Jump to content

Волынский народный костюм

Молодые волыняне.

Волынский народный костюм ( укр .: Волинский стрій ) — вид украинской национальной одежды, которую носят на Волыни . В костюме присутствуют полесские мотивы, такие как красочные , приталенные корсетные жилеты и полосатые юбки, а также приднепровская Украина : платки- намитки , керсетки - жилеты очипоки и темные юбки. [ 1 ]

Костюм был сильно гендерным: женщины обычно носили более яркую и приталенную одежду. Большинство предметов одежды шили из льна и украшали вышивкой, преимущественно красного и черного цвета. В теплую погоду волыняне носили рубашки и юбки (женщины) или штаны (мужчины); в холодные месяцы они надевают дополнительную верхнюю одежду из льняной ткани или более тяжелых материалов, таких как шерсть. В состав головных уборов входили куски ткани, летние шляпы и соломенные шляпы.

География и история

[ редактировать ]
Олена Пхилка в Volhynian shirt, waistcoat and litnyk skirt.

Volhynia обзаведется следующим регионом: Южная Область , Северная Зеландия , Волынская область , Шумск и Кременчуг областей Тернопилской Области , Южная Кемельница Область , Северная Ривная Область , Южная Зеландия Область . [ 2 ] [ 1 ] Главными городами являются Volodymyr , Луцк , Ривне , Здолбунов , Кременец и Старокостиантынов . [ 1 ]

Волынский костюм имеет сильное польское влияние в связи с тем, что часть современной территории Украинской Волыни (Волыни) принадлежала Польше с 1569 по 1939 год. [ 3 ] Он также имеет общие черты с костюмами соседних регионов: Полесья , Галичины , Приднепровской Украины и Польской Хелмщины . [ 2 ] [ 4 ]

Этнограф Елена Пчилка исследовала местные узоры вышивки и одежды. [ 1 ] Типичная местная вышивка из геометрических цветочных узоров возникла в середине XIX века. [ 5 ] Примеры включают дубовые листья и ветки. [ 6 ]

Женская одежда

[ редактировать ]

Основную часть как женской, так и мужской одежды составляла рубаха преимущественно , шили сорочка - из льна . [ 7 ] Женские рубашки имеют прямой корпус, который иногда усиливался пидточкой дополнительным куском более прочной ткани, пришиваемым к рубахе ниже пояса. [ 8 ] [ 9 ] Праздничные рубашки шили целыми, без пидточки . [ 10 ] Общая длина рубашки достигала колен, за исключением восточных районов, где подол заходит за край юбки. [ 8 ]

Рукава некоторых рубашек имеют верхнюю часть ( украинский : уставка , латинизированная : уставка ), которая сложена возле выреза шеи, как и тело; рукава у других прикреплены прямо к шее. [ 11 ] [ 4 ] Белая или черно-красная гладь или узорная штопка либо закрывали рукав полностью, либо добавлялись только в верхней части. [ 11 ] [ 4 ] Западноволыняне добавляли возле отделки рукавов тонкую нить вышитого орнамента. [ 11 ] [ 4 ] Рукава могли быть отделаны манжетами с подтяжками или рюшами, либо укорочены и оставлены свободно висящими. [ 11 ]

Восточно-волынские рубашки имеют воротник-стойку, украшенный вязаной тянутой ниткой , а западные - широкий матросский воротник. [ 12 ] Южные и западноволынские рубашки часто имели отворотные воротники. [ 13 ] Основная часть южноволынской женской рубашки имела вырез, украшенный геометрическим и растительным орнаментом. [ 12 ]

Типичные мотивы вышивки включали геометрические ромбы, октаграммы , ломаные линии и кресты. [ 14 ] Ограниченная цветовая палитра традиционной волынской вышивки была расширена в начале ХХ века примерно на 20 дополнительных цветов к традиционной красной вышивке или черной вышивке. [ 12 ] [ 15 ]

Волынские жилеты шились из хлопка или кашемира , плотно прилегающие, длиной до талии или длиннее; у них был тканевый пояс, гофрированный край и они были полностью вышиты. [ 16 ] Жилет был подбит прочной домотканой тканью и имел металлические или целлулоидные пуговицы, проходившие в прорезанные петлицы . [ 16 ] Западноволынские жилеты были короче и изготавливались из черного вельвета . [ 17 ]

Основной нижней одеждой волынских женщин была домотканая юбка из пеньки, шерсти, хлопка, льна или полушерсти. [ 16 ] Большинство юбок были ярких цветов, в полоску или клетку; прямого силуэта, подвязанного лентой и собранного вверху. [ 16 ] Типичная праздничная/церковная одежда включала красочную полосатую юбку под названием литник ( укр . литник ). [ 18 ] [ 19 ] [ 10 ] Другой вид юбки — андарак ( укр . андарак ), сделанный из шерсти и украшенный яркими клетками или полосками. [ 17 ] [ 18 ] Юбки для повседневного ношения часто имели спереди часть неотбеленной ткани. [ 16 ] Другие юбки носили с белым хлопчатобумажным фартуком с вышитым подолом (как правило, с черно-красным геометрическим орнаментом) или зеленым или темно-синим двусторонним шерстяным фартуком. [ 20 ] Верх фартука был завязан лентами, а подол украшался еще одной лентой. [ 21 ] Горизонтальные полосы юбки должны были гармонировать с боковыми орнаментами рубашки. [ 17 ]

Волынские женщины начали шить юбки из красочного промышленного клетчатого хлопка и шерсти в начале 20 века, используя тот же силуэт: прямоугольную юбку, собранную на талии. [ 21 ] Еще одним нововведением того времени стало появление в сельской местности городских платьев без рукавов, «юбок с жилеткой» ( укр : спидниця зі стаником , латинизировано : спидница зи стаником ), названных в честь ткани, из которой они сшиты, например. Шелковая «юбка» называлась бы по-украински : спидниця шовкова , латинизировано : спидница шовкова . [ 21 ] Эти платья были сделаны из шести прямоугольных кусков ткани, имели хлопчатобумажную подкладку, красочный хлопковый бархатный край и складки на талии; вырез был квадратным или круглым, с металлическими кнопками или маленькими фарфоровыми пуговицами. [ 22 ] Пройму и вырез украшали шелковым или черным хлопчатобумажным бархатом или разноцветной лентой. [ 22 ] Край украшался либо черными бархатными вставками, обведенными металлическими кнопками, либо орнаментом, вышитым цветной камвольной нитью методом городкового ажура ( укр .: городки ). [ 22 ]

Мужская одежда

[ редактировать ]

Мужские рубашки шились либо из домотканых тканей, либо из промышленного миткала производства . хлопчатобумажного [ 12 ] Воротник был стойкой или отворотом, украшенным вышивкой гладью или крестиком . [ 12 ] [ 23 ] Отверстие обычно располагалось в центре одежды или, в западных регионах, с левой стороны; у него была одна жестяная или вязаная пуговица и петля для ее застегивания. [ 12 ] Подол рубах, предназначенных для ношения навыпуск, обычно украшался узкой красной каймой. [ 12 ] У восточно-волынских мужских рубашек плечи вышивались красно-синими или белыми нитками. [ 12 ] Более ранние модели рубашек не включали вышивку спереди, за исключением воротника и манжет; вышивка на передней панели является более поздней разработкой. [ 24 ] Мужчины носили рубашки навыпуск и подвязывали их ремнями. [ 23 ]

Мужчины носили брюки двух основных типов: длинные прямые холошни ( укр . холошни ) из сине-белой полосатой льняно-хлопчатобумажной ткани и льняные ногавицы ( укр . ногавиці ). [ 22 ] Холошни собирались на поясе, имели одинарный вырез спереди, закрывавший их на одну пуговицу и вырезную петлю. [ 22 ] Ногавицы же изготавливались из особой домотканой ткани с чередованием небеленых и белых нитей. [ 22 ]

Верхняя одежда

[ редактировать ]
Волынская крестьянская свадьба, 1917 год. Жених и невеста носят свиту .

И мужчины, и женщины носили длинные пальто, называемые свита [ ук ] ( укр .: свита; опанча; куртина; сермяга ), которые доходили как минимум до колен. [ 22 ] У «Свиты» была прямая спина, вшитые боковые танкетки, образующие складки, воротник-стойка, оборот или ниспадающий. [ 25 ] Иногда к воротнику свиты прикреплялся большой капюшон. [ 26 ] Боковые и поясные швы, верх полочек , края рукавов и отверстия карманов расшивались камвольными лентами синего, зеленого или красного цвета или шерстяными нитками черного, коричневого или желтого цвета. [ 26 ] Женская свита была более украшена, чем мужская. [ 27 ]

до колен Кафтаны из домотканой ткани в разноцветную полоску не имели застежек ; женские кафтаны также могли быть изготовлены из кашемира с ситцевой подкладкой, складками на плечах и талии, застегивающимися на металлические застежки на крючки . [ 26 ] Волынский женский кафтан имел черный бархатный ниспадающий воротник, украшенный темно-синими лентами, и длинные прямые рукава с черными бархатными манжетами. [ 26 ] ) длиной до колен Несколько подобных предметов одежды включают черкеску [ uk ] ( украинский : черкеска , сделанную из домотканого сукна , мужскую чемерку ( укр : чемерка ), которая доходила ниже колен и имела плиссированный край, и почти идентичный чугай ( украинский : чугай ), имевший два двойных набора застежек на крючки. [ 26 ] Черкески и чемерки имели такие же застежки, воротник и обшлага, что и кафтаны. [ 26 ] Более короткая одежда, жилет куцая ( укр . куцая , букв. «уменьшенный») получила свое название из-за длины ниже талии. [ 28 ] Застежки на крючки были пришиты к левой стороне жилета; у него был ниспадающий воротник, лацканы и манжеты были украшены черной лентой. [ 28 ]

Женская капота ( украинский : капота ) шилась из сукна и доходила ниже колен. [ 28 ] Бока одежды украшались полукругами и городковой вышивкой; на левой стороне была застежка. [ 28 ] Капота имел темно-синий матросский воротник с круглой спинкой, украшенной вышивкой. [ 28 ] Капоту могли носить и мужчины. [ 28 ] Более древний вид женской верхней одежды до колена — куцан ( укр . куцан , или ) других спенцер , также шился из сукна, но, в отличие от , имел вшитые клинья, образующие складки, и небольшой воротник-стойку. . [ 28 ] Юго-западные волыняне носили укороченные куцаны из темно-коричневого сукна. [ 29 ] Другая верхняя одежда — кахтаник ( укр . кахтаник, кафтаник, каптаник ), темно-серый, темно-синий или малиновый кардиган на подкладке с длинными и узкими рукавами. [ 29 ]

Кабаты ( укр . кабати ) — западноволынская унисекс-одежда XIX века, приталенная для женщин и свободная для мужчин. [ 29 ] Кабаты для теплой погоды шили из хлопчатобумажной ткани, а зимние — из шерсти или смесовой ткани; они имели очень узкие воротники-стойки и украшались разноцветной вышивкой. [ 29 ]

Зимой волыняне носили белые кожухи с воротником из овечьего меха, двумя боковыми пуговицами и карманами. [ 29 ] Правый пояс был вышит сверху и до пояса. [ 29 ] Женщины Западной Волыни также носили более короткие жилеты, украшенные мехом черной овцы и вышивкой, а также бекеши ( укр . бекеші ), более длинное шерстяное пальто. [ 30 ]

Мужчины носили полосатые суконные кушаки, украшенные кистями (самодельные из льна или шерсти, обычно шириной 24 см и длиной 2,5 м), или кожаные ремни с металлическими пряжками; иногда на поясе имелась табачная пачка и петля для ножа. [ 30 ] [ 31 ] Женские пояса обычно изготавливались из ткани или тканые, они были уже мужских. [ 30 ] [ 23 ]

Покрытие головы и прически

[ редактировать ]

Женщины носили платки и намитки ) , ( укр . намітка а также очипоки . [ 30 ] Платки (косынки) были самым популярным повседневным головным убором как у жителей города, так и у жителей села. [ 17 ] Вимплы изготавливались из марли, расшитой красными хлопчатобумажными нитками, из домотканой ткани или из мягкого красного ситца с веревкой, чтобы повязывать ее вокруг головы. [ 30 ] Другим типичным головным убором был «хустка , » с чепцем состоявший из двух частей: вязаной шапки и обернутого вокруг нее платка. [ 32 ] Намитка — более старый тип головного убора; они делались из узкого куска ткани, накинутого под подбородок и на затылок. [ 10 ]

Незамужние волынские женщины делили волосы на пробор и заплетали их в две косы. [ 10 ] Они носили цветочные короны, платки и козубеньки ( укр . козубенька ), представляющие собой твердые цилиндры высотой 8 см, покрытые разноцветной тканью и лентами. [ 33 ] [ 34 ] Цветочные короны были украшены петушиными перьями, окрашенными в зеленый цвет, и лентами, свисавшими со спины. [ 34 ] Замужние женщины носили кымбалку ( укр . кимбалка ), цилиндрический очипок с твердым деревянным верхом, обернутый сеткой. [ 32 ] [ 17 ] Распущенные волосы могли быть обернуты вокруг кымбалки или подстрижены на уровне уха и разделены пробором посередине. [ 33 ] [ 10 ] Западноволынские молодожены не носили головного убора еще две недели после свадьбы. [ 35 ]

Другой тип распространенного головного убора — махровый платок, сделанный из куска льняной ткани длиной 3 метра с вышивкой на обоих концах. [ 17 ] [ 10 ] Рушник завязывали на затылке и оставляли висеть; в южной части Волыни оно могло достигать земли. [ 36 ] Этот головной убор заменил намитку . [ 10 ]

Мужчины носили текстильные шапки с четырьмя углами или круглым верхом, шеломок или рогатка ( укр . шеломок, рогатка ), а также цилиндрические меховые шапки. [ 37 ] [ 23 ] Летняя соломенная шляпа была типичным головным убором для теплой погоды. [ 24 ] Мужчины стригут волосы закругленно ( укр . під макітру ) или оставляют волосы на спине, чтобы они стали длиннее, наподобие кефали , известной как подворота ( укр . підворота) . [ 23 ]

Древние волынские женщины носили металлические височные кольца и серебряные подвески в форме полумесяца, а также стеклянные браслеты, привезенные из Киева . [ 38 ] Сохранились металлические украшения в виде малиновых круглых сегментов. [ 39 ] Более современные женские украшения включали пацёры [ ук ] (ожерелье, сделанное путем наматывания на шею нескольких ниток полых стеклянных бус), ожерелья из коралловых и фарфоровых бус, часто носившихся с другой нитью с тремя маленькими иконками , мендели ( укр .: менделі ); герданы ( укр . ґердани ), узкие из бисера и другие изделия. ожерелья [ 37 ] Незамужние женщины украшали свои ожерелья лентами. [ 10 ]

Мужские украшения были проще: к рубашке пришивались небольшие металлические пуговицы со стеклянными центрами. [ 37 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Одарченко и Царинник 1992 , с. 150.
  2. ^ Jump up to: а б Космина 2011 , p. 20.
  3. ^ Космина 2011 , p. 19-20.
  4. ^ Jump up to: а б с д Николаева 1996 , p. 122.
  5. ^ Никишенко 2001 , p. 31.
  6. ^ Никишенко 2001 , p. 32.
  7. ^ Матейко 1996 , p. 36.
  8. ^ Jump up to: а б Космина 2011 , p. 21.
  9. ^ Матейко 1996 , p. 38.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Одарченко и Царинник 1992 , с. 152.
  11. ^ Jump up to: а б с д Космина 2011 г. , p.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Космина 2011 , p. 23.
  13. ^ Матейко 1996 , p. 39.
  14. ^ Матейко 1996 , p. 39, 41.
  15. ^ Матейко 1996 , p. 40-41.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Космина 2011 , p. 24.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Николаева 1996 , p.
  18. ^ Jump up to: а б Матейко 1996 , p. 60.
  19. Николаева 1996 , p. 121.
  20. ^ Космина 2011 , p. 24-25.
  21. ^ Jump up to: а б с Космина 2011 , p. 25.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г Космина 2011 , p. 26.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Николаева 1996 , p. 124.
  24. ^ Jump up to: а б Одарченко и Царинник 1992 , с. 156.
  25. Космина 2011 , p.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж Космина 2011 г. , p.
  27. ^ Одарченко и Царинник 1992 , с. 154.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г Космина 2011 , p. 28.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж Космина 2011 , p. 29.
  30. ^ Jump up to: а б с д и Космина 2011 , p. 30.
  31. ^ Матейко 1996 , p. 105.
  32. ^ Jump up to: а б Космина 2011 , p.
  33. ^ Jump up to: а б Матейко 1996 , p. 110.
  34. ^ Jump up to: а б Космина 2011 , p. 32.
  35. ^ Воропай 1958 , p. 214.
  36. ^ Матейко 1996 , p. 116.
  37. ^ Jump up to: а б с Космина 2011 г. , p.
  38. ^ Skrypnyk 2010 , p. 363, 797.
  39. ^ Воропай 1958 , p. 200.
  • Космина, Оксана [in Russian] (2011). Традиционный наряд украинцев . Vol. 1. Балтия-Печать. ISBN  966-8137-51-5 .
  • Skrypnyk, Hanna Arkadyivna in Ukrainian] ed , . [  978-966-02-5821-1 .
  • Никишенко, Юлия Игоревна (2001). "Символика растительных орнаментов украинской вышивки на одежде начала XX века". Научные записки. Теория и история культуры . 19 :30-35. ISSN   2617-8907 .
  • Николаева, Тамара Александровна (1996). История украинского костюма . Киев: Лыбидь. ISBN  978-5-325-00474-2 .
  • Матейко, Екатерина [in Russian] (1996). Украинская народная одежда. Этнографический словарь . Киев: Научное мнение. ISBN  978-5-12-003834-8 .
  • Одарченко, Петр [на украинском языке] ; Царинник, Галина, ред. (1992). Украинский народный костюм . Всемирная федерация украинских женских организаций.
  • Воропай, Олекса (1958). Обычаи нашего народа. Этнографический очерк . Украинское издательство.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c19dcf55ac9c54cf68a98f5406e782d1__1709553240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/d1/c19dcf55ac9c54cf68a98f5406e782d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Volhynian folk costume - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)