Сила бессильных
Редактор | Джон Кин |
---|---|
Переводчик | Пол Уилсон |
Язык | Английский |
Издатель | МЭ Шарп |
Дата публикации | 1985 |
ISBN | 978-0873327619 |
«Власть бессильных» ( чеш . Moc bezmocných ) — обширное политическое эссе, написанное в октябре 1978 года чешским драматургом, политическим диссидентом , а позднее государственным деятелем Вацлавом Гавелом .
В эссе анализируется природа коммунистических режимов того времени, жизнь внутри такого режима и то, как по самой своей природе такие режимы могут создавать диссидентов среди простых граждан. Далее в эссе обсуждаются идеи и возможные действия свободных сообществ людей, связанных общим делом, таких как петиция о правах человека « Хартия 77» .
Официально запрещенное, эссе было распространено в самиздате и переведено на несколько языков. Это стало манифестом инакомыслия в Чехословакии , Польше и других коммунистических режимах.
Эссе было переведено на английский язык Полом Уилсоном и опубликовано в 1985 году как часть сборника эссе под редакцией Джона Кина под названием «Власть бессильных: граждане против государства в Центрально-Восточной Европе» . [ 1 ]
Предыстория и история
[ редактировать ]При коммунистическом режиме в Чехословакии существовало повсеместное давление политического аппарата на культуру. [ 2 ] Для того чтобы заставить граждан подчиниться, использовались различные методы. [ 3 ] : 254 Философский наставник Гавела Ян Паточка , который также был соавтором петиции по правам человека «Хартия 77» , умер от инсульта в марте 1977 года после 11-часового допроса чехословацкой тайной полицией относительно его участия в «Хартии».
Гавел написал «Власть бессильных» в октябре 1978 года, первоначально задуманную как основу для запланированной книги польских и чехословацких эссе о природе свободы . Каждый из авторов этой книги должен был получить копию эссе Гавела и затем ответить на него. [ 4 ]
После запуска «Хартии 77», который совпал с выходом «Власти бессильных» , Гавел находился под постоянным давлением со стороны тайной полиции; он находился под постоянным наблюдением правительства, и его допрашивали почти ежедневно. Когда он не сдался, Гавел был заключен в тюрьму. [ 3 ] : 254 Он был арестован в мае 1979 года вместе с другими членами Комитета защиты несправедливо преследуемых ( Výbor na obranu nespravedlivě stíhaných , или VONS), организации, соучредителем которой в том же году был Гавел, — и оставался в тюрьме до февраля 1983 года. [ 5 ]
После ареста Гавела отдельные чехословацкие эссе было решено «опубликовать» отдельно и распространить в самиздате в 1979 году ; как таковые, это были единственные выпущенные материалы. [ 6 ]
Эссе было переведено на английский язык Полом Уилсоном и опубликовано в 1985 году как часть тома эссе под редакцией Джона Кина под названием «Власть бессильных: граждане против государства в Центральной и Восточной Европе» , который включает в себя введение Стивена Люкса и вклад различных восточноевропейских диссидентов и интеллектуалов советской эпохи. [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Тема о том, как лучше всего противостоять тоталитарной системе, занимала мысли Гавела после обнародования «Хартии 77». Это стало сутью его эссе, которое стало одним из самых «оригинальных и убедительных политических произведений», вышедших из Восточного блока. По словам биографа Гавела Джона Кина . [ 3 ] : 268 посвященная памяти Яна Паточки , была призвана объяснить, что означает «Хартия 77» для тех, кто живет в Чехословакии, и «придать смелости» своим противникам советского блока в других местах. Вступительная часть эссе, [ 3 ] : 268
Жизнь в «посттоталитарной» системе
[ редактировать ]Гавел ввел для этого эссе термин « посттоталитарный », написав: «Я не хочу подразумевать под приставкой «пост-» то, что система больше не является тоталитарной ; напротив, я имею в виду, что она тоталитарна в определенном смысле. принципиально отличается от классических диктатур ...» [ 7 ] : 131 [ 8 ]
Биограф Гавела Джон Кин описывает определение посттоталитарного мира, данное Гавелом:
Внутри системы каждый человек оказывается в ловушке плотной сети инструментов государственного управления… которые сами легитимируются гибкой, но всеобъемлющей идеологией, « секуляризованной религией »… поэтому необходимо видеть, утверждал Гавел, что отношения власти… лучше всего описываются как лабиринт влияния, репрессий, страха и самоцензуры, который поглощает всех, кто находится в нем, по крайней мере, заставляя их молчать, отуплять и отмечать некоторые нежелательные предрассудки сильных мира сего… [ 3 ] : 273–4
зеленщик Гавела
[ редактировать ]Гавел приводит в пример зеленщика , который вывешивает в своем магазине плакат « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Поскольку невыставление знака может быть расценено как нелояльность, он его показывает, и знак становится не символом его увлечения режимом, а символом как его подчинения ему, так и унижения им. Гавел неоднократно возвращается к этому мотиву, чтобы показать противоречия между «намерениями жизни» и «намерениями систем», т. е. между личностью и государством в тоталитарном обществе.
Человек, живущий в такой системе, должен жить во лжи, скрывать то, во что он искренне верит и чего желает, и делать то, что он должен делать, чтобы остаться в покое и выжить. Это сравнимо с классической сказкой « Новое платье императора ».
[T]эй, они должны жить во лжи. Им не нужно принимать ложь. Им достаточно принять свою жизнь с этим и в этом. Ибо именно этим фактом индивиды подтверждают систему, выполняют ее, создают систему, являются системой.
Это эссе дошло до нас на фабрике Урсус в 1979 году, когда мы почувствовали, что находимся в конце пути... мы разговаривали в цехах, разговаривали с людьми, участвовали в публичных собраниях, пытались говорить правду. о фабрике, стране и политике. Наступил момент, когда люди подумали, что мы сошли с ума. Почему мы это делали? Почему мы пошли на такой риск? Не видя никаких немедленных и ощутимых результатов, мы начали сомневаться в целенаправленности того, что делаем... Потом появилось эссе Гавела. Ее прочтение дало нам теоретическую основу для нашей деятельности. Это поддерживало наше настроение; мы не сдались, и через год — в августе 1980 года — стало ясно, что партийный аппарат и руководство завода нас боятся. Мы имели значение. И рядовые видели в нас лидеров движения... [ 6 ]
Збигнев Буяк , активист «Солидарности» , вспоминает, какое влияние оказало эссе Гавела на лидеров зарождающегося в Польше движения «Солидарность».
Люди на каждом уровне бюрократии должны продемонстрировать свой собственный эквивалент бакалейщика. Рабочие мира, объединяйтесь! знак, угнетая тех, кто ниже их, и, в свою очередь, угнетаемых теми, кто выше. Этой публичной лжи противопоставляется жизнь, прожитая по правде, - название, предложенное Александром Солженицыным и его эссе « Живи не ложью ». Гавел утверждал, что восстановление свободного общества может быть достигнуто только посредством парадигмы, основанной на индивидуальном, «человеческом существовании», и фундаментальном восстановлении «уважения к себе, другим и вселенной»; отказаться дать силу пустым лозунгам и бессмысленным ритуалам, отказаться позволить лжи угнетать себя и отказаться быть частью лжи, которая угнетает других. Поступая так, люди освещают свое окружение, показывая другим, что у них есть сила.
Преодоление бессилия
[ редактировать ]Гавел предполагает, что угнетенные всегда содержат « внутри себя силу исправить свое бессилие…» [ 3 ] : 269 Гавел утверждал, что, «живя по истине» в своей повседневной жизни, человек автоматически дифференцирует себя от официально предписанной культуры, предписанной государством; поскольку власть эффективна лишь постольку, поскольку граждане готовы ей подчиниться. [ 3 ] : 270
Гавел шаг за шагом объяснил, что бессилие сильных мира сего объясняется несколькими факторами: те, кто правят на вершине пирамиды, принципиально неспособны контролировать каждый аспект жизни отдельного гражданина, несмотря на все их усилия сделать это. И те, кто находится на мелких властных позициях на всем протяжении цепочки, выполняют предписанные ритуалы, предписанные государством, однако именно это слепое повиновение, в свою очередь, имеет тенденцию притуплять восприятие лидеров наверху, непреднамеренно открывая пространство для тех, кто не желает этого делать. соответствовать. [ 3 ] : 271–2
Официальная власть еще больше подрывается идеологическими ритуалами, от которых зависит вся структура власти и которые «становятся все менее заслуживающими доверия именно потому, что они не проверены общественными дискуссиями и спорами». Гавел утверждал, что та часть человеческого существа, которая жаждет свободы, истины и собственного достоинства, никогда не может быть полностью подавлена. [ 3 ] : 272
Гавел повторил мнение Паточки о том, что независимо от ситуации люди несут ответственность за себя. Поэтому можно больше не позволять себе унижаться начальству или запугиваться тайной полицией. Гавел утверждал, что это угнетение никогда не может быть универсальным, даже если один человек не даст ему власти над собой. Гавел чувствовал, что все, что переносится с течением времени при таких системах, часто приводит к более глубокому размышлению: «Бывают времена, когда мы должны опуститься на дно наших страданий, чтобы понять истину, точно так же, как мы должны спуститься на дно колодца, чтобы увидеть звезды среди бела дня». Гавел писал, что «жить по правде» означает отвергать представление о том, что власть — это нечто, что нужно захватить или уничтожить. Вместо этого Гавел утверждает, что власть относительна. [ 3 ] : 273
Гавел сказал, что письменные законы на Востоке и Западе очень похожи. Разница в их управлении. «Требование соблюдения законов… ставит под угрозу всю лживую структуру в точке максимальной лживости». Людей «легко и незаметно сажали за копирование запрещенных книг». Однако «полицейские, прокуроры или судьи... подвергающиеся всеобщему вниманию... вдруг и с тревогой начинают особенно следить за тем, чтобы в [правовом] ритуале не появилось трещин». [ 8 ] : 75–7
Формы оппозиции режиму
[ редактировать ]пишет о том, какую форму могла принять оппозиция в таких режимах и о природе диссидента в В последующих разделах Гавел на примере Хартии 77 обстоятельствах того времени . Политическая программа Гавела разрывает как традиционные формы правления, так и оппозицию. Он противопоставляет наблюдения Томаша Гаррига Масарика о пределах низовой организации, так называемых малых работ, примеру Комитета защиты польских ( KOR рабочих ) и того, чего можно достичь посредством независимой социальной организации. жизнь и организация для достижения «социальной самозащиты». Такая защита во всем тогдашнем Восточном блоке имела в своей основе защиту прав человека и гражданских прав.
Гавел затрагивает концепции, сформулированные другим диссидентом и подписавшим Хартию 77 Вацлавом Бендой , который ранее описал « параллельные структуры » «параллельных институтов» внутри общества, более чутко реагирующих на человеческие потребности. Он указывает, что первым человеком в Чехословакии, который сформулировал и осуществил на практике концепцию «второй культуры», был Иван Мартин Йироус ; хотя Джироус в основном имел в виду такие мероприятия, как концерты рок-музыки. [ 7 ] : 192–5
На пути к «постдемократической» системе
[ редактировать ]Гавел завершает эссе обсуждением демократии и проблем технологий. Он отвергает точку зрения, согласно которой единственным ответом на посттоталитарный режим будет установление парламентской демократии.
Цепляться за идею традиционной парламентской демократии как своего политического идеала и поддаваться иллюзии, что только эта проверенная и верная форма способна гарантировать людям непреходящее достоинство и независимую роль в обществе, было бы, на мой взгляд, самым недопустимым. наименее близоруким. [ 3 ] : 285
Он призывает к « экзистенциальной революции», которая выходит «значительно за рамки классической парламентской демократии» и которую, таким образом, можно назвать постдемократической : «Введя термин «посттоталитарный» для целей этой дискуссии, возможно, мне следует сослаться на понятие, которое я только что изложил – чисто на данный момент – как перспективы «постдемократической» системы». [ 3 ] : 285 Постдемократическая система, которую он предусматривает, должна
…дать надежду на моральную перестройку общества, что означает радикальное обновление отношения людей к тому, что я назвал «человеческим порядком», который не может заменить никакой политический порядок. Новый опыт бытия, обновленная укорененность во вселенной, вновь обретенное чувство более высокой ответственности, вновь обретенное внутреннее отношение к другим людям и человеческому сообществу — эти факторы ясно указывают направление, в котором мы должны идти. [ 3 ] : 283
Влияние
[ редактировать ]После падения коммунистических режимов в Центрально-Восточной Европе в 1989 году, включая падение Берлинской стены в Чехословакии и Бархатную революцию , наблюдатели обратились к трудам диссидентов, которые анализировали присущие политическим режимам слабости. Активист «Солидарности» Збигнев Буяк сказал об эссе: «Когда я смотрю на победы «Солидарности» и «Хартии 77», я вижу в них удивительное исполнение пророчеств и знаний, содержащихся в эссе Гавела». [ 6 ]
Сам Вацлав Гавел был избран первым и единственным президентом посткоммунистической Чехословакии , а затем первым президентом Чешской Республики после распада Чехословакии в 1993 году.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гавел, Вацлав. 1985. Власть бессильных: граждане против государства в Центрально-Восточной Европе, под редакцией Дж. Кина . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN 978-0873327619 .
- ^ Эда Крисеова (1993). Вацлав Гавел: Официальная биография . Сент-Мартинс Пресс. стр. 205 . ISBN 0-88687-739-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Джон Кин (23 мая 2001 г.). Вацлав Гавел: политическая трагедия в шести действиях . Основные книги. ISBN 978-0-465-03720-9 . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ «"Сила бессильных" — Вацлав Гавел» . Центр Ханны Арендт . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Эда Крисеова (1993). Вацлав Гавел: Официальная биография . Сент-Мартинс Пресс. стр. 168 , 195. ISBN. 0-88687-739-3 .
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, Пол (1991). Введение в книгу «Сила бессильных: памяти Яна Паточки»; найдено в «Открытых письмах: Избранные произведения 1965–1990 годов» Вацлава Гавела . стр. 125–126 . ISBN 0679400273 .
- ^ Jump up to: а б Гавел, Вацлав . «Сила бессильных». В «Открытых письмах: Избранные произведения: 1965–1990» , отредактировано и переведено Полом Уилсоном. ISBN 0-679-73811-8.
- ^ Jump up to: а б Вацлав Гавел; Джон Кин (1985). Власть бессильных: граждане против государства в Центрально-Восточной Европе . Я Шарп. стр. 27–. ISBN 978-0-87332-761-9 . Проверено 12 сентября 2012 г.
- Содержание этой статьи частично основано на соответствующей статье в чешской Википедии .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бартон, Дэвид Гилбрит. (2020). Гавел: Неоконченная революция . Издательство Питтсбургского университета . ISBN 0822946068.
- Гавел, Вацлав (1985). Кин, Джон (ред.). Власть бессильных: граждане против государства в Центрально-Восточной Европе . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN 0-87332-761-6 .
- Гавел, Вацлав. (1992). «Сила бессильных». В «Открытых письмах: Избранные произведения: 1965–1990» , отредактировано и переведено Полом Уилсоном. Винтажные книги. ISBN 0-679-73811-8.
- —— (1997). Искусство невозможного: политика как мораль на практике . Кнопф Канада . ISBN 0676970494.
- Кин, Джон (2000). Вацлав Гавел: политическая трагедия в шести действиях . Основные книги. ISBN 978-0-465-03720-9 .
- Крисеова, Эда (1993). Вацлав Гавел: Официальная биография . Сент-Мартинс Пресс. ISBN 0-88687-739-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- The Power of the Powerless (Полный текст) на английском языке , также доступен в виде обычного текста.
- Текст книги «Сила бессильных» на чешском языке
- Отрывок из книги «Сила бессильных» - объединение из разных разделов мотива зеленщика.
- Гавел, Вацлав и Пол Уилсон. 2018. «Сила бессильных, с введением переводчика». Восточноевропейская политика, общества и культуры 32 (2): 353-408. дои : 10.1177/0888325418766625 .
- Милан Ханыш и Людгер Хагедорн. 2018, 25 октября. « Жизнь в правде: Сила бессильных Вацлава Гавела » (видео). Дебаты «Время говорить», Венский гуманитарный фестиваль 2018.
- Жантовский, Майкл , Мадлен Олбрайт и Джон Маккейн . 2014, 19 ноября. « Наследие Вацлава Гавела сегодня (Часть 1) » (видео). Библиотека Конгресса . Расшифровка .