Королевство Фазугли
Королевство Фазугли | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1500 –1685 гг. | |||||||||
![]() Предварительная оценка размеров Королевства Фазугли | |||||||||
Капитал | неопределенный | ||||||||
Общие языки | Нубийский и другие восточносуданские языки | ||||||||
Религия | Коптское православие | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Историческая эпоха | Ранний современный период | ||||||||
• Учредил | в. 1500 | ||||||||
• Завоеван султанатом Фундж. | 1685 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Судан Эфиопия |
Королевство Фазугли было доколониальным государством на территории современного юго-восточного Судана и западной Эфиопии . Устные предания утверждают, что его учреждение было основано беженцами из нубийского королевства Алодия после того, как его столица Соба пала под властью арабов или фунджей в ок. 1500 . Расположенное вокруг горного региона Фазугли на Голубом Ниле и служившее буфером между султанатом Фундж и Эфиопской империей , королевство просуществовало до его присоединения к султанату Фундж в 1685 году.
История
[ редактировать ]Формирование
[ редактировать ]В средние века значительная часть центрального и южного Судана , включая регион Фазугли на границе с Эфиопией , контролировалась христианским нубийским королевством Алодия . [1] С 12 века Алодия находилась в упадке. [2] снижение, которое было бы значительно продвинуто к ок. 1300. [3] В XIV и XV веках арабские бедуинские племена захватили большую часть Судана . [4] продвигаясь на юг до острова Аба . [5] Ко второй половине 15 века практически вся Алодия была заселена арабами, за исключением территории вокруг Собы , столицы Алодии в месте слияния Голубого и Белого Нила . [6] Соба в конечном итоге была завоевана арабами или африканскими фунджами , суданские источники датируют это событие 9 веком после Хиджры ( ок. 1396–1494). [7] конец 15 века, [8] 1504 [9] и 1509. [10] Затем Фундж основал султанат со Сеннаром столицей , который простирался на север до третьего порога Нила . [11]
Историк Джей Сполдинг предполагает, что Алодия пережила падение Собы. Он считает, что «Царство Соба», упомянутое еврейским путешественником Давидом Рубени в 1523 году, является отсылкой к Алодии, и полагает, что оно расположено где-то на восточном берегу Голубого Нила. Это «Королевство Соба» имело территорию на расстоянии десяти дней пути и включало в себя «Королевство Аль-Гал», которое описывалось как подчиненное Амаре Дункасу , султану Сеннара. [12] «Аль-Галь», вероятно, является отсылкой к арабскому племени Джаалин . [13] Используя устные традиции, Сполдинг продолжает утверждать, что алодианцы в конечном итоге покинули территорию, которую они все еще удерживали в нижней части долины Голубого Нила, и отступили в горный район Фазугли на юге, где они восстановили свое королевство. [12] Например, одна традиция, собранная в 19 веке, напоминает следующее:

короли Фазугли, чья власть простиралась на большую часть полуострова Сеннар (Гезира) и одной из столиц которых была древняя Соба, были вынуждены уступить место вновь прибывшим... Фунджу... .и удалиться в свои горы... Там... они сохраняли себя... [Так] империя Фазуглы возникла из обломков царства Соба. [16]
Местные традиции также помнят миграцию алодианцев в сторону Фазугли. [17] Фазугли как место нубийского изгнания упоминается и в « Хронике Фунджа» , составленной около 1870 года. [18] получившая Археологическая культура, название «традиция Джебель Махадид». [19] Расположенный вокруг Махадида в Кваре , западная Эфиопия, с монументальной архитектурой и керамикой, подобной найденной в Собе, совсем недавно был приписан этим алодийским беженцам. Учитывая археологические данные, было высказано предположение, что они уже начали прибывать на эфиопско-суданское приграничье к 14 веку. Таким образом, они прибыли бы, когда Алодия еще существовала, но находилась в тяжелом упадке. [20]
Между Сеннаром и Эфиопией
[ редактировать ]Королевство Фазугли располагалось между султанатом Сеннар и Эфиопской империей , служа буфером между этими двумя государствами. [21] Африканец Алессандро Триульци описывает приблизительное расширение королевства следующим образом:
на востоке она включала страну Гумуз между Галлабатом и Голубым Нилом с центром в Губбе ; на западе она включала страну Бурун с центром в Джебель-Гюле , чье царство, как говорили, простиралось на юг до Каффы в южной Эфиопии, а на юге она включала в основном страну Берта вдоль золотоносной долины Тумат до Фадаси на окраине территории, населенной оромо . [22]
На его территории проживали преимущественно носители восточносуданских языков . [23] По словам Сполдинга, оно поддерживало христианскую веру, по крайней мере, среди правящей алодийской элиты. [24] По его словам, эта алодианская элита станет известна как Хамадж . [24] но также возможно, что на самом деле именно основная часть фазуглского населения составляла Хамадж. [25]

Фазуглы славился своим золотом. [22] Португальский источник 1607 года утверждает, что у него было «много чистого золота и хороших лошадей, обменивающихся торговлей с (Эфиопской) империей». [26] В другом документе, опубликованном в 1622 году, говорится, что «(...) это несомненный факт, как все говорят, и император Селтан Кагуед ( Сусеньос ) сказал мне, что лучшее золото во всех его землях добывается из королевства Фасколо». [27] Именно его золото привлекло бы внимание соседей. [22] и Эфиопия, и Сеннар периодически, но по большей части необоснованно заявляли, что золотые прииски Фазугли находятся в их соответствующих владениях. [28] Тем не менее, период с конца 15 по начало 17 века был бы неспокойным для эфиопско-суданских приграничных территорий, о чем свидетельствуют поселения «традиции Джебель Махадид», которые не только располагались на естественно защищенных позициях, но и были защищен дополнительными защитными системами. [29] Зарегистрировано, что Хамадж участвовал в абиссино-адалской войне . [21] будучи союзником народа Шира на севере Эфиопии, недалеко от Кассалы . [25] Говорят, что во время правления султана Дакина (1568–1585) была совершена экспедиция в Абу-Рамлу , к югу от Махадида. [29] Дакин потерпел поражение, и когда он вернулся в Сеннар, он столкнулся с Аджибом , амбициозным второстепенным принцем северной Нубии . Сначала Аджиб приобрел большую автономию, затем он в конечном итоге стал вассалом султанов Фунджа и, наконец, в 1606 году он вторгся в Гезиру и вытеснил нынешнего султана Абд аль-Кадира II в Эфиопию. [30] Устная традиция напоминает, что Аджиб основал несколько мечетей на территории, которая могла бы быть Фазуглианской, что, если традиция верна, может указывать на участие Фазуглийцев в борьбе за власть между Аджибом и Сеннаром, возможно, приняв сторону Аджиба. Если бы вторжение сил Аджиба на территорию Фазугли произошло, оно было бы кратковременным и без долгосрочных последствий. [21] В конце концов Аджиб был убит в бою 1611–1612 годов. [31]
Говорят, что в 1615 году Фазугли был завоеван эфиопским императором Сусеньосом. [32] что, по мнению Сполдинга, привело к потере ее независимости. [21] Подтверждено, что Махадид был разрушен в 16 или начале 17 века, что, возможно, можно отнести на счет эфиопов или фунджей. [29] Эфиопские императоры попытались интегрировать Фазугли в свое королевство, но через семьдесят лет, после смерти императора Йоханнеса I , Эфиопия потеряла контроль над Фазугли. С падением влияния Эфиопии Сеннар попытался заполнить вакуум. [33] В 1685 году «хамегские князья Фазугли» были покорены Сеннаром. [34]
Фазугли под Фунджем
[ редактировать ]
Записано, что Фундж сохранил нынешнего правителя Фазугли вместо того, чтобы заменить его новым губернатором провинции. [35] Будучи вассалами Сеннара, правители Фазугли получили титул манджилов . [36] По словам Сполдинга, хамаджи оставались христианами в течение как минимум одного поколения после завоевания, но к середине 18 века они обратились в ислам. Говорят, что христианское княжество Шайра существовало на границе Эфиопии и Судана еще в начале 1770-х годов. [37] Интегрированные в султанат Сеннар, Хамадж станет одной из его наиболее доминирующих этнических групп. [38] и Фазугли вместе с двумя другими южными провинциями Кордофаном и Алайсом стали одной из важнейших его провинций, [39] что было главным образом связано со значением его золота для экономики Сеннара. [40] В 1761–1762 гг. [41] Мухаммад Абу Ликайик , военачальник родом из Фазугли, собрал «разнородную коллекцию неоалодийских дворян, военачальников, солдат-рабов, торговцев и фукара (религиозных учителей)». [42] и захватил контроль над султанатом, положив начало Регентству Хамадж , которое продлилось до турецко-египетского вторжения 1821 года . [41]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Зарруг 1991 , с. 97.
- ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , с. 9.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 19.
- ^ Хасан 1967 , с. 176.
- ^ Хасан 1967 , с. 162.
- ^ Хасан 1967 , с. 128.
- ^ Вантини 1975 , стр. 786–788.
- ^ Хасан 1967 , с. 133.
- ^ Вантини 1975 , с. 784.
- ^ Вантини 2006 , стр. 487–489.
- ^ Хасан 1967 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Сполдинг 1974 , стр. 13–14.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 29.
- ^ Гонсалес-Руибаль и Фалькина 2017 , с. 13.
- ^ Гонсалес-Руибаль 2014 , с. 176.
- ^ Сполдинг 1974 , с. 13.
- ^ Сполдинг 1974 , с. 14.
- ^ Вантини 1975 , с. 788.
- ^ Гонсалес-Руибаль и Фалькина 2017 , с. 12.
- ^ Гонсалес-Руибаль и Фалькина 2017 , стр. 16–18.
- ^ Jump up to: а б с д Сполдинг 1974 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Триулзи 1981 , с. 61.
- ^ Зарруг 1991 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Сполдинг 1974 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Триулзи 1981 , с. 66.
- ^ Триулзи 1981 , с. 58.
- ^ Паес 2011 , с. 242.
- ^ Триулзи 1981 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с Гонсалес-Руибаль и Фалькина, 2017 , с. 18.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 36–37.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 36.
- ^ Сполдинг 1974 , с. 19.
- ^ Сполдинг 1974 , стр. 20–21.
- ^ Триулзи 1981 , стр. 66–67.
- ^ Триулзи 1981 , стр. 67–68.
- ^ Триулзи 1981 , с. 70.
- ^ Сполдинг 1974 , с. 22, примечание 31.
- ^ Сполдинг 1974 , стр. 23–25.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 223.
- ^ Триулзи 1981 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Сполдинг 1974 , стр. 24–25.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 221.
Ссылки
[ редактировать ]- Гонсалес-Руибаль, Альфредо; Фалькина, Альваро (2017). «На восточной границе Судана: пограничные общества региона Квара (ок. 600–1850 гг. Н.э.)». Журнал африканской археологии . 15 (2). Брилл: 173–201. дои : 10.1163/21915784-12340011 . ISSN 1612-1651 .
- Гонсалес-Руибаль, Альфредо (2014). Археология сопротивления: материальность и время на африканском пограничье . Археология в обществе. ISBN 978-1442230903 .
- Хасан, Юсуф Фадл (1967). Арабы и Судан. С седьмого по начало шестнадцатого века . Эдинбургский университет. ОСЛК 33206034 .
- О'Фэйи, RS; Сполдинг, Джей Л. (1974). Королевства Судана . Книги Метуэна Янга. ISBN 0416774504 .
- Паес, Педро (2011). Изабель Боавида; Эрве Пеннек; Мануэль Жоао Рамос (ред.). «История Эфиопии» Педро Паеса, 1622 год . Том. 1. Общество Хаклюйт. ISBN 978-1908145000 .
- Сполдинг, Джей (1974). «Судьба Алодии» (PDF) . Мероитский вестник . 15 . Академия надписей и изящной словесности: 12–30. ISSN 1266-1635 .
- Сполдинг, Джей (1985). Героический век в Сеннаре . Красное море. ISBN 1569022607 .
- Триулзи, А. (1981). Соль, золото и легитимность: прелюдия к истории ничейной земли Бела Шангул, Валлага, Эфиопия (1800–1898 гг.) . Институт востоковедения. ОСЛК 10273177 .
- Вантини, Джованни (1975). Восточные источники о Нубии . Гейдельбергская академия наук. OCLC 174917032 .
- Вантини, Джованни (2006). «Некоторый новый свет на конец Собы». Алессандро Роккати и Изабелла Канева (ред.). Акта Нубика. Материалы X Международной конференции нубийских исследований, Рим, 9–14 сентября 2002 г. Библиотека Делло Стато. стр. 487–491. ISBN 88-240-1314-7 .
- Уэлсби, Дерек; Дэниелс, CM (1991). Соба. Археологические исследования в средневековой столице на Голубом Ниле . Британский институт в Восточной Африке. ISBN 1872566022 .
- Зарруг, Мохи Эль-Дин Абдалла (1991). Королевство Альва . Университет Калгари. ISBN 0-919813-94-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сполдинг, Джей Л. (1980). «К демистификации Фунджа: некоторые перспективы общества в Южном Синнаре, 1685–1900» . Исследования Северо-Восточной Африки . Издательство Мичиганского государственного университета. 2 (1): 1–18. ISSN 0740-9133.