Jump to content

Мартин Лютер в нацистской Германии

Фрагмент Кранаха Младшего портрета Мартина Лютера , позже использовавшийся на открытках Третьего рейха.

Немецкий реформатор теолог- Мартин Лютер широко прославлялся в Германии до роспуска нацистского правительства в 1945 году нацистской . этнонационализм. [ 1 ] Лютера считали одновременно межконфессиональным номинальным главой и символом поддержки немецкими протестантами нацистского режима, в частности, а религиозный лидер даже напрямую сравнивал фюрера Адольфа Гитлера с Лютером. [ 2 ]

Важным аспектом этих идеологических отношений был день рождения Мартина Лютера 10 ноября, 450-летие которого отмечалось как национальный праздник Лютертаг в 1933 году. [ 3 ]

Влияние до выборов 1933 года

[ редактировать ]
Антисемитская фреска с цитатой из книги «О евреях и их лжи» , опубликованная в виде открытки в пропагандистских целях.

Среди исследователей творчества Лютера постоянно возникают споры о том, могли ли его антисемитские убеждения напрямую повлиять на репрессии и геноцид при нацистском режиме. Американский историк Люси Давидович описала линию «антисемитского происхождения» от Лютера к Гитлеру как «легко провести». [ 4 ] писали, что и Лютер, и Гитлер были одержимы «демонологизированной вселенной», которая, по их мнению, была населена евреями, при этом Гитлер утверждал, что более поздний Лютер, автор книги « О евреях и их лжи », был «настоящим» Лютером. [ 4 ]

Хотя многие другие ученые оспаривают эти связи и истинную связь между лютеранским и нацистским антисемитизмом, но все же нет единого мнения, историк Дэвид Х. Линдквист , тем не менее, резюмирует этот вопрос, заявляя: «Было бы неискренне полагать, что нацистское преследование евреев могло иметь место. без наличия ранее существовавших условий в немецкой культуре в частности и европейском обществе в целом, а существование длительного, казалось бы, эндемического антисемитизма в различных формах является наиболее важным из таких условий» и утверждает, что «расовый корень» нацистского антисемитизма заключается в быть частью того же исторического контекста, что и «религиозный корень» сочинений Лютера о евреях. [ 1 ]

Роль Мартина Лютера в истории Германии подчеркивалась как часть более широкой доктрины позитивного христианства , которая представляла собой внеконфессиональное научное движение, искореняющее предполагаемый «еврейский дух», оскверняющий христианские церкви немецкой нации. Пропагандистские статьи в Der Stürmer резюмировали Лютера как «одного из величайших антисемитов в истории Германии». [ 3 ] Его антикатолическое наследие также сделало его особенно значимой фигурой среди немецких христиан и других протестантских групп. [ 2 ]

Другие присвоения изображения и сочинений Мартина Лютера для целей НСДАП включали «Не доверяй лисе на его Зеленой пустоши» и «Нет еврею на его клятве» , антисемитскую детскую книжку с картинками воспитательницы детского сада Эльвиры Бауэр [ де ], опубликованную Der Stürmer редактором Юлиусом Штрайхером с взятым названием. прямо из книги Лютера «О евреях и их лжи» .

Немецкие христиане празднуют День немецкого Лютера в Берлине в 1933 году, речь епископа Хоссенфельдера [ 5 ]

Нацистская пропаганда неоднократно подчеркивала годовщины дня рождения Мартина Лютера как время патриотического празднования. Самым примечательным из них было его 450-летие со дня рождения в ноябре 1933 года, которое было объявлено общенациональным праздником под названием «День немецкого Лютера» и сопровождалось публичными демонстрациями пронацистских христиан и выступлениями крупных религиозных деятелей. [ 3 ] [ 5 ] В статье в Chemnitzer Tageblatt говорилось, что «немецкий народ объединен не только верностью и любовью к Отечеству, но и еще раз в старых немецких верованиях Лютера [ Lutherglauben ]; в Германии наступила новая эпоха сильной, сознательной религиозной жизни». Германия."

Рихард Стейгманн-Галл пишет в своей книге 2003 года «Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945» :

Аналогичной точки зрения придерживалось и руководство Протестантской лиги. Фаренхорст, входивший в плановый комитет Лютертага, называл Лютера «первым немецким духовным фюрером », который обращался ко всем немцам, независимо от клана или вероисповедания. [...] Пообещав, что празднование дня рождения Лютера не превратится в исповедальное мероприятие, Фаренхорст предложил Гитлеру стать официальным покровителем Лютертага. В последующих переписках Фаренхорст неоднократно высказывал мысль о том, что почитание Лютера могло каким-то образом пересекать конфессиональные границы: «Лютер поистине не только основатель христианской конфессии; более того, его идеи оказали плодотворное влияние на все христианство в Германии». Именно из-за политического и религиозного значения Лютера Лютертаг стал исповеданием как «церкви, так и народа». [ 2 ]

Подобные события включали 400-летие немецкого перевода Библии Лютером в следующем году. Позже нацистская пропаганда также прославила массовые погромы «Хрустальной ночи» 1938 года как совпавшие с днем ​​рождения Лютера, 9-10 ноября. [ 3 ]

Наследие

[ редактировать ]
Статуя Лютера на руинах Дрездена после Второй мировой войны

Использование Мартина Лютера в пропаганде Третьего рейха остается спорным аспектом его имиджа, несмотря на то, что современное лютеранское признание решительно осуждает его антисемитские взгляды. [ 3 ] и более современные историки, пытающиеся переохарактеризовать Лютера как «инкриминируемую личность», которой манипулируют в пропагандистских целях. [ 6 ]

Профессор истории Альберт Ховард проследил политизацию наследия Мартина Лютера до девятнадцатого века, когда празднования стали поляризованными между двумя противоречивыми интерпретациями теолога: «Одним является либеральный Лютер, реформы которого рассматриваются как ведущие к прогрессу и современности, и другой — националист Лютер, чей перевод Библии помог сформировать современный немецкий язык и идентичность». Этот националистический аспект достиг апогея во время празднования столетия Реформации в Германской империи в 1917 году , открыв путь для нацистской интерпретации Дня Лютера. [ 7 ]

Музей « Топография террора» в Берлине отметил 500-летие Реформации выставкой, посвященной использованию образа Лютера в качестве оружия в Третьем рейхе, под названием «Слова Лютера повсюду» со ссылкой на Дитриха Бонхёффера , теолога-антинациста, казненного за свои взгляды. в 1945 году. [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Линдквист, Дэвид Х., Антисемитизм Лютера в историческом контексте: необходимая дискуссия для христианских педагогов. Рутледж, через Библиотеку Википедии , 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Ричард Стейгманн-Галл, Священный Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 , (Cambridge University Press, 2003), стр.138.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Миллер, Эмили Макфарлан и Хенеган, Том, «Нацисты использовали наследие Мартина Лютера. Эта берлинская выставка показывает, как». Sojourners, 20 октября 2017 г. Проверено 27 сентября 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Люси Давидович . Война против евреев, 1933–1945 гг . Впервые опубликовано в 1975 г.; это издание Bantam, 1986 г., стр. 23. ISBN   0-553-34532-X
  5. ^ Перейти обратно: а б Федеральный архив Германии , описание изображения благодаря сотрудничеству с Wikimedia Commons
  6. ^ Бринкс, 1998, с. 4 – Цитата Дэвида Х. Линдквиста, Routledge, 2013 г.
  7. ^ Ховард, Альберт, цитируется Эмили Макфарлан Миллер и Томом Хенганом в книге «Нацисты использовали наследие Мартина Лютера. Эта берлинская выставка показывает, как». Соджорнерс, 20 октября 2017 г. Проверено 28 сентября 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de2035d3bf427e9fcaccdc47fe7c46af__1701547560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/af/de2035d3bf427e9fcaccdc47fe7c46af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Martin Luther in Nazi Germany - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)