Яннис Маркопулос
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2010 г. ) |
Яннис Маркопулос | |
---|---|
Яннис Маркопулос | |
![]() Маркопулос в 2008 году | |
Рожденный | Иоаннис Георгиу Маркопулос 18 марта 1939 г. |
Умер | 10 июня 2023 г. Афины , Греция | (84 года)
Место отдыха | Кладбище Папагу , Северные Афины |
Альма-матер | Университет Пантейон , Афинская консерватория |
Занятие | Композитор |
Годы активности | 1959–2023 |
Супруг |
Василики Лавида |
Дети | 1 |
Яннис Маркопулос ( греч . Ιannis Markopoulos ; 18 марта 1939 — 10 июня 2023) — греческий композитор. [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Яннис Маркопулос родился в 1939 году в Ираклионе , Крит . Родившийся в одной из старинных семей острова — его отец был адвокатом, а затем префектом — он провел детство в приморском городе Иерапетра . [ 3 ] литургия В церкви напротив дома его семьи регулярно слышалась византийская , критская традиционная музыка с ее быстрыми танцами повторяющихся небольших мотивов, исполняемая местными инструментами на еженедельных городских праздниках, но в то же время шум волн и взрывы. мин после Второй мировой войны , все они составляли часть акустической вселенной композитора в детстве.
Первые уроки теории музыки и игры на скрипке он брал в местной консерватории и играл на кларнете в муниципальном оркестре. Другими важными музыкальными событиями были классическая музыка, а также музыка Восточного Средиземноморья и близлежащего Египта, которую он слышал либо по радио, либо от музыкантов и путешественников, проезжавших через его родной город. Благодаря обширной частной библиотеке своего отца у него была возможность углубить свои знания, помимо школьного образования, в области литературы, философии, истории и искусства. Он начал сочинять музыку еще в подростковом возрасте, и две мелодии этого времени позже стали песнями, которые пользовались большой популярностью по всей Греции.
Карьера
[ редактировать ]В 1956 году Маркопулос переехал в Афины, чтобы продолжить обучение музыке в Афинской консерватории под руководством композитора Йоргоса Склавоса и преподавателя игры на скрипке Джозефа Бустидуи, одновременно изучая философию и социологию в Университете Пантейон . Будучи студентом, он сочинял музыку для театра, кино и танцевальных постановок. В 24 года он был удостоен Музыкальной премии Международного кинофестиваля в Салониках за Никоса Кундуроса « фильм Юные Афродиты » , а впоследствии его произведения «Тесей» (танцевальная драма), «Хиросима» (балетная сюита) и «Три танцевальных эскиза» были исполнены авангардным танцем. группы.
В 1967 году в Греции была установлена военная диктатура. Маркопулос уехал в Лондон, где обогатил свои знания под руководством английского композитора Элизабет Лютьенс , а его знакомство с композиторами Яни Кристу и Яннисом Ксенакисом сыграло важную роль в углублении его контактов с наиболее новаторскими музыкальными деятелями.
В Лондоне он сочинил светскую кантату «Илиос о Протос» («Солнце Первое») на стихи Одиссея Элитиса ( Нобелевская премия 1979 г. ) и завершил музыкальную церемонию «Иду о Нимфиос», произведение, которое композитор все еще хотел оставить неизданным, за исключением одной части. , песня Завара-Катра-Немия , вокальная композиция дионисического характера, вышедшая в 1966 году и ставшая таковой из его самых известных произведений. Также в Лондоне он сочинил Chroismoi («Оракулы») для симфонического оркестра и « Танцы Пирричиои A, B, C» (первые три из 24 танцев, которые он завершил в 2001 году), которые были исполнены в 1968 году Лондонским концертным оркестром в Зале Королевы Елизаветы . В том же году ему было поручено написать музыку к пьесе Шекспира «Буря» в исполнении Национальной театральной компании под руководством Дэвида Джонса .
В 1969 году Маркопулос вернулся в Афины с музыкальным видением, которое не только изменит ход музыкальной истории в Греции, но и окажет немедленную моральную поддержку общему требованию восстановления демократии, борьбу, которую возглавляют в первую очередь студенты университетов и интеллектуалы. Он основал новый и весьма самобытный музыкальный ансамбль, в который входили местные греческие инструменты. Таким образом, фортепиано впервые было объединено с лирой, а также он добавил инструменты собственного изобретения, особенно ударные, с намерением обогатить разнообразие звуков. Затем он отобрал молодых музыкантов, певцов и актеров как из города, так и из провинции и, сотрудничая с художниками и поэтами, представил серию представлений со своими музыкальными произведениями Илиос о Протос (Солнце Первое), Хронико (Хроника), Ифагения ( Родина), Тития (Прижизненная), Стратис Талассинос среди агапанти (стихи Гиоргоса Сефериса , Нобелевская премия 1963 г.), Оропедио (Горная равнина) в зале Лидра, который он назвал музыкальной студией.
Его самыми горячими сторонниками действительно были студенты и интеллектуалы, которые ежедневно заполняли музыкальную студию, несмотря на постоянное вмешательство режима, который постоянно пытался ее закрыть. Замысел композитора материализовался, и родилась новая музыкальная волна, которую он назвал «Возвращение к истокам». Он определил его как «проект будущего, включающий процесс изучения, оценки и отбора нерушимых источников наших живых традиций в сочетании с избранными формами и элементами современного искусства»: результатом стало исключительно оригинальное звучание, возникающее из уникального тона. цвета, возникающие из непривычных сочетаний инструментов и голосов.
В 1976 году он сочинил популярную литургию «Свободная осажденная » на основе стихотворения национального поэта Греции Дионисия Соломоса , которую он провел на переполненном Панафинейском стадионе и которая была представлена в Лондоне в 1979 году. В 1977 году он написал музыку для телевидения BBC. сериал « Кто платит перевозчику?» Музыкальная тема имела успех в Великобритании и принесла композитору международную известность. Последовали многочисленные приглашения на концерты за рубежом: в Париже , Берлине , Франкфурте , Мюнхене , Амстердаме , Стокгольме , Канаде, России, Австралии и США. Маркопулос продолжал сочинять музыку для театра и кино, сотрудничая с такими режиссерами, как Жюль Дассен , Жорж Косматос , Никос Кундурос и Спирос Эваггелатос. Яннис Маркопулос своим творчеством во многом повлиял на формирование музыкального ландшафта 1970-х годов.
В 1980 году Маркопулос женился на певице Василики Лавине , своей давней соратнице, а в 1981 году у них родилась дочь Элени. Какое-то время он стремился к более уединенной жизни со своей семьей, готовясь к открытию новой главы в своей музыке, композициям, которые будут отражать мелодические взрывы, поддержанные политоническим качеством и ослепительными ритмами неиссякаемого изобилия. В 1987 году он основал оркестр Palintonos Armonia (название происходит от имени Гераклита ), с которым давал концерты в Греции и за рубежом и записывал многие из своих произведений.
К произведениям этого периода относятся Концерт-рапсодия для лиры и симфонического оркестра, Митроа для струнного оркестра, Исцеляющая симфония , две оратории, два песенных цикла, камерные произведения, четыре квартета, две сонаты и пять пьес для скрипки и фортепиано. В 1994 году он написал одно из важнейших своих произведений «Литургия Орфея» . Затем последовал «Ренессанс: Крит между Венецией и Константинополем» , музыкальное путешествие в четырех частях, которое обеспечивает баланс между оперной формой и формой оратории, а также оперой «Эротокрит и Арети» . В 1999 году он написал «Формы в движении», фортепианный концерт, вдохновленный Пифагором и посвященный его дочери Элени. Некоторые из его последних работ: «Эвилия Топия» («Солнечные пейзажи»), фантазия для флейты соло; O Nomos tis Thalporis , ораториально-музыкальный спектакль для голосов, хора, духового оркестра, балета и видеопроекции, посвященный окружающей среде; и Триптих для флейты, струнных и арфы.
Смерть
[ редактировать ]Маркопулос умер от рака 10 июня 2023 года в возрасте 84 лет. [ 2 ] Его тело было положено в часовне Афинского перед кафедрального собора похоронами 15 июня. Он был похоронен на кладбище Папагу в Афинах .
Избранная дискография
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может потребовать очистки Википедии , чтобы он соответствовал стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: Отсутствие правильного форматирования и неиспользование вики-таблиц; внешний вид списка белья. ( Июль 2023 г. ) |
- 1963: Тесей (Обогащенный балет)
- 1969: Илиос о протос (Солнце Первое) (для голоса, рассказчика, женского хора и камерного оркестра)
- 1970: Хронико (Хроника) (для голоса и камерного оркестра)
- 1972: Ta tragoudia tou neou patera (Песни нового отца)
- 1972: Итагения (Родина) (для голоса и камерного оркестра)
- 1973: Anexartita (серия несвязанных между собой песен)
- 1973: O Stratis Thalassinos anamesa stous Agapanthous - ke alla tragoudia (Stratis Thalassinos Among the Agapanthi - and Other Songs) (для голосов, смешанного хора и камерного оркестра)
- 1974: Thessalikos kiklos (Фессалийский цикл) (популярное музыкальное произведение в театральном стиле)
- 1974: Метанастес (Рабочие-эмигранты) (цикл песен)
- 1974: Тития (Прижизненная) (работа в девяти частях, тип одноактной оперы)
- 1975: Оропедио (Горная равнина) (музыкальный дискурс)
- 1977: I eleftheri poliorkimeni (Свободные осажденные) (для голосов, рассказчицы, смешанного хора и камерного оркестра)
- 1978: Periodia proti (Первые гастроли) (13 произведений для оркестра)
- 1978: Кто платит перевозчику? (музыка к сериалу BBC)
- 1979: Sergiani ston kosmo (цикл песен в трех частях)
- 1980: Денекедуполис (музыкальный спектакль для детей)
- 1980: Οrizontes (Горизонты) (цикл песен)
- 1983: Сиринес (Сирены) (музыкальное путешествие в четыре сезона в форме современной оратории)
- 1988: Музыка для Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко) (для ансамбля инструментов эпохи Возрождения)
- 1994: Литургия Орфея (для голосов, смешанного хора, чтеца и симфонического оркестра)
- 1996: Яркость (Антавжи) (оркестровые воспоминания движений и картинок)
- 1998: Fili pou fevgoun (Потерянные друзья) (цикл песен)
- 1996: Ренессанс, Крит между Венецией и Константинополем (музыкальный спектакль в двух действиях с четырьмя частями)
- 2003: Эротокрит и Арети (опера в двух действиях)
- 2001: To tragoudi tou Achillea (Песнь об Ахиллесе) (для голосов, смешанного хора, чтеца и симфонического оркестра)
- 2004: O tahitatos Louis (для смешанного хора, диктора и симфонического оркестра)
- 2009: Формы в движении (Фортепианный концерт) (для фортепиано соло и симфонического оркестра)
- 2009: Литургия Орфея (для голосов, смешанного хора, чтеца и симфонического оркестра)
Песни
[ редактировать ]- 1960: "Галацио перистери"
- 1960: «Анисторо ти монаксия»
- 1964: «Pou isse afti tin anixi»
- 1964: «О Праматефтис»
- 1964: «Ксастерия2
- 1964: «Мураджио»
- 1964: «И кори (Мавромадилуса)»
- 1964: «Каравиа»
- 1964: "Гремисмена Спития"
- 1965: «Пера апо ти таласса»
- 1968: «Завара – Катра – Неемия»
- 1972: «Очи ден препи»
- 1973: «Я очтри» / «Враги вошли в город»
- 1975: «Я Эллада (Ленго)» (Греция)
Музыка для театра и кино
[ редактировать ]- 1963: Микрес Афродита (Юная Афродита)
- 1966: Блаженство
- 1967: О Танатос ту Александру
- 1968: Эпихирис Аполлон
- 1970: Возлюбленная
- 1971: Вихрь (Лицо Медузы)
- 1977: Кравги гинекон
- 1984: Ta chronia tis thielas
- 1993: Байрон
- 1965: Девушка с лентой
- 1993: Лисистрата Аристофана
- 1989: Тесмофориазузы Аристофана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Янис Маркопулос - Биография кино и фильмов, работы и фильмография» . AllMovie. 18 марта 1939 года . Проверено 15 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Умер великий композитор Яннис Маркопулос (видео)» . ru.protothema.gr . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ «Янис Маркопулос» . About-crete.gr. 18 марта 1939 года . Проверено 15 апреля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Яннисом Маркопулосом, на Викискладе?
- Официальный сайт
- Янниса Маркопулоса Дискография на Discogs
- Яннис Маркопулос на IMDb