Буржуйная скульптура
Пузатые скульптуры (исп. barrigones pl. или barrigón Sing.) представляют собой круглые скульптуры тучных человеческих фигур, вырезанных из валунов. Они являются отличительным элементом скульптурной традиции южного региона майя в Мезоамерике . Точная цель пузатых скульптур неизвестна, хотя они, судя по всему, были объектом общественного почитания и ритуалов, проводимых правящей элитой. [ 1 ] Хотя эта скульптурная традиция встречается в южной части территории майя , было признано, что сами скульптуры не принадлежат майя. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Пузатые памятники обычно представляют собой грубые круглые скульптуры чрезвычайно толстых человеческих фигур; они обычно сидят, скрестив ноги, и их огромные раздутые животы сжимаются руками и ногами фигуры. Головы круглые, глаза обычно закрыты, веки пухлые, губы выдающиеся. Памятники, как правило, неопределенного пола и обычно вырезаны из порфирового базальта — породы с сочетанием крупных и мелких зерен минерала, распространенной в предгорьях Центральной Америки . Время от времени встречаются примеры пузатых фигурок, изготовленных из других материалов, например керамики или других типов камней. [ 3 ]
Существуют вариации на тему пузата, включая полные скульптуры пузата, пузаты без головы, некоторые из которых могут быть намеренно безголовыми, а также скульптуры пузата, состоящие только из бестелесной головы, которые признаны принадлежащими к стилю, хотя у них нет пузатого тела. Некоторые пузатые скульптуры носят ошейники или одежду, а другие явно обнажены. Есть примеры с очень выступающим пупком, в то время как в других скульптурах пупок вообще не акцентируется. Некоторые образцы пузатых скульптур имеют украшения на груди, а некоторые скульптуры установлены на постаментах. Есть примеры пузатых скульптур, соответствующих общему типу, но не столь толстые, как это принято. [ 4 ]
Буржуйные скульптуры сильно различаются по размеру и весу: от самых маленьких экземпляров, которые могут весить всего несколько граммов и иметь размер 4 сантиметра (1,6 дюйма), до памятников, которые весят 12 тонн и имеют размер 2 метра (6,6 фута). [ 5 ]
Встречаться
[ редактировать ]Датировка пузатых скульптур была проблематичной, поскольку лишь немногие из ранее известных скульптур были найдены в их первоначальном контексте. Исследователи с 1950-х по 1970-е годы утверждали, что этот стиль был заимствован у ольмеков или, возможно, до-ольмеков. [ 6 ] что культура ольмеков существовала с 1500 г. до н.э. по 400 г. до н.э. На основании радиоуглеродного датирования считается , [ 7 ] Исследования в Санта-Летисии были сосредоточены на решении проблемы датировки и надежно датировали памятники Санта-Летиция 1 и 3 периодом между 500 г. до н.э. и 100 г. н.э., используя комбинацию радиоуглеродного датирования и керамических доказательств. [ 6 ]
Датировка памятников позднему доклассическому периоду указывает на то, что пузатый стиль может быть более поздней производной от более ранних колоссальных голов ольмеков , хотя и не отвечает на вопрос об этнической принадлежности скульпторов. Пузатые памятники иногда повторно использовались более поздними народами региона, например, в Син-Кабесасе , Копане и Теопане. Против теории о том, что пузатая скульптура является формой искусства, находящейся под влиянием ольмеков, можно привести то, что направление распространения этого стиля, по-видимому, было с юга на север, в то время как центральная часть ольмеков лежит на севере, на побережье Мексиканского залива , который могло бы указывать на ожидаемое распространение с севера на юг, если бы ольмеки действительно были источником этого стиля. [ 8 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Буржуйные скульптуры интерпретировались по-разному. Исследователи предположили, что пузатые скульптуры представляют собой умерших предков. Альтернативно, их ассоциировали с младенцами или с плохо изученным Толстым Богом из мезоамериканской мифологии. Буржуйные памятники также ассоциировались с группой сверхъестественных существ, связанных с домашним очагом . [ 9 ] Дальнейшая интерпретация, основанная на скульптуре, найденной в Теопане на западе Сальвадора, интерпретирует пузатые фигуры как беременных женщин в срок, возможно, в самом процессе родов. [ 10 ]
Одна из теорий состоит в том, что скульптуры представляют собой умерших людей с раздутыми телами, закрытыми глазами, раздутыми животами и опухшими лицами. Положение конечностей на некоторых памятниках, хотя и повторяет естественные очертания валуна, создает впечатление положения трупов, найденных в погребальных связках более поздних майя. Вполне возможно, что памятник Пасако 2 и пузо из Сан-Хуана-Сакатепекеса изображают размещение нефритовой бусины во рту скульптуры. Хотя предполагалось, что сами памятники являются надгробиями, было обнаружено только три скульптуры, непосредственно связанные с человеческими останками. [ 9 ] Один из них — керамический буржуйка из Колхи в Белизе , другие — из Чалчуапы и Каминальджую . Однако, поскольку большинство пузатых памятников не были найдены на своих первоначальных местах, невозможно узнать, служили ли они первоначально погребальными знаками. [ 11 ]
Альтернативная интерпретация пузатых памятников состоит в том, что они были символами власти. Об этом свидетельствуют положение тел, представленное в скульптурах, тип иногда изображаемых на них украшений, пьедесталы, на которых они иногда сидят, и церемониальные места, где они находятся, а также их расположение внутри таких мест. Положение тела «пуза» символизирует власть; фигуры сидят, скрестив ноги и обхватив руками тело или удерживая какой-либо предмет. Известно, что на двадцати пяти памятниках пузатам в качестве украшения на шее изображен воротник, что снова наводит на мысль о правлении. Основания постаментов известны по пузатым скульптурам из Син-Кабесаса, Антигуа-Гватемалы , Каминальхую, Санта-Крус-дель-Киче , Такалика Абаха , Тикаля , Ухуксте , Эль-Бальсамо , Лос-Серритоса и Ла-Нуэвы в Гватемале , Чалчуапы в Сальвадоре и Копана в Гондурасе . Это составляет 42% памятников с пузатыми скульптурами. Если пьедесталы эквивалентны тронам, то также имеет значение памятник Бильбао 58, который был найден связанным с четырехногим каменным алтарем или троном и, возможно, первоначально располагался на его вершине. [ 11 ]
Разнообразие памятников, относящихся к пузатой скульптурной традиции, и индивидуальность памятников подтверждают аргумент о том, что памятники представляют отдельных правителей. Памятники, возможно, рассматривались древними народами региона как изображение правления и их предков. [ 12 ]
Распределение
[ редактировать ]Пузатые скульптуры распространены вдоль тихоокеанского склона южной Мезоамерики от Чьяпаса в Мексике , через Гватемалу до Сальвадора, а также в горной местности Гватемалы. Несколько экземпляров были найдены дальше, в низменностях майя в Гватемале и Гондурасе. [ 13 ] Керамическая фигурка пузата была найдена далеко в Колхе на севере Белиза и датирована примерно 880–600 годами до нашей эры, в среднем доклассическом периоде . [ 14 ]
Область | Кол-во памятников [ 15 ] | % |
---|---|---|
Чьяпас (Тихоокеанский склон) | 4 | 4% |
Гватемала (Тихоокеанский склон) | 51 | 55% |
Гватемала (горная местность) | 19 | 21% |
Сальвадор (Тихоокеанский склон) | 8 | 8% |
Низины майя | 5 | 5% |
неизвестный | 6 | 7% |
Ядро ареала приходится на влажную предгорную зону, где земля состоит из вулканической почвы и щебня, снесенного с гор, с естественными базальтовыми валунами разных размеров, которые послужили практичным сырьем для скульптуры. [ 15 ] Буржуйные скульптуры можно найти в известных церемониальных центрах. [ 11 ]
Чьяпас (Мексика)
[ редактировать ]Сайт | Кол-во памятников [ 16 ] |
---|---|
Исапа | 1 |
Группа | 2 |
Тонала – Тапанатепек | 1 |
Гватемала
[ редактировать ]Примеры были обнаружены во многих местах на тихоокеанском побережье Гватемалы, включая Такалик-Абай, Монте-Альто , Бильбао и Эль-Бауль . Самые ранние образцы пузатых памятников датируются средним доклассическим периодом, причем большинство из них относится к позднему доклассическому периоду. [ 1 ]
Хорошо сохранившиеся образцы пузатых скульптур позднего доклассического периода были найдены в Бильбао, на прибрежной равнине, и в Каминальжуйу, в горах Гватемалы. [ 18 ] Небольшой памятник-пузику был найден в главном городе майя Тикаль в низменности Петен в Гватемале. [ 19 ]
Зона | Сайт | Кол-во памятников [ 16 ] |
---|---|---|
Хайлендс | Антигуа-Гватемала | 1 |
Kaminaljuyu | 15 | |
Озеро Атитлан | 1 | |
Сан-Хуан Сакатепекес | 1 | |
Санта-Крус-дель-Киче | 1 | |
Тихоокеанское побережье | Бальзам | 1 |
Ствол | 1 | |
Бильбао | 3 | |
Чикимулилья | 5 | |
Серритос | 3 | |
Чокола | 1 | |
Концепция | 3 | |
Финка Солола ( Тикисате ) | 3 | |
Хиральда | 2 | |
Ла Гомера | 3 | |
Высокая Гора | 6 | |
Новый | 2 | |
Оберо | 2 | |
Пасако | 2 | |
Безголовый | 4 | |
Такалик Абай | 8–11 [ 20 ] | |
Утром | 2 | |
Низины майя | Сан-Бартоло | 1 [ 21 ] |
Тикаль | 1 |
Есть некоторые различия в чертах лица: у жителей Каминальджую толстые тела с короткими толстыми шеями и большими головами, иногда они носят широкий воротник. Лица изображены резными линиями, тяжелые и грубые. Ноги обхватывают тело параллельно земле, руки прижаты к туловищу, локти согнуты. [ 22 ] В Каминальюйу самая большая концентрация пузатых скульптур среди всех мест, некоторые из них были найдены сосредоточенными на площади памятников Паланганы. [ 11 ]
Большие памятники-пузаты были найдены в Хиральде, месте в 6 км (3,7 мили) от побережья Тихого океана. [ 23 ]
Пузатые скульптуры из Син-Кабесаса стилистически связаны со скульптурой ольмеков, но были повторно использованы более поздними народами и были найдены в заполнении, относящемся к позднему классическому периоду. Памятники в Син-Кабесасе были безголовыми, когда их обнаружили, и не было обнаружено никаких фрагментов недостающих голов, что позволяет предположить, что они уже были повреждены, когда были заново установлены более поздними обитателями этого места. [ 24 ]
В Такалик-Абае все памятники в стиле пузата относятся к позднему доклассическому периоду. Стилистически памятники очень похожи на памятники Каминальджую и Монте-Альто. Семь памятников представляют собой пузатые скульптуры (Памятники 2, 3, 19, 40, 69, 94 и 117), шесть из них представляют собой законченные фигуры. Три памятника представляют собой небольшие пузатые скульптуры (памятники 100, 107 и 109) и одна скульптура — колоссальная голова в пузатом стиле (памятник 99). [ 17 ]
Одна скульптура пузата была найдена в Чоколе , Гватемала. [ 25 ]
Гондурас
[ редактировать ]В Копане в Гондурасе, еще одном важном памятнике майя, археологи нашли пузатую скульптуру на вершине Северо-Западной платформы, к западу от Большой площади. Другой был найден в тайнике под стелой 4. Другие пузатые памятники были найдены в тайниках под стелами позднего классицизма на самой Большой площади и по всей долине Копан. [ 26 ]
Сайт | Кол-во памятников [ 27 ] |
---|---|
Копан | 2+ |
Сальвадор
[ редактировать ]Небольшой экземпляр, раскопанный из-под позднедоклассических уровней структуры E3-1 в Чалчуапе в Сальвадоре, может относиться к среднему доклассическому периоду. [ 28 ] Три пузатых памятника были найдены на большой террасе в Санта-Летисии в Сальвадоре, месте недалеко от Чалчуапы, состоящем из различных курганов и платформ. Эти памятники были большими и особенно толстыми. [ 29 ] Памятники Санта-Летиция 1 и 3 сыграли важную роль в надежной датировке пузатого стиля скульптуры. [ 6 ] Пузаты Сальвадора соответствуют стилю валунной скульптуры Монте-Альто. [ 10 ]
Сайт | Кол-во памятников [ 30 ] |
---|---|
Чалчуапа | 1 |
Святая Летисия | 3 |
Феопан | 1 |
Памятник Санта-Летисии 1 представляет собой почти сферическую скульптуру пузата и самый маленький из трех памятников пузату на этом месте, его высота составляет 1,6 метра (5,2 фута). Памятник 2 представляет собой массивный буржуй высотой 2 метра (6,6 футов), разделенный пополам посередине. Памятник 3 представляет собой тонко вырезанную фигуру-пузатку, стилистическую схожесть с некоторыми скульптурами, найденными в Монте-Альто в Гватемале. Ее высота составляет 1,8 метра (5,9 футов). Все три скульптуры имели высоту и диаметр от 1,5 до 2 метров (от 4,9 до 6,6 футов). Памятники были расположены по линии север-юг на террасе шириной 70 метров (230 футов), выступающей с холма Серрито-де-Апанека. [ 31 ]
Хотя в одном обзоре распространения пузатых скульптур приводится пример из Кара-Сусия, на самом деле никаких подобных памятников на этом месте не известно. [ 9 ]
Пузик Теопана явно представляет собой женскую фигуру и был интерпретирован как скульптура богини земли позднего доклассического периода. [ 10 ] Сам Теопан — это небольшой участок, расположенный на острове на озере Коатепеке на западе Сальвадора. [ 10 ] Это место было идентифицировано как поселение майя позднего доклассического периода . [ 10 ] Хотя скульптура Теопана имеет типичные черты стиля Монте-Альто, такие как закрытые опухшие глаза, отсутствие шеи, обхватывающие руки, четко выраженный морской нос и бороздки, образующие части носа и рта, она также включает в себя некоторые необычные черты, такие как четко обозначенная грудь. , широкие бедра, ягодицы и вогнутость под ногами 10 см (3,9 дюйма). [ 10 ] Закрытые веки позже были заново вырезаны с добавлением двух неправильных овальных вогнутостей, чтобы изобразить открытые глаза, вероятно, в постклассический период . [ 10 ] Пузат Теопана, вероятно, является идолом, упомянутым испанским колониальным чиновником Диего Гарсиа де Паласио в письме, написанном в 1576 году, в котором он упоминает, что туземцы Пипил на острове поклонялись «большому каменному идолу в форме женщины». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шарер 2000, стр. 476-477.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.13.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес, 2008, стр. 16-18.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр. 18, 20.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр. 16-17, 20.
- ^ Jump up to: а б с Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.22.
- ^ Диль 2004, стр. 9, 81.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес, 2008, стр. 22-23. Амароли, стр. 51-53.
- ^ Jump up to: а б с Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Амароли, стр. 51-53.
- ^ Jump up to: а б с д Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.24.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.25.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр. 13, 19.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.19.
- ^ Jump up to: а б Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.21.
- ^ Jump up to: а б Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.20.
- ^ Jump up to: а б Оррего Корсо и Шибер де Лаварреда 2001, стр.791-2.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр.245.
- ^ Шарер 2000, стр.476.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.20. Оррего Корсо и Шибер де Лаварреда 2001, стр. 791-2, 806.
- ^ Крейг 2005, стр. 268-269.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес, 2008, стр. 16-17.
- ^ Бове и Медрано Бусто 2003, стр.77.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес, 2008, стр. 22-23.
- ^ Гернси, 2012, стр.50.
- ^ Фаш 2005, стр. 78-79.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.20. Мода 2005, стр. 78-79.
- ^ Шарер 2000, стр. 476-477. Шарер и Трэкслер, 2006, стр. 245.
- ^ Кобос 1994, 1998, стр.56. Шарер и Трэкслер, 2006, стр. 245.
- ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.20. Амароли, стр. 51-53.
- ^ Демарест и др. 1982, стр. 558, 560–562.
Ссылки
[ редактировать ]- Амароли, Пол (1997). «Недавно обнаруженная пузатая скульптура из Сальвадора и новая интерпретация жанра» ( PDF ) . Мексиканец . 19 (3). Германия: Маркт Швабен Заурвайн: 51–53 . Проверено 28 июля 2010 г.
- Бове, Фредерик Дж.; Соня Медрано Бусто (2003). «Теотиуакан, милитаризм и Тихоокеанская Гватемала». В Брасвелле, Джеффри Э. (ред.). Майя и Теотиуакан: новая интерпретация раннего классического взаимодействия . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-70587-5 . ОСЛК 49936017 .
- Кобос, Рафаэль (1998) [1994]. Синтез археологии Сальвадора 1850-1991 гг . Сборник антропологии и истории (№ 21) (на испанском языке). Сан-Сальвадор, Сальвадор: CONCULTURA (Национальный совет по культуре и искусству).
- Крейг, Джессика Х. (2005). Ж. П. Лапорт; Б. Поток; Х. Мехиа (ред.). «Посвящение, прекращение и увековечение: святилище поздней классики в Сан-Бартоло, Петен» (PDF) . XVIII симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2004 г. (на испанском языке). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 267–275. Архивировано из оригинала (цифровая версия) 7 июля 2011 г. Проверено 24 ноября 2010 г.
- Демарест, Артур А .; Рой Свитсур; Райнер Бергер (июль 1982 г.). «Свидания и культурные ассоциации скульптурного стиля «Пузатый»: новые свидетельства из Западного Сальвадора». Американская древность . 47 (3). Общество американской археологии : 557–571. дои : 10.2307/280235 . JSTOR 280235 .
- Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28503-9 . OCLC 56746987 .
- Фэш, Уильям Л. (2005). «К социальной истории долины Копан». В Э. Уиллис Эндрюс; Уильям Л. Фэш (ред.). Копан: История древнего королевства майя . Санта-Фе и Оксфорд: Школа американских исследований Press и James Currey Ltd., стр. 73–101. ISBN 0-85255-981-Х . OCLC 56194789 .
- Гернси, Джулия (2012). Скульптура и социальная динамика в доклассической Мезоамерике . Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-01246-2 . OCLC 758397418 .
- Макиннис Томпсон, Лаури; Фред Вальдес-младший (2008). «Пузатая скульптура: инвентаризация и анализ». Древняя Мезоамерика . 19 (1). США: Издательство Кембриджского университета: 13–27. дои : 10.1017/S0956536108000278 .
- Оррего Корсо, Мигель; Криста Шибер де Лаварреда (2001). Ж. П. Лапорт; АК Суаснавар; Б. Арройо (ред.). «Сборник памятников, выставленных в Такалике-Абадже» (PDF) . XIV симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2000 г. (на испанском языке). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 786–806. Архивировано из оригинала (цифровая версия) 11 декабря 2009 г. Проверено 13 октября 2009 г.
- Шарер, Роберт Дж. (2000). «Нагорье Майя и прилегающее Тихоокеанское побережье». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 1 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 449–499. ISBN 0-521-35165-0 . OCLC 33359444 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .