Элизабет Дмитриева
Элизабет Дмитриева | |
---|---|
Рожденный | Elizaveta Lukinichna Kusheleva 1 ноября 1850 г. |
Умер | 1916–1918 (?) |
Другие имена | Elizaveta Tomanovskaya |
Занятие | Революционный |
Известный | Участие в Парижской Коммуне |
Елизавета Дмитриева (урожденная Елизавета Лукинична Кушелева , русский : Елизавета Лукинична Кушелева , также известная как Елизавета Томановская ; 1 ноября 1850 года — вероятно, между 1916 и 1918 годами) — российская революционерка и активистка-феминистка. Внебрачная дочь русского аристократа и немецкой медсестры, она получила хорошее воспитание, но была маргинализирована среди русской аристократии из-за обстоятельств своего рождения, что привело к ее интересу к марксизму и радикальным идеям Николая Чернышевского . Она вступила в брак по расчету с Михаилом Томановским, полковником, досрочно вышедшим в отставку из-за болезни, чтобы получить доступ к своему наследству, которое она использовала для финансирования революционных проектов, таких как русскоязычный журнал « Народное дело» . Деньги и семейное положение позволили ей покинуть Россию и учиться в Женеве, где она участвовала в основании женевской секции Международной ассоциации рабочих . Направленная женевской секцией в качестве посланника в Лондон, она сблизилась с Карл Маркс и его дочь Дженни .
была провозглашена революционная Парижская Коммуна Когда после поражения Франции во франко-прусской войне , Маркс послал Дмитриева в Париж в качестве представителя Интернационала. Там она стала одной из самых важных женщин-лидеров Коммуны, основав Женский союз защиты Парижа и ухода за ранеными , который требовал прав работающих женщин и организовал в городе кооперативные текстильные мастерские. Во время « кровавой недели », когда французские правительственные войска отбили город, Дмитриев сражался и был ранен, защищая Коммуну. Она и Лео Франкель , с которым она работала во время Коммуны и спасала в боях, несколько недель прятались в Париже, прежде чем сбежать в Женеву.
Подавленная поражением Коммуны и неспособностью других революционеров прийти ей на помощь, она вернулась в Россию в октябре 1871 года. Там она изо всех сил пыталась вернуться в активистскую политику, поскольку радикальные круги 1870-х годов относились к ней с меньшей симпатией. феминистский социализм, чем в 1860-х годах, и потому, что она была вынуждена скрывать свое коммунарское прошлое из-за преследования со стороны французской, швейцарской и российской полиции. Она влюбилась в управляющего имением своего стареющего первого мужа Ивана Михайловича Давыдовского и родила от него двоих детей после того, как овдовела в 1873 году. «Червовые валеты» участвовали в преступном сговоре и были осуждены за мошенничество и убийство. Дмитриева вышла за него замуж, чтобы последовать за ним в ссылку в Сибирь. Последние годы своей жизни она провела в безвестности, и дата ее смерти неизвестна.
Хотя историография Парижской Коммуны, как правило, сосредотачивалась на Луизе Мишель , жизнь Дмитриева вдохновила на создание ряда биографий. В Париже ее имя носит общественная площадь, а в Волоке, деревне, где она родилась, ей посвящен музей, где ее помнят как героиню революционного движения.
Детство
[ редактировать ]Elizaveta Lukinichna Kusheleva was born 1 November 1850, [1] [2] [3] [4] Волок — село в Торопце Псковской губернии . Ее отцом был Лука Иванович Кушелев (28 октября 1793 г.). [5] - 1859 [1] ) помещик (дворянин-помещик), отец которого, Иван Иванович Кушелев, был сенатором при Павле I и действительным тайным советником при Александре I. [5] [6] Кушелев получил образование молодого аристократа и вступил в кадетский корпус , участвуя в Наполеоновских войнах . [5] Его первая жена, Анна Дмитриевна (урожденная Бахметьева), была внебрачной дочерью дворянина и горничной; она была богатой наследницей, облагороженной императором. [7] Пара часто ссорилась; Кушелев избил жену и даже похитил трех дочерей, и, несмотря на попытку посредничества, в 1832 году пара рассталась. [7]
В 1848 году Кушелев унаследовал родовое имение после смерти брата Николая. Во время болезни Николая лечила 26-летняя немецкая медсестра-лютеранка Каролина Доротея Троскевич. Троскевич принадлежала к меччанству , городской мелкой буржуазии, и приехала в Волок из Курляндии , где она зарегистрировалась как сестра милосердия в лютеранском евангелическом ордене в Хазенпоте . Она стала любовницей Кушелева. [8] [9]
Дмитриев был третьим из четырех выживших детей Кушелева и Троскевича: старших братьев и сестер Софьи и Александра и младшего брата Владимира. Кушелев, помня о своем статусе аристократа, не хотел рисковать лишением трех дочерей от первого брака и отказался признать Елизавету, ее братьев и сестер. [4] Первая жена Кушелева умерла от холеры, и в конце концов он женился на Троскевиче в 1856 году, после того как она вмешалась, чтобы спасти его, когда его крепостные восстали. Ему было 63 года; Троскевич было 35 лет. Она приняла православие и приняла имя Наталья Егоровна. [10]
Даже после смерти трех дочерей от первого брака Кушелев не узаконил детей от второго брака. Его завещание предоставило им статус «подопечных», разрешая наследование его состояния, но не его дворянского титула. [11] [1] Дети подвергались дальнейшей маргинализации в среде русской аристократии из-за статуса их матери как иностранки. [1] Ее статус незаконнорожденного ребенка и ее неприятие со стороны российской аристократии, вероятно, были причиной чувствительности Дмитриевой к неравенству, будь то крепостное право в деревне или бедность в Санкт-Петербурге. [12]
Образование
[ редактировать ]Дмитриева пользовалась привилегиями благодаря положению своего отца в русской аристократии, но ее совокупный статус бастарда и девочки не позволял ей и ее сестре поступить в школу, в то время как их братья не сталкивались с такими препятствиями. [1] Однако образование она получила у частных репетиторов, среди которых были ветераны революций 1848 года. [13] и композитор Модест Мусоргский , возможно, дальний родственник Дмитриева, который приехал в Волок в 1862 году, чтобы вылечить депрессию, и проводил время с коллегами-художниками по «Пятерке» . [14]
Дмитриева читала произведения на английском, немецком и французском языках из библиотеки своего отца, а также журналы, на которые выписывалась ее мать. [15] У отца Дмитриева была библиотека, в которой собраны новые идеи его времени. [16] [17] [18] и, что парадоксально для авторитарного человека, жестоко обращавшегося со своими крепостными, ему нравилось окружать себя людьми с прогрессивными идеями. Кушелевы часто посещали поместье Зелени, где часто останавливались радикалы и другие противоречивые личности, такие как Николай Чернышевский . [19] После смерти Кушелева мать Дмитриева продолжала принимать революционных гостей. [20] Лето семья проводила в Волоке, возвращаясь осенью в Санкт-Петербург , где они жили в доме № 12 на Васильевском острове , напротив кадетского корпуса, где учился Кушелев, а затем и его сыновья. [21] В соседнем доме жили Софья Ковалевская и Анн Жаклар , [21] [18] последний, с которым подружился Дмитриев. [22] Кроме того, в этом квартале проживали привилегированные революционеры, в том числе Добролюбов , Достоевский , Нечаев , Писарев , Ткачев , Лавров и, самое главное, Чернышевский. [23] Младший брат Дмитриева часто посещал членов первой « Земли и Свободы» . [24] В 1863 году Мусоргский присоединился к петербургской общине, которую часто посещали писатель Тургенев , поэт Шевченко и историк Костомаров , и мать Дмитриева привела ее туда. [25] Дмитриев сблизился со студенческими группами, выступавшими за освобождение женщин и крепостных. [22]
Роман Николая Чернышевского «Что делать?» станет одним из самых важных источников влияния на Дмитриева. В 1865 году Алексей Куропаткин , друг ее брата Александра, [26] принесла это, чтобы обсудить с ним, но именно она проявила к нему жадный интерес. [27] В книге Николай Чернышевский предлагает радикально подвергнуть сомнению социальные условности и преобладающий образ жизни, особенно брак и наследование. [28] В романе рассказывается история Веры Павловны, молодой эмансипированной женщины, которая живет в общине с другими молодыми людьми и выступает за систему кооперативов для освобождения рабочих. Она основывает кооператив швей — городскую общину , которая служит образцом для подобных инициатив по всей России. Чернышевский предлагает читателю перестать мечтать и начать перенимать повседневную практику идеального социалиста. [29]
Именно благодаря этой книге и, вероятно, журналу «Русское слово » Дмитриев заинтересовался идеями Карла Маркса . [30] Она была полна решимости построить мост между экономическими теориями Маркса и идеями Чернышевского об освободительной способности модели русской сельской общины . [29] Она своими глазами видела пресловутую жестокость своего отца по отношению к своим крепостным. [9] [22] [31] [32] и семьи имения, крепостные и барские, жили недалеко друг от друга и были знакомы с условиями жизни друг друга. [33] Благодаря чтению Дмитриева разработала критический анализ гендерной и классовой иерархии и планировала использовать свое состояние для строительства кооперативной мельницы — артели , — которая будет обслуживать крестьян Волока. [34] [35]
Дмитриев был полон решимости поступить в университет, но в то время в России женщины не могли учиться в университете. Вдохновленная Верой Павловной из романа Чернышевского, она решила вступить в брак по расчету, чтобы эмансипироваться от семьи и получить наследство. [36] В 1867 году она вышла замуж за полковника Михаила Томановского. [36] который был вынужден уйти на пенсию из-за болезни, [37] и был сторонником эмансипации женщин. [18] После замужества она пожертвовала революционным организациям 50 000 рублей. [22]
Ранний активизм
[ редактировать ]Geneva: Narodnoye delo and the Workers' International
[ редактировать ]Дмитриева и ее муж путешествовали по Европе и весной 1868 года прибыли в Женеву , популярное место для революционеров и русских ссыльных. Здесь она вновь встретила Анн Жаклар и познакомилась с Екатериной, Виктором Бартеневыми и Николаем Утиными , с которыми стала близкими друзьями. [38] В конце концов она вернулась в Россию со своим мужем, а затем вернулась в Женеву в 1869 году без него. [29]
В последующие годы она больше не сообщала никаких новостей своей семье и называла себя «гражданкой Элизой». [39] Иногда она бывала в Базеле и Цюрихе . [39] В Женеве произошли встречи между международными социалистическими движениями и русскими революционерами. [29] В этом городе Дмитриева познакомилась с французскими социалистами Эженом Варленом и Бенуа Малоном , которые, как и она, участвовали в Парижской Коммуне в 1871 году.
Она финансировала и соредактировала русскоязычный журнал «Народное дело» (« Дело народа »). [40] основанная в Женеве Николаем Утиным и другими ссыльными революционерами в 1868 году. [41] В круг, участвовавший в написании газеты, входили Зоя Оболенская , Валерий Мрочковский , Виктор и Екатерина Бартеневы, Николай и Наталья Утины , издатель Михаил Эльпидин и Ольга Левашова (невестка Жуковского).
Дмитриев вместе с Николаем Утиным участвовал в основании русской секции Международного объединения рабочих , также известного как Первый Интернационал. В равной степени она участвовала в «дамской секции», борющейся за эмансипацию работниц. [2]
Женевская секция Интернационала собиралась в бывшем Храме Юник, [42] бывший масонский храм, [43] который будет куплен в 1873 году католической церковью. [44] Половину основателей русской секции Интернационала составляли эмансипированные женщины. Ключевой фигурой в организации, по мнению Петра Кропоткина , была Ольга Левашова . Она вдохновила его посвятить свою жизнь революции. Среди других основателей - Наталья Геронимовна Корсини (которая вышла замуж за Николая Утина и стала Натальей Утиной), [45] Zoya Obolenskaya, [46] Ekaterina Barteneva [47] и Анн Жаклар. [48] Елизавета Дмитриева была последней и самой молодой в группе. [49] Женевская секция не была сосредоточена на роли и правах женщин, но из-за значительной доли женщин в секции и сильного влияния книги « Что делать?» , там была относительно эгалитарная атмосфера. [50]
Лондон: встреча с Карлом Марксом
[ редактировать ]В ноябре 1870 года женевские интернационалисты отправили Дмитриева в Лондон просить Карла Маркса разрешить их внутренние конфликты: Сергея Нечаева , прибывшего в Женеву в 1869 году и не пользовавшегося популярностью в русских революционных кругах, Бакунин встретил с распростертыми объятиями. в это время все еще симпатизировал его методам. Николай Утин с подозрением относился к Нечаеву и критиковал идеи Бакунина; он хотел приблизить женевскую секцию к Марксу, отчасти для того, чтобы противостоять влиянию Бакунина. [51] [52] Дмитриев и Утин были хорошими друзьями, и она очень лояльно следила за его позицией. [53] Российская разведка сообщила, что у Утина остановилась «Элиза». [39] Он написал ей рекомендательное письмо к Карлу Марксу: [54]
Дорогой гражданин, позвольте порекомендовать Вам нашу лучшую подругу Елизавету Томановскую, искренне и глубоко преданную революционному делу в России. Мы будем счастливы, если через нее мы познакомимся с вами получше и если в то же время мы сможем сообщить вам подробнее обстановку нашего действия, о чем она сможет рассказать вам подробно... [55]
Она приехала в Лондон в конце 1870 года и быстро стала другом семьи, наладив связи как с Карлом Марксом, так и с его дочерьми. [55] С Марксом она обсудила традиционные русские сельские организации. [55] — община и артель , — а также идеи Николая Чернышевского. Она прислала ему отпечатки газеты «Народное дело» , присланные ею из Женевы. [56] Чернышевский считал, что Россия может перейти от феодальной стадии к социалистической, не переходя через капиталистическую стадию развития, которую он назвал «теорией упущения». [57] Этого можно было бы достичь путем оживления коммун по модели фаланстера Шарля Фурье , одновременно избавляя их от элементов патриархального гнета. Дмитриев оказал влияние на идеи Маркса, который начал предусматривать возможность альтернативных и множественных путей к социализму, не минуя стадию капиталистического развития. Эти разговоры продолжились с Верой Засулич . [57]
Парижская Коммуна
[ редактировать ]Город Париж был осажден зимой 1870-1871 годов , и его падение ознаменовало поражение Франции во франко-прусской войне . 18 марта 1871 года радикально настроенные граждане и члены Национальной гвардии отказались передать контроль над городом Третьей республике и учредили революционное правительство — Парижскую Коммуну . Многие политики Коммуны надеялись на мирное примирение с правительством Версаля, но вскоре стало ясно, что Франция находится в состоянии гражданской войны.
Карл Маркс отправил Дмитриева с миссией по сбору информации в Париж в качестве представителя Интернационала; [58] [59] [60] Герман Юнг должен был уйти, но когда он заболел, Дмитриев предложил занять его место. Она отправилась 27 марта 1871 года в сторону Кале. [61] Она отказалась от своей замужней фамилии Томановская и взяла псевдоним Дмитриева, вдохновленный отчеством ее бабушки по отцовской линии Дмитриевны. [62] Она прибыла в Париж 28 или 29 марта 1871 года. [63] либо в день официального провозглашения Коммуны, либо на следующий день. [64] Она присоединилась к Огюсту Серрайе, также активисту Интернационала, который находился в Париже для участия в мероприятиях. [65] Она также встретилась с русским социалистом Петром Лавровым и сестрами Софьей Ковалевской и Анной Жаклар , своими соседками по Санкт-Петербургу, которые также участвовали в Коммуне. [64] [66]
Женский союз
[ редактировать ]11 апреля 1871 года она обратилась с «обращением к гражданкам Парижа», чтобы побудить женщин активно участвовать в борьбе: [67] «Женщины-гражданки Парижа, потомки женщин великой революции, мы собираемся защищать и отомстить за наших братьев, и если у нас нет ни винтовок, ни штыков, у нас все равно останется брусчатка, чтобы сокрушить предателей». [22] В тот же день в Лиственничной комнате (Темпл-роуд, 79) в 10-м округе [68] Дмитриев основал Женский союз защиты Парижа и ухода за ранеными. [69] Дмитриев, член ЦК, остался генеральным секретарем исполкома Союза. [70] единственная неизбираемая и неотменяемая должность организации. [22] [71] В исполнительный комитет также вошла Натали Лемель . [72]
Основная цель Союза женщин заключалась в том, чтобы дать женщинам контроль над собственным трудом. [22] [73] Для организации Союза Дмитриева использовала свой активистский опыт, приобретенный во время поездок в Швейцарию и Лондон. Она получила финансирование от исполнительного комитета Коммуны в обмен на строгий надзор за Союзом. Союз женщин был единственной организацией, получившей финансовые ресурсы от Парижской Коммуны. Дмитриев построил организацию иерархически: комитеты в каждом округе, центральный комитет, офис и исполнительный комитет, состоящий из семи членов, представляющих округа. [22] Она организовала работу женщин в мастерских в традиционных отраслях швейной и текстильной промышленности, обеспечив им сбыт благодаря поддержке исполкома Коммуны. [74] о чем она регулярно сообщала. Однако она не могла избежать конкуренции монастырей, тюрем или капиталистических предприятий в этом секторе, у которых была гораздо более низкооплачиваемая рабочая сила, что вызывало трения. [22] [75] Прежде всего она занималась политическими вопросами, особенно организацией кооперативных мастерских. [76] Таким образом, она нашла возможность соединить марксистскую теорию с практикой Чернышевского, которая конкретизировалась в создании в текстильной промышленности мастерских для швей, прачек, портных и драпировщиков. [34]
Дмитриев сотрудничал с Лео Франкелем , активистом венгерского происхождения и ювелиром, который возглавлял Коммунальную комиссию по труду и обмену. [77] Вместе они попытались продвинуть дело прав женщин в области труда и социального обеспечения, разработав законопроект об организации работы женщин в мастерских, текст которого был опубликован 7 мая 1871 года. Он предусматривал:
Цель Коммуны будет достигнута путем создания специальных мастерских для женского труда и торговых прилавков для продажи фабричных изделий. [64]
не всегда были теплыми Отношения между Союзом женщин и Комитетом бдительности Монмартра . Между позициями Андре Лео и Анны Жаклар и позициями Дмитриева существовало определенное, плохо документированное соперничество. И Лео, и Жаклар заметно отсутствовали в Союзе женщин , хотя Дмитриев подружился с Жакларом в России и поддерживал с ней контакт в Женеве до Коммуны. Лео выступила против чрезмерного интервенционизма, отказавшись от применения насилия. Напротив, Дмитриев был решительным интервенционистом . Эта напряженность проявилась при формировании групп скорой помощи для фронта. Лео объявил в своем заявлении о формировании группы скорой помощи в определенном квартале, о чем Союз женщин ранее не знал. Дмитриев в публикации официальной газеты ответил, что эта группа скорой помощи не пользуется поддержкой Союза женщин . Ее статус иностранки мог в равной степени поставить юную Дмитриеву в конкуренцию своим парижским старшим. [78]
Дмитриев был менее склонен к «критике двух сфер» (согласно которой существуют естественные различия между мужчинами и женщинами). Кроме того, она защищала действия, ориентированные на класс, а не на гендерные различия. По словам Кэролин Эйхнер, она «считала межгендерные и внутриклассовые конфликты губительными для всякого прогресса». [79] Большая часть ее работы с Союзом женщин заключалась в попытках сломить давнее сопротивление участию женщин в экономической жизни, которое присутствовало в профсоюзах и социалистических организациях. [80]
В апреле 1871 года она написала Герману Юнгу, что почти не видела Бенуа Малона и Лео Франкеля, потому что все были очень заняты, и что она устала и больна, но ее нельзя заменить. Проявив свой пессимизм, она спросила, почему он не вмешивается: [81]
Как можно оставаться там, ничего не делая, позволяя Парижу погибнуть? Необходимо во что бы то ни стало агитировать провинции, чтобы они пришли к нам на помощь. Население Парижа (частично) героически сражается, но мы никогда не рассчитывали на то, что нас вот так бросят. Однако до сих пор мы охраняем все свои позиции, Домбровский сражается хорошо, а Париж действительно революционен. У нас нет недостатка в провизии. Знаете, я настроен пессимистично и не вижу ничего хорошего, поэтому рассчитываю умереть на днях на баррикаде. [n 1] [82]
Энгельс подчеркивал конкретное применение фаланстера в книге «Что делать?» Союзом женщин (иногда представляемым как первая женская секция Интернационала), тем самым воплощая в жизнь тезисы Маркса и Чернышевского. [34]
Кровавая неделя
[ редактировать ]21 мая версальские войска вошли в Париж. За одну неделю, известную как semaine sanglante («кровавая неделя»), они вернули контроль над Парижем Третьей республике; Бои закончились, и 28 мая Коммуна пала. Примерно 22 мая Союз выступил с призывом бороться за «триумф Коммуны», и пятьдесят женщин Союза направились к Монмартру . [83]
Дмитриев принял участие в уличных драках [84] [85] на баррикадах в предместье Сен-Антуан (11-12 округа), оказывая помощь раненым, в частности Лео Франкелю. [86] [87] Гюстав Лефрансэ упомянул в своих мемуарах ее присутствие 22 мая на въезде на улицу Лепик (18-й округ) с группой вооруженных гражданок. [88] что подтверждают советник русского посла и полковник Гайяр, оба антикоммунары, причем последний утверждает, что она стояла во главе всех работников столовой, водителей санитарных машин и баррикадистов. [22] Число 120 женщин появилось в статье от 24 мая 1871 года в последнем номере официальной газеты Коммуны, выходившей в Бельвиле. Баррикада на улице Бланш упоминалась в «Раппеле» . [89] [90] [83] На этой баррикаде могли бы работать только женщины, но факты, касающиеся роли женщин в боевых действиях, установить сложно, поскольку в суде они отрицали свое участие в боевых действиях, чтобы избежать осуждения. [91]
Дмитриев после Парижской Коммуны
[ редактировать ]Вернуться в Женеву
[ редактировать ]Оба были ранены в бою, Дмитриев и Лео Франкель несколько недель прятались от армии в Париже, прежде чем сбежать, замаскированные под буржуазную прусскую пару. [92] Когда в июне они прибыли в Швейцарию, Дмитриева воссоединилась со своими друзьями из Женевского Интернационала, но там она не участвовала в политике. [81]
Герман Юнг упомянул о ее приезде в Женеву в письме, адресованном Карлу Марксу. Юнг получил письмо от генерального секретаря Романской федерации Интернационала Анри Перре, который сообщил Юнгу, что Дмитриева скоро напишет ему и что она в безопасности. Однако Дмитриева не написала ни Марксу, ни Юнгу, возможно, потому, что была возмущена тем, что они не приехали в Париж, чтобы поддержать Коммуну. [81] Она пробудет в Женеве с июня по октябрь. [3] Поначалу беженцы чувствовали себя там в относительной безопасности, но арест подполковника Эжена Разуа в Швейцарии вызвал беспокойство. 23 июля 1871 года Перре написал Юнгу, что Дмитриеву угрожают арестом. [81] 1 июля Франция запросила экстрадицию Лео Франкеля, а 12 июля — женщины по имени «Элиза». Министр иностранных дел Франции подтолкнул швейцарское правительство к экстрадиции каждого человека, участвовавшего в Коммуне, считая их преступниками, а не политическими деятелями. Швейцарское правительство не заняло эту позицию; он освободил Разуа и отказал в экстрадиции бывших коммунаров в соответствии с правилами права убежища. [93]
В отличие от Андре Лео и Пола Минка , Дмитриева сохраняла сдержанность в отношении своего коммунарского прошлого. Она вновь взяла свое прежнее имя — Елизавета Томановская, чтобы усложнить полицейское расследование. В этом она преуспела: полиции не удалось установить ее имя, семейное положение и даже место проживания в Коммуне. [94] В полицейском протоколе от мая 1871 г. она описывалась следующим образом: «рост 1,66 м; каштановые волосы и брови; слегка непокрытый лоб; серо-голубые глаза; нос правильной формы; рот средней величины; круглый подбородок; полное лицо со слегка бледным цветом лица. живая походка; обычно одет в черное и всегда элегантно одет. [3] [95] В конечном итоге ей было предъявлено обвинение в «разжигании гражданской войны путем поощрения граждан или жителей к вооружению» и «провоцировании собрания повстанцев путем распространения приказов или прокламаций», она была заочно осуждена 26 октября 1872 года и приговорена к «высылке в обнесенную стеной крепость. ." [94]
Вернуться в Россию
[ редактировать ]После нескольких месяцев в Женеве она вернулась в Россию одна в октябре 1871 года. [3] в «состоянии крайней эмоциональной депрессии». [96] Она воссоединилась со своей семьей и попыталась поправить свое здоровье. Она вела себя очень осторожно, поскольку ее все еще разыскивали французские, российские и швейцарские власти. Она вернулась в Санкт-Петербург, где не нашла того климата, который царил на Васильевском острове в ее молодости. После покушения на царя Александра II в 1866 году наступила реакционная атмосфера, и тайная полиция все активнее следила за революционерами. [97] [98]
Дмитриевой было трудно реинтегрироваться в радикальное сообщество России. Народническое движение и его стратегия «хода к народу» теперь преобладали в революционных кругах. [99] Она все еще была связана с «Народным делом» , но была недовольна тем, как феминизм и образование были отодвинуты на второй план в радикальном активизме в 1870-х годах. [98] Она воссоединилась с Екатериной Бартеневой , еще одной бывшей коммунаркой, с которой планировала вступить в подмосковную народническую коммуну, но в конечном итоге от этого отказались. [98] [100]
Она писала Николаю Утину: «Я задыхаюсь в России». [100]
Marriage to Ivan Davydovski
[ редактировать ]Дмитриева покинула Санкт-Петербург и в 1871 году познакомилась с Иваном Михайловичем Давыдовским, управляющим имением ее мужа и другом ее старшего брата Александра. Она влюбилась в него, и первая из двух их дочерей родилась всего через несколько недель после смерти ее первого мужа, Михаила Николаевича Томановского, от туберкулеза в 1873 году. [101] От него она унаследовала большую сумму денег, которую все потратила. Затем она отказалась от всей подрывной деятельности и сосредоточилась на своих дочерях Ирине и Вере.
В 1876 году Давыдовский был арестован по обвинению в растрате и мошенничестве. Ему также было предъявлено обвинение в подстрекательстве и предоставлении оружия для убийства коллежского советника Сергея Славышенского, застреленного своей возлюбленной Екатериной Башкировой в декабре 1871 года. Давыдовский стал одним из ключевых фигурантов дела «Червовых валетов». , массовый суд над аферистами, мошенниками и фальсификаторами, многие из которых были выходцами из респектабельного или даже знатного происхождения, которым было предъявлено обвинение в участии в преступном заговоре. [102] Хотя дело рассматривалось как уголовное, а не политическое, Дмитриева утверждала, что Давыдовский стал заговорщиком по политическим мотивам, и мобилизовала своих старых друзей, в частности Екатерину Бартеневу и ее мужа Виктора, которые написали Николаю Утину. 17 декабря 1876 г. Утин написал Карлу Марксу, который помог найти адвоката В. М. Томашевского, готового защищать Давыдовского на общественных началах, как если бы он был политическим подсудимым. [102] [103] [104] Кэролин Дж. Эйхнер подчеркивает патернализм друзей-социалистов-мужчин Дмитриева, которые относились к ней как к потерянному ребенку. [103]
Дмитриев показал на суде:
С Иваном Михайловичем я познакомился в октябре 1871 года; мой первый муж, полковник Томановский, тогда умирал. Господа присяжные, я хотел бы начать с одного: мне надоело слышать, что я бедная женщина. Я не совсем бедная женщина. Мне нравится мой муж, и я вышла за него замуж, несмотря на всю клевету, обрушившуюся на него. [105]
Давыдовский был осужден и сослан в Сибирь сначала на 8 лет каторжных работ , затем «простую» ссылку и бессрочное лишение гражданских прав. [106] Хотя Дмитриева ранее, в том числе во время суда, называла его своим мужем, они еще не были официально женаты; когда в 1877 году его ненадолго выпустили под домашний арест, она официально вышла за него замуж, чтобы последовать за ним в ссылку. [107]
Ссылка в Сибирь.
[ редактировать ]Дмитриев и Давыдовский некоторое время жили в Назарово , затем в Емельяново, а с 1898 по 1902 год в Красноярске . [108] Купили кондитерскую в Ачинске [108] и пытался связаться с политическими ссыльными региона. Однако политические ссыльные не оценили «обычного преступника» Давыдовского, а Дмитриева не смогла привести доказательств ее причастности к Парижской Коммуне, которые она скрывала из страха перед арестом. Ее все еще разыскивала французская полиция до всеобщей амнистии 1879 года, новости о которой так и не дошли до нее. Бойкотируемое и игнорируемое слишком бедным местным населением, их предприятие обанкротилось. [109] В 1881 году она попыталась связаться с Михаилом Сажиным , которого знала в Женеве и Париже, когда он временно содержался в Красноярске во время ссылки в Сибирь, но безуспешно. [109] Сажин, видимо, знал о ее неудачной попытке. [110]
В Красноярске она занималась местным отделением Красного Креста. [110] и провел исследование запасов углерода в Назарово. [108]
Конец ее жизни известен очень мало. Она написала властям с просьбой о помиловании своего мужа, который начал работать в горнодобывающей промышленности и столкнулся с новыми неудачами. Поэтому она решила уйти от него. Когда Антон Чехов проезжал мимо Красноярска во время своего возвращения из ссылки в Сахалинской области , она спросила его, может ли он указать ей место, где остановиться в Санкт-Петербурге. Чехов телеграфировал жене Ольге Книппер , и Дмитриева уехала в Петербург без дочерей, проезжая мимо Омска , Томска и Новосибирска . [111] 21 сентября 1899 года Ольга Книппер написала мужу, чтобы подтвердить приезд Дмитриева и была благодарна ему за помощь. [112]
Алексей Куропаткин свидетельствует, что видел ее снова в 1898 или 1899 году, когда он был военным министерством Российской империи , и по этому поводу она просила его поддержать ее просьбу о помиловании мужа. [113] Между этим эпизодом и днем похорон ее матери о ее жизни мало что известно; одно из немногих упоминаний принадлежит ее племяннице, также по имени Елизавета, которая навещала ее в Москве, когда Дмитриева и ее дочери переехали туда в 1902 году. [114] Брат Дмитриевой Владимир отказался назвать имя ее второго мужа и больше не хотел ее видеть. Их ссора касалась наследства Кушелевых. С другой стороны, деловые отношения с Иваном Давыдовским он поддерживал до 1902 года, о чем свидетельствуют векселя, хранившиеся в Красноярске. [112]
Одно из последних событий, где засвидетельствовано ее присутствие, приходится на ноябрь 1903 года, по свидетельству Екатерины Васильевны Гаунт, бывшей тогда 9-летним ребенком. Гаунт жила в имении Кушелевых, где работали ее родители и которым управлял брат Дмитриева Владимир Лукич Кушелев. Она увидела 52-летнего Дмитриева, прибывшего на церемонию похорон ее матери. Той ночью между ней и ее братом разгорелся жаркий спор, и на следующее утро она уехала очень рано на лошади. [115]
Точная дата ее смерти неизвестна. [116] Брайбант сообщает, что ее имя и адрес указаны в «Вся Москве» за 1916 г. Книжник-Ветров искал записи о ней за 1918 г. в Петербурге, Москве и Красноярске; он ничего не нашел и на основании этого догадался, что дата ее смерти, вероятно, была 1918 годом. [117] [118]
Наследие и потомство
[ редактировать ]История коммунаров Поля Минка , Виктории Леодил Бера и Элизабет Дмитриевой, по мнению Кэролайн Дж. Эйхнер, характерна для невидимости революционных женщин. После 1871 года историография Парижской Коммуны резко разделилась на сторонников коммунаров, которые упоминают их лишь вкратце, и антикоммунаров, которые описывают их как « нефтяных женщин », чудовищных и поджигающих женщин. [119] [120] Их история даже иногда выпадает из истории феминизма по той причине, что коммунары не называли бы себя таковыми. Однако в пути, которым следовали эти женщины, существуют аспекты гендерной и классовой критики, которую мы обнаруживаем у феминистских социалисток, предшественницами которых они были. [121]
Несмотря на отсутствие исторического внимания, уделяемого Дмитриевой и другим коммунаркам , существует множество положительных описаний ее от современников, среди них Артура Арну , Гюстава Лефрансэ , Бенуа Малона и Проспера-Оливье Лиссагаре . Лиссагарай идеализировал ее, сравнивая с Теруань де Мерикур . [122]
российские биографы
[ редактировать ]Среди российских биографов, изучавших жизнь Дмитриева, — Иван Книжник-Ветров, [117] Nata Efremova and Nikolai Ivanov, [123] и Лев Кокин. [124]
Русский историк Иван Книжник-Ветров, еврей, принявший католицизм и анархист, близкий к Петру Кропоткину , впервые встретил упоминание о Елизавете Дмитриевой в трудах анархиста- бакиниста Михаила Петровича Сажина. Его первая статья о ней была опубликована в « Анналах марксизма» в 1928 году при поддержке Давида Рязанова . Рязанов был арестован в 1931 году, а в 1935 году Сталин подписал указ о запрете публикации «Книжника-Ветрова» и уничтожении его произведений. Затем Книжник-Ветров защитил докторскую диссертацию на ту же тему в Университете Герцена в Ленинграде, которую в 1945 году представил под названием «Русский активист Парижской Коммуны» . В 1947 году его депортировали в Сибирь, а все копии его диссертации, кроме одного, были уничтожены в 1949 году. Он был реабилитирован и принят в Академию наук в 1955 году, а десять лет спустя наконец опубликовал свою работу. [125]
Ната Ефремова была специалистом по русским революционеркам и пионеркам XIX века. До 1991 года писала биографии для журнала «Советская женщина» (например, о Софье Ковалевской , Екатерине Фляйшиц , Надежде Сусловой ). По поводу своего участия в «Давыдовском и червовых валетах» она заявила, что революционные женщины слишком вовлечены в свою эмоциональную жизнь, чтобы добиться успеха, потому что, по ее мнению, у них слишком много индивидуальности. [126]
Лев Кокин, опубликовавший «Час Будущего» о Дмитриеве в 1984 году, почти полностью сосредоточился на ее прежней жизни и считал, что последние 40 лет жизни Дмитриевой едва ли достойны того, чтобы их пересказывать. [127]
Эти три биографии сравнила французский биограф Дмитриева Сильви Брайбан, которая использует повторяющуюся виньетку с Дмитрием в 1899 году, чтобы противопоставить их подходы и интерпретации. В виньетке Дмитриев, все еще находящийся в ссылке в Сибири, сидит на стуле и смотрит на звезды. Книжник-Ветров интерпретирует это как выражение религиозности; Ефремова как интерес к астрономической науке; Кокин как свидетельство ее упадка. [128]
В России
[ редактировать ]Родное село Дмитриевой Волок, расположенное в 200 км от Новгорода , сегодня отличается от города, который она знала, но «жители чтят память своего соотечественника»: [n 2] [129] с 1965 года школа носит ее имя, в Доме культуры ей посвящена памятная доска. К 100-летию Коммуны здесь был открыт музей Дмитриевой. [129] Он присоединен к музею К. Маркса и Ф. Энгельса, фонды и коллекции которого в 1993 году были переданы Российскому центру консервации и изучения документов новейшей истории. [130] В России Дмитриев является символом героизма и рабочего класса. [129] энциклопедия Мой Красноярск считает «одной из самых блестящих женщин российского революционного движения и мира». [n 3] [108]
Во Франции
[ редактировать ]Дмитриева была героем двух франкоязычных биографий: Ивонн Зингер-Лекок » «Руж Элизабет в 1977 году и Сильви Брайбан «Элизабет Дмитриева : аристократка и петролью» в 1993 году. Однако она продолжала оставаться относительно неизвестной в популярной культуре до тех пор, пока XXI век, когда она была персонажем романов Катрин Клеман ( Aimons-nous les uns les autres , 2014). [131] и Михаэль Лёви и Оливье Безансено ( Маркс в Париже, 1871: Le Cahier bleu de Jenny , 2021). [132] [133] Она также была героем серии комиксов о Коммуне. [134] и движение в джазовой постановке. [135] [136]
есть улица имени Елизаветы Дмитриевой В Сент-Этьен-дю-Рувре . В Париже в 2007 году в ее честь была названа площадь Площадь Елизаветы Дмитриевой. [137] Это небольшая срединная полоса, содержащая станцию метро Temple , на пересечении улиц Temple Road и Turbigo Road в 3-м округе Парижа . Мишель Оден , специалист по истории Коммуны, поставила под сомнение причины, которые привели к выбору названия и текста на мемориальной доске, заявив, что слово «феминистка» является анахронизмом, и отметив, что знак не может даже упомянуть Коммуну. [138] В 1970-х годах группа феминисток, связанных с Движением за освобождение женщин, назвала себя «Серкл Элизабет-Димитриева» в ее память, хотя в то время они мало что знали о ней, кроме того, что Маркс отправил ее в Коммуну в 1871 году. . [139]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский:Как можно оставаться там и ничего не делать, если из-за этого Париж погибнет? Мы должны во что бы то ни стало агитировать провинцию, чтобы она могла прийти нам на помощь. Население Парижа героически сражается (отчасти), но мы никогда не ожидали, что нас так бросят. Однако пока мы держим все свои позиции, Домбровский сражается хорошо, а Париж поистине революционен. Дефицита еды нет. Знаете, я пессимист и не вижу ничего хорошего, поэтому рассчитываю на днях умереть на баррикаде.
- ^ Russian: Но местные жители чтут память о своей землячке.
- ^ Russian: С историей города связано имя одной из самых ярких женщин мирового и российского революционного движения Елизаветы Лукиничны Дмитриевой-Томановской.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Эйхнер 2004 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Бюрги 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д Майтрон 2009 .
- ^ Jump up to: а б Брайбант 1993 , с. 24
- ^ Jump up to: а б с Брайбант 1993 , с. 20
- ^ Половцов . «КУШЕЛЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ» . Большая Российская Биографическая Энциклопедия . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Брайбант 1993 , с. 21.
- ^ Брабант 1993 , с. 22-24.
- ^ Jump up to: а б Томас 1963 , с. 117.
- ^ Брабант 1993 , с. 25-26.
- ^ Брабант 1993 , с. 25
- ^ Эйхнер 2004 , с. 27-28.
- ^ Брабант 1993 , с. 31.
- ^ Брабант 1993 , с. 32.
- ^ Томас 1963 , с. 117-118.
- ^ Эйхнер 2020 , с. 45.
- ↑ Braibant 1993 , Часть 1, глава 2, «Моты», §21.
- ^ Jump up to: а б с Томас 1963 , с. 118.
- ^ Брабант 1993 , с. 30-31.
- ^ Braibant 1993 , Часть 1, глава 1 Следы, §31.
- ^ Jump up to: а б Брайбант 1993 , Часть 1, глава 2 «Моты», §13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бард и Шаперон 2017 .
- ^ Braibant 1993 , Часть 1, глава 2 «Моты», §6.
- ↑ Braibant 1993 , часть 1, глава 2 «Моты», §52.
- ↑ Braibant 1993 , часть 1, глава 2 «Моты», §44.
- ^ Braibant 1993 , Часть 1, глава 1 «Empreintes», §28.
- ↑ Braibant 1993 , Часть 1, глава 2 «Моты», §28–30.
- ^ Braibant 1993 , Часть 1, глава 2 «Моты», §10.
- ^ Jump up to: а б с д Росс и Добенеск, 2015 , с. 33.
- ^ Брабант 1993 , с. 47-48.
- ^ Braibant 1993 , Часть 1, глава 2 «Моты», §20.
- ^ Braibant 1993 , Часть 1, глава 1 «Empreintes», §32.
- ^ Braibant 1993 , Часть 1, глава 1 «Empreintes», §25.
- ^ Jump up to: а б с Росс и Добенеск, 2015 , с. 36.
- ^ Braibant 1993 , Часть 1, глава 2 «Моты», §30.
- ^ Jump up to: а б Эйхнер 2004 , с. 28.
- ^ Брабант 1993 , с. 58.
- ^ Брабант 1993 , с. 59-61.
- ^ Jump up to: а б с Брайбант 1993 , с. 69.
- ^ Росс 2015 , с. 24.
- ^ Международное рабочее движение: истоки пролетариата и его эволюция как революционного класса . Том. 1. Москва: Издательство «Прогресс». 1980. с. 577.
- ^ Braibant 1993 , Часть 2, глава 2 «Диалектика», §26.
- ^ «Женева, уникальный храм масонского ордена…» notrehistoire.ch . 17 октября 2016 г. Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Женева, древний уникальный храм: заседание женевской секции Международной ассоциации рабочих» . Библиотека Женевской иконографии . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Braibant 1993 , Часть 2, глава 2 «Диалектика», §25.
- ^ Braibant 1993 , Часть 2, глава 2 «Диалектика», §27.
- ^ Михаил Бакунин (1866). «Письмо Бакунина Герцену и Огареву 18 июля 1866 года» (PDF) . Фонд Беснара . .
- ^ Braibant 1993 , Часть 2, глава 2 «Диалектика», §30.
- ^ Braibant 1993 , Часть 2, глава 2 «Диалектика», §31.
- ^ Эйхнер 2004 , с. 63.
- ^ Риггенбах, Генрих (5 марта 2013 г.). «Утин, Николай Исаакович» . Исторический лексикон Швейцарии (HLS) (на немецком языке). Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Макклеллан 1979 .
- ^ Braibant 1993 , Часть 2, глава 2 «Диалектика», §40–44.
- ^ Braibant 1993 , Часть 2, глава 3 «Русская дама», §1.
- ^ Jump up to: а б с Томас 1963 , с. 119.
- ^ Росс и Добенеск 2015 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Росс и Добенеск, 2015 , с. 35.
- ^ «Воображение Коммуны / Revue Vingtième Siècle» . Культура Франции (на французском языке). 4 февраля 2015 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ «Парижская Коммуна, 150 лет назад: Союз женщин, 11 апреля 1871 года» . Музей искусства и истории Поля Элюара . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ Кудрэ, Софи (23 июля 2020 г.). «Кэролин Дж. Эйхнер, Прорывая баррикады. Женщины в Парижской Коммуне» . Чтения . дои : 10.4000/чтений.42966 . ISSN 2116-5289 . S2CID 225465570 . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ↑ Брайбант 1993 , Часть 2, глава 3 «Русская дама», §46.
- ^ Эйхнер, Кэролайн Дж. (14 июля 2021 г.). «БАЛЛАСТ – Елизавета Дмитриева: феминистка, социалистка, коммунарда» . БАЛЛАСТ . Проверено 7 сентября 2021 г. .
- ^ Braibant 1993 , Часть 3, глава 1 «L'intruse», §4.
- ^ Jump up to: а б с «Елизавета Дмитриева, другой лидер женщин Парижской Коммуны» . TV5 Monde (на французском языке). 24 декабря 2014 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Бродер, Дэвид; Кувелакис, Статис (4 сентября 2021 г.). «Карл Маркс видел признаки социалистического будущего в Парижской Коммуне» . КАДТМ . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Жерар да Силва. «Соня Ковалевская, русский математик в сердце Коммуны» . Друзья Парижской Коммуны . .
- ^ Кэролин Дж. Эйхнер (январь – март 2021 г.). «Коммуна: нет революции без женщин» . www.lhistoire.fr (на французском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Ле Моал, Патрик (11 апреля 2021 г.). «Коммуна день за днём. Вторник, 11 апреля 1871 г. – КОНТРЕМПС» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 6 сентября 2021 г. .
- ^ Эйхнер 2004 , с. 70.
- ^ Braibant 1993 , Часть 3, глава 3 «Взглядом другого», §13, §17 и §19.
- ^ Эйхнер 2004 , с. 70-71.
- ^ Эйхнер 2004 , с. 71.
- ^ Эйхнер 2004 , с. 72.
- ^ Шафер, Дэвид А. (1993). «Plus que des ambulancières: Женщины, выражающие и защищающие свои идеалы во время Парижской Коммуны (1871 г.)». Французская история . 7 (1): 85–101. дои : 10.1093/fh/7.1.85 . ISSN 0269-1191 .
- ^ Эйхнер 2004 , с. 89-92.
- ^ Braibant 1993 , Часть 3, глава 1 «L'intruse», §49.
- ^ Эйхнер 2004 , с. 88,92.
- ^ Проект 2018 года .
- ^ Эйхнер 2004 , с. 74.
- ^ Эйхнер 2004 , с. 73-78.
- ^ Jump up to: а б с д Эйхнер 2004 , с. 156.
- ^ Мишель Оден (23 апреля 2021 г.). «24 апреля 1871 года Елизавета Дмитриева пишет Герману Юнгу» . Парижская Коммуна . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Далотель 1997 .
- ^ Мерриман, Джон (2014). Резня: жизнь и смерть Парижской Коммуны 1871 года . Издательство Йельского университета. п. 188. ИСБН 978-0-300-17452-6 .
- ^ Макклеллан 1979 , с. 153.
- ^ Мерриман 2014 , с. 212.
- ^ Далотель 1997 , с. 350.
- ^ Гюстав Лефрансе (2013). Воспоминания революционера . Париж: Фабрика. п. 509. ИСБН 978-2-35872-052-6 . OCLC 864388101 . .
- ^ «День» . Напоминание (709). 23 мая 1871 года.
- ^ Мишель Оден (10 июля 2017 г.). «Баррикада, укомплектованная женщинами», легенда? . Парижская Коммуна . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Марсьяль Пуарсон ; Кристиан Таубира (2020). Женщины-бойцы: история женского насилия на Западе . ISBN 978-2-02-142731-8 . OCLC 1184018763 . .
- ^ Эйхнер 2004 , с. 153.
- ^ Эйхнер 2004 , с. 156-157.
- ^ Jump up to: а б Эйхнер 2004 , с. 155-156.
- ^ Брабант 1993 , с. 162.
- ^ Макклеллан 1979 , с. 181.
- ^ Хингли, Рональд (30 мая 2021 г.). Российская тайная полиция: операции московской, имперской России и советской политической безопасности 1565–1970 гг . Рутледж. ISBN 978-1-000-37135-2 . Проверено 4 сентября 2021 г. .
- ^ Jump up to: а б с Эйхнер 2004 , с. 157.
- ^ Энн Педлер (июнь 1927 г.). «Идти в народ. Русские народники в 1874-1875 гг.». Славянское обозрение . 6 (16). Ассоциация современных гуманитарных исследований: 130–141. JSTOR 4202141 . .
- ^ Jump up to: а б Брайбант 1993 , с. 196
- ^ Брабант 1993 , с. 184-185.
- ^ Jump up to: а б Антонов 2018 .
- ^ Jump up to: а б Эйхнер 2004 , с. 159-160.
- ^ Knizhnik-Vetrov 1964 , p. 119 ff..
- ^ Брабант 1993 , с. 192.
- ^ Брабант 1993 , с. 194
- ^ Эйхнер 2004 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б с д Л.П. Бердников (10 июля 2003 г.). «20 век» . Мой Красноярск — популярная энциклопедия Region.krasu.ru (на русском языке) . Проверено 4 сентября 2021 г. .
- ^ Jump up to: а б Эйхнер 2004 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Брайбант 1993 , с. 208.
- ^ Брабант 1993 , с. 217-218.
- ^ Jump up to: а б Брайбант 1993 , с. 220
- ^ Брабант 1993 , с. 218
- ^ Брабант 1993 , с. 220-221.
- ^ Брабант 1993 , с. 17-19
- ^ Эйхнер 2004 , с. 161-162.
- ^ Jump up to: а б Knizhnik-Vetrov 1964 .
- ^ Брабант 1993 , с. 223-224.
- ^ Эйхнер 2004 , с. 18.
- ^ Галликсон 1996 .
- ^ Эйхнер 2004 .
- ^ Брабант 1993 , с. 168-173.
- ^ Efremova & Ivanov 1982 .
- ^ Кук 1984 .
- ^ Брабант 1993 , с. 211-214.
- ^ Брабант 1993 , с. 215-216.
- ^ Брабант 1993 , с. 216-217.
- ^ Брабант 1993 , с. 210-218.
- ^ Jump up to: а б с Ната Павловна Ефремова (Efremova Nata Pavlovna) (1972). "Елизавета Дмитриева – героиня Парижской коммуны" . Вопросы истории (Questions d'histoire) (in Russian) (3): 213–216. .
- ^ "Музей" . Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) (in Russian). 24 December 2015 . Retrieved 11 September 2021 .
- ^ «Aimons-nous les uns les autres» . Сей (на французском языке). Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Саленг, Жюльен (март 2021 г.). «Безансено и Леви: Маркс в Париже 1871 года, синяя тетрадь Дженни» . Книжный магазин Ла Бреш . Архивировано из оригинала 23 января 2022 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Хеджес, Инес (август 2021 г.). «Маркс в Париже, 1871 год: Синяя тетрадь Дженни: Михаэль Леви и Оливье Безансено, (Париж: Editions Manifeste! Collection Le Merle Moqueur, 2021, 137 страниц, 15 евро)» . Социализм и демократия . 35 (1): 193–196. дои : 10.1080/08854300.2021.1953428 . ISSN 0885-4300 . S2CID 238206361 .
- ^ «Коммунарды! - L'Aristocrate fantôme» . Гленат . Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «Выбор коммуны Давида Леско» . Культура Франции (на французском языке). Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «Ла выбрала коммуну» . Lettres Sorbonne Université (на французском языке). Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «BMO-BDO bihebdomadaires du mois d'avril 2007» . Мэри де Пари . 3 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 г. Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Мишель Оден (5 июня 2016 г.). «Площадь Елизаветы-Дмитриевой, третий округ» . Парижская Коммуна . Проверено 7 сентября 2021 г. .
- ^ «Женщины коммуны: Елизавета Дмитриева» . Ассоциация Autogestion (на французском языке). 14 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2021 г. Проверено 23 января 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]Биографии
[ редактировать ]- "ДМИТРИЕВА Елисавета (известная как ТОМАНОВСКАЯ)" . Биографический словарь Le Maitron (на французском языке). Париж: Maitron/Editions de l’Atelier. 2009 . Проверено 4 марта 2021 г.
- Брайбан, Сильви (1993). Елизавета Дмитриева: аристократка и нефтяника . Белфонд. ISBN 2-7144-2963-7 . OCLC 28516706 .
- Бюрги, Маркус (1 июня 2012 г.). «Дмитриева, Елизавета» . Исторический лексикон Швейцарии (HLS) (на немецком языке).
- Efremova, Nata; Ivanov, Nikolai Nikolaevich (1982). Russkaia soratnitsa Marksa (in Russian). Moscow: Moskovsky rabochy.
- Ivan Sergueïevitch Knizhnik (pseud. Vetrov et Knizhnik-Vetrov), Jeunesse et Enfance d'Elisaviéta Dmitrieva , Marx, Moscou, 1930.
- Knizhnik-Vetrov, Ivan Sergeevich (1964). Русские деятельницы Первого Интернационала и Парижской коммуны : Е.Л. Дмитриева, А.В. Жаклар, Е.Г. Бартенева [ Russian Activists of the First International and the Paris Commune: E.L. Dmitrieva, A.V. Jaclard, E.G. Barteneva ] (in Russian). Moscow: Nauka. OCLC 18605029 .
- Kokin, Lev Mikhailovich (1984). Час будущего: Повесть о Елизавете Дмитриевой Chas Budushchego: Povest o Elizavete Dmitriyevoy (на русском языке). Москва: Политическая литература.
- Сингер-Лекок, Ивонн (1977). Элизабет Ред . Запас. ISBN 2234006104 . OCLC 876475210 .
Другие работы
[ редактировать ]- «Елизавета Дмитриева, другой лидер женщин Парижской Коммуны» . TV5MONDE (на французском языке). 24 декабря 2014 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
- Антонов, Сергей (февраль 2018 г.). «Российский капитализм на суде: дело червовых валетов» . Обзор права и истории . 36 (1): 35–76. дои : 10.1017/S0738248017000517 . ISSN 0738-2480 . S2CID 149321656 . Проверено 9 сентября 2021 г.
- Бантиньи, Людивин (2021). Коммуна в настоящем: переписка вне времени . ISBN 978-2-348-06669-6 . OCLC 1241123887 . Проверено 19 марта 2021 г.
- Бард, Кристина; Шаперон, Сильви (2017). Словарь феминисток: Франция, XVIII и -XXI и век . ISBN 978-2-13-078720-4 . ОСЛК 972902161 .
- Кандар, Жиль (4 марта 2021 г.). «Известия о Парижской Коммуне накануне ее стопятидесятилетия» . Исторический обзор (697): 223–236. дои : 10.3917/rhis.211.0223 . ISSN 0035-3264 . S2CID 233813653 . Проверено 8 сентября 2021 г.
- Далотель, Ален (1997). «Женская баррикада». Баррикада . Издания Сорбонны. стр. 341–355. ISBN 978-2-85944-851-6 .
- Nata (Natalia) Pavlovna Efremova (1987). Dotch' Revolioutsionnoï Rossii (in Russian). Moscou: Moskovskii Rabotchii.
- Эйхнер, Кэролайн Дж. (2020). Прорыв баррикад: Женщины в Парижской Коммуне . ISBN 979-10-351-0522-8 . OCLC 1149074370 .
- Эйхнер, Кэролайн Дж. (1998). « « Обеспечить господство труда и справедливости »: «Союз женщин» и Парижская Коммуна 1871 года» . Австрийский журнал исторических наук . 9 (4): 525–555. дои : 10.25365/oezg-1998-9-4-5 . ISSN 2707-966X .
- Эйхнер, Кэролайн Дж. (2004). Преодолевая баррикады: женщины в Парижской коммуне . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34442-5 .
- Галликсон, Гей Л. (1996). Неуправляемые женщины Парижа: образы коммуны . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3228-6 . ОСЛК 34704995 .
- Ковалевская, С.В. (1978). Русское детство . Спрингер-Верлаг. ISBN 0-387-90348-8 . OCLC 4194495 . Проверено 8 сентября 2021 г.
- Линтон, Мариса (1997). «Женщины и Парижская Коммуна 1871 года» . Исторический обзор (на французском языке) (603). Париж: Presss Universitaires de France: 23–48. дои : 10.3917/rhis.g1997.603n2.0023 . ISSN 0035-3264 . Проверено 25 февраля 2021 г.
- Макклеллан, Вудфорд (1979). Революционные ссыльные: русские в Первом Интернационале и Парижской Коммуне . Касс. ISBN 0-203-98802-7 . ОСЛК 243606265 . Проверено 11 сентября 2021 г.
- Росс, Кристин (2015). Коммунальная роскошь: политическое воображение Парижской Коммуны . Версо. ISBN 978-1-78168-839-7 .
- Росс, Кристин ; Добенеск, Этьен (2015). Воображение Коммуны (на французском языке). Фабрика. ISBN 978-2-35872-064-9 . OCLC 902796458 . Проверено 16 марта 2021 г.
- Шрупп, Антье (2018). «Объединение феминизма и социализма в Первом Интернационале: четыре примера». В Бенсимоне, Фабрис; Квентин, Делуэрмоз; Муазан, Жанна (ред.). «Восстаньте, несчастные от земли»: Первый Интернационал в глобальной перспективе . Брилл. стр. 343–354. дои : 10.1163/9789004335462_023 . ISBN 978-90-04-33546-2 . S2CID 200085929 . Проверено 8 сентября 2021 г.
- Шулкинд, Юджин (1985). «Женщины-социалистки во время Парижской Коммуны 1871 года» . Прошлое и настоящее (106): 124–163. дои : 10.1093/прошлое/106.1.124 . JSTOR 650641 .
- Томас, Эдит (1963). Нефтяники . В остальное время. Издания Галлимар . ISBN 2-0702-6262-6 . Переведено на английский как «Женщины-поджигатели» (1966) Джеймсом и Старром Аткинсонами.