Карлос Франсиско Чанг Марин
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2007 г. ) |
Карлос Франсиско Чанг ( . 26 февраля 1922 — 5 декабря 2012) [ 1 ] ) — фольклорист , художник , музыкант , журналист , активист и автор стихов , и очерков панамский детской литературы .
Его произведения, которые были описаны как близкие к голосу народа, изображают классовую борьбу и поиск социальной справедливости его соотечественников и людей рабочего класса всего мира. В его работах обычно сочетаются описания иберо-американской сельской местности и простой красоты жизни с наивным юмором и оптимизмом, выводами и тоном пролетарской революции . Это делает его работы очень популярными среди интеллектуального среднего класса и рабочего класса, особенно среди кампесинос (сельских жителей), которые идентифицируют себя с личностью и языком Чангмарина. Чангмарин сам родился и вырос в сельской местности Панамы.
Политически преследуемый в прошлом, Чангмарин внес свой вклад в панамскую культуру и фольклор, что усилило его международно признанный талант и заставило антагонистические учреждения, такие как правительство, признать его достижения. Он выиграл несколько национальных наград (см. Награды ниже).
Биография
[ редактировать ]Чангмарин - это художественное имя, которое использовал Карлос Франсиско Чанг Марин, которое произошло от слияния обеих его фамилий (от его отцовской фамилии «Чанг» и материнской фамилии «Марин»). Это выражает его смешанное ( китайское и креольское ) наследие.
Чангмарин родился в Лос-Леонесе, Сантьяго-де-Верагуас , Панама, и был вторым сыном от внебрачного союза Карлоса Чанга, богатого китайско-панамского купца, и Фаустины Марин, крестьянки. Он вырос в семье своей матери, не имея возможности получить публичное признание от отца в соответствии с консервативными ценностями сельской местности Панамы начала 1920-х годов. Однако позже отец решил забрать его у матери, когда он был еще ребенком, и отправил жить к тете по отцовской линии. Его тетя жестоко оскорбляла его, обращаясь с ним практически как с рабом, постоянно унижая его смешанное происхождение и социальный статус его матери. Отец, хотя и не участвовал в насилии, не защищал от него, а в некоторых случаях даже поощрял такое поведение.
Неизвестно, когда Чангмарин покинул дом своей тети, но он уехал в Панама-Сити , где выполнял ряд случайных заработков. Одна из этих работ включала работу на Панамском канале под руководством менеджеров из США, где он стал свидетелем несправедливых и оскорбительных условий между американским персоналом и рабочими из других стран. Это добавилось к аналогичному опыту, который он получил, когда жил со своей тетей, которая принадлежала к более богатому сектору ее родного города. Он был полон решимости утвердить свои взгляды на пролетарскую борьбу и политическую активность.
Чангмарин вернулся к формальному образованию в педагогической школе Хуана Демостенеса Аросемены (основанной в 1938 году). Его наставниками были интеллектуалы из Южной Америки и Европы, большинство из которых стали жертвами европейского фашизма , что помогло освятить и усовершенствовать его идеалы. Он также прошел краткое обучение в Панамской национальной консерватории, но не закончил его.
Между 1940 и 1950 годами Чангмарин работал учителем в нескольких провинциях, где организовал забастовки студенческого движения, направленные на осуждение ключевых вопросов, касающихся социальных проблем страны. В результате его уволили с занимаемой должности.
За этот период его несколько раз сажали в тюрьму, но это не мешало ему работать на нескольких работах, находясь в тюрьме. По его оценкам, он провел за решеткой около четырех лет своей жизни. После того, как Чангмарин побывал в тюрьме и вышел из нее по политическим обвинениям, в 1968 году его наконец сослали в Чили . Живя там, он изучал живопись в Национальном университете Чили и стал очень активным участником президентской кампании Сальвадора Альенде .
Как только ему разрешили вернуться в Панаму, Чангмарин зарекомендовал себя на нескольких руководящих и организаторских должностях в коммунистическом движении. В своих творческих начинаниях он постоянно работал над передачей социальных и культурных посланий. За этот период он был признан на национальном уровне одним из лиц, ответственных за борьбу Панамского канала против Соединенных Штатов. Эта борьба закончилась тем, что США вернули оперативный контроль над зоной канала , которая раньше была запрещена для панамцев.
До своей смерти от рака желудка Чангмарин жил в своем родном городе Сантьяго-де-Верагуас со своей спутницей Энеидой Ромеро. Он продолжал писать, рисовать и участвовать в политических и экологических комментариях и активизме. У пары было пятеро детей, четверо из них еще живы. Кроме того, хорошо известно, что Чангмарин имел страсть к природе в целом и пристрастие к орхидеям.
Сочинения
[ редактировать ]Как один из главных панамских писателей, он плодотворно работает в литературе. За свою карьеру Чангмарин затронул разные жанры и стили.
Поэзия
[ редактировать ]Чангмарин начал писать стихи еще в средней школе ( Хуана Демостинеса Аросемены Педагогическая школа ), наставником которого в тот ранний период его творческой жизни были учителя из Южной Америки и Европы , причем последние в основном были эмигрантами, жертвами фашистского испанского франкизма . Еще учась в колледже, он получил почетную награду за участие в Национальной премии Рикардо Миро 1942 года , представив книгу со стихами под названием Punto e' llanto .
, на этом этапе его работы считались частью произведений иберо-американских авторов -авангардистов времен Второй мировой войны По мнению некоторых ученых . Находясь под влиянием авангарда, его поэзия приобретала оттенок отчаяния с весьма очевидным революционным намерением. [ 2 ]
Димас Л. Питти в своей книге Letra Viva и идеологическими взглядами автора описывает творчество Чангмарина как творение, где «искусство — это не реальность, а отражение реальности как художественный образ, отмеченный субъективизмом ; это также его вымысел».
Для Чангмарина как писателя поэзия — это, по сути, основной инструмент самовыражения. Зарекомендовав себя как самоотверженный поэт, он достиг выдающегося момента в своем творчестве, выпустив сборник стихов под названием Poemas Corporales (Телесные стихи), который был удостоен Национальной премии Рикардо Миро в 1955 году. Благодаря этому произведению Чангмарин показал себя как развитый поэт. который достиг большого контроля над этой литературной формой. Чангмарин опускает как можно больше, что отражает тенденции того времени. Эта ясность служит методом передачи социальных и политических посланий, поскольку большинство его работ имеют фундаментальный характер. Его мастерство десятисложного письма придает Poemas Corporales классический акцент, сравнимый со стихами Кеведо .
Короткие рассказы
[ редактировать ]Чангмарина Сборники рассказов довольно многочисленны и затрагивают несколько тем и сфер. Он пытается воссоздать сельские истории и атмосферу, чтобы раскрыть проблемы, связанные с владением землей и ее эксплуатацией, от которых страдают сельские жители. Латифундии . до сих пор очень распространены в Иберо-Америке Его одобряют правительство, религиозные, а также политики правого толка (которые обычно представляют богатые слои общества) и транснациональные корпорации . [ 3 ]
Как и большинство его работ, рассказы носят в высшей степени политический характер, описывая и изображая исторические события, как это видно из его сборника Noche Buena Mala . Здесь истории связаны с событиями военного вторжения США в Панаму в 1989 году (20 декабря 1989 года).
Его рассказы , которые не используются в качестве способа демонстрации и разоблачения политических, исторических и экогуманистических парадигм , характеризуются как очень эмоциональные и глубоко радикальные по форме. Примером этого является его работа Seis Madres , возможно, наиболее исследованная и проанализированная из его работ в этом жанре. Было описано, что он был написан под воздействием сильных эмоций; [ 4 ] антиистория, [ 5 ] и как первый панамский рассказ, который можно было использовать для формулирования теории процесса творческого письма. [ 6 ]
Романы
[ редактировать ]Чангмарин опубликовал три романа. В основном он пишет в историческом повествовательном стиле, который хвалят критики за внимание к деталям в описании физической среды (флоры, фауны, географии), а также культурной среды. [ 7 ] Чангмарин ссылался на Викториано Лоренцо почти во всех своих крупных произведениях для взрослых и детей, пытаясь представить его отцом-основателем Панамы. Для Чанг Марина Лоренцо был первым настоящим панамцем, чья история жизни и идентичность аналогичны истории Панамы как нации. [ 8 ]
Его последний роман, « Las Gracias y las Desgracias de Chico Perico» (2005), ориентированный в основном на молодых читателей, имел более автобиографический подход.
Детская литература
[ редактировать ]Опубликовав несколько книг, посвященных молодежи, Чангмарин пытается донести свои социальные послания, чтобы способствовать развитию человеческих чувств и осведомленности среди людей всех возрастов. Через детскую литературу он использует свое педагогическое образование, используя глубокие знания популярного и простого искусства и языка.
Используя привлекательные иллюстрации (нарисованные им самим) и формат коротких глав, чтобы заинтересовать юных читателей, Чангмарин опубликовал публикации в нескольких областях: от поэзии до книг по истории. Многие ученые считают его детские литературные произведения выражением его нежной стороны, не теряя при этом его послания, и считают многие из его произведений в этой области жемчужинами панамской литературы. [ 9 ]
Частично его творчество в этой области вдохновлено его собственным детским опытом и постоянным взаимодействием с собственными внуками и правнуками, которым посвящено большинство этих книг.
Широкое признание в этой области получили его стихи «Las Tonadas y los Cuentos de la Cigarra» (1975) и «La Muñeca de Tusa» (2001), а также романы «El Cholito Que Came to General» (1978) и « Las Gracias y las Desgracias de Chico Perico» (2005). ).
Эссе
[ редактировать ]Работы Чангмарина в области эссе сосредоточены на фольклорной , художественной , исторической и политической областях. Многие из его эссе были опубликованы в международных журналах и газетах.
Большинство его политических эссе посвящено взаимосвязи между Соединенных Штатов Америки политикой в отношении Панамского канала и Панамой в целом, а также ее экономическим моделям и влиянию, которое они оказывают на регион.
Выводы Чангмарина, убежденного сторонника социализма , отражают критический взгляд на текущую международную политику Соединенных Штатов и других стран и организаций, выступающих за глобализацию, таких как Всемирная торговая организация , Международный валютный фонд и Всемирный банк .
Журналистика
[ редактировать ]Как журналист, Чангмарин имеет долгую историю написания комментариев и мнений в нескольких панамских и международных газетах, особенно в кубинской газете «Гранма» . Он выделяется среди нескольких других ( Мильсиадес Аморес С. , Марио Риера Пинилья , Алехандро Чок Вальдес , Гонсало Кастро , Рене Гонсалес и Эустолио Дарио Хим ) как пионер движения Пренса Чика («малая пресса») в Панаме, с его участием в Газета «Эль Чоло» .
В течение нескольких лет он вел собственную газетную колонку « Las Famosas Cartas a Tula» («Знаменитые письма к моей тете Туле») в одной из самых распространенных газет « La Critica» . Его колонка пользовалась популярностью благодаря юмористическому подходу к современным проблемам.
Параллельно с его вкладом в основные средства массовой информации , Чангмарин основал и руководил еженедельным бюллетенем Unidad , информационным бюллетенем для Коммунистической партии Панамы .
Музыка
[ редактировать ]В области музыки Чангмарин написал длинный список композиций, как в написании текстов, так и в создании музыкальных аранжировок. Одно из его самых известных творений — тексты песен Tio Caiman , прославившихся благодаря чилийской группе Quilapayún . Произведение также было записано в Колумбии , Никарагуа , Кубе и Панаме несколькими музыкальными группами. Эту пьесу иногда поют зрители на футбольных матчах и исполняют на музыкальных концертах по всей Иберо-Америке. Чангмарин вряд ли известен как создатель, но это заслуга, которую он не преследует. «Панамская песня о дне рождения» , записанная оркестром DEXA под управлением Эдгардо Кинтеро , также является одним из его творений и считается уникальным вкладом в панамскую культуру и самобытность.
Еще одна его пластинка — Alma Panameña , выпущенная в рамках программ культурного развития Европейского Союза и PROAPEMEP .
Десятый
[ редактировать ]Чангмарин — широко признанный композитор- десима в Панаме. Его интерес к этой области связан с его фольклорными исследованиями, и он уже более полувека способствует признанию этой формы самовыражения сельских жителей. Будучи главным координатором делегаций Верагуас на Национальном фестивале Мехорана (с 1950 г.), он стал единоличным культурным учреждением в этом виде искусства.
Чангмарин - единственный панамский композитор-децима, опубликовавший три книги, посвященные децимной композиции, а также сборники децим. Книги Socabón, Décimas Populares para Cantar (1959), Los Versos del Pueblo (1973) и Cantadera, 130 Décimas para Cantar (1995) использовались в качестве справок и вдохновения для поколений исполнителей décimas.
Активизм
[ редактировать ]Политический
[ редактировать ]Политическая активность Чангмарина достигла важного момента в его жизни с основанием Коммунистической партии Панамы (Partido del Pueblo) в 1950 году. Поскольку в то время коммунизм был объявлен вне закона панамским законодательством, эта инициатива была вынуждена проводиться тайно. Правительство Панамы отреагировало на рост инакомыслия и коммунистической организации в сельской местности усилением репрессий, доходя до крайностей в совершении политических убийств и исчезновений .
Чангмарин использовал свои сочинения как главное оружие сопротивления. В течение многих лет он использовал политически окрашенные децимы как средство информирования людей об их идентичности и о предстоящей борьбе. Que se vayan del Canal («Я бы хотел, чтобы они просто покинули канал») и Quiero Sembrar un Maíz («Я хочу посадить кукурузу в зоне канала») были песнями протеста против постоянных злоупотреблений со стороны Соединенных Штатов.
Его ясная и прямая форма письма служит инструментом постоянной борьбы и протестов, которые происходили в Иберо-Америке в 1970-е и 1980-е годы. Décima, имеющая бардовский эффект как художественное выражение, а Чангмарин освоил форму, сумела объединить ее с охваченными социальной тревогой отголосками обездоленных и националистическими чувствами людей, чтобы «разжечь протест в каждом кулаке и марш на каждом шагу». [ 10 ]
Экологический
[ редактировать ]Чангмарин был ярым сторонником экологически чистого образа жизни и критиком ориентированного на потребителя свободного рынка и индустриализации . Имея сильную эмоциональную связь с сельской средой, он активно участвует в комментариях на радиопостановках на эту тему.
Более того, он выразил интегрированную связь между культурой и природой, отвергнув индустриальную западную концепцию прогресса , вместо этого продвигая философию простой жизни. Хотя он никогда открыто не поддерживал анархо-примитивизм , существует четкая корреляция между его взглядами и движением.
Работает
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]- Романтика потерянной девушки
- Направь крик (1942)
- Стихи о теле (1956)
- Сокабон. Десятые доли петь (1959)
- Народные стихи. Децимас (1972)
- Стихи о входе в зону канала (1972)
- Хроника семи памятных имен (1980)
- Петух часов (1993)
- Кантадера - спеть 130 десятых (1995)
Короткие рассказы
[ редактировать ]- Фарагуаль и другие рассказы (1960)
- Особняк Тумана, Рассказы из тюрьмы. Опубликовано на русском языке (1965).
- Плохой сочельник (1995)
- Зачарованная ложь (1997)
- Истории, которые снимают стресс (2002)
Роман
[ редактировать ]- Прозрачный партизан (1982)
Детская литература
[ редактировать ]- Стихи Мачачиты ; поэзия (1974)
- «Мелодии и сказки цикады» ; поэзия (1975)
- Чолито, ставший генералом ; роман (1978)
- «Мелодии и сказки цикады» ; поэзия (1993)
- Кукла Туса ; поэзия (2001)
- Кукла Туса ; поэзия (2003)
- Милости и несчастья Чико Перико ; роман (2005)
Эссе
[ редактировать ]- Социальная база Decima в Панаме (1965)
- Некоторые фольклорные области Верагуаса (1975)
- Панама 1903–1970 (1979)
- Викториано Лоренцо, первая жертва Северо-Американского канала (1980)
- Срок действия децимы в Панаме, в Маршруте нации 1903–2003 гг. (2003 г.)
Дискография
[ редактировать ]- Дядя Аллигатор
- Панамский День Рождения
- Алам Панама
Награды
[ редактировать ]Национальная премия Рикардо Миро
[ редактировать ]- 1942: Почетное упоминание: Punto 'e Llanto (поэзия).
- 1956: Вторая премия: Poemas Corporales (поэзия).
- 1959: Вторая премия: Фарагуаль (рассказ)
- 1981: Первая премия: «Прозрачный партизан» (роман)
Другие награды
[ редактировать ]- 1976: Специальный приз премии Рубена Мартинеса Вильены Кубинского рабочего центра (категория поэзии).
- 1998: Премия Доры Сарате за вклад в продвижение национальной идентичности и культуры.
- 2002: Премия Эстер Марии Оссес Национального института культуры (Институт национальной культуры), Панама (категория детской литературы).
- 2002: Университетская премия 2002 года Панамского университета.
- 2002: Почетная медаль Национальной ассоциации поэтов Десимы (Национальная ассоциация поэтов Десимы), Панама.
- 2003: Премия за труд и усилия и признание китайско-панамского сообщества Asociación China de Mujeres Profesionales (Китайской ассоциации женщин-профессионалов), Панама.
- 2003: Признание муниципального совета Сантьяго-де-Верагуас.
- 2004: Медаль и признание Государственного совета Республики Куба.
- 2006: Национальный орден Омара Торрихоса Эрреры правительства Панамы.
- 2006: Медаль Рохелио Синана Национального совета писателей Панамы.
Помимо этих наград, в честь Чангмарина было названо несколько публичных и частных библиотек.
Ссылки
[ редактировать ]![]() |
- ^ «Панама: деликатная смерть выдающегося революционера Карлоса Франсиско Чанг Марина» (на испанском языке). aporrea.org. 6 декабря 2012 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ «Маршрут поэзии в Панаме, Том II» Родриго Миро
- ^ «Канал: Три панамские истории»; Редакционная статья Casa de Las Américas, Куба, 1974 г.
- ^ Гил Блас Техейра; Писатель и журналист
- ^ «Центральноамериканцы» Хосе Мехия, доктор философии.
- ^ «Социосемантика истории, микроаналитическая идея истории в Панаме»; Родриго Хим
- ^ Николас де Х. Кабальеро; писатель
- ^ Гонсалес, Энн (март 2014 г.). «Чангмарин: раса, идентичность и детская литература в Панаме». Латиноамериканец . 58 (1): 67–75. дои : 10.1111/tla.12020 . S2CID 145260899 .
- ^ Хена де Захриссон
- ^ Местер де Ребельдия, испано-американская поэзия; Рамиро Лагос
- 1922 рождения
- смертей в 2012 г.
- Жители района Сантьяго, Верагуас
- Панамский народ китайского происхождения
- Марксистские журналисты
- писатели-марксисты
- Панамские активисты
- Панамские коммунисты
- Панамские композиторы
- Панамские музыканты-мужчины
- Композиторы-мужчины
- Панамские эссеисты
- Мужчины-эссеисты
- Панамские эмигранты в Чили
- Панамские журналисты
- Мужчины-журналисты
- Панамские художники
- Панамские поэты
- Поэты-мужчины
- Панамские заключенные и задержанные
- Панамские писатели рассказов
- Панамские писатели-мужчины
- Авторы рассказов-мужчины
- Поэты 20 века
- Авторы рассказов XX века
- эссеисты 20-го века