Полковник Сан
Автор | Кингсли Друзья пишу как Роберт Маркхэм |
---|---|
Художник обложки | Том Адамс |
Язык | Английский |
Ряд | Джеймс Бонд |
Жанр | Шпионская фантастика |
Издатель | Джонатан Кейп |
Дата публикации | 28 марта 1968 г. |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 255 стр. (первое издание, твердый переплет) |
ISBN | 0-224-61294-8 (первое издание, твердый переплет) |
«Полковник Сан» — роман Кингсли Эмиса, опубликованный Джонатаном Кейпом 28 марта 1968 года под псевдонимом « Роберт Маркхэм ». «Полковник Сан» — первый о Джеймсе Бонде роман-продолжение , опубликованный после смерти Яна Флеминга в 1964 году. Прежде чем написать роман, Эмис написал еще две работы, связанные с Бондом: литературное исследование «Досье Джеймса Бонда» и юмористическую «Книгу Бонда» . Полковник Сан рассказывает о вымышленном сотруднике британской секретной службы Джеймсе Бонде и его миссии по выслеживанию похитителей М. , его начальника в Секретной службе. Во время миссии он обнаруживает заговор коммунистов Китая с целью вызвать международный инцидент. Бонд, которому помогает греческий шпион, работающий на русских, находит М. на небольшом острове в Эгейском море , спасает его и убивает двух главных заговорщиков: полковника Сунь Лян-таня и бывшего нацистского командира фон Рихтера.
Эмис использовал отпуск, который он провел на греческих островах, чтобы создать реалистичную греческую обстановку и персонажей. Он подчеркнул политическую интригу в сюжете больше, чем Флеминг в канонических романах о Бонде, а также добавил мести к мотивам Бонда, включив в него похищение М. Несмотря на сохранение формата и структуры, аналогичных романам Флеминга о Бонде, «Полковник Сан» получил неоднозначные отзывы.
«Полковник Сан» выпускался в газете Daily Express с 18 по 30 марта 1968 года и был адаптирован как комикс в той же газете в 1969–1970 годах. Элементы этой истории были использованы в сериале Eon Productions Bond : в фильме 1999 года « И целого мира мало» использовалось похищение М, в то время как злодей из фильма 2002 года « Умри, но не сейчас» , полковник Тан-Сун Мун , обязан своим именем полковнику Сунь Ляну. -тан.
Сюжет
[ редактировать ]Похитители жестоко уводят начальника Секретной службы М. из его дома и чуть не захватывают Джеймса Бонда приехавшего в гости . Намереваясь спасти М., Бонд следует по подсказкам к Вракониси, одному из островов Эгейского моря . В процессе Бонд обнаруживает сложные военно-политические планы полковника Суня Народно-освободительной армии Китая . Суня послали саботировать конференцию по разрядке на Ближнем Востоке , которую Советский Союз проводит . Он намеревается атаковать место проведения конференции и использовать тела М. и Бонда, чтобы обвинить Великобританию в катастрофе, приведшей к мировой войне. Бонд встречает советских агентов в Афинах, и они понимают, что за похищением стоит не только третья страна, но и что в организации есть предатель. В результате нападения на советский штаб погибли все агенты, кроме Ариадны Александру, греческой коммунистки. Умирая, советский лидер призывает Бонда и Ариадну работать вместе, чтобы предотвратить международный инцидент.
Ариадна уговаривает Лицаса, бывшего бойца сопротивления Второй мировой войны и друга ее покойного отца, помочь им, рассказав ему об участии в заговоре бывшего нациста фон Рихтера. Пытаясь найти М и полковника Сана, Бонд чуть не попадает в плен к русским, но его спасает Лицас. Наконец, Бонд находит штаб-квартиру Сан, но его нокаутирует один из людей Сан; Бонд узнает, что Фон Рихтер будет использовать миномет, чтобы разрушить место проведения конференции, и что Сан будет пытать Бонда перед его неизбежной кончиной. Сан жестоко его пытает, пока Сан не приказывает одной из девушек в доме нежно ласкать Бонда. При этом она отрезает Бонду одну руку и дает ему нож. Она сообщает Сану, что Бонд мертв: при осмотре Бонд наносит удар Сану. Затем он освобождает других пленников, которые помогают Бонду остановить фон Рихтера. Однако Сан выживает после ножевого ранения и убивает нескольких других беглецов. Бонд выслеживает Сана и убивает его в бою. Советы благодарят Бонда за спасение конференции, предложив ему За работу он получил орден Красного Знамени , от которого вежливо отказался.
Персонажи и темы
[ редактировать ]Главный герой романа – Джеймс Бонд. Автор «Продолжения Бонда» Рэймонд Бенсон описал «Бонда Эмиса» как лишенную юмора интерпретацию персонажа, которого Флеминг использовал в своих более ранних романах. [ 1 ] Бенсон описывает эту личность как естественное продолжение связи Бонда, развитой в последних трех романах Флеминга. Во всех трех романах события сказываются на Бонде: он теряет жену в « На секретной службе Ее Величества» ; он теряет память в Японии в «Живешь только дважды» ; ему промывают мозги в России, его депрограммирует МИ-6, и он чуть не умирает от Франсиско Скараманги отравленной пули в «Человеке с золотым пистолетом» . [ 2 ] Бенсон называет желание Бонда мести центральной темой романа. В центре сюжета - потребность Бонда отомстить за смерть Хаммондов и похищение М. Бенсон описывает это как особенно поразительное: «Бонд особенно жесток в достижении своей цели… Месть приносит большое удовлетворение. Это Бонд в его самой жесткой форме». [ 1 ]
Бенсон считал, что персонаж М. вызывает у читателя эмоциональный отклик из-за перехода от его обычной, деловой манеры поведения к полукататоническому состоянию после похищения. [ 3 ] Однако Эмис предвидел для персонажа нечто иное: ему не нравился М, и, как заметил один рецензент, в «Досье Джеймса Бонда» он «потратил целую главу на его избиение». [ 4 ] Главный злодей романа — полковник Сунь Лянтан ( китайский : 孙良坦 ; пиньинь : Сунь Лянтун ). Сунь является членом Комитета специальных мероприятий Народно-освободительной армии Китая , а также садистом и опытным палачом. Рэймонд Бенсон назвал его «очень достойным включения в сагу о Бонде». [ 3 ]
Бенсон отмечает усиление политической интриги в романе по сравнению с более ранними романами о Бонде. В «Полковнике Сане » Бонд действует вместе с русскими против китайцев, что демонстрирует одну из главных тем книги: поддержание мира между народами. [ 1 ] Военный историк Джереми Блэк описывает роман, отражающий сдвиг в балансе мировых сил в сторону от двухпартийной политики времен холодной войны. [ 5 ] Чтобы подчеркнуть эту идею восточной угрозы, роман демонстрирует пренебрежение китайцами к человеческой жизни, позиция, аналогичная отношению к Востоку в «Докторе Ноу» Флеминга . [ 6 ] Блэк также отмечает эмоциональную и социальную печаль, свойственную полковнику Сану . Социальная печаль — это реакция на культуру современности и оплакивание того, что было потеряно вместо нее. [ 7 ] Такое отношение Эмиса похоже на ностальгию Флеминга при описании Парижа в « От вида до убийства ». [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Первоначальный создатель Джеймса Бонда Ян Флеминг умер ранним утром 12 августа 1964 года, за восемь месяцев до публикации « Человека с золотым пистолетом» . [ 8 ] [ 9 ] После его смерти Glidrose Productions права на произведения Флеминга принадлежали (ныне Ian Fleming Publications). Компания решила опубликовать два рассказа: «Осьминожка» и «Живые дневные огни» 23 июня 1966 года. [ 10 ]
Поскольку персонаж Бонда не мог быть защищен авторским правом и чтобы сохранить права на продукт Бонда, Глидроуз решил заказать продолжение. [ 11 ] Первоначально компания обратилась к автору Джеймсу Лизору с просьбой написать роман-продолжение, но он отказался. [ 12 ] Затем Глидроуз поручил Эмису написать книгу «Полковник Сан» . [ 13 ] Критик и будущий романист Салли Боман отметила, что это было «необычно, если не сказать беспрецедентно, для признанного автора поднять эстафету таким образом», хотя она признает, что «Бонд [является] слишком большим и слишком прибыльным объектом недвижимости». быть отданным в руки неизвестного». [ 14 ]
Жена Флеминга, Энн, не одобряла никаких дальнейших работ о Бонде и не любила Эмиса, говоря, что он создаст « мелкобуржуазного Бонда из красного кирпича ». [ 15 ] [ 16 ]
В 1965 году Эмис выпустил «Досье о Джеймсе Бонде» — критический анализ книг о Бонде под своим собственным именем — и «Книгу Бонда» , ироничное руководство для потенциальных агентов, используя псевдоним подполковник. Уильям («Билл») Таннер . [ 17 ] Вслед за этими книгами Эмис выпустил роман 1966 года « Лига против смерти» , сюжет которого был наполнен элементами популярной фантастики и помог Эмису подготовиться к «Полковнику Сану» . [ 17 ]
Эмис и его жена Джейн провели сентябрь 1965 года, отдыхая на греческом острове Спецес , и Эмис использовал свой опыт в качестве фона для романа. [ 18 ] Эмис следовал традиции, установленной Флемингом, использовать имена людей, которых он знал или встретил во время исследований для своей книги. [ 19 ] и Эмис использовал имена людей, которых он встретил в Греции, для полковника Сана . Лодка, которую использует Бонд — «Альтаир » — называлась лодкой, которую Эмис и его жена использовали в отпуске, тогда как вымышленные коллеги девушки Бонда, «Легакис» и «Пападогонас», были друзьями, которые помогали Эмису в Греции, а врач, лечащий Бонда, — «Альтаир». во второй главе был назван в честь Эмиса и собственного врача Джейн. [ 20 ]
В письме Филипу Ларкину от 21 мая 1967 года Эмис упомянул, что уже закончил писать роман о Бонде. [ 21 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Джонатан Кейп опубликовал «Полковник Сан» 28 марта 1968 года; [ 22 ] Книга состояла из 255 страниц и стоила одну гинею . [ 23 ] Роман хорошо продавался: журналист и писатель Эрик Хискок утверждает, что к 1980 году по всему миру было продано более 500 000 копий. [ 24 ] - и заняла второе место в списке бестселлеров газеты Financial Times за март и апрель 1968 года. [ 22 ] [ 25 ] Harper & Row опубликовала роман в США 1 мая 1968 года; [ 26 ] издание для США насчитывало 244 страницы. [ 27 ]
Отзывы
[ редактировать ]Критики широко приветствовали полковника Сана , хотя некоторые отметили, что, несмотря на писательские способности Эмиса, в романе отсутствует личность Флеминга. Роджер Бейкер, писавший в «Таймс» , отметил, что с одной стороны «Полковник Сан» — это «изящный, не чрезмерно изобретательный триллер, с низким содержанием секса, высоким содержанием насилия и более чем обычно невероятным»; [ 28 ] однако он отметил, что как только были приняты во внимание элементы реинкарнации Бонда и написания Кингсли Эмиса, все пошло по-другому. Бейкер считал, что, когда историю пишет Эмис, «можно было с полным основанием ожидать радостного омоложения или, по крайней мере, разрушительного отклонения от образца Флеминга. Мы не получаем ни того, ни другого. Это бледная копия». [ 28 ] DJ Энрайт , писавший в The Listener , считал, что с литературной точки зрения «наследство Флеминга было передано хорошо и удачно». [ 29 ] Он сказал, что « полковник Сан предлагает подходящую литературную литературу для культуры Бонда с рыбой и жареной картошкой, для его невротиков, алкоголиков и самоубийц. Хорошее грязное развлечение, однажды прочитанное и вскоре забытое». [ 29 ]
В статье в «Литературном приложении к «Таймс»» Саймон Грей , не впечатленный романом, назвал Бонда в «Полковнике Сане » «хихикающим самозванцем, чей артритный мыслительный процесс стал бы обузой в «физической драке» в пабе». [ 23 ] Далее он прокомментировал, что роман «предлагает лишь разочарованному наркоману Бонда… небольшую академическую проблему, быстро проходящей интерес». [ 23 ] Рецензент Daily Mirror Александр Мьюир назвал книгу «захватывающим, жестоким, садистским и сексуальным произведением для чтения». [ 30 ] хотя, отчасти из-за способностей Эмиса как писателя, полковник Сан «в целом слишком дотошен и хорошо написан - Флеминг был гипнотическим, но небрежным писателем. И временами я чувствовал пародию. Это могло быть фатальным». [ 30 ]
В статье для The Guardian Малкольм Брэдбери назвал роман «разумным чтением, но не более того: ни винтажным Флемингом, ни винтажным Эмисом». [ 31 ] Брэдбери также отметил, что «ему не хватает убедительной риторики... и традиционные флеминговские трепеты проявляются лишь в приглушенной форме». [ 31 ] Морис Ричардсон в рецензии на «Полковника Сана» для The Observer написал, что, если рассматривать роман как триллер, «энергичный, довольно захватывающий, довольно беспорядочный, немного утомительный». [ 32 ] Далее он сказал, что «некоторые действия сделаны довольно хорошо и немного более нелепо, чем в более поздних «Флемингах». Настоящая проблема - отсутствие спонтанного порыва ». [ 32 ]
Рецензент Los Angeles Times Чарльз Чамплин отметил, что роману «не хватает яркого, возмутительного, нелепого и символического прикосновения оригинальной статьи»; [ 26 ] несмотря на это, роман ему все равно понравился, отметив, что он «оставил нетронутой репутацию как господ Эмиса, так и Флеминга». [ 26 ] Дональд Стэнли в статье для журнала Life похвалил злодея Сана, заявив, что он «из тех злодеев, от которых у бондофила текут слюнки». [ 4 ] В целом Стэнли похвалил Эмиса за подражание «знаменитому эффекту Флеминга». [ 4 ] Стэнли был менее убежден Бондом, заметив, что его «существенное свинство заменяется каким-то разбавленным гуманизмом». [ 4 ]
Рецензент The New York Times отметил меньшее количество гаджетов, использованных в книге, по сравнению с фильмами, которые, по их мнению, «затмили личность секретного агента»; [ 33 ] В целом рецензент считал, что «мистер Эмис теперь вернул Бонда читателям». [ 33 ] Обербек отметил, что Бонд «стал чувствительным человеком этики, страдающим от сомнений и раскаяния по поводу «бессмысленного» насилия, свойственного его профессии». [ 34 ] Обербек далее сказал, что Эмис «никогда не улавливает причудливый ритм темпа Флеминга»; [ 34 ] наиболее показательным, по словам Обербека, было то, что «самый большой недостаток в концепции Эмиса о Бонде заключается в том, что он попытался превратить непревзойденного героя-шпиона в то, чем он никогда не должен был быть: человека с работой». [ 34 ]
Салли Боман , писавшая для Нью-Йорка , считала, что «у Эмиса есть все очевидные ингредиенты для успеха», включая «экзотическую неспокойную международную обстановку, красивую девушку, частые выпивки и еще более частые убийства; и, что самое главное, злодея. И все же книга затягивает и становится скучной». Боман жалуется, что истории не хватает интриги и что Бонд слишком мрачен: он больше похож на творения Ингмара Бергмана , чем на героя Яна Флеминга. Боман объясняет неудачу романа «разными характерами авторов». [ 14 ]
В обзоре The Guardian, посвященном пятидесятилетнему юбилею , полковник Сан назван «самой отталкивающей расовой карикатурой из всех, потомком Фу Маньчжурии и других жестоких жителей Востока», отметив, что «Эмис является каналом Флеминга. . . как знаток этнических групп». В обзоре отмечается, что «К марту 1968 года Эмис уже обнародовал свое обращение в Дамаск слева направо и подписал групповое письмо в «Таймс» под названием «Поддержка политики США во Вьетнаме». [ 35 ]
Адаптации
[ редактировать ]- Сериализация (1968)
Полковник Сан ежедневно публиковался в газете Daily Express с 18 марта 1968 года. [ 36 ] по 30 марта 1968 г. [ 37 ]
- Комикс (1969–1970)
«Полковник Сан» — единственный роман о Бонде, не связанный с Флемингом, адаптированный в виде комикса газетой Daily Express . Он был адаптирован Джимом Лоуренсом , нарисован Ярославом Гораком и опубликован в Daily Express с 1 декабря 1969 года по 20 августа 1970 года, а затем был распространен по всему миру. [ 38 ] В декабре 2005 года издательство Titan Books переиздало «Полковника Сана» и включило в него «Реку смерти» — еще один оригинальный рассказ из комиксов о Джеймсе Бонде, опубликованный до выхода ленты «Полковник Сан» в 1969 году. [ 39 ]
- И целого мира недостаточно (1999)
Похищение М. было позаимствовано у полковника Сана и использовано в качестве сюжета в фильме о Бонде 1999 года « И целого мира мало» . [ 40 ]
- Умри, но не сейчас (2002)
В фильме 2002 года « но не сейчас» Умри , компания Eon Productions хотела использовать имя полковник Сунь Лян-тан для главного злодея, но когда поместье Флемингов настояло на гонорарах за использование этого имени, они изменили имя на полковник Тан-Сун Мун. . [ 41 ]
- Призрак (2015)
В фильме 2015 года «Призрак» есть сцена пыток, снятая с полковника Сана . [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бенсон 1988 , с. 147.
- ^ Бенсон 1988 , стр. 147–148.
- ^ Jump up to: а б Бенсон 1988 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с д Стэнли, Дональд (3 мая 1968 г.). «Дряблый фирменный имидж агента 007» . Жизнь: Рецензии на книгу . Жизнь . п. 10 . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Черный 2005 , с. 183.
- ^ Блэк 2005 , с. 95.
- ^ Блэк 2005 , с. 183-184.
- ^ Лисетт, Эндрю (2004). «Флеминг, Ян Ланкастер (1908–1964) (требуется подписка)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/33168 . Проверено 2 февраля 2012 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Блэк 2005 , с. 75.
- ^ Лисетт 1996 , с. 445.
- ^ Блэк 2005 , с. 181-182.
- ^ «Некролог: Джеймс Лизор». Таймс . 22 сентября 2007 г. с. 77.
- ^ Бенсон 1988 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Боман, Салли (10 июня 1968 г.). «О задумчивом рабстве». Нью-Йорк : 60.
- ^ Блэк 2005 , с. 182.
- ^ Симпсон 2002 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Лидер Закари (сентябрь 2011 г.). «Эмис, сэр Кингсли Уильям (1922–1995) (требуется подписка)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/60221 . Проверено 1 февраля 2012 года . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Лидер 2007 , с. 554.
- ^ Канцлер 2005 , с. 117.
- ^ Лидер 2007 , с. 556.
- ^ Лидер 2000 , с. 677.
- ^ Jump up to: а б «Книги, востребованные в марте». Файнэншл Таймс . 16 апреля 1968 г. с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Грей, Саймон (28 марта 1968 г.). «Невезучий Джим». Литературное приложение к «Таймс» . п. 309.
- ^ Хискок, Эрик (6 сентября 1980 г.). «Личный разговор». Книготорговец : 1043.
- ^ «Книги, востребованные в апреле». Файнэншл Таймс . 9 мая 1968 г. с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Чамплин, Чарльз (19 мая 1968 г.). «Вторая жизнь агента 007». Лос-Анджелес Таймс . п. Д1.
- ^ «Полковник Сан; приключение о Джеймсе Бонде (автор) Роберт Маркхэм» . Интернет-каталог Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса . Проверено 1 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Бейкер, Роджер (30 марта 1968 г.). «Без прикосновений». Таймс . п. 21.
- ^ Jump up to: а б Энрайт, ди-джей (28 марта 1968 г.). «Книги». Слушатель . п. 411.
- ^ Jump up to: а б Мьюир, Александр (30 марта 1968 г.). «Невидимый враг нового агента 007». Ежедневное зеркало . п. 21.
- ^ Jump up to: а б Брэдбери, Малькольм (29 марта 1958 г.). «Бонд опозорен». Хранитель . п. 12.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон, Морис (31 марта 1968 г.). «Джеймс Бонд без Флеминга». Наблюдатель . п. 29.
- ^ Jump up to: а б «Эмис в восторге от триллеров». Нью-Йорк Таймс . 25 апреля 1968 года.
- ^ Jump up to: а б с Обербек, СК (5 мая 1968 г.). «Новый Джеймс Бонд: музыка спокойнее, вино слабее». Чикаго Трибьюн . п. Вопрос 5.
- ^ Дагдейл, Джон (28 марта 2018 г.). «Полковник Сан: роман Кингсли Эмиса о Бонде самый странный из всех?» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Маркхэм, Роберт (18 марта 1968 г.). «Полковник Сан». Ежедневный экспресс . п. 5.
- ^ Маркхэм, Роберт (30 марта 1968 г.). «Полковник Сан». Ежедневный экспресс . п. 14.
- ^ Флеминг, Гэммидж и Макласки 1988 , с. 6.
- ^ «Titan Books – Джеймс Бонд – полковник Сан» . Книги Титан . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Чепмен 2009 , с. 231.
- ^ Бриттон 2005 , с. 238.
- ^ «Полковник Сан в исполнении Кингсли Эмиса вдохновил на создание сцены в «СПЕКТРЕ»» . 27 октября 2015 г. Проверено 31 мая 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бенсон, Раймонд (1988). Прикроватный компаньон Джеймса Бонда . Лондон: Boxtree Ltd. ISBN 1-85283-234-7 .
- Блэк, Джереми (2005). Политика Джеймса Бонда: от романа Флеминга на большой экран . Издательство Университета Небраски . ISBN 978-0-8032-6240-9 .
- Бриттон, Уэсли Алан (2005). За пределами Бонда: шпионы в художественной литературе и кино . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . ISBN 978-0-275-98556-1 .
- Канцлер Генри (2005). Джеймс Бонд: Человек и его мир . Лондон: Джон Мюррей . ISBN 978-0-7195-6815-2 .
- Чепмен, Джеймс (2009). Лицензия на острые ощущения: культурная история фильмов о Джеймсе Бонде . Нью-Йорк: ИБ Таурис . ISBN 978-1-84511-515-9 .
- Флеминг, Ян ; Гэммидж, Генри ; Макласки, Джон (1988). Осьминог . Лондон: Титан Книги . ISBN 978-1-85286-040-0 .
- Лидер, Закари (2000). Письма Кингсли Эмиса . Лондон: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-00-257095-4 .
- Лидер, Закари (2007). Жизнь Кингсли Эмиса . Лондон: Рэндом Хаус . ISBN 978-0-09-942842-8 .
- Лисетт, Эндрю (1996). Ян Флеминг . Лондон: Феникс. ISBN 978-1-85799-783-5 .
- Симпсон, Пол (2002). Примерное руководство по Джеймсу Бонду . Грубые гиды . ISBN 978-1-84353-142-5 .
- Фантастика, действие которой происходит в 1965 году.
- Британские романы 1968 года
- Книги о Джеймсе Бонде
- Книги Джонатана Кейпа
- Романы Кингсли Эмиса
- Романы, впервые изданные серийно.
- Романы, действие которых происходит в 1960-е годы.
- Романы, действие которых происходит в Греции
- Романы, действие которых происходит в Средиземном море.
- Романы, действие которых происходит на островах
- Художественная литература о Народно-освободительной армии
- Работы о китайских военнослужащих
- Работы первоначально опубликованы в Daily Express.
- Работы опубликованы под псевдонимом