Райкат


Семья Райкутов была княжеской семьей, которая контролировала большие поместья в , что сейчас является Западной Бенгалией , Индия, сначала как подданные штата Кох-Бихар , позже как заминдары могольских Джалпайгури правителей Бенгалии , а затем британского владычества . Их история аналогична истории Бардхамана Раджа из того же региона.
Происхождение: Кох Бихар
[ редактировать ]Семья Райкат является боковой ветвью династии Кох , которая взяла под свой контроль королевство Камата в 1515 году. Основателем семьи был Сисья Сингха (ранее известный как Сису), брат Бисвы Сингхи , основавшего династию Кох. Сисья Сингха держал зонтик во время коронации Бисвы Сингхи и был назначен Райкатом ( буквально: вождь крепости ) и главнокомандующим армией Коха. [ 1 ] ему был отдан регион под названием Вайкунтхапур (современный район Джалпайгури ) В удел . Он основал свою резиденцию в Силиагури или Силихагури (современный Силигури ). [ 2 ]
Резиденция семьи Райкат была перенесена на нынешнее место в городе Джалпайгури Джаянто Деб Райкатом, который правил в 1793–1800 годах. Большой пруд, который сегодня выходит возле дворца, был раскопан во времена Сарвы Дева, который правил с 1800 по 1847 год.
Поместье Байкунтопур не входило ни в один Саркар мусульманской части страны. Хотя в некоторых источниках говорится, что он выразил им свою преданность и согласился платить номинальную дань. Говорят, что он был подписан в 1682 году во времена Свья-хана. После битвы при Плесси девани Бенгалии , Бихара и Одиши перешли под власть Ост-Индской компании в 1765 году. Затем это поместье было временно включено в состав девани, передано в состав округа Рангпур и получило право постоянного поселения.
Раджи Байкунтхупура отдали дань уважения махарадже Куч-Бехара. В 1621 году Махи Дев Райкат, райкат Вайкунтхапура, продемонстрировал свою независимость, отказавшись держать зонтик над Раджей Куч-Бехар на коронации Бирнараяна, а также отказался платить ежегодную дань. Даже после этого раджи Байкунтопура Бхудж Дев Райкат и Джагат Деб Райкат помогли махараджам Куч-Бехара в 1680 году изгнать бхутиа, напавших на Куч-Бехара. Но начиная с 1687 года раджи Вайкунтхапура и мусульмане неоднократно нападали на Куч-Бехар. Сатьянараян (по мнению некоторых «Сантанараян»), тогдашний деван Куч-Бехара, победил их обоих и принудил Великих Моголов к миру в 1771 году. [ нужна ссылка ]
После смерти махараджи Мадана Нараяна из Кох-Бихара в 1680 году, не имея непосредственного преемника, Кох-Бихар подвергся нападению со стороны армии Бутана. Райкаты Байкунтхапура послали войска и помогли заставить армию Бхутия отступить. Райкаты короновали Басудева Нараяна (1680–1682 гг. н. э.) как махараджи и помогли установить мир, прежде чем вернуться в свой дом. Два года спустя бутанцы снова атаковали, захватили дворец и устроили резню королевской семье, включая Басудева Нараяна. Райкаты Джогьядев и Бхудждев снова вмешались, разгромив захватчиков в жестоком бою на берегу реки Манас . Затем Райкаты короновали Махендру Нараяна (1682–1693 гг. Н. Э.), пятилетнего внука Прана Нараяна, как следующего махараджи. [ нужна ссылка ]
Во время правления меньшинства Махендры Нараяна Кох Бихар был встревожен. Лорды южных регионов отвергли правление Бихари вместо прямой дани правителям Великих Моголов как заминдарам (землевладельцам) своих территорий. Они признали власть Ибрагим-хана (правителя Дакки ) и Фауздара Горагхата и заплатили налоги . Даже райкатские князья Байкунтопура и Пангара передали верность этим силам. [ 3 ] хотя, возможно, лишь номинально. Но начиная с 1687 года раджи Байкунтопура и мусульманские правители Бенгалии неоднократно нападали на Кох-Бихар, в котором теперь доминирует Бутан.
Фаудждар из Рангпура, представлявший наваба Бенгалии Шуджа-уд-дина (1727–1739), оказывал давление на райкатов, чтобы они приняли сюзеренитет наваба , где-то между 1736 и 1739 годами. Однако фаудждарам пришлось вторгнуться на территорию в 1756 году, чтобы обеспечить исполнение иска. Еще в 1772 году райкаты платили всего рупий. Дань в размере 10 000 вместо рупий. В 1763 году согласились 30 651 человек. [ 4 ]
Байкунтопур Эстейт
[ редактировать ]Поместье Байкунтопур было основано Сисвой Сингхом после победы над королем Бутана и Гоура в 1522 году и занимало площадь в 328 квадратных миль (850 км2). 2 ). Его столица сначала была построена в сегодняшнем Бодагандже, в густых лесах у реки Тиста и в квартале Раджгандж района Джалпайгури. Он был перенесен на нынешнее место Джалпайгури на открытых равнинах тринадцатым райкатом Дарпадевым (1713–1726) в знак растущего доверия.
Большой пруд возле дворца был раскопан во времена Сарвы Дева (1800–1847). [ 5 ] Джион Гомаста-мусульманин из Динаджпура и раджбанси из Джалпайгури были наняты в качестве подрядчиков, и говорят, что им платили каури ( раковиной ), а не монетами.
Британское приобретение
[ редактировать ]После битвы при Плесси в 1765 году деваны . Затем это поместье было Бенгалии, Бихара и Одиши перешли под власть Ост-Индской компании временно включено в состав Девана и передано в состав округа Рангпур и получило право постоянного поселения. В 1771 году, после заключения Бутанского договора с Ост-Индской компанией, британцы аннексировали Байкунтхапур, и Райкат получил статус Заминдара и получил доход в размере рупий. 30 000 в год. [ 6 ] Замандаери назывался Батришазари. Мотивом, похоже, была попытка стабилизировать северную границу Бенгалии, которая в то время подвергалась набегам гуркхов и бхутиа через территории райкатов, но эта политика не принесла немедленного эффекта.
В 1773 году Дарпа Дев Райкат, раджа Байкунтопура, с помощью некоторых бандитов с холмов Моранг ( Дарджилинг и Непал Тераи ), называемых саньяси , и в сотрудничестве с бхутиями продолжил нападение на территорию Куч-Бехара и Востока. Собственность Индийской компании. Капитана Стюарта послали подавить восстание войск. Капитан Стюарт победил Дарпа Дев Райката и саньяси и овладел городом Джалпайгури. Письмо капитана Стюарта, адресованное премьер-министру Дакресу, председателю комитета округа Рангпур , от 3 февраля 1773 года, воспроизведено ниже.
В два часа дня я совершил второй марш и во имя Достопочтенной роты овладел Джеллпигаури, крепостью и столицей страны Байкунтопур, которую раджас в разгар своего ужаса эвакуировал.
В 1789 году большая группа санньяси заняла Байкунтопур, откуда они отправились в свои грабительские походы. Они потерпели поражение и практически умерли от голода, поскольку британские солдаты закрыли все пути выхода. В течение двенадцати месяцев 549 санньяси предстали перед судом Рангапура, какие именно результаты, точно неизвестно, а остальные бежали в Непал и Бутан.
Независимое поместье Байкунтопур прекратилось при Дарпе Дев Райкуте, 12-м правителе, в 1774 году, после 230 лет правления. Заминдари был упразднен в 1955 году, спустя 180 лет в соответствии с Законом о приобретении бенгальского поместья 1954 года. [ 7 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]В 1800 году Сарва Дев Райкут, 14-й правитель после Шивы Сингхи, сменил своего отца Джаянто Дева. Его титул оспаривался его дядей Протапом Дев Райкутом на том основании, что по семейным обычаям брат наследовал брата, а не оставшихся в живых сыновей. Дело было передано в провинциальный (британский) суд Мурхидабада, но решено было в пользу Сарвы Дев Райкута (Сурруп Део).
В 1839 году британское правительство в Индии пожаловалось Бутану, что райкат Байкунтопура завладел западными дуарами, но правительство Бутана не отреагировало. Когда Бутан отказался предложить компенсацию, 6 сентября 1841 года британский губернатор Окленд в одностороннем порядке приказал оккупировать Ассам Дуарс , выплачивая Бутану 10 000 рупий ежегодно в качестве компенсации. [ нужна ссылка ]
Район Джалпайгури был образован 1 января 1869 года и включал Байкунтопур, западные Дуары (участок земли между реками Тиста и Санкош) и пять Чакла: (1) Патграм, (2) Девигундж, (3) Бода, (4) Пачагар. и (5) Титалла в заминдари Куч-Бехара. По решению Рэдклиффа о разделе этого округа в 1947 году эти пять чакла были переданы Восточному Пакистану. Нынешний район Джалпайгури состоит из старого поместья Байкунтопур и западных Дуаров.
Споры о наследстве
[ редактировать ]Сарва Дев Райкут умер в 1847 году (по данным Миллигана). Он оставил семерых сыновей. Догра дев Райкут был старшим, но он не мог наследовать, поскольку считался сыном наложницы . Раджендра Дев Райкут, шестой сын, унаследовал собственность, так как его мать вышла замуж в Пхул-Био. Его титул снова был оспорен вторым сыном, Макарандой Дев Райкутом, на том основании, что он был законным сыном Сарвы Дев Райкута, поскольку его мать была замужем по образцу «Гандхарбо». Мать Макранды, будучи женщиной, не могла добиться успеха по обычаям семьи; однако британский суд Рангпура вынес решение в пользу Макранды как в обоих случаях. Брак Брахмо, от которого был сыном Раджендра, и брак Гандхарбо, от которого сыном был Макранда, были законными браками, и Макаранда, будучи старшим, должен был стать преемником Сарво Дева. После смерти Макаранды наследником стал его старший сын Чандра Сехар, но после Чандры Сехара Райкутом стал его брат Джогендра Дев. Фактически, из 12 райкутов, последовательно владевших поместьем до Сарвы Дева, им наследовали два брата и один племянник.
После смерти Джогендры Дев Райкута, в марте 1878 года, 18-го правителя династии, в провинциальном (Тайном) совете Англии было рассмотрено дело о престолонаследии между Фаниндрой Дев Райкутом, младшим сыном Сарвы Дев Райката, и Раджешваром Дасом ( Джагадиндра Дев Райкут), несовершеннолетний приемный сын и сводный брат Рани Джагадесвари, одной из трех жен в последнее время. Джогендра Дев Райкат. Фаниндру в народе называли «Бхола Сахеб» Раджешвар Дас (Джагиндра Дев Райкут), и на самом деле он был несовершеннолетним приемным сыном и сводным братом Рани Джагедесвари. Однако Тайный совет принял решение в пользу Фаниндры Дев Райкута и постановил, что усыновление недействительно.
Раджа Прасанна Дев Райкут, последний раджа Байкунтопура в округе Джалпайгури, Западная Бенгалия, умер, не оставив завещания, 4 декабря 1946 года. [ 8 ] У него было четыре жены: Хираннаправа Деви, Рани Ашрумати Деви, Рани Рунчи Деви и Рани Дила Деви. Рани Дила Деви и Рани Рунчи Деви принадлежали к племени Лепча .
Рупендра утверждал, что раджа женился на ней по форме Гандхарбы. Иск был оспорен Рани Асрумати и родственниками по мужской линии, которые отрицали наличие какого-либо брака между раджей и матерью ответчика Рупендры. Иск был передан в Высокий суд Калькутты постановлением от 12 апреля 1949 года в соответствии со статьей 13 Патентного письма. Ответчик Рупендра подал заявление в Высокий суд по этому иску о назначении управляющего, но оно было отклонено 29 июля 1952 года. На это постановление была подана апелляция, но протоколы не показывают, что она была успешной. Похоже, что два родственника по мужской линии, а именно Кумар Гуру Чаран и Кумар Джитендра, подали иски в Высокий суд Калькутты, каждый из которых заявлял о праве на поместье как единственный наследник умершего Раджи. Все эти иски еще находятся на рассмотрении.
После длительного судебного преследования Высокий суд Калькутты отклонил иск Рупендры и объявил потомков Рани Ашрумати Деви законными наследниками умершего Раджи. большинства объектов недвижимости В настоящее время правительство Западной Бенгалии взяло на себя восстановление . Однако в одной части королевского здания живет семья потомков Рани Ашрумати, которые до сегодняшнего дня выполняют только королевские семейные ритуалы и обычаи.
Жизнь в Калькутте
[ редактировать ]Хирраннапрова Деви, первая жена Раджи Прасанны Дев Райкута, не интересовалась вопросом о наследстве собственности Джалпайгури. В Калькутте поселился Раджа, поэтому Хироннаправа вместе со своими четырьмя сыновьями, Сатендрой Кумаром, Бирендрой Кумаром, Сурендрой Кумаром и Дхирендрой Кумаром, приехал в Калькутту в конце 1920-х годов.
Семейные обычаи и ритуалы
[ редактировать ]Райкуты называли себя индуистскими кшатриями , хотя на самом деле они являются потомками племен меч и кох из региона Камруп в Ассаме . Поэтому они, как индуисты, соблюдали все обряды во всех аспектах жизни, не разрывая при этом своих племенных связей. Райкутские раджи были великими преданными Господа Шивы , Дурги и Манасы , главных индуистских божеств. Они соблюдали Дурга-пуджу и Манаса-пуджу с такой же потрясающей пышностью. Мела, проводимая в помещении Раджбари во время Манаса-пуджи, является одним из самых известных праздников округа за последние несколько сотен лет и до наших дней. Обычно он проводится в последний день бенгальского месяца Шрабан , то есть в середине июля. В это время сюда приезжали торговать своими изделиями тысячи мелких мастеров, художников, торговцев со всех округов. Раньше Мела длилась долгие радостные две недели, но теперь она сократилась всего на семь дней. Первый день Мелы был объявлен местным праздником для всех офисов, школ и колледжей Джалпайгури.
Галерея
[ редактировать ]-
Раджа Прасанна Дев Райкат и Рани Дила Деви в Дарджилинге.
-
Раджа Прасанна Дев Райкат.
-
Раджа Прасанна Дев Райкат с семьей.
-
Раджа Прасанна Дев Райкат после охоты.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «На церемонии коронации райкот, также известный как чатрадхари раджа , тот, кто держит королевский зонтик для короля, играл более важную роль, чем брахманы (Натх 1989: 29-32)». ( Шин 2021 :33)
- ^ Бхаттачарья (1977 , стр. 791)
- ^ Куч Бехар: Королевская история: Книга фактов и событий , Глава 2, стр. 9–11.
- ^ Преобразования на границе Бенгалии: Джалпайгури, 1765–1948, Субхаджьоти Рэй (стр. 29), 2002, ISBN 0-7007-1408-1 , ISBN 978-0-7007-1408-7 .
- ↑ Телеграф Индии, 23 сентября 2002 г.: Королевский дом жаждет славы.
- ^ Преобразования на границе Бенгалии: Джалпайгури, 1765–1948 гг., Субхаджьоти Рэй (стр. 30), 2002 г., ISBN 0-7007-1408-1 , ISBN 978-0-7007-1408-7 .
- ^ КУЧ БЕХАР (Княжество): Генеалогия (см. первую главную диагональ). Архивировано 23 июня 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ ПРАТИВА БОСЕ против КУМАР РУПЕНДРА ДЕБ РАЙКАТ И ОРС
Ссылки
[ редактировать ]
- Бхаттачарья, ПК (1977). «Надпись изображения Сурьи из Раджганджа» . Труды Индийского исторического конгресса . 38 : 790–792. JSTOR 44139149 .
- Шин, Джэ Ын (2021). «Меч и слова: конфликт между королями и браминами на границе Бенгалии, Каматапур, 15–16 века». Журнал Управления археологии и музеев . 3 . Правительство Западной Бенгалии: 21–36.