Мозаичный потолок Флорентийского баптистерия

Мозаичный потолок Флорентийского баптистерия представляет собой набор мозаик, покрывающих внутренний купол и апсиды Флорентийского баптистерия . Это один из самых важных циклов средневековой итальянской мозаики, созданный между 1225 и примерно 1330 годами с использованием рисунков крупных флорентийских художников, таких как Чимабуэ , Коппо ди Марковальдо , Мелиоре и Мастера Магдалины , вероятно, мозаичистов из Венеции.
История
[ редактировать ]
Первые мозаики были созданы в апсиде францисканским монахом Якопо, которого Вазари в « Жизнеописаниях художников» ошибочно принял за Якопо Торрити . Надпись, разделенная между четырьмя апсидами, указывает дату начала работы. [1]
Изготовление мозаики было трудным и дорогостоящим занятием. Arte di Calimala отвечала за украшение и поддержание Баптистерия и в 1271 году подписала соглашение с канониками о начале украшения внутренней части купола, хотя сейчас считается, что мозаика на части, ближайшей к фонарю, могла быть начата в 1228 г. работы того же Якопо, вскоре после завершения строительства «скарселлы» (прямоугольной апсиды). Работы продолжались до начала 14 века, закончившись примерно в 1330 году, о чем сообщает отрывок из труда Джованни Виллани . [ нужна ссылка ]
По словам Вазари, самые ранние мозаики были созданы Андреа Тафи , полулегендарной фигурой, создавшей ангельские иерархии и Пантократора при помощи Аполлонио, грека, которого он встретил в Венеции. Остальную часть работы он приписал Гаддо Гадди . Невозможно подтвердить рассказ Вазари, хотя самые ранние мозаики также наиболее похожи на мозаики в базилике Сан-Марко , базилике Санта-Мария-Ассунта , других венецианских местах и римском Сан-Паоло-фуори-ле-Мура , где венецианские мастера также работали по вызову Папа Гонорий III в 1218 году. [2]
Большинство историков искусства теперь приписывают композиции ряду тосканских художников, а их реализацию — мозаичистам из Венеции или восточного Средиземноморья. Стилистические аналогии с живописными произведениями позволяют установить связь с лучшими мастерами 13-го века, их сотрудниками, Джотто и «прото-гиоттистами», такими как так называемый «Последний мастер баптистерия», определенный Роберто Лонги . [2] Работы находились под почти постоянной реставрацией, начиная с конца 14 века, причем особенно примечательные проекты происходили в 1402, 1481, 1483–1499 годах (под руководством Алессо Бальдовинетти , который был назначен «официальным реставратором мозаичного декора»), 1781–1782 гг. (генеральная уборка), 1821–1823 гг. (устранение серьезного ущерба в районе « Истории Ноя» ) и 1898–1907 гг. (массовая реинтеграция). [2]
Иконография
[ редактировать ]
Апсида
[ редактировать ]Двойная арка над алтарем украшена бюстами Христа, Девы Марии, апостолов и пророков, разделенными на отсеки и украшенными листьями, возможно, более поздней работы конца XIII века. На прямоугольной апсиде находится фриз с херувимами и серафимами между клипеями , над которым расположены мозаики свода брата Якопо, которые показывают некоторую связь с мозаиками базилики Сан-Марко в Венеции. [1]
По обоим концам расположены миксти-линейные фигуры с табличками с надписями над ними — на них расположены четыре очень богато украшенные капители ярких цветов с четко выраженными линиями, на которых стоят четыре теламона , сложенные так, чтобы выглядеть как колеса. Теламоны обладают живой пластикой и напоминают скульптуры мастерской Бенедетто Антелами на фасаде собора Фиденцы . Слева от теламонов изображен Иоанн Креститель на троне, а справа – Мадонна с Младенцем на троне – обе панели тщательно отреставрированы, особенно головы. Троны созданы по образцу миниатюрной живописи Каролингов и Оттона . [1]
Структура колеса представляет собой классические завитки с лучами, содержащими канделябры , чья фантастическая композиция, кажется, предвосхищает гротескное искусство 15 и 16 веков. Ниже находится ваза между двумя обращенными друг к другу животными, такими как олени (напоминает 41-й псалом «Как олень ищет воду, так душа ищет Бога»), птицы и странные рыболюди с плавниками на головах.
Вверху изображен растительный мотив с маленькой головой посередине и выше ангелом, держащим большой центральный медальон, на котором написано « Agnus Dei ». Вокруг медальона золотыми буквами на красном фоне написано «HIC DEUS EST MAGNUS MITIS QUEM DENOTAT AGNUS» («здесь великий Бог показан в виде кроткого агнца»). Между лучами расположены восемь изображений пророков в полный рост в византийском стиле с именными надписями у их ног – против часовой стрелки это Моисей, Авраам, Исаак, Иаков, Даниил, Иезекииль, Иермия и Исайя.
- Вид сбоку
- Бюсты и растительные мотивы
- Бюсты и растительные мотивы
Купол
[ редактировать ]
Внутренняя часть купола, покрытая мозаикой на золотом фоне, разделена на восемь сегментов. Некоторые утверждают, что в этом участвовали венецианские мастера, а местные художники, такие как Коппо ди Марковальдо ( «Ад» ) и Мелиоре ди Якопо («части рая» ), создавали карикатуры .
Верхний фриз (2) изображает ангельские иерархии вокруг всех восьми сегментов, тогда как остальные три сегмента (1) изображают Страшный суд , во главе которого стоит огромная фигура Христа, под ногами которого изображено воскресение мертвых. Справа от Христа показаны только что принятые на небеса, а слева — ад и его бесы.
Остальные пять сегментов разделены на четыре горизонтальных ряда, показывающие (сверху вниз) истории из Книги Бытия (3) и жизни Иосифа (4), Девы Марии (5), Христа (5) и Иоанна Крестителя. (6). Считается, что первые сцены из жизни Крестителя взяты из мультфильмов Магдалины и Чимабуэ.
Ангельские иерархии
[ редактировать ]
Ближайшая к центру купола часть содержит ряд рамок с живым растительным декором, за которыми следует полоса со спиралями и ритмичными фигуративными изображениями, напоминающими колесо в апсиде – в каждом углу стоит своеобразная ваза из фантастического растительные элементы, выровненные по небольшим столбцам в самом нижнем регистре. Из ваз выходят два стебля, образующие большие завитки , и центральная ветвь. Там, где соединяются симметричные волюты, и над центральными элементами находятся небольшие головки между зажимами, а под волютами находятся сложные фонтаны, из которых пьют олени, павлины, бараны, цапли и другие животные, и все это основано на раннехристианском искусстве . Ниже этой полосы проходит каркас из ракушек.
Следующее кольцо иллюстрирует Псевдо-Дионисия ангельские иерархии с подписями. В центре изображен Христос Благословляющий с раскрытой книгой в руке, в окружении красных серафимов и синих херувимов, причем ближайший к нему отличается наличием трех пар крыльев. Далее, чередуясь слева направо и разделенные небольшими колоннами, идут по две пары ангелов каждого вида. Все они имеют два крыла и идентичны своей паре, за исключением тех, которые находятся на той же оси, что и Христос, и являются зеркальными отражениями друг друга:
- Престолы - призваны нести Божий престол на небесах и изображены с сияющими мандорлами , традиционным византийским символом Божьего престола. [3]
- Доминионы – от них зависит порядок вселенной; они изображены с длинным скипетром, увенчанным трехлистным клевером, символом Святой Троицы.
- Добродетели – призваны раздавать Божью благодать; они вызывают демонов из маленьких одержимых людей, сидящих на блоках рядом с ними
- Силы - поручено передавать силы человечеству и показаны в шлемах с гребнями.
- Княжества - им поручено следить за народами и показано со знаменами крестоносцев.
- Архангелы – главные советники, посланные с небес, они изображены одетыми в элегантные одежды и с картушами , символизирующими послания Бога.
- Ангелы - самый близкий к людям ранг ангелов, поэтому им поручено отвечать за их заботы.
По словам Пьетро Тоэски , художником первого регистра был тот же брат Якопо, который работал над прямоугольной апсидой при помощи венецианских мастеров. [2] Ангельские иерархии традиционно приписывают Андреа Тафи и Аполлонио, хотя Раггианти утверждает, что Коппо ди Марковальдо создал карикатуру на фигуру Христа, а Повелителя Маддалены - на фигуру Сил. [2]
Страшный суд
[ редактировать ]
Три сегмента над алтарем изображают Страшный суд, при этом центр почти полностью заполнен фигурой Христа-Судии, сидящего на кругах Рая и протягивающего руки, показывая свои раны от Распятия, одна обращена ладонью вверх, а другая ладонью вниз, направляя души в рай и ад соответственно. На больших ступнях также видны раны от Распятия – их шахматная поза, сложные складки мантии и вид ног сбоку избегают жесткого фронтального эффекта, подчеркнутого золотыми мозаиками . Крестообразный нимб включает в себя зеркальные эмалевые кубики, входящие также в кайму мандорлы вокруг Христа. По обе стороны мандорлы расположены три параллельных регистра: два почти симметричных сонма ангелов наверху несут символы страстей Христовых и атрибуты Суда, а также два ангела, трубящие в последнюю трубу Апокалипсиса, призывающие мертвых из могил у Христа. ноги.
Во втором регистре изображены Дева Мария (с поднятыми руками справа от Христа), Иоанн Креститель (держит свиток слева от Христа) и двенадцать апостолов, сидящих на двух длинных скамьях, украшенных тронами. Каждый апостол держит раскрытую книгу с буквами разных алфавитов, чтобы показать, как они несут Евангелие всему миру после Пятидесятницы . За спинками и между святыми расположены головы ангелов, попеременно наклоненные то вправо, то влево. Раггианти (1957) приписывал эти сцены Мелиоре, в частности, сравнивая фигуру Святого Петра с картиной Мелиоре «Христос-Искупитель с четырьмя святыми» ( Уффици ).
Нижний регистр показывает Рай справа и Ад слева, где души уносятся в места назначения ангелами и дьяволами. Избранных ведут к группе, благодарящей Бога, в сопровождении большого ангела, держащего свиток с надписью «Venite Beneditti Patris Mei / Ossidete Preparatum» («Придите, [вы] благословенные моего отца / сядьте на места, приготовленные [для вас] ]") [4] к Небесному Иерусалиму . Другой ангел в украшенной драгоценными камнями одежде открывает ворота маленькому человечку, таща его за руку. В городе три больших патриарха сидят, держа на коленях маленькие сладкие хлебцы, среди необыкновенно ярких растений на зеленом лугу, усеянном цветами, последний символизируется полосой. В первом ряду избранных стоят король и монах-доминиканец, за ними следуют три девы, епископы, монах и священник.
Историки искусства единогласно приписывают композицию сцены ада Коппо ди Марковальдо, а менее искусные участки - другим рукам. [2] Ужасные черти с черными крыльями летучей мыши толкают проклятых влево от Христа. Проклятые души топчут и толпятся друг друга, от отвращения прикрывая глаза и рты. В аду господствует большой сатана на пылающем троне, пожирающий человека и топчущий проклятых, в то время как их кусают змеи, растущие из его ушей. Из его тела также выходят монстры в форме змей, лягушек и ящериц и нападают на проклятых, подчеркивая ненасытную природу сатаны. Уши сатаны осла подчеркивают его дикую природу и являются атрибутами Люцифера и Антихриста , тогда как его рога происходят от кельтского бога Кернунноса и символизируют победу Церкви над язычеством. [5] Черти также бросают проклятых в ямы, сажают на кол и калечат, сжигают на вертелах, разбрасывают и заставляют пить расплавленное золото. Одна группа проклятых душ охвачена пламенем.
- Страшный суд
- Небесный Иерусалим
- Апостолы и ад
- Сатана
Истории из Книги Бытия
[ редактировать ]В первом регистре ниже ангельских иерархий находятся истории из Книги Бытия , по три в каждом сегменте. Против часовой стрелки они показывают:
Изображение | Заголовок | Примечания |
---|---|---|
![]() | Создание элементов | Пезенти утверждает, что это последователь Джотто или Гаддо Гадди с сиенским влиянием. |
![]() | Сотворение Адама | Тщательно восстановлен после повреждений в 1898–1907 гг.; оригинальны только голова Бога и небольшой кусочек фона |
![]() | Создание Евы | Фигура Бога почти полностью реконструирована в ходе реставрации 1898–1907 годов. |
![]() | Падение человека | Крона дерева, голова Евы и голова змея — реставрации. Как и другие сцены из Книги Бытия, она приписывается Гаддо Гадди. |
![]() | Бог делает выговор Адаму и Еве | Реконструированы голова Бога и другие части тел Адама и Евы. |
![]() | Изгнание из рая | Крылья ангела и большая часть тела Адама представляют собой реставрации. |
![]() | Адам и Ева за работой | За исключением холмика справа, вся часть оригинальна. |
![]() | Жертвоприношения Каина и Авеля | Авель предлагает ягненка, а Каин — связку кукурузы, и рука Бога тянется к ягненку. Алтарь и вся нижняя часть вокруг него реставрированы. |
![]() | Каин убивает Авеля | Крона дерева, фигура Бога, камни и мертвый Авель — реставрации. |
![]() | Ламех убивает Каина и Тувалкаина. | Оригинальная панель рухнула в 1819 году; заменен в 1906 году по проекту Артуро Вилиджиарди . |
![]() | Бог повелел Ною построить ковчег | Оригинальная панель рухнула в 1819 году; заменен в 1906 году по проекту Артуро Вилиджиарди. |
![]() | Ной строит ковчег | Оригинальная панель рухнула в 1819 году; заменен в 1906 году по проекту Артуро Вилиджиарди. |
![]() | Ной и животные входят в ковчег | Двойная сцена, показывающая некую современность животных. Понтичелли приписал это вмешательству Алессо Бальдовинетти в 1483–1499 годах, вдохновленному Паоло Уччелло фресками «Сцены из жизни Ноя» в Кьостро-Верде Санта-Мария-Новелла . Вместо этого Роберто Лонги утверждал, что мозаика возникла раньше, чем фреска, причем последняя основывалась на первой. Сулье отметил египетское или сирийское влияние. |
![]() | Потоп | Традиционно приписывают Гаддо Гадди. |
Истории Иосифа
[ редактировать ]Во втором регистре ниже ангельские иерархии представляют собой истории из жизни Иосифа, также разделенные на три сегмента и читаемые против часовой стрелки:
Изображение | Заголовок | Примечания |
---|---|---|
Первый и второй сон Иосифа | Первые три сцены из жизни Иосифа, богатые светотенью и сфумато , были отнесены Пезенти (1978–1979) к кругу Коппо ди Марковальдо, особенно первая сцена, изображающая Иосифа мальчиком, мечтающим об одиннадцати снопах пшеницы (изображающих его одиннадцать сводных братьев), склоняющихся перед двенадцатым снопом (представляющим Иосифа), а также перед солнцем (представляющим их отца) и луной (представляющим их мать), смотрящими на него и игнорирующими остальные одиннадцать звезд (сводных братьев). Эти сцены были отмыты в 1898–1905 годах, когда эмаль также была мозаичной и были заполнены некоторые пробелы. | |
Джозеф рассказывает родителям о своих мечтах | Роберто Лонги (1939) приписал эту сцену художнику « Потопа» , связанному с североевропейским искусством, хотя Пезенти отнес ее к кругу Коппо ди Марковальдо. Фигура Иосифа и три головы его брата справа — реставрации. | |
Иосиф рассказывает сводным братьям свои сны | Роберто Лонги (1939) приписал эту сцену художнику, написавшему «Потоп» , связанному с североевропейским искусством, хотя Пезенти отнес ее к кругу Коппо ди Марковальдо. Он не содержит реставраций. | |
Братья Иосифа сбросили его в колодец и продали | Композиция, типы лиц и драпировки в этой и следующих двух сценах связаны с Чимабуэ ( Марио Салми , Роберто Лонги, Роберто Сальвини), хотя в их тоне также можно увидеть их связь с Мастером Маддалены. | |
![]() | Сводные братья показывают окровавленную одежду Иосифа своему отцу Иакову | Пезенти и другие приписывают свое вдохновение Чимабуэ, возможно, тогда нарисованному Мастером Маддалены, а затем обработанному мозаичистами. |
Иосиф взят в Египет ишамаильтянами | Как и предыдущая сцена, она приписывается Мастеру Маддалены. Два купца справа — это реставрация конца XIX века. | |
![]() | Потифар покупает Иосифа у купцов-измаильтян. | Следующие три сцены Раггианти относит к кругу Мастера Маддалены, с узорами, подобными тем, что есть в Марии Магдалине с восемью сценами из ее жизни ( Galleria dell'Accademia ). |
Иосиф арестован по ложному обвинению жены Потифара | Как и предыдущая сцена. | |
Иосиф истолковывает сны виночерпия и булочника в тюрьме | Стилистически похоже на сцену Иосифа перед Потифаром. | |
Мечты фараона | От предыдущих сцен она отличается более богатой цветовой палитрой, хотя это могло быть связано с другим мозаичистом, а живая композиция в почти патетических тонах позволяет отнести их к Мастеру Маддалены (Песенти, 1978–1979). Занавес над кроватью фараона — реставрация конца XIX века. | |
Иосиф истолковывает сон фараона | От предыдущих сцен она отличается более богатой цветовой палитрой, хотя это могло быть связано с другим мозаичистом, а живая композиция в почти патетических тонах позволяет отнести их к Мастеру Маддалены (Песенти, 1978–1979). Никаких существенных реставраций. | |
Иосиф получил власть над Египтом | От предыдущих сцен она отличается более богатой цветовой палитрой, хотя это могло быть связано с другим мозаичистом, а живая композиция в почти патетических тонах позволяет отнести их к Мастеру Маддалены (Песенти, 1978–1979). | |
Иосиф наблюдает, как его сводные братья загружают зерно | Лонги приписывает его мастеру « Потопа» , которого он называл «Последним мастером баптистерия», приближая его к стилю Гаддо Гадди. Другие, такие как Лучано Беллози, утверждают, что это был мастер из круга Джотто, опиравшийся на капеллу Скровеньи , а Пезенти добавил детали влияния сиенской школы. | |
Джузеппе помирился со своими сводными братьями | Лонги приписывает его мастеру « Потопа» , которого он называл «Последним мастером баптистерия», приближая его к стилю Гаддо Гадди. Другие, такие как Лучано Беллози, утверждают, что это был мастер из круга Джотто, рисовавший капеллу Скровеньи , но Пезенти поместил их ближе к сценам из жизни Иосифа в Верхней базилике в Ассизи. Лонги также отметил сходство композиции фигур с фигурами Святого Франциска на фреске «Огненная колесница» в Ассизи. | |
Иаков встречает Иосифа | От предыдущих сцен она отличается более богатой цветовой палитрой, хотя это могло быть связано с другим мозаичистом, а живая композиция в почти патетических тонах позволяет отнести их к Мастеру Маддалены (Песенти, 1978–1979). |
Жития Марии и Христа
[ редактировать ]Изображение | Заголовок | Примечания |
---|---|---|
![]() | Благовещение | Пезенти относит ее к кругу Коппо ди Марковальдо на основании ее сходства с Благовещением на Мадонне-мощевике Санта-Мария-Маджоре, хотя последняя работа теперь приписывается византийскому мастеру 1200–1250 годов. |
![]() | Посещение | Его карикатура приписывается Чимабуэ. Середина женщины слева была восстановлена в конце 19 века. |
![]() | Рождество | Его карикатура приписывается Чимабуэ. Часть драпировки церкви Святого Иосифа находится на реставрации. |
![]() | Поклонение волхвов | Песенти датирует его концом 13 века и приписывает Мастеру Маддалены. |
![]() | Мечта волхва | Песенти датирует его концом 13 века и приписывает Мастеру Маддалены. |
![]() | Возвращение волхвов | Песенти датирует его концом 13 века и приписывает Мастеру Маддалены. |
![]() | Христос представлен в храме | Пезенти приписывает это Мастеру Маддалены, но отметил работу другого художника в фигурах Младенца Христа и Симеона, вместо этого приписывая их художнику с более византийским образованием, хотя и не тому же художнику, что Христос Судья . Он утверждал, что стиль второго художника был более нервным и включал более пышную драпировку. Анна держит свиток с надписью на псевдоеврейском языке . |
![]() | Мечта Святого Иосифа | Приписывается Мастеру Маддалены. |
![]() | Бегство в Египет | Приписывается Мастеру Маддалены. |
![]() | Резня невинных | Толпы людей и динамичный стиль этой сцены и следующей за ней сцены из жизни Иоанна Крестителя побудили Лонги связать ее с «каролингским барокко» и Гаддо Гадди, говоря об образном «Предпоследнем мастере баптистерия». Песенти согласился, отметив технические особенности сцены. |
![]() | Тайная вечеря | Толпы людей и динамичный стиль этой сцены и следующей за ней сцены из жизни Иоанна Крестителя побудили Лонги связать ее с «каролингским барокко» и Гаддо Гадди, говоря об образном «Предпоследнем мастере баптистерия». Песенти согласился, отметив технические особенности сцены. Вентури также увидел сильное сходство с римскими мозаиками и инкрустациями в стиле Косматеск и связал их огромные массивные фигуры с работами Чимабуэ, хотя Тоэска и Марио Салми выступали против участия Чимабуэ. Наиболее распространённая сейчас теория приписывает эту сцену «Предпоследнему мастеру Баптистерия», самому живому художнику, работавшему над циклом, отличающемуся сильной пластичностью. |
![]() | Иуда предает Христа | Толпы людей и динамичный стиль этой сцены и следующей за ней сцены из жизни Иоанна Крестителя побудили Лонги связать ее с «каролингским барокко» и Гаддо Гадди, говоря об образном «Предпоследнем мастере баптистерия». Песенти согласился, отметив технические особенности сцены. Вентури также увидел сильное сходство с римскими мозаиками и инкрустациями в стиле Косматеск и связал их огромные массивные фигуры с работами Чимабуэ, хотя Тоэска и Марио Салми выступали против участия Чимабуэ. Наиболее распространённая сейчас теория приписывает эту сцену «Предпоследнему мастеру Баптистерия», самому живому художнику, работавшему над циклом, отличающемуся сильной пластичностью. |
![]() | Распятие | Приписывается последнему мастеру баптистерия, который работал там около 1285–1295 годов над последним сегментом купола вместе с Гаддо Гадди. Его творчество отличается выразительностью и пластичностью, композиционной сбалансированностью в стиле протоджотто. Он был восстановлен в 1481 году, возможно, Алессо Бальдовинетти, причем ему приписывались моделирование тела Христа, драпировка набедренной повязки, одежда Девы Марии и одежда левой руки. |
![]() | Оплакивание мертвого Христа | Приписывается так называемому Последнему Мастеру Баптистерия. |
![]() | Женщины у гроба | Приписывается так называемому Последнему Мастеру Баптистерия. В цикле нет самой сцены Воскресения, поскольку Христос Судия показан и как Воскресший Христос. |
Истории святого Иоанна Крестителя
[ редактировать ]Баптистерий посвящен Иоанну Крестителю , сцены из его жизни занимают самый нижний регистр купола. Они выполняются в той же последовательности, что и другие сцены, но с большим количеством сцен из-за большего пространства, доступного в этом регистре:
Изображение | Заголовок | Примечания | ||
---|---|---|---|---|
![]() | Благовещение Закхарии | Его карикатура приписывается Чимабуэ. | ||
![]() | Рождение и имя Иоанна Крестителя. |
| ||
![]() | Джон в пустыне | Приписывается неизвестному флорентийскому художнику. Гора изображена в виде сколов скалы, освещенных на наиболее заметных участках в византийском стиле, а также описана в « Libro dell'arte » Ченнино Ченнини . Часть сцены представляет собой реставрацию XIX века. | ||
![]() | Иоанн проповедует в пустыне | Приписывается флорентийскому художнику. | ||
![]() | Иоанн крестит толпу | Приписывается флорентийскому художнику. | ||
![]() | Иоанн указывает на Христа как на Агнца Божьего | Приписывается флорентийскому художнику. | ||
![]() | Крещение Христа | Приписывается рисунку Чимабуэ, показывающему элементы византийской традиции, такие как Христос, покрытый водой до груди и вода не сочащаяся по бокам, как это нарисовано Джотто в его Крещении Христа в капелле Скровеньи. | ||
![]() | Иоанн осуждает Ирода Антипу за женитьбу на Иродиаде | Приписывается флорентийскому художнику. | ||
![]() | Джон в тюрьме | Приписывается «Предпоследнему мастеру баптистерия» и Гаддо Гадди Роберто Лонги, который определил, что оба они изобрели стиль, который он назвал «барокко» и который он также видел в других сценах этого сегмента. | ||
![]() | Ученики Иоанна навещают его в темнице | Приписывается «Предпоследнему мастеру баптистерия» и Гаддо Гадди Роберто Лонги, который определил, что оба они изобрели стиль, который он назвал «барокко» и который он также видел в других сценах этого сегмента. | ||
![]() | Ученики Иоанна стали свидетелями чудес Христа | Приписывается «Предпоследнему мастеру баптистерия» Роберто Лонги. | ||
![]() | Банкет Ирода | Лонги назвал еще одну сцену «барокко»; приписывают «Предпоследнему мастеру баптистерия». | ||
![]() | Джон обезглавлен | Флорентийская школа, отличающаяся жестоким изображением казни и выразительностью жеста палача. | ||
![]() | Саломея преподносит банкетам голову Иоанна | Флорентийская школа. | ||
![]() | Похороны Иоанна | Флорентийская школа; некоторые также приписывают Чимабуэ. |
Женские галереи
[ редактировать ]Последней частью интерьера, где была добавлена мозаика, были женские галереи примерно между 1300 и 1330 годами. [1] На них изображены ангелы и святые, и их стиль соответствует письменным свидетельствам Джованни Виллани, которые датируют их завершение 1330 годом и, вероятно, датируют начало работ примерно 1300–1315 годами. Нет никаких искусствоведческих исследований конкретно по мозаикам женских галерей, хотя Вентури кратко отмечает, что они были созданы после 1300 года. В своде есть центральный мотив звездного неба, символизирующий Эмпирей, окруженный ангелами с неясными атрибутами, возможно, еще один набор ангельских иерархий.
Другая мозаика
[ редактировать ]

Вокруг основания купола проходит фриз из панелей, на которых изображены святые, датируемые концом 14 века по рисункам Липпо ди Корсо . На них изображены святые:
- Амвросий
- Григорий Назианзин (?)
- Джером
- Августин
- Стивен
- Лео
- Исидор
- Филипп (?)
- Сильвестр
- Николай Барийский
- Неизвестный мученик Диакон
- Игнатий
- Дионисий
- Неизвестный диакон
- Базилик
- Протасий (?)
- Григорий Великий
- Киприан епископ
- Винсент
- Ярче
- Мартин
- Неизвестный диакон
- Занобиус
- Хилари
- Лоуренс (?)
- Иоанн Златоуст (?)
Вместо этого в женских галереях представлены панели с изображениями пророков и патриархов, приписываемые Вазари Гаддо Гадди конца XIII века, который также утверждает, что они были созданы без помощи студии, хотя историки современного искусства также признают в них руки его мастерской и Андреа Тафи. Они показывают:
- Исайя
- Иеремия
- Дэниел
- Иезекииль
- Осия
- Джоэл
- Обадия
- Амос
- Мика
- Иона (?)
- Наум
- Аввакум
- Софония
- Аггей
- Заккариас
- Малачи
- Дэйвид
- Соломон
- Маттатиас
- Иуда Маккавей
- Неемия
- Эсра
- Зоровавель
- Джозадак (?)
- Элиша
- Ониас
- Самуэль
- Джошуа
- Ной
- Барух
- Исаак
- Авраам
- Енох
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гастроли, соч. п. 152.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Статья о куполе
- ^ Фругони, цит., стр. 222–223.
- ^ см . «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» Вульг.: Мф. 25:34
- ^ (на итальянском языке) Символы и аллегории , Dizionari dell'arte, изд. Электа, 2003, с. 158.
- ^ Синдона, цит., с. 87.
Библиография (на итальянском языке)
[ редактировать ]- AA.VV., Guida d'Italia, Флоренция и провинция «Guida Rossa», Touring Club Italiano, Милан, 2007 г.
- Энио Синдона, Чимабуэ и образный момент до Джотто , Rizzoli Editore, Милан, 1975. [ISBN не указан]
- Кьяра Фругони , Голос образов , Эйнауди, Милан, 2010. ISBN 978-88-06-19187-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Мозаика апсиды» (на итальянском языке).
- «Купольная мозаика» (на итальянском языке).
- «Мозаика первой женской галереи» (на итальянском языке).
- «Мозаики второй женской галереи» (на итальянском языке).
- «Мозаики третьей женской галереи» (на итальянском языке).
- «Мозаики четвёртой женской галереи» (на итальянском языке).