Сандакада пахана
Сандакада-Пахана , также известный как Лунный камень , является уникальной особенностью архитектуры древней Шри-Ланки . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это искусно вырезанная полукруглая каменная плита, обычно размещаемая внизу лестниц и входов. Впервые появившаяся на последнем этапе периода Анурадхапуры , сандакада-пахана развивалась в периоды Полоннарува , Гампола и Канди . По мнению историков, сандакада-пахана символизирует цикл сансары в буддизме .
Известный на сингальском языке как сандакада-пахана, он примерно переводится на английский как лунный камень. Название основано на его форме и дизайне. [ 2 ] В древних хрониках Махавамсы и палийских хрониках, таких как Самантапасадика, сандакада-пахана называется патика . [ 4 ]
Период Анурадхапуры
[ редактировать ]Первые сандакада-паханы были созданы на позднем этапе существования древнего царства Анурадхапура . их размещали только у входов в буддийские храмы . В этот период [ 5 ]
Резьба на полукруглой каменной плите была одинаковой в каждой пахане сандакада. В центре был вырезан полулотос, окруженный несколькими концентрическими полосами. Первая полоса из полулотоса украшена процессией лебедей, за ней следует полоса с замысловатым рисунком листвы, известным как лиявель (ползучий) , который символизирует желание. На третьей полосе вырезаны изображения четырех животных; слоны, львы, лошади и быки. Эти четыре животных следуют друг за другом в процессии, символизирующей четыре благородные истины (Чатурарья сатья) или четыре этапа жизни: рождение, старость, болезнь и смерть. Четвертая и самая дальняя полоса содержит изображение пламени. [ 5 ] обычно интерпретируется как символ бесконечного цикла жизни и страстных страданий, которые испытывают люди.
К этому периоду также были найдены лунные камни квадратной или прямоугольной формы. Лунный камень в монастыре Мирисаветия является примером прямоугольного лунного камня. Считается, что лунные камни могли иметь квадратную форму, которая позже превратилась в полукруглую.
Период Полоннарувы
[ редактировать ]Дизайн сандакада-паханы периода Полоннарува во многом отличается от дизайна периода Анурадхапуры. Единственная полоса, которая использовалась для изображения четырех животных, была удалена, а процессии слона, льва и лошади изображались отдельными полосами. Самым значительным изменением является удаление быка из сандакада-паханы. [ 6 ] Это произошло потому, что в индуизме бык считается благоприятным животным, и в этот исторический период влияние индуизма в Шри-Ланке было высоким. Традиция Анурадхапуры размещать сандакада-паханы только у входов в буддийские храмы также изменилась, и они встречаются и у входов в другие здания, относящиеся к периоду Полоннарува. [ 5 ]
Вторжение Раджендры I в 1017 году нашей эры привело большую часть страны под контроль империи Чола . [ 7 ] [ 8 ] Страна находилась под властью Чола до 1055 года нашей эры. [ 9 ] а культура Шри-Ланки находилась под сильным влиянием южноиндийских обычаев и традиций, включая индуистскую религию. [ 10 ] Историки полагают, что причиной удаления быка из сандакада-паханы стала его связь с индуизмом. Бык, средство передвижения бога Шивы , является почитаемым животным в индуизме, и поэтому его исключили из сандакада-паханы, поскольку это было место, по которому ступали люди. [ 6 ] Лев также не упоминается в некоторых сандакада-паханах. [ 11 ] Лучший образец пахан Сандакада периода Полоннарува находится у северного входа в Ватадаге Полоннарува . [ 12 ]
Периоды Канди и Гампола
[ редактировать ]Ко времени существования королевств Гампола и Канди дизайн сандакада-паханы радикально изменился. Концентрических полос больше не было, и форма когда-то полукруглой каменной плиты стала почти треугольной. В центре каменной плиты, окруженной замысловатым узором из лиявеля , был вырезан лотос . [ 13 ] Эти лунные камни были менее искусными, чем лунные камни, вырезанные в периоды Анурадхапуры и Полоннарувы.
Символизм
[ редактировать ]Историки считают, что резные изображения сандакады-паханы символизируют религиозное значение. Широко распространенная интерпретация принадлежит историку Сенарату Паранавитхане . Согласно Паранавитане, сандакада-пахана символизирует цикл сансары . Лиявел ), а символизирует мирские желания ( Танха лотос изображает окончательное достижение Нирваны . [ 14 ] Слон, бык, лев и лошадь символизируют рождение, упадок, болезнь и смерть соответственно. Поскольку существует миф о том, что лебеди способны отделять молоко от смеси воды и молока, лебеди символизируют различие между добром и злом. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кейв, Генри Уильям (1908). «Северные провинции — Генри Кейв — Google Книги» . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Гавешака (2 мая 2004 г.). «Продолжение традиций: лунные камни в Полоннаруве» . Санди Таймс . Получено 9 августа.
- ^ Бандаранаяке, SD (1974). Сингальская монашеская архитектура: Вихара Анурадхапуры — Сенаке Бандаранаяке — Google Книги . ISBN 9004039929 . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Буддийское искусство» . Ассоциированные газеты Цейлона. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Сиривира (2004), с. 288
- ^ Jump up to: а б Сиривира (2004), с. 289
- ^ Сиривира (2004), с. 45
- ^ Виджесурия (2006), с. 114
- ^ Прематиллеке и Карунаратне (2004), с. 6
- ^ Сиривира (2004), с. 47
- ^ Сараччандра (1977), с. 129
- ^ Прематиллеке и Карунаратне (2004), с. 10
- ^ Диганвела (1998), с. 11
- ^ Диганвела (1998), с. 12
Библиография
[ редактировать ]- Сильвер, Висконсин (2004). История Шри- Ланки Диагностика Джаякоди и компания. ISBN 955-551-257-4 .
- Виджесурия, С. (2006). Краткая сингальская Махавамса . Форум совместного развития. ISBN 955-9140-31-0 .
- Прематилле, Польша; Карунаратне, Л.К. (2004). Полоннарува – серебряная столица Шри- Ланки ISBN 955-613-111-6 .
- Сараччандра, Б.С. (1977). Наше культурное наследие (на сингальском языке). Сильва, вице-президент
- Диганвела, Т. (1998). История искусства (на сингальском языке). Издательство Васана.
- Бандаранаяке, Сенаке (1974). Сингальская монашеская архитектура: вихара Анурадхапуры . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-03992-9 .
- фон Шредер, Ульрих. (1990). Буддийские скульптуры Шри-Ланки . (Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd.) ISBN 962-7049-05-0 / ISBN 978-962-7049-05-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]