Величество Святой Троицы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Величество Святой Троицы | |
---|---|
![]() | |
Художник | Чимабуэ |
Год | в. 1288 -1292 |
Середина | Темпера на панели |
Размеры | 385 см × 223 см (152 × 88 дюймов) |
Расположение | Галерея Уффици , Флоренция |
Санта -Тринита-Маэста (итал. Maestà di Santa Trinita ) — панно итальянского средневекового художника Чимабуэ , датируемое ок. 1288 -1292. Первоначально написанная для церкви Санта-Тринита во Флоренции , где она оставалась до 1471 года, сейчас она находится в галерее Уффици во Флоренции , Италия . Он представляет собой Мадонну на троне с Младенцем Иисусом в окружении восьми ангелов, а внизу — четыре полупортрета пророков.
История
[ редактировать ]Заказчик картины неизвестен, но им мог быть член ордена валломброзианцев , управлявшего в то время Санта-Тринитой , или член другого религиозного ордена, который предназначал картину для другого назначения. [ 1 ] [ нужна полная цитата ]

Согласно « свидетельству Вазари в его Жизнеописаниях» , работа оставалась в Санта-Трините до 1471 года, когда она была заменена « Тринитой» Алессо Бальдовинетти и перенесена в придел церкви, поскольку она пользовалась меньшим уважением, чем более новые картины эпохи Возрождения. . С годами его в конечном итоге передали в лазарет монастыря. После пересмотра «примитивного» итальянского искусства картина перешла во флорентийскую Галерею Академии в 1810 году, а затем в Уффици в 1919 году.
В неизвестную дату картину разрезали на прямоугольную форму путем удаления самой верхней части вершины картины и добавления двух частей, на которых были нарисованы ангелы. Панель была возвращена в свою первоначальную заостренную форму во время первой реставрации в 1890 году Орестом Камби. Камби удалил два дополнения и создал точку в соответствующем стиле для картины, которая сохранилась до сих пор. Вторая реставрация была завершена Маркуччи в 1947–1948 годах, а третья — Альфио Дель Серра в 1993 году.
Вазари , и Libro di Antonio Billi приписали эту картину Чимабуэ , и атрибуция подтверждена большинством современных учёных, за исключением Гульельмо делла Валле в 18 веке и Лэнгтона Дугласа в 19 веке. Однако критики разделились во мнениях относительно датировки произведения. Неизвестно, была ли картина написана до или после фресок базилики Святого Франциска Ассизского . Современные критики склонны датировать эту работу периодом после фресок, между 1290–1300 годами.
Описание
[ редактировать ]
На картине изображена византийская иконография , очень похожая на архетип Одигитрии (по-гречески это имя означает «указывающая путь»), поскольку Богородица указывает на Младенца Иисуса. В этом стиле Мадонна символизирует христианскую церковь и жизнь Иисуса, истину и правильный путь. Мадонна изображена в профиль в три четверти, а Иисус смотрит прямо перед собой.
Трон изображен в новаторском виде спереди, с большим разрывом в центре и в перспективе, что придает ему необычное для того времени ощущение трехмерности. (Предыдущие маэсты Чимабуэ изображали более угловатые троны.) Трон приобретает новое ощущение мощи как архитектурная масса, украшенная резьбой и маркетри. Эта центральная перспектива, использованная зрелым Чимабуэ, была вновь подхвачена Джотто , Дуччо и другими художниками 14 века.
В поразительной композиции трон образует сцену с широким отверстием в основании, через которое в полубюсте изображены четыре пророка. Их можно узнать по картушам, содержащим стихи из Ветхого Завета , относящиеся к Марии и Воплощению Иисуса . Эти стихи подтверждают их пророчества и напоминают о происхождении Иисуса от их рода. Первым, с текстом « Creavit Dominus Novum super terram foemina circundavit viro », является Иеремия , за ним следуют Авраам в центре (« In semine tuo benedicentur omnes gentes ») и Давид (« De fructu ventris tuo ponam super sedem tuam »), и, наконец, Исайя справа (« Ecce virgo concipet et pariet »). Золото позади пророков, вместо того, чтобы сглаживать картину, кажется, подчеркивает ощущение пустоты, из-за чего кажется, что пророки смотрят из окон или пещер, а не прижаты к стене.

Сдержанные и торжественные Авраам и Давид в центре под престолом вспоминают, что Иисус происходил из их рода. Таким образом , христианский смысл произведения, хорошо подходящего для церкви, посвященной Святой Троице , сосредоточен на тройственной природе Девы, окруженной Святым Духом. [ 2 ] Внизу, по бокам престола, Иеремия и Исайя смотрят вверх на ребенка, как бы подтверждая записанные в их документах пророчества о чудесном непорочном зачатии Иисуса. Своим взглядом они создают треугольник, вершиной которого является трон Марии.
Расположение четырех пророков имеет точное доктринальное объяснение: патриархи в центре представляют ту человеческую разумную способность, которая исследует тайну Воплощения. Между тем пророки по сторонам растворили свои сомнения посредством созерцания и находятся в состоянии мистического восторга.
Головы ангелов попеременно наклонены то внутрь, то наружу, избегая полностью профильного изображения, которое тогда сохранялось только для второстепенных или отрицательных фигур. (Джотто также нарушил этот принцип.) Ангелы очень похожи на ангелов Маэсты Чимабуэ на фресках Базилики Нижняя базилика Сан-Франческо д'Ассизи . Их тела твердые, с модулированной нежной светотенью, деликатно сфумато (новая техника Чимабуэ) и плавностью их одежды. Красный и синий цвета их одежды указывают на их сущность, согласно мысли эпохи Возрождения: сплав огня и воздуха. Ангелы наверху поворачивают головы и погружаются в третье измерение.
Стиль
[ редактировать ]
Картина демонстрирует зрелый стиль Чимабуэ, в котором художник преодолевает более жесткие византийские стили более свободными и гуманистическими формами. По словам Джорджио Вазари, этот стиль сделал Чимабуэ первым, кто заменил этот стиль. Фронтальный вид трона, безмятежный лик Богородицы, детали тупого лица и сфуматированная светотень ставят произведение далеко от византийского канона, от которого постепенно освободился Чимабуэ.
По сравнению с его предыдущими картинами Маэста, эта представляет собой более глубокое использование перспективы. В троне три вертикальные панели увеличенной глубины по сравнению с двумя панелями предыдущих работ Чимабуэ. Постамент и ступеньки трона также имеют вогнутую форму и выдолблены спереди. Трон показан спереди и показывает обе его внутренние стороны, а также то, что он не имеет простой крестообразной формы. Расположение ангелов также различно. Они расположены не просто над троном, а вокруг него, что придает композиции дополнительную глубину.
Фигуры более расширены, чем в более ранних работах Чимабуэ, что придает больший реализм. Складки на одежде уже не такие жесткие и тугие, как в « Маэсте» Лувра ок. 1280. Вместо этого они ниспадают широко, как на ноги Марии, или кажутся менее изогнутыми, как в синей мантии, покрывающей ее голову. Византийская иконография снова появляется в этой синей мантии, но только в декоративных целях — спокойное дополнение к обширным складкам. Золотые блики Дамасценинга напоминают плавное прикосновение света на мантии Мадонны и одежде Иисуса. А светотень на лице создает более эффектный контраст.
Лица также имеют лучшие анатомические особенности, с их сглаженными краями и детальными мазками. Например, у Мадонны есть вырез на уровне ноздри, который переходит в плавник носа или подчеркивает ее улыбку - деталь, отсутствующая в раннем Чимабуэ.
Несмотря на эти улучшения, существует определенное сопротивление стилистическим новшествам и приемам Дуччо и Джотто . Эта Маэста не имеет образной изысканности двух работ Дуччо 1280-х годов: Мадонны Ручеллаи и Мадонны Креволе . Даже новации учеников Джотто с 1290 года здесь почти не встречаются. Например, контрасты, достигнутые здесь Чимабуэ, не следуют принципам одного источника света. И складки, похоже, не находят лучшего положения на теле. Взгляды остаются расплывчатыми. Цветовая палитра также ограничена в своей сложности, особенно по сравнению с недавними разработками зарождающейся сиенской школы и палитрой самого Джотто. В этом Чимабуэ, кажется, воссоздает черты своих ранних работ, которые сделали его знаменитым, но теперь заставляют его казаться устаревшим по сравнению с его современниками.
Встречаться
[ редактировать ]Хотя нет документов, подтверждающих конкретную дату, недавние критики относят эту работу к зрелой фазе Чимабуэ, между ок. 1290 и 1300 гг., по стилистическим деталям. [ 3 ]

Сидящая на троне Мария имеет явно большие размеры, больше, чем более сужающаяся Маэста из Лувра ок . 1280. Этот переход виден на фресках Базилики Superiore ди Сан-Франческо д'Ассизи ок . 1288–1292 гг., где фигуры имеют размер, не встречавшийся в предыдущих работах Чимабуэ. Складки синей мантии больше не окутывают, а свободно драпируют тела, например, колени Мари. Складки над ее головой ниспадают вертикально и не образуют концентрические круги, как на первых картинах Мадонны Чимабуэ, таких как Лувр Маэста , Маэста с младенцем и двумя ангелами или Маэста Санта-Мария-деи-Серви . Более поздняя похожая картина — « Маэста ди Ассизи» ок . 1288. В Санта-Тринита-Маэста мантия Марии открывается над ее грудью, обнажая красный мафорион под ней, аналогично Маэсте 1288 года и отличающейся от других.
Переносица носа имеет блеклый левый контур, а ноздри выглядят не как простое утолщение, а как своего рода разрез, входящий в плавник носа, детали которых отсутствуют в более ранних Maestàs. Рот имеет безмятежный вид, почти улыбку, которая контрастирует с грустным и серьезным воздухом Лувра Маэста и Мадонны с младенцем и двумя ангелами , но это можно найти в Маэсте ди Ассизи и Маэсте Санта-Мария-деи-Серви .
Показательен даже цвет крыльев ангелов. Он меняется от темных цветов маховых перьев внизу до чистых, ярких цветов пуховых перьев, которые темнеют по мере подъема. Такое использование палитры кажется концом эволюции, начавшейся с c. 1280 Лувр Маэста .
Но есть три детали, которые помогают найти эту Маэсту после Маэсты в Ассизи ок . 1288. Трон изображен спереди, а не по диагонали, как во всех других Чимабуэ Маэста. Переход от диагонального изображения к фронтальному виден на фресках Ассизи. Там только в апсиде , изображающей Христа и Богородицу на троне и последнюю из ассизских фресок, имеется фронтальный вид. Даже ученики Дуччо и Джотто изображали троны таким образом на протяжении всех 1290-х годов, а другие, обозначенные как изображение трона с фронтальным видом, были поздним достижением Чимабуэ, нашли его только в этой Санта-Тринита-Маэста . Вторая деталь — переносица прямая, а не крючковатая, как у более ранних Маэста, в том числе в Ассизи. Наконец, ореола : он украшен темными штрихами по внешним полям в стиле 1290-х годов, который также присутствует в нимбах Ассизи.
Датировка этой Маэсты после Маэста ди Ассизи в 1288 году и фресок Ассизи, закончившаяся в 1292 году, когда Чимабуэ вернулся в Тоскану, кажется разумной для этой Маэсты .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ АА. ВВ. (2003). Галерея Уффици . Рим: Скала. п. 21.
- ^ Фосси, Глория (2014). Галерея Уффици: искусство, история, коллекции . Флоренция: Джунти. п. 110. ИСБН 978-88-09-79262-3 .
- ^ Беллози, Лучано (2004). Чимабуэ (на итальянском языке). Милан: Федерико Мотта Эдиторе. ISBN 88-7179-452-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Библиография
[ редактировать ]- Баттисти, Эухенио (1963). Чимабуэ (на итальянском языке). Милан: Итальянский издательский институт.
- Синдона, Энио (1975). Чимабуэ и образный момент до Джотто (на итальянском языке). Милан: Риццоли Редактор.
- Фосси, Глория (2004). Уффици: искусство, история, коллекции (на итальянском языке). Флоренция: Джунти. п. 110. ИСБН 88-09-03675-1 .
- Балдрига, Ирен (2016). Внутри l'arte (на итальянском языке). Милан.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )