Зеленый человек (роман Эмиса)
Зеленый Человек ( ISBN 978-0-89733-220-0 ) — роман 1969 года британского писателя Кингсли Эмиса . Рецензент Times Literary Supplement описал «Зеленого человека» как «три жанра романа в одном»: историю о привидениях, моральную басню и комический роман. Роман отражает готовность Эмиса экспериментировать с жанровыми романами (например, «Перемена» (научная фантастика/альтернативная история) или «Полковник Сан: Приключение Джеймса Бонда» ), одновременно отображая многие характеристики его традиционных романов, как в поверхностных аспектах, таких как туманность. и проблемы с алкоголем, а также в более существенных аспектах, таких как саморефлексивное наблюдение человеческой жестокости и эгоизма в повседневных отношениях.
Параметр
[ редактировать ]Действие романа разворачивается в окрестностях «Зеленого человека», гостиницы между Лондоном и Кембриджем, принадлежащей Морису Аллингтону, 53-летнему мужчине со второй женой, дочерью-подростком и 80-летним отцом, живущим с ним в Квартира наверху гостиницы. Гостиница и ее название датируются 14 веком, а ее очарование еще больше усиливается историей призраков, связанных с владельцем 17 века Томасом Андерхиллом, кембриджским ученым, который баловался оккультизмом. Андерхилл был связан с двумя нераскрытыми убийствами, в том числе с убийством его жены, связь с которым не могла быть связана с ним.
Сюжет
[ редактировать ]По мере развития романа Аллингтон сталкивается с рядом трудностей, включая смерть его отца от инсульта однажды вечером за ужином, а также проблемы с алкоголем, которые вызывают гипнагогическое возбуждение и галлюцинации; Морис усугубляет свои проблемы, завязывая роман с женой своего врача, пренебрегая своей дочерью Эми (чья мать, первая жена Мориса, погибла в дорожно-транспортном происшествии) и пытаясь соблазнить и свою нынешнюю жену, и свою любовницу в ménage à trois . что имеет неприятные последствия, когда две женщины с энтузиазмом интересуются друг другом и фактически не допускают его к оргии.
В это время Морис начинает видеть призраков вокруг гостиницы – рыжеволосую женщину, предположительно жену Андерхилла, в коридоре, маленькую птичку, парящую над его ванной, призрак самого Томаса Андерхилла в столовой – и все же у него возникает трудная проблема. время сообщить об этом своей семье и друзьям, которые предполагают, что пьянство и стресс, вызванный смертью отца, вызывают у него галлюцинации. Собственные расследования Мориса приводят его в Колледж Всех Святых, вымышленный Кембриджский колледж (созданный по образцу Всех душ в Оксфорде ), в котором Андерхилл был научным сотрудником и в котором его документы секретны. Там он видит собственный послужной список Андерхилла, который использовал свое черное искусство, чтобы заманить, а затем насиловать молодых девушек из деревни.
Тем временем Морис обнаружил свои собственные записи пьяного и забытого полуночного разговора с Андерхиллом, во время которого Андерхилл начинает заручаться помощью Мориса в своем, еще не раскрытом плане. Это включает в себя раскопки Морисом близлежащей могилы Андерхилла, в которой он находит древнюю серебряную статуэтку, которую Андерхилл просит принести на очередное полуночное собрание в столовой гостиницы.
В тот же день, покинув место неудавшейся оргии, Морис внезапно оказывается как бы в странном временном искажении, в котором все молекулярное движение за пределами его гостиной прекращается. Он оказывается перед молодым, учтивым человеком, которого, как выяснилось, представляет собой сам Бог. Цель визита - предостеречь Мориса от Андерхилла и попросить его помочь в разрушении Андерхилла, но во время разговора Эмис предлагает молодому человеку разработать интересную теологию, объясняющую Творение и заключенные в нем силы Бога. Юноша оставляет Морису серебряное распятие, как своего рода противовес серебряной статуэтке.
Когда наступает полуночная встреча, Андерхилл пытается порадовать Мориса своего рода голографическим, но примитивным порношоу; Морис чувствует себя в сырой, мрачной пещере, на стены которой проецируются причудливые сексуальные сцены. По мере того, как шоу становится все более устрашающим, Морис понимает, что Андерхилл отсутствовал; когда он слышит, как его дочь кричит на дороге перед гостиницей, он понимает намерения Андерхилла. В кульминационной сцене Морис использует распятие, чтобы оглушить Андерхилла, и выбегает на улицу, где сталкивается с сущностью, которую Андерхилл использовал фигурку, чтобы вызвать: зеленый человек, набор ветвей, веток и листьев в форме большого и сильного человека. . Очевидно, дело направлено на убийство дочери Мориса Эми. Бросив фигурку обратно на кладбище, Морис истощает силу Андерхилла и уничтожает зеленого человечка. Целью Андерхилла, по-видимому, было убить Эми в качестве своего рода эксперимента вместо сексуальных нападений, которые теперь ему запрещены из-за отсутствия телесности.
Финальная сцена подводит итоги романа: Морис уничтожает статуэтку и нанимает модного, циничного и отталкивающего приходского священника (который, по словам молодого человека, представляет Бога «пригородным Мао Цзэ-дуном»), чтобы изгнать Андерхилла и его зеленого человечка. Морис задается вопросом, почему такое существо, как Андерхилл, должно было быть привлечено именно к нему, из всех потенциальных целей на протяжении всех столетий, и унижен возможными объяснениями. Жена Мориса уходит от него (ради любовницы), но его дочь предлагает, и он соглашается, план уйти от Зеленого Человека и начать все сначала. Морис испытывает некоторое облегчение, осознавая, что до самой смерти он останется в ловушке всех недостатков, мелких и прочих, которые делают его Морисом Аллингтоном.
Приспособление
[ редактировать ]Роман был адаптирован как BBC трехсерийный телесериал , вышедший в эфир в 1990 году, с Альбертом Финни в главной роли .
Рассказ Эмиса «Кто или что это было?» начал свою жизнь как радиопередача автора на BBC и является своего рода продолжением романа: во вступлении к своему « Сборнику рассказов » Эмис говорит, что несколько человек поверили истории, лежащей в основе передачи, и, как следствие, сверхъестественному аспекту «Зеленого человека». быть правдой. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кингсли Эмис, Сборник рассказов
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мартин Хорсткотте. «Недостоверное повествование и фантастическое в «Зеленом человеке Найджела Уильямса » Кингсли Эмиса и «Колдовстве» ». Экстраполяция 48,1 (2007): 137–151.