Европейская конвенция о правовом статусе детей, рожденных вне брака
Подписано | 15 октября 1975 г. |
---|---|
Расположение | Страсбург |
Эффективный | 11 августа 1978 г. |
Состояние | 3 ратификации |
Вечеринки | 26 |
Ратификаторы | 23 |
Депозитарий | Генеральный секретарь Совета Европы |
Цитаты | ЭТС 85 |
Языки |
Европейская конвенция о правовом статусе детей, рожденных вне брака, — договор ( ETS № 85), принятый в 1975 году под эгидой Совета Европы с целью гармонизации правового статуса детей, рожденных вне брака , и содействия их равенству с дети, рожденные в браке , - в соответствующем законодательстве Договаривающихся Сторон. Присоединение открыто для государств-членов Совета Европы . По состоянию на 2024 год его подписали 26 стран и ратифицировали 23 страны. [ 1 ] Конвенция налагает на государства-члены обязательства устранить дискриминационное обращение с детьми, рожденными вне брака. Совет намеренно использует термин «внебрачные дети» вместо термина «внебрачные дети». [ 2 ] : 55 Исторически это первый принятый многосторонний договор такого типа. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Статус детей, рожденных вне брака, косвенно или прямо рассматривается также в положениях Европейской конвенции о правах человека (статьи 8 , 12 и 14 ), Европейской социальной хартии социальной хартии (статьи 16, 17), (статьи 16, 17), Европейской Конвенция о гражданстве (статьи 5, 6).
Конвенция является одним из первых и важных документов в области семейного права Совета Европы , особенно по вопросам, касающимся детей. Конвенция является частью ряда других договоров Совета по вопросам, касающимся детей: Европейской конвенции об усыновлении детей , Европейской конвенции о признании и исполнении решений, касающихся опеки над детьми и о восстановлении опеки над детьми , Европейской конвенции. об осуществлении прав детей , Конвенция о контактах в отношении детей , Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия . Парламентская ассамблея Совета Европы и Комитет министров Совета Европы также приняли множество рекомендаций . Правовой защитой детей, частично или полностью, занимаются три комитета : Комитет экспертов по семейному праву (CJ-FA) – наиболее актуальный – Комитет Конвенции по Конвенции об опеке (T-CC) и Комитет экспертов по Гражданство (CJ-NA) Другими органами Совета, занимающимися этой областью права, являются Конференция европейских министров юстиции и Европейская конференция по семейному праву . Кроме того, некоторые из коллоквиумов Совета по европейскому праву были посвящены семейному праву. [ 2 ] : 54–56
История
[ редактировать ]Европейские юрисдикции признали концепцию законных и незаконнорожденных детей, которые имеют разный правовой статус и права. Ситуация начала меняться благодаря постановлениям Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и законодательной работе совета. Это произошло одновременно с национальными реформами, направленными на сокращение или устранение неравенства между детьми, рожденными вне брака, и детьми, рожденными в браке, а также на отмену различия между законными и незаконнорожденными детьми.
В 1969 году Германия приняла Закон о правовом статусе детей, рожденных вне брака/детей, рожденных вне брака (правовой статус) , или, сокращенно, Закон о внебрачных отношениях. [ 4 ] Закон о семье от 16 декабря 1997 г. [ 5 ] еще больше усилила правовую защиту, но в отношении незаконнорожденных детей, родившихся до 1949 года, оставалось невыгодное положение. Даже если они были признаны, эти дети не могли быть их законными наследниками . Это привело к рассмотрению дела Брауэр против Германии в 2009 году, которое отменило это неравенство. [ 6 ] [ 7 ] : 87
Менее жесткие меры были также введены Законом от 3 января 1972 года о родстве во Франции , который позволяет матерям признавать детей, рожденных вне брака, хотя для этого требовалась юридическая формальность. [ 8 ] Только в 21 веке принцип равенства был полностью соблюден (Законом № 2002-305 от 4 марта 2002 г., исключающим упоминание о незаконности – законном и естественном родстве ; и Законом № 2009-61 от 16 января 2009 г.). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] вынудил Францию В 2001 году в деле «Мазурек против Франции» ЕСПЧ изменить несколько законов, которые были сочтены дискриминационными, а в 2013 году суд постановил в деле «Фабрис против Франции», что эти изменения также должны применяться к детям, родившимся до 2001 года. [ 12 ] [ 13 ]
В Соединенном Королевстве дискриминационное обращение с внебрачными детьми по общему праву продолжалось в течение длительного времени. По английскому законодательству ребенок считался filius nullius , то есть ничьим ребенком и внебрачным ребенком . [ 14 ] В результате этому США, Канада и Австралия примеру последовали . Со временем традиционное правило, касающееся этих детей, было отменено, но отец, не состоящий в браке, мог получить родительские права только с помощью конкретных средств, перечисленных в Законе о детях 1989 года . Такими средствами были, в основном, брак или постановление суда.6 В конечном итоге, с принятием Закона о детях 2004 года , родительская ответственность была передана всем тем отцам, не состоящим в браке, которые зарегистрировали рождение своих детей на основании формального соглашения с матерью. [ 7 ] : 85–87
Первоначально из-за стигмы, связанной с рождением вне брака, EConvHR не интерпретировалась таким образом, чтобы защитить права детей, рожденных вне брака, но это изменилось благодаря знаковым решениям Суда, начиная с 1979 года по делу Марккса. против Бельгии . Внебрачным ребенком была Александра Маркс, дочь Паулы Маркс . Гражданский кодекс Бельгии не признавал никакой юридической связи между незамужней женщиной и ее ребенком по факту его рождения. Статья 8 Европейской конвенции о правах человека не делает различия между законными и незаконнорожденными детьми. Это подтвердило, что защита семейной жизни вне брака должна быть расширена, чтобы предоставить детям, рожденным вне брака, одинаковые права наследования между родителями и ребенком, с участием других родственников, а также между бабушками и дедушками и внуками. [ 7 ] : 85
В 1970 году вопрос правового статуса обсуждался Комитетом министров в рамках Межправительственной рабочей программы Совета Европы. Это было рекомендовано Европейским комитетом по правовому сотрудничеству (CCJ) и отметило улучшения в законодательстве. Комитет принял Резолюцию (70) 15 от 15 мая 1970 года о социальной защите незамужних матерей и их детей, в которой затрагивались некоторые правовые аспекты защиты детей, рожденных вне брака. Комитет открыл конвенцию для подписания на своем 249-м заседании в октябре 1975 года. [ 15 ]
Основные нормативные положения
[ редактировать ]Конвенция направлена на унификацию статуса детей и содействие гармонизации законов . Однако статья 14 предусматривает систему оговорок, позволяющую постепенное осуществление. Основные положения конвенции касаются отцовской и материнской принадлежности , признания, отрицания и оспаривания отцовства, распределения родительских обязанностей и прав наследования детей. Согласно этой конвенции, оба родителя имеют одинаковые обязательства по содержанию своих детей, как если бы эти дети родились в браке. Дети имеют такое же право наследования имущества своих родителей и членов семьи своих родителей, как если бы они родились в браке.
Однако статья 14 предусматривает систему оговорок, аналогичную Европейской конвенции об усыновлении, требующую повторного рассмотрения оговорок каждые пять лет для государств, которые не могут немедленно реализовать определенные положения. ребенка Конвенция также не охватывает все вопросы, например, следует ли применять ретроспективную силу после установления родительской принадлежности или узаконивания браком. [ 15 ]
Конвенция устанавливает некоторые основные принципы, касающиеся установления статуса детей, а именно: [ 15 ]
Статья 2
[ редактировать ]Материнская принадлежность каждого ребенка, рожденного вне брака, определяется исключительно фактом рождения ребенка. Если мать неизвестна, материнская принадлежность вступит в полную силу только тогда, когда личность станет известна. В некоторых государствах материнская принадлежность устанавливается при включении дополнительной информации о матери в соответствующие документы, и могут быть сделаны оговорки. Международная комиссия гражданского состояния (МКГС) по вопросу установления материнской принадлежности внебрачных детей от 12 сентября 1962 г. может быть лишь промежуточным этапом по отношению к конвенции. Это делает принцип mater semper certa est абсолютным.
Статья 3
[ редактировать ]Отцовство каждого ребенка, рожденного вне брака, может быть доказано или установлено добровольным признанием или решением суда . Внутреннее право определяет форму добровольного признания. Это может быть заявление в свидетельстве о рождении или другом официальном документе.
Статья 4
[ редактировать ]Добровольное признание отцовства не может быть оспорено или оспорено, за исключением случаев, когда лицо, стремящееся признать или признавшее ребенка, не является биологическим отцом.
Статья 5
[ редактировать ]научные доказательства Допускаются , которые могут помочь установить или опровергнуть отцовство.
Статья 6
[ редактировать ]Такая же обязанность по содержанию ребенка лежит на родителях ребенка, рожденного вне брака. Содержание, объем и продолжительность этой обязанности оставлены на усмотрение внутреннего права, устанавливающего правила также и для детей, рожденных в браке.
Статья 7
[ редактировать ]Если принадлежность к обоим родителям установлена, родительская власть не может автоматически передаваться только отцу. Данное положение не препятствует передаче родительских полномочий совместно или третьему лицу, а также лишению родительских полномочий у одного из родителей.
Статья 8
[ редактировать ]Если родитель не имеет родительской власти над ребенком или опеки над ним, этот родитель может получить право доступа к ребенку в соответствующих случаях. Осуществление этого права на доступ может быть предоставлено или отклонено судебным или административным органом.
Статья 9
[ редактировать ]Ребенок, рожденный вне брака, имеет такое же право наследования, как если бы он родился в браке.
Статья 10
[ редактировать ]Брак между отцом и матерью ребенка, рожденного вне брака, придает ребенку правовой статус ребенка, рожденного в браке. Было решено, что эта ассимиляция не обязательно должна быть автоматической, а может осуществляться при условии, что судебный или административный орган установит, что условия были выполнены. Подразумевалось, что Конвенция не запрещает Договаривающейся стороне обеспечивать своим внутренним законодательством единый правовой статус для всех детей, а также не запрещает этой стороне принимать специальные меры защиты для тех детей, которые не проживают со своими родителями. .
Статус
[ редактировать ]По состоянию на 2024 год Сторонами конвенции в рамках Совета Европы являются: [ 16 ] [ 17 ]
Подписавшееся лицо | Подписано | Ратифицирован | Действующий | Оговорки и заявления |
---|---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[ примечание 1 ] |
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[ примечание 2 ] |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[ примечание 3 ] |
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
[ примечание 4 ] | ||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[ примечание 5 ] |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[ примечание 6 ] |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[ примечание 7 ] |
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
[ примечание 8 ] | |
![]() |
[ примечание 9 ] | [ примечание 9 ] | [ примечание 9 ] | [ примечание 9 ] |
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[ примечание 10 ] |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[ примечание 11 ] [ примечание 12 ] |
Влияние
[ редактировать ]Постановления Европейского суда по правам человека
[ редактировать ]В деле Инзе против Австрии в 1987 году суд постановил, что заявитель, ребенок, рожденный вне брака, должен быть законным наследником фермы своей матери, на которой он работал до 23 лет. Нарушение статьи 14 EconvHR и статьи 1 Дополнительных протоколов. резервация Австрии [ примечание 1 ] было установлено, что оно не имеет отношения к делу, поскольку оно применимо только к имуществу отца и семьи отца. [ 18 ] [ 19 ]
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]6-я конференция по семейному праву состоялась в Страсбурге 14 и 15 октября 2002 г. на тему «Правовая защита семьи в вопросах наследования». Правовая защита важна из-за различных оговорок, сделанных государствами к статье 9. [ 20 ]
В 2011 году проект Рекомендации [ 21 ] о правах и правовом положении детей и обязанностях родителей.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Во исполнение пункта 1 статьи 14 Конвенции Австрийская Республика оставляет за собой право не предоставлять внебрачному ребенку, как это предусмотрено в статье 9 Конвенции, то же право наследования в наследстве его отца. и члена семьи его отца, как если бы он родился в браке. (Эта оговорка не продлевалась с 1990 года)
- ^ В соответствии со статьей 1 Европейской конвенции о правовом статусе детей, рожденных вне брака, принятой в Страсбурге 15 октября 1975 года, Чешская Республика заявляет, что чешский закон, регулирующий правовой статус детей, рожденных вне брака, полностью соответствует положения Конвенции.
- ^ В соответствии с положениями пункта 1 статьи 13 Конвенция не применяется к Фарерским островам и Гренландии.
- ^ Положения статьи 4 Конвенции не исключают применения различных внутренних итальянских правил, регулирующих этот вопрос. Что касается статьи 8 Конвенции, право доступа не может быть предоставлено лицу, которое утратило родительскую власть над несовершеннолетним в результате усыновления последнего третьим лицом. (на момент подписания)
- ^ Законы Лихтенштейна, которые не исключают возражений против добровольного признания лицом биологическим отцом, защищены. (Оговорка снята в 1998 году) Законы Лихтенштейна, которые не в каждом случае предоставляют в отношении супруга такое же право наследования детям, рожденным вне брака, как и детям, рожденным в браке, сохраняются. (Оговорка снята в 1998 году) Княжество Лихтенштейн заявляет, что статьи 9 и 10 Конвенции не должны толковаться таким образом, чтобы предоставлять внебрачному ребенку право взойти на престол. Это право может быть передано только определенной категории наследников.
- ^ В соответствии с пунктом 1 статьи 14 правительство Люксембурга оставляет за собой право применять статью 2 Конвенции таким образом, что принадлежность к матери автоматически вытекает только из указания имени матери в свидетельстве о рождении ребенка, при условии, однако, что принадлежность к материнству тем не менее, может быть установлено в судебном порядке посредством иска о принадлежности к матери, если в ходе надлежащей правовой процедуры будет доказано, что соответствующий ребенок является тем ребенком, которого родила предполагаемая мать. (В то время подписи)
- ^ В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Конвенции Республика Молдова заявляет, что она не будет связана положениями Конвенции в отношении территории, фактически контролируемой местными властями самопровозглашенного Приднестровья. Республики до окончательного урегулирования конфликта в этом регионе.
- ^ 16 сентября 1992 года, когда на основании Закона № 101 Румыния присоединилась к Европейской конвенции о правовом статусе детей, рожденных вне брака, внутреннее законодательство Румынии не содержало норм, противоречащих положениям Конвенции. . Основные действующие правовые нормы датируются 1953 годом и включены в Семейный кодекс. Они соответствуют основополагающему принципу, регулирующему положения о правовом и социальном статусе детей в целом, прямо признанному в статье 44 (3) Конституции, которая определяет, что «незаконнорожденные дети пользуются равенством с законнорожденными детьми по закону».
- ^ Jump up to: а б с д и 25 февраля 2022 года Совет Европы приостановил членство России в организации из-за российского вторжения на Украину . 15 марта Россия объявила о начале процесса выхода из организации. 16 марта Комитет министров Совета Европы принял решение немедленно выдворить Россию за вооруженную агрессию против Украины.
- ^ Постоянное представительство Украины при Совете Европы свидетельствует свое уважение Генеральному секретарю Совета Европы и имеет честь передать от имени Правительства Украины список международных договоров, касающихся международного сотрудничества в рамках Совета Европы. Европы, подписанных/ратифицированных Украиной, а также сообщить о невозможности гарантировать выполнение Украинской Стороной в полном объеме своих обязательств по вышеуказанным международным договорам Украины на период вооруженной агрессии Российской Федерации против Украина и введение военного положения закона на территории Украины, до полного прекращения нарушения суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Украины.
- ^ В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанной Конвенции правительство Соединенного Королевства оставляет за собой право в отношении Англии и Уэльса применять статью 9 только в отношении имущества отца и матери ребенка, рожденного вне брака. (Эта оговорка не продлевалась с 2001 г.) В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Конвенции правительство Соединенного Королевства оставляет за собой право в отношении Англии, Уэльса и Северной Ирландии применять статью 9 только в отношении имущества отца и матери внебрачного ребенка. (Эта оговорка не продлевалась с 1996 года) Конвенция распространяется на остров Мэн с 1 января 1986 года. Пункт 1 статьи 6 Конвенции не применяется к острову Мэн. (Эта оговорка не продлевалась с 1991 года) В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Конвенции правительство Соединенного Королевства оставляет за собой право не применять пункт 1 статьи 6 Конвенции в отношении Англии и Уэльса. (Эта оговорка не продлевалась с 1991 года) В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Конвенции правительство Соединенного Королевства оставляет за собой право не применять пункт 1 статьи 6 Конвенции в отношении Северной Ирландии. (Эта оговорка не продлевалась с 1996 года) В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Конвенции правительство Соединенного Королевства оставляет за собой право не применять пункт 2 статьи 6 в отношении Шотландии. (Эта оговорка не продлевалась с 1991 года)
- ^ В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Конвенции правительство Соединенного Королевства оставляет за собой право применять статью 9 только в отношении имущества отца и матери ребенка, рожденного вне брака. (Эта оговорка не продлевалась с 1991 года) В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Конвенции правительство Соединенного Королевства настоящим заявляет, что действие Конвенции распространяется на бейливики Гернси, Херм и Джету. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Конвенции правительство Соединенного Королевства настоящим заявляет, что статья 9 применяется на Гернси, Герме и Джету только в отношении наследования по завещанию имущества отца или матери ребенка. рожденный вне брака. (Эта оговорка не продлевалась с 2006 г.) Правительство Соединенного Королевства также желает заявить о своем понимании того, что ни статья 9, ни статья 10 Конвенции не должны толковаться как предоставляющие ребенку, рожденному вне брака, какое-либо право наследования. Корона или почетный титул или любое право наследования в отношении вытекающего интереса. (Эта оговорка не продлевалась с 2006 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Детали договора №085» .
- ^ Jump up to: а б Рекена, Марта (2000). «Деятельность Совета Европы в области семейного права» (PDF) . Калифорнийский журнал западного международного права . 31 .
- ^ Беннетт-младший, Уолтер Х. (зима 1987 г.). «Критика новой конвенции о правах ребенка» . Права ребенка . 20 (1): 28.
- ^ «Постановление Первого Сената от 29 января 1969 года» .
- ^ «Закон о реформе законодательства о детях (Закон о реформе законодательства о детях – KindRG) от 16 декабря 1997 г.» (PDF) .
- ^ } «Дело Брауэр против Германии» .
- ^ Jump up to: а б с Валонго, Алессия (2015). «Дети, рожденные вне брака: конец анахроничной дискриминации» (PDF) . Итальянский юридический журнал . 1 (1).
- ^ Ласок, Доминик (1978). «Дети, рожденные вне брака: их правовой статус, Доминик Ласок, Закон и справедливость». Обзор христианского права . 56/57: 41.
- ^ Браудо, Серж. «Родительский авторитет – Определение» . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ «Национальный доклад: Франция» (PDF) . Ceflonline.net . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ «ЗАКОН № 2009-61 от 16 января 2009 г. о ратификации Постановления № 2005-759 от 4 июля 2005 г. о реформировании родства и изменении или отмене различных положений, касающихся происхождения - Legifrance» . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ «Дело Мазурек против Франции» . ХУДОК . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ «Дело Фабриса против Франции» . ХУДОК . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ «Историческое и сравнительное исследование ублюдков». Обзор англо-американского права . 2 (3).
- ^ Jump up to: а б с «Пояснительный доклад к Европейской конвенции о правовом статусе детей, рожденных вне брака» .
- ^ «График подписей и ратификаций Договора 085» .
- ^ «Оговорки и заявления к Договору № 085 – Европейской конвенции о правовом статусе детей, рожденных вне брака (ETS № 085)» .
- ^ } «Дело Инзе против Австрии» .
- ^ «Дискриминация по признаку рождения» (PDF) .
- ^ «6-я Европейская конференция по семейному праву «Правовая защита семьи в вопросах наследования» » .
- ^ «Проект Рекомендации о правах и правовом статусе детей и родительских обязанностях» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2011 года.