Леопольд Франчолини
Леопольдо Франчолини (1844–1920) был итальянским торговцем антиквариатом, работавшим в конце 19 — начале 20 веков. Его помнят как мошенника, продававшего поддельные и переделанные исторические музыкальные инструменты. Его работа по сей день является препятствием для научного изучения инструментов прошлого.
Карьера
[ редактировать ]
О жизни Франчолини мало что известно. Согласно данным переписи населения, он родился 1 марта 1844 года, был женат в 1879 году и имел шестерых детей, один из которых умер, не дожив до совершеннолетия. [ 2 ] В переписи его профессия указана как органист, а также антиквар. [ 2 ] Вполне возможно, что он основал свою мастерскую в 1879 году, дата, указанная в его каталогах. Семинар проходил в разных местах Флоренции ; на протяжении части своего существования его бизнес располагался более чем в одном месте.
Франчолини неоднократно продавал поддельные инструменты или инструменты, которые были модифицированы в его мастерской, чтобы сделать их более привлекательными для наивных покупателей. различные формы декора или даже целые дополнительные клавиатуры Например, он добавлял к клавесинам . Он также ставил на документах даты, чтобы они казались старыми, и ставил на них фальшивые подписи строителей. Его модификации нанесли ущерб музыкальной ценности инструментов и особенно их научной ценности, сделав их менее полезными для современных строителей, которые при проектировании полагаются на исторические инструменты. [ 3 ]
Как отмечает Рипин, современным исследователям и покупателям будет недостаточно просто игнорировать все инструменты, которые когда-то находились во владении Франчолини, поскольку через его магазин прошло также большое количество ценных подлинных инструментов. Иногда их модифицировали, чтобы они больше походили на мошеннические инструменты, что придавало последним больше доверия. [ 4 ]
Характер мошеннических инструментов
[ редактировать ]Модификации старых инструментов Франчолини часто бывают грубыми, включая, например, наивные формы декоративного искусства, а также ошибки в написании имен строителей и ошибки в латинских девизах. [ 5 ] Коттик указывает на один клавесин, в котором мост для добавленных коротких четырехфутовых струн не только груб, но даже больше, чем основной мост, что является абсурдом в обычной конструкции клавесина. [ 6 ] В какой-то момент в начале своей карьеры Франчолини был настолько невежественен, что создал клавиатуру, в которой все диезы падали группами по три, а не привычными чередующимися двойками и тройками. [ 7 ]
Специализацией Франчолини было добавление дополнительных руководств (то есть клавиатур) к старым клавесинам. Например, Франчолини состряпал в общей сложности пять клавесинов с тремя мануалами. [ 8 ] значительно превосходит по численности один клавесин с тремя ручками, известный как исторически достоверный. [ 9 ] Клавесин с двумя мануалами был редкостью в Италии, и Коттик предполагает, что практически для любого музейного инструмента, описываемого как итальянский инструмент с двумя мануалами, вполне вероятно, что второе руководство происходит из мастерской Франчолини. [ 10 ]
Клиентура
[ редактировать ]
Франчолини работал в то время, когда многие из великих коллекций музыкальных инструментов (сегодня хранящихся в музеях) формировались за счет покупок отдельными богатыми коллекционерами. Было мало опубликованных стипендий, которые могли бы защитить таких покупателей от того, чтобы они не стали жертвами его мошенничества, и поэтому коллекции, переданные позже в музеи, были изобилуют ими. [ 11 ]
Разные коллекционеры более или менее успешно выявляли подделки Франчолини. Например, пионер старинной музыки Арнольд Долмеч , который сам был строителем, часто посещал магазин Франчолини и легко обнаружил происходящее там мошенничество. [ 12 ] С другой стороны, американский коллекционер Фредерик Стернс расхватывал предметы Франчолини с таким неразборчивым энтузиазмом, что столетие спустя он подвергся критике со стороны ученых, которые сегодня руководят его коллекцией в Анн-Арборе; то есть Коллекция музыкальных инструментов Стернса . Описывая один инструмент, они пишут:
В данном случае у нас есть альт-кларнет фа мажор. ... Это составной инструмент с четырьмя секциями: две из клена, обтянутого кожей, ... ствол, похоже, был украден у бас-кларнета ... колокол из гобоя. Мундштук, похоже, заимствован из бас-кларнета. ... Одновременная грубость и креативность, продемонстрированные в каталоге [Франчолини], очень интересны. Однако еще большую тревогу вызывает тень, брошенная на ошибочные суждения Фредерика Стернса в последние годы его коллекционирования.
Возможно, по мнению Коттика, некоторых клиентов Франчолини на самом деле не волновало мошенничество, поскольку их интересовали ранние инструменты как яркие декоративные объекты, а не как научные артефакты. [ 6 ] Этой точки зрения придерживается и современный мастер-торговец Синье де Риддер, который, кроме того, предполагает, что Франчолини «был не единственным, кто предлагал богатой клиентуре музыкальные предметы, предназначенные для украшения». [ 13 ]
Его арест и судебное преследование
[ редактировать ]Франчолини долгие годы процветал в своем мошенническом бизнесе. Однако в 1909 году он совершил мошенничество, которое привело к его аресту. Факты не совсем ясны из протоколов, но Рипин выдвигает правдоподобную гипотезу. [ 14 ]
По словам Рипина, источником юридических проблем Франчолини стали его отношения с другим хитрым оператором. Граф Пассерини [ 15 ] купил у Франчолини большую группу инструментов, в том числе поддельных, и перепродал их по более высокой цене Вильгельму Хейеру, выдающемуся немецкому коллекционеру в Кёльне. [ 16 ] Пассерини добавил и свой обман: он скрыл тот факт, что купил их у Франчолини, и вместо этого заявил, что инструменты были найдены в палаццо в Сиене .
Хейер быстро заметил фальшивый характер коллекции. Он был проницательным коллекционером, и задача раскрыть обман Пассерини даже не представляла особой сложности: некоторые инструменты сохранили этикетки из магазина Франчолини или уже значились в каталоге Франчолини. [ 17 ] Установив обман, Хейер вернул коллекцию графу Пассерини, который подал в суд на Франчолини, а также подал жалобу государственному прокурору. [ 18 ] Браухли пишет: «Весьма маловероятно, чтобы Франчолини, хорошо зная о репутации Хейера, попытался бы так смело обмануть Хейера». [ 19 ]
Суд над Франчолини в 1910 году привлек значительное внимание; сообщалось в La Nazione , что «большая аудитория состоит из антикваров, ценителей искусства, художников и т. д.». присутствовал на нем. [ 20 ] Суд в составе трех судей счел доказательства обвинения полностью убедительными, а доказательства защиты - совершенно неубедительными; и в своем приговоре они с удовольствием описали некоторые наиболее яркие случаи подделки (см. выше). [ 21 ]
Некий Virginal , например,... был сделан из клавиш фортепиано, соединенных вместе попарно, спиленных и заключенных таким образом, что они не могли выполнять цель, для которой они были предназначены; клавицитерий , приписываемый Сиксту V, представлял собой не что иное, как корпус, в который были помещены части какого-то инструмента вместе с кусками нового дерева, скрытыми патиной, призванной имитировать возраст; [ 22 ] в небольшой орган , внесенный в каталог как относящийся к периоду Империи, был вклеен список современных мелодий, среди которых были Беллини и «Норма» « Сомнамбула» ; читарон, который , как говорят, был инкрустирован слоновой костью (согласно каталогу), вместо этого был простым целлулоидом ; виолончель , приписываемая Андреа Гварниери , а другая - Делле Корне из Брешии, вместо этого были не более чем неумелыми и запатентованными подделками. [ 23 ]
Франчолини был признан виновным и приговорен к четырем месяцам тюремного заключения. Это было заменено штрафом в 1000 лир . [ 24 ]
Бизнес Франчолини в последующие годы
[ редактировать ]Наказание не удержало Франчолини от дальнейших мошенничеств; он продолжал вести свой бизнес по подделке инструментов в оставшиеся годы своей жизни. Хейер, возможно, пытался предупредить других коллекционеров о деятельности Франчолини; в немецкоязычном органологическом журнале Zeitschrift für Instrumentenbau появилась анонимная статья , в которой рассказывается об эпизоде с Пассерини с точки зрения Хейера, [ 25 ] и, по словам Рипина, это действительно помогло предотвратить попадание некоторых коллекционеров. Но за пределами немецкоязычных стран все еще было много клиентов, которые не знали об осуждении Франчолини, поэтому в некоторой степени у него все еще было возможность продолжать бизнес. по-прежнему. [ 26 ]
Особенно дерзкая сделка, судя по всему, произошла в 1911 году. Как журнал Magazin für Instrumentenbau : сообщил [ 27 ] Сын Франчолини Луиджи отправился в Лондон со своим зятем, привезя с собой набор инструментов, якобы принадлежащих поместью старшего Франчолини, который, как они утверждали, умер. Среди их инструментов был фальшивый клавесин с тремя мануалами, созданный на основе одноманипулятора Стефано Больчиони 1627 года. Судя по всему, Франчолини отремонтировали его, чтобы он больше не соответствовал рекламной фотографии, которую они распространили ранее. Вероятно, в то время инструмент был успешно продан; в конце концов он попал в коллекцию Рассела в Эдинбурге. [ 28 ]
Франчолини действительно умер в 1920 году (10 февраля от бронхопневмонии). [ 29 ] но бизнес все еще продолжался под руководством его сыновей. Однако Рипин отмечает (стр. xv), что к тому времени «безмятежные дни уже прошли. постепенное повышение квалификации как кураторов музеев, так и частных коллекционеров». Семейный бизнес Франчолини постепенно свернулся, и по крайней мере один из его сыновей нашел новое занятие.
Борьба с мошенничеством Франчолини в наше время
[ редактировать ]Музеи и кураторы
[ редактировать ]
Кураторы различных современных музеев приложили все усилия, чтобы публично выявить предметы в своих коллекциях, которые, как известно, являются подделками Франчолини. Например, упомянутая выше коллекция Стернса скрупулезно уведомляет своих посетителей на своем веб-сайте и при входе в галерею, что многие из принадлежащих ей инструментов являются предметами Франчолини. [ 30 ] Кураторы Музея музыкальных инструментов в Берлине говорят, что оттавино, изображенное справа, «трапециевидное оттавино, описанное как «Антониус Антагнатиус, Брешия, 1583» (вероятно, подделка Леопольдо Франчолини). Италия, середина 17 века и вторая половина 19 века. век». [ 31 ] [ 32 ]
Кураторы Мемориальной коллекции Ганса Адлера в Южной Африке уделяют «равное время» Франчолини, упоминая его собственную принадлежность описанному выше клавицитерию, а также упоминая его появление в истории уголовного преследования Франчолини. [ 33 ]
На веб-сайте Германского национального музея в Нюрнберге, Германия, указан клавесин с тремя ручками и надписью «Bartholomeo Christofari Patavinus fecit Florentiae 1703»; то есть Бартоломео Кристофори , но упоминая, что эта надпись ложная, что инструмент основан на английском фортепиано и что он был произведен в 19 веке. [ 34 ] В более общем смысле, исследователь инструментов Лоуренс Либин написал: «Продукция Франчолини слишком распространена, но иногда не признается». [ 35 ]
Большинству крупных музеев музыкальных инструментов не хватает места в галерее, необходимого для публичной демонстрации всех своих инструментов. Кураторы иногда реагировали на осознание того, что инструмент является подделкой Франчолини, перемещая его из публичных галерей в хранилище. [ 36 ] Таким образом, визуально впечатляющий клавесин с тремя ручками из магазина Франчолини долгое время был выдающимся экспонатом, выставленным в галерее музыкальных инструментов Немецкого музея в Мюнхене. [ 37 ] но его больше не видно. Ни один из 14 инструментов, созданных Франчолини, находящихся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, не выставлен на всеобщее обозрение. [ 38 ] при этом (по состоянию на 2014 год) ни один из 38 предметов Франчолини не был указан на веб-сайте коллекции Стернса. [ 39 ]
Другой вариант, который музей может использовать в отношении своих инструментов Франчолини, — это изъятие их из обращения; т.е. удалить их из коллекции. Одним из примеров является клавесин с тремя ручками, который Франчолини продал в 1900 году великому коллекционеру Мэри Элизабет Браун, которая установила его в своей тесно связанной коллекции в Метрополитен-музее. [ 40 ] Этот клавесин был перестроен в мастерской Франчолини из фортепиано 1789 года итальянским строителем Винченцио Соди. Метрополитен-музей продал его в 1983 году Джону Костеру (известному знатоку клавесина) и Жаклин Блок, которые позже подарили его (2008) Национальному музыкальному музею в Вермиллионе, Южная Дакота , где он находится сегодня. [ 41 ]
Ученые
[ редактировать ]Исследователь музыкальных инструментов Эдвин Рипин помог навести порядок в научной путанице, созданной Франчолини, опубликовав выпуск собственных каталогов продаж Франчолини (Ripin 1974, цитируется ниже). Браухли (1998) пишет, что благодаря исследованиям и публикациям Рипина «большинство измененных и поддельных инструментов в музеях и коллекциях по всему миру теперь идентифицированы». [ 42 ] Это может быть оптимистично; Обзор музеев музыкальных инструментов, проведенный Коттиком и Луктенбергом (1997), содержит многочисленные ссылки на инструменты, которые скорее всего (но не наверняка) являются материалом Франчолини. И даже когда известно, что инструмент прошел через руки Франчолини, могут оставаться сомнения относительно степени фальсификации, которой он подвергся. Например, на веб-сайте коллекции Стернса в Анн-Арборе (каталог № 1333) появляется следующее описание:
На этом клавесине имеется надпись «Christoforus Rigunini, Firenze, AD 1602», что, если это правда, делает его одним из старейших клавишных инструментов в коллекции Stearns. Однако к нам он приходит через гнусного торговца инструментами Леопольдо Франчолини. Можно было бы сказать, что это единственный сохранившийся инструмент, когда-либо созданный мастером Ригунини, однако, учитывая, что ни один человек по имени Ригунини, похоже, никогда не переводил дух, мы можем предположить, что Франчолини придумал название и подделал дату. Однако, когда Джон Костер исследовал инструмент в 2006 году, он написал: «Первоначальное однострунное расположение, редко встречающееся после начала семнадцатого века, позволяет предположить относительно раннюю дату создания инструмента». [ 43 ]
Инструменты, измененные Франчолини, представляют собой интересную задачу и даже удовольствие для современных ученых - эксперт по клавесинам Дензил Райт сказал, что «распутывание клубка подделок Франчолини доставляет некоторое безобидное развлечение». Замечание Райта взято из научной статьи, в которой он приходит к выводу, что клавесин с тремя ручками в Немецком музее, приписываемый Франчолини Бартоломео Кристофори , на самом деле изначально был инструментом с одним ручным управлением, построенным в 1658 году Джироламо Зенти . [ 44 ] Клавесин с тремя мануалами в Национальном музыкальном музее (описанный выше) был подробно изучен Джоном Костером в то время, когда он находился в его распоряжении. Приписать Костером инструмент Соди не составило труда, поскольку Франчолини не забыл стереть подпись Соди, поставленную на ребре деки. Научная статья Костера об этом инструменте (1999) вместо этого фокусируется на том, какие знания можно получить об оригинальном фортепиано Sodi из переоборудованного клавесина. Аналогичная детективная работа была проведена Грантом О'Брайеном в отношении инструмента Болчиони с тремя мануалами, модифицированного Франчолини, из коллекции Рассела в Эдинбурге, упомянутой выше. [ 45 ]
Дилеры и аукционные дома
[ редактировать ]Современный аукционный дом, который дорожит своей надежной репутацией, должен продавать старинный инструмент Франчолини с осторожностью. Таким образом, когда аукционный дом Christie's предложил теорбу , испорченную возможным происхождением Франчолини, он отметил на своем веб-сайте происхождение Франчолини во всех столицах и установил очень низкую начальную цену предложения (окончательная цена продажи также была низкой). [ 46 ] Sotheby's , продававший девственные сорта Франчолини, также предупредил об этом и установил низкую ориентировочную цену. [ 47 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Коллекция ранних инструментов Ганса Адлера: Клавицитерий или вертикальный клавикорд» .
- ^ Jump up to: а б Рипин п. xii
- ^ Коттик (2003:405)
- ^ Рипин, с. ix
- ^ О последнем Рипин пишет (стр. x) «Бесчисленные ошибки в его надписях показывают, что Франчолини не только никогда не изучал латынь, но и не мог правильно скопировать даже самую простую латинскую фразу».
- ^ Jump up to: а б Коттик (2003:404)
- ^ Рипин, с. х
- ^ Рипин, с. 15. Все это обсуждается в разных местах этой статьи; см. ниже. Они проживают в музеях Мюнхена, Нюрнберга, Эдинбурга, Анн-Арбора и Вермиллиона.
- ^ О последнем см. Иероним Альбрехт Хасс .
- ^ Коттик (2003:403)
- ^ Коттик (2003: 404-405)
- ↑ Воспоминания Дольмеча и его жены Мейбл о Франчолини см. в Ripin (1974:ix-x).
- ^ Источник: сайт де Риддера.
- ^ Отчет Рипина появляется в Ripin (1974:182-183).
- ^ Полное имя Джузеппе Пассерини Черретези; Рипин п. 195
- ^ Инструменты Хейера сегодня являются частью важной коллекции Музея музыкальных инструментов Лейпцигского университета. Перепродажа осуществлялась через посредника, флорентийского книготорговца, известного Хейеру (Рипин, с. 197).
- ^ Рипин, с. 199
- ^ Рипин, с. 195
- ^ Источник этого абзаца: Браучи (1998: 296–297); Оценка Браухли перекликается с Рипином с. 182.
- ↑ Две соответствующие статьи из La nazione перепечатаны с английским переводом в Ripin (1974:192-195).
- ↑ Полный отчет суда приведен в книге Рипин (1974:181-191).
- ^ Очевидно, это тот самый инструмент, который показан на изображении в начале статьи. В верхней части инструмента изображен герб Папы Сикста V, который упоминается как возможный бывший владелец в описании каталога Франчолини (Рипин, стр. 67). Фотография инструмента, проданная Франчолини, напечатана на стр. 99 Рипина и комментарий Рипина на стр. 155.
- ^ Рипин с. 189
- ↑ Что касается стоимости лиры в то время: в пятом каталоге Франчолини указаны обычные клавесины с одним мануалом по цене от 200 до 500 лир, а одно из его впечатляющих творений с тремя мануалами - по цене 7000 лир. Лот, который он продал Пассерини, стоил около 12 500 лир. См . [1]
- ^ Аноним (1910) «Фальсификатор инструментов Франчолини в суде», Журнал изготовления инструментов , том 30, № 19 (1 апреля), стр. 715. [«Фальсификатор инструментов Франчолини на суде», в Журнале приборостроения ]. Статья перепечатана с английским переводом в Ripin (1974).
- ^ Рипин, с. xiv. К этому можно было бы добавить клиентов, которые знали, что инструменты Франчолини — подделки, но их это не волновало; см. примечания к «Клиентам» выше. Инструменты Франчолини продолжают продаваться и сегодня; см. «Дилеры и аукционные дома» ниже.
- ^ См. Рипин, стр. 200-201.
- ↑ О косметическом ремонте см. О'Брайен, который обсуждает явные доказательства того, что косметический ремонт имел место, не обязательно предполагая, что косметический ремонт был выполнен Франчолини. Обновленная версия явно соответствует стилю других инструментов Франчолини, изображенных в Рипине (1974). О'Брайен воспроизводит фотографию продажи Франчолини и представляет изображение инструмента в его нынешнем состоянии.
- ^ Рипин с. xv
- ^ Стернс: [2] .
- ^ Оригинал на немецком языке: «Трапециевидный октавный спинет с пометкой «Антониус Антагнатиус, Брешия, 1583» (вероятно, подделка Леопольдо Франчолини). Италия, середина 17 века и вторая половина 19 века». Это описание можно прочитать на изображении в полном увеличении, дважды щелкнув по нему.
- ^ Можно привести еще два случая. Кураторы Коллекции Рассела в Эдинбурге должным образом отмечают упомянутый выше клавесин Стефано Больчиони 1627 года, что он был «преобразован [в три руководства]... Леопольдом Франчолини» (см. [3] ; а кураторы Национального музыкального музея в Вермиллион, Южная Дакота, наблюдает за своим собственным трехручным фортепиано Франчолини, «Рояль» Винченцио Соди, Флоренция, 1789 г. Мошенническим путем перестроен в клавесин с тремя мануалами Леопольдо Франчолини, Флоренция, ок. 1900 г .;
- ^ Источник: их веб-сайт [5] .
- ^ Нюрнбергский список опубликован в [6] . Атрибуция Кристофори такая же, как и у признанных клавесинов с тремя ручками Франчолини в Анн-Арборе и Мюнхене, обсуждаемых ниже. Нюрнбергский инструмент изображен на фотографии продажи Франчолини, напечатанной в Ripin (1974: 134, 159), имеет обычное оформление инструментов Франчолини и идентифицирован на этом сайте . Архивировано 23 ноября 2015 г. в Wayback Machine как работа Франчолини.
- ^ См. его обзор Kielklaviere: Harpsichords, Spinets, Virginals , Каталог инвентаря с участием Джона Генри ван дер Меера, Мартина Эльсте и Гюнтера Вагнера. Описание инструментов Хорста Разе и Дагмар Дройзен-Ребер . Берлин: Государственный институт музыкальных исследований прусского культурного наследия, 1991, опубликовано в «Примечаниях», вторая серия , том 50, №. 1 (сентябрь 1993 г.), стр. 184–186. Интернет по адресу [7] .
- ^ См., например, Орландо (2002:9). Орландо относит тенденцию к вытеснению Франчолини из поля зрения примерно с 1972 года, хотя Коттик и Луктенберг определенно заметили довольно много оставшихся инструментов Франчолини, проводя исследование для своей книги (1997). См. Сьюзан Орландо, «Введение», в книге Сьюзен Орландо (ред.) Итальянская Виола Да Гамба: Материалы Международного симпозиума по итальянской Виоле Да Гамба; Маньяно, Италия, 29 апреля – 1 мая 2000 г. Лимож: Прессы Univ. Лимож.
- ^ Инструмент был указан в описании коллекций музея в Коттике и Луктенберге (1993).
- ^ Источник: веб-сайт музея: [8] .
- ^ Сюда входит их мошеннический клавесин Франчолини с тремя мануалами; см . [9] .
- ↑ К 1889 году миссис Браун уже накопила коллекцию из 280 инструментов, которую она тогда подарила музею. Она продолжала собирать коллекцию, жертвуя по очереди каждый инструмент, до 1904 года. обстоятельства, которые вызвали у нее подозрения настолько, что заставили ее отказаться от покупки.
- ^ Источники: Костер (1999), а также веб-сайт Национального музея.
- ^ Браухли (1998:297)
- ^ См. [10] .
- ^ Дензил Райт (1991) Вновь открытый клавесин Zenti. Старинная музыка 191: 99–102.
- ^ Грант О'Брайен (2000) На пути к установлению исходного состояния клавесина с тремя ручками работы Стефано Больчиони, Флоренция, 1627 г., в Коллекции ранних клавишных инструментов Рассела, Эдинбург. Журнал Общества Галпина 53:168-200. Доступно на веб-сайте О'Брайена: [11] .
- ^ Источник: веб-сайт Christie's.
- ^ Для листинга Sotheby's см. [12] . Инструмент, на крышке которого изображена площадь Пьяцца дель Дуомо во Флоренции, появился в шестом каталоге Франчолини с датой 1767 года и ссылкой на «Агостина Федериция»; см. Рипин (1974:69, 113).
Ссылки
[ редактировать ]Основным справочным источником о карьере Франчолини является:
- Рипин, Эдвин М. (1974) Каталоги инструментов Леопольдо Франчолини . Дж. Бунин.
Он включает в себя как каталоги, так и современные отчеты из судов, газет и журналов. Он также включает собственные комментарии Рипина и историческую реконструкцию преступления, которое привело к осуждению Франчолини.
Прочие работы, которые были рассмотрены:
- Браухли, Бернар (1998) Клавикорд . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Включает краткое изложение событий судебного преследования Франчолини.
- Костер, Джон (1999) Три рояля во флорентийской традиции. Музыка, образы, инструменты 4:94–116. Последнее из трех обсуждаемых фортепиано — это модернизация Франчолини с тремя ручными управлениями. Доступно онлайн: [13] .
- Костер, Джон (2000) Современный пример подделки клавесина. Старинная музыка , январский выпуск, стр. 91–97. На линии [14] [ мертвая ссылка ] .
- Коттик, Эдвард (2003) История клавесина . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. Страницы 403–405 содержат краткий и занимательный отчет о карьере Франчолини.
- Коттик, Эдвард и Джордж Луктенберг (1997) Ранние клавишные инструменты в европейских музеях . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. Наблюдает за многими инструментами Франчолини, которые по состоянию на конец 20 века до сих пор не были выставлены на всеобщее обозрение. См. индексную запись «Франчолини».
- Полленс, Стюарт (1995) Раннее фортепиано . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.