Директива Болькештейна
В этой статье отсутствует информация о последствиях директивы; включая его влияние на экономику как ЕС, так и стран, не входящих в ЕС, влияние на будущее законодательство и другие области. ( январь 2022 г. ) |
директива Европейского Союза | |
Заголовок | Директива об услугах на внутреннем рынке |
---|---|
Сделано | Европейский Парламент и Совет |
Сделано под | Статьи 47(2) и 55 |
на журнал Ссылка | L376, 27 декабря 2006 г., стр. 36–68. |
История | |
Дата создания | 12 декабря 2006 г. |
Вступление в силу | 28 декабря 2006 г. |
Дата реализации | 28 декабря 2009 г. |
Действующее законодательство |
Директива Болькештейна или Директива об услугах , официально Директива об услугах на внутреннем рынке 2006/123/EC , представляет собой закон Европейского Союза, направленный на создание единого рынка услуг ( в Европейском Союзе ЕС). Разработанный под руководством бывшего правого еврокомиссара по внутреннему рынку Фрица Болькештейна , он широко известен под его именем. Это рассматривалось как важный старт Лиссабонской программе , которая, запущенная в 2000 году, представляла собой согласованную стратегию, призванную сделать ЕС «самой динамичной и конкурентоспособной экономикой в мире» к 2010 году.
Директива Болкештейна подверглась резкой критике со стороны левых европейских политиков, профсоюзов и граждан, которые заявили, что она приведет к конкуренции между рабочими в разных частях Европы (отсюда и выражение « польский водопроводчик »), что приведет к социальному демпингу . После того как в первоначальный проект 2004 года были внесены существенные поправки, это предложение было одобрено 12 декабря 2006 года Европейским парламентом и Советом и принято как Директива 2006/123/EC. Позже Директива подверглась критике со стороны часто правых политиков государств-членов, поскольку она привела, по их мнению, к неконтролируемой миграции в их страны.
История
[ редактировать ]Первоначальное предложение 2004 г.: три столпа
[ редактировать ]разработанный Европейской комиссией Первый проект Директивы об услугах, в марте 2004 года, предложил несколько важных изменений на рынке услуг ЕС. Предполагая, что каждая часть регулирования по умолчанию является обременительной, Директива требовала от государств-членов обосновать все существующее законодательство тем, что оно недискриминационное, необходимое и пропорциональное.
Однако изменения, предложенные в Директиве, не коснутся профессий, к которым продолжат применяться правила страны, где предоставляются услуги, в соответствии с Директивой о признании дипломов. И, вопреки распространенному мнению, что, например, польский сантехник может работать во Франции в соответствии с польским трудовым законодательством ), изменения не коснутся социального законодательства или охраны труда и техники безопасности (HSW). В этих социальных областях Директива о командировании работников требует, чтобы краткосрочная социальная защита, такая как минимальная заработная плата и HSW, регулировалась правилами страны, где предоставляются услуги (принимающая страна), а долгосрочные льготы , такие как пенсионные взносы и взносы на пособие по безработице, остаются в стране происхождения (куда командированные работники возвращаются после окончания службы).
Плюсы и минусы
[ редактировать ]Аргументы в пользу оригинальной версии
[ редактировать ]С юридической точки зрения Директива не внесла в законодательство ЕС ничего такого, чего еще не было в Договоре ЕС в интерпретации Суда. Принцип «страны происхождения» был постепенно введен в законодательство ЕС о свободе передвижения товаров в деле Кассис де Дижон (1979 г.), а вскоре после этого и в другие области, особенно в сфере услуг и предприятий. Вторичное законодательство не может устанавливать права и обязанности, которые еще не имеют основы в Договоре. В этом отношении первоначальный проект Директивы об услугах был не новинкой, а разъяснением прецедентного права Европейского суда и продолжением принципа «страны происхождения», который уже применялся в телевизионной практике. Директива «Без границ», Вторая банковская директива, Третья директива о страховании, Директива об электронной коммерции и другие.
Критика раннего проекта
[ редактировать ]Первая версия директивы Болькештейна спровоцировала бурные дебаты и массовые протесты в различных странах ЕС, включая Францию , Бельгию , Швецию и Данию . 21 марта 2005 г. около 100 000 человек прошли маршем в Брюсселе в знак протеста против Директивы. Критики утверждали, что Директива подорвет многие правила государств-членов, регулирующие промышленность и окружающую среду, и приведет к конкуренции между работниками в разных частях Европы, что приведет к снижению уровня доходов. Выражение « польский водопроводчик » стало известным во время французских дебатов по поводу Директивы, имея в виду опасения, что в соответствии с Директивой польский сантехник сможет работать во Франции в соответствии с польским трудовым законодательством . Критики также утверждали, что Директива является признаком того, что «англосаксонская» экономическая политика безудержно распространяется в ЕС, и утверждали, что Директива неизбежно приведет к « социальному демпингу », поскольку компании и рабочие места будут перемещены в более дешевые и менее регулируемые страны. экономики Восточной Европы. Они также ложно утверждали, что Директива окажет негативное воздействие на социальное законодательство и HSW (хотя, как упоминалось выше, она не окажет никакого влияния ни на то, ни на другое).
События в 2005 году
[ редактировать ]22 марта 2005 г. лидеры ЕС договорились о «далеко идущем» пересмотре Директивы с целью сохранения европейской социальной модели . Президент Франции Жак Ширак заявил на саммите ЕС в Брюсселе, что изменения, запланированные Директивой, «неприемлемы». Жан-Клод Юнкер из Люксембурга заявил: «Если Франция желает устранить риск социального демпинга, это будет решено в рамках законодательной процедуры и совместного решения, которое уже начато». Изменения в Директиву были внесены на более позднем этапе, в ходе обычного законодательного процесса ЕС.
1 июля 2005 года Великобритания, поддержавшая Директиву, стала председательствовать в Совете Европейского Союза . В своем выступлении в Европейском парламенте 23 июня Тони Блэр поручил президентству Великобритании попытаться «разрешить некоторые трудные досье», одним из которых была Директива о услугах. Однако во время его президентства соглашение достигнуто не было. [1]
Парламентские поправки к первоначальной версии
[ редактировать ]С 14 по 16 февраля 2006 г. пленарное заседание Европейского парламента провело первое чтение Директивы в Страсбурге . [2] [3] 16 февраля 2006 г. депутаты Европарламента (члены Европейского парламента) проголосовали 391–213 за предлагаемую поправку к Директиве. [4] хотя она уже была «разбавлена» по сравнению с первоначальной версией, зачитанной Европейскому парламенту 14 февраля, настолько, что от Социалистической партии член Европарламента Эвелин Гебхардт заявила, что Директива была «перевернута с ног на голову», и это утверждение оспаривается профсоюзными организациями. Большинство членов двух крупнейших группировок в парламенте, консервативной Европейской народной партии (ЕНП) и левоцентристской Партии европейских социалистов (ПЕС), проголосовали за пересмотренный проект. Партия европейских левых , Европейская партия зеленых и Французская социалистическая партия проголосовали против новой редакции. Тем временем около 50 000 человек выступили против «принципа страны происхождения» в Страсбурге.
Предлагаемые включения
[ редактировать ]Предлагаемая Директива охватывала бы: [5]
- Услуги « общего общественного интереса » ( общественные услуги ), включая, помимо прочего, водоснабжение , канализацию и утилизацию отходов .
- Услуги, предоставляемые предприятиям, такие как управленческое консультирование, сертификация и тестирование, управление объектами и реклама,
- Услуги, предоставляемые как предприятиям, так и потребителям, такие как агентства недвижимости, строительные услуги, архитекторы, дистрибьюторские услуги, прокат автомобилей и туристические агентства.
- Потребительские услуги досуга, такие как туризм, спортивные центры и парки развлечений.
Предлагаемые исключения
[ редактировать ]Однако были бы исключены:
- Вещание ,
- Играть в азартные игры
- Агентства временного трудоустройства ,
- Юридические и социальные услуги,
- Почтовые и аудиовизуальные услуги ,
- Государственное здравоохранение (но не частное здравоохранение),
- Общественный транспорт
Спорный принцип « страны происхождения » был явно опущен, но вместо него не было принципа «страны назначения». Таким образом, Европейскому суду будет поручено решить на основе своей судебной практики страны , какое трудовое законодательство будет применяться в каждом конкретном случае.
Комментарии к измененному проекту
[ редактировать ]Сторонники либерализации
[ редактировать ]Бизнес-группы заявили, что новая Директива ограничит преимущества, которые могла бы обеспечить ранняя версия Директивы.
По оценкам Европейской комиссии, предложенная версия Директивы создала бы дополнительные 600 000 рабочих мест в ЕС, способствовала бы экономическому росту и увеличила бы качество продукции и расширила бы выбор для потребителей.
The Wall Street Journal подсчитала, что пересмотренная Директива не достигла бы своей цели: либерализации услуг в самом сердце ЕС.
Д. Годефриди из Института Хайека писал в «Фигаро» : «Услуги составляют 70% европейской экономики. Не либерализуя их, ЕС остается ниже цели учредительных договоров 1957 года: не существует общего европейского рынка. В течение десяти лет европейский экономический проект откатился назад 30 мая 2006 года европейская политическая элита похоронила саму суть европейского проекта». [6]
Противники либерализации
[ редактировать ]Левые и профсоюзные организации утверждали, что новая версия Директивы не так благоприятна для рабочих, как ее представляли. Высказывались также опасения, что принцип «страны происхождения», скорее всего, будет по-прежнему применяться Европейским судом, как, по-видимому, предполагала предыдущая судебная практика. В частности, было указано, что государствам-членам будет запрещено применять какие-либо ограниченные разрешения к предприятиям в областях, охватываемых Директивой, что, по их утверждению, сделает администрирование трудового законодательства практически невозможным.
Окончательная редакция
[ редактировать ]5 апреля 2006 года Европейская комиссия новую версию Директивы представила Совету министров , включая большинство изменений, за которые проголосовали члены Европарламента, в соответствии с процедурой совместного решения . 29 мая 2006 г. Совет утвердил пересмотренный текст, который впоследствии был повторно представлен Парламенту для второго и окончательного чтения.
Утверждение и реализация
[ редактировать ]Директива, после существенных изменений по сравнению с первоначальным предложением, была принята 12 декабря 2006 года Советом и Европейским парламентом и опубликована в Официальном журнале Европейского Союза 27 декабря 2006 года как Директива 2006/123/EC. Таким образом, Директива об услугах на внутреннем рынке должна была быть полностью реализована государствами-членами к 28 декабря 2009 года. [7] [8] [9]
Хотя окончательная версия не включала принцип «страны происхождения», вместо этого Директива напомнила государствам-членам о принципе свободного передвижения, допуская при этом посягательства, когда свободное передвижение противоречит другим общественным интересам. Однако, прежде чем предпринимать такие действия, власти должны проверить и признать любую защиту, уже предоставленную в стране происхождения - в соответствии с принципом взаимного признания им необходимо принять во внимание то, что происходит в других странах, прежде чем действовать. [10]
Выполнение
[ редактировать ]Директива об услугах, вступившая в силу 28 декабря 2009 года, требует, чтобы все государства-члены ЕС создали веб-порталы, чтобы каждый, кто предоставляет услугу, имел «единую точку контакта», где он мог узнать, каким юридическим требованиям он должен соответствовать. действовать в рассматриваемой стране. Поставщики услуг также могут использовать веб-порталы для подачи заявки на получение любой необходимой им лицензии или разрешения.
Директива должна облегчить работу поставщиков услуг ЕС в любом другом государстве-члене ЕС. Великобритании Департамент бизнеса, инноваций и навыков (группа реализации Директивы об услугах) в сотрудничестве с консультантами по маркетингу создал бренд EUGO для использования на порталах единого контакта по всей Европе. [11]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бадингер, Харальд; Мэйделл, Никлас (сентябрь 2009 г.). «Правовые и экономические проблемы формирования внутреннего рынка услуг ЕС: междисциплинарная перспектива». Журнал исследований общего рынка . 47 (4): 693–717. дои : 10.1111/j.1468-5965.2009.02001.x . S2CID 154383168 . ССНН 1486398 .
- Линдберг, Бьорн (декабрь 2008 г.). «Контролируют ли политические партии принятие законодательных решений в Европейском парламенте? Случай с директивой об услугах». Журнал европейской публичной политики . 15 (8): 1184–1204. дои : 10.1080/13501760802407706 . S2CID 154638108 .
- Недергаард, Питер ; Дженсен, Мадс Дагнис (август 2012 г.). «От «Франкенштейна» к «беззубому вампиру»? Объяснение смягчения Директивы об услугах». Журнал европейской публичной политики . 19 (6): 844–862. дои : 10.1080/13501763.2011.610692 . S2CID 145180308 . PDF.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вопросы и ответы: Директива об услугах» . Новости Би-би-си . 15 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2008 г. Проверено 17 февраля 2006 г.
- ^ "?" . Архивировано из оригинала 9 августа 2006 года . Проверено 11 февраля 2006 г.
- ^ "?" . Архивировано из оригинала 9 февраля 2006 года . Проверено 11 февраля 2006 г.
- ^ Хикс, Саймон; Нурби, Абдул (май 2009 г.). «После расширения: порядок голосования в шестом Европейском парламенте». Законодательные исследования Ежеквартальный . 34 (2): 159–174. дои : 10.3162/036298009788314282 . JSTOR 20680234 . PDF. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ "?" . Архивировано из оригинала 19 мая 2006 года . Проверено 1 июля 2006 г.
- ^ "?" . Архивировано из оригинала 25 ноября 2006 года.
- ^ «Услуги в ЕС: опубликована директива» . 12 января 2007 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Direttiva CEE от 12 декабря 2006 г., № 2006/123/CE» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2010 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2009 года . Проверено 20 августа 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ http://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=2bc515ee-b254-42ef-94e9-143a4931249a [ мертвая ссылка ]
- ^ «Европейская Комиссия » Точки единого контакта» . Архивировано из оригинала 25 января 2011 года . Проверено 12 января 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этапы процедуры законодательства ЕС по принятию Директивы 2006/123/EC о PreLex
- Окончательный текст Директивы 2006/123/EC от 12 декабря 2006 г. об услугах на внутреннем рынке
- Департамент бизнеса, инноваций и профессиональных навыков Великобритании – Введение в Директиву об услугах
- Руководство для бизнеса по регламенту оказания услуг
По стране
[ редактировать ]Новости
[ редактировать ]- «Огромный протест против директивы Болькештейна» . СпектрЗин. 21 марта 2005 г. (дата обращения 27 марта 2005 г.)
- «Болькештейн раскритиковал французский протест против его директивы о военной службе» . ЕСбизнес. 20 марта 2005 г. (дата обращения 27 марта 2005 г.)
- «Брифинг: Рамочная директива Комиссии по услугам» . Центр социальной Европы. Ноябрь 2004 г. (получено 27 марта 2005 г.)
- Роуленд, Дэвид (20 января 2005 г.). «В торговле здоровьем» . Хранитель . Лондон. (получено 27 марта 2005 г.)
- Копп, Грэм (апрель 2005 г.). «Путеводитель для блефистов по директиве Болкештейна об услугах» . Красный перец. (получено 27 марта 2005 г.)
- «ЕС согласен реформировать план услуг» . Би-би-си. 23 марта 2005 г. (дата обращения 27 марта 2005 г.)
- « Директива Болкештейна останется в силе, но будет смягчена» . ЕврАктив. 21 ноября 2005 г. (дата обращения 27 марта 2005 г.)
- «Речь премьер-министра в Европейском парламенте 23 июня 2005 г.» .
- "?" . Статья газете Guardian в Джорджа Монбиота : попытка «переворота против социальной Европы»? (8 марта 2005 г.)
- «Что на самом деле содержит объявленный компромисс» . L'Humanité (на французском языке). 15 февраля 2006 г. (доступно на английском языке на сайте www.humaniteinenglish.com )
- «Депутаты Европарламента отправляют смягченную директиву Болкештейна обратно в Брюссель» (на французском языке). Агентство Франс-Пресс. 16 февраля 2006 г.
- «Закон ЕС о службе одобрен депутатами Европарламента» . Би-би-си. 16 февраля 2006 г.
- «Вопросы и ответы: Директива об услугах» . Би-би-си. 16 февраля 2006 г.
- «Вильерс: «la nouvelle директива Bolkestein est un mensonge» (Вильерс: «Новая директива Болькештейна — это ложь» ) . Le Figaro (на французском языке). 16 февраля 2006.
- «Абсолютным правилом остаются конкурентные торги» . L'Humanité (на французском языке). 18 февраля 2006 г. (перевод на английский доступен на сайте Humaniteinenglish.com ).
- «Директива об услугах: Директива об услугах» . Директива ЕС об услугах – BIS. 16 января 2010 г.