Кефицат Хадерех
Кефицат Хадерех ( иврит : קְפִיצַת הַדֶּרֶךְ , латинизированный : qəp̄îṣáṯ Haddéreḵ , букв. «Сужение дороги») — еврейский термин, используемый в еврейских источниках и обозначающий чудесное путешествие между двумя отдаленными местами за короткое время.
Этимология
[ редактировать ]В современном иврите корень кафатц (קפץ) означает «прыгать», предполагая, что путешественник «прыгнул» в отдаленное место. Однако в исходном талмудическом контексте корень означает «сжимать» или «сжиматься»: то есть сам маршрут сокращается. [ 1 ]
В еврейских источниках
[ редактировать ]В Торе впервые упоминается кефицат хадерех в истории об Элиезере , ; слуге Авраама он путешествует, чтобы найти жену для Исаака из семьи Авраама, где в конце концов находит Ребекку и уходит с ней (Бытие, 24:42). Когда Элиэзер разговаривает с Вафуилом и Лаваном , отцом и братом Ривки, он заявляет: «Я пришел сегодня к источнику и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама, если Ты действительно даруешь успех поручению, в котором Я помолвлен». Раши утверждает, что использование фразы «Я пришел сегодня » указывает на то, что «Сегодня я начал свое путешествие и сегодня я прибыл сюда. Следовательно, мы можем сделать вывод, что земля (дорога) для него сжалась (т. е. что путешествие сократилось в чудесным образом)» и использует буквальную фразу קפיצת הדרך для обозначения этого явления.
Талмуд перечисляет несколько библейских историй , в которых, как утверждается, произошел кефицат хадерех . [ 2 ]
Вавилонский Талмуд пишет, что астрологи сказали Сеннахириму :
Астрологи сказали Сеннахириму: Если ты пойдешь и победишь их сейчас, ты победишь еврейский народ; а если нет, то не победишь еврейский народ. Гемара рассказывает: Он шел и прошел за один день дорогу, по которой нужно идти десять дней, чтобы пройти ее.
- Синедрион 95а:3 [ 3 ]
Иерусалимский Талмуд рассказывает историю о фермере, который, преследуя своего сбежавшего быка, сумел за один день добраться из Израиля в Вавилонию.
Человек пахал. Его корова вырвалась вперед и побежала. Он бежал и бежал за ней, пока не оказался в Вавилонии. Его спросили, когда ты уехал? Он ответил: сегодня. Спросили его, по какой [дороге] ты пришел? Он ответил им: вот, придите и посмотрите. Он вышел, захотел увидеть это и уже не узнал.
— Маасер Шени 5:2
Когда ходили слухи, что Натронай бен Хилай использовал кефицат хадерех для путешествия из Вавилонии во Францию и обратно, Хай бен Шерира отверг эту возможность и вместо этого предположил, что двойник, возможно, утверждал, что он Натронай. [ 4 ]
В ранних историях хасидского движения раввинам-чудотворцам приписывалась способность достигать мест назначения с неестественной скоростью. [ 5 ]
В творчестве Агнона
[ редактировать ]Шмуэль Йосеф Агнон , израильский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1966 года, включает это явление в некоторые из своих сюжетов. В истории Агнона, основанной на одной из вышеупомянутых хасидских сказок, праведный раввин получает дар кфицат хадерех и использует его, чтобы «прыгнуть» в сокровищницы империи Габсбургов , взять мешки, полные только что отчеканенных золотых монет, и прыгнуть обратно в свое местечко , никем не замеченный. Он использует деньги, чтобы помочь бедным или преследуемым евреям, и история подразумевает, что власть будет отнята, если он заберет хоть немного золота себе.
Позже, когда Император планирует издать указы, вредные для евреев, раввин использует свою силу кфицат хадерех , чтобы прыгнуть в зал для аудиенций и избить Императора своей палкой - будучи видимым (и осязаемым) для самого Императора, но невидимый для его советников и стражи.
В научной фантастике
[ редактировать ]Фрэнка Герберта Дюна
[ редактировать ]писателя-фантаста Фрэнка Герберта Концепция мессии или «Сокращение пути», вероятно , , Квизатц Хадерах идентична кефицат хадерех, «Сокращение пути». [ 6 ]
» Эмануэля Лотема В переводе « Дюны на современный иврит в 1989 году эти понятия взаимозаменяемы. [ нужна ссылка ]
Хотя Фрэнк Герберт, кажется, использует этот термин для обозначения самого мессии, Золотого Пути , главного сюжетного момента в более поздних книгах франшизы, и цели Квитцат Хадерах (направить человечество по Золотому Пути, тем самым «сокращая путь человечества»). путь, который должно пройти человечество, чтобы выжить в долгосрочной перспективе), возможно, именно поэтому он решил использовать этот термин.
Филипа Рива Железнодорожная станция
[ редактировать ]В своей трилогии «Рейлхед» писатель-фантаст Филип Рив представил галактическую межзвездную железнодорожную систему, K-Bahn, которая основана на сети К-ворот, порталоподобных шлюзов, использующих внепространственное непространство для достижения мгновенного прибытия после отправления, таким образом «сокращение пути». Как поясняется в самом романе «Железнодорожник », буква «К» в этой терминологии означает «Кефицат Хадерех», что называется выражением на «одном из языков Старой Земли».
См. также
[ редактировать ]- Билокация
- Шукучи
- Гиперпространство
- Лунг-гом-па
- Тай аль-Ард
- Телепортация
- Телепортация в художественной литературе
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Эвен-Шошанский словарь , прыжок с дороги
- ^ «Синедрион 95а:16» . www.sefaria.org .
- ^ «Синедрион 95а:3» . www.sefaria.org .
- ^ Еврейская энциклопедия Даат - Хай Гаон
- ^ Нигал. Хасидские истории , заархивированные 7 мая 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Вайнград, Майкл (29 марта 2015 г.). «Евреи Дюны » . Еврейский обзор книг .