Jump to content

Dmitri Lyudvigovich Tomashevich

Dmitri Lyudvigovich Tomashevich
Рожденный ( 1899-09-27 ) 27 сентября 1899 г.
Умер 7 августа 1974 г. ) ( 1974-08-07 ) ( 74 года
Национальность Украинский (Советский)
Занятие Авиационный инженер и конструктор
Годы активности 1922 - 1974
Известный Polikarpov I-180 , S-75 Dvina
Заметная работа «Экономическое строительство летательных аппаратов» и «Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов».

Дмитрий Людвигович Томашевич ( Russian : Дмитрий Людвигович Томашевич Russian : Дмитрий Людвигович , романизированный : Томашевич , [ 1 ] (1899–1974) был советским конструктором-новатором самолетов и ракет, несколько печально известным как главный конструктор истребителя Поликарпова И-180 , прототип которого разбился, в результате чего погиб летчик-испытатель Валерий Чкалов . Сегодня он менее известен, чем заслуживают его достижения, отчасти из-за секретного характера большей части его работы.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Томашевич родился в дворянской, но обедневшей семье 27 сентября 1899 года в городе Рокитном под Киевом . По окончании школы в 1918 году он поступил в Киевский университет Святого Владимира (ныне известный как Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко ), но его учеба вскоре была прервана из-за политических потрясений того времени.

Нуждаясь в пропитании, он вернулся в Рокитное, где устроился слесарем на Синявский сахарный завод. Там в октябре 1920 года он в результате несчастного случая потерял правый глаз. Однако к 1922 году он проработал достаточно долго, чтобы претендовать на поступление в качестве «непролетарского» студента на паровозное отделение Киевского политехнического института (ныне известного как КПИ им. Игоря Сикорского ). Его приезд совпал с подъемом интереса института к авиации, ознаменовавшимся открытием авиастроительного факультета — отправной точки для многих советских авиаконструкторов (в том числе Александра Микулина , Дмитрия Павловича Григоровича , Константина Калинина , Сергея Королева и Алексея Грацианского). Первоначально факультет проектировал планеры. [ 2 ] - который они назвали «КПИР» - с некоторым успехом: КПИР-1 зафиксировал полет продолжительностью 4,25 часа и занял третье место во Всесоюзных соревнованиях по планерам 1924 года. В 1925 году Томашевич разработал дипломный проект КПИР-5, который и победил.

Конструктор самолетов

[ редактировать ]
И-180 Прототип №3

После окончания университета Томашевич пошел работать на близлежащий «Ремвоздух-6» (Авиаремонтный завод №6, ныне известный как Серийный завод Антонова ), который уже тесно сотрудничал с институтом. Здесь собственно и был построен КПИР-5: он успешно летал потом несколько лет. В 1929 году он (совместно с М. Жемчужиным) спроектировал и построил планер «Гриф», побивший два национальных рекорда (подъём более чем на 1500 м и пролёт 35 миль). Основной деятельностью завода, как следует из названия, был ремонт самолетов как для военных, так и для гражданских заказчиков. Томашевич быстро стал ответственным за оценку предлагаемых усовершенствований самолетов, находящихся в ремонте. Вскоре его перевели в Москву на должность начальника технического отдела авиаремонтной отрасли. В его обязанности теперь входили организационные вопросы ремонта самолетов. Это продолжалось недолго: после реорганизации Томашевич стал курировать производство Поликарпов Р-5 — работа, которая в конечном итоге привела его к знакомству с ее конструктором Николаем Поликарповым . В то время Поликарпов был осужденным за «контрреволюционер» (и приговорен к смертной казни) и работал в НКВД специальной тюрьме . Несмотря на это, Томашевич смог сотрудничать в своих проектах, внося существенный вклад в проектирование Поликарпова И-15 . Это участие продолжалось на протяжении всей разработки этого семейства самолетов, особенно И-153 , где он разработал убирающееся шасси: один из первых серийных истребителей, в которых использовалась эта инновация. Томашевич также участвовал в разработке знаменитого И-16 : одного из первых серийных свободнонесущих истребителей-монопланов. Таланты Томашевича не остались незамеченными. В ходе разработки И-17 его повысили: сначала до руководителя группы, затем до заместителя главного инженера-конструктора. После этого он участвовал в разработке нескольких новых типов, которые так и не дошли до полета, во многом потому, что в период 1933-38 годов завод дважды переезжал: сначала на завод № 84 в г. Химки , а затем на Авиационный завод №156 (ныне Туполев ).

После переезда Поликарпову было поручено разработать новый истребитель. Томашевич был назначен главным конструктором проекта, в результате которого был создан Поликарпов И-180 . Несмотря на выдающуюся конструкцию, некачественная сборка (и, по слухам, саботаж) привела к тому, что прототип разбился, в результате чего погиб летчик-испытатель Валерий Чкалов. Поскольку Чкалов был Героем Советского Союза , Томашевич был арестован и в январе 1939 года отправлен в «Специальную тюрьму» Завода 156 (также известную как З.156 или ЦКБ-29), где он помогал Андрею Туполеву в проект Туполева Ту-2 . [ 3 ] Группа Томашевича называлась «110» – и это стало названием его первого сольного проекта там – одномоторного высотного истребителя». [ 4 ] Прототип поднялся в воздух в конце 1942 года, но не был произведен.

В июле 1941 года Томашевич был освобожден и в августе эвакуирован в ЦКБ-29 в Омске , Сибирь , где ему было поручено возглавить собственное конструкторское бюро. Там он спроектировал Томашевич Пегас , простой двухмоторный штурмовик, из которых было построено четыре (некоторые источники утверждают, пять) прототипов. В целом он считался недостаточно мощным, поэтому в производство он не пошел.

В 1943 году Томашевича перевели на завод по производству Петлякова Пе-2 , где он курировал доработку конструкции. Так продолжалось меньше года, прежде чем его снова перевели, на этот раз на московский завод №51. Здесь он взял на себя проекты И-187 (развитие Поликарпова И-185 , который сам по себе является развитием И-180) и ракеты-перехватчика «Малутка». Позже в том же году начались работы над проектом 10Х (иногда переводится как «10Х») — беспилотной летающей бомбой, мало чем отличающейся от немецкой Фау-1 , — хотя 10Х предназначался только для запуска с воздуха. Споры по поводу конструкции 10Х между Томашевичем и руководителем проекта Владимиром Челомеем привели к тому, что Томашевич ушел в 1947 году и начал преподавать на постоянной основе в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского (он был членом с 1944 года и доцентом кафедры планеров с 1946 года). .

Академическая жизнь и ракетостроение

[ редактировать ]

Академия вела очень активную деятельность в новой области управляемой ракетной техники: одним из ее первых проектов было исследование Henschel Hs 293 . Советская версия КБ-2 испытывалась на самолете Ту-2Д, оснащенном немецкой системой радионаведения «Кель-Страсбург». Результаты оказались неудовлетворительными, и проект был заброшен. Было множество других проектов, самым заметным из которых была «Комета». [ 5 ] - «авиационная» (современным языком «крылатая ракета») противокорабельная ракета с дальностью действия 100км. Эта система была разработана Томашевичем в его новой роли начальника «Отдела № 32» и была удостоена Сталинской премии в 1953 году. В 1956 году Томашевич был - с опозданием - реабилитирован по делу о катастрофе И-180.

Еще одной сферой интересов была противовоздушная оборона. Советский Союз экспериментировал с технологиями, пытаясь увеличить дальность действия своей зенитной артиллерии, пытаясь противостоять угрозе, исходящей от высотных бомбардировщиков, таких как Boeing B-29 Superfortress . Вскоре стало очевидно, что это непродуктивный путь вперед, и внимание переключилось на управляемые ракеты класса «земля-воздух». Томашевич и его отдел № 32 (иногда называемый ШБ или 32Б, когда речь идет о ракетной технике) разработали ряд систем, в том числе «Беркут» (С-25) и зенитно-ракетный комплекс Б-750 (1Д), которые пошли на вооружение как С-75 «Двина» (более известный на Западе как «SA-2 Guideline»). Именно эта система 7 октября 1959 года стала первой управляемой ракетой, сбившей самолет противника. Несколько месяцев спустя, 1 мая 1960 года, С-75 сбил самолет Lockheed U-2, которым пилотировал Гэри Пауэрс .

Став уважаемым ученым, Томашевич читал лекции и писал книги, в частности «Экономическое строительство самолетов» (1960 г.) и «Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов». (1962).

Но он никогда не прекращал своей практической деятельности. Переключив свое внимание на противотанковые ракеты, он спроектировал ракетный комплекс 3М7 «Дракон». Несмотря на ограниченное использование, в 1968 году за это была присуждена еще одна Государственная премия СССР (новое название Сталинской премии).

Дмитрий Людвигович Томашевич, пережив обе мировые войны, русские революции и режимы Николая II , Сталина и Берии , погиб в автокатастрофе 7 августа 1974 года. [ 6 ]

  1. ^ «Авиаконструктор Томашевич: от самолетов к ракетам | КПИ им. Игоря Сикорского» . kpi.ua. ​Проверено 27 октября 2020 г.
  2. ^ «Красильщиков А.П.: Планеры СССР (Москва 1991)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 ноября 2020 г.
  3. ^ Мур, Джейсон Николас (2016). Туполев Ту-2: забытый средний бомбардировщик . [Страуд, Глостершир]. ISBN  978-1-78155-532-3 . OCLC   949869247 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ «Томашевич 110 на сайте Авиастар» . Архивировано из оригинала 25 января 2020 г.
  5. ^ «В СОВЕТСКОЙ ПРОГРАММЕ НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ РАКЕТ 1945-1972 гг. (США/рассекречено, 2010 г.), стр. 26 упоминается «Комет», несмотря на то, что это оружие воздушного базирования» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2020 г.
  6. ^ "Dmitry Lyudvigovich Tomashevich (10.09.1899 - 07.08.1974)" , Space Memorial.ru
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c74ec7d9a518b183c0c50117ea178d03__1703092860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/03/c74ec7d9a518b183c0c50117ea178d03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dmitri Lyudvigovich Tomashevich - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)