Мурагала
Мурагала или муру гал , также известный как охранный камень, являются уникальной особенностью сингальской архитектуры древней Шри-Ланки . [ 1 ] Мурагала представляет собой набор двух продолговатых каменных плит с закругленной вершиной, расположенных у подножия лестницы, ведущей к месту поклонения, расположенному на возвышении. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Эволюция мурагала тесно связана с эволюцией паханы Сандакада (или лунного камня). Чарльз Годакумбура , комиссар археологии на Цейлоне с 1956 по 1967 год, описал эволюцию мурагалы с момента ее возникновения как окрашенная деревянная доска или каменная концевая плита, служащая стопорным клином на нижнем конце наклонных перил или балюстрады ( коравакгала ) до своей окончательной формы в виде искусно вырезанного камня. [ 5 ] Он выделил пять этапов в его эволюции:
- во-первых, куски ценных пород дерева;
- во-вторых, простые каменные плиты; [ 4 ]
- в-третьих, камни с вырезанным мотивом пурнагхата (сосудов изобилия) , впоследствии выполненным в низком или высоком рельефе;
- в-четвертых, камни, где резьба заменена фигурами Бахиравы или гномов, по одной на каждом камне, обычно изображающих Шанкху и Падму, слуг Куверы (Бога Богатства) , [ 4 ] или бхуты (могущественные призраки/духи-защитники) ;
- заключительная фаза, которая наиболее распространена в наиболее важных монастырских зданиях Анурадхапуры , представляет собой искусно вырезанные антропоморфные нагараджи (змеиные боги) , [ 4 ] типичный для последних этапов периода Анурадхапура и последующего периода Полоннарува .
Совсем недавно археологи считают, что мурагала служила просто декоративным элементом, а не структурным назначением. [ 6 ]
Самые ранние мурагала относятся к раннему периоду царства Анурадхапура (примерно I век нашей эры). [ 6 ] Со временем архитекторы перешли на использование камня, как более прочного материала. Следующим этапом эволюции охранных камней стало появление резьбы, однако археологам сложно определить, когда именно начали происходить эти изменения. В средний период (2 век нашей эры – 6 век нашей эры) и последний период (7 век нашей эры – 11 век нашей эры) Королевства Анурадхапура каменщики начали вырезать на мурагале изображение гномов (Шанкха и Падма). [ 6 ] Именно на последних этапах существования царства Анурадхапура были вырезаны мурагала с изображениями Нагараджей. Однако это была не строго последовательная эволюция, а последовательность перекрывающихся событий, при этом наиболее развитые мотивы пурнагхаты не обязательно предшествовали самым ранним резным изображениям Нагараджи. [ 5 ]
Полоннарува
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кейв, Генри Уильям (1908). Северные провинции - Часть 3 «Книги Цейлона: путеводитель по его железнодорожной системе и описание его разнообразных достопримечательностей для посетителей и туристов» . Касселл. стр. 102–103.
- ^ Виджесекера, Нандадева (1990). 100-летие Археологического отдела (1890-1990): Скульптура - Том 4 . Археологический отдел . п. 17.
- ^ Де Сильва, Чандра Ричард (1977). Шри-Ланка, история . Издательство Викас. стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д Хевависсенти, Амаль (9 сентября 2012 г.). «Скульптурная эволюция охранного камня Шри-Ланки» . Воскресный обозреватель . Проверено 31 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бандаранаяке, Сенаке (1974). Сингальская монашеская архитектура: Вихара Анурадхапуры . Брилл. стр. 328–329. ISBN 9789004039926 .
- ^ Jump up to: а б с Дэниел, Шаннин (7 декабря 2017 г.). «Когда архитектура и буддизм объединились: охранные камни древней Шри-Ланки» . Рев Медиа . Проверено 31 августа 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Викрамагамаге, Чандра (1998). Входы в древние здания в Шри-Ланке . Академия культуры Шри-Ланки.