Никейский клей
Никейский клей | |
---|---|
![]() Кола Никеа (крайний слева) и его группа в 1907 году в Верии ; фотография братьев Манаки | |
Рожденный | 1886 Като Сели , Османская империя (ныне Греция ) |
Умер | Неизвестный |
Верность | ![]() |
Битвы/войны | Македонская борьба |
Альма-матер | Коммерческий лицей Салоник |
Кола Никеа 1886 – ?; болгарский и македонский : Кола Нича, Кола Нича ; греческий : Νικόλαος Νίτσια , Николаос Ниция ) был революционером османского происхождения арматольским ( во время македонской борьбы . Он был частью первой арумынской банды Внутренней македонской революционной организации (ВМРО), возглавляя ее в качестве воеводы какое-то время . После того, как конфликты в Македонии закончились, Никея эмигрировала в Румынию .
В последние годы своей жизни Никея написал «Мемории» («Мемуары»), один из немногих рассказов из первых рук об арумынских бойцах во время конфликтов в Османской Македонии. Он предоставляет ценную информацию о личности и мотивах этих арумын, об их сотрудничестве с IMRO, а также об этнической динамике того времени.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь, бои и последствия
[ редактировать ]Кола Никеа родился в 1886 году. [ 1 ] в Като Сели (ныне Като Вермио, арумынский : Селия де Джос или Селия ), [ 2 ] [ 3 ] затем в Османской империи , а теперь в Греции . Он был этническим арумынским -арматоле революционером во время борьбы за Македонию . [ 1 ] Никея училась в Коммерческом лицее Салоник (одна из румынских школ на Балканах ), [ 3 ] выделялся тем, что был одним из немногих арумынских лидеров арматолеев, имевших высшее образование. [ 4 ]
В 1907 году Никея присоединилась к первой арумынской группе во Внутренней македонской революционной организации (ВМРО). Созданная годом ранее, эта банда действовала в районах Янница , Верия и Водена почти два года. Первоначально возглавлял Иори Муцитано . [ 5 ] в августе 1907 года на посту лидера группы его сменил Михаил Хандури. [ 6 ] а он, в свою очередь, Никеей, который стал воеводой отряда в мае 1908 года. К этому моменту отряд существенно уменьшился в размерах и теперь состоял всего из четырех-пяти солдат. Он больше не мог представлять угрозу для этнических греческих боевиков-антартесов, с которыми он боролся, и банду преследовали вплоть до младотурецкой революции в июле 1908 года. [ 7 ]
После окончания Македонской борьбы и Первой мировой войны Никея эмигрировал в Базаргич (ныне Добрич), в районе Южной Добруджи , который Румыния аннексировала у Болгарии в 1913 году. Многие из его товарищей времен Македонской борьбы поселились в город тоже. После того, как Южная Добруджа была возвращена Болгарии в 1940 году, Никея переехала в Констанцу Румынии , в Северной Добрудже . [ 1 ]
Написание, публикация и анализ « Мемориев».
[ редактировать ]Незадолго до своей смерти, [ 8 ] Никея написал «Мемории» («Воспоминания») на основе письменных изложений своих воспоминаний и старых заметок, которые ему удалось найти. [ 1 ] Некоторые из этих заметок были развиты и дополнены румынским поэтом Николае Каратанэ . [ 9 ] После неудачной попытки публикации в 1970-х годах мемуары Никеи оставались неопубликованными вплоть до падения коммунистического режима в Румынии. [ 1 ] Так, в 1990 году Николае Куша опубликовал свидетельство Никеи о конфликтах в Македонии в форме дневника в своей книге Macedoromânii pe văile istoriei («Македо-румыны в долинах истории»). [ 8 ] Кроме того, в 1990-е годы фрагменты полных мемуаров Никеи были опубликованы в арумынском журнале Deşteptarea («Пробуждение») под редакцией Христо Чандровяну . Лишь в 2001 году оригинальная и полная версия мемуаров Никеи будет опубликована в пятом номере в декабре того же года в румынском религиозном журнале Scara . В 2013 году проект Avdhela Project оцифровал Скара печатное издание и опубликовал его в Интернете для бесплатного скачивания. [ 1 ]
Никеи» Румынский исследователь Владимир Крецулеску видит большую ценность в «Мемориях , считая их заслуживающими большего внимания со стороны ученых в области арумынских исследований . Сегодня это один из немногих рассказов из первых рук о действиях, верованиях и убеждениях арумынских арматольских революционеров того времени. Мемории показывают использование Никеей этнических этнонимов для народов Македонии. [ 10 ] особенно его использование слова «румынский» для обозначения арумын; это прочно ставит его работы в прорумынский арумынский дискурс. Он также использует слово «македонский» в широком, многоэтническом, но связном смысле для обозначения народа географического региона Македония. [ 11 ] Более того, несмотря на отсутствие явных разъяснений по поводу использования этого термина, Никей использует слово «болгарский» для обозначения IMRO и движения за автономную Македонию, а не юнионистского движения за интеграцию Македонии в Болгарию . Это не обязательно исключает культурный, этнический и самобытный смысл этого обозначения. Несколько одновременных членов IMRO придавали этому значение, продолжая при этом выступать за независимость Македонии. Подобная вещь могла бы объяснить широкое и неразборчивое использование слова «болгарский» в Никее. [ 12 ] также примечательно В «Мемориях» понимание Никеей вопроса о сотрудничестве арумын с IMRO и его представление аромынских арматолесов в географическом и историческом контексте, в котором они оказались. [ 13 ]
Крегулеску объясняет, что ценность мемуаров Никеи заключается в их использовании не в качестве исторического источника, а в качестве источника о том, как аромынские арматолесы видели себя, свои действия и свое окружение, а также о том, как они взаимодействовали с соседними с ними народами. Доверие к мемуарам как к историческому источнику проблематично из-за сложности подтверждения сочинений Никеи и того факта, что мемуары были написаны через много лет после событий, которые они описывают. [ 14 ] Македонский арумынский историк Никола Минов также требует осторожности при использовании мемуаров в качестве исторического источника, по его словам, из-за «очевидных преувеличений» в них и потому, что неизвестно, в какой степени Никея была автором мемуаров; Минов говорит, что последнее связано с вмешательством Каратаны в использованные ноты. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Крегулеску 2016 , с. 126.
- ^ Куша 1996 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Трифон 2005 , с. 220.
- ^ Крегулеску 2016 , с. 125.
- ^ Минов 2011 , стр. 192–193.
- ^ Минов 2018 , с. 50.
- ^ Минов 2018 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Трифон 2005 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б Минов 2018 , с. 47.
- ^ Крегулеску 2016 , с. 147.
- ^ Крегулеску 2016 , стр. 130–131.
- ^ Крегулеску 2016 , стр. 128–130.
- ^ Крегулеску 2016 , стр. 147–148.
- ^ Крегулеску 2016 , с. 148.
Библиография
[ редактировать ]- Куша, Николае (1996). Арумыны (македонцы) в Румынии (на румынском языке). Издательство Мунтения. ISBN 9789739763042 .
- Крегулеску, Владимир (2016). «Мемуары Кола Никеи: тематическое исследование дискурсивного построения идентичности аромынских арматолесов в Македонии начала 20 века» . Res Historica . 41 : 125–150. дои : 10.17951/rh.2016.41.125 .
- Минов, Никола (2011). «Арумыны и ИМРО» (PDF) . Македонский исторический обзор . 2 : 181–200.
- Минов, Никола (2018). « Румынские» войска Македонской революционной организации 1906-1908 гг. (PDF) . История / Журнал истории (на македонском языке). 53 (2): 21–57.
- Трифон, Николас (2005). Арумыны, уезжающий народ (на французском языке). Акратия. ISBN 9782909899268 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Приятно, Кола (2001). «Мемуары» (PDF) . Scala – ортодоксальный океанографический журнал (на румынском языке) (7): 1–32.
