Jump to content

Алиса (виртуальный помощник)

Алиса
Разработчик(и) Yandex
Первоначальный выпуск 10 октября 2017 г .; 6 лет назад ( 10.10.2017 )
Написано в С++
Операционная система Windows , iOS , Андроид
Доступно в Русский
Тип Интеллектуальный личный помощник
Веб-сайт Алиса .yandex .ru (на русском языке)

Алиса ( рус . Алиса , латинизировано : Алиса ) — российский интеллектуальный персональный помощник для операционных систем Android , iOS и Windows , а также собственных устройств Яндекса, разработанный Яндексом . Алиса была официально представлена ​​10 октября 2017 года. Помимо обычных задач, таких как поиск в Интернете или прогноз погоды, она также может запускать приложения. [1] и болтовня. Алиса также является виртуальным помощником, используемым для умной колонки Яндекс Станция . [2]

Разработка «Алисы» началась в конце 2016 года, когда на IT-рынке наблюдалась тенденция развития виртуальных помощников: на рынке уже были Siri от Apple , Google Assistant , Alexa и Cortana от Microsoft . На тот момент «Яндекс» уже реализовал голосовое управление в «Поиске» , «Навигаторе » и других приложениях и был занят созданием голосового помощника , способного взаимодействовать с человеком в осмысленном диалоге — принципиально более сложной системы, использующей многослойную нейронную сеть .

Об официальном запуске Алисы было объявлено 10 октября 2017 года: помощник появился в поисковом приложении Яндекса для Android и iOS и бета-версии голосового помощника для Microsoft Windows .

По данным статистики Яндекса, опубликованной в мае 2018 года, «Алиса» установлена ​​в 53% смартфонов в России и доступна в навигаторе более чем в 20 млн автомобилей. [3]

Имя и личность

[ редактировать ]

Особенностью Алисы стала личность, разработанная командой «Яндекса» совместно с журналистом и бывшим главой маркетинговой группы компании Владимиром Гурьевым . Было решено, что голосовым помощником будет молодая ироничная девушка, готовая помочь владельцу смартфона. Голосом «Алисы» озвучивала актриса Татьяна Шитова, озвучившая большинство персонажей Скарлетт Йоханссон , и голос OS1, назвавшейся «Самантой», в русском дубляже Спайка Джонза « Она ».

Выбор имени для голосового помощника прошел несколько этапов. Сначала был сформирован список требований: в имени не должно быть буквы « ер », которую маленькие дети не произносят, а также имя не должно входить в состав обычных словосочетаний. Чтобы уменьшить количество ложных срабатываний, имя не должно было быть одним из самых распространенных. Сначала сотрудники «Яндекса» составили список имен, которые, по их мнению, подходят голосовому помощнику по характеру. » был проведен опрос На основе этого списка для пользователей « Яндекс.Толока , участникам которого предлагалось определить черты характера девушки по имени. В итоговом опросе с большим отрывом победило имя Алиса. В тестировании названия, проходившем в течение пяти месяцев, приняли участие несколько десятков тысяч человек. Для семей с другими Алисами в голосовом помощнике добавлена ​​опциональная активация по команде «Слушай, Яндекс».

Технологии

[ редактировать ]

«Алиса» встроена в различные приложения Яндекса : поисковик, Яндекс.Навигатор , а также в мобильную и десктопную версии Яндекс.Браузера .

Общаться с помощником можно голосом и вводом запросов с клавиатуры. Алиса отвечает либо прямо в диалоговом интерфейсе, либо показывает результаты поиска по запросу или нужному приложению. Помимо ответов на вопросы, Алиса может решать прикладные задачи: включать музыку, ставить будильник, вызывать такси или играть в игры. [4]

Анализ запросов и генерация ответов

[ редактировать ]

Распознать голосовой запрос Алисе помогает технология SpeechKit. На этом этапе голос отделяется от фонового шума. Алгоритмы умеют сортировать акценты, диалекты, сленги и англицизмы из базы миллиардов фраз, произнесенных в разных условиях, накопленной Яндексом .

На следующем этапе технология Тьюринга, которая в своем названии отсылает к Алану Тьюрингу и его тесту, позволяет придать смысл запросу и найти правильный ответ. Благодаря ему Алиса может давать ответы на конкретные вопросы, а также общаться с пользователем на отвлеченные темы. Для этого текст запроса разбивается на токены , обычно отдельные слова, которые затем анализируются отдельно. Для максимально точного ответа Алиса учитывает историю взаимодействия с ней, интонацию запроса, предыдущие фразы и геопозиционирование. Этим объясняется тот факт, что разные пользователи могут получить разные ответы на один и тот же вопрос.

Изначально нейросеть «Алиса» обучалась на массиве текстов классиков русской литературы , включая произведения Льва Толстого , Фёдора Достоевского и Николая Гоголя , а затем на массивах живых текстов из Интернета. руководитель направления машинного обучения Как рассказал «Медузе» «Яндекса» Михаил Биленко , во время первых тестов в стиле общения Алисы появилась дерзость, что удивило и позабавило пользователей. Чтобы дерзость не переросла в грубость, а также ограничить рассуждения Алисы на темы, связанные с насилием, ненавистью или политикой, в голосовом помощнике реализована система фильтров и стоп-слов.

Последний этап — озвучивание — реализуется с помощью Text-to-Speech технологии . Основа — 260 тысяч слов и фраз, записанных в студии, которые затем «разрезались» на фонемы . Из этой аудиобазы нейросеть собирает ответ , а затем градиенты интонаций в готовой фразе сглаживаются нейросетью, что приближает речь Алисы к человеческой речи.

Помимо сервисов Яндекса, в Алису можно интегрировать сторонние сервисы. В 2018 году компания расширила возможности Алисы за счет системы «навыков», использующих платформу голосового помощника для взаимодействия с пользователем. «Навыки» — это чат-боты и другие интернет-сервисы, которые активируются по ключевой фразе и работают в интерфейсе Алисы. О первом «навыке» Яндекс анонсировал в феврале 2018 года: голосовой помощник научился заказывать пиццу в ресторанах Papa John’s .

В октябре 2017 года голосовой помощник Алиса совместно с сервисом Flowwow в закрытом режиме начали тестирование навыка доставки цветов. В мае 2018 года на конференции Яндекса продукт стал доступен всем пользователям с возможностью оплаты доставки цветов в рамках навыка.

В марте 2018 года Яндекс открыл сервис Яндекс. Диалоги, предназначенные для публикации новых «умений» и подключения их к Алисе. Диалоги также позволяют подключать чаты с операторами к сервисам Яндекса. Уже к апрелю 2018 года на платформе Яндекс. В диалогах опубликовано более 3 тысяч навыков, более 100 прошли модерацию. Благодаря навыкам Алису обучили работе диктора: голосовой помощник Яндекса принял участие в апрельском тесте на грамотность «Тотальный диктант» и прочитал диктант в НГУ .

В конце мая на Yet Another Conference 2018 Яндекс сообщил, что благодаря своим навыкам Алиса научилась понимать, что изображено на фотографии, и может распознавать марку автомобиля, породу кошки или собаки, незнакомое здание или памятник, и способен назвать знаменитость или произведение искусства. По товарам Алиса найдет похожие варианты на Яндекс.Маркете или в поиске Яндекса . В ноябре 2018 года Яндекс обучил Алису заказывать товары на новой торговой площадке «Беру».

В октябре 2018 года, когда Алисе исполнился год, Яндекс запустил программу «Приз Алисы». В его рамках компания планировала ежемесячно вознаграждать авторов лучших навыков и выплатить более миллиона рублей до конца года . По данным компании, с марта по ноябрь 2018 года разработчики создали 33 тысячи навыков.

В начале ноября «Яндекс» разрешил авторам «Навыков» выбирать голос «Алисы» для озвучивания сообщений, добавив четыре новых варианта: Джейн, Ермиль, Захара и Эрджан Ява.

В августе 2019 года Tele2 совместно с «Яндексом » запустили навык «Алиса», позволяющий абонентам любого оператора бесплатно найти потерянный телефон дома или в офисе. Пользователь может использовать голосовую команду «Алиса, попроси Теле2 найти мой телефон» на любом гаджете с Алисой, и Теле2 позвонит на номер, привязанный к устройству.

С 2023 года Алиса использует нейросеть YandexGPT, способную писать тексты и генерировать идеи. [5]

Девайсы с Алисой

[ редактировать ]

В середине апреля 2018 года газета «Коммерсантъ» опубликовала статью о разрабатываемой аппаратной платформе Yandex.io, призванной интегрировать голосовое управление на базе «Алисы» в пользовательскую электронику. Компания не раскрыла список производителей, с которыми ведет переговоры.

Первой аппаратной разработкой на базе Яндекс.io со встроенной Алисой стала Яндекс.Станция умная колонка , которую компания представила в конце мая на конференции Yet Another Conference 2018 в Москве . Динамик имеет пять динамиков общей мощностью 50 Вт и семь микрофонов.

В августе 2018 года производитель носимой электроники Elari выпустил детские умные часы Elari KidPhone 3G со встроенной Алисой. Часы стали первым устройством со встроенным голосовым помощником Яндекса , выпущенным сторонней компанией.

19 ноября 2018 года Яндекс представил две бюджетные колонки, оснащенные Алисой. Производителями выступили компании Ирбис и DEXP. По сравнению с Яндекс.Станцией за 9990 рублей колонки отличаются в три раза меньшей ценой (3290 рублей), менее мощным звуком (у Ирбиса всего один динамик на 2 Вт и два микрофона) и меньшими размерами.

5 декабря 2018 года «Яндекс» представил свой первый смартфон «Яндекс.Телефон» . Алиса заняла центральное место в его интерфейсе. Его информер на главном экране может показывать информацию о погоде, пробках и т. д. Голосовой помощник может ответить на запрос даже при заблокированном экране телефона. [6]

9 октября 2019 года Яндекс представил новую умную колонку Station Mini . По сравнению с Яндекс.Станцией колонка отличается более низкой ценой, а также с ней можно взаимодействовать с помощью жестов . [7]

9 июня 2020 года производитель аудиотехники JBL представил в России две новые модели умных колонок с поддержкой голосового помощника Алисы — стационарную модель JBL Link Music и портативную JBL Link Portable. Устройства оснащены объемным звуком на 360° и динамиками мощностью 20 Вт. Портативная модель водонепроницаема и работает до восьми часов без подзарядки. С помощью док-станции его можно использовать стационарно.

25 ноября 2020 года Яндекс представил новую умную колонку Яндекс.Станция Макс . Он сохранил корпус предыдущей модели, получил светодиодный дисплей , трехполосный звук общей мощностью 65 Вт и поддерживает видео в формате 4k .

Разработка

[ редактировать ]

Бета -версия Алисы была выпущена в мае 2017 года. [8] Позже нейронной сети, был добавлен механизм «болтовни» на основе позволяющий русскоязычным пользователям свободно разговаривать с Алисой о чем угодно. [8] Распознавание речи оказалось особенно трудным для русского языка из-за его грамматической и морфологической сложности. Для этого Алиса была оснащена Яндексовским SpeechKit, который по показателю ошибок в словах обеспечивает высочайшую точность распознавания устной русской речи. [8] Голос Алисы основан на голосе русской актрисы озвучивания Татьяны Шитовой. [8]

Голосовые запросы к Алисе обрабатываются облачными серверами Яндекса, чтобы сохранить часть из них с целью расширения данных обучающей выборки Алисы. По словам руководителя «Речевых технологий» Дениса Филиппова, сохраняемые голосовые данные полностью анонимны и не связаны с учетными записями пользователей. [9]

Строители навыков

[ редактировать ]

Конструкторы навыков можно использовать для создания навыков Алисы. Чтобы создать навык, нужно задать его алгоритм в специальном конструкторе . Конструктор представляет собой дерево со множеством условных переходов (ветвей). Вы можете отправлять запросы от клиентов из Алисы в amoCRM , Bitrix24 , Google Таблицы и на электронную почту .

На других языках

[ редактировать ]

По состоянию на март 2019 года Алиса доступна на турецком языке в приложении Яндекс.Навигатор под именем Алиса с ударением на последний слог. Алису озвучила турецкая актриса дубляжа Селяй Ташдоген.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Алиса, ваш голосовой помощник (на русском языке). Яндекс . Проверено 14 октября 2017 г.
  2. ^ Ляо, Шеннон (29 мая 2018 г.). «Российский поисковый гигант «Яндекс» создал собственный умный динамик» . Грань . Вокс Медиа . Проверено 29 мая 2018 г.
  3. ^ «Знакомьтесь, Алиса: виртуальный помощник от российского поискового гиганта Яндекс» . Engadget . 10.10.2017 . Проверено 18 февраля 2024 г.
  4. ^ «У Алисы есть обновленный навык для пользователей умного дома» . TAdviser.ru . Проверено 15 февраля 2024 г.
  5. ^ " "Яндекс" добавил в "Алису" аналог ChatGPT" (in Russian). www.rbc.ru. 17 May 2023 . Retrieved 2023-06-06 .
  6. ^ «Российский технологический гигант Яндекс представляет первый смартфон» . Yahoo Новости . 05.12.2018 . Проверено 18 февраля 2024 г.
  7. ^ Шварц, Эрик Хэл (08 октября 2021 г.). «Яндекс» выпустил новую умную колонку Station Mini . Voicebot.ai . Проверено 18 февраля 2024 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д «Скажи «Привет» Алисе, умному помощнику Яндекса» . Яндекс . 10 октября 2017 г. Проверено 14 октября 2017 г.
  9. ^ «Алиса, создание: За кулисами с новым AI-помощником от Яндекса» . ЗДНет . 10 октября 2017 г. Проверено 14 октября 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c386793e7373e4862a6f565984c46904__1720182480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/04/c386793e7373e4862a6f565984c46904.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alice (virtual assistant) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)