Русский корабль «Москва» (1799 г.)
![]() Бывший российский линейный корабль « Москва» на французской службе под названием Duquesne , плывущий перед Королевским туром в Тулоне. Картина Андре Моретти, 1812 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Москва |
Строитель | G. Ignatyev |
Заложен | 10 августа [ OS 21 августа] 1798 г. |
Запущен | 11 мая [ OS 22 мая] 1799 г. |
Введен в эксплуатацию | 29 августа [ OS 8 сентября] 1799 г. |
![]() | |
Имя | Дюкен |
Приобретенный | 27 сентября 1809 г. |
Введен в эксплуатацию | 31 июля 1811 г. |
Переименован | 5 февраля 1811 г. |
реклассифицирован | Учебный корабль |
Порт приписки | Тулон |
Судьба | Разобран в 1833 году. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Класс и тип | Ярослав - 74-пушечный корабль линейный |
Длина | 170 футов 0 дюймов (51,8 м) (верхняя палуба) |
Луч | 46 футов 8 дюймов (14,2 м) |
Глубина захвата | 20 футов 8 дюймов (6,3 м) |
Движение | Парус (три мачты, корабельное вооружение ) |
Вооружение |
|
Русский корабль «Москва» (также «Москва» ; русский : Москва ) — 74-пушечный линейный корабль « Ярослав » класса , спущен на воду в 1799 году. Служил в Северном море и Средиземном море до 1808 года, в 1809 году был продан Франции и переименован в Дюкен в 1811 году.
Услуга
[ редактировать ]« Москва» была спущена на воду 22 мая 1799 года в Архангельске . Вместе со своим однотипным кораблем «Святой Петр» Пётр ( Святой спущен на , воду 22 июля 1799 года) « Москва» вошла в состав Балтийского флота . Оба этих корабля были почти идентичны и во время службы имели одинаковую карьеру.
Операции в Северном и Балтийском морях
[ редактировать ]Под командованием Гаврилы Сарычева « Москва » принимала участие в войне с Францией в 1798—1800 годах. 8 сентября 1799 года в составе эскадры вице-адмирала Б. А. Баратынского ( рус . Баратынский, Богдан Андреевич ) отплыла из Архангельска к англичанам. побережье, чтобы принять меры против Франции и Голландии в сотрудничестве с британским флотом. 2 октября пережила шторм, отделилась от эскадры и пошла самостоятельно (а «Святому Петру» пришлось провести две зимы в Бергене на ремонте). [ 1 ] В конце октября 1799 г. он действовал в литовских морях, а затем вернулся в Англию. 20 июля 1800 года « Москва» вышла из Портсмута в составе эскадры в Россию и прибыла в Кронштадт 26 сентября .

В 1801 и 1803 годах, под командованием А. С. Бабаева, в 1801–1802 годах корабль входил в состав эскадр в Финском заливе . С 1803 года « Москва» находилась под командованием Егора Павловича де Гетцена (или Гетцена, Гетцена или Джейцена, по-русски : Гетцен, Егор Павлович ). Модернизированная в 1804 году в Кронштадте и покрытая медными листами, она была отправлена для участия в войне против Турции и Франции.
Операции в Средиземноморье
[ редактировать ]5 июля 1805 года вышел указ Александра I о подготовке эскадры под командованием вице-адмирала Д. Сенявина (в том числе « Москва» под командованием капитана Е. П. Гетцена и «Святой Петр» под командованием капитана И. А. Баратынского) для экспедиций в Средиземное море . 10 сентября [ OS 22 сентября] 1805 года эскадра вышла из Кронштадта, прошла Ревель — Хельсингёр (3 октября [ OS 15 октября]). [ 2 ] - Портсмут (9 октября [ OS 21 октября]) [ 3 ] – Гибралтар – Кальяри – Мессина (11 января [ OS 23 января] 1806 г. (где соединились с эскадрами контр-адмиралов Грейга и Александра Андреевича Сорокиных) и достигли Корфу 18 января [ OS 30 января] 1806 г. [ 4 ] Затем «Москва» сопроводила транспорты с войсками до Дарданелл и вернулась на Корфу. В апреле 1806 года она перевела войска с Корфу в бывшую австрийскую крепость Каттаро .
20 мая [ OS 2 июня] 1806 года, еще в составе эскадры Сенявина, вместе с линейными кораблями «Селафаил» , «Святой Петр» и фрегатом «Венера » [ 5 ] она прибыла в Триест, чтобы освободить русские торговые суда, задержанные Австрией. [ 6 ] После вывода этих кораблей « Москва» осталась там с несколькими судами меньшего размера для блокады Венеции. 30 мая [ OS 12 июня] она обстреляла большой караван торговых судов, отправлявшихся из Венеции в Истрию с французскими канонерскими лодками, заставив их вернуться в порт. [ 5 ] С июня по сентябрь 1806 г. она участвовала в действиях против французов в Рагузе и Кастельнуово (в руках России с 28 февраля 1806 г. по 12 августа 1807 г.). В декабре 1806 года « Москва» подошла к эскадре Сенявина, осаждавшей крепость Курцола , и участвовала в бомбардировке и капитуляции французов в крепости Бразза . [ 5 ]
После отхода эскадры Сенявина с Корфу на Дарданеллы февраля 1807 года « Москва» осталась в составе Адриатической эскадры капитан-коммодора Баратынского. Ильи 10 Андреевича Андреевич ), который также непосредственно командовал кораблем «Святой Петр». В состав этой эскадры по существу входили 3 линейных корабля, 3 фрегата, 3 брига и 1 корвет . [ 5 ] 12 мая [ OS 24 мая] 1807 года Баратынский высадил десант у Курзолы . [ 7 ] В конце мая 1807 года корабли обстреляли французские войска, двигавшиеся на юг вдоль побережья, и высадили русский десант у крепости Алмисса . Баратынский вернулся в Кастельнуово около 6 июня.
Попытка побега во время англо-русской войны
[ редактировать ]После Тильзитского мира крепости Будуа , Кастельнуово (12 августа), Каттаро, Корфу в июле 1807 года Баратынский передал французам (20 августа). Его корабли отправились из Кастельнуово в Венецию. Хотя Венеция была заблокирована теперь уже враждебными англичанами, « Москве» разрешили высадить войска в Пирано благодаря переговорам контр-адмирала Грейга с британским капитаном Кэмпбеллом . [ 8 ]
После перемирия с Турцией 22 августа 1807 года большая часть русского флота (5 линейных кораблей, 4 фрегата, 4 корвета, 4 брига и множество захваченных турецких кораблей под командованием капитан-коммодора Салтанова) получила приказ вернуться в Севастополь.
24 августа 1807 года Сенявин отрядил Грейга с « Москвой» , «Святым Петром» и несколькими меньшими судами для повторного занятия Корфу, уступленного России Францией по Тилистскому договору. [ 9 ] Остальная часть флота (около 10 линейных кораблей, три фрегата) [ 5 ] под командованием Сенявина достиг Корфу 4 сентября [ OS 16 сентября] 1807 года и получил приказ идти на запад. 19 сентября [ OS 1 октября] 1807 года флот Сенявина отправился в сторону Гибралтара, чтобы достичь Балтики . Однако позже этот флот был интернирован британцами недалеко от Лиссабона 30 октября [ OS 11 ноября] 1807 года.
Корабли «Москва» и «Святой Петр» из-за ветхого состояния сначала остались в бухте Каттаро . [ 10 ] Однако оба корабля отправились с Корфу 2 октября [ OS 14 октября] 1807 года, чтобы также попасть в Балтийское море. Они были повреждены во время шторма между Сицилией и Сардинией вошли в порт Портоферрайо и 17 октября для ремонта [ OS 29 октября]. [ 1 ] [ 4 ] Баратынский вернулся в Россию по суше в декабре 1807 года. [ 11 ] Оба корабля теперь находились под командованием капитана « Москвы» де Гетцена.
24 апреля 1808 года французский бриг Ле Рекен приказал двум кораблям отправиться в Тулон, чтобы присоединиться к эскадре под командованием адмирала Гантома . 3 мая «Москва» и «Святой Петр» бросили якорь в Тулоне. [ 12 ] и, пробыв там 22 месяца, еще под российским флагом, командир кораблей де Гетцен 27 сентября 1809 г. был вынужден уступить их Франции в качестве компенсации за ремонт и снабжение экипажей. (Поврежденные корабли стоимостью около 794 300 франков должны были покрыть французские расходы в размере 1 063 333 франков. Остальная часть долга, вероятно, больше не была выплачена после начала войны между Россией и Францией). [ 13 ] В начале 1810 года команды кораблей покинули Тулон на суше. [ 14 ] и вернулся в Россию 17 мая [ OS 29 мая] 1810 г. [ 15 ]
Повторно использовался как французский корабль Duquesne в Тулоне в 1811 году.
[ редактировать ]Из обоих поврежденных кораблей только « Москва» , казалось, все еще могла пригодиться для службы в составе оборонительного флота Гантома против британской блокады. [ 16 ] Указом от 27 сентября 1810 года о основании двух новых военно-морских училищ в Бресте и Тулоне « Москва» была преобразована в учебный корабль и переименована в «Дюкен» . 5 февраля 1811 года [ 17 ] С января 1811 года капитан барон Мотар. [ 18 ] На этом корабле командовал École spéciale de Marine (специальной военно-морской школой) в Тулоне, которому помогал капитан фрегата Фурре, временно назначенный 31 июля 1811 года. Вскоре после этого изуродованный капитан де Вайссо Жан Александр Перидье был назначен командующим школа, с 24 декабря 1811 г. по 11 декабря 1812 г. [ 19 ] Имена лейтенантов были Вюиссон, Венель, Альбер и Пелле Бридуар. Имена прапорщиков были Фреминвиль, Баттендье, Монфор, Мод'уи. [ 20 ]
С 27 сентября 1811 года по 12 августа 1815 года профессором военной медицины и хирургии был Жан Бонифаций Тексторис , главный врач французской эскадры в Трафальгарском сражении . [ 21 ]
В 1816 году [ 12 ] « Дюкен» превратился в остов , который оставался в гавани, действуя как плавучая школа. На верхней палубе разместились классные комнаты, а на нижней — студенческие комнаты с гамаками. Навыки мореплавания отрабатывались на нескольких корветах, сотрудничающих с главным школьным кораблем.
Дальнейшая судьба
[ редактировать ]« Дюкен» оставался учебным кораблем до 1822 года, затем плавучей тюрьмой , пока его окончательно не разобрали в 1830–1833 годах. [ 22 ] « Святой Петр» в 1810 году стал кораблём-базой, а с января 1812 года до конца 1813 года — станционным кораблем. [ 23 ] С октября 1813 по 1819 год он использовался как тюремный корпус.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Тредреа и Созаев (2010) , стр. 162–163.
- ^ Стаатс (1805) , с. 4 из №170.
- ^ Bronevskiy & Boland (2019) , p. 654.
- ^ Перейти обратно: а б Гетц (2012) , Корабли Балтийского флота.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Novikov (1948) , Section IV.
- ^ Bronevskiy & Boland (2019) , pp. 196–197.
- ^ Bronevskiy & Boland (2019) , p. 657.
- ^ Ловелл (1879) , с. 81.
- ^ Джеймс (1826) , стр. 456–457.
- ^ Де Винсент (1861) , с. 486.
- ^ Bronevskiy & Boland (2019) , p. 658.
- ^ Перейти обратно: а б Уинфилд и Робертс (2015) , стр. 1669–1670.
- ^ Mioque (2014) , последний абзац.
- ^ Де Винсент (1861) , с. 511.
- ^ Bronevskiy & Boland (2019) , p. 659.
- ^ Де Винсент (1861) , с. 509.
- ^ Уинфилд и Робертс (2015) , с. 1669.
- ^ Кондетт (2016) , стр. 76–79.
- ^ Бокур (1972) , с. 130.
- ^ Кондетт (2016) , с. 78.
- ^ «Уведомление № LH//2582/41» . База Леонора (на французском языке).
- ^ Де Винсент (1861) , стр. 486–487.
- ^ Уинфилд и Робертс (2015) , с. 1670.
Ссылки
[ редактировать ]- Бокур, Фернан Эмиль (1972). Верный последователь императора в свое время: Жан Матье Александр Сари (1792–1862) (на французском языке). Полет. 2. Общество защиты императорского замка Пон-де-Брик. OCLC 689927895 .
- Броневский Владимир Богданович; Боланд, Дэррин (2019). Северные тары в южных водах: Русский флот в Средиземном море, 1806-1810 гг . Гелион и компания. ISBN 978-1-91286-671-7 .
- Кондетт, Жан-Франсуа (2016). Школы на войне: Действующие лица и образовательные учреждения в военных беспорядках (17-20 века) (на французском языке). Прессы Universitaires du Nord. ISBN 9782757414279 .
- Винсент, Феликс Брун (1861). Морские войны Франции, порт Тулон, его вооружение, его администрация, от его зарождения до наших дней (на французском языке). Полет. 2. Х. Плон. OCLC 793583196 .
- Гетц, Роберт (2012). «Русские морские силы в Средиземноморье: 1805-1809» . Серия «Наполеон» . Проверено 10 февраля 2020 г.
- Джеймс, Уильям (1826). Военно-морская история Великобритании: от объявления войны Францией в феврале 1793 года до воцарения Георга IV. в январе 1820 года . Том. 4. Лондон: Хардинг.
- Летросн, Жак (1978). «Морской бой при Лиссе, 13 мая 1811 года». Нептуния (на французском языке). 129 . Париж: Ассоциация друзей морских музеев.
- Ловелл, Уильям Стэнхоуп (1879). Личное повествование о событиях с 1799 по 1815 год с анекдотами . Лондон: В. Аллен и компания. OCLC 560808683 .
- Миоке, Николя (6 мая 2014 г.). «Русские суда отошли Франции (1809 г.)» . Труа-Пон (на французском языке) . Проверено 10 февраля 2020 г.
- Novikov, N.V. (1948). "Section IV. War with France 1804-1807". Boyevaya letopis' russkogo flota. Khronika vazhneishikh sobytii voyennoi istorii russkogo flota s IX veka po 1917 god Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. [ Боевые летописи ВМФ России. Летопись важнейших событий истории Российского военно-морского флота с IX века по 1917 год . Москва: Воениздат. OCLC 52199292 .
- «Письмо из Копенгагена от 19 октября» . Государственная и научная газета Гамбургского беспристрастного корреспондента (на немецком языке). Том 170. Гамбург: Наследники Грундше. 23 октября 1805 года . Получено 10 февраля 2020 г. - через GoogleBooks.
- Тредреа, Джон; Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта 1696–1860 гг . Сифорт. ISBN 978-1-84832-058-1 .
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
- Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2 .