Jump to content

Буржуйная скульптура

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Пузатая скульптура из Монте-Альто в Гватемале, выставленная на площади Ла-Демокрасия.

Пузатые скульптуры (исп. barrigones pl. или barrigón Sing.) представляют собой круглые скульптуры тучных человеческих фигур, вырезанных из валунов. Они являются отличительным элементом скульптурной традиции южного региона майя в Мезоамерике . Точная цель пузатых скульптур неизвестна, хотя они, судя по всему, были объектом общественного почитания и ритуалов, проводимых правящей элитой. [ 1 ] Хотя эта скульптурная традиция встречается в южной части территории майя , было признано, что сами скульптуры не принадлежат майя. [ 2 ]

Описание

[ редактировать ]

Пузатые памятники обычно представляют собой грубые круглые скульптуры чрезвычайно толстых человеческих фигур; они обычно сидят, скрестив ноги, и их огромные раздутые животы сжимаются руками и ногами фигуры. Головы круглые, глаза обычно закрыты, веки пухлые, губы выдающиеся. Памятники, как правило, неопределенного пола и обычно вырезаны из порфирового базальта — породы с сочетанием крупных и мелких зерен минерала, распространенной в предгорьях Центральной Америки . Время от времени встречаются примеры пузатых фигурок, изготовленных из других материалов, например керамики или других типов камней. [ 3 ]

Существуют вариации на тему пузата, включая полные скульптуры пузата, пузаты без головы, некоторые из которых могут быть намеренно безголовыми, а также скульптуры пузата, состоящие только из бестелесной головы, которые признаны принадлежащими к стилю, хотя у них нет пузатого тела. Некоторые пузатые скульптуры носят ошейники или одежду, а другие явно обнажены. Есть примеры с очень выступающим пупком, в то время как в других скульптурах пупок вообще не акцентируется. Некоторые образцы пузатых скульптур имеют украшения на груди, а некоторые скульптуры установлены на постаментах. Есть примеры пузатых скульптур, соответствующих общему типу, но не столь толстые, как это принято. [ 4 ]

Буржуйные скульптуры сильно различаются по размеру и весу: от самых маленьких экземпляров, которые могут весить всего несколько граммов и иметь размер 4 сантиметра (1,6 дюйма), до памятников, которые весят 12 тонн и имеют размер 2 метра (6,6 фута). [ 5 ]

Встречаться

[ редактировать ]

Датировка пузатых скульптур была проблематичной, поскольку лишь немногие из ранее известных скульптур были найдены в их первоначальном контексте. Исследователи с 1950-х по 1970-е годы утверждали, что этот стиль был заимствован у ольмеков или, возможно, до-ольмеков. [ 6 ] что культура ольмеков существовала с 1500 г. до н.э. по 400 г. до н.э. На основании радиоуглеродного датирования считается , [ 7 ] Исследования в Санта-Летисии были сосредоточены на решении проблемы датировки и надежно датировали памятники Санта-Летиция 1 и 3 периодом между 500 г. до н.э. и 100 г. н.э., используя комбинацию радиоуглеродного датирования и керамических доказательств. [ 6 ]

Датировка памятников позднему доклассическому периоду указывает на то, что пузатый стиль может быть более поздней производной от более ранних колоссальных голов ольмеков , хотя и не отвечает на вопрос об этнической принадлежности скульпторов. Пузатые памятники иногда повторно использовались более поздними народами региона, например, в Син-Кабесасе , Копане и Теопане. Против теории о том, что пузатая скульптура является формой искусства, находящейся под влиянием ольмеков, можно привести то, что направление распространения этого стиля, по-видимому, было с юга на север, в то время как центральная часть ольмеков лежит на севере, на побережье Мексиканского залива , который могло бы указывать на ожидаемое распространение с севера на юг, если бы ольмеки действительно были источником этого стиля. [ 8 ]

Интерпретация

[ редактировать ]
Памятник Такалику Абажу 99: колоссальная голова в форме пузата с одутловатым лицом, напоминающим раздутый труп.

Буржуйные скульптуры интерпретировались по-разному. Исследователи предположили, что пузатые скульптуры представляют собой умерших предков. Альтернативно, их ассоциировали с младенцами или с плохо изученным Толстым Богом из мезоамериканской мифологии. Буржуйные памятники также ассоциировались с группой сверхъестественных существ, связанных с домашним очагом . [ 9 ] Дальнейшая интерпретация, основанная на скульптуре, найденной в Теопане на западе Сальвадора, интерпретирует пузатые фигуры как беременных женщин в срок, возможно, в самом процессе родов. [ 10 ]

Одна из теорий состоит в том, что скульптуры представляют собой умерших людей с раздутыми телами, закрытыми глазами, раздутыми животами и опухшими лицами. Положение конечностей на некоторых памятниках, хотя и повторяет естественные очертания валуна, создает впечатление положения трупов, найденных в погребальных связках более поздних майя. Вполне возможно, что памятник Пасако 2 и пузо из Сан-Хуана-Сакатепекеса изображают размещение нефритовой бусины во рту скульптуры. Хотя предполагалось, что сами памятники являются надгробиями, было обнаружено только три скульптуры, непосредственно связанные с человеческими останками. [ 9 ] Один из них — керамический буржуйка из Колхи в Белизе , другие — из Чалчуапы и Каминальджую . Однако, поскольку большинство пузатых памятников не были найдены на своих первоначальных местах, невозможно узнать, служили ли они первоначально погребальными знаками. [ 11 ]

Пузатая скульптура из Монте-Альто на выставке в La Democracia.

Альтернативная интерпретация пузатых памятников состоит в том, что они были символами власти. Об этом свидетельствуют положение тел, представленное в скульптурах, тип иногда изображаемых на них украшений, пьедесталы, на которых они иногда сидят, и церемониальные места, где они находятся, а также их расположение внутри таких мест. Положение тела «пуза» символизирует власть; фигуры сидят, скрестив ноги и обхватив руками тело или удерживая какой-либо предмет. Известно, что на двадцати пяти памятниках пузатам в качестве украшения на шее изображен воротник, что снова наводит на мысль о правлении. Основания постаментов известны по пузатым скульптурам из Син-Кабесаса, Антигуа-Гватемалы , Каминальхую, Санта-Крус-дель-Киче , Такалика Абаха , Тикаля , Ухуксте , Эль-Бальсамо , Лос-Серритоса и Ла-Нуэвы в Гватемале , Чалчуапы в Сальвадоре и Копана в Гондурасе . Это составляет 42% памятников с пузатыми скульптурами. Если пьедесталы эквивалентны тронам, то также имеет значение памятник Бильбао 58, который был найден связанным с четырехногим каменным алтарем или троном и, возможно, первоначально располагался на его вершине. [ 11 ]

Разнообразие памятников, относящихся к пузатой скульптурной традиции, и индивидуальность памятников подтверждают аргумент о том, что памятники представляют отдельных правителей. Памятники, возможно, рассматривались древними народами региона как изображение правления и их предков. [ 12 ]

Распределение

[ редактировать ]
Тихоокеанская прибрежная зона южной Мезоамерики, показывающая ядро ​​зоны распространения буржуйки.

Пузатые скульптуры распространены вдоль тихоокеанского склона южной Мезоамерики от Чьяпаса в Мексике , через Гватемалу до Сальвадора, а также в горной местности Гватемалы. Несколько экземпляров были найдены дальше, в низменностях майя в Гватемале и Гондурасе. [ 13 ] Керамическая фигурка пузата была найдена далеко в Колхе на севере Белиза и датирована примерно 880–600 годами до нашей эры, в среднем доклассическом периоде . [ 14 ]

Область Кол-во памятников [ 15 ] %
Чьяпас (Тихоокеанский склон) 4 4%
Гватемала (Тихоокеанский склон) 51 55%
Гватемала (горная местность) 19 21%
Сальвадор (Тихоокеанский склон) 8 8%
Низины майя 5 5%
неизвестный 6 7%

Ядро ареала приходится на влажную предгорную зону, где земля состоит из вулканической почвы и щебня, снесенного с гор, с естественными базальтовыми валунами разных размеров, которые послужили практичным сырьем для скульптуры. [ 15 ] Буржуйные скульптуры можно найти в известных церемониальных центрах. [ 11 ]

Чьяпас (Мексика)

[ редактировать ]
Сайт Кол-во памятников [ 16 ]
Исапа 1
Группа 2
Тонала Тапанатепек 1

Гватемала

[ редактировать ]
Памятник 109 в Такалик-Абае, небольшая скульптура-пузат. [ 17 ]

Примеры были обнаружены во многих местах на тихоокеанском побережье Гватемалы, включая Такалик-Абай, Монте-Альто , Бильбао и Эль-Бауль . Самые ранние образцы пузатых памятников датируются средним доклассическим периодом, причем большинство из них относится к позднему доклассическому периоду. [ 1 ]

Хорошо сохранившиеся образцы пузатых скульптур позднего доклассического периода были найдены в Бильбао, на прибрежной равнине, и в Каминальжуйу, в горах Гватемалы. [ 18 ] Небольшой памятник-пузику был найден в главном городе майя Тикаль в низменности Петен в Гватемале. [ 19 ]

Зона Сайт Кол-во памятников [ 16 ]
Хайлендс Антигуа-Гватемала 1
Kaminaljuyu 15
Озеро Атитлан 1
Сан-Хуан Сакатепекес 1
Санта-Крус-дель-Киче 1
Тихоокеанское побережье Бальзам 1
Ствол 1
Бильбао 3
Чикимулилья 5
Серритос 3
Чокола 1
Концепция 3
Финка Солола ( Тикисате ) 3
Хиральда 2
Ла Гомера 3
Высокая Гора 6
Новый 2
Оберо 2
Пасако 2
Безголовый 4
Такалик Абай 8–11 [ 20 ]
Утром 2
Низины майя Сан-Бартоло 1 [ 21 ]
Тикаль 1
Колоссальная голова в стиле пузата выставлена ​​​​в Ла-Демократии, Эскуинтле и родом из Монте-Альто.

Есть некоторые различия в чертах лица: у жителей Каминальджую толстые тела с короткими толстыми шеями и большими головами, иногда они носят широкий воротник. Лица изображены резными линиями, тяжелые и грубые. Ноги обхватывают тело параллельно земле, руки прижаты к туловищу, локти согнуты. [ 22 ] В Каминальюйу самая большая концентрация пузатых скульптур среди всех мест, некоторые из них были найдены сосредоточенными на площади памятников Паланганы. [ 11 ]

Большие памятники-пузаты были найдены в Хиральде, месте в 6 км (3,7 мили) от побережья Тихого океана. [ 23 ]

Пузатые скульптуры из Син-Кабесаса стилистически связаны со скульптурой ольмеков, но были повторно использованы более поздними народами и были найдены в заполнении, относящемся к позднему классическому периоду. Памятники в Син-Кабесасе были безголовыми, когда их обнаружили, и не было обнаружено никаких фрагментов недостающих голов, что позволяет предположить, что они уже были повреждены, когда были заново установлены более поздними обитателями этого места. [ 24 ]

В Такалик-Абае все памятники в стиле пузата относятся к позднему доклассическому периоду. Стилистически памятники очень похожи на памятники Каминальджую и Монте-Альто. Семь памятников представляют собой пузатые скульптуры (Памятники 2, 3, 19, 40, 69, 94 и 117), шесть из них представляют собой законченные фигуры. Три памятника представляют собой небольшие пузатые скульптуры (памятники 100, 107 и 109) и одна скульптура — колоссальная голова в пузатом стиле (памятник 99). [ 17 ]

Одна скульптура пузата была найдена в Чоколе , Гватемала. [ 25 ]

Гондурас

[ редактировать ]

В Копане в Гондурасе, еще одном важном памятнике майя, археологи нашли пузатую скульптуру на вершине Северо-Западной платформы, к западу от Большой площади. Другой был найден в тайнике под стелой 4. Другие пузатые памятники были найдены в тайниках под стелами позднего классицизма на самой Большой площади и по всей долине Копан. [ 26 ]

Сайт Кол-во памятников [ 27 ]
Копан 2+

Сальвадор

[ редактировать ]

Небольшой экземпляр, раскопанный из-под позднедоклассических уровней структуры E3-1 в Чалчуапе в Сальвадоре, может относиться к среднему доклассическому периоду. [ 28 ] Три пузатых памятника были найдены на большой террасе в Санта-Летисии в Сальвадоре, месте недалеко от Чалчуапы, состоящем из различных курганов и платформ. Эти памятники были большими и особенно толстыми. [ 29 ] Памятники Санта-Летиция 1 и 3 сыграли важную роль в надежной датировке пузатого стиля скульптуры. [ 6 ] Пузаты Сальвадора соответствуют стилю валунной скульптуры Монте-Альто. [ 10 ]

Сайт Кол-во памятников [ 30 ]
Чалчуапа 1
Святая Летисия 3
Феопан 1

Памятник Санта-Летисии 1 представляет собой почти сферическую скульптуру пузата и самый маленький из трех памятников пузату на этом месте, его высота составляет 1,6 метра (5,2 фута). Памятник 2 представляет собой массивный буржуй высотой 2 метра (6,6 футов), разделенный пополам посередине. Памятник 3 представляет собой тонко вырезанную фигуру-пузатку, стилистическую схожесть с некоторыми скульптурами, найденными в Монте-Альто в Гватемале. Ее высота составляет 1,8 метра (5,9 футов). Все три скульптуры имели высоту и диаметр от 1,5 до 2 метров (от 4,9 до 6,6 футов). Памятники были расположены по линии север-юг на террасе шириной 70 метров (230 футов), выступающей с холма Серрито-де-Апанека. [ 31 ]

Хотя в одном обзоре распространения пузатых скульптур приводится пример из Кара-Сусия, на самом деле никаких подобных памятников на этом месте не известно. [ 9 ]

Пузик Теопана явно представляет собой женскую фигуру и был интерпретирован как скульптура богини земли позднего доклассического периода. [ 10 ] Сам Теопан — это небольшой участок, расположенный на острове на озере Коатепеке на западе Сальвадора. [ 10 ] Это место было идентифицировано как поселение майя позднего доклассического периода . [ 10 ] Хотя скульптура Теопана имеет типичные черты стиля Монте-Альто, такие как закрытые опухшие глаза, отсутствие шеи, обхватывающие руки, четко выраженный морской нос и бороздки, образующие части носа и рта, она также включает в себя некоторые необычные черты, такие как четко обозначенная грудь. , широкие бедра, ягодицы и вогнутость под ногами 10 см (3,9 дюйма). [ 10 ] Закрытые веки позже были заново вырезаны с добавлением двух неправильных овальных вогнутостей, чтобы изобразить открытые глаза, вероятно, в постклассический период . [ 10 ] Пузат Теопана, вероятно, является идолом, упомянутым испанским колониальным чиновником Диего Гарсиа де Паласио в письме, написанном в 1576 году, в котором он упоминает, что туземцы Пипил на острове поклонялись «большому каменному идолу в форме женщины». [ 10 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Шарер 2000, стр. 476-477.
  2. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.13.
  3. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес, 2008, стр. 16-18.
  4. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр. 18, 20.
  5. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр. 16-17, 20.
  6. ^ Jump up to: а б с Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.22.
  7. ^ Диль 2004, стр. 9, 81.
  8. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес, 2008, стр. 22-23. Амароли, стр. 51-53.
  9. ^ Jump up to: а б с Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.23.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Амароли, стр. 51-53.
  11. ^ Jump up to: а б с д Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.24.
  12. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.25.
  13. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр. 13, 19.
  14. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.19.
  15. ^ Jump up to: а б Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.21.
  16. ^ Jump up to: а б Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.20.
  17. ^ Jump up to: а б Оррего Корсо и Шибер де Лаварреда 2001, стр.791-2.
  18. ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр.245.
  19. ^ Шарер 2000, стр.476.
  20. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.20. Оррего Корсо и Шибер де Лаварреда 2001, стр. 791-2, 806.
  21. ^ Крейг 2005, стр. 268-269.
  22. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес, 2008, стр. 16-17.
  23. ^ Бове и Медрано Бусто 2003, стр.77.
  24. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес, 2008, стр. 22-23.
  25. ^ Гернси, 2012, стр.50.
  26. ^ Фаш 2005, стр. 78-79.
  27. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.20. Мода 2005, стр. 78-79.
  28. ^ Шарер 2000, стр. 476-477. Шарер и Трэкслер, 2006, стр. 245.
  29. ^ Кобос 1994, 1998, стр.56. Шарер и Трэкслер, 2006, стр. 245.
  30. ^ Макиннис Томпсон и Вальдес 2008, стр.20. Амароли, стр. 51-53.
  31. ^ Демарест и др. 1982, стр. 558, 560–562.
  • Амароли, Пол (1997). «Недавно обнаруженная пузатая скульптура из Сальвадора и новая интерпретация жанра» ( PDF ) . Мексиканец . 19 (3). Германия: Маркт Швабен Заурвайн: 51–53 . Проверено 28 июля 2010 г.
  • Бове, Фредерик Дж.; Соня Медрано Бусто (2003). «Теотиуакан, милитаризм и Тихоокеанская Гватемала». В Брасвелле, Джеффри Э. (ред.). Майя и Теотиуакан: новая интерпретация раннего классического взаимодействия . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN  0-292-70587-5 . ОСЛК   49936017 .
  • Кобос, Рафаэль (1998) [1994]. Синтез археологии Сальвадора 1850-1991 гг . Сборник антропологии и истории (№ 21) (на испанском языке). Сан-Сальвадор, Сальвадор: CONCULTURA (Национальный совет по культуре и искусству).
  • Крейг, Джессика Х. (2005). Ж. П. Лапорт; Б. Поток; Х. Мехиа (ред.). «Посвящение, прекращение и увековечение: святилище поздней классики в Сан-Бартоло, Петен» (PDF) . XVIII симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2004 г. (на испанском языке). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 267–275. Архивировано из оригинала (цифровая версия) 7 июля 2011 г. Проверено 24 ноября 2010 г.
  • Демарест, Артур А .; Рой Свитсур; Райнер Бергер (июль 1982 г.). «Свидания и культурные ассоциации скульптурного стиля «Пузатый»: новые свидетельства из Западного Сальвадора». Американская древность . 47 (3). Общество американской археологии : 557–571. дои : 10.2307/280235 . JSTOR   280235 .
  • Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон . ISBN  0-500-28503-9 . OCLC   56746987 .
  • Фэш, Уильям Л. (2005). «К социальной истории долины Копан». В Э. Уиллис Эндрюс; Уильям Л. Фэш (ред.). Копан: История древнего королевства майя . Санта-Фе и Оксфорд: Школа американских исследований Press и James Currey Ltd., стр. 73–101. ISBN  0-85255-981-Х . OCLC   56194789 .
  • Гернси, Джулия (2012). Скульптура и социальная динамика в доклассической Мезоамерике . Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-01246-2 . OCLC   758397418 .
  • Макиннис Томпсон, Лаури; Фред Вальдес-младший (2008). «Пузатая скульптура: инвентаризация и анализ». Древняя Мезоамерика . 19 (1). США: Издательство Кембриджского университета: 13–27. дои : 10.1017/S0956536108000278 .
  • Оррего Корсо, Мигель; Криста Шибер де Лаварреда (2001). Ж. П. Лапорт; АК Суаснавар; Б. Арройо (ред.). «Сборник памятников, выставленных в Такалике-Абадже» (PDF) . XIV симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2000 г. (на испанском языке). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 786–806. Архивировано из оригинала (цифровая версия) 11 декабря 2009 г. Проверено 13 октября 2009 г.
  • Шарер, Роберт Дж. (2000). «Нагорье Майя и прилегающее Тихоокеанское побережье». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 1 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 449–499. ISBN  0-521-35165-0 . OCLC   33359444 .
  • Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN  0-8047-4817-9 . OCLC   57577446 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3b5ead3b6d1e8598f4be77c04c8f739__1706928480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/39/e3b5ead3b6d1e8598f4be77c04c8f739.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Potbelly sculpture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)