Бисж Нет

Бисдж , , Мбис или Бис- полюс — ритуальный артефакт созданный и используемый народом Асмат на юго-западе Новой Гвинеи , Индонезия . Они также распространены в Новой Зеландии , Вануату (бывшие Новые Гебриды ). [ 1 ]
Когда в деревне погибло несколько человек, проводится Биспраздник. вырезается столб Бисж В память об умерших членах из единственного мангрового дерева . [ 2 ] Столбы Бисж также могут быть установлены в знак мести, чтобы отдать дань уважения предкам, успокоить дух умерших и принести гармонию и духовную силу в сообщество. [ 3 ]
Производство
[ редактировать ]Мангровые деревья — традиционный материал, используемый для изготовления шестов Bisj. Резчик должен сначала срубить дерево и снять с него кору, выделяя при этом красный сок. Затем древесину доставляют обратно в деревню, где жители принимают древесину и обращаются с ней как с трупом врага. После того, как столб Бисж полностью вырезан, его поднимают возле мужских домов, как это делалось после рейдов «Охоты за головами» . [ 2 ] Затем шест оставляют в рощах саговых пальм , где его используют для удобрения сельскохозяйственных культур. [ 4 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Bisj Poles следуют давней традиции резьбы по дереву в рамках Asmat Art. Народ Асмат верит, что дерево является источником жизни, а его связь с человеком является синонимом. Образы каждого полюса различаются, но обычно вращаются вокруг моделей предков. [ 4 ] Фигуры мертвых сложены вдоль шеста, а фаллос, символ плодородия также включен и власти. Фаллические символы олицетворяли силу и мужественность предков общины, а также воинов, отправляющихся на охоту за головами. Человеческие фигуры, найденные на столбах, символизируют умерших предков. Символы на носу каноэ представляли собой метафорическую лодку, которая уносила умерших духов в загробную жизнь. Человеческие фигуры представляли умерших предков.
Религиозная иконография и мифология Асмата составляют внешний вид шеста, но также включают в себя дно в форме каноэ, которое обычно встречается в искусстве Океании . [ 5 ] Это также может относиться к Ci', или «Каноэ-долблена» у народа Асмат, которое играет неотъемлемую часть их повседневной жизни, поскольку провинция Папуа болотистая. [ 6 ] Вырезан из цельного куска дикого мангрового дерева. [ 7 ] дерево, столбы Бисж могут достигать высоты до 25 футов (7,62 м). Масштаб важен для создания Bisj полюсов, поскольку самая высокая высота составляла тридцать футов в длину. [ 8 ] На их резных изображениях изображены человеческие фигуры, стоящие друг на друге, а также фигурки животных, фаллические символы и резные фигурки в форме носа каноэ.
Цель
[ редактировать ]Шесты бисж вырезаются религиозными резчиками Асмат (вау-ипиты) после того, как член их племени или общины был убит и преследован вражеским племенем. Асматы участвовали в рейдах по охоте за головами и каннибализме как ритуалах.
Асмат считали, что если члена общины подвергли охоте за головами, его дух задержится в деревне и вызовет дисгармонию. Когда смерть происходит внутри сообщества, она угрожает духовному миру, в который верят люди Асмат . [ 9 ] Столбы Бисж были воздвигнуты для того, чтобы удовлетворить этих духов и отправить их в загробный мир (Сафан) за море.
Чтобы отомстить за своих павших, охота за головами во вражескую деревню. взамен проводится [ 10 ] Асматы . часто участвовали в рейдах по охоте за головами и каннибализме в качестве ритуалов Традиция хедхантинга больше не действует, поскольку она закончилась в 1970-х годах. Первоначально шесты традиционно вырезались для сопровождения праздника Бис после рейда охоты за головами , и хотя охота за головами больше не практикуется, традиция Бисж продолжается и в настоящее время как обычная практика в честь умерших членов деревни. [ 11 ]
Многие ритуалы включали шесты Бисдж, включая танцы, маскировку, пение и охоту за головами — все это исполнялось мужчинами. У столбов Бисж часто в основании имелся сосуд, предназначенный для хранения голов врагов, взятых на охоту за головами.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ван дер Зи, Полина, Этсйопок: Месть за предков. Полюсы Асмат-Биш и предложение морфологического метода . Рабочие документы по этническому искусству 8 (Университет Гента, факультет этнического искусства). Гент, 1996 год.
- Ван дер Зее, Полина, Бисдж-полес: Скульптуры из тропического леса . Амстердам: Издательство КИТ, 2007. ISBN 978-90-6832-478-5
- Каглаян, Эмили. «Асмат» . В Хайльбрунне «Хронология истории искусств» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–».
См. также
[ редактировать ]- Арборглиф
- Дендроглиф
- Дол Хареубанг
- Надгробие
- Хуабяо
- Чансыны
- Хачкар
- Лингам
- Мегалит
- Мементо Мори
- Менгиры
- Хороший
- Мундха
- Картина камень
- Поляки в мифологии
- Рунный камень
- Звезды
- Тотемные столбы
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Бисж-пол | Коренные австралийцы, искусство аборигенов, тотемные столбы | Британника» . www.britanica.com . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Арт: Бис-полюс. Анненберг Ученик. (2019, 25 сентября). https://www.learner.org/series/art-through-time-a-global-view/death/bis-pole/
- ^ https://collections.mfa.org/objects/4771
- ^ Jump up to: а б Доктор философии, Авторы: Эмили Каглаян. «Асмат | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Американская коллекция сестры Венди | Избранные произведения | Бис-поляки» . www.pbs.org . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Отениели Даэли, Онезий (2020). Ci, гендерные и социальные изменения среди асматов Папуа, Индонезия . Sideston Press, Лейден. ISBN 9789088909313 .
- ^ «Американская коллекция сестры Венди | Избранные произведения | Бис-поляки» . ПБС .
- ^ «Мемориальный столб Асмат (бисж) – работает –» . МИД Бостона . 01.11.2023. Архивировано из оригинала 24 октября 2022 г. Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Бис поляк | Асматский народ» . Метрополитен-музей . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Асмат Бис Поул – Институт искусств Миннеаполиса» . new.artsmia.org . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Искусство и культура Асмата» . www.wichita.edu . Проверено 1 ноября 2023 г.