Ивата Накаяма
Ивата Накаяма ( 中山 岩太 , Накаяма Ивата , 3 августа 1895 — 20 января 1949) -авангардист — японский фотограф .
Накаяма родился в Янагаве, Фукуока (Япония). Его жена Накаяма Масако (中山正子) после нескольких лет пребывания на борту стала преподавателем английского языка. Его отец был изобретателем, получившим патент на огнетушитель. Ивата переехал в Токио и получил образование в частной школе Кёхоку-Тюгакко. После окончания учебы он поступил в Токийский университет искусств в качестве первого студента курса фотографии. Изучив там художественные и коммерческие техники, он переехал в Соединенные Штаты в 1918 году в качестве иностранного студента Калифорнийского государственного университета , направленного японским правительством. Однако он бросил учебу и начал работать в фотостудии Тойо Кикучи ( 菊池東陽 ) в Нью-Йорке .
Годы на борту в Нью-Йорке и Париже
[ редактировать ]Благодаря своим практическим навыкам он основал собственную студию Laquan Studio на фешенебельной 5-й авеню и добился успеха как профессиональный фотограф-портретист. [1] В Нью-Йорке он общался с несколькими другими японскими художниками, такими как Тоши Симидзу . У него также были отношения с японским немецко-американским поэтом Садакичи Хартманном, который также был очень активным фотокритиком, публикуясь в журналах Camera Note и Camera Work под редакцией Альфреда Штиглица . Накаяма сделал несколько портретов Хартмана. Песочность фотографий городских пейзажей Нью-Йорка, сделанных Наякамой, резко контрастирующая с его ранними сказочными пейзажами, можно объяснить его контактом с Хартманном, который имел репутацию «короля Богемии» в Гринвич-Виллидж . [2] Куратор Художественного музея Сёто Юрий Мицуда говорит: «Возможно, самым значительным влиянием, которое Накаяма оказал на талантливого и мятежного Садакичи, была искренняя преданность искусству и критический дух, которые он проявит в последние годы своей жизни». [2]
Французская индийская танцовщица Ниота Инойка , с которой Накаяма познакомился в Нью-Йорке, убедила его переехать в Париж . Он продал свою фотостудию Laquan Studio и в 1926 году приехал в Париж, где 15 лет проработал коммерческим фотографом. [3] Он жил в районе Монпарнас города и общался с другими японскими художниками-эмигрантами Цугухара Фуджита , Киносукэ Эбихара , футуристом художником- Энрико Прамполини и -сюрреалистом фотографом Маном Рэем . [1] Накаяма опубликовал фотографии выступления Прамполини «Футуристическая пантомима» в Коге (光画) в 1933 году. Он также привез некоторые работы Ман Рэя обратно в Японию для выставки в Фотоклубе Асия. Эти два художника особенно оказали на него сильное влияние во время его пребывания в Париже. [2]
В 1927 году семья побывала в Берлине и Испании, а позже в том же году вернулась в Японию на Транссибирском экспрессе . [1] [3]
Вернуться в Японию
[ редактировать ]Вернувшись в Японию, он стал профессиональным фотографом в Кобе и помог продвинуть японскую авангардную он основал Фотоклуб фотографию. Вместе с Асия Канбэем Ханая и Бенией Кичиносукэ . [1] Он стал одной из центральных фигур Японского движения новой фотографии (Синша Шашин ) в районе Кансай. Он опубликовал несколько работ в таких журналах, как Asahi Camera и Nihon Shashin Nenkan ( яп. Шашин Нэнкан ).
По возвращении в Японию Накаяма опубликовал манифест, в котором заявил о своей приверженности «чистой художественной фотографии» в Asahi Camera (январь 1928 г.). Он хотел создать что-то, «что может создать только фотография». Это ознаменовало сдвиг в его фотографическом подходе, поскольку он начал включать в свои композиции больше негативов, подобно Ман Рэя и Ласло Мохой-Надя технике фотограмм . Куратор Художественного музея Сёто Юрий Мицуда пишет, что техника Накаямы отличалась тем, что она «заключалась в многократном наложении одного и того же изображения, но он не использовал приемы мультиэкспозиции или хронофотосъемки». [2]
основал ежемесячный журнал «Кога» (光画) В 1932 году Накаяма совместно с Ясудзо Нодзимой и Нобуо Иной . Журнал стал поворотным моментом в японской художественной фотографии. Накаяма был пионером японской авангардной фотографии и своими работами вдохновил многих японских фотографов.
Примерно в это же время начало появляться европейское движение «Новая фотография» , Мохой-Надь , Эль Лисицкий и Альберт Ренгер Пач предшественниками которого считались Photo Times в журнале . Когда в Токио и Осаке прошла выставка немецкого кино и фотографии , авангардная фотография начала получать признание, а Фотоклуб Асия получил высокую оценку. Но сам Накаяма критиковал этот поверхностный интерес к движению «Новая фотография». Он писал: «Новая фотография — это просто название небрежного и беспорядочного сочетания мотивов, таких как наклонные дымоходы, обрезанные здания и неприятные крупные планы». Он чувствовал, что большинству фотографий в Японии не хватает индивидуальности и они представляют собой просто имитацию европейской новой фотографии. [2] Юрий Мицуда пишет, что Накаяма сражался с
сложное отношение, которое он придерживался к западному искусству. Именно потому, что Накаяма не понаслышке знал как американское, так и европейское искусство, он проявлял большую сдержанность, воздерживаясь от подражания им. Кроме того, его возмущала очевидная неспособность Японии создать что-то современное, не являющееся имитацией иностранных моделей. Многие из его современников искали современные интерпретации традиционного японского искусства, но его этот подход не интересовал. Накаяма был полон решимости стоять на равных с европейскими и американскими художниками и изобрести что-то новое. [2]
За годы работы над Когой Накаяма разработал уникальные композитной фотографии техники . В эссе, опубликованном в журнале Asahi Camera, он описал свою цель : он хотел «с помощью галлюциногенной фотографии создать сцену, которую невозможно было бы увидеть в реальной жизни». [2] В его самой экспериментальной работе ракушки и морские коньки словно парят в воздухе. Накаяма экспериментировал, используя несколько разных пластин для печати этих экспериментальных фотографий. В студии он также использовал стеклянный стол, размещая предметы над и под стеклом, чтобы играть с глубиной, а также использовал зеркала для создания теней и отражений.
Накаяма стал более экспериментальным в своем самовыражении, в отличие от изменений на макроуровне, происходящих с фотографией в Японии. Поскольку Япония стала более милитаристской и ввязалась в конфликты с Советским Союзом и Китаем в 1930-х годах, мнение о том, что фотография должна отражать реальность и использоваться для журналистских репортажей, стало доминирующим. Другие фотографы-экспериментаторы, участвовавшие в движении «Новая фотография», снова обратились к этому фотожурналистическому подходу. Поскольку фотожурналистика в Японии пропиталась идеологией военного времени, Накаяма продолжал заниматься своим авангардным самовыражением в трудные годы войны. [2]
После войны Накаяма сделал несколько фотографий района Кобе, разрушенного в результате воздушных налетов, но его послевоенная деятельность была прервана. Он перенес инсульт и умер 20 января 1949 года в возрасте 53 лет. [1] Его жена Масако упоминает в своей биографии, что он начал употреблять алкоголь. Это произошло всего через несколько дней после того, как он был выбран попечителем Японской ассоциации фотографии .
На протяжении 1960-х и 1970-х годов, по мере расширения академической дисциплины японской фотографии, работы Накаямы были заново открыты и исследованы. Работы Накаямы включены в постоянные коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке, США; [4] Британский музей в Лондоне, Англия; [5] и Токийский музей фотографического искусства, Токио, Япония. [6]
Выбранные фотографии
[ редактировать ]-
Женщина из Шанхая
-
Без названия
-
Автопортрет
-
・・・・
-
Женщина с длинными волосами
-
Дождь ⑵
-
Фестиваль Демона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Нихон но шашинка: киндай шашинси о иродотта хито то дэнки, сакухинсю мокуроку = Биографический словарь японской фотографии . Токио-то Шасин Бидзюцукан, Ничигай Асошиэцу, Токийский Метрополитен-музей фотографии., Nichigai Associates . 4-8169-1948-1 . OCLC 62397446 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час Накаяма, Ивата (2003) Накаяма Ивата: современная фотография Асия Сирицу Бидзюцу Хакубуцукан, Городской художественный музей Асия: Танкоса . 4-473-01988-8 . OCLC 71352307 .
- ^ Jump up to: а б Листа, Джованни, изд. (2001). Футуризм и фотография . Лондон: Меррел. п. 146.
- ^ «Ивата Накаяма | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Онлайн-коллекции | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Каталог электронной коллекции Токийского Метрополитен-музея» . Collection.topmuseum.jp Проверено 2 июня 2022 г.
- Нихон шашинка дзитен ( Японская энциклопедия фотографии ) / 328 выдающихся японских фотографов: Киото: Танкоша, 2000. ISBN 4-473-01750-8 . (на японском языке) Несмотря на альтернативное название на английском языке, все на японском языке.
- Ретроспектива современной фотографии Иваты Накаямы / 96–97 ( Выставка современной фотографии Иваты Накаямы ) Киото: Коринша, 1996. (на японском языке) . Несмотря на альтернативное название на английском языке, все на японском языке.