Jump to content

Иовета

(Перенаправлено с Иоветы из Вифании )

Иовета
Настоятельница Вифании
Рожденный в. 1120
Умер 6 сентября 1178 г.
Дом Дом Ретеля
Отец Болдуин II Иерусалимский
Мать Морфия Мелитены
Религия Римский католицизм

Иовета ( ок. 1120 — 6 сентября 1178) — латинская принцесса из крестоносцев Иерусалимского королевства . Ее имя встречается в различных других формах, включая Джовета , Ивета , Иветта , Иветта и Юдитта . Она возглавляла монастырь Святого Лазаря в Вифании , самое богатое аббатство королевства, с конца 1130-х или начала 1140-х годов до своей смерти.

Иовета была младшей из четырех дочерей короля Балдуина II и королевы Морфии . После пленения и освобождения Болдуина из мусульманского плена в 1124 году четырехлетняя принцесса была передана семьей в качестве заложницы вместо него до тех пор, пока в следующем году он не заплатит выкуп. В конце 1120-х годов ее отправили жить в монастырь Святой Анны в Иерусалиме , и она стала там монахиней в ок. 1134. Ее сестра, королева Мелисенда, построила новое аббатство в Вифании, чтобы Иовета могла стать настоятельницей . В качестве настоятельницы Иовета имела дело с другими религиозными общинами как внутри королевства, так и за его пределами. Она сохранила тесные связи со своей семьей и была опекуном своей внучатой ​​племянницы Сибиллы, когда считалось, что девушка может унаследовать трон. Несмотря на светский и духовный авторитет, которым она обладала, Иовета остается неуловимой фигурой в науке крестоносцев.

Семья и плен

[ редактировать ]

Иовета была четвертой и младшей дочерью Балдуина II Иерусалимского и армянской дворянки Морфии Мелитены . Ее старшие сестры — Мелисенда , Алиса и Годиерна — родились в то время, когда их отец, франкский дворянин, был графом Эдессы . [ 1 ] Иовета была его единственным ребенком, « рожденным в пурпуре », [ 2 ] то есть родившийся у него после того, как он стал королем Иерусалима в 1118 году. [ 1 ] Ее имя появляется в королевских грамотах в различных других формах, включая Джовету, Иветту, Иветту и Юдитту. [ 3 ]

Захват короля Болдуина, изображенный в 13 веке.

И графство Эдесса , и Иерусалимское королевство государствами крестоносцев , выделенными среди управляемых мусульманами княжеств Леванта католическими дворянами были из Западной Европы . [ 4 ] Защищая Эдессу от нападений мусульман, Болдуин в 1122 году был захвачен Белеком Гази и после смерти Белека перешел под опеку Хусам ад-Дина Тимурташа . [ 5 ] [ 6 ] Королева Морфия договорилась об условиях освобождения короля. Согласно мусульманскому обычаю, заложники должны были предоставляться в качестве обеспечения до тех пор, пока выкуп не будет выплачен полностью. [ 5 ] Таким образом, Иовета и десять других детей знатного происхождения были отправлены занять место ее отца в мусульманском плену. Жослен , сын графа Жослена I Эдесского , сменившего Болдуина на посту правителя самого северного государства крестоносцев, был среди детей, сопровождавших Иовету, но об остальных ничего не известно. [ 5 ] Иовета и другие дети были переданы султану Шаху ибн Радвану в середине 1124 года в Шайзаре . Там они встретились с королем Болдуином, которого затем освободили. [ 3 ]

Решение королевы Морфии включить Иовету в число заложников, отправленных в Тимурташ, предполагает, что с молодой принцессой ожидалось хорошее обращение, что было «устоявшейся традицией в исламе». [ 7 ] Тем не менее, для ребенка четырех-пяти лет этот опыт, вероятно, был травмирующим. [ 8 ] XIII века Один источник, «Хроники Эрнула» , сообщает, что Иовета подверглась сексуальным домогательствам со стороны своих похитителей. Современные летописцы не упоминают ни о каком подобном происшествии. [ 9 ] В современной историографии хроника Эрнула часто рассматривается не как точное изображение событий на Латинском Востоке, а как пропаганда, призванная побудить европейцев оказать помощь в крестовых походах за Святую Землю . [ 10 ] Султан-шах ибн Радван, стремясь сохранить хорошие отношения с соседними правителями, освободил Иовету и других детей, когда Болдуин вернулся в Шайзар со своим выкупом в марте 1125 года. [ 11 ]

Молодежь в церкви Святой Анны

[ редактировать ]

В конце 1120-х годов Болдуин начал организовывать браки своих дочерей и решать вопросы престолонаследия. [ 12 ] В 1126 году Алиса была выдана замуж за принца Богемунда II Антиохийского , а Годиерна была обручена с графом Раймундом II Триполийским . [ 13 ] Поскольку у короля не было сына, его преемницей была назначена старшая дочь Мелисенда. [ 13 ] [ 12 ] и была замужем за Фульком Анжуйским в 1129 году. [ 13 ] [ 14 ] Единственным неженатым мужчиной соответствующего ранга, оставшимся на Латинском Востоке, был Жослен Эдесский, с которым Иовета разделила свое пленение, но они были троюродными братьями и были слишком близкими родственниками, чтобы жениться . [ 13 ]

Церковь Святой Анны в Старом Иерусалиме

Мать Иоветы, Морфия, умерла вскоре после 1126 или 1127 года. [ 15 ] Вероятно, именно в этот момент Иовета была поручена попечению монахинь монастыря Святой Анны в Иерусалиме . [ 8 ] Девушку, возможно, отправили в больницу Святой Анны, когда она была сплюснутым ребенком . [ 16 ] После достижения соответствующего возраста в c. В 1134 году она приняла постриг и сама стала монахиней. [ 15 ]

Иоветы Историки предлагают разные объяснения религиозного призвания . Ивонн Фридман, опираясь на рассказ Эрнула, считает, что слухи о сексуальных домогательствах во время ее плена сделали Иовету непригодной для брака в глазах ее семьи. [ 15 ] Историк Малкольм Барбер предполагает, что Мелисенда, которая сменила Болдуина II после его смерти в 1131 году, возможно, побудила Иовету стать монахиней из-за опасений, что статус Иоветы как пурпурнорожденной может поставить под угрозу притязания Мелисенды на трон, но признает, что нет способ узнать, было ли это решение Иоветы или Мелисенды. [ 8 ] Во всяком случае, это был обычный путь для младших детей царственных и знатных родителей; это продемонстрировало благочестие семьи и связало ее с религиозными лидерами, которые оказали значительное влияние. [ 17 ]

Настоятельница Вифании

[ редактировать ]

Строительство в Бетани

[ редактировать ]
Изображение XIII века короля Фулька и королевы Мелисенды, основавших аббатство Иоветы.

Сестра Иоветы, королева Мелисенда, не была довольна тем, что Иовета была простой монахиней; [ 18 ] как сообщает современный летописец Вильгельм Тирский , она считала «неприличным, чтобы дочь короля подчинялась какой-то другой матери в монастыре, как один из простых людей». [ 16 ] Королева и ее муж, король Фулк, убедили латинского патриарха Иерусалима и каноников Храма Гроба Господня уступить церковь и землю в Вифании , недалеко от Иерусалима, в 1138 году. [ 8 ] женский монастырь Святого Лазаря . В последующие шесть лет здесь был возведен [ 19 ]

Мелисенда щедро одарила Бетанию поместьями, золотом, серебром, драгоценными камнями и шелком, сделав ее богаче, чем любой другой монастырь или церковь в королевстве. [ 19 ] Иовета быстро присоединилась к новому сообществу. [ 20 ] Поскольку в 1138 году Иовете было всего около 18 лет, Мелисенда назначила пожилую настоятельницу, [ 21 ] Матильда, [ 19 ] намереваясь, что ее преемником станет Иовета. [ 21 ] К 1144 году Матильда умерла, и Иовета стала настоятельницей одного из самых значительных аббатств королевства. [ 20 ]

Аббатство

[ редактировать ]
Репродукция ( Себастьяно Паоли [ ит ] ) печати «Ивдитта аббатисса», изображенной на аверсе под покрывалом и держащей книгу с крестом; на реверсе воскресение Лазаря

Будучи настоятельницей, Иовета пользовалась большей независимостью, чем ее замужние сестры; хотя Мелисенда, Алиса и Годиерна были королевой, принцессой и графиней соответственно, их сдерживали отец, мужья и сыновья. [ 18 ] Иовета проводила сделки с другими религиозными общинами, такими как Церковь Святой Анны, Церковь Святой Марии Майор и Святая Мария из долины Иосафата , а также с рыцарями-госпитальерами . [ 20 ] Она также поддерживала контакты с зарубежными религиозными общинами, отправив часть Истинного Креста в аббатство Фонтевро во Франции. [ 22 ] Власть, которую она осуществляла, носила как духовный, так и светский характер, и Иовета была одной из редких женщин XII века (особенно на Востоке), использовавших собственную печать ; ее единственной современницей, сделавшей это, была ее сестра королева. Еще реже, как Иовета, изображали самих женщин с книгами на печатях, видимо, для того, чтобы подчеркнуть ее благочестие и эрудицию. [ 23 ]

Мелисенда правила вместе со своим сыном Балдуином III с момента смерти Фулька в 1143 году до тех пор, пока Болдуин не сверг ее в 1153 году. [ 24 ] Затем она переехала в свое феодальное владение Наблус , оставаясь рядом с Бетани и Иоветой, но оставаясь активным и влиятельным участником государственных дел. [ 25 ] Отражая точку зрения Мелисенды на положение Иоветы, аббатство Иоветы принимало исключительно дворянок, но, поскольку на Латинском Востоке было мало таких кандидатов, паломниками из Европы их число часто пополнялось . Самой известной из них была падчерица Мелисенды, графиня Сибилла Фландрская , прибывшая сюда в 1157 году. [ 19 ] Несмотря на то, что Иовета была ее сводной сестрой, по возрасту она была близка к Сибилле. [ 25 ] Пока ее муж Тьерри помогал Болдуину в борьбе с мусульманами, Сибилла осталась в Вифании и настолько привязалась к Иовете, аббатству и земле, что решила остаться вопреки желанию мужа. [ 26 ] В том же году скончался Патриарх Фульк . Графиня Сибилла и одна из теток короля Болдуина III, графиня Годиерна. [ 27 ] или игуменья Иовета, [ 28 ] вмешался, чтобы добиться назначения Амальрика Нельского на вакантную должность. [ 28 ] [ 27 ]

Отношения с семьей

[ редактировать ]

В конце 1160 или начале 1161 года королева Мелисенда заболела, вероятно, перенес инсульт . Она потеряла память и больше не могла участвовать в управлении королевством. Ходиерна и Иовета ухаживали за ней несколько месяцев, пока она не умерла 11 сентября 1161 года. [ 29 ] Историк Ганс Эберхард Майер считает, что Иовета возмущалась Мелисендой за то, что она посвятила ее монастырской жизни, ссылаясь на то, что Иовета не просила молитв за Мелисенду у монахинь в Фонтевро - аргумент, отвергнутый историком Эрин Джордан. [ 23 ] Дальнейшие смерти графинь Годиерны и Сибиллы в ок. 1164 и 1165 годы соответственно оставили настоятельницу старшим членом царской семьи. [ 30 ]

10 февраля 1163 года умер и король Балдуин III, и его преемником стал младший племянник Иоветы, Амальрик . [ 31 ] Король Амальрик был вынужден расстаться со своей женой Агнессой Куртенэ , которая вскоре снова вышла замуж; [ 32 ] вскоре после этого он отправил их дочь Сибиллу в Вифанию на воспитание к Иовете. [ 27 ] [ 33 ] Сибилла прожила у бабушки около десяти лет. [ 27 ] жду брака. [ 30 ] Поскольку Сибилла была тогда второй в очереди на престол после королевского сына Болдуина , Джордан заключает, что королевская семья продолжала высоко уважать Иовету даже после смерти Мелисенды. [ 27 ] Балдуин IV стал королем после смерти Амальрика в 1174 году, но, поскольку он был болен проказой , ожидалось, что Сибилла станет его преемницей. Как опекун Сибиллы, Иовета занимала должность, потенциально обладавшую значительной властью, пока Сибилла не покинула Бетанию, чтобы выйти замуж за Уильяма Лонгсворда из Монферрата в 1176 году. [ 30 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Игуменья Иовета умерла 6 сентября 1178 года. [ 34 ] и ее сменила игуменья Ева. [ 35 ] Иовета, возможно, была похоронена в Вифании, но аббатство было разрушено вскоре после Саладином завоевания Иерусалима и дает мало археологических данных о захоронениях; другое потенциальное место упокоения - Иосафат, где были похоронены царицы Морфия и Мелисенда, а также другие женщины царской семьи. [ 35 ]

Несмотря на свою значимость, все четыре дочери Болдуина II остаются недостаточно изученными в науках крестоносцев, особенно Иовета. [ 1 ] Рассказу Эрнулы о сексуальном насилии во время ее пребывания в заложниках уделяется большое внимание. Обычно она упоминается лишь вскользь и традиционно описывается как сопротивляющаяся монахиня, не имеющая власти и особых контактов со своей семьей. [ 15 ] Историк Эрин Джордан выступает против такого изображения, подчеркивая свободу действий и влияние Йоветы. [ 4 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Иордания, 2017 г. , с. 67.
  2. ^ Рансимен 1952 , с. 449.
  3. ^ Перейти обратно: а б Рансимен 1952 , с. 172.
  4. ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 69.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Иордания, 2017 г. , с. 70.
  6. ^ Рансимен 1952 , с. 171.
  7. ^ Иордания 2017 , с. 74.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Барбер 2012 , с. 157.
  9. ^ Иордания 2017 , с. 72.
  10. ^ Иордания 2017 , с. 73.
  11. ^ Рансимен 1952 , с. 173.
  12. ^ Перейти обратно: а б Рансимен 1952 , с. 177.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Иордания, 2017 г. , с. 76.
  14. ^ Рансимен 1952 , с. 179.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Иордания, 2017 г. , с. 68.
  16. ^ Перейти обратно: а б Гамильтон и Йотишки 2020 , с. 228.
  17. ^ Иордания 2017 , с. 77.
  18. ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 78.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Барбер 2012 , с. 158.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Иордания, 2017 г. , с. 80.
  21. ^ Перейти обратно: а б Гамильтон 1978 , с. 151.
  22. ^ Иордания 2017 , с. 80-81.
  23. ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 81.
  24. ^ Гамильтон 1978 , с. 153.
  25. ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 83.
  26. ^ Иордания 2017 , с. 83-84.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и Иордания, 2017 г. , с. 84.
  28. ^ Перейти обратно: а б Гамильтон 1978 , с. 155.
  29. ^ Гамильтон 1978 , с. 156.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Гамильтон и Йотишки 2020 , с. 233.
  31. ^ Гамильтон 1978 , с. 159.
  32. ^ Гамильтон 1978 , с. 159-160.
  33. ^ Гамильтон 1978 , с. 164.
  34. ^ Гамильтон и Йотишки 2020 , с. 235-236.
  35. ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2017 г. , с. 85.

Источники

[ редактировать ]
  • Барбер, Малькольм (2012). Государства крестоносцев . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300189315 .
  • Гамильтон, Бернард (1978). «Женщины в государствах крестоносцев: королевы Иерусалима». В Дереке Бейкере (ред.). Средневековые женщины . Общество церковной истории.
  • Гамильтон, Бернард; Йотишки, Эндрю (2020). Дерек Бейкер (ред.). Латинское и греческое монашество в государствах крестоносцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521836388 .
  • Джордан, Эрин Л. (2017). «Заложница, сестра, настоятельница: Жизнь Иветы Иерусалимской» . Средневековая просопография . 32 (1): 66–86. JSTOR   26629994 .
  • Рансиман, Стивен (1952). История крестовых походов: Иерусалимское королевство и франкский Восток, 1100–1187 гг . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. ISBN  0241298768 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1266b1e1783a93934b4f0009d4dfe83__1703708280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/83/e1266b1e1783a93934b4f0009d4dfe83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ioveta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)