Джо Рэтлифф
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( сентябрь 2020 г. ) |
Джо Рэтлифф | |
---|---|
![]() Рактлифф в 2019 году | |
Рожденный | 9 марта 1961 г. |
Образование | Бакалавр и магистр изящных искусств Михаэлиса в Школе изящных искусств. |
Занятие | Фотограф |
Заметная работа | Земли на краю света |
Джо Рактлифф (родилась 9 марта 1961 года) — южноафриканский фотограф и преподаватель, работающая как в Кейптауне , где она родилась, так и в Йоханнесбурге, Южная Африка . Она считается одним из самых влиятельных южноафриканских «социальных фотографов». [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Она продолжила свое образование в Кейптауне, включая диплом в области изобразительного искусства в Школе искусств Рут Проуз, Вудсток , степень бакалавра изящных искусств (1985) и магистра изящных искусств (1988) в Школе изящных искусств Михаэлиса при университете. Кейптауна . [ 2 ]
Начиная с ее первой выставки, выставки магистра изящных искусств в Музее Ирмы Стерн , фотографии Раклифф завоевали международное внимание благодаря выставкам в Южной Африке, в выставках MET , MOMA , Tate Modern и биеннале в Кванджу в Южной Корее. [ 2 ] Оквуи Энвезор охарактеризовала Рэтлифф как «одного из самых опытных и недооцененных фотографов своего поколения». [ 3 ] Работы Раклиффа выставлялись независимо и вместе с другими известными художниками, такими как Дэвид Голдблатт , Гай Тиллим , Уильям Кентридж , Питер Хьюго и Занеле Мухоли . [ 2 ]
Она получила множество наград. Ее фотокнига As Terras do Fim do Mundo была удостоена награды «Лучшая фотокнига 2010 года» на Международном фестивале фотокниг в Касселе. [ 4 ] и она была номинирована на премию Discovery Prize на фестивале фотографии Rencontres d'Arles в 2011 году. [ 5 ]
В 2010 году она прошла писательскую стипендию в Институте социальных и экономических исследований Витса ; стипендия Фонда Амперсанд в Нью-Йорке в 2008 году; стипендия Фонда Кристиана Мериана в студии iaab, Базель, Швейцария, в 2001 году; и стипендия Кантональной школы искусств дю Валле в Сьерре, Швейцария, в 2001 году. [ 5 ]
У нее были публичные или кураторские проекты, в том числе Йоханнесбург Circa Now , Художественная галерея Йоханнесбурга, Южная Африка в 2004 году; Проект парка Жубера , Йоханнесбург, Южная Африка, в 2000 году, и проект фотографии-обскуры конца времен , Нью-Бетезда , Грейт-Кару, Южная Африка, в 1999 году; и Truth Veils , Центр изучения насилия и примирения; Семинар по истории остроумия, Университет Витватерсранда , Йоханнесбург, Южная Африка. [ 5 ]
Рактлифф также является старшим преподавателем Школы искусств Витватерсранда при Университете Витса в Йоханнесбурге. [ 6 ] Она также преподавала в Зальцбургской международной летней академии изящных искусств в Зальцбурге, Австрия , и на фотомастерской Market в Йоханнесбурге. [ 2 ]
Художественные темы
[ редактировать ]Фотографии Рактлифф охватывают множество предметов, но фокусируются на изучении конкретного предмета (например, ее коллекция неопубликованных изображений, охватывающая около 25 лет: «Все есть все») или сложных пейзажей (например, ее коллекция «Пограничье»). [ 7 ] По данным Метрополитен-музея , Рэтлифф «направила свою камеру на пейзажи, чтобы затрагивать темы перемещения, конфликта, истории, памяти и стирания». [ 8 ] Рактлиффа описывают как «фотографа-документалиста, который фиксирует следы насилия, перемещения и борьбы в пейзаже». [ 9 ] Ее изображения вызывают воспоминания, историю и последствия конфликта. Ее работы связаны с остатками конфликта, видимыми в виде шрамов на пейзаже. [ 9 ]
Художественная практика
[ редактировать ]Рактлифф использует широкий спектр фотографических и художественных практик, включая моментальную , документальную , судебную и студийную фотографию , а также инсталляционное видео и проекции. Однако ее основным средством является аналоговое черно-белое изображение, «которое отражает реальность, граничащую с загадочностью, которую художница подчеркивает в своих техниках печати». [ 4 ] В разговоре с Кэтлин МакКуин для журнала BOMB Magazine Рактлифф определила свою фотографическую практику как «во многом связанную с видением, а также критичностью и саморефлексией в отношении того, что такое видение означает». [ 10 ] По словам ее художницы, Рэтлифф заинтересована в исследовании «эфемерных вещей – желаний, потерь, тоски – и их связи с фотографией. Мне также любопытно, чего мы не ожидаем от фотографий, что они упускают, их молчание и пространство, которое они занимают между «реальностью» и «желанием». Я стараюсь работать в области между тем, что мы знаем, и тем, чего мы не знаем; то, что находится за кадром. Мне интересно исследовать эти косвенные и скрытые «пространства между», а также то, как они участвуют в создании смысла в способе репрезентации, который, кажется, так часто основывается на специфичности и прозрачности». [ 11 ]
Работает
[ редактировать ]Ее книга фотографий 2009–2010 годов As Terras do Fim do Mundo (по-португальски «Земли конца света»), также известная как «Последствия конфликта» или «Призраки гражданской войны в Анголе», представляет собой коллекцию черно-белых пленочных фотографий, на которых запечатлен затянувшийся конец гражданской войны в Анголе . Он включает в себя пятьдесят пять фотографий, иногда шестьдесят, если они напечатаны вместе с более ранними работами, такими как Terreno Occupado, на которых прослежены маршруты пограничной войны, которую Южная Африка вела в Анголе в 1970-х и 80-х годах. [ 12 ] Вслед за Terreno Ocupado , в котором основное внимание уделялось Луанде через пять лет после окончания гражданской войны в стране, As Terras do Fim do Mundo «перемещает внимание от городских проявлений последствий к самому пространству войны. Черно-белые фотографии Раклиффа исследуют идею пейзажа. как патология, то, как насилие прошлого проявляется в ландшафте настоящего». [ 13 ]
Согласно обзору Collector Daily , «в фотографиях Рэтлиффа есть тихая пустота, где каменистая пустыня и кустарниковый лес молчат перед лицом истории. На ее фотографиях запечатлены массовые могилы, минные поля, заброшенные посевы, места засад, импровизированные мемориалы. , системы траншей и пыльные поля сражений, выделяя какой-то маленький маркер или свидетельство в безразличном пейзаже. Ее платиновые отпечатки еще больше смягчают суровость окружающей среды. тональности более мягкие и снисходительные; заросли покачивающейся высокой травы скрывают минное поле, рябые фрески скрываются в тихих зданиях, или линии белых камней вырисовывают края ракетного бункера». [ 14 ] На самой публикуемой фотографии коллекции изображены семь пар черно-синих комбинезонов, висящих на дереве, которые Метрополитен-музей выбрал для представления персональной выставки Рэтлиффа в 2015 году. Рэтлифф комментирует фотографию в личном эссе для The Guardian : «Они пустые люди». [ 15 ] В обзоре The New York Times: « Именно сквозь историческую призму г-жа Рэтлифф рассматривает пейзаж: как морально нейтральную местность, ставшую непригодной для жизни из-за ужасных фактов прошлого — могилы сотен намибийских беженцев, большинство из которых — дети, убитых в воздушный налет; неизвестное количество мин, зарытых в земле Анголы. Некоторым из них уже несколько десятилетий, но они все еще могут взорваться, поэтому убийства продолжаются». [ 16 ] В разговоре на тему «As Terras do Fim do Mundo» Рактлифф сказал: «Одной из причин начала этого проекта была, в некотором роде, попытка определить местонахождение воображаемого [Ангольской войны], чтобы проанализировать мифы. которые циркулируют и найти место для памяти… Я немного говорил об этом столкновении прошлого и настоящего в пейзаже, но оно также сталкивалось и во мне». [ 17 ]
Покрытие
[ редактировать ]Работы Рэтлифф обсуждались во многих публикациях, из ее собственных коллекций фотографий, таких как ее книга As Terras do Fim do Mundo: The Lands of the End of the World , [ 18 ] сгруппировать коллекции, такие как книга Оквуи Энвезора, содержащая более 250 фотографий 30 африканских художников: «Мгновенные суждения: новые позиции в современной африканской фотографии». [ 19 ] Ее работы внесены в каталог как произведения искусства, так и исторические произведения, как, например, в книге Оквуи Энвезора и Майкла Годби « Взлет и падение апартеида: фотография и бюрократия повседневной жизни». В этой книге представлены «некоторые из самых знаковых изображений нашего времени» и «уникальное сочетание фотожурналистики и комментариев, [которые] предлагают глубокое и всестороннее исследование зарождения, эволюции и упадка апартеида в Южной Африке». Фотографы сыграли важную роль роль в документировании апартеида, отражая проникновение системы даже в самые обыденные аспекты жизни в Южной Африке». [ 20 ]
В обзоре и обзоре выставки Рэтлиффа «Последствия конфликта», опубликованном журналом New Yorker , ее работы описываются как «тем не менее имеющие странный заряд, как если бы южноафриканский фотограф направил какую-то коллективную память. Большинство мест, которые выбирает Раклифф, пустынны. (поле, заросшее сорняками, перевернувшаяся лодка, кладбище), и полученные изображения иногда могут показаться загадочными, но боль и травма ощутимы, как и все остальные. Строгость и сдержанность Раклиффа: заброшенные сельскохозяйственные угодья пронизаны минами; мусор сбрасывается в овраг и трущобы, одежда свисает с сухого колючего дерева». [ 8 ] Интернет-журнал Don't Take Pictures отметил, что изображения Рэтлиффа «демонстрируют, что Рэтлифф понимает, что влияние войны можно обнаружить не только в людях и порой отчаянных местах, в которых они обитают, но также и в ритуалах жизни, которые, если их оторвать от обстоятельств , представьте себе некую яркую красоту и навязчивые воспоминания о том, что жизнь требует для сохранения или даже процветания. Когда камера фотографа сосредоточена на изображениях, которые часто обрезаны контекстом, мы сталкиваемся с этим. тревожная правда о том, что война, в своей ужасной красоте, опустошает не только далекие страны, но и живет ближе к дому». [ 21 ]
Ее выставка Vlakplaas ( «Происшествия на языке афикаанс») — это название, отсылающее к антиповстанческому правительству и полицейскому агентству, которое служило местом казни противников апартеида . Влакплаас располагался на ферме недалеко от Претории . Рактлифф утверждает, что эта работа «была заказана для выставки Truth Veils , организованной в галерее Гертруды Позель в 1999 году в сопровождении конференции The TRC: ввод в эксплуатацию прошлого в Университете Витватерсранда . Он был представлен в связи с Prime Evil , документальным фильмом о командире Влакплааса Юджине де Коке ». [ 22 ] Конференция и шоу Рэтлиффа были задуманы в ответ на действия южноафриканской Комиссии по установлению истины и примирению и на непреходящее наследие апартеида.
«Вещи разваливаются» — групповая выставка, получившая название от романа Чинуа Ачебе « Вещи разваливаются» . «Эта книга, воспринимаемая многими как архетипический современный африканский роман на английском языке, размышляет о разрушительном воздействии колониализма в Африке. Выставка использует эту ассоциацию, чтобы сосредоточиться на аналогичной утрате утопической перспективы после окончания Холодной войны и краха африканского континента. Инвестиции Коммунистического блока в культурное и политическое развитие Африки представляют пятнадцать проектов современных художников, по-разному связанных с этой темой». [ 23 ]
«Цифры и вымыслы» - это групповая выставка, на которой были представлены работы семнадцати фотографов. Принимающий музей сказал о выставке: «Ажиотаж и актуальность, окружающие фотографию в Южной Африке сегодня, отчасти объясняются ее местным контекстом: погружены в колониальную историю, этнографию , антропологию лучшие фотографии, появившиеся в стране, , журналистику и политическую активность. и борясь с его весомой историей, подвергая сомнению, манипулируя и возрождая его визуальные коды и смешивая их с современными проблемами, возникшими после апартеида, сложные и фундаментальные проблемы - раса, общество, пол, идентичность - остаются. Это очень поверхностно. их совокупная интенсивность». [ 24 ]
«Впечатления из Южной Африки» - это выставка в нью-йоркском Музее современного искусства , на которой было продемонстрировано южноафриканское искусство с разгара апартеида 1965 года. «От самого раннего отпечатка на выставке, сделанного в 1965 году (первое приобретение Музеем работы южноафриканского художника), до печатных плакатов разгара движения против апартеида в 1980-х годах и проектов молодого поколения, отражающих новые и развивая художественные проблемы, эти работы являются яркими примерами печатного искусства как инструмента социального и художественного самовыражения». [ 25 ]
Экспонаты
[ редактировать ]Персональные выставки
[ редактировать ]Заголовок | Расположение | Дата |
---|---|---|
Оба, И, | Галерея Стивенсона, Кейптаун, Южная Африка | 5 июля – 21 августа 2018 г. |
Джо Рэктлифф: Всё есть всё | Галерея STEVENSON, Йоханнесбург, Южная Африка | 18 мая – 30 июня 2017 г. |
Последствия конфликта: фотографии Анголы и Южной Африки Джо Рактлиффа | МЕТ Пятая авеню , Нью-Йорк, США | 24 августа 2015 г. – 6 марта 2016 г. |
После войны | Фонд Фонда А, Брюссель, Бельгия | 2015 |
Чужая страна | Музей Пибоди Эссекс , Салем, Массачусетс, США | 2014 |
Земли на краю света | Музей фотографии, Оденсе, Дания | 2013 |
Джо Рэктлифф: Пограничье | Галерея STEVENSON, Йоханнесбург, Южная Африка | 25 июля – 31 августа 2013 г. |
Ткацкий станок земли | Галерея STEVENSON, Йоханнесбург, Южная Африка | 24 января – 8 марта 2013 г. |
Земли на краю света | Фотохоф , Зальцбург, Австрия | 2012 |
Торговые пути с течением времени, | Галерея Стивенсона, Кейптаун, Южная Африка | 4 апреля – 19 мая 2012 г. |
Земли на краю света | Пространство проекта Walther Collection, Нью-Йорк, США | 2011 |
Джо Рэктлифф: Земли на краю света | Галерея Броди и Стивенсона, Йоханнесбург, Южная Африка | 24 февраля – 2 апреля 2011 г. |
ФОРЕКС: ЭТО НАШЕ ВРЕМЯ | Галерея Броди и Стивенсона, Йоханнесбург, Южная Африка, | 10 июня – 24 июля 2010 г. |
Оккупированная земля | \Галерея Уоррена Сибритса, Йоханнесбург, Южная Африка | 2008 |
Джо Рэтлифф: Оккупированная территория | Галерея STEVENSON, Йоханнесбург, Южная Африка | 2007 |
Джо Рактлифф: Избранные цветные работы 1999–2005 гг. | Уоррен Сибритс Современное и современное искусство, Йоханнесбург, Южная Африка | 2005 |
Джо Рэктлифф: Реальная жизнь | Галерея STEVENSON, Йоханнесбург, Южная Африка | 2002-2005 |
Джо Рактлифф: Избранные произведения 1982–1999 гг. | Уоррен Сибритс Современное и современное искусство, Йоханнесбург, Южная Африка | 2004 |
Джо Рактлифф: Внутренний городской завод Йоханнесбурга | Галерея STEVENSON, Йоханнесбург, Южная Африка | 2000-2004 |
Чистый белый цвет | Кантональная школа искусств Валле, Сьерра, Швейцария | 2000 |
Конец времени | Художественная галерея Ibis, Нью-Бетезда , поездка в Художественный кабинет Марка Кутзи, Кейптаун, Южная Африка. | 1999 |
Джо Рактлифф: Плоская ферма | Галерея Гертруды Позель; Галерея STEVENSON, Йоханнесбург, Южная Африка | |
Угадай, кто тебя любит | Галерея Гудмана , Йоханнесбург, Южная Африка | 1997 |
Джо Рэктлифф: Конец времени | Галерея STEVENSON, Йоханнесбург, Южная Африка | 1996-1999 |
Джо Рэктлифф: пересъемки Дианы | Галерея STEVENSON, Йоханнесбург, Южная Африка | 1990-1995 |
Редкий | Галерея Metropolitan Life, Кейптаун, Южная Африка | 1989 |
Выставка выпускников магистра изящных искусств | Музей Ирмы Штерн, Кейптаун, Южная Африка | 1988 |
Последние групповые выставки
[ редактировать ]Заголовок | Расположение | Дата |
---|---|---|
Оба, И, | Галерея Стивенсон, Кейптаун, Южная Африка | 5 июля – 21 августа 2018 г. |
Больше за меньшие деньги | Фонд искусств A4, Кейптаун, Южная Африка | 2018 |
Краткая история южноафриканской фотографии | Европейская фотография | 2017 |
Память, архивы, будущее | Монастыри Сан-Пьетро, Реджо-Эмилия , Италия | |
Вид на море | Рейксмузеум , Амстердам, Нидерланды | |
Вещи разваливаются | Архив Открытого Общества Веры и Дональда Блинкенов , Будапешт , Венгрия | |
Жесты и архивы настоящего, генеалогии будущего: новый лексикон биеннале | 10-я Тайбэйская биеннале , Тайбэйский музей изящных искусств , Тайвань | 2016 |
Вещи разваливаются | Калверт 22 , Лондон, Великобритания; Университет Байройта , Германия; Муниципальная галерея, Лиссабон, Португалия | |
После Эдема/После Эдема – Коллекция Вальтера | Красный дом , Париж, Франция. | 2015 |
Урок истории | Музей Centro Atlántico de Arte Moderno, Лас-Пальмас , Испания | |
То, что осталось, это завтра | Южноафриканский павильон, 56-я Венецианская биеннале , Италия | |
ТЕОРЕМА: Вы просто разрушаете то представление о себе, которое у меня всегда было. | Mana Contemporary , Нью-Джерси, США | |
Конфликт, Время, Фотография, | Тейт Модерн , Лондон, Великобритания | 2014 |
Земля имеет значение: Земля как материал и метафора в искусстве Африки | Музей Фаулера , Лос-Анджелес, Калифорния, США | |
Взлет и падение апартеида: фотография и бюрократия повседневной жизни | Музей Африки , Йоханнесбург, ЮАР | |
Апартеид и после него | Дом Марселя , Амстердам, Нидерланды | |
Публичная близость: искусство и другие обычные действия в Южной Африке | Центр искусств Йерба Буэна , Сан-Франциско, Калифорния | |
Нестабильная территория: Границы и идентичность в современном искусстве | Центр современной культуры Строццина , Палаццо Строцци , Флоренция, Италия | 2013 |
Настоящее время | Фонд Калуста Гюльбенкяна , Лиссабон, Португалия; Фонд Калуста Гюльбенкяна - Представительство во Франции, Париж | |
Мой Йобург | La Maison Rouge , Париж, Франция; Государственные художественные коллекции , Дрезден, Германия | |
Расстояние и желание: встречи с африканским архивом | Коллекция Вальтера , Ульм, Германия | |
Переход: социальный ландшафт | Фестиваль Rencontres d’Arles , Арль, Франция. | |
Социальный ландшафтный проект | Арльские встречи , Париж, Франция | |
Взлет и падение апартеида: фотография и бюрократия повседневной жизни | Дом дер Кунст , Мюнхен, Германия | |
Переходы – Проект социального ландшафта | Семинар по фотографии рынка, Йоханнесбург, Южная Африка | 2012 |
Торговые пути с течением времени | Галерея Стивенсона, Кейптаун, Южная Африка | |
Не моя война | Галереи Михаэлиса , Кейптаунский университет, Южная Африка | |
Создание истории | Музей современного искусства , Франкфурт, Германия | |
Взлет и падение апартеида: фотография и бюрократия повседневной жизни | Международный центр фотографии , Нью-Йорк, США | |
Топография войны | Бал, Париж, Франция | 2011 |
Ни человек, ни камень | Южноафриканская национальная галерея Изико , Кейптаун, Южная Африка | |
Объектив: фрагменты современной фотографии и видео в Южной Африке | Художественный музей Стелленбошского университета , Южная Африка | |
Фестиваль фотографии Les Rencontres d’Arles 2011 | Франция | |
Соответствующие пейзажи | Коллекция Walther , Ульм, Германия | |
Цифры и вымысел: современная южноафриканская фотография
|
Музей Виктории и Альберта , Лондон, Великобритания | |
Впечатления от Южной Африки с 1965 года по настоящее время | Музей современного искусства , Нью-Йорк, США |
Коллекции
[ редактировать ]Имя | Расположение |
---|---|
Музей апартеида | Йоханнесбург, Южная Африка |
Центр Жоржа Помпиду | Париж, Франция |
Фонд А Шитье | Брюссель, Бельгия |
Дом Марсель | Амстердам, Нидерланды |
МОМА | Нью-Йорк, США |
СФ МОМА | Сан-Франциско, Калифорния |
Южноафриканская национальная галерея | Кейптаун, Южная Африка |
Коллекция Дойче Банка | |
Метрополитен-музей | Нью-Йорк, США |
Коллекция Вальтера | Ной-Ульм , Швабия, Бавария, Германия |
Коллекция произведений искусства Кейптаунского университета | Кейптаун, Южная Африка |
Университета Южной Африки Художественная галерея | Претория, Южная Африка |
Художественный музей ВИТС | Йоханнесбург, Южная Африка |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Черная социальная фотография в Южной Африке: до и после» . Хорошо, Африка . 5 сентября 2016 года . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Леандер (29 августа 2016 г.). «Джо Рэтлифф» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ О'Тул, Шон (9 сентября 2008 г.). «Джо Рэктлифф» . Фриз . № 117. ISSN 0962-0672 . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Интернет, История Южной Африки. «Джо Рэтлифф». История Южной Африки в Интернете. Последнее изменение: 13 июня 2018 г. По состоянию на 24 ноября 2018 г. https://www.sahistory.org.za/people/jo-ractliffe .
- ^ Jump up to: а б с «СТИВЕНСОН | Джо Рэтлифф» . archive.stevenson.info . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ «Сотрудники – Университет Витса» . www.wits.ac.za. Проверено 24 января 2019 г.
- ^ «СТИВЕНСОН — Джо Рэтлифф» . archive.stevenson.info .
- ^ Jump up to: а б «Последствия конфликта» . Метрополитен-музей . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Современники: Джо Рэтлифф» . АртТроб . 26 августа 2016 г. Проверено 24 января 2019 г.
- ^ «Изменяющиеся связи: Джо Рактлифф», Кэтлин Маккуин - журнал BOMB . www.bombmagazine.org . Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ «АртТроб» . artthrob.co.za . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «Ангола: сквозь призму Джо Рактлиффа» . M&G онлайн . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Рактлифф, Джо (2010). As Terras do Fim do Mundo: Земли Края Света . Южная Африка: Майкл Стивенсон. ISBN 0620485515 .
- ^ «Джо Раклифф: As Terras do Fim do Mundo @Walther Collection» . Коллекционер Дейли . 27 апреля 2011 года . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Фриззелл, Нелл (30 июня 2016 г.). «Лучшая фотография Джо Рэтлиффа: призраки гражданской войны в Анголе» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «ДЖО РАКЛИФФ: 'As Terras do Fim do Mundo (Земли Края Света)' (Опубликовано в 2011 г.)» . 26 мая 2011 года . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «Джо Рэктлифф» . Житель Нью-Йорка . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Раклифф, Джо. As Terras Do Fim Do Mundo =: Земли Края Света . Кейптаун, Южная Африка: Майкл Стивенсон, 2010.
- ^ Энвезор, Оквуи. Моментальные суждения: новые позиции в современной африканской фотографии . Нью-Йорк: ПМС, 2006.
- ^ Энвезор, Оквуи и Рори Бестер. Взлет и падение апартеида: фотография и повседневная бюрократия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Международный центр фотографии, 2013.
- ^ Томпсон, Роджер. «ДЖО РАКТЛИФФ: НЕОЖИДАННЫЙ ВЫЗОВ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ НА МЕТ». Dont Take Pictures , 20 января 2016 г. По состоянию на 27 ноября 2018 г. http://www.donttakepictures.com/dtp-blog/2016/1/19/ jo-ractliffe-unexpected-challenge-to-documentary-photography - на встрече.
- ^ «СТИВЕНСОН | Джо Рэтлифф» . archive.stevenson.info . Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ «КРАСНАЯ АФРИКА: Все разваливается» . Современный И (на немецком языке) . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Музей Виктории и Альберта. «Цифры и вымысел: современная южноафриканская фотография». Музей Виктории и Альберта. Последнее изменение: 2011 г. По состоянию на 27 ноября 2018 г. http://www.vam.ac.uk/content/articles/f/Figures-and-fictions-contemporary-south-african-photography/ .
- ^ Маджиони, Лаура и Жан-Франсуа Аллен. МоМА: Современное искусство: 250 работ из Музея современного искусства в Нью-Йорке с 1980 года по настоящее время . Милан: 5 континентов, 2008.