Иовета
Иовета | |
---|---|
Настоятельница Вифании | |
Рожденный | в. 1120 |
Умер | 6 сентября 1178 г. |
Дом | Дом Ретеля |
Отец | Болдуин II Иерусалимский |
Мать | Морфия Мелитены |
Религия | Римский католицизм |
Иовета ( ок. 1120 — 6 сентября 1178) — латинская принцесса из крестоносцев Иерусалимского королевства . Ее имя встречается в различных других формах, включая Джовета , Ивета , Иветта , Иветта и Юдитта . Она возглавляла монастырь Святого Лазаря в Вифании , самое богатое аббатство королевства, с конца 1130-х или начала 1140-х годов до своей смерти.
Иовета была младшей из четырех дочерей короля Балдуина II и королевы Морфии . После пленения и освобождения Болдуина из мусульманского плена в 1124 году четырехлетняя принцесса была передана семьей в качестве заложницы вместо него до тех пор, пока в следующем году он не заплатит выкуп. В конце 1120-х годов ее отправили жить в монастырь Святой Анны в Иерусалиме , и она стала там монахиней в ок. 1134. Ее сестра, королева Мелисенда, построила новое аббатство в Вифании, чтобы Иовета могла стать настоятельницей . В качестве настоятельницы Иовета имела дело с другими религиозными общинами как внутри королевства, так и за его пределами. Она сохранила тесные связи со своей семьей и была опекуном своей внучатой племянницы Сибиллы, когда считалось, что девушка может унаследовать трон. Несмотря на светский и духовный авторитет, которым она обладала, Иовета остается неуловимой фигурой в науке крестоносцев.
Семья и плен
[ редактировать ]Иовета была четвертой и младшей дочерью Балдуина II Иерусалимского и армянской дворянки Морфии Мелитены . Ее старшие сестры — Мелисенда , Алиса и Годиерна — родились в то время, когда их отец, франкский дворянин, был графом Эдессы . [ 1 ] Иовета была его единственным ребенком, « рожденным в пурпуре », [ 2 ] то есть родившийся у него после того, как он стал королем Иерусалима в 1118 году. [ 1 ] Ее имя появляется в королевских грамотах в различных других формах, включая Джовету, Иветту, Иветту и Юдитту. [ 3 ]
И графство Эдесса , и Иерусалимское королевство государствами крестоносцев , выделенными среди управляемых мусульманами княжеств Леванта католическими дворянами были из Западной Европы . [ 4 ] Защищая Эдессу от нападений мусульман, Болдуин в 1122 году был захвачен Белеком Гази и после смерти Белека перешел под опеку Хусам ад-Дина Тимурташа . [ 5 ] [ 6 ] Королева Морфия договорилась об условиях освобождения короля. Согласно мусульманскому обычаю, заложники должны были предоставляться в качестве обеспечения до тех пор, пока выкуп не будет выплачен полностью. [ 5 ] Таким образом, Иовета и десять других детей знатного происхождения были отправлены занять место ее отца в мусульманском плену. Жослен , сын графа Жослена I Эдесского , сменившего Болдуина на посту правителя самого северного государства крестоносцев, был среди детей, сопровождавших Иовету, но об остальных ничего не известно. [ 5 ] Иовета и другие дети были переданы султану Шаху ибн Радвану в середине 1124 года в Шайзаре . Там они встретились с королем Болдуином, которого затем освободили. [ 3 ]
Решение королевы Морфии включить Иовету в число заложников, отправленных в Тимурташ, предполагает, что с молодой принцессой ожидалось хорошее обращение, что было «устоявшейся традицией в исламе». [ 7 ] Тем не менее, для ребенка четырех-пяти лет этот опыт, вероятно, был травмирующим. [ 8 ] XIII века Один источник, «Хроники Эрнула» , сообщает, что Иовета подверглась сексуальным домогательствам со стороны своих похитителей. Современные летописцы не упоминают ни о каком подобном происшествии. [ 9 ] В современной историографии хроника Эрнула часто рассматривается не как точное изображение событий на Латинском Востоке, а как пропаганда, призванная побудить европейцев оказать помощь в крестовых походах за Святую Землю . [ 10 ] Султан-шах ибн Радван, стремясь сохранить хорошие отношения с соседними правителями, освободил Иовету и других детей, когда Болдуин вернулся в Шайзар со своим выкупом в марте 1125 года. [ 11 ]
Молодежь в церкви Святой Анны
[ редактировать ]В конце 1120-х годов Болдуин начал организовывать браки своих дочерей и решать вопросы престолонаследия. [ 12 ] В 1126 году Алиса была выдана замуж за принца Богемунда II Антиохийского , а Годиерна была обручена с графом Раймундом II Триполийским . [ 13 ] Поскольку у короля не было сына, его преемницей была назначена старшая дочь Мелисенда. [ 13 ] [ 12 ] и была замужем за Фульком Анжуйским в 1129 году. [ 13 ] [ 14 ] Единственным неженатым мужчиной соответствующего ранга, оставшимся на Латинском Востоке, был Жослен Эдесский, с которым Иовета разделила свое пленение, но они были троюродными братьями и были слишком близкими родственниками, чтобы жениться . [ 13 ]
Мать Иоветы, Морфия, умерла вскоре после 1126 или 1127 года. [ 15 ] Вероятно, именно в этот момент Иовета была поручена попечению монахинь монастыря Святой Анны в Иерусалиме . [ 8 ] Девушку, возможно, отправили в больницу Святой Анны, когда она была сплюснутым ребенком . [ 16 ] После достижения соответствующего возраста в c. В 1134 году она приняла постриг и сама стала монахиней. [ 15 ]
Иоветы Историки предлагают разные объяснения религиозного призвания . Ивонн Фридман, опираясь на рассказ Эрнула, считает, что слухи о сексуальных домогательствах во время ее плена сделали Иовету непригодной для брака в глазах ее семьи. [ 15 ] Историк Малкольм Барбер предполагает, что Мелисенда, которая сменила Болдуина II после его смерти в 1131 году, возможно, побудила Иовету стать монахиней из-за опасений, что статус Иоветы как пурпурнорожденной может поставить под угрозу притязания Мелисенды на трон, но признает, что нет способ узнать, было ли это решение Иоветы или Мелисенды. [ 8 ] Во всяком случае, это был обычный путь для младших детей царственных и знатных родителей; это продемонстрировало благочестие семьи и связало ее с религиозными лидерами, которые оказали значительное влияние. [ 17 ]
Настоятельница Вифании
[ редактировать ]Строительство в Бетани
[ редактировать ]Сестра Иоветы, королева Мелисенда, не была довольна тем, что Иовета была простой монахиней; [ 18 ] как сообщает современный летописец Вильгельм Тирский , она считала «неприличным, чтобы дочь короля подчинялась какой-то другой матери в монастыре, как один из простых людей». [ 16 ] Королева и ее муж, король Фулк, убедили латинского патриарха Иерусалима и каноников Храма Гроба Господня уступить церковь и землю в Вифании , недалеко от Иерусалима, в 1138 году. [ 8 ] женский монастырь Святого Лазаря . В последующие шесть лет здесь был возведен [ 19 ]
Мелисенда щедро одарила Бетанию поместьями, золотом, серебром, драгоценными камнями и шелком, сделав ее богаче, чем любой другой монастырь или церковь в королевстве. [ 19 ] Иовета быстро присоединилась к новому сообществу. [ 20 ] Поскольку в 1138 году Иовете было всего около 18 лет, Мелисенда назначила пожилую настоятельницу, [ 21 ] Матильда, [ 19 ] намереваясь, что ее преемником станет Иовета. [ 21 ] К 1144 году Матильда умерла, и Иовета стала настоятельницей одного из самых значительных аббатств королевства. [ 20 ]
Аббатство
[ редактировать ]Будучи настоятельницей, Иовета пользовалась большей независимостью, чем ее замужние сестры; хотя Мелисенда, Алиса и Годиерна были королевой, принцессой и графиней соответственно, их сдерживали отец, мужья и сыновья. [ 18 ] Иовета проводила сделки с другими религиозными общинами, такими как Церковь Святой Анны, Церковь Святой Марии Майор и Святая Мария из долины Иосафата , а также с рыцарями-госпитальерами . [ 20 ] Она также поддерживала контакты с зарубежными религиозными общинами, отправив часть Истинного Креста в аббатство Фонтевро во Франции. [ 22 ] Власть, которую она осуществляла, носила как духовный, так и светский характер, и Иовета была одной из редких женщин XII века (особенно на Востоке), использовавших собственную печать ; ее единственной современницей, сделавшей это, была ее сестра королева. Еще реже, как Иовета, изображали самих женщин с книгами на печатях, видимо, для того, чтобы подчеркнуть ее благочестие и эрудицию. [ 23 ]
Мелисенда правила вместе со своим сыном Балдуином III с момента смерти Фулька в 1143 году до тех пор, пока Болдуин не сверг ее в 1153 году. [ 24 ] Затем она переехала в свое феодальное владение Наблус , оставаясь рядом с Бетани и Иоветой, но оставаясь активным и влиятельным участником государственных дел. [ 25 ] Отражая точку зрения Мелисенды на положение Иоветы, аббатство Иоветы принимало исключительно дворянок, но, поскольку на Латинском Востоке было мало таких кандидатов, паломниками из Европы их число часто пополнялось . Самой известной из них была падчерица Мелисенды, графиня Сибилла Фландрская , прибывшая сюда в 1157 году. [ 19 ] Несмотря на то, что Иовета была ее сводной сестрой, по возрасту она была близка к Сибилле. [ 25 ] Пока ее муж Тьерри помогал Болдуину в борьбе с мусульманами, Сибилла осталась в Вифании и настолько привязалась к Иовете, аббатству и земле, что решила остаться вопреки желанию мужа. [ 26 ] В том же году скончался Патриарх Фульк . Графиня Сибилла и одна из теток короля Болдуина III, графиня Годиерна. [ 27 ] или игуменья Иовета, [ 28 ] вмешался, чтобы добиться назначения Амальрика Нельского на вакантную должность. [ 28 ] [ 27 ]
Отношения с семьей
[ редактировать ]В конце 1160 или начале 1161 года королева Мелисенда заболела, вероятно, перенес инсульт . Она потеряла память и больше не могла участвовать в управлении королевством. Ходиерна и Иовета ухаживали за ней несколько месяцев, пока она не умерла 11 сентября 1161 года. [ 29 ] Историк Ганс Эберхард Майер считает, что Иовета возмущалась Мелисендой за то, что она посвятила ее монастырской жизни, ссылаясь на то, что Иовета не просила молитв за Мелисенду у монахинь в Фонтевро - аргумент, отвергнутый историком Эрин Джордан. [ 23 ] Дальнейшие смерти графинь Годиерны и Сибиллы в ок. 1164 и 1165 годы соответственно оставили настоятельницу старшим членом царской семьи. [ 30 ]
10 февраля 1163 года умер и король Балдуин III, и его преемником стал младший племянник Иоветы, Амальрик . [ 31 ] Король Амальрик был вынужден расстаться со своей женой Агнессой Куртенэ , которая вскоре снова вышла замуж; [ 32 ] вскоре после этого он отправил их дочь Сибиллу в Вифанию на воспитание к Иовете. [ 27 ] [ 33 ] Сибилла прожила у бабушки около десяти лет. [ 27 ] жду брака. [ 30 ] Поскольку Сибилла была тогда второй в очереди на престол после королевского сына Болдуина , Джордан заключает, что королевская семья продолжала высоко уважать Иовету даже после смерти Мелисенды. [ 27 ] Балдуин IV стал королем после смерти Амальрика в 1174 году, но, поскольку он был болен проказой , ожидалось, что Сибилла станет его преемницей. Как опекун Сибиллы, Иовета занимала должность, потенциально обладавшую значительной властью, пока Сибилла не покинула Бетанию, чтобы выйти замуж за Уильяма Лонгсворда из Монферрата в 1176 году. [ 30 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Игуменья Иовета умерла 6 сентября 1178 года. [ 34 ] и ее сменила игуменья Ева. [ 35 ] Иовета, возможно, была похоронена в Вифании, но аббатство было разрушено вскоре после Саладином завоевания Иерусалима и дает мало археологических данных о захоронениях; другое потенциальное место упокоения - Иосафат, где были похоронены царицы Морфия и Мелисенда, а также другие женщины царской семьи. [ 35 ]
Несмотря на свою значимость, все четыре дочери Болдуина II остаются недостаточно изученными в науках крестоносцев, особенно Иовета. [ 1 ] Рассказу Эрнулы о сексуальном насилии во время ее пребывания в заложниках уделяется большое внимание. Обычно она упоминается лишь вскользь и традиционно описывается как сопротивляющаяся монахиня, не имеющая власти и особых контактов со своей семьей. [ 15 ] Историк Эрин Джордан выступает против такого изображения, подчеркивая свободу действий и влияние Йоветы. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Иордания, 2017 г. , с. 67.
- ^ Рансимен 1952 , с. 449.
- ^ Перейти обратно: а б Рансимен 1952 , с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с Иордания, 2017 г. , с. 70.
- ^ Рансимен 1952 , с. 171.
- ^ Иордания 2017 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Барбер 2012 , с. 157.
- ^ Иордания 2017 , с. 72.
- ^ Иордания 2017 , с. 73.
- ^ Рансимен 1952 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Рансимен 1952 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б с д Иордания, 2017 г. , с. 76.
- ^ Рансимен 1952 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с д Иордания, 2017 г. , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон и Йотишки 2020 , с. 228.
- ^ Иордания 2017 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д Барбер 2012 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б с Иордания, 2017 г. , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон 1978 , с. 151.
- ^ Иордания 2017 , с. 80-81.
- ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 81.
- ^ Гамильтон 1978 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 83.
- ^ Иордания 2017 , с. 83-84.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Иордания, 2017 г. , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон 1978 , с. 155.
- ^ Гамильтон 1978 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с Гамильтон и Йотишки 2020 , с. 233.
- ^ Гамильтон 1978 , с. 159.
- ^ Гамильтон 1978 , с. 159-160.
- ^ Гамильтон 1978 , с. 164.
- ^ Гамильтон и Йотишки 2020 , с. 235-236.
- ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 85.
Источники
[ редактировать ]- Барбер, Малькольм (2012). Государства крестоносцев . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300189315 .
- Гамильтон, Бернард (1978). «Женщины в государствах крестоносцев: королевы Иерусалима». В Дереке Бейкере (ред.). Средневековые женщины . Общество церковной истории.
- Гамильтон, Бернард; Йотишки, Эндрю (2020). Дерек Бейкер (ред.). Латинское и греческое монашество в государствах крестоносцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521836388 .
- Джордан, Эрин Л. (2017). «Заложница, сестра, настоятельница: Жизнь Иветы Иерусалимской» . Средневековая просопография . 32 (1): 66–86. JSTOR 26629994 .
- Рансиман, Стивен (1952). История крестовых походов: Иерусалимское королевство и франкский Восток, 1100–1187 гг . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0241298768 .