Вали аль-Ахд
Вали аль-Ахд ( араб . ولي العهد , латинизированный : Вали аль-Ахд ) — арабский и исламский термин, обозначающий назначенного наследника правителя или наследного принца .
Происхождение названия
[ редактировать ]Этот титул возник в ранних халифатах и восходит, по крайней мере, к ок. 715 . [ 1 ] Само название неоднозначно, поскольку термин вали может означать как «обладатель», так и «преемник», а точный объем ahd , «завет, завещание», остается неясным: его можно интерпретировать как завет Бога с человечества в целом, предыдущего халифа или мусульманской общины . [ 2 ] Халифы Омейядов (661–750 гг.), безусловно, предпочитали более абсолютистскую интерпретацию, согласно которой они утверждали, что мандат исходит непосредственно от Бога через их положение наследников Мухаммеда . К 740-м годам появился термин вали Ахд аль-муслимин ( ولي عهد المسلمين , букв. « преемник завета мусульман » ) или даже вариант вали ахд аль-муслимин ва'ль мусульмант («преемник завета мусульман»). Мужчины-мусульмане и женщины-мусульманки») появляются в употреблении либо в том смысле, что мусульманская община присягает на верность ( байа ) назначенному наследнику, либо в том смысле, что наследник является преемником завета с мусульманской общиной. [ 3 ] Этот термин утвердился как обычный титул наследника халифа ко времени первых халифов Аббасидов (750–1258 гг.). [ 4 ]
Практика обозначения
[ редактировать ]Происхождение этой практики имеет доисламские корни среди выбора преемника среди арабских племен . В исламский период эта древняя практика получила новую легитимность, когда первый халиф Абу Бакр назначил своего преемника халифа Умара . Умар, в свою очередь, позже предложил группе видных мусульман выбрать одного из них в качестве своего преемника. [ 4 ] Выбор наследника был установлен на наследственной основе первым халифом Омейядов Муавией I , который выбрал своего собственного сына Язида I. После этого преобладал наследственный принцип, хотя иногда вместо него мог быть выбран брат или несколько сыновей были назначены первым и вторым наследником; хотя обычно последняя практика приводила к спорам о наследовании. [ 4 ] В суннитской юриспруденции выбор преемника и акт назначения являются абсолютной прерогативой халифа или правителя; присяга на верность новому наследнику подтверждала его статус, но не была предпосылкой его легитимности. [ 4 ]
Это обозначение было подтверждено через завещание ( ахд ). В период Омейядов это было относительно неформальным делом, и часто назначение наследника обнародовалось только после смерти действующего халифа. [ 4 ] В период Аббасидов это стало формализованным и все более сложным делом, заслуживающим особой церемонии, на которой новый назначенный наследник также получил клятву верности от собравшегося двора. [ 4 ] После этого он получил собственный знак отличия и царственное имя , под которым его называли в пятничной молитве , на знаменах и на монетах, рядом с халифом. [ 4 ] Если назначенный наследник был еще несовершеннолетним, он получал наставника, а позже его отправляли управлять провинцией, чтобы набраться опыта. [ 4 ] В ранний период Аббасидов наследники выполняли функции регентов во время отсутствия халифов в Багдаде . [ 4 ]
Позднее использование
[ редактировать ]Этот титул использовался несколькими средневековыми исламскими государствами, такими как Фатимидский халифат , Империя Сельджуков , династия Буидов , мамлюкский Египет и в Аль-Андалусе . [ 4 ] , что в 1013 году фатимидский халиф аль-Хаким , совмещавший в себе также должность имама исмаилитской Уникально то ветви ислама, разделил свою преемственность надвое: его двоюродный брат Абд ар-Рахим ибн Ильяс был назначен вали Хахд аль- мусульманин и наследник халифата, в то время как другой двоюродный брат, Абу Хашим аль-Аббас ибн Шуайб , был назначен наследником исмаилитского имамата с титулом вали Ахд аль-мухминин , «преемник завета правоверных». , тем самым отделив правительство государства Фатимидов от до сих пор государственной религии исмаилизма. [ 5 ] После убийства аль-Хакима в 1021 году оба наследника были отодвинуты на второй план, и правопреемство обеих должностей объединилось в лице сына аль-Хакима, аз-Захира . [ 6 ]
В наше время этот термин был возрожден для наследных принцев нескольких государств, таких как Каджар и Пехлеви, Иран , Саудовская Аравия , Иордания , Катар и Бахрейн . [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маршам 2009 , с. 114.
- ^ Маршам 2009 , стр. 114–115.
- ^ Маршам 2009 , стр. 115–116.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Аялон 2002 , с. 126.
- ^ Хальм 2003 , стр. 279–281.
- ^ Хальм 2003 , стр. 307–309.
Источники
[ редактировать ]- Аялон, А. (2002). «Вали аль-Ахд» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 125–126. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7844 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Хальм, Хайнц (2003). Халифы Каира: Фатимиды в Египте, 973–1074 гг. на ( немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Маршам, Эндрю (2009). Ритуалы исламской монархии: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2512-3 .