Jump to content

Северное полушарие

Северное полушарие
Рожденный в. 1790 г. [ 1 ]
Восточное побережье , Новая Зеландия
Умер 1856 г. (около 66 лет)
До Не Шоу Бэй , Новая Зеландия
Место отдыха Вангара или остров Вангара (оспаривается)
38 ° 34'7 "ю.ш., 178 ° 13'48" в.д.  /  38,56861 ° ю.ш., 178,23000 ° в.д.  / -38,56861; 178.23000 или 38 ° 34'23 "ю.ш., 178 ° 14'10" в.д.  / 38,57306 ° ю.ш., 178,23611 ° в.д.  / -38,57306; 178.23611 (приблизительные адреса)
Занятие Рангатира (начальник)
Организация Айтанга-а-Хауити Нгати Пору
Супруг Виктория ТеАмотава

Те Кани-а-Такирау ( ок. 1790-х - ок. 1856) был известным вождем новозеландского племени. По происхождению маори , он отождествляется с Хапу Матуа из Те Айтанга А Гауити Иви. Он родился на восточном побережье Новой Зеландии. [ 2 ] Он хорошо известен тем, что отказался подписать Договор Вайтанги в 1840 году. [ 3 ]

Родословная

[ редактировать ]

NB: Этот раздел основан на тексте в Маккей, Джозеф Ангус (1949). Исторический залив Бедности и восточное побережье, штат Нью-Йорк, Новая Зеландия , доступен здесь , в Новозеландском электронном текстовом центре .

Те Кани-а-Такирау родился в конце восемнадцатого века. Он происходил из Конохи, которая жила в Вангаре , и чьей главной женой была Хинекино. Их старший сын Маракауити (не путать с одноименным юношей-маори, который был одним из гостей на борту HMS Endeavour в заливе Бедности ) имел двух жен, а его брат Те Ревай был мужем трех женщин. Вместе с Пухингой, своей главной женой, Маракауити стал отцом Тане Токоранги. Когда Тане достиг совершеннолетия, Конохи поссорилась с Ререкоху, другим вождем Восточного побережья. В качестве мирного предложения Ререкоху передал Конохи двух женщин высокого ранга, одной из которых была Нгунгуру, которую Тане отдали в жены.

Именно в результате этого союза родилась Хинематиоро , великая «Королева Восточного побережья». Своим мужем она выбрала Те Хоа-а-Тики, внука Те Ревая, своего двоюродного дяди. Их дочь, Нгаранги-Кахива, вышла замуж за Те Ронго Пумамао, правнука второй жены Маракауити, одного из ее прадедов. Те Кани был потомком этого брака, и, следовательно, он был ребенком от союза правнука и правнучки Маракауити, но которые произошли от разных жен. Хотя у Те Кани было как минимум три жены, детей у него не было.

Введение Нгунгуру в генеалогическое древо Те Кани дало ему возможность быть потомком знаменитой пары - Тахито-куру Маранги и Тао Путапута, - которые, согласно традиции, соединились в браке после того, как любовное заклинание сработало. Утверждается, что Тахито жил в Титирангипа на холме Каити ( Гисборн ) около 1500 года. Он посетил Опотики, чтобы ухаживать за Тао, но не был принят ею благосклонно. По возвращении домой он сделал атахуой, или кулон на шею. Элсдон Бест считал, что он мог состоять из части птичьей кожи, пропитанной маслом, полученным из семян плодов титоки, и ароматизированным включениями ароматных листьев, мха или камедь. Тахито поместил атахуои в нгаруру (большой трох ). [ 4 ] раковину, повторил над ней любовное заклинание и велел ей быстро идти в Опапе (недалеко от Опики ), где Тао имел обыкновение собирать пауа .

Однажды, когда Тао была на пляже, единственное, что она нашла, это раковину нгаруру, и выбросила ее. Независимо от того, какую часть пляжа она обследовала, ракушка все равно обнаруживалась. Когда она вернулась к костру, ее корзина была пуста, хотя ее товарищам не составило труда наполнить свою. Своим друзьям она заметила: «Единственное, что я видела, — это нгаруру. Несмотря на то, что я переезжал с места на место, снаряд преследовал меня». На следующий день, когда она вернулась на пляж, там оказался верный нгаруру, и Тао положила его в свою корзину.

В тот вечер, сидя перед огнем, она заметила нить кулона и надела его на свое ожерелье . Вскоре любовь Тахито начала оказывать на нее огромное влияние. Говорят, что, поднесенный близко к углям, нгаруру открыл губы и рассказал ей старую-старую историю в форме плача, сочиненного Тахито. Моллюск сказал: «Когда Тахито швырнул меня в воду, он воскликнул: «Расскажи о моей любви, Тао», и я, умирая, выполняю доверие, которое он оказал мне». Тао не теряла времени, идя по тропе Кохай, ведущей к заливу Бедности, и вскоре она оказалась в объятиях ожидающего Тахито, потомком которого была Нгунгуру, прабабушка Те Кани.

Те Кани, должно быть, во многом обязана Хинематиоро, слава которой благодаря ее доброму нраву распространилась повсюду. Она никогда не допустила бы, чтобы кого-либо убивали ради еды, какими бы скудными ни были запасы. Когда Марсден был в Рангихуа в 1820 году, он встретил молодую пленницу Восточного побережья, которая утверждала, что она племянница «Хины, великой королевы», о которой, по его словам, он часто слышал. По возвращении Те Вера из своей первой длительной экспедиции на юг в апреле 1821 года он рассказал преподобному Дж. Батлеру , что главным местом, которое он посетил, была «Энаматтеора», расположенная примерно в 400 милях (640 км) от залива Островов. — явно имеется в виду район, которым правил Хинематиоро.

Как и некоторые другие выдающиеся деятели маоридома, Хинематиоро погиб насильственной смертью. Пакира, проживавший в районе Вайапу , был оскорблен зятем по имени Вакарара, чье местожительство находилось в Марахии . Когда Вакарара услышал, что Пакира собирается напасть на его отца, он отправился в залив Толага , чтобы обеспечить защиту Хинематиоро, оставив после себя сообщение Пакире, что он должен быть вполне доволен песками Анауры в качестве уту (компенсации). Пакира, однако, продолжал преследовать Вакарару, укрывшегося на острове Пурева .

Когда Пурева-па собирался попасть в руки Пакиры, Хинематиоро помогли спуститься со скалы и поместили в каноэ, которое направилось к острову Вангара . У. Л. Уильямсу сказали, что каноэ перевернулось и что Те Кани был единственным выжившим. Смит говорит, что ее останки были похоронены на острове Вангара. [ 5 ] : 172  Когда в июле 1881 года судьи Хил и О'Брайен расследовали право собственности на остров Пурева, были представлены доказательства того, что каноэ было перехвачено и что Хинематиоро отвезли обратно на остров, где она была убита, а ее сердце был поджарен и съеден. Это событие произошло около 1823 года.

Биография

[ редактировать ]

NB: Этот раздел основан на тексте в Маккей, Джозеф Ангус (1949). Исторический залив Бедности и восточное побережье, штат Нью-Йорк, Новая Зеландия , доступен здесь , в Новозеландском электронном текстовом центре .

Д'Юрвиль , командир французского судна «Астролябия» , посетившего залив Толага в 1827 году, дает самое раннее изображение Те Кани, выполненное пером. Похоже, что вначале он допустил на борт только Те Ранги-Вай-Хетума (Рангиуя), который утверждал, что является главным рангатиром округа. На следующий день некоторым другим вождям было отказано в подобной привилегии, «хотя и с видимым отвращением». Один из них (Те Кани) не повиновался часовому и, дрожа от ярости, ушел только по безапелляционному приказу Д'Юрвиля. Ему едва исполнилось 30 лет, и путешественники стали называть его «Шаки».

Благодаря росту и надменной внешности Те Кани, а также покорному виду, принятому окружающими его, вскоре стало очевидно, что он был вождем. Более того, молодая женщина в его каноэ, говорившая на смеси английского и маори , с необычайной разговорчивостью повторяла, что Шаки, ее хозяин, был великим вождем и другом англичан, и что на Д. было очень плохо. — Задача Урвиля — не принять его. Поскольку Ранджуя признал, что Шаки был великим вождем, Д'Юрвиль подал ему знак присоединиться к нему и, объяснив ему, что он не знал о его высоком происхождении, сделал ему несколько подарков. Вскоре они стали лучшими друзьями.

Вскоре после этого поднялся шум, когда появилось еще одно каноэ с двумя старыми и еще более покрытыми татуировками вождями. Те Кани пригласил Д'Юрвиля, чтобы отпугнуть их; он даже зашел так далеко, что потребовал мушкет , чтобы стрелять по ним. Однако, когда новички приняли приглашение подняться на борт, Те Кани отнесся к ним очень скромно, предложив им несколько больших топоров , которые он получил в подарок. Внезапно пожилые вожди покинули корабль. Когда Д'Юрвиль потребовал объяснений, ему сказали, что Те Кани и его товарищи передали вождям топорики, чтобы сообщить им, что их собираются убить.

По словам Смита, Те Кани был «одним из тех великих вождей, которые больше походили на арики Центральной Полинезии, чем обычно встречаются в Новой Зеландии». [ 5 ] : 171–2  Майор Ропата Вахаваха утверждал, что «все линии аристократического происхождения маори сошлись в Те Кани; что он мог проследить своих предков до Мауи-Потики , и что его мана (авторитет) простиралась от Вангапараоа до Махии ». Полак , который впервые встретил Те Кани в заливе Толага в июне 1835 года, описывает его как человека благородного вида, ростом выше 6 футов и возрастом около 36 лет. Он добавляет: «Его красивое лицо было почти не отмечено моко и украшено большой темной густой бородой, которая придавала ему вид араба из Мокко». [ 6 ]

После подписания Договора Вайтанги («Договор») Генри Уильямс прибыл в залив Бедности 8 апреля 1840 года на корабле «Ариэль» с копией Договора на языке маори («Копия Договора Туранги»). В период с 5 мая по 9 июня 1840 года Уильям Уильямс представил копию Турангского договора лидерам Туранги, Уавы, Вакавитиры, Рангитукии и Токомару, чтобы вожди Восточного побережья могли подписать его; На экземпляре Турангского договора стоит 41 подпись, ряд важных лидеров отказались подписывать, в том числе Те Кани. [ 3 ] [ 7 ]

Сэр Дональд Маклин , который встретил Те Кани в Бедной бухте в 1851 году, говорит в своем дневнике ( Библиотека Александра Тернбулла ), что Те Кани откровенно приветствовал его, «хотя он был застигнут врасплох, когда я подошел к нему». Его единственной эмблемой вождя была «кость, украшенная лентами волос вокруг ручки, которой он небрежно размахивал в правой руке, когда ехал верхом на лошади». Маклин добавляет, среди прочего: «Он красивый, симпатичный мужчина, но не поразительно — в его чертах лица нет ни такой решимости, как у Те Хапуку, ни даже такой джентльменской внешности, как Те Равири, двоюродный брат его в Турангануи, но на самом деле все туземцы открыто признают его одним из величайших людей на этой стороне острова».

В своей речи в Гисборне в 1901 году Джозеф Гоадби Бейкер (которого родители отвезли в залив Толага в 1843 году) описал Те Кани как «человека царственной внешности, высокого и красивого, с вьющимися каштановыми волосами, обладающего всеми качествами один из джентльменов природы». По его словам, Те Кани считался своим народом священным человеком, и он мог повлиять на них словом или взмахом руки. Он был большим другом европейцев и отказывался от всякой сдержанности в их обществе. Хотя он был таким хорошим другом миссионеров, он никогда не принимал христианство и не посещал общественные богослужения. Г-н Бейкер добавил: «К сожалению, он пристрастился к крепким напиткам, что привело его к преждевременной кончине».

Смит утверждает, что Те Кани принял участие в битве, которая произошла на берегах реки Вайпаоа в 1820–1821 годах, когда Нгапухи под командованием Те Веры и Титоре и военные отряды Вайкато и Нгати-Маниапото разгромили Ронговакаату и их союзники. Среди убитых были трое его братьев (или, возможно, двоюродные братья), и он спасся, только прыгнув в каноэ и изо всех сил доплыв до деревни в устье реки. [ 5 ] : 171  Это сражение не фигурирует в списке сражений, происходивших в заливе Бедности, составленном Э. Ф. Харрисом, и никаких упоминаний о нем не обнаружено в протоколах Земельного суда коренных народов. Также отсутствуют какие-либо подробности о сражении в Бедной Бухте, в котором, по словам Полака, Те Кани попал в плен, а впоследствии «собрал сераил из семей своих похитителей». [ 5 ] : 171 

Те Кани умер в блоке Паремата (залив Толага) в 1856 году после продолжительной болезни. Постепенно его тело было доставлено в Вангару. По некоторым сведениям, захоронение произошло сначала в деревне, а затем останки были перевезены на остров. Однако Ричард Лич из Вангары указал Джозефу Ангусу Маккею на группу деревьев к северо-востоку от деревни, которая, по его словам, укрывала последнее пристанище Те Кани.

Царство маори

[ редактировать ]

NB: Этот раздел основан на тексте в Маккей, Джозеф Ангус (1949). Исторический залив Бедности и восточное побережье, штат Нью-Йорк, Новая Зеландия , доступен здесь , в Новозеландском электронном текстовом центре .

Было высказано множество предположений относительно того, почему племена Бедного залива и Восточного побережья стояли в стороне от Движения королей маори в 1856 и 1857 годах, видя, что большинство их членов отказывались от верности королеве Виктории . Г-н Уорделл, Р.М., считал, что это произошло потому, что они завидовали племенам Вайкато. Он говорит, что вожди Восточного побережья действительно обсуждали уместность назначения собственного короля, но соперничество между главными лидерами помешало им сделать это. Те Кани умер в 1856 году.

Джеймс Коуэн сообщил Джозефу Ангусу Маккею, что, когда Тамихана Кута и Матене те Виви в 1852 году начали свой крестовый поход в поддержку назначения короля маори, Те Кани был, как он понял, первым великим вождем, которому была предложена королевская власть. Во всяком случае, его имя упоминалось как имя подходящего руководителя для этой должности. Лично он никогда не спрашивал по этому поводу маори Восточного побережья. Он добавил, что Потатау Те Верогеро был выбран в Таупо в 1856 году и что его назначение было подтверждено в Вайкато в 1857 году. С другой стороны, преподобный Т.С. Грейс (тогда находившийся в Пукаве, Таупо) утверждает в своем ежегодном отчете за 1856 г., что на Конгрессе маори в 1856 г. не было сделано никаких выборов. Он добавляет: «Наш великий вождь (Те Хеухой), которого они хотели назначить, объявил себя на стороне королевы».

Среди маори Восточного побережья твердо верят, что к Те Кани обратились. Одна из их версий гласит, что посланниками были Тамихана и Матене, а другая - что Уаву посетил сам Те Хеухе. Никаких упоминаний о таком визите нет ни в трудах У. Уильямса , ни в У. Л. Уильямсе. Дж. Г. Бейкер (сын преподобного Чарльза Бейкера ) подчеркивал, что задолго до того, как вспыхнули военные действия в Таранаки или Вайкато, Те Кани посетили депутации из Таупо, Вайкато и других мест, которые ответили, что никто не сможет совещаться на нем был титул, больший, чем тот, который был его правом по рождению, и, следовательно, он не мог принять никакого нового - и что для него было бы всего лишь пустым - титулом.

21 мая 1858 года в Бедной бухте состоялась чудовищная рунанга (дискуссия). Г-н Уорделл описал ее губернатору как «самую влиятельную и самую многочисленную из всех, которые происходили с момента моего приезда». Ни в одном из выступлений не было поддержки авторитета королевы. Все, что лидеры были готовы получить от европейцев, — это христианство. Рутене Пивака пожаловалась на изменения, внесенные в молитвенник. «Первый молитвенник, — сказал он, — содержал молитву за рангатира маори и их семьи. Во втором издании молитва была за королеву и рангатира маори. Молитва в третьем издании была предназначена только для королевы и ее семьи. Пусть пакехи молятся за королеву, если хотят, но мы не будем называть ее нашей королевой и не признаем ее власть». Было общее мнение, что магистрата следует отозвать.

Положение неуклонно ухудшалось. В апреле 1859 года делегаты из Восточного Кейпа присутствовали на встрече в Павакайро (HB), на которой присутствовал Тамихана. Всем племенам было рекомендовано аннулировать все договоры аренды с Пакехой и выкупить расставшиеся земли. Некоторые из вождей Хокс-Бей оказались нежелающими отказываться от ренты, которую они получали. Ближе к концу года комиссар по земельным ресурсам Белл посетил Бедность-Бей, но его усилия по урегулированию нерешенных споров о земельных претензиях были незначительными из-за враждебности редедиационистов, главой которых он считал Лазаря.

  1. ^ «Те Кани-а-Такирау ок. 1790–1856 (ЧЕЛОВЕК)» . Новозеландский электронный текстовый центр . Веллингтон , Новая Зеландия: Веллингтонский университет Виктории . Проверено 10 мая 2012 г.
  2. ^ Оливер, Стивен. «Те Кани-а-Такирау» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 1 декабря 2011 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Дерби, Марк (июль 2007 г.). «Вай 900 - Расследование Восточного побережья,« Ненарушенное владение »- Те Тирити о Вайтанги и маори Восточного побережья 1840–1865 (Обзорный отчет)» (PDF) . Руавайпу . Проверено 3 октября 2011 г.
  4. ^ Тейлор, Ричард (1848). «Часть I.: Естественная история — Раковины» . Лист из естественной истории Новой Зеландии; или словарь его различных произведений и т. д. и т. д. с их местными названиями . Веллингтон , Новая Зеландия: Роберт Стоукс из офиса «Новозеландского наблюдателя и стража пролива Кука» и Дж. Уильямсон из «Новозеландского офиса» в Окленде. п. 18. OCLC   154220556 . Проверено 10 мая 2012 г. Нгаруру, большой хорус
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Смит, С. Перси (1910). «Вай-паоа, 1820–21» . Войны маори девятнадцатого века: борьба северных племен против южных племен маори до колонизации Новой Зеландии в 1840 году (2-е и прим. изд.). Крайстчерч , Веллингтон и т. д.: Уиткомб и Гробницы . стр. 171–2. OCLC   8594916 . Проверено 10 мая 2012 г.
  6. ^ Поляк, И.С. (1838). «Глава IV: Прибытие вождя. Аргументы вождя» . Новая Зеландия: рассказ о путешествиях и приключениях во время проживания в этой стране в период с 1831 по 1837 годы . Том. 2. Лондон , Великобритания: Джозеф Бентли. стр. 125–6. OCLC   6462574 . Проверено 10 мая 2012 г.
  7. ^ Оливер, Стивен. «Ихарайра Те Хоукамау» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 3 ноября 2015 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c96e64f3504c0175d0b606e6d24c2676__1701911160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/76/c96e64f3504c0175d0b606e6d24c2676.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Te Kani-a-Takirau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)