Франсуа Франкер

Франсуа Франкёр (8 сентября 1698 — 5 августа 1787) — французский композитор и скрипач эпохи позднего барокко и классической эпохи.
Биография
[ редактировать ]Франсуа Франкёр родился в Париже, в семье Жозефа Франкёра, бас-скрипача и члена группы « 24 скрипки дю Руа» . Музыке Франкёр обучался у своего отца, и в 15 лет он поступил в Королевскую академию музыки в качестве скрипача. После путешествий и выступлений в основных европейских культурных центрах он вернулся в Париж в качестве участника Concert Spirituel . Франкёр был назначен дирижёром 24 скрипок дю Руа в 1730 году и мэтром музыки (преподавателем музыки) в Опере в 1739 году.
В 1744 году он и Франсуа Ребель , его давний коллега и друг, были назначены музыкальными инспекторами (музыкальными руководителями) Парижской оперы — центра французского музыкального мира — и в 1757 году стали ответственными за все этапы ее управления. Ребель и Франкёр столкнулись с многочисленными проблемы в их совместных ролях, включая большой финансовый дефицит, отсутствие дисциплины, а также урегулирование спорных разногласий между традиционалистами, которые отдавали предпочтение французским оперным трагедиям и его мифологические темы против сторонников более простого лиризма и современной тематики итальянской оперы, известных как Querelle des Bouffons .
Король Людовик XV назначил Франкёра своим учителем музыки в 1760 году, возведя Ребеля в дворянство в том же году, а самого Франкёра в мае 1764 года. Катастрофа случилась, когда Парижская опера сгорела 6 апреля 1763 года, и оба директора были вынуждены уйти в отставку в 1767 году. в его последствиях. Однако Людовик XV попросил Ребеля вернуться в Оперу в качестве генерального администратора в 1772 году, и эту должность он занимал незадолго до своей смерти, три года спустя. Франкёр ушел из музыкального мира и жил на пенсии до своей смерти в 1787 году в возрасте 89 лет. Таким образом, он был избавлен от участи своего племянника Луи-Жозефа Франкёра, магистра музыки и директора оркестра Королевской палаты, который был заключен в тюрьму во время Французская революция до падения Робеспьера в 1794 году.
Композиции
[ редактировать ]
Его сохранившиеся сочинения, опубликованные в Propyläen der Musik, V. 2 (1989), включают две книги скрипичных сонат , 10 опер (в том числе одну о жизни Скандербега ) и несколько балетов , созданных совместно с Франсуа Ребелем. Таким образом, его часто называют относительно редким случаем сотрудничества в музыкальной композиции .
Подделки и неправильная атрибуция
[ редактировать ]Сонату для виолончели ми мажор 1726 года часто ошибочно приписывают Франкёру, начиная с ошибки Жана-Дельфина Алара 1863 года. На самом деле соната изначально была написана для скрипки братом Франсуа, Луи Франкёром . Кроме того, Арнольд Троуэлл опубликовал сонату как подделку в 1924 году, в которой он удалил вторую часть Луи и заменил ее механизмом Allegro Vivo , созданным самим Троуэллом. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Гриффитс (2012) считает, что его выдуманная часть по стилю скорее итальянская, чем французская, хотя она написана «умело», и находит сходство между ней и ван Гунса Даниэля Скерцо (соч. 12), а также собственным скерцо Троуэлла (соч. 12 № 2). Хотя это и не была полная замена, Троуэлл также значительно изменил окончательную часть Жиги , сохранив при этом первоначальную гармонию Луи Франкера. Первая, третья и четвертая части в публикации Троуэлла не были изменены.
Фриц Крейслер , австрийский современник Троуэлла, также создал свою композицию «Сицилиана и Ригодон» под именем Франсуа Франкёра. [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]Записи произведений Франкера включают заслуживающую внимания пластинку Music for the Wedding of the Count d'Artois , выпущенную на лейбле Musical Heritage, и Cypres CD 1626 Suites de Simphonies , включающую, возможно, тот же набор произведений Франкера. Хьюго Рейн и «Симфония Марэ» также записали « Симфонии для королевского праздника графа д'Артуа» . [ 7 ] Опера «Пирам и Тисбе» , совместная работа с Rebel, была выпущена в 2008 году, а «Зелиндор», «Король Сильф» и «Трофей» — в 2009 году.
Существует запись Зюилла Бэйли «Сонаты ми мажор для виолончели и фортепиано на Делосе» Франкера 2003 года , которая является подделкой Троуэлла (см. Раздел выше).
Музыковедческие и стилистические заметки
[ редактировать ]Особое внимание уделяется вышеуказанным записям как по музыковедческим, так и по эстетическим причинам. При переходе от эпох, относительно мало интересующихся ранней музыкой (19-й и начало 20-го века), к эпохе, когда возникла профессиональная специализация на « старинной музыке », такие композиторы, как Франкёр, которые имели относительно скромное инструментальное производство или не привлекали других способов особого профессионального внимания, часто оставались в безвестности. По изобретательности и заразительному ритмическому напору Франкера легко понять, почему его уважали при жизни. Если бы Людовик XVI поручил ему музыку, а не, как предполагают биографы, музыкальную посредственность, охладившую его интерес к скрипке, он мог бы стать королевским композитором, подобным Фридриху Великому Прусскому . [ нужна ссылка ]
Франкера иногда относят к композиторам «классической эпохи», избегавшим «классического стиля Гайдна и Моцарта ». Сохранившаяся музыка Франкёра (предположительно написанная около 1773 года), хотя и современная музыке Гайдна и Моцарта, демонстрирует относительно мало куртуазных манер, которыми изобилует классическая музыка, напрямую спонсируемая королевской семьей. Скорее, он имеет скорее характер «продвинутого рококо », приправленный струнными и творческим использованием духовых инструментов. Этот вид музыки, по-видимому, особенно нравился растущей буржуазии и мелкой аристократии в торговых центрах, таких как Лондон , Гамбург , Франкфурт , а также Париж, которые обеспечивали растущий рынок музыкальных композиций. [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]Оперы (с Франсуа Ребелем)
[ редактировать ]- Пирам и Фисба , трагедия в музыке (1726)
- Тарсис и Зели , трагедия в музыке (1728)
- Скандерберг , трагедия в музыке (1735), 33 спектакля
- «Балет мира» , героический балет (1738).
- Les Augustales , дивертисмент (1744)
- Зелиндор, король сильфов , развлечения (1745 г.)
- Трофей , развлечение (1745)
- «Блаженство» , героический балет (1746)
- Исмена , героическая пастораль (1747)
- Принц Шумный , героический балет в 3-х действиях, либретто Шарля-Антуана Леклера де Лабрюэра, Версаль, Театр маленьких квартир, (1749)
- Гении-покровители , развлечения (1751)
Инструментальная музыка
[ редактировать ]- Первая книга сонат для скрипки соло и бассо континуо (1720)
- Вторая книга сонат для скрипки соло и бассо континуо (1730)
- Симфонии к королевскому пиру графа Артуа (1773)
- Симфония Марэ
Другие работы
[ редактировать ]- Возвращение короля , «Спетый диалог» (1745 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миция, Урсула. 2020. Миметическое направление в виолончельной литературе: в контексте истории, дизайна инструментов, иконографии и игры на виолончели. Питер Ланг: Берлин.
- ^ https://imslp.org/wiki/Violin_Sonata_in_E_major_(Franc%C5%93ur%2C_Louis)
- ^ «Соната для скрипки ми мажор (Франкёр, Луи) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» .
- ^ Франкёр, Л. 2016. Соната IV ми мажор. Радулович, Нада (ред.). Ovation Press. (Оригинальная работа опубликована в 1726 году.)
- ^ «Купите Сонату IV Луи Франкёра с редко звучащей «Коррентом» » .
- ^ Гриффитс, М. 2012. Арнольд Троуэлл: скрипач, композитор и педагог. Докторская диссертация: Университет Вайкато, Новая Зеландия.
- ↑ Simphonie du Marais. Архивировано 15 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- Филлион, Мишель; Сесак, Кэтрин и Розов, Лоис (2001). «Франкер». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Французские оперные композиторы
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Французские композиторы классического периода
- Французские композиторы эпохи барокко
- Французские классические скрипачи-мужчины
- Музыканты из Парижа
- 1698 рождений
- 1787 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Директора Парижской оперы
- Французские композиторы XVIII века.
- Французские скрипачи XVIII века.
- Французские музыканты-мужчины XVIII века