Лукан портрет Леонардо да Винчи
Луканский портрет Леонардо да Винчи | |
---|---|
![]() | |
Художник | Неизвестный |
Год | 1505–1510 |
Середина | Масляная темпера на панели |
Размеры | 60 см × 40 см (24 × 16 дюймов) |
Расположение | Музей древних жителей Лукании, Базиликата Вальо |
Владелец | Музей древнего народа Лукании |
Луканский портрет Леонардо да Винчи представляет собой мужской портрет конца 15 или начала 16 века. Картина была обнаружена в 2008 году в шкафу частного дома в Италии.
По своей композиции он сильно напоминает портрет Леонардо да Винчи, хранящийся в галерее Уффици и обычно считающийся подделкой XIX века. [ нужна ссылка ] По размеру, стилю и технике он напоминает портрет Леонардо работы Кристофано дель Альтиссимо , написанный посмертно для Медичи и также хранящийся в Уффици. Ранее владельцы считали, что картина изображает Галилея, но после ее обнаружения было заявлено, что это автопортрет Леонардо да Винчи. [ 1 ] Алессандро Веццози , директор Идеального музея Леонардо да Винчи в Винчи , заявил в 2011 году, что он исключил возможность того, что это был автопортрет, но картина «остается интригующей, потому что добавляет новый элемент в загадку Леонардо». [ 2 ] [ 3 ]
Написанная темперой травой на панели размером 60 на 44 сантиметра (24 × 17 дюймов), она изображает мужчину в три четверти, с длинной бородой и в темной шляпе. В 2019 году он был выставлен в Мадриде вместе с другими материалами, связанными с Леонардо. Обычно он находится в Museo delle Antiche Genti di Lucania (Музее древних народов Лукании) в Вальо-Базиликате , регионе Южной Италии. [ 4 ]
В 2008 году Никола Барбателли, директор музея, обнаружил картину, приписал ее Леонардо и дал ей название « Портрет Лукана» , от Лукании , древнего названия Базиликаты. [ 4 ] В 2010 году прошла конференция, на которой присутствовала команда в составе Дэвида Бершада, профессора Университета Калгари (Канада); Питер Хоэнштатт, профессор Пармского университета; Феличе Феста, профессор ортодонтии и гнатологии Университета Д'Аннунцио Кьети-Пескара; и Никола Барбателли представили выводы в поддержку версии Барбателли. [ 5 ]
В 2017 году Мальтийский университет отказал в разрешении на проведение выставки, центральным элементом которой должен был стать портрет Лукана, сославшись на сомнения факультета истории искусств по поводу приписывания Леонардо. [ 6 ] Никола Барбателли, однако, отклонил это решение, заявив, что в университете нет ученых, «обладающих достаточным опытом в этом вопросе». [ 6 ]
Провенанс
[ редактировать ]Картина была найдена в 2008 году Николой Барбателли, директором Музея античности генти ди Лукания, в частной коллекции аристократической семьи в Ачеренце (население 3000 человек), деревне на реке Брадано недалеко от Потенцы в Базиликате. Семья, пожелавшая остаться анонимной, полагала, что это портрет Галилея . [ 1 ] По словам профессора Питера Хоэнштатта из Пармского университета, портрет указан на странице 116 журнала Napoli Antica e Moderna , vol. I (1815 г.) под редакцией Абата Доменико Романелли как произведение Леонардо да Винчи. [ 7 ] и расположен в Палаццо Баранелло на улице Седрония герцога Баранелло из знатного рода Руссо. [ 8 ]
Описание
[ редактировать ]
Картина написана темперой на деревянной панели из тополя размером 60 на 44 сантиметра (24 × 17 дюймов). [ 9 ] На нем изображен мужчина, одетый в темную одежду, в черной шляпе с небольшими перевернутыми полями. Кожа мужчины бледная, глаза голубые, волосы и борода седые. Фигура расположена на темно-сероватом монохромном фоне и ярко освещена слева от картины, освещая правую сторону лица натурщика и отбрасывая тень на левую сторону. Взгляд фигуры обращен к зрителю.
Идентификация этого портрета как Леонардо да Винчи основана на сравнении с несколькими изображениями художника, включая очень похожий портрет в Уффици. [ 1 ] портрет красным мелом в Турине и портрет красным мелом работы Франческо Мельци в Виндзоре и другие.
Панель состоит из двух основных вертикальных секций древесины неравномерной ширины, соединенных двумя вставками- бабочками . Вверху и внизу панели имеются узкие горизонтальные участки бруса. Эти секции имеют полунахлесточные соединения под углом к вертикалям, видимые в передней части панели. На задней стороне панели нарисованы слова «PINXIT MEA» . Оно написано римскими заглавными буквами , «зеркальным письмом», так что вся надпись перевернута и читается справа налево. Надпись проходит по левой стороне реверса картины, а не поперек нее.
Изображение на панели нарисовано смесью яйца и масла в качестве основы на белом левкасе , который виден в поврежденных местах и на частях обратной стороны панели. Поверхность краски раскололась на основном стыке и отделилась в нескольких других местах. На поверхности картины имеется несколько потертостей, наиболее серьезным повреждением являются две царапины на лице, одна из которых простирается от ноздри через угол глаза до полей шляпы, а другая - от ноздри. ученику.
Очевидно, что закрашены левый глаз и щека объекта, а также, возможно, рот, . Шляпу украшает небольшое вьющееся белое перо, которое является очевидным дополнением. [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]После открытия Николой Барбателли картина была подвергнута первоначальному осмотру Алессандро Веццози, директору Идеального музея Леонардо да Винчи в Винчи , который подтвердил, что картина, по-видимому, относится к периоду Возрождения. В феврале 2009 года сообщалось, что Веццози расследовал, была ли картина работой второстепенного художника 16-го века Кристофано дель Альтиссимо . [ 1 ] Альтиссимо выполнил множество портретов знаменитых людей для Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы , некоторые из них после серии Джовио , в том числе профиль Леонардо, основанный на рисунке профиля красным мелом в Королевской коллекции, приписываемом компаньону Леонардо Франческо Мельци . Позже Веццози опроверг раннее предположение, что это сделал дель Альтисимо. [ 1 ]
ошибочно процитировала Веццози, В феврале 2009 года, через два месяца после обнаружения картины, The Times заявившего, что он исключил возможность того, что работа была «автопортретом, написанным самим Леонардо», и что исследование надписи «pinxit mea» на обратной стороне панели указано, что это «более позднее дополнение». [ 2 ] Позже Веццози сказал: «Нам необходимо выяснить точную датировку этого портрета. Я исключил возможность того, что мы имеем дело с автопортретом, написанным самим Леонардо. Тем не менее, портрет Ачеренцы интригует, потому что он добавляет новый элемент. к загадке Леонардо. Здесь Леонардо изображен как голубоглазый мужчина средних лет». [ 3 ]
С тех пор внимание и исследования были направлены на то, чтобы доказать, что картина является работой Леонардо да Винчи. Затем городской совет Валья-Базиликата профинансировал расследование группы ученых, многие из которых были представителями дисциплин, не связанных с искусством, чтобы сообщить обо всем, что можно было бы проверить, чтобы подтвердить или опровергнуть приписывание Леонардо.
Предварительная очистка картины была проведена профессором Джанкарло Наполи из Университета Суор Орсола Бенинказа в Неаполе и выявила микротрещины ( кракелюр ) на поверхности краски, которые невозможно воспроизвести искусственно, что подтверждает дату Возрождения. [ 9 ] Дальнейшее расследование было проведено группой специалистов в различных областях, включая INNOVA, CIRCE, Неаполитанский университет, Национальный исследовательский совет по кибернетике и Университет Суор Орсола Бенинкаса.
Центр INNOVA Федерико II Неаполитанского университета имени , возглавляемый профессором Терраси, исследовал физические свойства картины, включая грунт , среду и пигменты, а также определил восстановленные области. Гаэтано Ди Паскуале из Неаполитанского университета подтвердил, что древесина панели — Populus , распространенная по всей Италии. Датирование по углероду 14 дало 64%-ную вероятность того, что древесина панели датирована периодом между 1459 и 1523 годами, что делает ее современником Леонардо, который родился в 1452 году и умер в 1519 году. [ 9 ] Пигменты были исследованы с помощью энергодисперсионного рентгенофлуоресцентного анализа (ED-XRF), и было показано, что на невосстановленных участках они совместимы по возрасту с панелью, а на невосстановленных участках не обнаружено следов современных пигментов; [ 9 ] однако выяснилось, что перо было окрашено «современным» пигментом на основе титана, который не использовался в других частях картины.
Картина была исследована с помощью сканирующего магнитного микроскопа с разрешением 100 мкм доктором Гектором Сарно из INNOVA, чтобы составить магнитную карту картины и проверить наличие неразборчивых букв. [ 10 ] При очистке обратной стороны доски обнаружилась перевернутая надпись «PINXIT MEA», написанная железным желчью , чернилами, которые обычно использовал Леонардо. Анализ почерка, проведенный графологом Сильваной Юлиано, выявил совместимость со шрифтом, использованным Леонардо в Атлантическом кодексе . [ 9 ]
Анализ мягких тканей лица с применением методов, применяемых в лицевой хирургии, провел профессор Феличе Феста из Университета Д'Аннунцио Кьети-Пескара. Нарисованное изображение было подвергнуто детальному компьютерному анализу и созданию 3D-изображений профессором Орестом Кормашовым из Таллиннского университета, Эстония; Джанни Глинни, инженер Музея Античе Генти ди Лукания, и Хелен Кокк, эксперт в области 3D-графического дизайна. [ 8 ] Воссозданное трехмерное изображение сравнивали с другими изображениями, предположительно представляющими Леонардо да Винчи, включая культовый красный мел в Турине, рисунок профиля, предположительно сделанный учеником Леонардо Франческо Мельци, нарисованный портрет в Уффици и недавно обнаруженное изображение в Кодекс о полете птиц . Был сделан вывод, что на всех изображениях, кроме одного, лицо вытянуто в нижних двух третях. Несоответствующим изображением был так называемый автопортрет, написанный красным мелом в Турине, который некоторые считали портретом Леонардо в преклонном возрасте.
Луиджи Капассо из Университета Д'Аннунцио Кьети-Пескара и полковник Джанфранко Де Фульвио, Командование карабинеров RIS- Ra.CIS [ 11 ] провели расследование трех отпечатков пальцев, которые они обнаружили на краске картины Лукана, и обнаружили, что один из них «однозначно» соответствует отпечатку левого указательного пальца на эбеновых бусах картины Леонардо « Дама с горностаем» . [ 9 ]
Атрибуция
[ редактировать ]Его приписывает Леонардо историк искусства Питер Хоэнштатт (Университет Пармы). [ 12 ] Историк искусства Дэвид Бершад (Университет Калгари), который вместе с Хоэнштаттом участвовал в исследовании портрета в мае 2010 года, позже сказал, что «недостаточно доказательств для подтверждения атрибуции», охарактеризовав стиль картины как непохожий ни на одну работу Леонардо. [ 13 ]
Галерея других портретов
[ редактировать ]-
Возможный автопортрет , Турин.
-
Портрет Леонардо работы его ученика и помощника Франческо Мельци .
-
Посмертный портрет Леонардо работы Кристофано дель Альтиссимо по рисунку Мельци (Галерея Уффици).
-
Гравюра XIX века Рафаэлло Санцио Моргена с изображением позднего посмертного портрета Леонардо в Уффици, ранее считавшегося портретом с натуры. [ 14 ] [ 15 ] Близкое сходство с портретом Лукана предполагает, что один из них произошел от другого или от аналогичного оригинала.
-
Недавно обнаруженное изображение из Кодекса о полете птиц , улучшенное в цифровом виде, чтобы сделать его отчетливым.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Ричард Оуэн, Портрет Леонардо да Винчи, обнаруженный в Базиликате , The Times, 24 февраля 2009 г., по состоянию на 5 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Обнаружен портрет Леонардо да Винчи » . Телеграф Медиа Группа . 23 февраля 2009 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Канал Discovery, Скрытые лица да Винчи. Архивировано 4 июля 2011 года в Wayback Machine (проверено 29 июня 2011 года).
- ^ Jump up to: а б Портрет Винчи обнаружен в Южной Италии , Daily Contributor, 24 февраля 2009 г.
- ^ Леонардо и фантастическое Возрождение , Апонте Виагго, по состоянию на 19 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Ltd, Союзные газеты. «Сомнения в подлинности остановили выставку автопортретов да Винчи в Валлетте» . Времена Мальты . Проверено 25 января 2018 г.
- ^ "Портрет Леонардо да Винчи, сделанный им самим"
- ^ Jump up to: а б Питер Хоэнштатт, Автопортрет Леонардо да Винчи, «Живопись Лукана»: анализ и атрибуция Леонардо , для выставки «Леонардо и фантастическое Возрождение», Сорренто (июнь 2010 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Автопортрет Леонардо , Surrentum Online, по состоянию на 6 ноября 2010 г.
- ^ Музей древнего народа Лукании. «Краткая заметка о проведенных исследованиях - Protocolo scientico» [Научный протокол атрибуции портрета Лукана] (на итальянском языке). Я смотрю Базиликату. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Официальный сайт Карабинеров - Группы научных исследований карабинеров (Ra.CIS)
- ^ Фонд Сорренто
- ^ "Картина оставляет эксперта под сомнением"
- ^ «Леонардо да Винчи | Коллекции LACMA» . Коллекцияsonline.lacma.org. Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «попытка восторженного поклонника Леонардо заполнить пробел в этой галерее» ( Адольф Розенберг , Леонардо да Винчи , 1903:3); атрибуции варьировались в широких пределах: «теперь предполагается, что это работа Шидоне , Систо Бадалоккьо или, возможно, какого-то подражателя Корреджо », - отметил Эжен Мюнц, Леонардо да Винчи: художник, мыслитель и человек науки . 1898:231, ил. стр 233; это не часть серии Giove.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с портретом Леонардо да Винчи Луканом на Викискладе?
- Музей древнего народа Лукании, Научный протокол атрибуции портрета Лукана
- Полный текст и изображения перевода «Тетради» Рихтера