Анн-Тереза де Маргенат де Курсель
Анна-Тереза де Маргенат де Курсель (1647 – 12 июля 1733), которая после замужества стала мадам де Ламбер, маркизой де Сен-Бри и широко известна как маркиза де Ламбер , была французской писательницей и салоньеркой .
Во времена Режанса , когда двор герцогини Мэнской в замке Со развлекался легкомыслием, а двор герцога Орлеанского в Пале-Рояле предался разврату, салон маркиза де Ламбер считалась храмом приличия и хорошего вкуса в качестве реакции на цинизм и вульгарность время. Для образованных людей того времени было настоящей честью быть допущенным на знаменитые «вторники», где достоинство и высокий класс «Великого века» еще витали .
Биография
[ редактировать ]Единственная дочь Этьена де Маргена, сеньора де Курселя, и его жены Моники Пассар, Анн-Тереза де Маргена де Курсель, родилась и умерла в Париже. Она потеряла отца, чиновника фискального суда Парижа, в 1650 году, когда ей было всего три года. Ее воспитывала мать, отличавшаяся легкостью своих привычек, и второй муж матери, литературный дилетант Франсуа Ле Куанье де Башомон , который привил ей любовь к литературе. В юном возрасте, как пишет ее друг Бернар Ле Буйе де Фонтенель , «она часто ускользала от радостей юности, чтобы читать в одиночестве, и начинала по собственному желанию писать отрывки из того, что ее больше всего поражало. Это было либо тонкие размышления о человеческом сердце или остроумные обороты речи, но чаще всего размышления». [ 1 ]
22 февраля 1666 года она вышла замуж за Анри де Ламбера , маркиза де Сен-Бри, выдающегося офицера, который должен был стать генерал-лейтенантом и губернатором Люксембурга . Их союз был очень счастливым, и у них родилось двое детей: [ 2 ] сын Анри-Франсуа (1677–1754) и дочь Мария-Тереза (1679). [ 3 ] -1731), ставшая после замужества графиней де Сент-Олер. Маркиза де Ламбер овдовела в 1686 году и вырастила двоих маленьких детей, в то время как вела длительные и трудные судебные процессы против семьи мужа, чтобы спасти имущество своих детей.
В 1698 году она арендовала северо-западную половину отеля Невер, расположенного на улице Ришелье, недалеко от нынешнего места Национальной библиотеки . Начиная с 1710 года в своей прекрасной гостиной, украшенной Робером де Коттом , она открыла свой знаменитый литературный салон . По словам ее друга, аббата де ла Ривьер, «она стала жертвой колики образованности и остроумия, болезни, которая внезапно поразила ее и оставалась неизлечимой до ее смерти». Она принимала посетителей дважды в неделю: литераторов по вторникам и высшего света по средам, не стремясь, однако, установить непроницаемую преграду между двумя мирами; напротив, ей нравилось заинтересовывать знатных людей литературой и знакомить писателей с преимуществами посещения общества, и постоянные посетители могли беспрепятственно переходить из одного дня в другой.
Вторники начались около часа дня. После очень изысканного ужина состоялись «академические конференции» на философские или литературные темы. Политические и религиозные дискуссии были категорически запрещены. От каждого гостя требовалось высказать личное мнение или прочитать отрывки из своего последнего произведения; Утром в день собрания, как говорит аббат де ла Ривьер, «гости готовились ко дню». Хозяйка дома руководила тем, что ее критики называли «остроумным бизнес-офисом». Она поощряла писателей к высочайшему нравственному тону и способствовала ориентации движения идей на новые литературные формы: из ее салона исходили Антуана Удара де ла Мотта нападки на три единства , на стихосложение и на Гомера , которого мадам де Ламбер считала скучным; что не мешало ей принимать таких сторонников писателей-классиков, как Анн Дасье , отец д'Оливе или Валенкур .
Маркиза де Ламбер не была социально консервативной. Она защищала Монтескье сатирические «Персидские письма» и сумела добиться избрания автора во Французскую академию . Она была одной из первых светских женщин, открывших свои двери таким актерам, как Адриенн Лекуврёр или Мишель Барон .
Фонтенель и Удар де ла Мотт были выдающимися людьми ее знаменитого салона, где можно было также встретить Мари-Катрин д'Ольнуа , поэтессу Катрин Бернар , аббата Бражелонского , отца Бюфье , аббата де Шуази , мадам Дасье , математика. Дортус де Майран , Фенелон , Эно , Мариво , аббат Монго , Монтескье , адвокат Луи де Саси (один из фаворитов маркизы), маркиз де Сент-Олер , [ 4 ] Баронна Стааль , мадам де Тенсен, принимавшая гостей маркизы после ее смерти в 1733 году, или аббат Террассон .
Салон маркизы де Ламбер был известен как вестибюль Французской академии . По словам маркиза д'Аржансона , «она добилась избрания половины членов Академии».
Госпожа де Ламбер, говорит Фонтенель, «не только пылко служила своим друзьям, не дожидаясь ни их просьбы, ни унизительного изложения их нужды; ее сильно, и обстоятельства должны были быть особенно противоположными, чтобы она не поддалась. Некоторые плохие последствия ее щедрости не исправили ее, и она всегда оставалась одинаково готовой рисковать, делая добро». [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]Литературное наследие
[ редактировать ]
Госпожу де Ламбер особенно интересовали вопросы образования. Она написала «Советы матери сыну» (1726 г.) и «Советы матери дочери» (1728 г.), которые полны благородства и возвышенной мысли и чей долг перед максимами Фенелона она признавала: «Я нашла наставления, которые я дал моему сыну в Телемахе , и советы моей дочери в L'Education des filles ». [ 6 ]
Ее «Размышления о женщинах» не предназначались для печати, и когда они были опубликованы с экземпляров, предназначенных для друзей автора, она сильно расстроилась и сочла себя опозоренной. Она скупила большую часть издания, чтобы уничтожить его, что не помешало нескольким тайным переизданиям и даже переводу на английский язык. Этот текст точно отражает парадоксы женского состояния:
Я исследовал, можно ли лучше использовать женщин: я нашел уважаемых авторов, которые считали, что у них есть качества, которые могли бы привести их к великим вещам, такие как воображение, чувство, вкус: дары, которые они получили от природы. Я размышлял над каждым из этих качеств. Так как чувство господствует над ними и естественным образом ведет их к любви, я искал, можно ли спасти их от невыгодных последствий этой страсти, отделив удовольствие от того, что называется пороком. Поэтому я вообразил себе метафизику любви: пусть она практикует ее, кто может.
Не отвергая привлекательности женственности, автор восстает против пустоты женского образования, упрекая Мольера в том, что он «привязался к учению стыда, который был уделом порока». По ее мнению, именно внутренняя пустота ведет к моральному разложению: поэтому углубленное образование является защитой от порока.
Она также писала очерки о дружбе и старости, а также изображения гостей ее салона и произведения для чтения на этих собраниях.
У нее был настоящий талант создавать изречения с новым и оригинальным поворотом: «Об этом часто думают хорошо, — пишет критик девятнадцатого века Шарль Огюстен Сент-Бев , — но говорят еще лучше». [ 7 ] Иногда допуская излишнюю утонченность, она часто проявляет энергию и краткость. Ее сочинения замечательны, по словам Фонтенелле, «тоном дружелюбной добродетели, который царит повсюду», и, по словам Луи Симона Оже , «чистотой стиля и морали, возвышенностью чувств, утонченностью стиля». наблюдения и идеи».
Маркиза де Ламбер не отличалась особой набожностью, хотя и осуждала безрелигиозность как дурной тон; [ 8 ] «Религия г-жи де Ламбер, — замечает Сент-Бёв, — представляет собой скорее возвышенную интеллектуальную форму, чем внутренний и привычный источник, текущий из сердца, или чем положительное откровение». [ 9 ] Таким образом, она была предшественницей Просвещения и его философских идей.
Хронологический список
[ редактировать ]- Письмо мадам маркизы де *** о «Новых баснях» [Антуана Удара де Ла Мотта]. Ответ послужил извинением , 1719 г.
- Совет матери сыну, 1726 г.
- Новые размышления о женщинах, или Метафизика любви , 1727 г.
- Совет матери дочери, 1728 г.
- Трактат о дружбе [Очерк о дружбе], 1732 г.
- Трактат о старости [Очерк старости], 1732 г.
маркизы де Ламбер Произведения публиковались несколько раз, начиная с 1747 года; кроме перечисленных выше произведений, они содержали «Диалог Александра и Демосфена о равенстве счастья»; Психея, по-гречески Душа [Психея, Душа по-гречески]; «Женщина-отшельница», рассказ [Женщина-отшельница]; письма, портреты и речи.
Переводы
[ редактировать ]- Совет матери сыну и дочери ; пер. Уильям Хэтчетт. Лондон: Хотя. Уорролл, 1729 год.
- Философия любви, или Новые размышления о прекрасном поле ; пер. Джон Локман . Лондон: Дж. Хокинс, 1729 и 1737 гг.
- Письма маркизы де Ламбер к сыну и дочери, «О истинном воспитании» и «Диалог между Александром и Диогеном о равенстве счастья» ; пер. Роуэлл. Лондон: М. Купер, 1749.
- Работы маркизы де Ламбер ; пер. анон. Лондон: В. Оуэн, 1749 г. Дальнейшие издания 1756, 1769, 1770 гг. (Дублин: Дж. Поттс), 1781 г.
- Очерки о дружбе и старости ; пер. Элиза Болл Хейли. Лондон: Дж. Додсли, 1780. Архив американских библиотек.
- Прекрасная одиночка, или Женщина-отшельница ; пер. анон. Филадельфия: Уильям Споттсвуд, 1790.
- «Совет матери дочери»; пер. анон. В родительском надзоре барышни . Лондон: Натаниэль Паттен, 1792. Архив американских библиотек . И в «Женской библиотеке Анжелики, или Присутствуют родители и опекуны». Лондон: Дж. Гамильтон, 1794 г. Переизданные Google Книги с новым предисловием Вивьен Джонс, Thoemmes Press, 1995 г.
- «Совет матери сыну»; пер. анон. В практической морали, или Руководство по мужчинам и манерам. Хартфорд: Уильям Андрус, 1841. Google Книги.
- Новые размышления о женщинах: новый перевод и введение ; пер. Эллен МакНивен Хайн. Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга, 1995.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фонтенель, с. 402.
- ↑ Помимо двух дочерей, умерших в младенчестве.
- ^ Уилсон, Кэтрин М.; Шлютер, июнь; Шлютер, Пол (2013). Женщины-писательницы Великобритании и Европы: Энциклопедия . Рутледж. стр. 253. ИСБН 9781135616700 . Проверено 10 июля 2018 г.
- ↑ По словам Эно, маркиза де Ламбер тайно вышла за него замуж в конце своей жизни.
- ^ Фонтенель, с. 404.
- ^ Тем не менее, по словам Даниэлу (2000), совет ее дочери интеллектуально шире, чем ограничительная концепция Фенелона об образовании девочек.
- ^ Сент-Бёв, IV, с. 226.
- ^ «Преданность - это чувство, подходящее женщинам и подходящее обоим полам».
- ^ Сент-Бёв, IV, с. 229.
Библиография
[ редактировать ]- Болуфер, Моника (2015). «Этика совершенства: Каэтана де ла Серда и распространение мадам де Ламбер в Испании» . Тетради современной истории (на испанском языке). 40 . Мадрид: Мадридский университет Комплутенсе: 241–264. дои : 10.5209/rev_CHMO.2015.v40.49170 . hdl : 10550/53874 . ISSN 0214-4018 .
- Кравери, Бенедетта (2005) [2001]. «Маркиза де Ламбер: идеал красивой женщины » . Искусство разговора . пер. Тереза Во. Нью-Йорк: Обзоры книг Нью-Йорка. стр. 263–276 . ISBN 1-59017-141-1 .
- Даниэлу, Екатерина (2000). «Анна-Тереза де Ламбер». В Энн Р. Ларсен и Колетт Х. Винн (ред.). Сочинения дореволюционных француженок . Лондон: Рутледж. стр. 409–424. ISBN 0-8153-3190-8 .
- Давернь, Робер (1947). «Маркиза де Ламбер в отеле Невер, 1698–1733». Обзор синтеза . XXI (Документ № 2, октябрь – декабрь). Париж: Париж: А. Мишель.
- Делавинь, Фердинанд (1878). «Первый салон XVIII века. Друг Фонтенеллы». Мемуары Академии наук и др. Тулузы (7-я серия, том 10). Тулуза: Дуладур.
- Фонтенель, Бернар Ле Буйе де (1825) [1767]. «Похвала маркизе де Ламбер» . Работы Фонтенеллы . Полет. II. Париж: Лосось. стр. 400–404.
- Жиро, Шарль (1881). «Салон мадам де Ламбер» . Маршал Виллар и ее время . Париж: Национальная империя. стр. 180–194.
- Грандеруте, Роберт (1987). «От воспитания девочек к советам матери дочери : Фенелон и мадам де Ламбер». Обзор литературной истории Франции . 87 :15–30.
- Греар, Октава (1886). «Мадам де Ламбер» . Образование женщин женщинами . Париж: Хашетт. стр. 169–216.
- Гренте, Жорж (1951). «Маркиза Анна-Тереза де Ламбер». В Жорже Гренте (ред.). Словарь французских букв . Полет. 3. Париж: Фаярд. стр. 31–32.
- Хайн, Эллен МакНивен (1973). Мадам де Ламбер, ее источники и ее круг . Исследования по Вольтеру и XVIII веку. Том. 102. Оксфорд: Фонд Вольтера.
- Хайн, Эллен МакНивен (1995). Новые размышления маркизы де Ламбер о женщинах: новый перевод и введение . Феминистское литературоведение. Том. 17. Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга. ISBN 0-8204-2705-5 .
- Лескюр, Матюрен де (1881). Женщины-философы . Париж: Э. Денто.
- Маршал, Роджер (1991). Мадам де Ламбер и его окружение . Исследования по Вольтеру и XVIII веку. Том. 289. Оксфорд: Фонд Вольтера. ISBN 0-7294-0417-Х .
- Мейсон, Амелия Гир (1891). «Прихожая Французской академии» . Женщины французских салонов . Нью-Йорк: The Century Co., стр. 135–145.
- Сент-Бев, Шарль Огюстен (1859) [1850]. «Герцогиня Мэн» . Понедельник, переговоры . Полет. III. Париж: братья Гарнье. стр. 206–228.
- Сент-Бёв, Шарль Огюстен (1859) [1851]. «Госпожа де Ламбер и мадам Неккер» . Понедельник, переговоры . Полет. IV. Париж: братья Гарнье. стр. 217–239.
- Вигери, Жан де (1995). История и словарь Просвещения 1715–1789 гг . Париж: Роберт Лаффон. ISBN 2-221-04810-5 .
- Уильямс, Чарльз Г.С. (1991). «Анна-Тереза де Маргенат де Курсель, маркиза де Ламбер». В Катарине М. Уилсон (ред.). Энциклопедия континентальных женщин-писательниц . Полет. 2. Лондон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 692–694. ISBN 0-8240-8547-7 .