Jump to content

Королевство Фазугли

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Королевство Фазугли
в. 1500 –1685 гг.
Предварительная оценка размеров Королевства Фазугли
Предварительная оценка размеров Королевства Фазугли
Капитал неопределенный
Общие языки Нубийский и другие восточносуданские языки
Религия
Коптское православие
Правительство Монархия
Историческая эпоха Ранний современный период
• Учредил
в. 1500
1685
Предшественник
Преемник
Алодия
Султанат Сеннар
Сегодня часть Судан
Эфиопия

Королевство Фазугли было доколониальным государством на территории современного юго-восточного Судана и западной Эфиопии . Устные предания утверждают, что его учреждение было основано беженцами из нубийского королевства Алодия после того, как его столица Соба пала под властью арабов или фунджей в ок. 1500 . Расположенное вокруг горного региона Фазугли на Голубом Ниле и служившее буфером между султанатом Фундж и Эфиопской империей , королевство просуществовало до его присоединения к султанату Фундж в 1685 году.

Формирование

[ редактировать ]

В средние века значительная часть центрального и южного Судана , включая регион Фазугли на границе с Эфиопией , контролировалась христианским нубийским королевством Алодия . [1] С 12 века Алодия находилась в упадке. [2] снижение, которое было бы значительно продвинуто к ок. 1300. [3] В XIV и XV веках арабские бедуинские племена захватили большую часть Судана . [4] продвигаясь на юг до острова Аба . [5] Ко второй половине 15 века практически вся Алодия была заселена арабами, за исключением территории вокруг Собы , столицы Алодии в месте слияния Голубого и Белого Нила . [6] Соба в конечном итоге была завоевана арабами или африканскими фунджами , суданские источники датируют это событие 9 веком после Хиджры ( ок. 1396–1494). [7] конец 15 века, [8] 1504 [9] и 1509. [10] Затем Фундж основал султанат со Сеннаром столицей , который простирался на север до третьего порога Нила . [11]

Историк Джей Сполдинг предполагает, что Алодия пережила падение Собы. Он считает, что «Царство Соба», упомянутое еврейским путешественником Давидом Рубени в 1523 году, является отсылкой к Алодии, и полагает, что оно расположено где-то на восточном берегу Голубого Нила. Это «Королевство Соба» имело территорию на расстоянии десяти дней пути и включало в себя «Королевство Аль-Гал», которое описывалось как подчиненное Амаре Дункасу , султану Сеннара. [12] «Аль-Галь», вероятно, является отсылкой к арабскому племени Джаалин . [13] Используя устные традиции, Сполдинг продолжает утверждать, что алодианцы в конечном итоге покинули территорию, которую они все еще удерживали в нижней части долины Голубого Нила, и отступили в горный район Фазугли на юге, где они восстановили свое королевство. [12] Например, одна традиция, собранная в 19 веке, напоминает следующее:

Копия сферического камня, обнаруженного в Махадиде, напоминающего ритуальные камни Соба народов Гуле и Берта . [14] Поскольку они носят имя Соба, столицы Алодии, возможно, они служили «материальными воспоминаниями о прародине, расположенной вверх по течению Голубого Нила». [15]

короли Фазугли, чья власть простиралась на большую часть полуострова Сеннар (Гезира) и одной из столиц которых была древняя Соба, были вынуждены уступить место вновь прибывшим... Фунджу... .и удалиться в свои горы... Там... они сохраняли себя... [Так] империя Фазуглы возникла из обломков царства Соба. [16]

Местные традиции также помнят миграцию алодианцев в сторону Фазугли. [17] Фазугли как место нубийского изгнания упоминается и в « Хронике Фунджа» , составленной около 1870 года. [18] получившая Археологическая культура, название «традиция Джебель Махадид». [19] Расположенный вокруг Махадида в Кваре , западная Эфиопия, с монументальной архитектурой и керамикой, подобной найденной в Собе, совсем недавно был приписан этим алодийским беженцам. Учитывая археологические данные, было высказано предположение, что они уже начали прибывать на эфиопско-суданское приграничье к 14 веку. Таким образом, они прибыли бы, когда Алодия еще существовала, но находилась в тяжелом упадке. [20]

Между Сеннаром и Эфиопией

[ редактировать ]

Королевство Фазугли располагалось между султанатом Сеннар и Эфиопской империей , служа буфером между этими двумя государствами. [21] Африканец Алессандро Триульци описывает приблизительное расширение королевства следующим образом:

на востоке она включала страну Гумуз между Галлабатом и Голубым Нилом с центром в Губбе ; на западе она включала страну Бурун с центром в Джебель-Гюле , чье царство, как говорили, простиралось на юг до Каффы в южной Эфиопии, а на юге она включала в основном страну Берта вдоль золотоносной долины Тумат до Фадаси на окраине территории, населенной оромо . [22]

На его территории проживали преимущественно носители восточносуданских языков . [23] По словам Сполдинга, оно поддерживало христианскую веру, по крайней мере, среди правящей алодийской элиты. [24] По его словам, эта алодианская элита станет известна как Хамадж . [24] но также возможно, что на самом деле именно основная часть фазуглского населения составляла Хамадж. [25]

Фазугли (« Фаскало », подчеркнуто красным) на португальской карте ок. 1640.

Фазуглы славился своим золотом. [22] Португальский источник 1607 года утверждает, что у него было «много чистого золота и хороших лошадей, обменивающихся торговлей с (Эфиопской) империей». [26] В другом документе, опубликованном в 1622 году, говорится, что «(...) это несомненный факт, как все говорят, и император Селтан Кагуед ( Сусеньос ) сказал мне, что лучшее золото во всех его землях добывается из королевства Фасколо». [27] Именно его золото привлекло бы внимание соседей. [22] и Эфиопия, и Сеннар периодически, но по большей части необоснованно заявляли, что золотые прииски Фазугли находятся в их соответствующих владениях. [28] Тем не менее, период с конца 15 по начало 17 века был бы неспокойным для эфиопско-суданских приграничных территорий, о чем свидетельствуют поселения «традиции Джебель Махадид», которые не только располагались на естественно защищенных позициях, но и были защищен дополнительными защитными системами. [29] Зарегистрировано, что Хамадж участвовал в абиссино-адалской войне . [21] будучи союзником народа Шира на севере Эфиопии, недалеко от Кассалы . [25] Говорят, что во время правления султана Дакина (1568–1585) была совершена экспедиция в Абу-Рамлу , к югу от Махадида. [29] Дакин потерпел поражение, и когда он вернулся в Сеннар, он столкнулся с Аджибом , амбициозным второстепенным принцем северной Нубии . Сначала Аджиб приобрел большую автономию, затем он в конечном итоге стал вассалом султанов Фунджа и, наконец, в 1606 году он вторгся в Гезиру и вытеснил нынешнего султана Абд аль-Кадира II в Эфиопию. [30] Устная традиция напоминает, что Аджиб основал несколько мечетей на территории, которая могла бы быть Фазуглианской, что, если традиция верна, может указывать на участие Фазуглийцев в борьбе за власть между Аджибом и Сеннаром, возможно, приняв сторону Аджиба. Если бы вторжение сил Аджиба на территорию Фазугли произошло, оно было бы кратковременным и без долгосрочных последствий. [21] В конце концов Аджиб был убит в бою 1611–1612 годов. [31]

Говорят, что в 1615 году Фазугли был завоеван эфиопским императором Сусеньосом. [32] что, по мнению Сполдинга, привело к потере ее независимости. [21] Подтверждено, что Махадид был разрушен в 16 или начале 17 века, что, возможно, можно отнести на счет эфиопов или фунджей. [29] Эфиопские императоры попытались интегрировать Фазугли в свое королевство, но через семьдесят лет, после смерти императора Йоханнеса I , Эфиопия потеряла контроль над Фазугли. С падением влияния Эфиопии Сеннар попытался заполнить вакуум. [33] В 1685 году «хамегские князья Фазугли» были покорены Сеннаром. [34]

Фазугли под Фунджем

[ редактировать ]
Фунджский правитель ( манджил ) Фазугли, ок. 1820 г.

Записано, что Фундж сохранил нынешнего правителя Фазугли вместо того, чтобы заменить его новым губернатором провинции. [35] Будучи вассалами Сеннара, правители Фазугли получили титул манджилов . [36] По словам Сполдинга, хамаджи оставались христианами в течение как минимум одного поколения после завоевания, но к середине 18 века они обратились в ислам. Говорят, что христианское княжество Шайра существовало на границе Эфиопии и Судана еще в начале 1770-х годов. [37] Интегрированные в султанат Сеннар, Хамадж станет одной из его наиболее доминирующих этнических групп. [38] и Фазугли вместе с двумя другими южными провинциями Кордофаном и Алайсом стали одной из важнейших его провинций, [39] что было главным образом связано со значением его золота для экономики Сеннара. [40] В 1761–1762 гг. [41] Мухаммад Абу Ликайик , военачальник родом из Фазугли, собрал «разнородную коллекцию неоалодийских дворян, военачальников, солдат-рабов, торговцев и фукара (религиозных учителей)». [42] и захватил контроль над султанатом, положив начало Регентству Хамадж , которое продлилось до турецко-египетского вторжения 1821 года . [41]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Зарруг 1991 , с. 97.
  2. ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , с. 9.
  3. ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 19.
  4. ^ Хасан 1967 , с. 176.
  5. ^ Хасан 1967 , с. 162.
  6. ^ Хасан 1967 , с. 128.
  7. ^ Вантини 1975 , стр. 786–788.
  8. ^ Хасан 1967 , с. 133.
  9. ^ Вантини 1975 , с. 784.
  10. ^ Вантини 2006 , стр. 487–489.
  11. ^ Хасан 1967 , с. 134.
  12. ^ Jump up to: а б Сполдинг 1974 , стр. 13–14.
  13. ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 29.
  14. ^ Гонсалес-Руибаль и Фалькина 2017 , с. 13.
  15. ^ Гонсалес-Руибаль 2014 , с. 176.
  16. ^ Сполдинг 1974 , с. 13.
  17. ^ Сполдинг 1974 , с. 14.
  18. ^ Вантини 1975 , с. 788.
  19. ^ Гонсалес-Руибаль и Фалькина 2017 , с. 12.
  20. ^ Гонсалес-Руибаль и Фалькина 2017 , стр. 16–18.
  21. ^ Jump up to: а б с д Сполдинг 1974 , с. 18.
  22. ^ Jump up to: а б с Триулзи 1981 , с. 61.
  23. ^ Зарруг 1991 , с. 25.
  24. ^ Jump up to: а б Сполдинг 1974 , с. 22.
  25. ^ Jump up to: а б Триулзи 1981 , с. 66.
  26. ^ Триулзи 1981 , с. 58.
  27. ^ Паес 2011 , с. 242.
  28. ^ Триулзи 1981 , с. 67.
  29. ^ Jump up to: а б с Гонсалес-Руибаль и Фалькина, 2017 , с. 18.
  30. ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 36–37.
  31. ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 36.
  32. ^ Сполдинг 1974 , с. 19.
  33. ^ Сполдинг 1974 , стр. 20–21.
  34. ^ Триулзи 1981 , стр. 66–67.
  35. ^ Триулзи 1981 , стр. 67–68.
  36. ^ Триулзи 1981 , с. 70.
  37. ^ Сполдинг 1974 , с. 22, примечание 31.
  38. ^ Сполдинг 1974 , стр. 23–25.
  39. ^ Сполдинг 1985 , с. 223.
  40. ^ Триулзи 1981 , с. 62.
  41. ^ Jump up to: а б Сполдинг 1974 , стр. 24–25.
  42. ^ Сполдинг 1985 , с. 221.
  • Гонсалес-Руибаль, Альфредо; Фалькина, Альваро (2017). «На восточной границе Судана: пограничные общества региона Квара (ок. 600–1850 гг. Н.э.)». Журнал африканской археологии . 15 (2). Брилл: 173–201. дои : 10.1163/21915784-12340011 . ISSN   1612-1651 .
  • Гонсалес-Руибаль, Альфредо (2014). Археология сопротивления: материальность и время на африканском пограничье . Археология в обществе. ISBN  978-1442230903 .
  • Хасан, Юсуф Фадл (1967). Арабы и Судан. С седьмого по начало шестнадцатого века . Эдинбургский университет. ОСЛК   33206034 .
  • О'Фэйи, RS; Сполдинг, Джей Л. (1974). Королевства Судана . Книги Метуэна Янга. ISBN  0416774504 .
  • Паес, Педро (2011). Изабель Боавида; Эрве Пеннек; Мануэль Жоао Рамос (ред.). «История Эфиопии» Педро Паеса, 1622 год . Том. 1. Общество Хаклюйт. ISBN  978-1908145000 .
  • Сполдинг, Джей (1974). «Судьба Алодии» (PDF) . Мероитский вестник . 15 . Академия надписей и изящной словесности: 12–30. ISSN   1266-1635 .
  • Сполдинг, Джей (1985). Героический век в Сеннаре . Красное море. ISBN  1569022607 .
  • Триулзи, А. (1981). Соль, золото и легитимность: прелюдия к истории ничейной земли Бела Шангул, Валлага, Эфиопия (1800–1898 гг.) . Институт востоковедения. ОСЛК   10273177 .
  • Вантини, Джованни (1975). Восточные источники о Нубии . Гейдельбергская академия наук. OCLC   174917032 .
  • Вантини, Джованни (2006). «Некоторый новый свет на конец Собы». Алессандро Роккати и Изабелла Канева (ред.). Акта Нубика. Материалы X Международной конференции нубийских исследований, Рим, 9–14 сентября 2002 г. Библиотека Делло Стато. стр. 487–491. ISBN  88-240-1314-7 .
  • Уэлсби, Дерек; Дэниелс, CM (1991). Соба. Археологические исследования в средневековой столице на Голубом Ниле . Британский институт в Восточной Африке. ISBN  1872566022 .
  • Зарруг, Мохи Эль-Дин Абдалла (1991). Королевство Альва . Университет Калгари. ISBN  0-919813-94-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d90ecd06a93c9248d798fee2c7a4dd02__1718115300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/02/d90ecd06a93c9248d798fee2c7a4dd02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kingdom of Fazughli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)