Зеленый стол
«Зеленый стол» — балет немецкого хореографа Курта Йосса . Его самая популярная работа изображает тщетность мирных переговоров 1930-х годов. Это была первая работа, полностью записанная с использованием кинетографии Лабана (Labanotation). Он входит в репертуар балетных трупп по всему миру, где его поставил сам Йосс. После его смерти в 1979 году за постановку спектакля отвечала его дочь Анна Маркард.
Хореография | Курт Йосс |
Музыка | Фриц Коэн |
Дизайн | Хейн Хекрот |
Либретто | Курт Йосс |
Световой дизайн | Герман Манкард |
Первое производство | Фолькванг Танцбюне, «Международный конкурс хореографии памяти Жана Борлена», организованный Международным архивом танца, Театр Елисейских полей , Париж, 3 июля 1932 года. |
Ведущие танцоры | Курт Йосс (Смерть), Карл Бергист (Скупщик), Эрнст Утхофф (Знаменосец), Эльза Каль (Женщина), Лиза Чобель (Девушка) |
Другие производства | Jooss Ballet (новое название Folkwang Tanzbuhne), переработанный Jooss, Нью-Йорк, 31 октября 1933 года; повторный показ в Париже, июль 1946 года; City Center Joffrey Ballet (перестановка Джусса), Нью-Йорк, 9 марта 1967 года; Северный театр танца (постановка Анны Маркард), Манчестер, 30 мая 1973 г.; Оклендский балет (в постановке дочери Анны Маркард) 1984 г.; Балет Джоффри, 2007 год, освещение реконструировано Кевином Дрейером . |
История
[ редактировать ]Зеленый стол был создан в 1932 году для Международного конкурса хореографии в Париже, в котором Йосс был приглашен принять участие. Оригинальность произведения принесла ему первую премию и стала важным шагом в его карьере. Это произведение, поставленное между двумя великими конфликтами, представляет собой своего рода общую войну, набор обстоятельств, которые приводят к одному и тому же результату, независимо от того, где и когда они разыгрываются. Таким образом, Смерть несет в себе совокупность иконографических атрибутов. [ 1 ]
В 1932 году, глядя сквозь густые изгороди нацизма , Йосс выбирает менее дальновидный путь. Зеленый стол не занимается ни борьбой и искуплением человека, ни выработкой более благородной судьбы человечества. Йосс драматизирует способ высвобождения деструктивных импульсов и показывает нам последствия. Его моральная позиция безупречна, и он доносит свой урок в серии ярких образов. Каждая сцена представляет собой вариацию одной и той же темы, как, например, 41 гравюра на дереве в Ганса Гольбейна » «Танце смерти . Идея состоит в том, что Смерть становится партнером каждого, фактически соблазняя их в свой танец на тех же условиях, на которых они прожили свою жизнь. Никаких решительных действий, изменений или решений не предлагается, и, обрамляя «Пляску смерти» тупиковыми скобками дипломатической конференции, Йосс, кажется, говорит, что ничего ожидать нельзя. Экспрессионисты нашли Танец Смерти. [ 1 ]
Через архетипических персонажей Йосс заново визуализирует человеческую жизнь как функцию более широкой космологии, непреходящей и духовной сферы, где, возможно, даже войну и смерть можно увидеть в более понятном масштабе. Неразбавленные сущности естественного поведения, эти персонажи лишены временности и индивидуальных предпочтений. Сегодня, хотя мы и чувствуем себя оторванными от их очевидной искусственности, мы узнаем в них себя в какой-то эпической форме. Люди смогут понять их и через сто лет. [ 1 ]
Йосс покинул Эссен , где с 1927 года он руководил танцевальным отделением и экспериментальной танцевальной группой Фольквангшуле, а с 1930 года — и балетной труппой Оперы. Он основал Ballet Jooss , частную труппу, которая гастролировала по Европе и исполняла его танцы, в том числе «Зеленый стол» .
В 1971 году солист Джоффри Кристиан Холдер обучался у Йосса для возрождения « Зеленого стола» . [ 2 ] [ 3 ] а когда Йосс умер в 1979 году, балет Джоффри провел импровизированное представление, в котором Холдер танцевал роль «Смерти». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Схема сюжета
[ редактировать ] продолжительностью около 30 минут и озаглавленный «Танец смерти в восьми сценах» «Зеленый стол» представляет собой комментарий о тщетности войны и ужасах, которые она вызывает. Он начинается с того, что группа дипломатов (« Джентльмены в черном» , которых изображают другие персонажи пьесы, за исключением Смерти), ведет дискуссию за прямоугольным столом, покрытым зеленой скатертью. В конечном итоге они вытаскивают из карманов оружие и стреляют в воздух, символизируя тем самым объявление войны.
Следующие шесть сцен изображают разные аспекты военного времени: разлуку с близкими в «Прощаниях» , саму войну в «Битве» и «Партизане» , одиночество и страдания в «Беженцах» , эмоциональную пустоту и атмосферу вынужденных развлечений в «Борделе» и, наконец, , психологически избитых и раненых выживших в The Aftermath. Затем балет заканчивается так же, как и начался: «Джентльмены в черном» сидят за зеленым столом.
На протяжении всех этих эпизодов торжествует фигура Смерти, изображенная в виде скелета, двигающегося мощно и подобно роботу, безжалостно требующего своих жертв. Танец заканчивается повторением первой сцены - приемом, который хореограф использует, чтобы показать свое недоверие к разговорам дипломатов; совершенно равнодушные к разрушительным последствиям войны, они продолжают лицемерные переговоры.
Анализ
[ редактировать ]Вдохновением для создания балета, первоначально задуманного как сольный, послужил средневековый Любекерский «Тотентанц» — серия картин, изображающих разные типы людей, танцующих со Смертью. Йосс придал ему современную обстановку и добавил политическое содержание, которое отражало его и многих художников проблемы во время Веймарской республики в Германии .
Затем он работал в тесном сотрудничестве с дизайнером Хайном Хекротом и композитором Фредериком Коэном над созданием произведения. Йосс, по сути, выступал за форму танцевального театра, в которой хореография драматична и развивается на основе либретто (часто его собственного). Хореограф, композитор и дизайнер объединяют свои усилия, чтобы создать целостное произведение, в котором все элементы, гармонируя друг с другом, мощнее передают чувства и идеи. Эта концепция единого произведения искусства, ранее выдвинутая Рихардом Вагнером , а в 18 веке Жаном-Жоржем Новерром , была популярна среди немецких художников в начале 20 века. Примеры можно найти в изобразительном искусстве, например, в творчестве Джорджа Гросса и братьев Герцфельде или в театре Эрвина Пискатора и его драматургического коллектива.
Зеленый стол отражает озабоченность социальными проблемами и проблемами той эпохи (разделяемыми многими художниками, современниками Йосса), такими как политическая коррупция и милитаристская политика. Его стиль с его острой иронией, карикатурностью и смелостью языка имеет много общего с экспрессионизмом , расцвет которого пришелся на первое десятилетие XX века. Циничная структура танца, например, является формальным выражением этого сухого юмора: дипломаты повторяют свой номер с полным безразличием к реальным последствиям своих решений. Серьезность их обсуждения сводится на нет музыкой, которую Йосс выбрал для сопровождения этой сцены: игривое танго . Он также одевал персонажей в маски, что придавало им гротескный вид, и создавал движения, являющиеся преувеличением натуралистических движений, например жестикулирование во время разговора или нервное расхаживание взад и вперед во время размышлений.
Костюмы и реквизит были выбраны исходя из их символических качеств: флаг для обнадеживающего солдата, красное платье в сочетании с белым шарфом для партизана или костюм Смерти, похожий на скелет. Йосс мастерски овладел визуальным обликом своих композиций; Опять же, сцена «Джентльменов в черном» представляет собой пример того, как хореограф направлял аудиторию сосредоточить внимание на определенной точке интереса, которая может быть танцором, находящимся на более высоком уровне, чем остальная часть группы, или кем-то, кто стоит на месте, пока все остальное — движение (или наоборот), или просто сближение композиционных линий.
Его использование пространства для выразительных целей, а также основа его техники возникли в результате его формирующего обучения в качестве ученика и помощника Рудольфа Лабана . Вместе они исследовали взаимосвязь между пространством и телом, с его различными качествами движений, отражающими различные психические состояния и чувства. Йосс объединил открытия Лабана и его свободный подход к танцу с дисциплиной классического балетного обучения. Результатом стала новая техника, подчеркивающая использование тела как выразительного целого. Эту технику должны были усвоить и в дальнейшем развивать ученики Йосса, среди которых были Биргит Кульберг и Пина Бауш .
«Зеленый стол» — зрелый пример этой техники. В нем используются элементы классического балета, такие как вывороты, полупуанты, выдвижения, повороты, арабески и другие балетные па. Однако здесь нет пуантов или каких-либо других особенностей, которые могли бы свидетельствовать о виртуозном исполнении. Грациозность, элегантность, воздушность и другие причуды классического балета устранены. Как и в хореографии Антония Тюдора , каждый шаг используется не из-за его формального вида, а из-за его внутренней выразительной ценности, и смысл, который он передает, часто подкрепляется положением рук: вместо расслабленных запястий, как в балете, Йосс использует вытянутые ладони, кулаки, тянущиеся руки и так далее. Фокус танцоров также варьируется, смещаясь к центру драмы, а не к публике, как в балете.
Получившийся стиль, названный Йоссом «Эссенциализмом», пытается уловить суть каждого движения или позы, его внутреннюю мотивацию. Смерть, например, движется резкими, прямыми, сильными и угловатыми движениями, разрезая пространство, продвигаясь или шагая с регулярностью часового механизма. Напротив, стиль спекулянта: у него быстрая и ловкая манера передвижения, его спина обычно изогнута, его хитрая натура еще больше подчеркивается непрямостью его внимания и его разнонаправленными пространственными узорами. Сочетание таких элементов делает «Зеленый стол» поистине новаторским произведением, а глубина и универсальность его гуманистического содержания придают ему вневременное и значимое качество.
Намеки на Danse Macabre (Танец смерти)
[ редактировать ]Наряду с другими немецкими хореографами начала 20-го века, такими как Мэри Вигман, Валеска Герт и Анита Бербер, хореограф Курт Йосс исследовал концепции, связанные со смертью. Однако, в отличие от Вигмана, Герта и Бербера, Курт Йосс напрямую использует образы процессий, встречающиеся в традиционных картинах, изображающих «Танец смерти» или « Пляску смерти ». [ 7 ]
В результате различных голодов, длительных войн и эпидемий («Черной чумы ») четырнадцатого века «Танец смерти» представлял собой коллективный западный (европейский) идеал неизбежности танца смерти с людьми любого статуса. На многих картинах и текстах, упоминающих Танец Смерти, танец изображается и упоминается как некая линейная процессия – шеренга людей. С олицетворением Смерти, скелетом впереди, они ведут мертвых людей, связанных руками друг с другом, в каком-то направлении, имитируя своего рода социальный танец.
В «Последствиях» последняя сцена « Зеленого стола » Йосса следует за шестью предыдущими сценами, которые иллюстрируют войну и ее влияние на архетипических людей/персонажей. После того, как эти персонажи - солдаты, близкие, эскорт и т. д. - фатально пострадали от смертельных последствий войны, они появляются и танцуют в линейном строю и напоминают процессуальный характер «Танца смерти». Фактически, Йосс называл «Зеленый стол» «Totentanz», термин, который переводится как «Танец мертвых»; кроме того, «Зеленый стол» немецкого хореографа черпал вдохновение [ 8 ] из расписной фрески XV века , на которой использовалась такая же визуализация людей в танце со Смертью.
Традиционная концепция и последующие изображения «Танца смерти» возникли в результате исторических массовых смертей и использовались, чтобы вызвать ощущение неизбежности Смерти, человеческой смертности от голода, насилия и болезней. Йосс, хотя он и остается последовательным в вопросах неизбежности Смерти и человеческой смертности, расширяет идеалы, уже заложенные в традиционных концепциях Танца Смерти, таким образом, что представляет собой призму антивоенной политики.
После «Прощаний», «Битвы», «Партизана», «Беженцев» и «Борделя» физическое проявление зловещей фигуры Смерти марширует по сцене, чтобы начать финальную сцену: «Последствия». Марширует по сцене, за ним следует вышеупомянутая процессия жертв войны. Когда Смерть держит над их головами белый флаг с синими пятнами, они медленно падают на землю, как того требует хореографический расчет Смерти. [ 9 ] Эта сцена укрепляет «Зеленый стол» как одно из первых современных политических хореографических произведений, в которых драматические смерти различных типов персонажей - людей - используются для представления неизбежности Смерти во время войны среди различных обычных людей, в то время как карикатурные политики продолжают свои повторяющиеся и бесполезные размышления. . [ 7 ] [ 8 ]
Курт Йосс, вдохновленный визуальным компонентом «Танца смерти» - процессией мертвых, расширил традиционные идеалы неизбежности Смерти и человеческой смертности, чтобы создать хореографический комментарий к пагубным последствиям войны. Хореография Йосса утверждает, что, особенно на войне, неизбежность Смерти и человеческая смертность наиболее очевидны среди различных (всех) людей, за исключением политиков, которые решают начать и закончить войну. Они остаются невредимыми, равнодушными и отделены от процессии мертвых.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Марсия Сигел, «Зеленый стол: источники классики», Dance Research Journal , Vol. 21, № 1 (весна 1989 г.), стр. 15-21. Веб. 9 декабря 2011 г.
- ↑ Кристиан Холдер, «Rant & Rave: When Reviving Becomes Revising». Архивировано 1 мая 2015 г. в Wayback Machine , Dance Magazine , декабрь 2013 г.
- ↑ Левин Хьюстон, «Балет Джоффри усиливает впечатление в Wolf Trap» , The Free Lance-Star , 8 июля 1972 г.: «Возможно, самый старый балет, показанный в нынешнем ангаже, является своевременной реконструкцией шедевра балета Джусса — Зеленого балета. «Стол», антивоенная диатриба, которая впервые увидела свет в 1932 году. Она была представлена в «Wolf Trap» в прошлом году, и снова великолепный негритянский танцор Кристиан Холдер дает свое пугающее представление в роли Смерти...».
- ↑ Рэйчел Штраус, «Курт Йосс: отец-основатель Танцтеатра» , учитель танцев , 29 августа 2011 г.
- ^ Холдер, Кристиан. «Танцы для Йосса: воссоздание роли Смерти в «Зеленом столе»», Choreography and Dance, International Journal , 1993, 2–4: 79–91.
- ^ Хуанита Николсон и Тоби Николсон, «Обзор балета Джоффри «Зимний огонь» - две премьеры и одна фаворитка» , Splash Magazines: «Как зрители Джоффри в 1960-х и 70-х годах, наша сетчатка все еще горит от образов Кристиана Холдера и Макса». Зомоса в роли Смерти в балете Курта Йосса «Зеленый стол » 1932 года (Этот шедевр будет возрожден Джоффри в сезоне 2012–2013 годов...».
- ^ Jump up to: а б Элсвит, Кейт (01 марта 2009 г.). « Берлин… Твой партнер по танцам — смерть» « . TDR/Обзор драмы . 53 (1 (201)): 73–92. дои : 10.1162/драм.2009.53.1.73 . ISSN 1054-2043 . S2CID 57566875 .
- ^ Jump up to: а б «Зеленый стол». Международная энциклопедия танца: проект Dance Perspectives Foundation, Inc. Сельма Джин Коэн, Фонд Dance Perspectives. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 1998. ISBN 0-19-509462-Х . ОСЛК 37903473 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Александр Стрит, компания ProQuest» . video.alexanderstreet.com . Проверено 14 ноября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бремстер, М. изд. Международный словарь балета , Том. 1 и 2. Детройт: Сент-Джеймс Пресс, 1993. ISBN 1-55862-084-2