Ватадаге

Ватадаге Шри ( сингальский : වටදාගෙ ) — тип буддийской структуры, найденной в -Ланке . Он также известен как даге , тупагара и четиягара . Хотя на него, возможно, повлияло некоторое индийское влияние, это сооружение более или менее уникально для архитектуры древней Шри-Ланки . Ватадаге для их защиты строились вокруг небольших ступ , в которых часто хранились реликвии или строились на священной земле. Круглые по форме, они обычно строились из камня и кирпича и украшались искусной резьбой по камню. Ватадагес также мог иметь деревянную крышу, поддерживаемую несколькими каменными колоннами, расположенными в несколько концентрических рядов.
Сейчас в Шри-Ланке осталось всего десять ватадаге. Строители многих из этих памятников неизвестны, как и время их создания. Считается, что самой старой такой постройкой является постройка, окружающая Тупарамайю . Обычно считается, что лучшим примером ватадаге является Полоннарува Ватадаге . При этом ватадаги в Медиригирии и Тирияе остаются более или менее нетронутыми.
Этимология
[ редактировать ]Хотя сейчас это сооружение широко известно как ватадаге , оно имело несколько разных названий. В древней сингальской литературе этот тип структуры называется ватадаге или даге . В хрониках XII и XIII веков Пуджавалия и Далада Сиритха используют эти имена при упоминании Тупарамайи и Полоннарува Ватадаге. Однако в палийских текстах используется имя тупагара . Имя Четиягара также используется в некоторых источниках. [ 1 ]
Слово ватадаге буквально означает круглый дом или святилище. Даге просто означает «дом-реликвия». Подобным образом, четиягара означает « четия -дом», а тупагара — «дом-ступа». [ 2 ]
Функции
[ редактировать ]
Ватадаги имели круглую форму. Они были построены вокруг небольших ступ для их защиты, а также для убежища для преданных. Ступа расположена в центре приподнятой круглой платформы, обычно вымощенной камнем. Ватадаге в Полоннаруве имеет две платформы, расположенные одна над другой. Эта платформа содержала несколько концентрических рядов каменных колонн. Колонны внутреннего ряда были самыми высокими, а высота колонн внешних рядов постепенно уменьшалась по мере распространения от центра. Количество каменных колонн и рядов варьировалось от строения к строению: изначально ватадаге в Ланкараме насчитывало 88 колонн. [ 3 ]
Концентрические ряды каменных колонн предположительно использовались для поддержки деревянной крыши. Однако остается спорным вопрос о том, была ли построена крыша в некоторых ватададжах. [ 4 ] Если крыша действительно существовала, часть над самой ступой могла быть куполообразной. [ 3 ] Однако расположение каменных колонн позволяет предположить, что остальная часть крыши могла иметь коническую форму. [ 2 ] Эту платформу часто окружала кирпичная стена, и есть свидетельства того, что внутренняя часть этой стены была украшена картинами. [ 4 ]
Ватадаге часто имели четыре входа, обычно ориентированных на четыре стороны света . [ 5 ] Однако не все из них построены в соответствии с этой традицией, и ватадаги, такие как Тупарама, имеют только один вход. [ 6 ] Эти входы были богато украшены. Ступени, ведущие на возвышение, украшены резьбой, как и коравакгала (каменные балюстрады). мурагалами ( У подножия ступеней был установлен сандакада-пахана (лунный камень), окруженный двумя охранными камнями). [ 7 ]
История
[ редактировать ]Некоторые древние ступы в Индии имеют платформы, украшенные резьбой в основании, например, ступа Амаравати в Андхра-Прадеше . Хотя этот тип структуры, возможно, повлиял на более сложный ватадаге, он более или менее уникален для древней архитектуры Шри-Ланки . [ 2 ]
Считается, что самая старая ватадаге на Шри-Ланке находится в храме Тупарама в Анурадхапуре . Он был построен Васабхой вокруг уже существовавшей ступы во время его правления с 67 по 111 год нашей эры. [ 8 ] Хотя после этого было построено несколько ватадажей, в большинстве случаев неизвестно, кто и когда их построил. [ 7 ] Сейчас в стране осталось всего десять ватадажей. Они расположены в Тупараме , Ланкараме , Михинтале , Полоннаруве, Медиригирии , Аттанагалле, Раджангане , Меникдене, Девундаре и Тирияе. [ 9 ] Из них ватадаги в Полоннаруве, Медиригирии и Тирияе относительно хорошо сохранились и служат хорошим показателем первоначального внешнего вида построек этого типа. [ 7 ] Ватадаги в Михинтале и Аттанагалле, возможно, были построены Готабхайей , правившим в III веке. [ 5 ]

Раджангане Ватадаге, который, вероятно, был построен в VII или VIII веке, отличается от других тем, что имеет квадратную платформу, а не круглую. [ 10 ] Ватадаге в Тирияе был построен в 8 веке. [ 11 ] Полоннарува Ватадаге, считающийся «высшим развитием» архитектуры ватадаге, был построен в 12 веке. [ 12 ] [ 13 ]
Ватадаге обычно строились вокруг ступ, которые либо строились на священной земле, либо содержали реликвии Будды или предметы, которыми он пользовался. [ 9 ] Полоннарува Ватадаге, возможно, зуб Будды . хранился В [ 14 ] Точно так же считается, что в Тирияе хранится реликвия волос Будды, а в Тупараме — его ключица. Считается, что ватадажи Аттанагалла и Михинтале были построены на священной земле. [ 9 ]
3D Model
[ редактировать ]Проект Zamani документирует объекты культурного наследия в 3D, чтобы создать записи для будущих поколений. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Документация основана на наземном лазерном сканировании. [ 19 ] [ 20 ] 3D-документация Ватадаге в Полоннаруве была выполнена в 2019 году. [ 21 ] Следующие постройки в Полуннаруве также задокументированы в 3D: Гал Вихара ; Кири Вихера; Ланкатилака Вихара и Четырехугольник ( Хатадаге ; Атадаге; Лежачий дом; Дом Капитула; Гал Пота; Сатмахал Прасад ; Храм Бодхисаттвы; Латха Мандапайя; Храм Дерева Бодхи и Тупарама Гедиге).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сараччандра (1987), с. 115
- ^ Jump up to: а б с Сараччандра (1987), с. 116
- ^ Jump up to: а б Сиривира (2004), с. 285
- ^ Jump up to: а б Амарасингхе (1998), с. 58
- ^ Jump up to: а б Бандаранаяке (1974), с. 140
- ^ Бандаранаяке (1974), с. 141
- ^ Jump up to: а б с Сараччандра (1987), с. 117
- ^ Сиривира (2004), с. 282
- ^ Jump up to: а б с Шокман, Деррик (10 августа 2002 г.). «От Каннияй до Коккилай через Тирияйю » Ежедневные новости из оригинала 10 октября. Архивировано Получено 6 января.
- ^ Бандаранаяке (1974), с. 146
- ^ Бандаранаяке (1974), с. 148
- ^ «Периодическая отчетность по применению Конвенции о всемирном наследии: Священный город Полоннарува» (PDF) . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ Прематиллеке и Карунаратне (2004), с. 10
- ^ «Ватадаге — защитившая Священную Реликвию Зуба» . Воскресный обозреватель . 19 декабря 2004 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ Рютер, Хайнц; Раджан, Рахим С. (2007). «Документирование африканских мест: проект Алука». Журнал Общества историков архитектуры . 66 (4): 437–443. дои : 10.1525/jsah.2007.66.4.437 . ISSN 0037-9808 . JSTOR 10.1525/jsah.2007.66.4.437 .
- ^ Рютер, Хайнц. «БАЗА ДАННЫХ ОБ АФРИКАНСКОМ НАСЛЕДИИ – ВИРТУАЛЬНОЕ СОХРАНЕНИЕ ПРОШЛОГО АФРИКИ» (PDF) . isprs.org .
- ^ Джайлз, Крис. «Познакомьтесь с учеными, увековечивающими африканское наследие в виртуальной реальности» . CNN . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Дикая, Сара. «Великие объекты наследия Африки наносятся на карту с помощью точечных лазеров» . Кварц Африки . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Рютер, Хайнц; Держись, Кристоф; Бхурта, Рошан; Шредер, Ральф; Весселс, Стивен (13 января 2012 г.). «От облака точек к текстурированной модели: конвейер лазерного сканирования Zamani в документации по наследию» . Южноафриканский журнал геоматики . 1 (1): 44–59–59. ISSN 2225-8531 .
- ^ Рютер, Хайнц; Герой, Кристофер; Бхурта, Рошан; Шредер, Ральф; Весселс, Стивен. «Проблемы с документацией наследия с помощью наземного лазерного сканирования» (PDF) .
- ^ «Полоннарува » Проект «Время» . Получено 1 октября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Амарасингхе, Малинга (1998). ( на Руины Полоннарувы сингальском языке). С. Годадж и братья. ISBN 955-20-3051-Х .
- Прематилле, Польша; Карунаратне, Л.К. (2004). Полоннарува – серебряная столица Шри- Ланки Коломбо: Центральный культурный фонд, Министерство культуры. ISBN 955-613-111-6 .
- Сараччандра, Б.С. (1977). Наше культурное наследие [ Культурное наследие ] (на сингальском языке). Сильва, вице-президент
- Сильвер, Висконсин (2004). История Шри- Ланки Диагностика Джаякоди и компания. ISBN 955-551-257-4 .
- Бандаранаяке, Сенаке (1974). Сингальская монашеская архитектура: вихары Анурадхапуры . Издательство «Брилл». ISBN 978-90-04-03992-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]