Dmitri Lyudvigovich Tomashevich
Dmitri Lyudvigovich Tomashevich | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 7 августа 1974 г. | ( 74 года
Национальность | Украинский (Советский) |
Занятие | Авиационный инженер и конструктор |
Годы активности | 1922 - 1974 |
Известный | Polikarpov I-180 , S-75 Dvina |
Заметная работа | «Экономическое строительство летательных аппаратов» и «Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов». |
Дмитрий Людвигович Томашевич ( Russian : Дмитрий Людвигович Томашевич Russian : Дмитрий Людвигович , романизированный : Томашевич , [ 1 ] (1899–1974) был советским конструктором-новатором самолетов и ракет, несколько печально известным как главный конструктор истребителя Поликарпова И-180 , прототип которого разбился, в результате чего погиб летчик-испытатель Валерий Чкалов . Сегодня он менее известен, чем заслуживают его достижения, отчасти из-за секретного характера большей части его работы.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Томашевич родился в дворянской, но обедневшей семье 27 сентября 1899 года в городе Рокитном под Киевом . По окончании школы в 1918 году он поступил в Киевский университет Святого Владимира (ныне известный как Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко ), но его учеба вскоре была прервана из-за политических потрясений того времени.
Нуждаясь в пропитании, он вернулся в Рокитное, где устроился слесарем на Синявский сахарный завод. Там в октябре 1920 года он в результате несчастного случая потерял правый глаз. Однако к 1922 году он проработал достаточно долго, чтобы претендовать на поступление в качестве «непролетарского» студента на паровозное отделение Киевского политехнического института (ныне известного как КПИ им. Игоря Сикорского ). Его приезд совпал с подъемом интереса института к авиации, ознаменовавшимся открытием авиастроительного факультета — отправной точки для многих советских авиаконструкторов (в том числе Александра Микулина , Дмитрия Павловича Григоровича , Константина Калинина , Сергея Королева и Алексея Грацианского). Первоначально факультет проектировал планеры. [ 2 ] - который они назвали «КПИР» - с некоторым успехом: КПИР-1 зафиксировал полет продолжительностью 4,25 часа и занял третье место во Всесоюзных соревнованиях по планерам 1924 года. В 1925 году Томашевич разработал дипломный проект КПИР-5, который и победил.
Конструктор самолетов
[ редактировать ]
После окончания университета Томашевич пошел работать на близлежащий «Ремвоздух-6» (Авиаремонтный завод №6, ныне известный как Серийный завод Антонова ), который уже тесно сотрудничал с институтом. Здесь собственно и был построен КПИР-5: он успешно летал потом несколько лет. В 1929 году он (совместно с М. Жемчужиным) спроектировал и построил планер «Гриф», побивший два национальных рекорда (подъём более чем на 1500 м и пролёт 35 миль). Основной деятельностью завода, как следует из названия, был ремонт самолетов как для военных, так и для гражданских заказчиков. Томашевич быстро стал ответственным за оценку предлагаемых усовершенствований самолетов, находящихся в ремонте. Вскоре его перевели в Москву на должность начальника технического отдела авиаремонтной отрасли. В его обязанности теперь входили организационные вопросы ремонта самолетов. Это продолжалось недолго: после реорганизации Томашевич стал курировать производство Поликарпов Р-5 — работа, которая в конечном итоге привела его к знакомству с ее конструктором Николаем Поликарповым . В то время Поликарпов был осужденным за «контрреволюционер» (и приговорен к смертной казни) и работал в НКВД специальной тюрьме . Несмотря на это, Томашевич смог сотрудничать в своих проектах, внося существенный вклад в проектирование Поликарпова И-15 . Это участие продолжалось на протяжении всей разработки этого семейства самолетов, особенно И-153 , где он разработал убирающееся шасси: один из первых серийных истребителей, в которых использовалась эта инновация. Томашевич также участвовал в разработке знаменитого И-16 : одного из первых серийных свободнонесущих истребителей-монопланов. Таланты Томашевича не остались незамеченными. В ходе разработки И-17 его повысили: сначала до руководителя группы, затем до заместителя главного инженера-конструктора. После этого он участвовал в разработке нескольких новых типов, которые так и не дошли до полета, во многом потому, что в период 1933-38 годов завод дважды переезжал: сначала на завод № 84 в г. Химки , а затем на Авиационный завод №156 (ныне Туполев ).
После переезда Поликарпову было поручено разработать новый истребитель. Томашевич был назначен главным конструктором проекта, в результате которого был создан Поликарпов И-180 . Несмотря на выдающуюся конструкцию, некачественная сборка (и, по слухам, саботаж) привела к тому, что прототип разбился, в результате чего погиб летчик-испытатель Валерий Чкалов. Поскольку Чкалов был Героем Советского Союза , Томашевич был арестован и в январе 1939 года отправлен в «Специальную тюрьму» Завода 156 (также известную как З.156 или ЦКБ-29), где он помогал Андрею Туполеву в проект Туполева Ту-2 . [ 3 ] Группа Томашевича называлась «110» – и это стало названием его первого сольного проекта там – одномоторного высотного истребителя». [ 4 ] Прототип поднялся в воздух в конце 1942 года, но не был произведен.
В июле 1941 года Томашевич был освобожден и в августе эвакуирован в ЦКБ-29 в Омске , Сибирь , где ему было поручено возглавить собственное конструкторское бюро. Там он спроектировал Томашевич Пегас , простой двухмоторный штурмовик, из которых было построено четыре (некоторые источники утверждают, пять) прототипов. В целом он считался недостаточно мощным, поэтому в производство он не пошел.
В 1943 году Томашевича перевели на завод по производству Петлякова Пе-2 , где он курировал доработку конструкции. Так продолжалось меньше года, прежде чем его снова перевели, на этот раз на московский завод №51. Здесь он взял на себя проекты И-187 (развитие Поликарпова И-185 , который сам по себе является развитием И-180) и ракеты-перехватчика «Малутка». Позже в том же году начались работы над проектом 10Х (иногда переводится как «10Х») — беспилотной летающей бомбой, мало чем отличающейся от немецкой Фау-1 , — хотя 10Х предназначался только для запуска с воздуха. Споры по поводу конструкции 10Х между Томашевичем и руководителем проекта Владимиром Челомеем привели к тому, что Томашевич ушел в 1947 году и начал преподавать на постоянной основе в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского (он был членом с 1944 года и доцентом кафедры планеров с 1946 года). .
Академическая жизнь и ракетостроение
[ редактировать ]Академия вела очень активную деятельность в новой области управляемой ракетной техники: одним из ее первых проектов было исследование Henschel Hs 293 . Советская версия КБ-2 испытывалась на самолете Ту-2Д, оснащенном немецкой системой радионаведения «Кель-Страсбург». Результаты оказались неудовлетворительными, и проект был заброшен. Было множество других проектов, самым заметным из которых была «Комета». [ 5 ] - «авиационная» (современным языком «крылатая ракета») противокорабельная ракета с дальностью действия 100км. Эта система была разработана Томашевичем в его новой роли начальника «Отдела № 32» и была удостоена Сталинской премии в 1953 году. В 1956 году Томашевич был - с опозданием - реабилитирован по делу о катастрофе И-180.
Еще одной сферой интересов была противовоздушная оборона. Советский Союз экспериментировал с технологиями, пытаясь увеличить дальность действия своей зенитной артиллерии, пытаясь противостоять угрозе, исходящей от высотных бомбардировщиков, таких как Boeing B-29 Superfortress . Вскоре стало очевидно, что это непродуктивный путь вперед, и внимание переключилось на управляемые ракеты класса «земля-воздух». Томашевич и его отдел № 32 (иногда называемый ШБ или 32Б, когда речь идет о ракетной технике) разработали ряд систем, в том числе «Беркут» (С-25) и зенитно-ракетный комплекс Б-750 (1Д), которые пошли на вооружение как С-75 «Двина» (более известный на Западе как «SA-2 Guideline»). Именно эта система 7 октября 1959 года стала первой управляемой ракетой, сбившей самолет противника. Несколько месяцев спустя, 1 мая 1960 года, С-75 сбил самолет Lockheed U-2, которым пилотировал Гэри Пауэрс .
Став уважаемым ученым, Томашевич читал лекции и писал книги, в частности «Экономическое строительство самолетов» (1960 г.) и «Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов». (1962).
Но он никогда не прекращал своей практической деятельности. Переключив свое внимание на противотанковые ракеты, он спроектировал ракетный комплекс 3М7 «Дракон». Несмотря на ограниченное использование, в 1968 году за это была присуждена еще одна Государственная премия СССР (новое название Сталинской премии).
Смерть
[ редактировать ]Дмитрий Людвигович Томашевич, пережив обе мировые войны, русские революции и режимы Николая II , Сталина и Берии , погиб в автокатастрофе 7 августа 1974 года. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Авиаконструктор Томашевич: от самолетов к ракетам | КПИ им. Игоря Сикорского» . kpi.ua. Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ «Красильщиков А.П.: Планеры СССР (Москва 1991)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 ноября 2020 г.
- ^ Мур, Джейсон Николас (2016). Туполев Ту-2: забытый средний бомбардировщик . [Страуд, Глостершир]. ISBN 978-1-78155-532-3 . OCLC 949869247 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Томашевич 110 на сайте Авиастар» . Архивировано из оригинала 25 января 2020 г.
- ^ «В СОВЕТСКОЙ ПРОГРАММЕ НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ РАКЕТ 1945-1972 гг. (США/рассекречено, 2010 г.), стр. 26 упоминается «Комет», несмотря на то, что это оружие воздушного базирования» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2020 г.
- ^ "Dmitry Lyudvigovich Tomashevich (10.09.1899 - 07.08.1974)" , Space Memorial.ru