие образование в западных странах), выступая за новую китайскую культуру, основанную на демократии и науке. Следовательно, лидеры движения решили использовать народный стиль письма как одну из визитных карточек движения. Хуан Кань, хотя и выступал против империалистического правительства, также не поддерживал движение «Новая культура». Его сильная классическая ориентация позволила ему оставаться ярым «культурным традиционалистом». [2] В 1925 году, когда он был единственным профессором китайского факультета Высшей педагогической школы Учана, он отказался вести какие-либо занятия в знак протеста против предложения школы нанять левого поэта Го Моро (лидера Нового культурного движения) в качестве преподавателя. член факультета. В конце концов Го пришлось отклонить приглашение. [9] Более того, Хуан часто высмеивал народную письменность. В тот период люди общались посредством телеграммы на большом расстоянии. Он попросил своих учеников представить телеграмму, сообщающую о смерти чьей-то матери. Народный китайский язык (часто двусложный , состоящий из двух слогов, составляющих одно слово) будет звучать так: «Твоя мама умерла. Вернись сейчас же!» («你妈妈死了!快回来呀!») в отличие от более старой формы (часто односложной , где отдельные слоги составляют собственное слово) (буквально) «Мать умерла. Быстрое возвращение». («母死速回。»). В китайском языке для написания используется больше символов, поэтому отправка телеграммы будет стоить больше денег. [6] [2]
Хуан Кан был в свое время очень известным ученым как благодаря своей бескомпромиссной политической позиции, так и за стиль преподавания. Его лекции часто пользовались такой популярностью, что лекционные залы были заполнены поклонниками, стоявшими у дверей и окон и слушавшими. [1] В Пекинском университете он преподавал «Изучение поэзии и прозы» и «Историю китайской литературы». Известно, что он чрезвычайно тщательно готовил свои лекции, часто отступая от содержания и структуры учебника. Говорят также, что он включал в свои лекции другие исследования и области. Кроме того, для студентов, которые, по его мнению, были особенно талантливыми и с большим потенциалом, он читал дополнительные небольшие лекции во внеклассное время, чтобы обсуждать современные вопросы и литературу. [1]
Как классик, он был очень непреклонен в отношении списка из двадцати пяти книг классической китайской литературы, которые его ученики должны были прочитать. Несмотря на его строгую педагогику, все его ученики были очень благодарны ему за преданность преподаванию, поскольку он часто передавал знания о своих личных методах и философии в учебе. Вне занятий он часто пил и писал стихи со своими учениками. [1]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1903 году Хуан Кань впервые женился на Ван Цайхэне (王采蘅) по договоренности родителей. Хотя через два года после свадьбы Хуан уехал за границу, в Японию, за четырнадцать лет брака Ван родила семерых детей. Когда Ван умерла в 1916 году, в живых оставалось только три мальчика и две девочки. Она однозначно поддерживала политическую позицию Хуана и его педагогическую карьеру и заботилась об их детях. Ее хвалили как отличного партнера. [1] Однако во время брака на расстоянии Хуан отправился в Шанхай в поисках Хуан Шаоланя (黄绍兰), который также был учеником Чжан Тайяна. Он убедил ее выйти за него замуж, используя вымышленное имя. Она подчинилась, потому что он не мог жениться дважды под одним и тем же именем. Она пожалела об этом решении, когда Хуан вернулся в Пекин и начал встречаться со своей ученицей Пэн (彭, это всего лишь фамилия). Отец Хуан Шаолань затем отрекся от нее из-за скандала. В результате она сильно страдала психическим заболеванием и в конце концов повесилась. [ нужна ссылка ] Жена Чжан Тайяня, Тан Гуоли (汤国梨), выразила большую симпатию Хуан Шаоланю и публично возненавидела «аморальное поведение» Хуан Каня в своих произведениях. Чжан Тайянь, напротив, простил своего любимого ученика за такое поведение, поскольку «любой великий учёный или художник не может быть совершенным». [ нужна ссылка ]
В 1923 году Хуан Кань женился на одной из своих учениц Хуан Цзюйин (黄菊英), которая в том же году окончила колледж. Всего у него якобы было девять браков. [ нужна ссылка ]
В 1916 году, когда Чжан Тайянь был заключен в тюрьму Юань Шикаем (политиком, который пытался восстановить монархию после смерти Сунь Йет-сена ), Хуан Кань занял должность преподавателя в Пекинском университете. Несмотря на риск попасть в тюрьму и казнить, Хуан переехал в дом под домашним арестом Чжана в Пекине, чтобы заботиться о своем учителе. Его ученики и сверстники считали его человеком предельно честным и преданным истине и справедливости. [1]
У Хуан Кана было десять детей от разных жен. Его восемью сыновьями были Няньхуа (念华), Няньчу (念楚, умер очень рано), Няньтянь (念田), Няньсян (念祥), Няньчи (念慈), Няньцинь (念勤), Няньнин (念宁), Няньпин (念平). У него было две дочери, старшая из которых была Шипан (适潘). [6]
Наследие
[ редактировать ]Ниже приведен список работ Хуан Каня, включая работы, в соавторстве с которым он (более подробную информацию см. в разделе «Список работ Хуан Каня и о нем »).
- Чжоу, Цзяфэн и Хуан Хуан Ши Гу Юн Эр Ши Ба Бу Се Шэн Бяо Хуан. Таблица гармонии из двадцати восьми частей округа Тайнань: Частный Дальневосточный промышленный колледж, 1968. Печать.
- Се, Иминь и Хуан Цзи Чун Хуан Ши Гу Инь Шуо Цичунь Хуанши Гуйинь Шуо, Культурный фонд Тайбэйской цементной компании, 1965. Печать.
- Вэнь Сюань Хуан Ши Сюэ Избранные произведения Хуан Ши Сюэ: литература, история и философия, 1977. Печать.
- Лаборатория истории литературы провинции Хубэй и Хуан. Хуан Цзи Ган Ши Вэнь Чао Хуан Цзи Ган Ши Вэнь Чао Ухань: Народное издательство Хубэй: Издано книжным магазином Синьхуа, издательством Хубэй, 1985. Печать.
- Хуан, Янзу и Хуан Хуан Кан Го Сюэ Вэнь Цзи Хуан Кан Госюэ. Собрание сочинений. Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 2006. Печать.
- Хуан, Чжо, Хуан, Няньхуа и Хуан Под редакцией Цзы Чжэн Чу Бянь, провинция Хубэй: Издательство Уханьского университета: Издано книжным магазином Синьхуа провинции Хубэй, 1983. Печать.
- Хуан, Чжо, Хуан, Няньхуа и Хуан .. Шуо Вэнь Цзянь Ши Шуо Вэнь Цзянь Ши Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 2006. Печать.
- Вэнь Синь Дяо Лун Чжа Цзи Заметки Вэнь Синь Дяо Лун Чжа Цзи Пекин: Книжная компания Чжунхуа: Шанхайское издательство книжного магазина Синьхуа, 1962. Печать.
- Лян Шоу Лу Ци Чао Лян Шоу Лу Ци Чао, Тайбэй: Национальное издательство, 1960. Печать.
- Хуан Кан Шоу Пи Бай Вэнь Ши Сан Цзин Хуан Кан подверг ручной цензуре «Тринадцать классических произведений в белом Шанхае: Шанхайское издательство древних книг»: опубликовано Шанхайским издательством книжного магазина Синьхуа, 1983. Печать.
- Хуан Кан Лунь Сюэ За Чжу Хуан Кань Разные работы по теории Пекин: Zhonghua Book Company, 1964. Печать.
- Ван, Ин и Хуан Эр Я Чжэн Мин Пин Эр Я Чжэнмин Комментарий: Факультет китайского языка, Колледж Новой Азии, 1968. Печать.
- Хуан Кан Шоу Пи Эр Я Чжэн Мин Хуан Кан Шоу Пи Эр Я Чжэн Мин Хуан Кан Шоу Пи Эр Я Чжэн Мин Учан, Хубэй: Издательство Уханьского университета, 1986. Печать.
- Сюй, Шен и Хуан Хуан Кан Шоу Пи Шуо Вэнь Цзе Цзы Хуан Кан Шуо Вэнь Цзе Цзы Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 2006. Печать.
- Хуан, Чжо и Хуан Шуо Вэнь Цзянь Ши Си Чжун Шуо Вэнь Цзянь Ши Си Чжун сказал, что существует четыре вида письменности. Шанхай: Издательство «Древние книги Шанхая»: Издано книжным магазином «Синьхуа», Шанхайское издательство, 1983. Печать.
- Хуан, Чжо и Хуан, Гуан Юн Цзяо Лу Гуангюнь, корректура. Шанхай: Шанхайское издательство древних книг: Шанхайское издательство книжного магазина Синьхуа, 1985. Печать.
- Вэнь Цзы Шэн Юнь Сюнь Гу Би Цзи Заметки по толкованию звука и рифмы текста Шанхай: Издательство Шанхайских древних книг: Издано Шанхайским издательством книжного магазина Синьхуа, 1983. Печать.
- Избранные произведения Вэнь Сюань Пин Дянь Шанхай: Шанхайское издательство древних книг: Издано Шанхайским издательством книжного магазина Синьхуа, 1985. Печать.
- Эр Я Инь Сюнь Эр Я Инь Сюнь Шанхай: Шанхайское издательство древних книг: Издано Шанхайским издательством книжного магазина Синьхуа, 1983. Печать.
- Лян Шоу Лу Цюнь Шу Цзянь Ши Лян Шоу Лу Цюнь Шу Цзянь Ши, Луоцзяшань, Учан, Хубэй: Издательство Уханьского университета: Издано книжным магазином Синьхуа провинции Хубэй, 1985. Печать.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Е, Сяньэнь (2015). Биография Хуан Каня Вэнь Хуа Гуай Цзе Хуан Кан: Культурный странный Ши Ци Вэй Сянь Хуан Кан: Народное Ляонин. издательство 978-7-205-08344-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Да, Вэнь-синь (1990). Отчужденная академия: культура и политика в республиканском Китае, 1919-1937 гг . Совет по восточноазиатским исследованиям Гарвардского университета. п. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Ду, Цзи-ган (2007). «О достижениях Хуан Каня в традиционной филологии». Журнал университета Хэцзэ . 29 : 94–96 – через CNKI.
- ^ «Конец династии Цин: как пала династия Цин?» . theqingdynasty.com . Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хэ, Цзюин (1995). «История современной китайской лингвистики» Чжунго сяндай юаньсюэ ши История современной китайской лингвистики . Гуанчжоу: Гуандун цзяоюй чубанше.
- ^ Перейти обратно: а б с Бай, Хуавэнь (2015). «Сборник анекдотов известных людей в современной истории Китая», том 8. , Шаньдун: Шаньдун жэнь мин чу бан шэ, стр. 07–18. Цзинань 9787209088930 .
- ^ «Хуан Кан 黄侃 1886-1936» . Идентификаторы WorldCat .
- ^ Перейти обратно: а б Хуан, Кан (2013). «Случайное собрание научных работ Хуан Кана» Научные работы Хуан Кана Лун Сюэ За Чжу Хуан Каня Издательство Уханьского университета, стр. 1–4. Ухань : 9787307117143 .
- ^ Да, Вэнь-синь (1990). Отчужденная академия: культура и политика в республиканском Китае, 1919-1937 гг . Совет по восточноазиатским исследованиям Гарвардского университета. п. 36.
- Лингвисты из Китая
- 1886 рождений
- 1935 смертей
- Писатели из Чэнду
- Китайские революционеры
- Академический состав Пекинского университета
- Академический состав Нанкинского университета
- Преподаватели из провинции Сычуань
- Эссеисты династии Цин
- Китайские эссеисты XX века
- Ученые из провинции Сычуань
- Выпускники Центрально-Китайского педагогического университета
- китайские филологи
- Лингвисты 20-го века
- Филологи ХХ века