Jump to content

Stefan Rudyk

Стефан
Митрополит Варшавский и всея Польши
Церковь Польская Православная Церковь
епархия Варшавско-Бельско епархия [ pl ]
В офисе 1965–1969
Заказы
Посвящение 22 марта 1953 г.
Личные данные
Рожденный
Stepan Rudyk

( 1891-12-27 ) 27 декабря 1891 г.
Майдан Липовецкий
Умер 26 марта 1969 г. ) ( 1969-03-26 ) ( 77 лет
Варшава
Похороненный Православное кладбище, Варшава
Номинал Восточное православие

Стефан , светское имя Степан Рудык (родился 27 декабря 1891 года в Майдане-Липовецком , умер 26 марта 1969 года в Варшаве ) — четвёртый митрополит Варшавский и всея Польши, глава Польской Православной Церкви с 1965 по 1969 год украинского происхождения.

Он был выпускником семинарии в Орле . С 1922 по 1939 год он служил настоятелем различных православных приходов, предназначенных для польских солдат этой конфессии. После сентябрьской кампании он вместе с польскими войсками отступил в Румынию и был там интернирован. В 1941 году стал капелланом лагеря для военнопленных в Дорстене . Благодаря вмешательству Международного Красного Креста ему разрешили жить в Берлине , и через два года он прибыл в оккупированную Лодзь . В этом городе он служил в соборе Александра Невского десять лет . В 1953 году он был рукоположен в епископа Вроцлава и Щецина и занимал эту должность восемь лет. Затем, с 1961 по 1965 год, он был епископом Белостокским и Гданьским , после чего Архиерейский собор Польской Православной Церкви избрал его своим главой.

Будучи предстоятелем церкви, митрополит Стефан продолжал усилия по обращению греко-католического населения в православие. Он также восстановил контакты с другими автокефальными церквями и занимал должность заместителя председателя Польского Вселенского Совета .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Перед Второй мировой войной

[ редактировать ]

Он родился в селе Майдан-Липовецкий Яворовского района в украинской крестьянской семье греко-католического вероисповедания. [ 1 ] сын Петра Рудика и Анны Тропер. Его отец был русофилом и был интернирован австрийскими властями во время Первой мировой войны в лагерь Талерхоф под Грацем , где и умер. [ 2 ]

В 1911 году Степан Рудик окончил во Львове среднюю школу , после чего уехал в Россию , где начал обучение в православной Волынской духовной семинарии в Житомире . Затем он перешел в семинарию в Орле, которую окончил в 1915 году. [ 3 ] Он женился на Юлианне Чорний. 3 мая 1915 года рукоположен в священники епископом Дионисием Валединским Кременецким . [ 4 ] и был назначен викарием прихода святителя Николая в Кременце. [ 2 ] В том же месяце он также стал священником в Пониковице Бродского района , как один из православных миссионеров епископа Хелмского Евлогия . После эвакуации русских войск в октябре 1915 года служил священником среди беженцев в колонии Новины Новоград -Волынского уезда . В августе 1918 года назначен настоятелем в Москаловку Проскуровского уезда переехал в Подзамче Кременецкого района . , откуда в октябре 1921 года [ 1 ]

25 августа 1922 года он был принят в состав Войска Польского в звании военного чиновника девятого ранга. [ 3 ] [ 5 ] 8 января 1924 года он был утвержден в сане капеллана запаса в военном капеллане православной веры и остался на действительной службе. [ 6 ] Его первым приходом был военный приход Святого Николая в Торуни . Отец Степан Рудык принял участие в его создании, а также в жизни местной русской общины. Его деятельность от имени русских вызвала возражения со стороны польских военных властей и привела в 1927 году к его переводу в Грудзёндз . [ 7 ] Затем он служил в православных военных приходах в Катовице (1927–1936) и Кракове (1936–1939). [ 2 ] Он был произведен в звание старшего капеллана со стажем от 19 марта 1938 года и занял первое место в военном капеллане православной веры. [ 8 ] В марте 1939 года — начальник православного пастырского окормления в 1-м военном округе [ пл ] . [ 8 ]

Вторая мировая война и послевоенные годы

[ редактировать ]

После начала Великой Отечественной войны в сентябре 1939 года в результате бомбардировки военного госпиталя в Варшаве его жена погибла. Отец Рудик вместе с польскими войсками отступил в Румынию и был там интернирован. Он оставался в лагерях в Кэлиманешть и Тыргу-Жиу . Затем, в 1941 году, он был передан немцам и переведен в Офлаг VI E в Дорстене , Вестфалия , в качестве капеллана. Благодаря вмешательству осиротевших сыновей отца Рудика, поддержанному Международным Красным Крестом, в феврале 1942 года ему было разрешено покинуть лагерь и проживать в Берлине в качестве викария прихода Воскресенского собора, принадлежавшего Епархия Берлина и Германии [ pl ] Русской Православной Церкви Заграницей . Вернуться в Варшаву, на территорию Генерал-губернаторства , он не мог, будучи бывшим капелланом Войска Польского. [ 2 ]

С 1943 по 1953 год отец Рудик жил в Лодзи , где служил настоятелем собора Александра Невского . [ 2 ] В 1943 году он спас колокола собора от конфискации, замуровав их в церковной башне. Эти колокола были восстановлены для богослужебного использования после освобождения Лодзи. [ 9 ] Будучи овдовевшим священником, он в 1948 году принял вечный постриг и был возведен в сан архимандрита . [ 10 ] Он активно участвовал в жизни русской общины Лодзи. [ 11 ] Согласно сохранившимся записям, 27 октября 1948 года он подписал соглашение о сотрудничестве с Управлением безопасности в качестве секретного сотрудника под кодовым именем Фиделис . [ 12 ] Он также должен был сотрудничать с КГБ . [ 13 ]

9 декабря 1952 года митрополит Варшавский и всея Польши Макарий Оксиюк представил Архиерейскому Синоду Польской Православной Церкви трех кандидатов на епископскую хиротонию и возведение Вроцлавского и Щецинского соборов: отца Никанора Неслуховского , отца Яна Левиарца [ пл ] , и архимандрит Стефан Рудик. Среди представленных предложений архиереи выбрали архимандрита Стефана. [ 2 ]

Хиротония архимандрита Стефана состоялась 22 марта 1953 года в соборе Святой Марии Магдалины в Варшаве. [ 2 ] Освящение совершили митрополит Варшавский и всея Польши Макарий, архиепископ Белостокский и Гданьский Тимофей Шреттер и епископ Лодзинский и Познаньский Георгий Коренистов . [ 14 ] Оценивая состояние епархии, которую ему предстояло возглавить в том же году, епископ охарактеризовал ситуацию как сложную, прежде всего из-за отсутствия достаточного количества духовенства. [ 15 ]

В 1958 году епископ Стефан возглавил созданный Польской Православной Церковью Миссионерский комитет, целью которого было обращение украинского населения греко-католической веры в православие. [ 16 ] Он также приложил особые усилия для организации религиозного образования детей и молодежи в отдельных приходах. [ 17 ] По мнению Петра Герента, масштабы этой миссии не следует переоценивать. Случаев принуждения греко-католиков к принятию православия не было, и в политической реальности того времени украинское и лемковское население западной Польши имело лишь выбор между католичеством и православием. [ 18 ]

Деятельность Миссионерского комитета распространилась и на Подкарпатье , где Управление по делам религии приняло решение о передаче бывших греко-католических храмов православным, в том числе и в местах, куда греко-католики вернулись после 1956 года. Эти верующие должны были перейти в польское православие. Церковь по намерениям польских властей. Координацией деятельности Миссионерского комитета в Подкарпатье занимался отец Ян Левиарц [ pl ] . [ 19 ]

В 1961 году возведен в сан архиепископа и одновременно переведен в Белосток-Гданьскую епархию. [ 3 ]

Согласно сохранившимся документам, в 1963 году Управление безопасности рассматривало возможность отправки его в Советский Союз для слежки за лицами, интересующими КГБ . [ 12 ] Год спустя он был признан одним из самых ценных тайных сотрудников Службы безопасности среди завербованного польского православного духовенства. [ 20 ] В 1966 году, когда он уже был митрополитом Варшавским и всея Польши, его описывали как тайного сотрудника, «не использованного из-за его положения». [ 12 ]

Митрополит Варшавский и всея Польши

[ редактировать ]

26 мая 1965 года он был избран митрополитом Варшавским и всея Польши [ пл ] . [ 21 ] Этот выбор был сделан через три года после кончины его предшественника, митрополита Тимофея, в Варшавском соборе. Тот факт, что Польская Православная Церковь в течение трех лет оставалась без руководителя, объяснялся позицией государственной власти, которая не допустила хиротонии четвертого иерарха, что не позволило Церкви достичь канонического числа архиереев. Лишь в 1964 году власти разрешили рукоположить четвертого епископа — отца Николая Неслуховского , принявшего монашеское имя Никанор. [ 22 ]

По информации Rzeczpospolita , избрание архиепископа Стефана митрополитом было решено при поддержке государственных властей. Они помешали архиепископу Георгию Коренистову , исполнявшему обязанности местоблюстителя Варшавской митрополии с 1962 по 1965 год, принять на себя руководство Польской Православной Церковью из-за его антикоммунистических взглядов. Стефан Рудик рассматривался как единственный приемлемый кандидат для коммунистов, так как он имел опыт церковной работы и проявлял полную лояльность к власти. [ 12 ] [ 13 ] Его избрание было положительно встречено верующими Польской Православной Церкви. [ 21 ]

За время его правления отношения между католической и православной церквями в Польше значительно ухудшились. Православная иерархия под явным влиянием Управления по делам религий совместно с органами государственной власти подвергла критике письмо польского епископата немецким епископам. [ 23 ] Во время православного празднования тысячелетия Польского государства 22 июля 1966 года в соборе Святой Марии Магдалины он произнес речь, в которой поблагодарил власти Польской Народной Республики за то, что они принесли истинную свободу польским православным верующим. [ 24 ] Во время его руководства Польской Православной Церковью церковь заняла негативную позицию в отношении возможности более тесного экуменического диалога с Римско-Католической Церковью и скептически оценила последствия и декларации Второго Ватиканского Собора. [ 25 ]

Будучи митрополитом, он учредил социальный фонд для духовенства и инициировал работу над новым внутренним уставом Польской Православной Церкви (завершенную после его смерти в 1970 году). [ 26 ] Он инициировал реконструкцию Кафедрального собора в Варшаве. [ 27 ] и несколько других православных церквей в Польше. [ 26 ] Он продолжал свои усилия по развитию православных структур в Жешувском воеводстве , но не смог принять бывший греко-католический собор в Пшемысле для нужд Польской Православной Церкви или основать отдельную епархию, охватывающую Подкарпатье. Эти действия, помимо пастырского окормления православного населения, также были продолжением его предыдущих усилий по обращению греко-католиков в православие. [ 21 ] Центр православной миссии в Жешувском воеводстве остался в Саноке .

В 1966 году в рамках кадровой реорганизации митрополит Стефан отстранил отца Яна Левиарца, руководившего местным Свято-Троицким приходом в течение восьми лет, обвинив его в организационных и личных проступках. Он не снял этих обвинений даже тогда, когда Управление по делам религии поддержало дальнейшее присутствие священника в Жешувском воеводстве. [ 28 ]

Особое внимание он уделял надзору за приходской жизнью, регулярно совершал личные посещения приходов, организовывал благочинные и епархиальные конференции для духовенства с целью повышения его духовного уровня и дисциплины. Он также ввел обязанность духовенства после рукоположения проходить пастырскую практику в Варшавском соборе. [ 29 ]

Во время его пребывания на посту митрополита Варшавского и всея Польши Польская Православная Церковь вновь установила более широкие контакты с другими автокефальными Православными Церквами. Стефан Рудик также участвовал в подготовке Всеправославного Собора. Совершил множество зарубежных поездок, а также занимал должность заместителя председателя Польского Вселенского Совета . [ 21 ]

Могила митрополита Стефана на православном кладбище в районе Воля в Варшаве.

Он внезапно скончался 26 марта 1969 года в Варшаве. Накануне, в праздник Благовещения , он служил Святую литургию в Кафедральном соборе Варшавы. Вечером он начал жаловаться на боли. На следующее утро он почувствовал себя лучше и занялся своей обычной работой в столичной канцелярии, после чего отправился в больницу, где ему была назначена операция по поводу грыжи . Во время подготовки к операции у него случился сердечный приступ , и, несмотря на неотложную медицинскую помощь, он скончался в больнице на улице Бжеска [ pl ] в Варшаве. [ 30 ] Похоронен на православном кладбище в варшавском Воля . районе [ 4 ]

Его двоюродным братом был епископ Пантелеймон Рудык [ pl ] . [ 31 ] Стефан Рудик свободно говорил на украинском, русском и румынском языках. [ 32 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б «Стефан Рудык» . www.ipsb.nina.gov.pl (на польском языке) . Проверено 13 мая 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Герент (2007 , стр. 154)
  3. ^ Перейти обратно: а б с Дудра (2007 , стр. 71)
  4. ^ Перейти обратно: а б «Оп. митрополит Стефан (Рудик)» . www.prawoslawie.pl (на польском языке) . Проверено 13 мая 2024 г.
  5. ^ «Кадровый журнал Министерства военных дел» . Университетская библиотека в Познани (на польском языке). 30 . Варшава: Министерство военных дел: 648. 02.09.1922.
  6. ^ «Офицерский ежегодник 1923 года» . Университетская библиотека в Познани (на польском языке). Министерство военных дел: 1433. 1923.
  7. ^ Карпус, З. (1993). «Русские и украинцы в Торуни в 1920–1939 гг.». В Войцеховском, Мечиславе (ред.). Национальные и религиозные меньшинства в Торуни в XIX и XX веках (на польском языке). Торунь: Издательство Университета Николая Коперника. ISBN  978-83-231-0456-8 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Рыбка, Ричард; Степан, Камиль (2006). Офицерский ежегодник 1939 г. По состоянию на 23 марта 1939 г. (на польском языке). Краков: Фонд CDCN. стр. 408. ISBN  978-83-7188-899-1 .
  9. ^ Матренчик А. «Из Лодзинского детского дома». Пшеглэндское православие (на польском языке). 5 (311). Белосток: 55. ISSN   1230-1078 .
  10. ^ Дудра (2007 , стр. 26)
  11. ^ Матренчик А. «Профессор Зызыкин и его семья». Пшеглендское православие (на польском языке). 1 (307). Белосток: 17. ISSN   1230-1078 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Кшиштофинский и Сыхович (2008 , стр. 86)
  13. ^ Перейти обратно: а б Гмыз, Цезари (15 января 2009 г.). «История церковного надзора» . Речь Посполитая (на польском языке). Архивировано из оригинала 26 марта 2018 г. Проверено 13 мая 2024 г.
  14. ^ Дудра (2007 , стр. 27)
  15. ^ Герент (2007 , стр. 170)
  16. ^ Чех, Мирослав (26 июля 2009 г.). «Недола грекокатоликов в ПРЛ» . wyborcza.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 16 мая 2010 г. Проверено 13 мая 2024 г.
  17. ^ Герент (2007 , стр. 178)
  18. ^ Герент (2007 , стр. 407)
  19. ^ Брожиняк и Зиобронь (2009 , стр. 335)
  20. ^ Михалак (2014 , стр. 124)
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Миронович (2001 , стр. 268)
  22. ^ Миронович (2001 , стр. 267–268)
  23. ^ Кшиштофинский и Сыхович (2008 , стр. 86–87)
  24. ^ Михалак (2014 , стр. 332)
  25. ^ Михалак (2014 , стр. 338)
  26. ^ Перейти обратно: а б «Православная Церковь в независимой Польше» (на польском языке). Архивировано из оригинала 30 января 2019 г. Проверено 9 декабря 2010 г.
  27. ^ Савицкий, Д. (2008). «История столичного собора в Варшаве». В Бендзе, Мариан; Козловская-Свёнтковская, Эльжбета; Рогальска, Марта (ред.). Вера и знание: памятная книга, посвященная Высокопреосвященнейшему профессору Савве (Грикуняку), православному митрополиту Варшавскому и всея Польши (на польском языке). Белосток: Издательство Белостокского университета. стр. 456. ISBN  978-83-7431-160-1 .
  28. ^ Брожиняк и Зиобронь (2009 , стр. 364–366)
  29. ^ Сава (2008 , стр. 131)
  30. ^ Сава (2008 , стр. 129, 133)
  31. ^ Дудра (2007 , стр. 67)
  32. ^ Герент (2007 , стр. 155)

Библиография

[ редактировать ]
  • Герент, Питер (2007). Православие в Нижней Силезии в 1945–1989 годах (на польском языке). Торунь: Адам Маршалек. ISBN  978-83-7441-468-5 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Дудра, Стефан (2007). Православная церковь на западных и северных территориях Польши после Второй мировой войны (на польском языке). Зелёна-Гура: Издательство Зеленогурского университета. ISBN  978-83-89712-37-0 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Кшиштофинский, М.; Сихович, К. (2008). «В кругу Византии» . Аппарат репрессий в Народной Польше (1944–1989) (на польском языке). 1 . {{cite journal}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Брожиняк А.; Зиобронь, Р. (2009). «Православие в Бещадах после Второй мировой войны». В Издебски, Дж.; Качмарский, К.; Кшиштофинский, М. (ред.). Бещады в Народной Польше 1944–1989 (на польском языке). Жешув: Институт национальной памяти. ISBN  978-83-7629-111-6 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Мичалак, Р. (2014). Религиозная политика польского государства в отношении религиозных меньшинств в 1945–1989 годах (на польском языке). Зелёна-Гура: Издательство Зеленогурского университета. ISBN  978-83-7431-046-8 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Миронович, А. (2001). Православная церковь на польских землях в XIX и XX веках (на польском языке). Белосток: Издательство Белостокского университета. ISBN  83-7431-046-4 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Савва (2008). Слово Божие, история и жизнь Церкви (на польском языке). Варшава: Варшавская православная митрополия. ISBN  978-83-60311-12-7 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc7d004da687032c111c3a2dd530a75a__1721312820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/5a/dc7d004da687032c111c3a2dd530a75a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stefan Rudyk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)