Архитектура древней Шри-Ланки

Архитектура Королевства древней Шри-Ланки демонстрирует богатое разнообразие, варьирующееся по форме и архитектурному стилю от Анурадхапура (377 г. до н.э. – 1017 г.) до Королевства Канди (1469–1815 гг.). Сингальская архитектура также отражает многие древние влияния Северной Индии. Буддизм оказал значительное влияние на архитектуру Шри-Ланки после того, как он был завезен на остров в III веке до нашей эры. [1] а древняя архитектура Шри-Ланки была в основном религиозной, с более чем 25 стилями буддийских монастырей. [2] значительных построек входят ступы Джетаванарамайя В число и Руванвелисая в королевстве Анурадхапура и далее в королевстве Полоннарува (11–13 вв.). Дворец Сигирии считается шедевром древней архитектуры и изобретательности, а крепость в Япахуве и Храм Зуба в Канди также отличаются своими архитектурными качествами. Древняя архитектура Шри-Ланки также важна для устойчивого развития, особенно Сигирия , которая была спроектирована как экологически чистая структура.
Монастыри были спроектированы с использованием Манджушри Васту Видья Шастры , рукописи, в которой описывается план строения. Текст на санскрите , но написан сингальским письмом . Считается, что сценарий относится к V веку. Он посвящен исключительно буддийским монастырям и явно принадлежит школе Махаяны . Текст отличается большой оригинальностью, и ничего подобного нет в существующих индийских трактатах, посвященных только индуистским храмам. [2]
Буддийская архитектура Шри-Ланки
[ редактировать ]Пещерные храмы
[ редактировать ]
Самые ранние свидетельства существования рудиментарных пещерных храмов найдены в Михинтале . Уникальной особенностью этих пещер было использование капельного выступа ( катарайя ), вырезанного вдоль верхнего края каменного потолка, который останавливал попадание дождевой воды в пещеру. Со временем были добавлены двери, окна и стены из кирпича или камня. [2] Крыша и стены были оштукатурены белой краской и украшены декоративной росписью, что можно увидеть в пещерных храмах Дамбуллы . [3]
Пещерные комплексы Дамбулла , Ситулпахува , Мулкиригала представляют собой значительные пещерные храмы, демонстрирующие рудиментарные архитектурные разработки острова. Пещерный храм Калудия Покуна, Михинтале, был построен с кирпичными стенами, гранитными оконными проемами и потолками. Гал вихара , Полоннарува и пещерные храмы Дамбуллы изначально были построены как пещерные храмы, позже пещерные храмы были преобразованы в дома-изображения.
Дагобы или ступы
[ редактировать ]
Дагобы или ступы Шри-Ланки играют важную роль в архитектурном и инженерном развитии острова. Ступы, спроектированные и построенные в Шри-Ланке, являются крупнейшими кирпичными сооружениями, известными досовременному миру. [4] [5] Демала Маха Сейя , которая так и не была завершена, имела окружность 2011 футов (613 м), Джетаванарамайя на момент завершения строительства была самой большой ступой, построенной в любой части мира, ее высота составляла 122 м. Джетаванарамайя также была третьим по высоте зданием в древнем мире. [4] Абхаягири Дагаба (370 футов) и Руванвелисая (300 футов) также были важными сооружениями древнего мира.
Строительство ступ считалось делом великих заслуг, целью ступ было главным образом сохранение реликвий Будды. Характеристики дизайна большинства ступ одинаковы, входы в ступы расположены так, что их центральные линии указывают на помещения с реликвиями. Дизайн ступы восхищает своим структурным совершенством и стабильностью. Такие ступы, как Джетаванарама , Абхаягири и ступа Мирисавети , имели форму рисовой кучи. Другие формы, такие как пузырь ( Руванвели ), горшок и колокол, появились позже. Предполагается, что ступа в Надигамвиле имела форму луковицы. [2]
орнаментированная вахалкада Примерно во II веке к дизайну ступы добавилась ; самый ранний из них - в Чайтье. Четыре вахалкады обращены к сторонам света и украшены фигурами животных, цветов, лебедей и карликов. Столбы по обе стороны вахалкады несут фигуры львов, слонов, лошадей или быков, в зависимости от направления сооружения. [2]
Ступы были покрыты слоем известковой штукатурки , сочетания штукатурок менялись в зависимости от требований проекта, в качестве материалов использовались известь, глина, песок, галька, измельченные морские ракушки, сахарный сироп, яичный белок, кокосовая вода, растительная смола, олифа. , клей и слюна белых муравьев. [2] Для тонкой штукатурки в Кири Вехера использовалась мелкая галька, а в ступах V-XII веков использовались измельченные морские ракушки, смешанные с известью и песком.
Ватадаге
[ редактировать ]
Ватадаге считается одним из самых плодовитых архитектурных творений древней Шри-Ланки; этот дизайн представлял собой меняющийся взгляд на дизайн ступ независимо от острова. [6] Ранние провинциальные ватады имели форму квадрата. [6] позже он превратился в круглую форму, окружающую дагобу. [2] Ватадаге Полоннарува , Медиригирия и Тирияя до сих пор сохранили круги тонких, изящных колонн. Крыша ватадаге имела сложную конструкцию, уникальную для древней Шри-Ланки. Это трехъярусная коническая крыша высотой 12–15 м без центральной стойки, поддерживаемая столбами уменьшающейся высоты. Вес принимала на себя кольцевая балка, опиравшаяся на внутренний ряд каменных колонн, расходящиеся стропила сходились в форме колеса. [2] Декоративные качества ватадаге Полоннарува высоко ценятся, и ученые утверждают, что ватадаге Полоннарува представляет собой лучшее архитектурное произведение периода Полоннарува. [6]
Дома для медитации
[ редактировать ]
Дома для медитации, найденные в лесных монастырях Ритигала и Аранкеле, уникальны для Шри-Ланки. Каждый дом состоит из двух приподнятых платформ, соединенных друг с другом монолитным каменным мостом. Внешняя платформа открыта небу, она больше и выше внутренней.Эти дома для медитации достигли очень высокой степени совершенства в своей архитектуре, дизайн сочетал в себе квадратные и прямоугольные формы и при этом сохранял симметрию , что указывает на глубокие познания архитекторов в геометрии . Каменная кладка также выполнена на очень высоком уровне. Подвалы этих зданий были построены из монументальных каменных блоков, разрезанных на разные размеры, тщательно обработанных и очень точно подогнанных друг к другу. Мост, соединяющий две платформы, был сделан из единой каменной плиты. Некоторые такие плиты имели размеры 15 футов (5 м) на 13 футов (4 м). Боковины вырезаны с такой точностью, что стыки между плитой и каменной лепниной платформ едва заметны.
Храм со сводчатой крышей
[ редактировать ]Кирпичный храм со сводчатой крышей, который можно увидеть в Тупараме , Ланкатилаке и Тиванке Пилимаге, также считается уникальным для Шри-Ланки. Тупарама сегодня почти нетронута и дает представление о том , как была создана сводчатая крыша. Принципы создания настоящей арки были известны древним жителям Шри-Ланки, но горизонтальная арка считалась более безопасным методом строительства.
Небоскребы
[ редактировать ]Девятиэтажное здание Ловамахапая (3 век до н. э.) должно было быть элегантным зданием. Он имел открытый деревянный каркас, поддерживаемый каменными колоннами. Он был оштукатурен белым, с блестящей медной черепицей и шпилем на вершине. Он имел громоотводы или чумбакам из янтаря и турмалина. Его стропила были сделаны из пальмы талипота . Он поднялся на высоту 162 футов (49 м) и имел площадь около 179 316 квадратных футов (16 659 м ). 2 ) площади помещения. Он мог вместить 9000 монахов. Роланд Сильва заметил в 1984 году, что такая обширная площадь ошеломила бы дизайнеров Шри-Ланки «даже сегодня». Доминирующим элементом этих зданий была черепичная крыша, поддерживаемая деревянными балками и стропилами. Еще в III веке до нашей эры крыши были покрыты красной, белой, желтой, бирюзовой и коричневой черепицей. Были также изразцы из бронзы . [7]
Дворцы
[ редактировать ]
Были идентифицированы пять королевских резиденций. Это дворец Виджаябаху во внутреннем городе в Анурадхапуре , дворцы Ниссанка Малла и Паракрамабаху в Полоннаруве , дворец Сугалы в Галабадде в провинции Ува и Пандуваснуваре дворец Паракрамабаху в недалеко от Хеттиполы, когда он правил Малайей. рата.
План помещенияВсе дворцы имели одинаковый план. Каждый из них располагался на прямоугольной площадке, огороженной галереями со входом с востока. Просторный двор перед домом служил приемной, где сидеть было запрещено. Лестничный пролет вёл в центральное здание, где находился внушительный зал с колоннами и помостом в конце. Вокруг царского комплекса было более пятидесяти небольших келий, расположенных в два или три ряда. Зал во дворце Ниссанки Маллы имел размеры 133 фута (41 м) на 63 фута (19 м). Полы верхнего этажа дворца Паракрамабаху были бетонными. Во дворце [Пандуваснувара] были хорошие условия для вентиляции и дренажные ямы.
Скальные дворцы
[ редактировать ]был дворец На вершине скалы Сигирия тоже . Очертания, планировка и некоторые детали этого Небесного дворца все еще видны. Был верхний дворец, который шел параллельно нижнему, но на гораздо большей высоте. Там была смотровая галерея. Из самой внутренней королевской обители, которая изначально была многоэтажной, открывался великолепный вид на 360 градусов на городские сады и сельскую местность внизу. Это была серия последовательных дворов, палат и террас, соединенных лестницами и мощеными дорожками.
Дизайн бассейна
[ редактировать ]Куттам Покуна в Анурадхапуре представляет собой один из лучших примеров строительства королевской бани. Длинные узкие ступени привели к пруду продолговатой формы с проходами. Вода подавалась по подземным трубопроводам из близлежащего канала и вводилась в ванну двумя макара горгульями . Каменный гидрозатвор выполнял функцию водозапорного клапана и выхода для отработанной воды. Есть также ныне разрушенная раздевалка. Другие великолепные конструкции бассейнов эпохи Анурадхапуры, такие как «Пруды-близнецы» Куттам Покуна , «Пруд с лотосами» Нелум Покуна , «Пруд с горячей водой» Джантхагара Покона , Ат Покуна, построенный для хранения воды, и «бассейн с черной водой» Калудия Покуна, имеют большое значение. есть ряд прудов и бассейнов с фонтанами Также в цитадели Сигирии , которые восхищают гидротехнику древней Шри-Ланки.
Зрительные залы
[ редактировать ]В Полоннаруве также сохранились остатки двух великолепных залов для аудиенций. Это залы для общественных собраний Паракрамабаху и зал заседаний Ниссанка Малла. Зал совета Паракрамабаху представлял собой трехъярусное продолговатое строение, построенное на широкой террасе, обращенное на север, и состояло из входа с двумя лестничными маршами и проходом между ними на уровне земли. Колонны в залах совета Полоннарувы квадратные внизу, восьмиугольные посередине и снова квадратные вверху.
Больницы
[ редактировать ]Некоторое представление о больничной архитектуре можно получить на примере монастырских больниц в Михинтале и Полоннаруве. Этот план больницы можно увидеть в Национальном музее Коломбо . Был внутренний и внешний двор, а во внутреннем прямоугольном дворе было несколько камер, туалетов и ванны с выходом в одном конце. В одной камере была лечебная ванна. в Алахене Вместо келий были длинные общежития. Во внешнем дворе располагались трапезная, баня с горячей водой, кладовые и аптека. Больницы оцеплены стеной. Наличие двух открытых дворов помимо окон обеспечивало максимальную вентиляцию и свободную циркуляцию воздуха внутри самого здания.
Дома
[ редактировать ]Дом, построенный из вариччи ( плетня и мазни ), датируемый 450 годом до нашей эры, был обнаружен недалеко от Киринди-ойя. Другой был найден в Адалле, Виравиле, а в Валагампатту были обнаружены свидетельства существования домов, датируемых периодом с 50 по 400 год нашей эры. Кухонная утварь все еще там. В средние века у богатых были большие дома, построенные из камня, раствора и известки, с черепичными крышами и побеленными стенами. Там были комнаты и апартаменты с дверями и окнами. В окнах были фрамуги . На дверях были ключи, замки и петли. Дома имели придомовые территории или дворы и балконы. Были отдельные помещения для обработки риса, кладовая или атува для риса и навесы для хранения колесниц. Упоминаются также туалеты. Однако во всех домах были маленькие кухни.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Архитекторы
[ редактировать ]Были архитекторы, которые заботились о застроенной среде. Надпись в пещере относится к «городскому архитектору». Строительство велось с научной точки зрения, с использованием превосходных инструментов. Например, некоторые каменные плиты были вырезаны настолько точно, что стыки почти не были видны и между плитами ничего нельзя было вставить. Эшли де Вос отмечает, что даже сегодня для этого потребуются сложные инструменты. Подъем и установка тонких каменных плит длиной двадцать футов потребовали бы знаний строительной механики. Де Вос также предполагает, что Шри-Ланка, возможно, имела первые быстровозводимые в мире здания. Некоторые секции монастырских построек были подготовлены отдельно, а затем смонтированы вместе.
Артистизм
[ редактировать ]
Помимо технического изящества, было еще и артистизм. Об этом свидетельствуют элегантно выполненные каменные колонны VIII века. Они бывают разного дизайна. Столбы из стеблей лотоса Ниссанка Латха Мандапая уникальны в архитектуре Южной Азии. Известковый раствор использовался в кирпичной кладке только тогда, когда существовал структурный риск, такой как свод или арка.
Вода
[ редактировать ]Там были островные павильоны, окруженные водой, под названием Ситала Малигава . Были пруды с лотосами . В королевских садах Полоннарувы были десятки прудов разных форм и размеров с индивидуальными названиями. В Сигирии был восьмиугольный пруд. Один из них у Полоннарувы напоминал кольца змеи, а другой — раскрытый лотос. В Куттам Покуне в Анурадхапуре была серия прудов, от мелких до глубоких. Основные удобства не были забыты: в садах Нандана была большая блестящая ванная комната.
Воздушное охлаждение
[ редактировать ]В древности существовал метод воздушного охлаждения. Над крышей здания была закреплена высушенная шкура буйвола. На него капала вода из нескольких труб, создавая эффект дождя и дуя прохладный ветерок. Картины на стенах менялись в зависимости от сезона; охлаждающие картинки для жаркого времени года и согревающие картинки для прохладного сезона.
Строительные материалы
[ редактировать ]Строители работали с различными материалами, такими как кирпич, камень и дерево. изогнутые Были построены и круглые кирпичные арки, своды и купола. Скалы использовались в качестве несущих стен зданий. Платформа, несущая зеркальную стену Сигирии, и кирпичную лестницу стоят на отвесной скале. Примерно в VI веке строители перешли от известняка к более твердому гнейсу . Стены ватадаге в Полоннаруве были построены из камня до высоты верхнего этажа. Нижнюю ступеньку внушительной гранитной лестницы, ведущей на верхний этаж дворца Паракрамабаху, все еще можно увидеть. Тщательная детализация была выполнена в хижинах из листьев, которыми пользовались лесные монахи в V веке.
Древесина
[ редактировать ]Однако важно отметить, что древняя архитектура не была каменной. Увиденные каменные останки вводят в заблуждение. В основном это была деревянная архитектура с глиняными или каменными стенами. Здесь были сложные деревянные постройки III века. В Сигирии была тщательно продуманная сторожка из дерева и кирпича с множеством черепичных крыш. Об этом свидетельствуют сохранившиеся сегодня массивные деревянные дверные косяки.
Древесина выдержала нагрузку. Каркасы делались из целых стволов деревьев. В сторожке у восточного входа в Анурадхапуру, построенной в 4 веке до нашей эры, использовались целые деревья. Дворцы в Полоннаруве и Пандуваснуваре демонстрируют вертикальные щели в кирпичной кладке, где деревянные колонны, состоящие из целых стволов деревьев, несли нагрузку верхних этажей и крыши. В этих отверстиях до сих пор сохранились отроги, на которых когда-то стояла деревянная колонна.
Текст Манджушри шилпы описывает методы распиловки и обработки древесины. Взрослые деревья отбирали и срезали в новолуние, когда содержание сахара в древесине было ниже, чтобы древесина не привлекала разрушительных насекомых-древоточцев. Остатки камня показывают, что использовались надежные столярные технологии. Топор, тесло и долото были обычными инструментами, используемыми в лесозаготовительных работах. Саддхармарат-навали упоминает два вида столярного дела. Древесину наносили маслом, чтобы предотвратить гниение, и нагревали древесину, чтобы выпрямить ее.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дом и семья в древней и средневековой Шри-Ланке» . Lankalibrary.com. 21 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2012 г. Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пиерис К. (2006), Архитектура и ландшафт древней и средневековой Ланки.
- ^ «Виртуальная библиотека WWW: Скальный храм Дамбулла» . Lankalibrary.com. Архивировано из оригинала 3 ноября 2010 года . Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Ранавира, Мунидаса П. (декабрь 2004 г.). «Древние ступы в Шри-Ланке – крупнейшие кирпичные сооружения в мире». Информационный бюллетень CHS (70). Общество истории строительства.
- ^ Сильва, Р. 1990, «Кирпичи - строительная единица в древней Шри-Ланке», ICTAD Journal, Vol.2, № 1, стр. 21–42, Коломбо.
- ^ Jump up to: а б с Бандаранаяке, С. (1974), Сингальская монашеская архитектура: вихары Анурадхапуры
- ^ Остров (PDF) , 18 октября 2005 г. , получено 25 августа 2023 г.