Мартин Лютер в нацистской Германии

Немецкий реформатор теолог- Мартин Лютер широко прославлялся в Германии до роспуска нацистского правительства в 1945 году нацистской . этнонационализм. [ 1 ] Лютера считали одновременно межконфессиональным номинальным главой и символом поддержки немецкими протестантами нацистского режима, в частности, а религиозный лидер даже напрямую сравнивал фюрера Адольфа Гитлера с Лютером. [ 2 ]
Важным аспектом этих идеологических отношений был день рождения Мартина Лютера 10 ноября, 450-летие которого отмечалось как национальный праздник Лютертаг в 1933 году. [ 3 ]
Влияние до выборов 1933 года
[ редактировать ]
Среди исследователей творчества Лютера постоянно возникают споры о том, могли ли его антисемитские убеждения напрямую повлиять на репрессии и геноцид при нацистском режиме. Американский историк Люси Давидович описала линию «антисемитского происхождения» от Лютера к Гитлеру как «легко провести». [ 4 ] писали, что и Лютер, и Гитлер были одержимы «демонологизированной вселенной», которая, по их мнению, была населена евреями, при этом Гитлер утверждал, что более поздний Лютер, автор книги « О евреях и их лжи », был «настоящим» Лютером. [ 4 ]
Хотя многие другие ученые оспаривают эти связи и истинную связь между лютеранским и нацистским антисемитизмом, но все же нет единого мнения, историк Дэвид Х. Линдквист , тем не менее, резюмирует этот вопрос, заявляя: «Было бы неискренне полагать, что нацистское преследование евреев могло иметь место. без наличия ранее существовавших условий в немецкой культуре в частности и европейском обществе в целом, а существование длительного, казалось бы, эндемического антисемитизма в различных формах является наиболее важным из таких условий» и утверждает, что «расовый корень» нацистского антисемитизма заключается в быть частью того же исторического контекста, что и «религиозный корень» сочинений Лютера о евреях. [ 1 ]
Статус
[ редактировать ]Роль Мартина Лютера в истории Германии подчеркивалась как часть более широкой доктрины позитивного христианства , которая представляла собой внеконфессиональное научное движение, искореняющее предполагаемый «еврейский дух», оскверняющий христианские церкви немецкой нации. Пропагандистские статьи в Der Stürmer резюмировали Лютера как «одного из величайших антисемитов в истории Германии». [ 3 ] Его антикатолическое наследие также сделало его особенно значимой фигурой среди немецких христиан и других протестантских групп. [ 2 ]
Другие присвоения изображения и сочинений Мартина Лютера для целей НСДАП включали «Не доверяй лисе на его Зеленой пустоши» и «Нет еврею на его клятве» , антисемитскую детскую книжку с картинками воспитательницы детского сада Эльвиры Бауэр опубликованную Der Stürmer редактором Юлиусом Штрайхером с взятым названием. прямо из книги Лютера «О евреях и их лжи» .
Юбилеи
[ редактировать ]
Нацистская пропаганда неоднократно подчеркивала годовщины дня рождения Мартина Лютера как время патриотического празднования. Самым примечательным из них было его 450-летие со дня рождения в ноябре 1933 года, которое было объявлено общенациональным праздником под названием «День немецкого Лютера» и сопровождалось публичными демонстрациями пронацистских христиан и выступлениями крупных религиозных деятелей. [ 3 ] [ 5 ] В статье в Chemnitzer Tageblatt говорилось, что «немецкий народ объединен не только верностью и любовью к Отечеству, но и еще раз в старых немецких верованиях Лютера [ Lutherglauben ]; в Германии наступила новая эпоха сильной, сознательной религиозной жизни». Германия."
Рихард Стейгманн-Галл пишет в своей книге 2003 года «Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945» :
Аналогичной точки зрения придерживалось и руководство Протестантской лиги. Фаренхорст, входивший в плановый комитет Лютертага, называл Лютера «первым немецким духовным фюрером », который обращался ко всем немцам, независимо от клана или вероисповедания. [...] Пообещав, что празднование дня рождения Лютера не превратится в исповедальное мероприятие, Фаренхорст предложил Гитлеру стать официальным покровителем Лютертага. В последующих переписках Фаренхорст неоднократно высказывал мысль о том, что почитание Лютера могло каким-то образом пересекать конфессиональные границы: «Лютер поистине не только основатель христианской конфессии; более того, его идеи оказали плодотворное влияние на все христианство в Германии». Именно из-за политического и религиозного значения Лютера Лютертаг стал исповеданием как «церкви, так и народа». [ 2 ]
Подобные события включали 400-летие немецкого перевода Библии Лютером в следующем году. Позже нацистская пропаганда также прославила массовые погромы «Хрустальной ночи» 1938 года как совпавшие с днем рождения Лютера, 9-10 ноября. [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]
Использование Мартина Лютера в пропаганде Третьего рейха остается спорным аспектом его имиджа, несмотря на то, что современное лютеранское признание решительно осуждает его антисемитские взгляды. [ 3 ] и более современные историки, пытающиеся переохарактеризовать Лютера как «инкриминируемую личность», которой манипулируют в пропагандистских целях. [ 6 ]
Профессор истории Альберт Ховард проследил политизацию наследия Мартина Лютера до девятнадцатого века, когда празднования стали поляризованными между двумя противоречивыми интерпретациями теолога: «Одним является либеральный Лютер, реформы которого рассматриваются как ведущие к прогрессу и современности, и другой — националист Лютер, чей перевод Библии помог сформировать современный немецкий язык и идентичность». Этот националистический аспект достиг апогея во время празднования столетия Реформации в Германской империи в 1917 году , открыв путь для нацистской интерпретации Дня Лютера. [ 7 ]
Музей « Топография террора» в Берлине отметил 500-летие Реформации выставкой, посвященной использованию образа Лютера в качестве оружия в Третьем рейхе, под названием «Слова Лютера повсюду» со ссылкой на Дитриха Бонхёффера , теолога-антинациста, казненного за свои взгляды. в 1945 году. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Линдквист, Дэвид Х., Антисемитизм Лютера в историческом контексте: необходимая дискуссия для христианских педагогов. Рутледж, через Библиотеку Википедии , 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ричард Стейгманн-Галл, Священный Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 , (Cambridge University Press, 2003), стр.138.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Миллер, Эмили Макфарлан и Хенеган, Том, «Нацисты использовали наследие Мартина Лютера. Эта берлинская выставка показывает, как». Sojourners, 20 октября 2017 г. Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Люси Давидович . Война против евреев, 1933–1945 гг . Впервые опубликовано в 1975 г.; это издание Bantam, 1986 г., стр. 23. ISBN 0-553-34532-X
- ^ Перейти обратно: а б Федеральный архив Германии , описание изображения благодаря сотрудничеству с Wikimedia Commons
- ^ Бринкс, 1998, с. 4 – Цитата Дэвида Х. Линдквиста, Routledge, 2013 г.
- ^ Ховард, Альберт, цитируется Эмили Макфарлан Миллер и Томом Хенганом в книге «Нацисты использовали наследие Мартина Лютера. Эта берлинская выставка показывает, как». Соджорнерс, 20 октября 2017 г. Проверено 28 сентября 2023 г.