Трон

Трони — это [ˈtroː.ni] тип работы, распространенный в живописи голландского золотого века и живописи фламандского барокко , который изображает преувеличенное или характерное выражение лица . Эти работы были задуманы не как портреты или карикатуры , а как исследования выражения, типа, физиогномики или интересного персонажа, такого как старик или женщина, молодая женщина, солдат, пастушка, « восточный человек » или человек особая раса. [ 1 ] [ 2 ]
Основной целью художников, создававших трони, было добиться реалистичного изображения фигур и продемонстрировать их иллюзионистские способности посредством свободного использования цвета, сильных световых контрастов или своеобразной цветовой гаммы. Трони передавали своим зрителям разные значения и ценности. Трони воплощали абстрактные понятия, такие как скоротечность, молодость и старость, но также могли выступать в качестве положительных или отрицательных примеров человеческих качеств, таких как мудрость, сила, благочестие, безумие или импульсивность. [ 2 ] Эти произведения были очень популярны в Голландии и Фландрии и выпускались как независимые произведения для свободного рынка. [ 3 ] [ 4 ]
Определение
[ редактировать ]
Термин «трони» не имеет четкого определения в искусствоведческой литературе. Литературные и архивные источники показывают, что первоначально термин «трони» не всегда ассоциировался с людьми. В описях цветочные и фруктовые натюрморты иногда называют трони . Более распространенным было значение лица или облика. Часто этот термин обозначал всю голову, даже бюст, а в исключительных случаях и все тело. Трони мог быть двухмерным, но также выполненным из гипса или камня. Иногда трони представлял собой подобие человека, включая лик Бога, Христа, Марии, святого или ангела. В частности, трони обозначал характерный внешний вид головы какого-либо типа, например, фермера, нищего или шута. Трони иногда имел в виду гротескную голову или модель, например уродливого старика. Целью трони, задуманного как лицо человека, было точное выражение чувств и характера, и поэтому он должен быть выразительным. [ 5 ]
В современном искусствоведческом использовании термин «трони» обычно ограничивается фигурами, не предназначенными для изображения идентифицируемого человека, поэтому это форма жанровой живописи в портретном формате. Обычно это только раскрашенная голова или бюст с акцентом на выражении лица, но часто поясная фигура в экзотическом костюме. Трони могут быть основаны на натурных исследованиях или использовать черты реальных натурщиков. Картина обычно продавалась на арт-рынке без идентификации натурщика, не заказывалась и не сохранялась натурщиком, как это обычно бывает с портретами . Подобные неопознанные фигуры, рассматриваемые как исторические картины, обычно получают название из классического мира, например, картина Рембрандта, ныне известная как Саския как Флора .
История
[ редактировать ]Этот жанр зародился в Нидерландах в 16 веке, где он, вероятно, был вдохновлен некоторыми гротескными головами, нарисованными Леонардо. Леонардо первым начал рисовать парные гротескные головы, при этом две головы, обычно в профиль, располагались напротив друг друга, чтобы подчеркнуть их разнообразие. Это парное сопоставление переняли и художники Нидерландов. Считается, что в 1564 или 1565 году Джоаннес и Лукас ван Дотекум выгравировали 72 головы, приписываемые Питеру Брейгелю Старшему , в соответствии с этим парным расположением. [ 5 ]
Эту парную модель еще использовали некоторые художники 17 века. Например, фламандский художник Ян ван де Венн , работавший в первой половине 17 века, нарисовал несколько трони, сопоставляющих разные лица.
В 16 веке художники создавали троны, которые рисовали с живых моделей и использовали для фигурок больших исторических картин. Многие художники создавали коллекции голов персонажей в качестве подготовительных исследований к картинам, особенно историческим. [ 6 ] Отличительные этюды фламандского художника Франса Флориса к 1562 году стали формой авторского достижения. Хотя Флорис делал этюды как для себя, так и для учеников и помощников в своей мастерской, некоторые из них явно также были созданы как произведения искусства в свое право. Быстрая и выразительная манера письма на этих панно позволяет предположить, что некоторые головы он написал как самостоятельные творческие этюды, и поэтому они предвосхищают троны 17 века. Эти этюды стали предметами коллекционирования для местных любителей искусства. Исследования головы Флориса свидетельствуют о застенчивой художественной культуре Антверпена, где их ценили больше за авторство, чем за подготовительную ценность. [ 7 ]

В 17 веке эти исследования лиц стали самостоятельным видом искусства в Голландской республике. К наиболее важным художественным предшественникам трони, которые производились в Лейдене и Харлеме в 1620-х годах, относятся раскрашенные и нарисованные учебные головы 16-го, начала 16-го и начала 17-го веков. Именно Ян Ливенс инициировал производство трони в Лейдене. Отталкиваясь от собственного однофигурного жанра и исторических картин в полуфигурах, Ливенс ограничил сюжет картины изображением головы или бюста. Он взял пример с руководителей фламандских исследований таких мастеров, как Рубенс и Ван Дейк. Появление трони в результате сокращения более крупных композиций было также очевидно в творчестве Франса Хальса, художника из Харлема. Некоторые из тронов Франса Хальса — его самые известные произведения, такие как « Цыганка» . [ 2 ] Другие художники из Харлема, рисовавшие трони, включают Питера де Греббера , Адриана ван Остаде и Франшуа Элаута . Практика использования тронов как независимых произведений искусства была хорошо известна фламандским художникам. Не исключено, что жанр трони как самостоятельный вид искусства возник во Фландрии раньше, чем в Голландии. Известно, что фламандские художники Рубенс, Ван Дейк и Йорданс использовали раскрашенные изображения головы в более широких рабочих контекстах. Однако некоторые из этих работ задумывались и как самостоятельные выразительные исследования. [ 8 ]
Изготовление трони распространилось и превратилось в самостоятельный вид искусства вокруг Рембрандта. В Нидерландах существовал прибыльный рынок тронов. [ 6 ] Цена трони была ниже, чем у других типов картин, что делало их доступными для более широкой аудитории. [ 2 ] Несколько Рембрандта с автопортретами гравюр являются тронами, как и картины, на которых изображены он сам, его сын и его жены. Три картины Вермеера были описаны как «троны» на аукционе Диссиуса 1696 года, возможно, включая « Девушку с жемчужной сережкой» и «Вашингтонскую девушку с флейтой» .
Адриан Брауэр был успешным практиком этого жанра, поскольку обладал талантом выразительности. Его работы придали облик представителям низшего сословия, наполнив их образы узнаваемыми и ярко выраженными человеческими эмоциями, такими как гнев, радость, боль и удовольствие. На его картине «Юность, делающая лицо» (ок. 1632/1635, Национальная художественная галерея ) изображен молодой человек с сатирическим и насмешливым жестом, который очеловечивает его, каким бы непривлекательным он ни казался. Энергичное нанесение краски Брауэром в этой композиции с его характерно короткими, немодулированными мазками усиливает драматический эффект. [ 9 ] Художники Трони часто возвращались к традиционной теме аллегории пяти чувств и создавали серии трони, изображающие пять чувств. Примерами являются « Лукаса Франшуа Младшего и Человек, снимающий гипс», «Осязание» « Йоса ван Крэсбека » Курильщик , олицетворяющий вкус. [ 10 ]
Трони связано с «историческим портретом» и в некоторой степени совпадает с ним. [ нужна ссылка ] портрет реального человека как другого, обычно исторического или мифологического , персонажа. Ян де Брей специализировался на этом, и на таких портретах аристократические дамы часто изображались как мифологические персонажи.
Галерея
[ редактировать ]- Примеры трони
-
Адриан Брауэр , «Молодежь корчит лицо»
-
Рембрандт , Старик в военном костюме.
-
Мишель Свертс , Портрет молодого человека, держащего кота (Аллегория прикосновения)
-
Лукас Франшуа Младший , Мужчина снимает гипс, чувство осязания
См. также
[ редактировать ]- Жозеф Дюкре – французский портретист XVIII века, в менее формальных работах которого используются крайние выражения.
- Франц Ксавер Мессершмидт – австрийский скульптор, наиболее известный своими экстремальными «головами персонажей».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолтер Лидтке, Вермеер и Делфтская школа , Нью-Йорк, 2001, с. 138
- ^ Jump up to: а б с д Дагмар Хиршфельдер, Трони и портретная живопись в голландской живописи 17 века , Берлин: Манн, 2008, с. 351-359
- ^ Дагмар Хиршфельдер, Учебный материал и продукт для продажи: о функциях Трони в мастерской Рембрандта , в: М. Роскам Аббинг (Hrsg.), Рембрандт 2006: Группа I: Эссе, Лейден, 2006, Spp. 112-131
- ^ Бернадетт ван От (2015) Черные троны во фламандском искусстве семнадцатого века и африканское присутствие , де арте, 50:91, 18-38
- ^ Jump up to: а б Ян Мюлле, Трони, приписываемые Питеру Брейгелю , в: Семнадцатый век. Том 17. Уитгеверий Верлорен, Хилверсум, 2001, с. 174-203 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Дагмар Хиршфельдер, 2008, с. 14
- ^ Эдвард Х. Вук: Аллегория Троицы Франса Флориса (1562 г.) и пределы терпимости . В: История искусства, 10/2014, 38(1), стр. 39–76.
- ^ Дагмар Хиршфельдер, 2008, с. 71
- ^ Брауэр, Адриан, Молодежь корчит лицо в Национальной галерее искусств.
- ↑ Мужчина снимает гипс, чувство осязания, автор Лукас Франшуа Младший в библиотеке Wellcome , Лондон.
Источники
[ редактировать ]- Хиршфельдер, Дагмар: Трони и портрет в голландской живописи 17 века . Берлин: Gebr Mann Verlag, 2008. ISBN 978-3-7861-2567-9
- Готвальд, Франциска: Трони. Узор – Этюд – Шедевр. Генезис жанра живописи от 15 века до Рембрандта , Мюнхен/Берлин: Deutscher Kunstverlag , 2009. ISBN 978-3-422-06930-5
- Хиршфельдер, Дагмар / Кремпель, Леон (ред.): Трони. Лицо в период раннего Нового времени , Берлин: Gebr. Mann Verlag, 2013.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Трони, на Викискладе?