Jump to content

Бернар Ле Бовье де Фонтенель

Бернар Ле Бовье де Фонтенель
Портрет Фонтенеллы 1723 года работы Луи Галлоша.
Портрет Фонтенеллы 1723 года работы Луи Галлоша.
Рожденный ( 1657-02-11 ) 11 февраля 1657 г.
Руан , Франция
Умер 9 января 1757 г. ( 1757-01-09 ) (99 лет)
Париж, Франция
Занятие Эссеист
Родственники Томас Корнель и Пьер Корнель

Бернар Ле Бовье де Фонтенель (англ. Французский: [fɔ̃tənɛl] ; 11 февраля 1657 г. - 9 января 1757 г.), [1] также известный как Бернар Ле Буйе де Фонтенель , был французским писателем и влиятельным членом трех академий Института Франции , особенно известным своим доступным подходом к научным темам в эпоху Просвещения .

Биография

[ редактировать ]

Фонтенель родился в Руане , Франция (тогда столица Нормандии ) и умер в Париже в возрасте 99 лет. Его мать была сестрой великих французских драматургов Пьера и Тома Корнелей . Его отец, Франсуа ле Бовье де Фонтенель, был юристом, работавшим в провинциальном суде Руана и выходцем из семьи адвокатов из Алансона. [2]

Он изучал право, но после одного случая бросил это дело, посвятив свою жизнь написанию статей о философах и ученых, особенно защите картезианской традиции. [3] Несмотря на несомненную ценность и ценность его работ как для мирян, так и для научного сообщества, нет никаких сомнений в том, что он является основным вкладчиком в этой области. Он был комментатором и объяснителем, а иногда и страстным, хотя в целом добродушным, полемистом. [4]

Он получил образование в колледже иезуитов , лицее Пьера Корнеля (хотя он принял имя его дяди (Пьера Корнеля) только в 1873 году, примерно 200 лет спустя). [5] В лицее он проявил предпочтение к литературе и отличился.

По словам Бернара де Фонтенеля, Блондель был учеником отца Марина Мерсенна в Парижской академии во французской столице до 1649 года. Там он встретил «г-с Гассенди , Декарта , Гоббса , Роберваля и двух Паскалей, отца и сына ». [6]

Ранние работы

[ редактировать ]

Он начинал как поэт, написав стихотворение на латыни в 13 лет и не раз боролся за призы Французской академии , но так и не выиграл ничего. Время от времени он посещал Париж и подружился с аббатом де Сен-Пьером , аббатом Верто и математиком Пьером Вариньоном . В 1680 году он стал свидетелем полного провала своей трагедии «Аспар» . Впоследствии Фонтенель признал общественный приговор, сжег свою неудачную драму. Его либретто к опере Паскаля Колласса «Тетида и Пеле» Фетида и Пелей »), премьера которой состоялась в Парижской опере в январе 1689 года, было встречено с большим успехом.

Его «Lettres galantes du chevalier d'Her…» , анонимно опубликованные в 1685 году, представляли собой сборник писем, изображающих мирское общество того времени. Это сразу оставило свой след. В 1686 году его знаменитая аллегория Рима и Женевы , слегка замаскированная под соперничающих принцесс Мрео и Эенегу, в « Relation de l'ile de Bornéo » доказала его смелость в религиозных вопросах. Но именно своими «Новыми диалогами о смерти» (1683) Фонтенель действительно претендовал на высокий литературный статус. [7]

Три года спустя это утверждение было подкреплено тем, что было резюмировано [8] как самая влиятельная работа о множественности миров того периода, Entretiens sur la Plulité des mondes (1686). Он много писал о природе Вселенной : « Вот Вселенная настолько огромна, что я теряюсь в ней. Я больше не знаю, где я. Я вообще ничего. Наш мир страшен своей незначительностью.

Более поздняя работа

[ редактировать ]
Элементы геометрии бесконечности , 1727 год.

Фонтенель поселился в Руане . В 1687 году он переехал в Париж. В 1687 году он опубликовал свою «Историю оракулов» , книгу, которая произвела значительный резонанс в богословских и философских кругах. Он состоял из двух эссе, первое из которых было призвано доказать, что оракулы не были даны сверхъестественной силой демонов, а второе - что они не прекратились с рождением Иисуса.

Это вызвало подозрения церкви, и иезуит по имени Жан-Франсуа Бальтюс опубликовал тяжеловесное опровержение этого утверждения; но миролюбивый нрав ее автора побудил его оставить своего противника без ответа. К следующему году (1688) относится его «Отступление к древним и современным» , в котором он занял современную сторону в бушевавшей тогда полемике; его Doutes sur le système Physique des Causes Casenelles (против Николя Мальбранша Вскоре после этого появился ).

Он оставался влиятельным и в старости, и когда неизвестный тогда Жан-Жак Руссо встретил его в 1742 году, когда Фонтенелле было 85 лет, он передал совет, который давал всем молодым писателям, приходящим к нему: «Вы должны мужественно подставить свою бровь лавру». венки и нос к ударам». [9]

Известный гурман , он объяснял свое долголетие употреблением клубники . В девяносто два года один наблюдатель написал, что он был таким же живым, как двадцатидвухлетний мужчина. [3] Когда, когда ему было под девяносто с небольшим, он встретил тогда еще красивую мадам Гельвеций , он, как сообщается, сказал ей: «Ах, мадам, если бы мне снова было восемьдесят!» [10]

Член Французской Академии

[ редактировать ]

В 1691 году он был принят во Французскую Академию, несмотря на решительные усилия сторонников «древних», особенно Расина и Буало , которые в четырех предыдущих случаях гарантировали его отказ. Таким образом, он был членом как Академии надписей , так и Академии наук . [4] В 1697 году он стал бессменным секретарем Академии наук и занимал эту должность сорок два года. Именно в этом официальном качестве он написал « Историю обновления Академии наук» (Париж, 3 тома, 1708, 1717, 1722), содержащую выдержки и анализы заседаний, а также элоги членов , написанные с большая простота и деликатность. [4]

Пожалуй, самая известная из его элогов , которых всего шестьдесят девять, — это элоги его дяди Пьера Корнеля . Впервые оно было напечатано в « Nouvelles de la republique des lettres» (январь 1685 г.) и, как « Жизнь Корнеля» , было включено во все издания «Œuvres» Фонтенеля . Другими важными работами Фонтенеля являются его «Элементы геометрии бесконечности» (1727 г.) и « Теория турбийонов» (1752 г.). В последнем он поддержал взгляды Рене Декарта на гравитацию, материал, который к тому времени был фактически вытеснен работами Исаака Ньютона . [4]

Он известен доступностью своих работ, особенно романтическим стилем. Это позволило неученым оценить научное развитие в то время, когда оно было необычным, а учёным — извлечь выгоду из мыслей общества в целом. Хотя его сочинения часто рассматриваются как попытка популяризировать астрономические теории Декарта, чьим величайшим представителем его иногда считают, они также призывали к грамотному обществу того времени более активно заниматься «натурфилософией», тем самым обогащая работы ранних философов. -Учёные - просветители. Несмотря на неоспоримую ценность и качество его работ, он не имел серьезных претензий на оригинальные научные или математические работы, но это не помешало ему открыто поддержать предложенные Декартом концепции роли вихрей в физике. [4]

Наследие

[ редактировать ]
Портрет Фонтенеллы работы Николя де Ларжильера.

Фонтенель был популярной фигурой в образованном французском обществе своего времени, занимая почетное положение, сравнимое только с положением Вольтера . Однако, в отличие от Вольтера, Фонтенель избегал наживать важных врагов. Свою склонность к универсальной критической мысли он уравновешивал щедрыми дозами лести и похвалы соответствующим лицам в аристократическом обществе.

Фонтенель образует связь между двумя очень разными периодами французской литературы: периодом Корнеля , Расина и Буало, с одной стороны, и периодом Вольтера, Даламбера и Дидро , с другой. Это можно сказать о нем не только в силу его преклонного возраста; на самом деле у него было много общего как с beaux esprits 17 века, так и с философами 18 века. Но именно к последнему, а не к первому периоду он принадлежит по праву.

По мнению Шарля Огюстена Сент-Бёва , он заслуживает места в классе esprits infiniment distingués, но отличается тем, что его следует добавить скорее интеллектом, чем интеллектом, и не столько способностью говорить много, сколько способностью говорить мало. хорошо.Вышло несколько сборников сочинений Фонтенеля, первое из которых напечатано в трех томах. в Гааге в 1728–1729 гг. Лучшим из них является «Париж» в 8 томах, 1790 г. Некоторые из его отдельных произведений часто переиздавались, а также переводились.

«Множество миров» было переведено на новогреческий язык в 1794 году. Сент-Бев написал интересное эссе о Фонтенелле с несколькими полезными ссылками в « Causeries du Monday» , vol. iii. См. также Вильмен , Таблица французской литературы XVIII века ; аббат Трюле, «Мемуары, служащие истории жизни и творчества г-на де Фонтенеля» (1759); «А Лаборд-Милаа, Фонтенель» (1905), из серии « Великие французские писатели »; и Л. Мегрон, «Фонтенель, человек, работа, влияние» (Париж, 1906).

Его «Диалоги мертвых» демонстрируют его эрудицию и остроумие, представляя придуманные, но правдоподобные диалоги между мертвыми древними и мертвыми современниками, а также целую книгу, посвященную диалогам между древними и современными. На вопрос Монтеня , было ли в некоторые века мудрецов больше, чем в другие, Сократ печально отвечает: «Общий порядок природы кажется очень постоянным». В одной из книг Рокселана и Анна Болейн обсуждают политику и то, как женщина решает, чтобы мужчина женился на ней. Диалог между Монтесумой и Кортесом позволяет первому развеять некоторые мифы о мудрости Древней Греции, приведя некоторые контрпримеры.

В 1935 году лунный кратер Фонтенель его именем был назван .

Библиография

[ редактировать ]
  • Комета (1681)
  • Новые диалоги из мертвых (1683)
  • О происхождении басен (1684 г.)
  • Галантные письма кавалера д'Эра*** (1685 г.)
  • Отношение острова Борнео (1686 г.)
  • Дискуссии о множественности миров (1686 г.; переработка 1724 г.)
  • История оракулов (1687 г.)
  • Отступление о древних и современниках (1688 г.)
  • «Граф Габалис», комедия в одном действии (1689)
  • Эней и Лавини (1690)
  • Идали (около 1710 г.)
  1. ^ Делорм, Сюзанна (1970–1980). «Фонтенель, Бернар Ле Буйе (или Бовье) Де». Словарь научной биографии . Том. 5. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 57–63. ISBN  978-0-684-10114-9 .
  2. ^ «Биография Фонтенеллы» . www-groups.dcs.st-and.ac.uk . Проверено 8 февраля 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б Мадам Жоффрен , Джанет Олдис . Сыновья Г. П. Патнэма. 1905. с. 26 . Проверено 16 августа 2012 г. - из Интернет-архива . Фонтенель госпожа Гельвеция.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Грегуар Франсуа. Последний защитник водоворотов: Фонтенель. В: Revue d'histoire des Sciences et de ses application,том 7, № 3, 1954. стр. 220-246. doi: 10.3406/rhs.1954.3438 http://www.persee.fr/doc/rhs_0048-7996_1954_num_7_3_343 Архивировано 5 октября 2018 г. в Wayback Machine.
  5. ^ «Лицей Пьера Корнеля Руана – История» . LGcorneille-lyc.spip.ac-rouen.fr. 19 апреля 1944 года . Проверено 16 августа 2012 г.
  6. ^ «Резолюция четырех основных проблем архитектуры» . Университет Тура (на английском и французском языках). Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 2 мая 2021 г.
  7. ^ Алмонд, Филип К. (июнь 2006 г.). «Адам, преадамиты и инопланетные существа в Европе раннего Нового времени» . Журнал истории религии . 30 (2): 163–174. дои : 10.1111/j.1467-9809.2006.00446.x .
  8. ^ Алмонд, Филип К. (июнь 2006 г.). «Адам, преадамиты и инопланетные существа в Европе раннего Нового времени» . Журнал истории религии . 30 (2): 163–174. дои : 10.1111/j.1467-9809.2006.00446.x .
  9. ^ Лео Дамрош (2007). Жан-Жак Русси: Беспокойный гений . Книги Маринера.
  10. ^ Райт, Эсмонд (1988). Франклин из Филадельфии . Издательство Гарвардского университета. п. 327. ИСБН  9780674318106 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55ffe3c53d01ce5e91f8757fe972dba9__1710328140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/a9/55ffe3c53d01ce5e91f8757fe972dba9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bernard Le Bovier de Fontenelle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)