Иллюзия Эренштейна

Иллюзия Эренштейна — это оптическая иллюзия восприятия яркости или цвета. Визуальные явления изучал немецкий психолог Вальтер Х. Эренштейн (1899–1961), который первоначально хотел изменить теорию, лежащую в основе иллюзии сетки Германа . Открыв оптическую иллюзию, Эренштейн обнаружил, что решетчатые узоры прямых линий, останавливающихся в определенной точке, кажутся имеющими более яркий центр по сравнению с фоном.
Эренштейн опубликовал свою книгу «Модификации феномена яркости Л. Германа», чтобы опровергнуть теорию Германа. Он утверждал, что эти иллюзии были вызваны не эффектом контраста , а скорее эффектом яркости, который необходимо дополнительно изучить.
Эффект
[ редактировать ]Иллюзию Эренштейна можно классифицировать как иллюзию яркости. Границы формы влияют на наблюдаемую яркость поверхности изображения. [1] Эти эффекты варьируются от человека к человеку и могут быть дополнительно усилены путем изменения фона конфигурации или окружения поверхности изображения. Наблюдатель воспринимает яркость поверхности как более яркую, несмотря на то, что она идентична фону. [2]
Иллюзорный контур
[ редактировать ]Иногда «Эренштейн» ассоциируется с иллюзорной контурной фигурой, концы темных сегментов которой создают иллюзию кругов или квадратов. [1] [2] [3] Видимые круглые фигуры в центре конфигурации имеют тот же цвет, что и фон, но кажутся ярче. Эффект яркости исчезает, когда отрезки линий соединяются круглым диском. Это соответствует характеристикам оптической иллюзии, поскольку воспринимаемые нами асимметричные перцептивные ощущения не имеют физического происхождения. [1]
Похожий эффект иллюзорного контура наблюдается в таких фигурах, как треугольник Канижа . [4]
- Вариации иллюзий Эренштейна
- Оригинальная иллюзия Эренштейна, в которой решетчатый рисунок темных сегментов создает иллюзию более ярких кругов и квадратов.
- Вариант иллюзии Эренштейна демонстрирует парадокс восприятия формы. Квадрат кажется изогнутым, если его поместить внутри концентрических кругов.
- Иллюзия яркого центрального диска (вверху) разрушается добавлением более темного круга (внизу).
Вариации
[ редактировать ]Эренштейн реализовал вариации первоначальной иллюзии, чтобы проверить, как может измениться сила восприятия. В одном варианте он изменил толщину линий. Он обнаружил, что линии можно сделать очень тонкими, а иллюзия все равно останется. Яркость центра увеличивается с толщиной линий. Однако когда линии становятся настолько широкими, что центральная белая линия оказывается закрытой, иллюзия теряет свой яркий вид и перестает быть видимой. [5]
Парадокс восприятия формы
[ редактировать ]В 1954 году дальнейшие вариации оригинальной иллюзии Эренштейна обнаружили, что стороны квадрата приобретают кажущуюся изогнутую форму, если помещать его внутрь узора из концентрических кругов. [6] В этой оптической иллюзии используются геометрические факторы для создания иллюзорного контура формы, в отличие от других конфигураций, в которых используется иллюзорная яркость. Эренштейн также обнаружил, что уменьшение размера фигуры в целом усиливает парадокс и делает контур толще. Формы на изображении остаются постоянными, несмотря на небольшие изменения общих характеристик конфигурации. Монохромные . цвета изображений еще больше усиливают иллюзию изогнутости квадрата [7]
Теории и объяснения
[ редактировать ]Гештальт-психологию можно использовать для объяснения теорий иллюзорных контуров. [1] Он предполагает восходящий подход к комплексному мышлению, то есть люди воспринимают и обрабатывают имеющуюся информацию, прежде чем прийти к окончательному выводу. [8] При обработке иллюзии затем применяются предвзятые ожидания и убеждения относительно изображения или формы, чтобы объяснить неизвестность иллюзии. Когнитивные интерпретации физического стимула строятся на основе ожиданий того, что мы знаем, а не того, что мы видим визуально. Это означает, что, рассматривая оптическую иллюзию или конфигурацию, мы по сути снова конструируем изображение как единое целое, используя любые доступные когнитивные или символические сигналы. [1] Немецкий психолог Вольфганг Кёлер описал такое поведение как «отказ от объяснений». Если наблюдения не могут быть объяснены немедленно, мозг изобретает альтернативные интерпретации, которые не имеют под собой фактических или перцептивных доказательств, чтобы заполнить пробелы. [9]
Эта теория вытекает из концепции когнитивного диссонанса . Когда мозг одновременно удерживает два противоречивых убеждения, он сделает все, чтобы изменить их и привести в соответствие друг с другом. [10] Мы делаем это, потому что испытываем чувство дискомфорта, когда наши нормы и ожидания нарушаются. Это видно в иллюзиях Эренштейна. Отсутствие физических стимулов, таких как неполные сетки, вызывает у ума дискомфорт. Чтобы решить эту проблему, мозг создает изображения кругов и квадратов, чтобы создать порядок и последовательность. Таким образом, визуальная обработка неполных или запутанных стимулов зависит от внутренних процессов решения проблем для восстановления информации. [11]
Критика
[ редактировать ]Гештальт-психология и теории когнитивного диссонанса иллюзий подвергались критике за неудовлетворительное объяснение эффектов яркости. Хотя они исследуют, как и когда иллюзорная яркость или контур могут меняться, существует ограниченное объяснение того, как возникает иллюзорная форма. [12] Следовательно, текущих описаний иллюзии Эренштейна недостаточно, поскольку они не сообщают о визуальных и перцептивных механизмах этого явления. По мнению немецкого невролога Лотара Шпилмана, необходимы дальнейшие исследования для создания новой теории, которая учитывает как характеристики иллюзорного стимула, так и перцептивную обработку человека.
Существуют также противоречивые данные против нынешних объяснений восприятия. Гештальт-психология предполагает, что у мозга должно быть какое-то предварительное ожидание, которое составляет основу иллюзии, прежде чем произойдет сознательная интерпретация стимула. Однако недавние компьютерные исследования, похоже, предполагают, что представление стимулов формируется в мозге посредством конкуренции и сотрудничества зрительных нейронов. Опять же, необходимы дальнейшие нейрофизиологические и психологические исследования, чтобы оценить, являются ли текущие теории точной моделью иллюзии Эренштейна.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Дресп-Лэнгли, Биргитта (2009). «Иллюзия Эренштейна» . Схоларпедия . 4 (10): 5364. Бибкод : 2009SchpJ...4.5364D . doi : 10.4249/scholarpedia.5364 .
- ^ Перейти обратно: а б Эренштейн (1941). «О модификациях явления светимости Л. Германа». Журнал психологии . 1 (150): 83–91. дои : 10.1007/978-1-4612-4760-9_3 .
- ^ В. Эренштейн (1954). Проблемы теории целостного психологического восприятия . Лейпциг: Барт.
- ^ Канижа, Г. (1955), «Квазиперцептивные границы в полях с однородной стимуляцией», Rivista di Psicologia , 49 (1): 7–30.
- ^ Эренштейн, Вальтер (19 октября 1988 г.). Модификации феномена яркости Л.Германа . Спрингер, Нью-Йорк. Нью-Йорк. ISBN 978-1-4612-9144-2 .
- ^ Нинио, Дж (2014). «Геометрические иллюзии не всегда там, где вы думаете: обзор некоторых классических и менее классических иллюзий и способов их описания» . Границы человеческой неврологии . 8 (1): 856. doi : 10.3389/fnhum.2014.00856 . ПМК 4211387 . ПМИД 25389400 .
- ^ Хамада, Дж (1987). «Общее снижение яркости наблюдается в иллюзии Эренштейна, вызванной обеими контрастными полярностями» . Восприятие и психофизика . 41 (1): 67–72. дои : 10.3758/BF03208215 . ПМИД 3822746 . S2CID 7459781 .
- ^ Джэ, Л. (6 апреля 2022 г.). «Стиль мышления, который дает аутистам другой подход» . Аутистическое открытие .
- ^ Кёлер, В. (1967). «Гештальт-психология». Психологическое исследование . 31 (1): 18–30. дои : 10.1007/BF00422382 . ПМИД 5606808 .
- ^ Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса . Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Пилишин П. (1999). «Непрерывно ли зрение с познанием?: Доводы в пользу когнитивной непроницаемости зрительного восприятия». Поведенческие и мозговые науки . 22 (3): 341–365. дои : 10.1017/S0140525X99002022 . ПМИД 11301517 . S2CID 9482993 .
- ^ Спиллман, Л; Дресп, Б (1995). «Феномены иллюзорной формы: можем ли мы преодолеть разрыв между уровнями объяснения?» . Восприятие . 24 (1): 1333–1364. дои : 10.1068/p241333 . ПМИД 8643336 . S2CID 12191797 .
