Stefan Rudyk
Стефан | |
---|---|
Митрополит Варшавский и всея Польши | |
Церковь | Польская Православная Церковь |
епархия | Варшавско-Бельско епархия |
В офисе | 1965–1969 |
Заказы | |
Посвящение | 22 марта 1953 г. |
Личные данные | |
Рожденный | Stepan Rudyk 27 декабря 1891 г. Майдан Липовецкий |
Умер | 26 марта 1969 г. Варшава | ( 77 лет
Похороненный | Православное кладбище, Варшава |
Номинал | Восточное православие |
Стефан , светское имя Степан Рудык (родился 27 декабря 1891 года в Майдане-Липовецком , умер 26 марта 1969 года в Варшаве ) — четвёртый митрополит Варшавский и всея Польши, глава Польской Православной Церкви с 1965 по 1969 год украинского происхождения.
Он был выпускником семинарии в Орле . С 1922 по 1939 год он служил настоятелем различных православных приходов, предназначенных для польских солдат этой конфессии. После сентябрьской кампании он вместе с польскими войсками отступил в Румынию и был там интернирован. В 1941 году стал капелланом лагеря для военнопленных в Дорстене . Благодаря вмешательству Международного Красного Креста ему разрешили жить в Берлине , и через два года он прибыл в оккупированную Лодзь . В этом городе он служил в соборе Александра Невского десять лет . В 1953 году он был рукоположен в епископа Вроцлава и Щецина и занимал эту должность восемь лет. Затем, с 1961 по 1965 год, он был епископом Белостокским и Гданьским , после чего Архиерейский собор Польской Православной Церкви избрал его своим главой.
Будучи предстоятелем церкви, митрополит Стефан продолжал усилия по обращению греко-католического населения в православие. Он также восстановил контакты с другими автокефальными церквями и занимал должность заместителя председателя Польского Вселенского Совета .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Перед Второй мировой войной
[ редактировать ]Он родился в селе Майдан-Липовецкий Яворовского района в украинской крестьянской семье греко-католического вероисповедания. [ 1 ] сын Петра Рудика и Анны Тропер. Его отец был русофилом и был интернирован австрийскими властями во время Первой мировой войны в лагерь Талерхоф под Грацем , где и умер. [ 2 ]
В 1911 году Степан Рудик окончил во Львове среднюю школу , после чего уехал в Россию , где начал обучение в православной Волынской духовной семинарии в Житомире . Затем он перешел в семинарию в Орле, которую окончил в 1915 году. [ 3 ] Он женился на Юлианне Чорний. 3 мая 1915 года рукоположен в священники епископом Дионисием Валединским Кременецким . [ 4 ] и был назначен викарием прихода святителя Николая в Кременце. [ 2 ] В том же месяце он также стал священником в Пониковице Бродского района , как один из православных миссионеров епископа Хелмского Евлогия . После эвакуации русских войск в октябре 1915 года служил священником среди беженцев в колонии Новины Новоград -Волынского уезда . В августе 1918 года назначен настоятелем в Москаловку Проскуровского уезда переехал в Подзамче Кременецкого района . , откуда в октябре 1921 года [ 1 ]
25 августа 1922 года он был принят в состав Войска Польского в звании военного чиновника девятого ранга. [ 3 ] [ 5 ] 8 января 1924 года он был утвержден в сане капеллана запаса в военном капеллане православной веры и остался на действительной службе. [ 6 ] Его первым приходом был военный приход Святого Николая в Торуни . Отец Степан Рудык принял участие в его создании, а также в жизни местной русской общины. Его деятельность от имени русских вызвала возражения со стороны польских военных властей и привела в 1927 году к его переводу в Грудзёндз . [ 7 ] Затем он служил в православных военных приходах в Катовице (1927–1936) и Кракове (1936–1939). [ 2 ] Он был произведен в звание старшего капеллана со стажем от 19 марта 1938 года и занял первое место в военном капеллане православной веры. [ 8 ] В марте 1939 года — начальник православного пастырского окормления в 1-м военном округе . [ 8 ]
Вторая мировая война и послевоенные годы
[ редактировать ]После начала Великой Отечественной войны в сентябре 1939 года в результате бомбардировки военного госпиталя в Варшаве его жена погибла. Отец Рудик вместе с польскими войсками отступил в Румынию и был там интернирован. Он оставался в лагерях в Кэлиманешть и Тыргу-Жиу . Затем, в 1941 году, он был передан немцам и переведен в Офлаг VI E в Дорстене , Вестфалия , в качестве капеллана. Благодаря вмешательству осиротевших сыновей отца Рудика, поддержанному Международным Красным Крестом, в феврале 1942 года ему было разрешено покинуть лагерь и проживать в Берлине в качестве викария прихода Воскресенского собора, принадлежавшего Епархия Берлина и Германии Русской Православной Церкви Заграницей . Вернуться в Варшаву, на территорию Генерал-губернаторства , он не мог, будучи бывшим капелланом Войска Польского. [ 2 ]
С 1943 по 1953 год отец Рудик жил в Лодзи , где служил настоятелем собора Александра Невского . [ 2 ] В 1943 году он спас колокола собора от конфискации, замуровав их в церковной башне. Эти колокола были восстановлены для богослужебного использования после освобождения Лодзи. [ 9 ] Будучи овдовевшим священником, он в 1948 году принял вечный постриг и был возведен в сан архимандрита . [ 10 ] Он активно участвовал в жизни русской общины Лодзи. [ 11 ] Согласно сохранившимся записям, 27 октября 1948 года он подписал соглашение о сотрудничестве с Управлением безопасности в качестве секретного сотрудника под кодовым именем Фиделис . [ 12 ] Он также должен был сотрудничать с КГБ . [ 13 ]
Епископ
[ редактировать ]9 декабря 1952 года митрополит Варшавский и всея Польши Макарий Оксиюк представил Архиерейскому Синоду Польской Православной Церкви трех кандидатов на епископскую хиротонию и возведение Вроцлавского и Щецинского соборов: отца Никанора Неслуховского , отца Яна Левиарца , и архимандрит Стефан Рудик. Среди представленных предложений архиереи выбрали архимандрита Стефана. [ 2 ]
Хиротония архимандрита Стефана состоялась 22 марта 1953 года в соборе Святой Марии Магдалины в Варшаве. [ 2 ] Освящение совершили митрополит Варшавский и всея Польши Макарий, архиепископ Белостокский и Гданьский Тимофей Шреттер и епископ Лодзинский и Познаньский Георгий Коренистов . [ 14 ] Оценивая состояние епархии, которую ему предстояло возглавить в том же году, епископ охарактеризовал ситуацию как сложную, прежде всего из-за отсутствия достаточного количества духовенства. [ 15 ]
В 1958 году епископ Стефан возглавил созданный Польской Православной Церковью Миссионерский комитет, целью которого было обращение украинского населения греко-католической веры в православие. [ 16 ] Он также приложил особые усилия для организации религиозного образования детей и молодежи в отдельных приходах. [ 17 ] По мнению Петра Герента, масштабы этой миссии не следует переоценивать. Случаев принуждения греко-католиков к принятию православия не было, и в политической реальности того времени украинское и лемковское население западной Польши имело лишь выбор между католичеством и православием. [ 18 ]
Деятельность Миссионерского комитета распространилась и на Подкарпатье , где Управление по делам религии приняло решение о передаче бывших греко-католических храмов православным, в том числе и в местах, куда греко-католики вернулись после 1956 года. Эти верующие должны были перейти в польское православие. Церковь по намерениям польских властей. Координацией деятельности Миссионерского комитета в Подкарпатье занимался отец Ян Левиарц . [ 19 ]
В 1961 году возведен в сан архиепископа и одновременно переведен в Белосток-Гданьскую епархию. [ 3 ]
Согласно сохранившимся документам, в 1963 году Управление безопасности рассматривало возможность отправки его в Советский Союз для слежки за лицами, интересующими КГБ . [ 12 ] Год спустя он был признан одним из самых ценных тайных сотрудников Службы безопасности среди завербованного польского православного духовенства. [ 20 ] В 1966 году, когда он уже был митрополитом Варшавским и всея Польши, его описывали как тайного сотрудника, «не использованного из-за его положения». [ 12 ]
Митрополит Варшавский и всея Польши
[ редактировать ]26 мая 1965 года он был избран митрополитом Варшавским и всея Польши . [ 21 ] Этот выбор был сделан через три года после кончины его предшественника, митрополита Тимофея, в Варшавском соборе. Тот факт, что Польская Православная Церковь в течение трех лет оставалась без руководителя, объяснялся позицией государственной власти, которая не допустила хиротонии четвертого иерарха, что не позволило Церкви достичь канонического числа архиереев. Лишь в 1964 году власти разрешили рукоположить четвертого епископа — отца Николая Неслуховского , принявшего монашеское имя Никанор. [ 22 ]
По информации Rzeczpospolita , избрание архиепископа Стефана митрополитом было решено при поддержке государственных властей. Они помешали архиепископу Георгию Коренистову , исполнявшему обязанности местоблюстителя Варшавской митрополии с 1962 по 1965 год, принять на себя руководство Польской Православной Церковью из-за его антикоммунистических взглядов. Стефан Рудик рассматривался как единственный приемлемый кандидат для коммунистов, так как он имел опыт церковной работы и проявлял полную лояльность к власти. [ 12 ] [ 13 ] Его избрание было положительно встречено верующими Польской Православной Церкви. [ 21 ]
За время его правления отношения между католической и православной церквями в Польше значительно ухудшились. Православная иерархия под явным влиянием Управления по делам религий совместно с органами государственной власти подвергла критике письмо польского епископата немецким епископам. [ 23 ] Во время православного празднования тысячелетия Польского государства 22 июля 1966 года в соборе Святой Марии Магдалины он произнес речь, в которой поблагодарил власти Польской Народной Республики за то, что они принесли истинную свободу польским православным верующим. [ 24 ] Во время его руководства Польской Православной Церковью церковь заняла негативную позицию в отношении возможности более тесного экуменического диалога с Римско-Католической Церковью и скептически оценила последствия и декларации Второго Ватиканского Собора. [ 25 ]
Будучи митрополитом, он учредил социальный фонд для духовенства и инициировал работу над новым внутренним уставом Польской Православной Церкви (завершенную после его смерти в 1970 году). [ 26 ] Он инициировал реконструкцию Кафедрального собора в Варшаве. [ 27 ] и несколько других православных церквей в Польше. [ 26 ] Он продолжал свои усилия по развитию православных структур в Жешувском воеводстве , но не смог принять бывший греко-католический собор в Пшемысле для нужд Польской Православной Церкви или основать отдельную епархию, охватывающую Подкарпатье. Эти действия, помимо пастырского окормления православного населения, также были продолжением его предыдущих усилий по обращению греко-католиков в православие. [ 21 ] Центр православной миссии в Жешувском воеводстве остался в Саноке .
В 1966 году в рамках кадровой реорганизации митрополит Стефан отстранил отца Яна Левиарца, руководившего местным Свято-Троицким приходом в течение восьми лет, обвинив его в организационных и личных проступках. Он не снял этих обвинений даже тогда, когда Управление по делам религии поддержало дальнейшее присутствие священника в Жешувском воеводстве. [ 28 ]
Особое внимание он уделял надзору за приходской жизнью, регулярно совершал личные посещения приходов, организовывал благочинные и епархиальные конференции для духовенства с целью повышения его духовного уровня и дисциплины. Он также ввел обязанность духовенства после рукоположения проходить пастырскую практику в Варшавском соборе. [ 29 ]
Во время его пребывания на посту митрополита Варшавского и всея Польши Польская Православная Церковь вновь установила более широкие контакты с другими автокефальными Православными Церквами. Стефан Рудик также участвовал в подготовке Всеправославного Собора. Совершил множество зарубежных поездок, а также занимал должность заместителя председателя Польского Вселенского Совета . [ 21 ]
Он внезапно скончался 26 марта 1969 года в Варшаве. Накануне, в праздник Благовещения , он служил Святую литургию в Кафедральном соборе Варшавы. Вечером он начал жаловаться на боли. На следующее утро он почувствовал себя лучше и занялся своей обычной работой в столичной канцелярии, после чего отправился в больницу, где ему была назначена операция по поводу грыжи . Во время подготовки к операции у него случился сердечный приступ , и, несмотря на неотложную медицинскую помощь, он скончался в больнице на улице Бжеска в Варшаве. [ 30 ] Похоронен на православном кладбище в варшавском Воля . районе [ 4 ]
Его двоюродным братом был епископ Пантелеймон Рудык . [ 31 ] Стефан Рудик свободно говорил на украинском, русском и румынском языках. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Стефан Рудык» . www.ipsb.nina.gov.pl (на польском языке) . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Герент (2007 , стр. 154)
- ^ Перейти обратно: а б с Дудра (2007 , стр. 71)
- ^ Перейти обратно: а б «Оп. митрополит Стефан (Рудик)» . www.prawoslawie.pl (на польском языке) . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Кадровый журнал Министерства военных дел» . Университетская библиотека в Познани (на польском языке). 30 . Варшава: Министерство военных дел: 648. 02.09.1922.
- ^ «Офицерский ежегодник 1923 года» . Университетская библиотека в Познани (на польском языке). Министерство военных дел: 1433. 1923.
- ^ Карпус, З. (1993). «Русские и украинцы в Торуни в 1920–1939 гг.». В Войцеховском, Мечиславе (ред.). Национальные и религиозные меньшинства в Торуни в XIX и XX веках (на польском языке). Торунь: Издательство Университета Николая Коперника. ISBN 978-83-231-0456-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Рыбка, Ричард; Степан, Камиль (2006). Офицерский ежегодник 1939 г. По состоянию на 23 марта 1939 г. (на польском языке). Краков: Фонд CDCN. стр. 408. ISBN 978-83-7188-899-1 .
- ^ Матренчик А. «Из Лодзинского детского дома». Пшеглэндское православие (на польском языке). 5 (311). Белосток: 55. ISSN 1230-1078 .
- ^ Дудра (2007 , стр. 26)
- ^ Матренчик А. «Профессор Зызыкин и его семья». Пшеглендское православие (на польском языке). 1 (307). Белосток: 17. ISSN 1230-1078 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кшиштофинский и Сыхович (2008 , стр. 86)
- ^ Перейти обратно: а б Гмыз, Цезари (15 января 2009 г.). «История церковного надзора» . Речь Посполитая (на польском языке). Архивировано из оригинала 26 марта 2018 г. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Дудра (2007 , стр. 27)
- ^ Герент (2007 , стр. 170)
- ^ Чех, Мирослав (26 июля 2009 г.). «Недола грекокатоликов в ПРЛ» . wyborcza.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 16 мая 2010 г. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Герент (2007 , стр. 178)
- ^ Герент (2007 , стр. 407)
- ^ Брожиняк и Зиобронь (2009 , стр. 335)
- ^ Михалак (2014 , стр. 124)
- ^ Перейти обратно: а б с д Миронович (2001 , стр. 268)
- ^ Миронович (2001 , стр. 267–268)
- ^ Кшиштофинский и Сыхович (2008 , стр. 86–87)
- ^ Михалак (2014 , стр. 332)
- ^ Михалак (2014 , стр. 338)
- ^ Перейти обратно: а б «Православная Церковь в независимой Польше» (на польском языке). Архивировано из оригинала 30 января 2019 г. Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ Савицкий, Д. (2008). «История столичного собора в Варшаве». В Бендзе, Мариан; Козловская-Свёнтковская, Эльжбета; Рогальска, Марта (ред.). Вера и знание: памятная книга, посвященная Высокопреосвященнейшему профессору Савве (Грикуняку), православному митрополиту Варшавскому и всея Польши (на польском языке). Белосток: Издательство Белостокского университета. стр. 456. ISBN 978-83-7431-160-1 .
- ^ Брожиняк и Зиобронь (2009 , стр. 364–366)
- ^ Сава (2008 , стр. 131)
- ^ Сава (2008 , стр. 129, 133)
- ^ Дудра (2007 , стр. 67)
- ^ Герент (2007 , стр. 155)
Библиография
[ редактировать ]- Герент, Питер (2007). Православие в Нижней Силезии в 1945–1989 годах (на польском языке). Торунь: Адам Маршалек. ISBN 978-83-7441-468-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Дудра, Стефан (2007). Православная церковь на западных и северных территориях Польши после Второй мировой войны (на польском языке). Зелёна-Гура: Издательство Зеленогурского университета. ISBN 978-83-89712-37-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Кшиштофинский, М.; Сихович, К. (2008). «В кругу Византии» . Аппарат репрессий в Народной Польше (1944–1989) (на польском языке). 1 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Брожиняк А.; Зиобронь, Р. (2009). «Православие в Бещадах после Второй мировой войны». В Издебски, Дж.; Качмарский, К.; Кшиштофинский, М. (ред.). Бещады в Народной Польше 1944–1989 (на польском языке). Жешув: Институт национальной памяти. ISBN 978-83-7629-111-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Мичалак, Р. (2014). Религиозная политика польского государства в отношении религиозных меньшинств в 1945–1989 годах (на польском языке). Зелёна-Гура: Издательство Зеленогурского университета. ISBN 978-83-7431-046-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Миронович, А. (2001). Православная церковь на польских землях в XIX и XX веках (на польском языке). Белосток: Издательство Белостокского университета. ISBN 83-7431-046-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Савва (2008). Слово Божие, история и жизнь Церкви (на польском языке). Варшава: Варшавская православная митрополия. ISBN 978-83-60311-12-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )