Пьер де Мариво
Пьер де Мариво | |
---|---|
![]() Портрет Мариво работы Луи-Мишеля ван Лоо | |
Рожденный | Пьер Карле де Шамбен де Мариво 4 февраля 1688 г. Париж , Франция |
Умер | 12 февраля 1763 г. Париж, Франция | (75 лет)
Занятие | Драматург |
Национальность | Французский |
Период | Просвещение |
Жанр | Романтическая комедия |
Литературное движение | Свет |
Пьер Карле де Шамбен де Мариво (англ. Французское произношение: [pjɛʁ kaʁlɛ də ʃɑ̃blɛ̃ də maʁivo] ; 4 февраля 1688 — 12 февраля 1763), обычно называемый Мариво , был французским драматургом и писателем .
Он считается одним из самых выдающихся французских драматургов 18 века, написав множество комедий для Французской комедии и Итальянской комедии Парижа. Его самые важные работы — «Триумф любви» , «Игра любви и др.» и «Откровения Фаусса» . Он также опубликовал ряд эссе и два важных, но незаконченных романа: «Жизнь Марианны» и «Le Paysan parvenu» . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Его отец был норманнским финансистом, которого от рождения звали Карле, но который принял фамилию Шамбен, а затем Мариво. Он воспитывал свою семью в Лиможе и Риоме , в провинции Овернь , где руководил монетным двором. [1]
Говорят, что Мариво написал свою первую пьесу « Отец благоразумный и справедливый» , когда ему было всего восемнадцать, но она была опубликована только в 1712 году, когда ему было двадцать четыре. Однако молодой Мариво больше сосредоточился на написании романов, чем пьес. За три года с 1713 по 1715 год он написал три романа: « Effets surprenants de la Sympathie» ; La Voiture embourbée и книга, имевшая три названия – «Фарсамон» , «Романские фолии » и «Современный Дон Кихот» . Эти книги сильно отличаются от его более поздних, более известных произведений: они вдохновлены испанскими романами и героическими романами предыдущего века с определенной примесью чудесного. [1]
Тогда литературный пыл Мариво вступил в новую фазу. Он пародировал Гомера , чтобы служить делу Антуана Удара де Ла Мотта (1672–1731), гениального парадокса; Мариво уже сделал нечто подобное для Франсуа Фенелона , чей «Телемах» он пародировал и обновил как «Телемах-травести» (написанный в 1714 году, но опубликованный только в 1736 году). Его дружба с Антуаном Ударом де Ла Моттом познакомила его с « Меркурием» , главной газетой Франции, и он начал писать для нее статьи в 1717 году. Его работа отличалась острой наблюдательностью и литературным мастерством. В его работах проявились первые признаки того, что сейчас называют «мариваудажем», — кокетливого подшучивающего тона, характерного для диалогов Мариво. [1] В 1742 году он познакомился с тогда еще неизвестным Жан-Жаком Руссо , помогая ему редактировать пьесу « Нарцисс», хотя она была поставлена лишь спустя долгое время. [2]
Мариво считается остроумным собеседником с несколько противоречивым характером. Он был чрезвычайно добродушен, но любил говорить очень суровые вещи, без колебаний принимал милости (он получал регулярную ренту от Клода Адриена Гельвеция ), но чрезвычайно обидчив, если считал, что им каким-либо образом пренебрегают. В то же время он был великим воспитателем чувствительности и беспощадно критиковал начинающих философов . Возможно, по этой причине Вольтер стал его врагом и часто унижал его. Среди друзей Мариво были Гельвеций, Клодин Герен де Тенсен , Бернар ле Бовье де Фонтенель и даже мадам де Помпадур (которая якобы обеспечивала ему пенсию). У Мариво была дочь, которая стала монахиней; герцог Орлеанский, преемник регента, предоставил ей приданое. [1]
Литературная карьера
[ редактировать ]Начало 1720-х годов было очень важным для Мариво; он написал комедию (ныне в основном утерянную) под названием «L'Amour et la vérité» , еще одну комедию «Арлекин poli par l'amour » и неудачную трагедию «Аннибал» (напечатана в 1737 году). Примерно в 1721 году он женился на мадемуазель Мартен, но вскоре после этого она умерла. Между тем, он потерял все свои деньги, полученные от наследства, когда вложил их в схему Миссисипи . Его ручка теперь стала почти его единственным ресурсом. [1]
Мариво имел связи с двумя модными театрами: Аннибал играл в «Комеди Франсез» и «Арлекин Поли» в «Итальянской комедии». Он также пытался основать еженедельную газету Spectateur Français , единственным автором которой он был. Но его нерегулярная трудовая этика убила газету менее чем через два года. Таким образом, на протяжении почти двадцати лет театр, особенно «Итальянская комедия», был главной опорой Мариво. Его пьесы были хорошо приняты актерами Французской комедии, но редко имели там успех. [1]
Мариво написал от 30 до 40 пьес, лучшие из которых — «Сюрприз любви» (1722), « Триумф Плута» (1728), «Jeu de l’amour et du hasard» (1730) ( «Игра в любовь и случай» ). , «Признания Фаусса» (1737 г.), поставленные в итальянском театре, и «Леги» (1736 г.), поставленные во французском театре. Время от времени он возвращался к журналистике: периодическое издание под названием «L'Indigent philosophe» в 1727 году появилось , а в 1734 году - еще одно под названием «Le Cabinet du philosophe». Но те же причины, которые оказались фатальными для «Spectateur», помешали этим более поздним усилиям увенчаться успехом. [1]
В 1731 году Мариво опубликовал первые две части своего великого романа «Марианна» . Одиннадцать частей периодически появлялись в течение следующих одиннадцати лет, но роман так и не был закончен. В 1735 году был начат другой роман, «Le Paysan parvenu », но и он остался незавершенным. Мариво был избран членом Французской академии в 1742 году. В течение следующих двадцати лет он время от времени сотрудничал с Mercure , писал пьесы и размышления (которые редко имели большую ценность) и так далее. Он умер 12 февраля 1763 года в возрасте семидесяти пяти лет. [1]
Мариводаж
[ редактировать ]Так называемый «мариводаж» — главное в литературном творчестве Мариво, хотя лучшие комедии имеют большие достоинства, а «Марианна» — чрезвычайно важный шаг в развитии французского романа. Это, а также Le Paysan parvenu , имеют некоторую связь с работами Сэмюэля Ричардсона и Генри Филдинга . Вообще предметом Мариво является так называемая «метафизика занятий любовью». Как говорил Клод Проспер Жолио Кребийон , персонажи Мариво не только рассказывают друг другу и читателю все, что думают, но и все, в чем они хотели бы убедить себя, что они подумали. [1]
Этот стиль происходит главным образом от Фонтенеллы и Пресьезов , хотя его следы есть даже у Жана де Лабрюйера . Он в некоторой степени злоупотребляет метафорой и с удовольствием поворачивает метафору неожиданным и причудливым образом. Иногда знакомая фраза используется там, где можно ожидать достойного выражения; иногда наоборот. Кребийон также описал стиль Мариво как знакомство друг с другом слов, которые никогда не встречались и которые думают, что не смогут ужиться вместе (эта фраза сама по себе скорее в стиле Мариво). Подобное письмо, конечно, встречается в несколько периодов литературы, особенно в конце XIX века. Это фантастическое языковое вышивание имеет определенное очарование и соответствует той несколько нереальной галантности и чувственности, которые оно описывает и демонстрирует. Более того, Мариво обладал и мышлением, и наблюдательностью, а также значительным владением пафосом. [1]
Работает
[ редактировать ]Пьесы
[ редактировать ]- 1712 : Благоразумный и справедливый отец
- 1720 : Любовь и правда
- 1720: Арлекин, отполированный любовью (Урок любви Арлекина)
- 1720: Аннибал , его единственная трагедия
- 1722 : Приятный сюрприз
- 1723 : Двойное противоречие (неверности)
- 1724 : Переодетый принц
- 1724: Лжеслуга или Лжеслуга
- 1724: Непредвиденная развязка
- 1725 : остров Невольничий
- 1725: Деревенский наследник
- 1726 : Магомет второй (неоконченная прозаическая трагедия)
- 1727 : Остров разума или Маленькие человечки
- 1727: Второй сюрприз любви
- 1728 : Триумф Плутуса (Деньги заставляют мир вращаться)
- 1729 : Новая колония переписана утрачена, а затем в 1750 году под названием La Colonie.
- 1730 : случая Игра любви и
- 1731 : Встреча любви
- 1732 : любви Триумф
- 1732: Неосторожные клятвы
- 1732: Школа матерей
- 1733 : L’Heureux Stratageme (Успешные стратегии)
- 1734 : Презрение
- 1734: Маленький Мастер исправлен.
- 1734: Путь к удаче
- 1735 : Доверенная мать
- 1736 : Ле Лег (Наследие)
- 1737 : Ложные признания
- 1738 : Непредвиденная радость
- 1739 : Искреннее (Испытание)
- 1740 : Испытание
- 1741 : Сплетни
- 1744 : La Dispute (Предмет спора)
- 1746 : Предрассудки побеждены.
- 1750 : В колонии
- 1750: Верная женщина
- 1757 : Фелиция
- 1757: Постоянные игроки
- 1761 : Провинциал
Журналы и очерки
[ редактировать ]- 1717 – 1718 : Письма о жителях Парижа.
- Письма, содержащие приключение
- Мысли на разные темы
- 1721–1724 . зритель : Французский
- 1726 : Нищий философ
- 1734 : Кабинет философа
Романы
[ редактировать ]- 1713–1714 . Удивительные : эффекты симпатии
- 1714: «Увязший автомобиль» — «импровизированный » роман
- 1714: Ле Бильбоке
- 1714: Переодетый Телемах
- 1716–1717 . стихах : Переодетый Гомер или Илиада в бурлескных
- 1737 : Pharsamon ou Les Folies romanesques (Фарсамонд, или Новый рыцарь-посланник)
Неоконченные романы
[ редактировать ]- начато в 1727 году : La Vie de Marianne (Жизнь Марианны).
- начато в 1735 году : Крестьянин -выскочка.
Адаптации
[ редактировать ]«Триумф любви» , музыкальная сценическая адаптация пьесы Мариво «Триумф любви» 1997 года , непродолжительное время шла на Бродвее .
Кино и телевидение
[ редактировать ]- I nostri figli , режиссёр Уго Фалена (Италия, 1914, короткометражный фильм, по пьесе «Игра любви и случая »)
- «Месье Гектор» , режиссёр Морис Камаж (Франция, 1940, по пьесе « Игра любви и случая »)
- Игра любви и случая , реж. Леопольдо Торрес Риос (Аргентина, 1944, по пьесе «Игра в любовь и случай »)
- Le Jeu de l'amour et du hasard , режиссёр Марсель Блюваль (Франция, 1967, телефильм по пьесе « Игра в любовь и случай »)
- «Двойное непостоянство» , режиссёр Марсель Блюваль (Франция, 1968, телефильм по пьесе «Двойное непостоянство »)
- Карибия — Ein Filmrausch in Stereophonie , режиссёр Артур Мария Рабенальт (Западная Германия, 1978, по пьесе «Диспут »)
- Les Fausses Confidences , режиссёр Даниэль Моосманн (Франция, 1984, по пьесе Les Fausses Confidences )
- La Fausse Suivante , режиссёр Патрис Шеро (Франция, 1985, телефильм по пьесе La Fausse Suivante )
- «Жизнь Марианны» , режиссёр Бенуа Жако (Франция, 1995, телефильм по роману «Жизнь Марианны» )
- «Ложный слуга» , режиссёр Бенуа Жако (Франция, 2000, по пьесе La Fausse Suivante )
Пьеса Мариво «Триумф любви» (1732) была экранизирована на английском языке в 2001 году под названием «Триумф любви в главных ролях » с Мирой Сорвино , Беном Кингсли и Фионой Шоу . [3] На данный момент это единственная пьеса Мариво, когда-либо снятая на английском языке. Фильм получил умеренно положительные отзывы, но не имел кассового успеха.
Во французском фильме «L'Esquive» (2003) режиссера Абдельлатифа Кешиша французско-арабские подростки в пригороде Парижа готовят и исполняют пьесу Мариво « Игра в любовь и случай» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к свободном доступе : Сэйнтсбери, Джордж (1911). « Мариво, Пьер Карле де Шамлен де ». Британская энциклопедия . Полет. 17 (11-е изд.). стр. 726–727. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Лео Дамрош (2007). Жан-Жак Руссо: Беспокойный гений . Книги Маринера.
- ^ Триумф любви (2001) на IMDb
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Пьера де Мариво в Project Gutenberg
- Работы Пьера Карле де Шамбен де Мариво в Faded Page (Канада)
- Работы Пьера де Мариво или о нем в Интернет-архиве.
- Биография, Библиография, Анализ, Обзор сюжета (на французском языке)
- Библиография, анализ L'Ile des esclaves (на французском языке)