Волынский народный костюм

Волынский народный костюм ( укр .: Волинский стрій ) — вид украинской национальной одежды, которую носят на Волыни . В костюме присутствуют полесские мотивы, такие как красочные , приталенные корсетные жилеты и полосатые юбки, а также приднепровская Украина : платки- намитки , керсетки и темные юбки. [ 1 ]
Костюм был сильно гендерным: женщины обычно носили более яркую и приталенную одежду. Большинство предметов одежды шили из льна и украшали вышивкой, преимущественно красного и черного цвета. В теплую погоду волыняне носили рубашки и юбки (женщины) или штаны (мужчины); в холодные месяцы они надевают дополнительную верхнюю одежду из льняной ткани или более тяжелых материалов, таких как шерсть. В состав головных уборов входили куски ткани, летние шляпы и соломенные шляпы.
География и история
[ редактировать ]
Volhynia обзаведется следующим регионом: Южная Область , Северная Зеландия , Волынская область , Шумск и Кременчуг областей Тернопилской Области , Южная Кемельница Область , Северная Ривная Область , Южная Зеландия Область . [ 2 ] [ 1 ] Главными городами являются Volodymyr , Луцк , Ривне , Здолбунов , Кременец и Старокостиантынов . [ 1 ]
Волынский костюм имеет сильное польское влияние в связи с тем, что часть современной территории Украинской Волыни (Волыни) принадлежала Польше с 1569 по 1939 год. [ 3 ] Он также имеет общие черты с костюмами соседних регионов: Полесья , Галичины , Приднепровской Украины и Польской Хелмщины . [ 2 ] [ 4 ]
Этнограф Елена Пчилка исследовала местные узоры вышивки и одежды. [ 1 ] Типичная местная вышивка из геометрических цветочных узоров возникла в середине XIX века. [ 5 ] Примеры включают дубовые листья и ветки. [ 6 ]
Женская одежда
[ редактировать ]Основную часть как женской, так и мужской одежды составляла рубаха преимущественно , шили сорочка - из льна . [ 7 ] Женские рубашки имеют прямой корпус, который иногда усиливался пидточкой — дополнительным куском более прочной ткани, пришиваемым к рубахе ниже пояса. [ 8 ] [ 9 ] Праздничные рубашки шили целыми, без пидточки . [ 10 ] Общая длина рубашки достигала колен, за исключением восточных районов, где подол заходит за край юбки. [ 8 ]
Рукава некоторых рубашек имеют верхнюю часть ( украинский : уставка , латинизированная : уставка ), которая сложена возле выреза шеи, как и тело; рукава у других прикреплены прямо к шее. [ 11 ] [ 4 ] Белая или черно-красная гладь или узорная штопка либо закрывали рукав полностью, либо добавлялись только в верхней части. [ 11 ] [ 4 ] Западноволыняне добавляли возле отделки рукавов тонкую нить вышитого орнамента. [ 11 ] [ 4 ] Рукава могли быть отделаны манжетами с подтяжками или рюшами, либо укорочены и оставлены свободно висящими. [ 11 ]
Восточно-волынские рубашки имеют воротник-стойку, украшенный вязаной тянутой ниткой , а западные - широкий матросский воротник. [ 12 ] Южные и западноволынские рубашки часто имели отворотные воротники. [ 13 ] Основная часть южноволынской женской рубашки имела вырез, украшенный геометрическим и растительным орнаментом. [ 12 ]
Типичные мотивы вышивки включали геометрические ромбы, октаграммы , ломаные линии и кресты. [ 14 ] Ограниченная цветовая палитра традиционной волынской вышивки была расширена в начале ХХ века примерно на 20 дополнительных цветов к традиционной красной вышивке или черной вышивке. [ 12 ] [ 15 ]
Волынские жилеты шились из хлопка или кашемира , плотно прилегающие, длиной до талии или длиннее; у них был тканевый пояс, гофрированный край и они были полностью вышиты. [ 16 ] Жилет был подбит прочной домотканой тканью и имел металлические или целлулоидные пуговицы, проходившие в прорезанные петлицы . [ 16 ] Западноволынские жилеты были короче и изготавливались из черного вельвета . [ 17 ]
Основной нижней одеждой волынских женщин была домотканая юбка из пеньки, шерсти, хлопка, льна или полушерсти. [ 16 ] Большинство юбок были ярких цветов, в полоску или клетку; прямого силуэта, подвязанного лентой и собранного вверху. [ 16 ] Типичная праздничная/церковная одежда включала красочную полосатую юбку под названием литник ( укр . литник ). [ 18 ] [ 19 ] [ 10 ] Другой вид юбки — андарак ( укр . андарак ), сделанный из шерсти и украшенный яркими клетками или полосками. [ 17 ] [ 18 ] Юбки для повседневного ношения часто имели спереди часть неотбеленной ткани. [ 16 ] Другие юбки носили с белым хлопчатобумажным фартуком с вышитым подолом (как правило, с черно-красным геометрическим орнаментом) или зеленым или темно-синим двусторонним шерстяным фартуком. [ 20 ] Верх фартука был завязан лентами, а подол украшался еще одной лентой. [ 21 ] Горизонтальные полосы юбки должны были гармонировать с боковыми орнаментами рубашки. [ 17 ]
Волынские женщины начали шить юбки из красочного промышленного клетчатого хлопка и шерсти в начале 20 века, используя тот же силуэт: прямоугольную юбку, собранную на талии. [ 21 ] Еще одним нововведением того времени стало появление в сельской местности городских платьев без рукавов, «юбок с жилеткой» ( укр : спидниця зі стаником , латинизировано : спидница зи стаником ), названных в честь ткани, из которой они сшиты, например. Шелковая «юбка» называлась бы по-украински : спидниця шовкова , латинизировано : спидница шовкова . [ 21 ] Эти платья были сделаны из шести прямоугольных кусков ткани, имели хлопчатобумажную подкладку, красочный хлопковый бархатный край и складки на талии; вырез был квадратным или круглым, с металлическими кнопками или маленькими фарфоровыми пуговицами. [ 22 ] Пройму и вырез украшали шелковым или черным хлопчатобумажным бархатом или разноцветной лентой. [ 22 ] Край украшался либо черными бархатными вставками, обведенными металлическими кнопками, либо орнаментом, вышитым цветной камвольной нитью методом городкового ажура ( укр .: городки ). [ 22 ]
-
Ivan Honchar museum вышиванка with pidtochka .
-
Рубаха Ровенской области с тонкой вышивкой на манжете.
-
Владимирская крестьянка в жилетке.
Мужская одежда
[ редактировать ]Мужские рубашки шились либо из домотканых тканей, либо из промышленного хлопчатобумажного [ 12 ] Воротник был стойкой или отворотом, украшенным вышивкой гладью или крестиком . [ 12 ] [ 23 ] Отверстие обычно располагалось в центре одежды или, в западных регионах, с левой стороны; у него была одна жестяная или вязаная пуговица и петля для ее застегивания. [ 12 ] Подол рубах, предназначенных для ношения навыпуск, обычно украшался узкой красной каймой. [ 12 ] У восточно-волынских мужских рубашек плечи вышивались красно-синими или белыми нитками. [ 12 ] Более ранние модели рубашек не включали вышивку спереди, за исключением воротника и манжет; вышивка на передней панели является более поздней разработкой. [ 24 ] Мужчины носили рубашки навыпуск и подвязывали их ремнями. [ 23 ]
Мужчины носили брюки двух основных типов: длинные прямые холошни ( укр . холошни ) из сине-белой полосатой льняно-хлопчатобумажной ткани и льняные ногавицы ( укр . ногавиці ). [ 22 ] Холошни собирались на поясе, имели одинарный вырез спереди, закрывавший их на одну пуговицу и вырезную петлю. [ 22 ] Ногавицы же изготавливались из особой домотканой ткани с чередованием небеленых и белых нитей. [ 22 ]
-
Russian от Volyn.
-
Левая прорезь Сарненской районной рубашки.
-
Юный волынский мальчик, 1917 год.
Верхняя одежда
[ редактировать ]
И мужчины, и женщины носили длинные пальто, называемые свита ( укр .: свита; опанча; куртина; сермяга ), которые доходили как минимум до колен. [ 22 ] У «Свиты» была прямая спина, вшитые боковые танкетки, образующие складки, воротник-стойка, оборот или ниспадающий. [ 25 ] Иногда к воротнику свиты прикреплялся большой капюшон. [ 26 ] Боковые и поясные швы, верх полочек , края рукавов и отверстия карманов расшивались камвольными лентами синего, зеленого или красного цвета или шерстяными нитками черного, коричневого или желтого цвета. [ 26 ] Женская свита была более украшена, чем мужская. [ 27 ]
до колен Кафтаны из домотканой ткани в разноцветную полоску не имели застежек ; женские кафтаны также могли быть изготовлены из кашемира с ситцевой подкладкой, складками на плечах и талии, застегивающимися на металлические застежки на крючки . [ 26 ] Волынский женский кафтан имел черный бархатный ниспадающий воротник, украшенный темно-синими лентами, и длинные прямые рукава с черными бархатными манжетами. [ 26 ] ) длиной до колен Несколько подобных предметов одежды включают черкеску ( украинский : черкеска , сделанную из домотканого сукна , мужскую чемерку ( укр : чемерка ), которая доходила ниже колен и имела плиссированный край, и почти идентичный чугай ( украинский : чугай ), имевший два двойных набора застежек на крючки. [ 26 ] Черкески и чемерки имели такие же застежки, воротник и обшлага, что и кафтаны. [ 26 ] Более короткая одежда, жилет куцая ( укр . куцая , букв. «уменьшенный») получила свое название из-за длины ниже талии. [ 28 ] Застежки на крючки были пришиты к левой стороне жилета; у него был ниспадающий воротник, лацканы и манжеты были украшены черной лентой. [ 28 ]
Женская капота ( украинский : капота ) шилась из сукна и доходила ниже колен. [ 28 ] Бока одежды украшались полукругами и городковой вышивкой; на левой стороне была застежка. [ 28 ] Капота имел темно-синий матросский воротник с круглой спинкой, украшенной вышивкой. [ 28 ] Капоту могли носить и мужчины. [ 28 ] Более древний вид женской верхней одежды до колена — куцан ( укр . куцан , или ) других спенцер , также шился из сукна, но, в отличие от , имел вшитые клинья, образующие складки, и небольшой воротник-стойку. . [ 28 ] Юго-западные волыняне носили укороченные куцаны из темно-коричневого сукна. [ 29 ] Другая верхняя одежда — кахтаник ( укр . кахтаник, кафтаник, каптаник ), темно-серый, темно-синий или малиновый кардиган на подкладке с длинными и узкими рукавами. [ 29 ]
Кабаты ( укр . кабати ) — западноволынская унисекс-одежда XIX века, приталенная для женщин и свободная для мужчин. [ 29 ] Кабаты для теплой погоды шили из хлопчатобумажной ткани, а зимние — из шерсти или смесовой ткани; они имели очень узкие воротники-стойки и украшались разноцветной вышивкой. [ 29 ]
Зимой волыняне носили белые кожухи с воротником из овечьего меха, двумя боковыми пуговицами и карманами. [ 29 ] Правый пояс был вышит сверху и до пояса. [ 29 ] Женщины Западной Волыни также носили более короткие жилеты, украшенные мехом черной овцы и вышивкой, а также бекеши ( укр . бекеші ), более длинное шерстяное пальто. [ 30 ]
Мужчины носили полосатые суконные кушаки, украшенные кистями (самодельные из льна или шерсти, обычно шириной 24 см и длиной 2,5 м), или кожаные ремни с металлическими пряжками; иногда на поясе имелась табачная пачка и петля для ножа. [ 30 ] [ 31 ] Женские пояса обычно изготавливались из ткани или тканые, они были уже мужских. [ 30 ] [ 23 ]
-
Volhynian peasants on the Vodokhreshche day.
Покрытие головы и прически
[ редактировать ]Женщины носили платки и намитки ) , ( укр . намітка а также очипоки . [ 30 ] Платки (косынки) были самым популярным повседневным головным убором как у жителей города, так и у жителей села. [ 17 ] Вимплы изготавливались из марли, расшитой красными хлопчатобумажными нитками, из домотканой ткани или из мягкого красного ситца с веревкой, чтобы повязывать ее вокруг головы. [ 30 ] Другим типичным головным убором был «хустка , » с чепцем состоявший из двух частей: вязаной шапки и обернутого вокруг нее платка. [ 32 ] Намитка — более старый тип головного убора; они делались из узкого куска ткани, накинутого под подбородок и на затылок. [ 10 ]
Незамужние волынские женщины делили волосы на пробор и заплетали их в две косы. [ 10 ] Они носили цветочные короны, платки и козубеньки ( укр . козубенька ), представляющие собой твердые цилиндры высотой 8 см, покрытые разноцветной тканью и лентами. [ 33 ] [ 34 ] Цветочные короны были украшены петушиными перьями, окрашенными в зеленый цвет, и лентами, свисавшими со спины. [ 34 ] Замужние женщины носили кымбалку ( укр . кимбалка ), цилиндрический очипок с твердым деревянным верхом, обернутый сеткой. [ 32 ] [ 17 ] Распущенные волосы могли быть обернуты вокруг кымбалки или подстрижены на уровне уха и разделены пробором посередине. [ 33 ] [ 10 ] Западноволынские молодожены не носили головного убора еще две недели после свадьбы. [ 35 ]
Другой тип распространенного головного убора — махровый платок, сделанный из куска льняной ткани длиной 3 метра с вышивкой на обоих концах. [ 17 ] [ 10 ] Рушник завязывали на затылке и оставляли висеть; в южной части Волыни оно могло достигать земли. [ 36 ] Этот головной убор заменил намитку . [ 10 ]
Мужчины носили текстильные шапки с четырьмя углами или круглым верхом, шеломок или рогатка ( укр . шеломок, рогатка ), а также цилиндрические меховые шапки. [ 37 ] [ 23 ] Летняя соломенная шляпа была типичным головным убором для теплой погоды. [ 24 ] Мужчины стригут волосы закругленно ( укр . під макітру ) или оставляют волосы на спине, чтобы они стали длиннее, наподобие кефали , известной как подворота ( укр . підворота) . [ 23 ]
Древние волынские женщины носили металлические височные кольца и серебряные подвески в форме полумесяца, а также стеклянные браслеты, привезенные из Киева . [ 38 ] Сохранились металлические украшения в виде малиновых круглых сегментов. [ 39 ] Более современные женские украшения включали пацёры (ожерелье, сделанное путем наматывания на шею нескольких ниток полых стеклянных бус), ожерелья из коралловых и фарфоровых бус, часто носившихся с другой нитью с тремя маленькими иконками , мендели ( укр .: менделі ); герданы ( укр . ґердани ), узкие из бисера и другие изделия. ожерелья [ 37 ] Незамужние женщины украшали свои ожерелья лентами. [ 10 ]
Мужские украшения были проще: к рубашке пришивались небольшие металлические пуговицы со стеклянными центрами. [ 37 ]
-
Крестьянин с Волыни Константин Маковский .
-
Вимпл с платком. Подолье .
-
Женские кушаки из Ровно.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Одарченко и Царинник 1992 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Космина 2011 , p. 20.
- ^ Космина 2011 , p. 19-20.
- ^ Jump up to: а б с д Николаева 1996 , p. 122.
- ^ Никишенко 2001 , p. 31.
- ^ Никишенко 2001 , p. 32.
- ^ Матейко 1996 , p. 36.
- ^ Jump up to: а б Космина 2011 , p. 21.
- ^ Матейко 1996 , p. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Одарченко и Царинник 1992 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б с д Космина 2011 г. , p.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Космина 2011 , p. 23.
- ^ Матейко 1996 , p. 39.
- ^ Матейко 1996 , p. 39, 41.
- ^ Матейко 1996 , p. 40-41.
- ^ Jump up to: а б с д и Космина 2011 , p. 24.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Николаева 1996 , p.
- ^ Jump up to: а б Матейко 1996 , p. 60.
- ↑ Николаева 1996 , p. 121.
- ^ Космина 2011 , p. 24-25.
- ^ Jump up to: а б с Космина 2011 , p. 25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Космина 2011 , p. 26.
- ^ Jump up to: а б с д и Николаева 1996 , p. 124.
- ^ Jump up to: а б Одарченко и Царинник 1992 , с. 156.
- ↑ Космина 2011 , p.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Космина 2011 г. , p.
- ^ Одарченко и Царинник 1992 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Космина 2011 , p. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Космина 2011 , p. 29.
- ^ Jump up to: а б с д и Космина 2011 , p. 30.
- ^ Матейко 1996 , p. 105.
- ^ Jump up to: а б Космина 2011 , p.
- ^ Jump up to: а б Матейко 1996 , p. 110.
- ^ Jump up to: а б Космина 2011 , p. 32.
- ^ Воропай 1958 , p. 214.
- ^ Матейко 1996 , p. 116.
- ^ Jump up to: а б с Космина 2011 г. , p.
- ^ Skrypnyk 2010 , p. 363, 797.
- ^ Воропай 1958 , p. 200.
Ссылки
[ редактировать ]- Космина, Оксана [in Russian] (2011). Традиционный наряд украинцев . Vol. 1. Балтия-Печать. ISBN 966-8137-51-5 .
- Skrypnyk, Hanna Arkadyivna in Ukrainian] ed , . [ 978-966-02-5821-1 .
- Никишенко, Юлия Игоревна (2001). "Символика растительных орнаментов украинской вышивки на одежде начала XX века". Научные записки. Теория и история культуры . 19 :30-35. ISSN 2617-8907 .
- Николаева, Тамара Александровна (1996). История украинского костюма . Киев: Лыбидь. ISBN 978-5-325-00474-2 .
- Матейко, Екатерина [in Russian] (1996). Украинская народная одежда. Этнографический словарь . Киев: Научное мнение. ISBN 978-5-12-003834-8 .
- Одарченко, Петр [на украинском языке] ; Царинник, Галина, ред. (1992). Украинский народный костюм . Всемирная федерация украинских женских организаций.
- Воропай, Олекса (1958). Обычаи нашего народа. Этнографический очерк . Украинское издательство.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оксана Космина (2022-09-30). "Historical pictures showing Volhynian dress and life = На исторических фотографиях показали, как одевались и жили волыняне" (in Russian). Первый . Retrieved 2024-01-28 .