Василиса, поэтому хорошо
Василисса ergo gaude» (« Поэтому радуйтесь, принцесса ») — изоритмический мотет композитора эпохи Возрождения « Гийома Дюфе . По тематике его иногда группируют вместе с «Плачом Святой Матери Константинопольской церкви» , «Славным апостолом» , «Бальзамом и чистым воском», Дюфе которые обычно называют византийскими песнопениями . [ 1 ] Его создание было вызвано браком 21 января 1421 года Клеофы Малатесты , дочери Малатесты ди Пандольфо, с Теодором II Палеологом , сыном византийского императора Мануила и деспота Мореи II . [ 2 ] Было высказано предположение, что настоящий мотет был написан в 1420 году и, возможно, является самым ранним примером этой хоровой формы, если не самым ранним произведением, приписываемым Дюфе. [ 3 ] Ранее предполагалось, что первое исполнение мотета состоялось 19 мая 1419 года, во время торжеств перед свадьбой. [ 4 ]
Василиса, ergo gude, |
Поэтому радуйся, принцесса , |
Ярче, чем твой муж |
Славнее от мужа твоего, |
В молодом возрасте |
В юношеском цветении |
Тенор |
Тенор |
Теноровая строка взята из Псалма 45:11 (44:11 в традиционной католической нумерации), темой которого является королевский брак. Стих, выбранный для мотета, встречается в католической литургии в период различных праздников Девы Марии . [ 6 ] Мотет сохранился в рукописи современной музыки Болонского кодекса, Международного музея и музыкальной библиотеки , MS Q15.
По структуре композицию сравнивают со зрелым произведением Йоханнеса Чиконии , франко-фламандского композитора, также работавшего в Италии. Из четырех используемых голосов два верхних голоса, несущих мелодию, часто имитируют друг друга и движутся быстрее, чем два нижних голоса. Талея . повторяется только один раз Дополнительным приемом, независимым от чисто изоритмического оформления мотета, является каноническое вступление (короткий канон, используемый в качестве прелюдии), появляющееся в начале композиции. [ 7 ]
Несмотря на то, что нумерологический мистицизм, часто встречающийся в Ars Antiqua, по-видимому, имел второстепенное значение в музыкальной композиции начиная с XIV века, [ 8 ] были попытки интерпретировать текстуру и дизайн мотета с символико-мистической точки зрения. Известно, что Дюфе использовал подобные приемы, такие как гематрия (система числовой символики, заимствованная из пифагорейского корпуса), в других свадебных композициях. [ 9 ] Теноровая линия, исполняющая Cantus Firmus в «Василиссе ergo gaude», состоит в общей сложности из 2х49 нот плюс две заключительные ноты, что в сумме составляет 100 нот. Было высказано предположение, что это число подразумевает средневековую символику покаяния, ведущего к абсолютному единству. Далее было предложено, чтобы число 100 было связано с общим числом 700 или же 7x100 нот остальных трех голосов, намекая на священное число 7. Общая сумма нот в мотете равна 800, и это было интерпретировано как намек на число 8. В средневековой нумерологии 8 обозначала вечность, понимаемую в контексте мотета Дюфе как вечную стабильность.
Вся эта числовая символика, должно быть, имела особое значение ввиду политически мотивированного брака между Клеофой Малатестой и Теодором Палеологом. Брак был организован как часть серии дипломатических жестов между дядей Клеофы Папой Мартином V и византийским императором. Была надежда, что это будет способствовать воссоединению Римско-католической и Восточной Православной Церкви (ср. Флорентийский собор ). [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маргарет Варделл Сандрески, «Золотое сечение в трех византийских мотетах Дюфе», Journal of Music Theory , Vol. 25, нет. 2 (Осень 1981 г.), с. 291–306
- ^ Дж. Майкл Аллсен, «Интертекстуальность и композиционный процесс в двух кантиленских мотетах Хьюго де Лантена», Журнал музыковедения , Vol. 11, № 2 (Весна 1993 г.), с. 176, сноска 6
- ^ Говард Майер Браун, «Гийом Дюфе и раннее Возрождение», Старая музыка , Том. 2, № 4 (октябрь 1974 г.), с. 221
- ^ Йоханнес Вольф, «Голландское влияние в полифонической размерной музыке до 1480 года. Библиографический очерк», Tijdschrift der Vereeniging voor Noord-Nederlands Muziekgescheidis , D. 6de, 4de Stuk (1900), стр.223
- ^ Переведенный текст почти полностью основан на Леофранке Холфорде-Стривенсе, «Поэт Дю Фэй? Проблемы в текстах его мотетов», История старинной музыки , Vol. 16, (1997), стр. 102–103.
- ^ Академия григорианского пения
- ^ Говард Майер Браун, «Гийом Дюфе и раннее Возрождение», Старая музыка , Том. 2, № 4 (октябрь 1974 г.), с. 222–3
- ^ академического хора Умео Карта старинной вокальной музыки
- ^ Аллан В. Атлас, «Гематрия, брачные числа и золотые сечения в «Resvellies vous» Дюфе», Acta Musicologica , Vol. 59, Fasc. 2 (май – август 1987 г.), стр. 111
- ^ Обзор Яапа ван Бентема, Рецензируемая работа: Дюфай Дэвида Фаллоуза , в Журнале Ассоциации истории голландской музыки , Д. 33-й, Эп. 1-й/2-й (1983), с. 111
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Онлайн-спектакль и транскрипция в современных обозначениях Huelgas-Ensemble под руководством Пола Ван Невеля.